Необычные обычаи африканских племен и народов. Cамые странные и ужасные сексуальные традиции народов мира. Бунтарский дух и воинственность - отличительные черты народа масаи


  • Цель работы.
  • Обоснование выбора темы.
  • Основная идея работы.
  • Этапы и ход работы.
  • Племена и народы Африки.
  • Традиции и обычаи народов
  • Информационные источники.




  • В своей работе я бы выделила несколько этапов.
  • Определение темы, идеи.
  • Поиск информации (Интернет, энциклопедии, др.)
  • Исследования.
  • Обработка, сортировка, систематизация информации.
  • Дополнительные материалы:
  • Статьи из журнала «Вокруг света»
  • Адреса сайтов
  • Диск с фильмом «ЮАР»

Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По приблизительным подсчетам, на континенте живет примерно 50 наций и народностей и 3 тысячи различных племен, говорящих на тысяче языках. На Африканском континенте 107 этносов, насчитывают более 1 млн. человек каждый и составляют 86,2% всего населения. Численность 24 народов превышает 5 млн. чел., и они составляют 55,2% населения Африки.

Женщины народности зулу. ЮАР.

Крупнейшие из них – египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, аромо, суданские арабы. При этом следует учитывать, что практически каждый этнос имеет свой язык, исключение составляет арабский язык, на котором говорит одна пятая часть африканского континента.

В странах Тропической Африки соседствуют друг с другом мусульманские общности различных направлений, толков, сект; христиане – также различных вероисповеданий, сторонники традиционных верований, афрохристиан, сочетающих христианство с традиционными религиями.



Традиция (от лат. traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; его способы. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.



Шаман посредник между видимым и невидимыми мирами, как хозяин духов, как сверхъестественный врачеватель и т. д. Но, чтобы злой дух не узнал шамана или другого участника ритуала в лицо, и не вселился в него, существуют маски .

Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую танцор придерживает зубами.



Танец во все времена был неотъемлемой частью человеческой жизни. Шаманами чаще всего были мужчины, и их главным инструментом воздействия на природу и события был и есть до наших дней - танец. На всех континентах во всех Древних религиях жрецы или их помощники использовали танец для восхваления богов, просьб о помощи...

Танцевали на каждый праздник, перед охотой, перед посевной, перед войной... Танцевали все, и женщины и мужчины, но в некоторых случаях в танцах участвовали только мужчины. Танец - это не только и не столько обращение к богам, но и прекрасная тренировка тела и координации движения. Если внимательно присмотреться, то формы или другими словами, комплексы, выполняемые мастерами восточных единоборств, своими плавными движениями и переходами напоминают танцевальные движения.

Меня всегда привлекало не столько красота или плавность движений, сколько восхищало умение в совершенстве владеть телом, и впечатляло осознание того, сколько же труда и упорства необходимо было приложить, чтоб добиться такого результата.

Даже современные пляски требуют некоторой гибкости и выносливости, только вот движения напоминают диких африканцев, собирающихся на войну. К тому же основными музыкальными инструментами являются барабаны и прочий ударный металл. С самых диких времен, и до сих пор, во всех странах и на всех континентах люди под барабаны шли на войну, рубили головы, расстреливали, прогоняли сквозь строй как в русских армиях времен крепостничества, ну и само собой - хоронили...



Женская страсть к украшениям поддерживается одной из древнейших традиций, возникшей во времена, когда человеческая культура только-только зарождалась. Cудя по маленьким бусинам из раковин моллюсков, найденным в Израиле и Алжире, сто тысяч лет назад бусы или браслеты уже были известны людям. С тех пор не осталось, кажется, ни одного материала, из которого не изготавливали бы украшения, не осталось и части тела, на которую их бы не надевали - от лба до пальцев ног.

Традиционные украшения

нигерийской женщины.

Женщина племени ама-ндебеле из Южной Африки с традиционным шейным украшением, которое сейчас уже редко можно увидеть на молодых девушках.

Женщина с самой длинной шеей считалась самой красивой у ама-ндебеле. С раннего детства женщины этого народа носили на шее латунные обручи, благодаря чему шея могла удлиниться на 40-50 см. Эти обручи нельзя было снимать, так как отсутствие шейной мускулатуры привело бы женщину к немедленной смерти.


На этом фото изображена женщина из племени кихепо, которое проживало на востоке Судана. Клиновидные или круглые диски считались в Африке важным украшением для женщин. Женщины надевали эти диски в то время, когда их мужья и свекрови отсутствовали. Таким образом африканские женщины пытались подражать птицам, имеющим культовое значение для африканцев. В некоторых африканских племенах этот обычай восходит к стремлению шокировать своим внешним видом работорговцев. Сегодня африканская молодежь пользуется лишь в некоторых случаях прищепками для губ, но обычно украшения для губ не используются.

Украшения, которые надевались позже, служили защитой для открытых частей тела, через которые в человека легко могли бы проникнуть злые духи, вредные испарения или какие-либо сверхъестественные силы.


