Обитатель палаты 6. «В чем заключается трагедия доктора Рагина. Несколько интересных сочинений


А. П. Чехов отличается удивительным умением выражать суть жизни через раскрытие личной истории главных героев. Его произведения всегда попадают точно в цель проблемы и заставляют задуматься о насилии над человеческой личностью, бесправии перед должностными лицами. Одним из таких выдающихся трудов является повесть «Палата № 6», изданная в 1892 году.

Сюжет

В небольшом захолустном городишке во флигеле больницы для душевнобольных находится палата № 6. Писатель знакомит нас с яркими персонажами, среди которых Иван Дмитрич Громов. Когда-то он был судебным приставом, но пережитые неприятности и потери довели его до сумасшествия.

Он единственный из больных, который сознательно заботится о своих соседях по палате. Иван Дмитрич отличается от остальных умалишённых обитателей клиники рассудительностью и деликатностью .

По ту сторону палаты — санитары, сторож Никита, фельдшер, врач Евгений Хоботов, которые не хотят замечать физических и душевных мук несчастных больных. К тому же в больнице царила антисанитария и нищета, придававшие ещё больше мрачный вид лечебному учреждению.

Единственного, кого мучила совесть за обворовывание пациентов был врач Андрей Ефимыч Рагин . По ночам он размышлял о том, что в жизни мало интеллигентных людей, с которыми можно было бы поговорить по душам. Однажды, он произвёл фурор в больнице, посетив пациентов .

В палате под номером шесть он разговорился с Иваном Громовым и с тех пор посещал его ежедневно. Рагина поразила глубина размышлений бывшего пристава. Он нашёл единственного умного собеседника, да и тот был больным . За то, что Громова он посчитал мудрым человеком Рагин сам поплатился и попал на лечение в , читать о которой рекомендуем на сайте.

Проблематика произведения

  • Тема бессердечия врачей и прочих социальных работников актуальна и в наши дни.
  • Остро описана проблема равнодушия окружающих людей, неумение сострадать и здраво мыслить. Общество, в котором относятся формально к людям, само является больным.
  • Чехов призывает не бояться стать чуточку добрее, войти в положение собеседника и помочь тому хотя бы выслушав.
  • Автором хорошо показано, что по-настоящему умных, честных людей нередко считают сумасшедшими, пошлость же, воровство, презрение к страданиям других возводится в ранг добродетели.

Что же хотел сказать в своём произведении доктор человеческих душ А. П. Чехов ? В повести «Палата № 6» затронут вопрос гуманного отношения не только к больным людям, но ко всем без исключения. Однажды, на месте другого человека можем оказаться мы .

В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец». В палате обитают пять человек. Первый - «худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами». Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй - Моисейка, весёлый дурачок, «помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская». Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он принадлежит к числу тех людей, которые обожают во всем порядок, и потому нещадно бьёт больных). Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному «из благородных» - бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определённого момента начали преследовать несчастья. Сначала умер старший сын - Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвёртый обитатель - «оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом». Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьёт. Пятый и последний обитатель - «худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом». У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил «Станислава второй степени со звездой» или какой-то совсем редкий орден вроде шведской «Полярной звезды», но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь.

После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него «тяжёлая, грубая, мужицкая», но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок. Когда он вступил в должность, «богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым.

Однажды Рагин решил навестить палату № 6. Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и «сонной одурью». Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу. Это происходит ещё и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведётся о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошёл ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится.

В тот же день почтмейстер предлагает ему вместе поехать развеяться в Москву, Петербург и Варшаву, и Рагин понимает, что это также связано со слухами о его душевной болезни. Наконец ему прямо предлагают «отдохнуть», т. е. подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывает в карты деньги Рагина, и они возвращаются домой, не доехав до Варшавы.

Дома все опять начинают докучать Рагину его мнимым сумасшествием. Наконец он не выдерживает и гонит из своей квартиры вон Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно, и он идёт извиняться к почтмейстеру. Тот уговаривает доктора лечь в больницу. В конце концов его помещают туда хитростью: Хоботов приглашает его в палату № 6 якобы на консилиум, затем выходит якобы за стетоскопом и не возвращается. Доктор становится «больным». Сначала он пытается как-то выйти из палаты, Никита его не пускает, они с Громовым начинают бунт, и Никита бьёт Рагина в лицо. Доктор понимает, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние полной безнадёжности, и вскоре он умирает от апоплексического удара. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

Пересказал

Доктор в больнице и её директор. Несмотря на то, что когда он принимал её, больница была в ужасном состоянии, но он за все годы правления, так ничего и не изменил. С годами он стал ленив, практически перестал принимать больных и заниматься руководством больницы.