Эфиопский народ – сурма – самые изобретательные декораторы человеческого тела, такие только есть на Земле. Телесный орнамент они подбирают для себя так же тщательно и ревностно, как европейские модники подбирают себе одежду. В нескольких мазках немудреного природного красителя сурма – рассказ о себе, о свих желаниях и чувствах, о воинственности или стремлении к миру, о радости или печали, о любви.

Женщина из племени мусгу с прищепкой из алюминия на верхней губе. Такие украшения были характерны для многих племен республики Чад. В детском возрасте девочкам из племен лоби и кирди протыкали уши, губы и нос.


Традиционное украшение зулусов с рогами буйвола, символизирующее силу.

Невеста из племени самбуру.

Удлинение головы у племени мангбе-ту - до недавних пор это соответствовало тамошнему идеалу красоты; считалось, что такое удлинение способно защитить женщину от колдовства. Для достижения подобного эффекта через несколько дней после рождения ребенка голову новорожденного туго бинтовали. Затем на голове носили длинный цилиндрический узел из волос, чтобы усилить эффект удлинения черепа.


Расцвет парикмахерского искусства Африки пришелся на XVII-XIX века - времена «королевств». Именно тогда прически начали делать не на париках, а из собственных волос. Это означало, что человек с помощью прически не столько участвовал в текущем ритуале - свадьбе или похоронах, сколько стремился «остаться самим собой» как можно дольше, вне зависимости от происходящего.

Древний восточноафриканский культ змеи с головой льва нашел отражение в традиционной прическе - косичках-змеях с «головками» из тяжелых бусин. Эфиопия

Родина афро - Западная Африка. Разновидностей этого фасона много. Самая дорогая прическа на основе расчесанных волос называется «бананы» (bananas), когда волосы окружают голову в виде грозди этих плодов. Строгие и «холодные», «официальноделовые бананы» носит одна из самых влиятельных здешних дам - жена президента Камеруна Шанталь Бийа - «Мама Африка»


Мы привыкли к тому, что современная красота стандартизирована, разнообразные конкурсы красоты демонстрируют и пропагандируют эталоны красоты цивилизованного мира. А тем временем коренные народы сохраняют свои исконные представления о том, как должны выглядеть люди.

Подчас нам эти стандарты кажутся просто ужасными, потому что чаще всего эта самая красота требует немалых жертв. Колыбелью нательной живописи с полным правом можно считать Африку, где практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Немаловажную роль в развитии этого искусства сыграли климатические условия, благодаря которым люди имеют возможность демонстрировать свое тело круглый год, Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг . Тело украшали с различными целями, в том числе с декоративной. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). При нанесении татуировок важную роль играли их местоположение, интенсивность окраски, размеры и цвет. Последние нередко были особенными для каждого племени или семейства.

Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам. Так, например, в ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем ли, есть ли дети и др.).

Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина. Как уже было сказано, немаловажное значение имело местоположение нательного знака. Рубцы наносили на все части тела: на грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

Одно и то же местоположение знака у разных племен имело различное значение. Например, женщины яунде делали на бедрах рубцы. А вот у соседствующих с ними жителей подобное считалось неприличным.

В некоторых африканских племенах рубцы наносили маленьким детям. Для этого их щеки смазывали смесью из трав, золы и селитры и втирали ее. После заживления ран на коже образовывались грубые рубцы. Обычай нанесения рубцов детям и подросткам очень древний. Например, чтобы юноша смог вступить в круг мужчин, необходимо было сделать на коже определенный рубец.

У большинства африканских племен до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью.

В связи с тем что татуирование (или рубцевание) занимало столь важное место в жизни племен, процесс нанесения нательных знаков относился к разряду сложных обрядов, в таинство которых посвящались только избранные.


Что ни народ, то и обычай… Но везде и всюду родителям хочется, чтобы их ребенок вырос человеком. И на разных языках говорят новому человеку слова, похожие на те, что говорят на седьмой от рождения день у народов Суахили в Восточной Африке:

Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди. Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь. Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти. Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром…


«Лишь убивший льва достоин продолжить род»

Пословица народа масаи (Восточная Африка)

С какого возраста считать человека взрослым? На этот счет существовали и существуют самые разные мнения. Чтобы стать взрослым надо сдать экзамены, где есть только две оценки: «сдал» и «не сдал». Экзамены у разных племен – разные.

В Западной Африке, например, существовали даже своеобразные «университеты», где обучали будущих мужчин.

Если этот юноша из племени бешдар не удержит равновесие и упадет, ему придется еще год ждать возможности доказать, что он не мальчик, но муж.


Мы привыкли к тому, что работа делится на мужскую и на женскую. В наше время в семье, например, такое деление часто бывает несправедливым. У народов нсау, в Камеруне, почти вся работа выполняется женщинами. Очень плохо у нсау приходится холостякам. О таких людях у нсау говорят: «Он работает почти так же много, как женщина…».

У скотоводов Восточной Африки пастухи – мальчики и мужчины. Они же доят скот, зато масло сбивают их матери и жены. А у масаев доят коров женщины, а коз – мальчики.

Среди народов этого района мужчины обрабатывают только определенные культуры: бананы, батат, табак, сахарный тростник.


Все остальные культуры сажают женщины. Убирают урожай и обмолачивают его только женщины. Таким образом, почти все работы в растениеводстве выполняют женщины (только целину поднимают мужчины), а в скотоводстве работают преимущественно мужчины. Мужчины еще занимаются охотой, строят хижины занимаются изготовлением железных и деревянных изделий. Всю работу по дому делают женщины, воспитывают детей, плетут циновки, выполняют гончарные работы.

При переноске тяжестей африканские мужчины никогда не помогают женщинам. Если мужчину увидят за этим занятием или увидят, как он помогает женщине переносить тяжести, - сами женщины его засмеют.


В процессе выполнения проекта я заметила, что на самом деле многие обычаи и традиции народов Африки стали приживаться и в европейских странах. Например африканские прически – афро, дреды, косички уже никого не удивляют. Также молодежь покрывает свое тело татуировками, пирсингом, живописью. Современные танцы напоминают нам ритуальные африканские танцы.

А молодые мамы с удовольствием используют сплины для ношения малышей (африканские мамы колясками не пользуются, ведь за маминой спиной малышу спокойно и уютно). Так что варварские обычаи оказались не такими уж и дикими.


  • http://www.africa.org.ua.
  • http://historik.ru/.
  • www.vokrugsveta.ru.
  • А. Дридзо, А. Минц. Люди и обычаи.- М.: «Просвещение», 1976.
  • В.Эрлихман. Ретроспектива ложных лиц. Журнал «Вокруг света», №1, 2008.
  • А.Хренков, А. Папченко. Обряды долины Омо. Журнал «Вокруг света», №8, 2008.
  • О.Соколовская. Мали – жарче не бывает. Путь в страну догонов.Журнал «Вокруг света», №10, 2006.
  • В.Эрлихман. География головных уборов. Журнал «Вокруг света», №1, 2009.

9) DVD диск «ЮАР».

10) DVD диск Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия.

Новый Год в Африке

Всё разнообразие традиций празднования Нового Года в странах мира сводится к идее торжественного оформления перехода природы, мира на следующий годовой цикл существования. Смысл этого праздника - подведение итогов очередного прожитого отрезка жизни. Осмысление и оценка совершенных за "подотчётный период" грехов и добрых дел, плюс мечты о будущих новых добрых делах, а заодно - кто будет отрицать? - и новых грехах...
Поэтому следует принципиально отличать новогодние празднества от близких к ним по срокам рождественских. Рождество - праздник вневременный. Благодарное приветствие Богу, который однажды пришёл в мир Человека, чтобы спасти его и, в конечном счёте, за него погибнуть. Повторяясь каждый год, Рождество тем не менее лишено идеи повторяемости и, соответственно, обязательного элемента предвкушения новизны, изменений в жизни. Возможно, поэтому - в виде компенсации - именно на Рождество сегодня дарится максимальное количество подарков: празднующие как бы ассоциируют себя с волхвами из библейского мифа... По статистике, у западного человека, скажем, на рождественские подарки и покупки для дома уходит до 25 процентов годового бюджета, т.е. Рождество, вопреки своей религиозной, теогонической сущности, стало самым консюмеристским изо всех праздников... В отдельных странах, как например Конго, оно даже почти вытеснило торжества новогодние, стянув на себя их сакральные функции. Но сегодня поговорим больше о собственно Новом Годе. О том, как его в празднуют обитатели и гости Африки, а также выходцы с Чёрного континента.

Приход нового года - вещь, конечно, условная, и в разных регионах Африки, как и во всём мире, эта дата привязана к самым разным срокам и сезонам. Она может быть отнесена к первой дате формального календаря, к датам официальной либо мифологической истории, к началу сезона дождей, к старту сельскохозяйственных работ, или т.п. Во многих странах в качестве новогодней ёлки наряжаются пальмы, а в Уганде, например - древовидный можжевельник.

Самый ранний африканский календарь - если не первый вообще в мировой истории - возник в Древнем Египте несколько тысячелетий назад. Празднование начала нового года было привязано к первому предутреннему восходу Сириуса, поскольку тот совпадал с началом разлива Нила, - имевшим, как известно, в жизни египтян основополагающее и жизненосное значение. При праздновании начала года в течение месяца по Нилу перевозили статуи бога Амона с его женой Мут и сыном Хонсу. После всех торжеств статуи возвращались восвояси - в храм Амона в Фивы.

Праздник Энкутаташ (Эфиопский Новый год), Эфиопия

В Эфиопии Новый год наступает 11 сентября. Дата приурочена к окончанию больших дождей и началу сбора урожая. В новогоднюю ночь устраиваются праздничные шествия, всяческие игры и гулянья, молодёжь соревнуется в прыжках через огонь.

В настоящее время Эфиопия является едва ли не единственным государством в мире, где до сих пор пользуются юлианским календарем не только в церковной, но и в светской жизни. Эфиопский календарь отстает от привычного нам на семь лет и восемь месяцев.