Иван Дмитрич Громов

Один из обитателей палаты №6, единственный “благородный”, бывший судебный пристав и губернский секретарь. В один из дней у него вдруг началась мания преследования, за что он и попал к сумасшедшим. Там он познакомился с доктором Андреем Ефимычем, который считал его хорошим собеседником. Общение с Громовым довело врача до психушки, и вскоре она сам очутился в одной палате с Иваном Дмитриевичем.

Михаил Аверьяныч

Почтмейстер, единственный друг Андрея Ефимыча Рагина. Когда-то был богатым помещиком, служил в кавалерии. Сейчас работает на почте, любит покричать на посетителей, да так, что люди боятся ходить к нему. Часто приходит в гости к доктору, где они ведут беседы и пьют пиво. Вместе они съездили в путешествие, где в Варшаве он проиграл 500 рублей, которые ему пришлось занять у Рагина. Деньги ему он так и не вернул.

Евгений Федорыч Хоботов

Уездный врач, присланный на помощь Рагину. Ему ещё нет и тридцати лет, брюнет высокого роста. Он сразу невзлюбил Андрея Ефимыча и мечтал занять его место. Вскоре ему представилась такая возможность, и он в полной мере ей воспользовался. Он засадил доктора в палату №6 и лишил его квартиры.

Сергей Сергеич

Фельдшер в больнице, очень религиозный человек. Практически принимал больных вместо Андрея Ефимыча Рагина. Содержал практику в городе.

Никита

Сторож во флигеле для душевнобольных, суровый и грубый старый солдат. Он может побить больных,­ отбирает деньги у Моисейки, которые он выпрашивает на улице. За собой не смотрит, спит на грязном белье, любит выпить.

Моисейка

Один из обитателей палаты №6, который сошёл с ума лет двадцать назад, после того, как у него сгорела шапочная мастерская. Ему единственному разрешают выходить за пределы больницы. Он ходит по улицам и просит милостыню. Все деньги, которые ему жертвуют, грубо отбирает Никита.

Дарьюшка

Кухарка у Андрея Ефимыча Рагина.

Мещанин с рыжими усами

«Палата номер 6» – одно из самых знаменитых произведений русского классика Антона Павловича Чехова. Культовая повесть рассказывает историю обитателей одной захолустной больницы для душевнобольных. На самом же деле медицинское учреждение является мастерской аллегорией на современную Россию.

«Палата номер 6» – одна из 19 повестей, написанных Чеховым за его творческую карьеру. Она входит в число самых знаменитых на ряду со «Степью», «Драмой на охоте», «Скучной историей», «Дуэлью». Произведение было опубликовано в 1892 году в журнале «Русская мысль». «Палата №6» создавалась как бы по наитию, просто из-за необходимости написать что-то. В письме Иерониму Иеронимовичу Ясинскому, писателю, литературному критику, журналисту, Чехов сообщал, что кончает неимоверно скучную повесть, в которой полно рассуждений, отсутствует женщина и элемент любви.

Как бы не хулил свое творение писатель, «Палата №6» произвела огромный резонанс. Со временем выражение «палата №6» стало нарицательным. Его используют в том случае, ели хотят дать характеристику чему-то ненормальному, из ряда вон выходящему.

Чехов «Палат номер 6»: краткое содержание

Характеристика героев

В забытом богом уездом городке, которых можно найти огромное множество на карте необъятной России, находится больница для душевнобольных. Там, в старом флигеле, есть палата под номером шесть. У лечебного заведения удручающий вид: положенная невесть когда штукатурка осыпалась и покрывает стены уродливыми кусками, крыша поржавела. Все здесь, даже гвозди перекошенного серого забора, имею окаянный вид. Грязные окна шестой палаты наглухо закрытыми толстыми прутьями железных решеток, от чего больница походит на тюрьму.

В палате №6 пять пациентов:

Первый – худощавый мещанин с рыжими усами и заплаканными глазками. Днями напролет он сидит, подпирая голову кулачком, глядит в одну точку и о чем-то грустно вздыхает.

Второй – толстяк с тупым бессмысленными лицом. Он не реагирует ни на что, ни с кем не говорит и, кажется, окончательно утратил способность мыслить.