В переводе с эфиопского Энктутаташ означает «День подношения драгоценностей». По преданию, дата наступления нового года была утверждена еще царицей Савской. После ее возвращения от царя Соломона из Иерусалима восторженные подданные встретили ее подношением драгоценных камней. Возвращение царицы стало началом новой эры для Эфиопии, императоры которой вели свой род от царя Соломона и царицы Савской.

Царица Савская скачет в Иерусалим Крупнейшие торжества по случаю нового года проходят в церкви 14-го века - Костеле Йоханнес (св. Иоанна) в городе Гайнт в штате Гондар. В течение трех дней красочная процессия готовится встречать Новый год, священники читают псалмы, проповеди, молитвы и гимны. Также широко празднуется Энкутаташ неподалёку от Аддис-Абебы, в церкви Рагуаль на горе Энтото.

По традиции, отмечать праздник начинают еще вечером 10 сентября. Эфиопы разводят костры из эвкалипта или ели. Самый большой костер из деревьев длиной около 6 метров сооружают на главной площади Аддис-Абебы, и король (губернатор или президент) под аплодисменты и улюлюканье толпы поджигает факелом этот костер. Огонь - это знак тепла. Все с надеждой смотрят на пламя, радуются и веселятся. Оплотом костра служит мощное дерево. Собравшиеся на площади наблюдают за тем, куда упадет обгоревшая вершина дерева. Существует поверье, что она укажет ту сторону, где в предстоящем году будет большой урожай. Люди считают это знаком Бога.

Дети готовятся встречать Энкутаташ Рано утром люди, одетые в национальные одежды, идут в церковь. После церкви они отправляются по домам, чтобы на семейной трапезе отведать инжеры (белый плоский хлеб) и уат (тушёное мясо).

Но Энкутаташ не только религиозный праздник. Он означает также и конец сезона сильных проливных дождей и приход весны. В этот день дети наряжаются в красочные одежды, плетут из цветов венки и раздают их. Девочки ходят по домам и поют в ожидании денежного вознаграждения, а мальчики продают картины, которые они сами нарисовали. Вечером идут навестить друзей и родственников и выпить теллы (традиционное эфиопское пиво). Пока взрослые заняты обсуждением их надежд на будущий год, дети идут тратить заработанные деньги. С недавнего времени для зажиточных граждан стало обычным посылать друг другу поздравительные открытки, вместо традиционного букета цветов.

На Канарских островах - испанокультурных, но географически относящихся к африканскому региону, - Новому Году предшествует День Простодушных, аналогичный нашему 1 апреля. В течении суток 28 декабря местные жители безудержно разыгрывают друг друга и приезжих туристов. А в момент прихода Нового Года местный житель по старинному испанскому обычаю старается съесть двенадцать виноградин, по одной на каждый удар часов, - это необходимо для исполнения всех желаний в новом году.

В Тунисе накануне новогодних праздников проходит Фестиваль Сахары, довольно зрелищный, с соревнованиями наездников, слушанием арабской музыки и арабской поэзии, а также привязываемыми к этим дням свадебными церемониями. В Кении Новый год принято праздновать на воде. В этот день кенийцы купаются в реках, озерах, в океане, катаются на лодках и поют. В Кот-д`Ивуаре племя абиджи, помимо ритуальных плясок и медитаций, проводит гонки на четвереньках с куриным яйцом во рту. При этом важно не раздавить скорлупу - символ хрупкости человеческого бытия...

Можно до бесконечности перечислять особенности новогодней традиции в разных странах Африки. Но, безусловно, универсальным африканским праздником Нового Года, распространённым уже везде, где есть чёрная диаспора, стала в последние десятки лет КВАНЗА.

"За Родину - чёрную колыбель цивилизации!
За предков и их неугасаемый дух!
За старших, от которых мы всему учимся!
За молодых, которым принадлежит завтра!
За нашу борьбу и в память о тех, кто в ней пал!
За единство, которым мы руководствуемся!
За создателя, сотворившего всё большое и малое!"

Этим гимном заканчивается каждый раз празднование Кванзы. Новую традицию основал лидер борьбы за права афроамериканцев, профессор Калифорнийского Университета Маулана Каренга, в ответ на гонения на афроамериканцев в 1965 году в пригороде Лос-Анджелеса. Целью его было восстановление и развитие африканской идентичности, утерянной потомками чернокожих рабов. Концепция Кванзы восходит к торжеству первого урожая, тысячелетиями проводимого в различных частях Африки; название - к суахильскому выражению mutanda ya kwanzaa "праздник первого плода".

Отмечается Кванза чернокожими землячествами всего мира с 26 декабря по 1 января. В течение всех семи ночей, в которые происходит праздник, последовательно зажигаются семь разноцветных свечей и обсуждаются семь основных принципов, призванные сохранить дух африканских церемоний "первого урожая": единство, самоопределение, совместная работа и ответственность, совместная экономическая деятельность, цель, творчество, вера... Последний день Кванзы, 1 января, посвящён размышлениям.

Кванза не связана ни с религией, ни с политикой. Это очень философичный и очень тонкий праздник, ведь Чёрная Африка - колыбель мировой цивилизации. В доме, где празднуется Кванза, должно быть семь символов, каждый из которых носит определённый исторический смысл: тканый коврик, футбольный кубок, проростки, семена, подарки, канделябры и свечи. Главный символ Кванзы - семисвечник Кинара (не путать с еврейской Менорой) - состоит из центральной черной свечи, горящей в первую ночь, трёх красных и трёх зелёных. (Это цвета единого панафриканского флага, созданного выходцем с Ямайки Маркусом Гарви.)
Kwanzaa-Myers

Кванза синкретична. Те, кто её отмечает, изначально принадлежали к разным религиям и конфессиям, поэтому в рамках неё обычно отмечают и Рождество, и Хануку, и другие конфессиональные праздники. А в афроамериканских общинах некоторые имамы и патеры включают элементы Кванзы в свои богослужения. Есть основания полагать, что у Кванзы большое будущее, что этот праздник станет со временем одним из факторов, которые объединят саму Африку, и будут способствовать модернизации менталитета африканцев и их интеграции в современный мир.

25 декабря, когда христиане праздную Рождество, африканская республика Мозамбик отмечает День семьи. Это и не удивительно: 99 процентов населения страны - мозамбикские народы, придерживающиеся африканских верований. Африка традициями богата. Это становится особенно заметно на примере семьи: о том, как строятся "ячейки общества" у разных племен, в сегодняшнем обзоре "РГ".

Бушмены - кустарниковые люди

Бушмены - небольшая группа охотничьих племен Южной Африки.

Этнографы отмечают, что у племени нет вождей. Эта роль отводится главе семьи: он пользуется большими правами, чем остальные. Кроме того, бушмены с уважением относятся к пожилым людям племени - кладези знаний.

Община считается одной большой семьей, независимо от родственных отношений. Чувство взаимопомощи развито у бушменов необычайно сильно. Если, скажем, ребенок, найдет фрукты, он ни за что не съест их, а принесет находку в стойбище, и старшие разделят находку поровну.

Суровые условия жизни диктуют такие же суровые традиции. Обычно бушменки кормят детей грудью несколько лет, вплоть до следующих родов, которые могут быть через три или четыре года. По законам пустыни мать-бушменка убивает новорожденного, если он появился на свет раньше положенного времени. Таким образом она дает возможность выжить предыдущему ребенку.

Нуба - люди холмов

Так называет себя племя, обитающее на границе Судана и Южного Судана.

У нуба сохранились довольно любопытные семейные обычаи. Ежегодно племя устраивает танцы, на которых девушки выбирают себе партнеров. Если все прошло хорошо, и молодые решили стать семьей, запускается целый механизм. Так, прежде, чем назваться мужем, молодой человек должен построить для своей невесты дом. До этого момента он не имеет права жить со своей избранницей - лишь тайком посещать ее под покровом ночи.

Даже рождение совместного ребенка не дает основания для того, чтобы семья девушки признала его отца законным супругом дочери.

Только когда дом будет построен, парень и девушка могут спать вместе, но - что интересно - не есть. Лишь через год, когда брак будет проверен временем, его признают официальным и супруги могут есть, что называется, "из одного котелка".

Мурси, населяющие райские кущи

У мурси довольно красочная мифология. Согласно ей, долина Омо, где обитает это эфиопское племя, это - Райский сад.

Женщины этого довольно воинственного племени выглядят необычно из-за традиционных губных дисков. Существует несколько версий того, что означает этот обычай. По одной из них, например, диск показывает социальный статус семьи молодой женщины. Например, по виду диска можно определить количество голов скота, которое ожидают за женщину в качестве приданого.

По данным этнографов, после того, как женщина с деревянной "тарелкой" выходит замуж, ее заменяют на глиняную. Диаметр диска, кстати, может достигать тридцати сантиметров.

Свази, исполняющий танец

Одно из самых красочных действ в королевстве Свазиленд происходит ежегодно в конце августа - начале сентября и приурочено к моменту выбора королем очередной невесты. Оно носит название "Танец Тростника": девственницы со всех уголков королевства собираются возле дворца королевы-матери. Смысл церемонии - показать королю свою красоту и умение танцевать.

Нынешний король Мсвати III обзавелся всего лишь одиннадцатью женами. Вероятно, сказывается европейское образование, полученное в Великобритании. Для сравнения: его отец в свое время имел более 90 жен. Причем, каждой из них он построил дворец.

Туареги - потомки царицы

Этот народ группы берберов живет на территории Мали, Нигера, Буркина-Фасо, Марокко, Алжира и Ливии. Прародительницей своих племен туареги считают Тин-Хинан - полулегендарную царицу, жившую в IV веке.

По религии туареги - мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, таких, как наследование по материнской линии. Отсюда причудливое смешение: несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится раз в жизни.

Отголоски матриархата заметны и в том, что женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Женщины владеют землями, семейными ценностями, имеют право развестись с мужем. При этом не женщина, а именно мужчина покидает дом.

Туареги, кстати, единственный в мире народ, у которого не женщина, а мужчина должен закрывать лицо.

Хамер, верящие в джинов

Живущее на юге Эфиопии племя хамер верит в то, что природные объекты имеют душу, в джинов, способных принимать вид человека или животного.