Третий – худой блондин с добреньким и в то же врем хитреньким лицом. У него мания величия, блондин очень словоохотлив, он обожает рассказывать всем подряд о своих выдуманных достижениях, совершенных в прошлой жизни, до того, как он попал в больницу.

Четвертый – дурачок Мойсейка. Этот старик с острой бородкой и курчавыми черными, как у негра, волосами, тронулся умом лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская. Мойсейка очень добр, бескорыстен, услужлив, щедр.Таких, как он, обыкновенно называют блаженными, божьими людьми.

Пятый обитатель палаты – Иван Дмитриевич Громов – единственный интеллигент среди пациентов. Ему 33, он бывший судебный пристав, официальный диагноз – мания преследования. Именно в лице Громова главврач больницы Андрей Ефимович Рагин находит отличного собеседника.

Андрей Ефимович Рагин – талантливый врач, просаживающий свои жизненные силы и талант в захолустном городе и ужасной больнице. Видя плачевное состояние лечебного заведения, главврач принимает решение ничего не менять, потому что не видит смысла в жалких попытках одного человека изменить к лучшему то, что нуждается в коренной переработке. Вскоре образ жизни Рагина сводится к водке с огурцами, пустым разговорам с почтмейстером Михаилом Аверьинычем и чтению книг. Но однажды доктор Рагин зашел в палату №6, где у него завязался разговор с пациентом Громовым.

Несмотря на то что Громов находился по ту сторону больничной решетки, он призывал бороться за свои права и страстно жаждал изменить мир к лучшему. Философия пациента из шестой шла вразрез с теорией созерцательности, которой придерживался Рагин. Однако дискуссия с интеллигентным умным человеком так заинтересовала и взволновала доктора, что он стал наведываться в палату практически каждый день, чтобы поговорить со своим любимцем.

Такое поведение доктора не могло не привлечь внимание, и вскоре по больнице поползли слухи, что доктор сошел с ума. Распространению клеветы немало поспособствовал уездный врач Евгений Федорович Хоботов, активно претендующий на место Рагина. В конце концов Андрею Ефимовичу предлагают «уйти в отпуск». Рагин прекрасно понимает, что его выживают. Это подрывает его душевные силы, он становится импульсивным, раздражительным и однажды выставляет своих друзей из квартиры.

Вскоре Раина приглашают на консилиум в больницу. Хоботов обманом заманивает Рагина в палату №6 и оставляет там. Сторож Никита, специализирующийся в большей степени на жестоком избивании пациентов, приносит больничную форму и бьет разжалованного доктора в лицо. Андрей Ефимович понимает, что его жизнь и философия дали трещину. Рагин больше не видит смысла в существовании, а потому жизнь уходит из него – вскоре Рагин умирает от апоплексического удара.

Главная идея

Полемика Громова и Рагина зиждилась на столкновении двух точек зрения. Рагин позиционировал себя в качестве созерцателя. Он называл жизнь суетой сует и не считал целесообразным вмешиваться в текущий ход событий. Смысла бороться нет. Громов, напротив, считал, что жизнь – это борьба. Мыслящий человек не может оставаться в стороне, когда вокруг творится хаос когда страдают другие люди. Пациент называл философию доктора «философий российского лежебоки». «Удобная философия, – с пылом отмечал Громов. – И совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь».

Автор подводит читателя к осознанию – серьезные общественные проблемы касаются каждого человека. Жизнь не изменится к лучшему до тех пор, пока люди будут оставаться глухи, пока будет существовать понятие «чужое горе».

Чехов наблюдает за дискуссией своих героев как бы отстраненно, позволяя высказаться и доктору, и его пациенту. Однако финальные события повести доказывают несостоятельность рагинской философии. Непредсказуемая жизнь может повернуться так, что ты окажешься в положении угнетенного, и тогда философствовать начнут другие, в то время как ты будешь слезно просить о помощи.

Анализ произведения

Отталкиваясь от центральной идеи действия и бездействия, Чехов также препарирует актуальные общественные и философские проблемы:

  • насилия над человеческой личностью;
  • права и бесправия;
  • ценности жизни человека (быть точными, проблема обесценивая жизни);
  • бесправия современных людей (угнетенному, обездоленному, несправедливо обвиненному просто негде искать защиты).