Хамер относятся к мусульманам-суннитам. Как правило, женщины племени выходят замуж за мужчин значительно старше себя. Девушка формально считается невестой, едва ей стукнет 12.

Семейное положение представительниц племени можно определить по их ошейникам. Так, не снимаемый ошейник из металла и сыровяленой шкуры достается только первой жене. Остальные носят железные обручи, количество которых обозначает порядковый номер супруги. Количество жен у мужчины можно подсчитать по его серьгам.

Мужчинам племени разрешено иметь четырех жен. Когда муж умирает, его вдова становится главой семьи: она управляет делами младшего брата мужа и ухаживает за его домашним скотом, если его родители умерли. Как правило, вдовы не выходят замуж вторично.

Кстати, исследователи отмечают, что нравы в семьях довольно суровы: муж-хамер должен бить своих жен по определенным дням, выражая таким образом любовь. Чем больше шрамов на женщине, тем красивее и, следовательно, любимее она считается.

Химба, не знающие письменности

На севере Намибии, вблизи границы с Анголой, живет племя химба.

Химба не нуждаются в атрибутах цивилизации, они не пользуются техникой и не знают письменности. Главное их богатство - коровы. За них можно купить себе жену. В восемь лет девочка становится невестой и оценивается в четыре коровы, а корова - в 700 долларов. По мере взросления невесты цена на нее растет.

Химба разрешено заводить до четырех жен, хотя старейшины позволяют себе и шестерых.

При этом, как говорят исследователи Африки, в брак вступают даже дряхлые старики: чтобы не ударить в грязь лицом, они " одалживают" своих молодых жен старшим сыновьям. Таким образом к 30 годам, когда среднестатистический мужчина племени химба обзаводится семьей, у него уже может быть несколько детей.

Цамай из долины Ома

У цамай, обитающих в сельской части Эфиопии, в отличие от большинства соседних племен нет обычая, по которому девочка должна сохранять девственность до вступления в брак. Однако, несмотря на то, что представительнице племени не возбраняется иметь партнера до замужества, если связь привела к рождению ребенка, пара обязана пожениться.

Бывает и так, что будущего супруга для дочери подбирают ее родители. Мнением девушки при этом не особенно интересуются: если родители между собой договорились - начинается подготовка к торжеству. Договориться бывает непросто. Основная форма калыма за невесту - домашний скот. Для весомости предложения руки и сердца жених может добавить зерно, одежду и кофейные бобы. Поскольку местность ресурсами небогата, случается, что собирать выкуп помогает вся родня будущего супруга.

За исключением медового месяца, пары цамай не едят из одной тарелки.

Племя, как и многие другие, полигамное: мужчинам позволено иметь несколько жен. При этом браки между близкими родственниками строго запрещены.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Африка – континент, который населяют более тысячи племен, у каждого – своя культура, красочная и самобытная, свои традиции, которые порой представляют смешение древних африканских, христианских, мусульманских, иудейских, индуистских обычаев.

3 слайд

Описание слайда:

Племена и народы Африки Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. На континенте живет примерно 50 наций и народностей и 3 тысячи различных племен, говорящих на тысяче языках. На Африканском континенте 107 этносов, насчитывают более 1 млн. человек. Женщины народности зулу. ЮАР. Крупнейшие из них – египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, аромо, суданские арабы.

4 слайд

Описание слайда:

Традиция (от лат. traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; его способы. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

5 слайд

Описание слайда:

Шаманизм в Африке Шаманизм - устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с «потусторонним» миром, в первую очередь - с духами, которое осуществляет шаман. Сами шаманы называют себя проводником между миром Духов и миром людей. Жизнь шамана связана с совершением специальной работы в мире духов - «укрощением огня», лечением болезней, вызовом дождя, беседами с умершими и т. п. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время транса, при этом, как правило, используется дунгур (бубен) или Хомыс (Варган), или же особые танцы и заклинания.

6 слайд

Описание слайда:

Чтобы злой дух не узнал шамана или другого участника ритуала в лицо, и не вселился в него, существуют маски. Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую танцор придерживает зубами. Маски

7 слайд

Описание слайда:

Стилизованные головы неземных существ, вырезанные из дерева, разрисованные и покрытые орнаментом из цветного бисера и мелких раковин. Огромные, предназначенные для ритуальных танцев, и маленькие - маски-талисманы.

8 слайд

Описание слайда:

Танец во все времена был неотъемлемой частью человеческой жизни. Шаманами чаще всего были мужчины, и их главным инструментом воздействия на природу и события был и есть до наших дней - танец. Танцевали на каждый праздник, перед охотой, перед посевной, перед войной... Танцевали все, и женщины и мужчины, но в некоторых случаях в танцах участвовали только мужчины. Танец - это не только и не столько обращение к богам, но и прекрасная тренировка тела и координации движения. Если внимательно присмотреться, то формы или другими словами, комплексы, выполняемые мастерами восточных единоборств, своими плавными движениями и переходами напоминают танцевальные движения. РИТУАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ

9 слайд

Описание слайда:

Женская страсть к украшениям одна из древнейших традиций. Сто тысяч лет назад бусы или браслеты уже были известны людям. С тех пор не осталось, кажется, ни одного материала, из которого не изготавливали бы украшения, не осталось и части тела, на которую их бы не надевали - от лба до пальцев ног. Традиционные украшения нигерийской женщины. Женщина с самой длинной шеей считалась самой красивой у племени ама-ндебеле. С раннего детства женщины этого народа носили на шее латунные обручи, благодаря чему шея могла удлиниться на 40-50 см. Эти обручи нельзя было снимать, так как отсутствие шейной мускулатуры привело бы женщину к немедленной смерти. УКРАШЕНИЯ ТЕЛА

10 слайд

Описание слайда:

В племени Сурма с наступлением двадцатилетия девушкам прокалывают нижнюю губу и вставляют в нее небольшой деревянный или глиняный диск, размеры которого постепенно увеличивают. Чем больше за девушкой дается приданное рогатого скота, тем больше будет диск, тем желаннее эта невеста. Диски женщины носят в губе не все время и при надобности их снимают.

11 слайд

Описание слайда:

Считается, что женщины Намибии - самые красивые среди всех женщин Африканского континента. Представители племени Химбу практически полностью избежали любого влияния цивилизации, сохранили свои традиции, верования и многовековые обычаи. 500 лет назад женихи племени Химбу давали за жену три коровы. И сейчас, в 21 веке, за невесту просят три коровы.

12 слайд

Описание слайда:

Это наши современники из Эфиопии. Они из племён Сурма и Мурси, проживающих на границе Эфиопии, Кении и Судана. Как у любого кочевого племени, живущего по законам природы, у них нет архитектуры, ремёсел и искусства, что не мешает выражать свои художественные способности в другой форме Они используют свои тела как холст, раскрашивая себя и своих соплеменников. Они придумывают разнообразные головные уборы и украшения для себя. И всё это - из краски, полученной из сухих вулканических пород и ила, цветов, листьев, перьев, крыльев бабочек, коры, травы, ракушек и рогов животных.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Расцвет парикмахерского искусства Африки пришелся на XVII-XIX века. Именно тогда прически начали делать не на париках, а из собственных волос. Древний восточно-африканский культ змеи с головой льва нашел отражение в традиционной прическе - косичках-змеях с «головками» из тяжелых бусин. Эфиопия Родина афро - Западная Африка. Разновидностей этого фасона много. Самая дорогая прическа на основе расчесанных волос называется «бананы» (bananas), когда волосы окружают голову в виде грозди этих плодов. ПРИЧЕСКИ

15 слайд

Описание слайда:

Противоположность афро представляют «дрэды» (dread), или «ужасные локоны». Дрэды, придуманные в Восточной Африке, не требуют ежедневного ухода и, в пику афро, они принципиально «нечесаные». Например, прическа масаев, состоящая из сотен тонюсеньких косичек, доходящих до пояса, - подражание природе. Масаи верят, что их народ происходит от львов. Поэтому волосы - признак мужественности. Женщины же бреются налысо - им, как и львицам, гривы неположены.

16 слайд

Описание слайда:

Мальчик становится мужчиной «Лишь убивший льва достоин продолжить род» Пословица народа масаи (Восточная Африка) С какого возраста считать человека взрослым? На этот счет существовали и существуют самые разные мнения. Чтобы стать взрослым надо сдать экзамены, где есть только две оценки: «сдал» и «не сдал». Экзамены у разных племен – разные. Если этот юноша из племени бешдар не удержит равновесие и упадет, ему придется еще год ждать возможности доказать, что он не мальчик, но муж.

17 слайд

Описание слайда:

Свадебные обычаи народов Африки Свадебные обряды различны, но всё же определяют общую концепцию семьи. Она связана с объединением рода или племени. Говорят, разводов там практически не бывает: семейные проблемы решаются всем племенем, стараясь найти выход из сложных ситуаций. Семейные ценности – на первом месте! Правда же, есть чему поучиться! К замужеству девочек готовят с ранних лет. И сами браки заключаются достаточно рано – как правило, в возрасте 13-15 лет.

18 слайд

Описание слайда:

Свадьба в Намибии В Намибии ориентируются на проведение пышных свадебных торжеств - не менее 100 человек приглашенных, среднее число гостей – около 500 человек. Свадьба празднуется 2 дня, а регистрируется брак в местной мэрии. Особый интерес представляет традиционный головной убор невесты – экори. Изготавливается он из козьей кожи, которая специальным образом натирается составом красной охры, смолы и жира до приобретения коричневого оттенка. Впрочем, европейские обычаи оказали существенное влияние на африканские народности, поэтому современные набийские невесты не пренебрегают традиционным белым свадебным нарядом.

19 слайд

Описание слайда:

Свадьба племени Сурма (Эфиопия) Свадебные традиции племени Сурма из Эфиопии не оставляют равнодушными европейцев, особенно то, что проделывают женщины этого племени со своей внешностью! За полгода до свадьбы девице прокалывают нижнюю губу, чтобы вставить в нее глиняный диск-тарелку. Диски через определенные промежутки времени утяжеляются, при этом, чтобы не мешать расположению тарелки, 2 нижних зуба удаляются. Губная тарелка может достигать в диаметре 30 см. Чем больше диск, тем богаче приданое невесты! Также в религии этих племен считается, что злые духи находят путь к телу через рот, а диск оберегает девушку от несчастья. Снять губный диск девушка может только на ночь, во время употребления пищи, или когда рядом нет мужчин.

20 слайд

Описание слайда:

Свадьба в Кении В Кении особое место уделяется свадебному украшению невесты. На руки и ноги невесты наносят сложный узор хной. Все тело невесты натирается кокосовым и сандаловым маслом, а волосы на теле полностью удаляются. Рисунки же на теле молодой жены не смываются в течение первого года и означают обретение девушкой статуса замужней женщины. Мужу же после свадьбы в течение медового месяца предписано носить женские одежды для познания тяжестей женских забот.

21 слайд

Описание слайда:

Национальная кухня Африки Национальные блюда Африки для многих людей являются загадочными, неизведанными и непонятными. Африканская кухня многообразна и вызывает интерес у многих народов мира.

22 слайд

Описание слайда:

Наиболее известной в мире кухней является кухня северной части Африки. Марокканские блюда отличаются своим неповторимым пряным ароматом и вкусом. Кухня Туниса характеризуется остротой и пряностью. К национальным блюдам кухни Египта относятся кебабы, кошары, кафта, а также известная всему миру ореховая халва.

23 слайд

Описание слайда:

Египтяне употребляют мясо и рыбу в пищу, исключение составляет только свинина. Национальными мясными блюдами являются: «кебаб», «кофта», «пастерма» и «калави». «кебаб» - мясо, приготовленное на гриле

24 слайд

Описание слайда:

«кошар» - вареные бобы, чечевица, фасоль, с добавлением жареного лука и острого перца

25 слайд

Описание слайда:

«кофта» - котлеты из говядины или баранины «пастерма» - говядина, приготовленная в толстом слое пряностей

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Невероятные факты

Неизведанная Африка…Мистическая, непонятная для многих, но такая притягивающая.

Здесь люди живут по другим законам.

Самое необычное в Африке

8. Лишний вес –признак богатства



Выходцы из Мавритании имеют очень странное убеждение - чем полнее женщина, тем богаче ее муж.

Если даже мужчина довольно беден и живет на улице, но при этом, у него толстая жена, такой человек считается почитаемым и уважаемым гражданином.

По этой причине девочек отдают в специальные лагеря. Там их откармливают, и они покидают лагерь настоящими толстушками.

Таким образом, в то время как остальная часть мира, подсчитывает калории, боясь поправиться, мавританские женщины с удовольствием объедаются жирной пищей и радуются каждому набранному килограмму.

Отвратительная еда

9. В некоторых африканских племенах питаются клопами



Возвращаясь к странным вкусовым предпочтениям африканцев, хочется отметить еще один вид весьма отвратительной пищи.

На этот раз речь идет о клопах.

Эти маленькие насекомые отвратительны даже для того, чтобы просто их касаться, не говоря уже о том, чтобы употреблять их в пищу.

Для некоторых народов Африки же это самый настоящий деликатес.

При этом, стоит отметить, что твари, которые вызывают у большинства людей только чувство брезгливости, не всегда проходят тепловую обработку. Зачастую представители некоторых племен съедают их живьем.

Однако, если забыть о брезгливости, этому можно найти вполне логичное объяснение: у африканцев, действительно, серьезные проблемы с едой, а в этих насекомых есть все питательные вещества, которые необходимы людям для полноценного рациона.

Самые странные обычаи мира

10. Похищение невесты в Судане



У суданских мужчин есть весьма странная традиция: когда они влюбляются в женщину, вместо того, чтобы просить ее руки, они похищают ее.

Затем пожилые члены семьи жениха идут к отцу невесты и просят разрешение на вступление в брак.

У отца есть два варианта на выбор: согласиться или отказать потенциальным будущим родственникам.

Если он соглашается с тем, чтобы его дочь вышла замуж, он избивает поклонника в знак признания.

Так зарождается новая семья.

Если же отец не соглашается, чтобы его дочь вышла замуж именно за этого человека, жених может взять ее в жены и без его одобрения.

Непонятно тогда, для чего вся эта затея с похищением, если в любом случае свадьба состоится.

Тарелка в губе

11. Тарелки в губах у представительниц африканских племен



В то время как западный мир зациклен на идее, что ботокс, силикон и другие наполнители могут сделать ваши губы пышными и привлекательными, у африканцев свои представления о красоте, и о том, как должна выглядеть женщина.

В некоторых племенах по всему африканскому континенту девочкам протыкают губы и вставляют в полученные отверстия огромные тарелки.

Все дело в том, что, по мнению африканцев, чем больше пластина в губе у девушки, тем она привлекательнее.

Когда девочка становится старше, тарелка увеличивается в размерах.

Конечный диаметр такой пластины может достигать 20 сантиметров. Для современного человека такая традиция