Чеховская палата №6 – это уменьшенная копия современной России. Обитатели палаты и больницы – граждане России, из которых состоит общество. В нем есть место несчастным обездоленным, слепцам-тугодумам, блаженным дурачкам (Мойсейка), палачам, тупым воякам (сторож Никита), лицемерам и карьеристам (Хоботов), безответственным гулякам (почтмейстер), праздным философам (Рагин) и, конечно же, восторженным романтикам, отчаянным смельчакам (Громов). Кстати говоря, благодаря последним наш мир все еще существует.

«Палата №6» в кино

Культовая повесть Антона Павловича Чехова неоднократно экранизировалась. Первый фильм был снят на территории ФРГ в 1974 году. Срежиссировал ленту Карл Фрухтман. Затем последовали две экранизации от Польши и Югославии.

В 2004 году вышел первый российский фильм под названием «Рагин». Руководил проектом Кирилл Серебряков («Дневник убийцы» (т/с), «Юрьев день»). Роль Рагина исполнил Алексей Гуськов, Громова сыграл Александр Галибин.

Самый знаменитый фильм вышел в России под одноименным названием «Палата №6». Над лентой работал творческий тандем мэтров отечественной режиссуры Александр Горновский («Сын», «Пятая группа крови» (т/с) и Карен Шахназаров («Курьер», «Мы из джаза»). Роли Рагина и Громова исполнили Александр Ильин и Алексей Вертков. Также в проекте приняли участие звезды отечественного кинематографа – Александр Панкратов-Черный, Евгений Стычкин, Виктор Соловьев, Алексей Жарков и другие.

Сочинение

Чехов восстал против насильственного начала в жизни, удобного для тех, кто сам не страдает. Эту повесть он написал в 1892 году после своей поездки на остров Сахалин – « каторжный остров», где делал перепись населения и, вольно или нет, видел тюремных заключенных, каторжников и простых людей, наблюдал их надзирателей, которые в обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков и розг…» и очень напоминают Никиту и весь медицинский персонал больницы, описанный впоследствии в повести. Чехов не мог терпеть такую несправедливость.

«Душа у меня кипит», – писал он по возвращении с острова. Результатом поездки стала книга «Остров Сахалин», а затем и серия повестей, среди них « Палата № 6». Вот мнения писателя по поводу этих произведений: « Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий халат». На Сахалине Чехов чувствует необходимость выработать новое мировоззрение, определить свое отношение к толстовской проповеди любви к ближнему и непротивления злу насилием и к либерально-народнической теории « малых дел». Но приходит к выводу, что все это несостоятельно, что жизнь нелепа и запутанна, и что люди тяготятся такой жизнью. А теория Толстого неуместна и отрицается самой жизнью, как в « Палате № 6».

Доктор Рагин – человек незлой, умный, сострадательный, и он со своей позиции может любить ближнего, ему не за что кого-то ненавидеть, а Громов его не может понять, потому что он знает разницу «между этой палатой и теплым кабинетом». Большую часть населения России представляла беднота, знающая разницу между грязными, дурно пахнущими квартирками на окраинах и огромными сверкающими особняками в центре города. Иногда туда, к этим людям, как с неба, спускался кто-то всегда живший в достатке и недоумевал, жалея их, почему люди не могут любить друг друга.

Несмотря на чувства, испытываемые писателем, повесть ведется в очень сдержанном тоне, позволяя читателю самому понять главную идею автора. Лесков писал об этой повести так: « в « Палате № 6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду Палата № 6. Это Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем, это так. Палата его – это Русь!». « Палата № 6» казалась современникам целиком посвященной только критике « толстовства», «непротивления» . А здесь все то же: идеалы и действительность. Теперь Чехову вся Россия кажется тюрьмой народов, могилой лучших мечтаний людей.

Изображенная палата умалишенных близка по описанию к сахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому сумасшедшому дому, а жизнь обитателей больницы похожа на жизнь сахалинских каторжан. Но вскоре общество разглядело в повести критику философии равнодушия, которой страдало общество, осуждение пассивности. Человек не должен быть доволен своей сутьбой, если жизнь напоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой вредной философией жизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести побеждает философия Громова, философия действия, противостояния миру.

«Палата № 6» оказалась самым счастливым произведением Чехова по единодушнм похвалам, которыми было встречено, и признавалось современниками лучшим из всего прежде написанного писателем. Критика подчеркивала его художественные достоинства – правдивость психологического изображения, естественность, тонкость и изящество манеры, языка. Во многих отзывах внимание акцентировалось именно на стиле эмоционального эффекта, производимого повестью и на ее общественно- символический характер.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ рассказа А.П. Чехова «Палата № 6»
Поделиться: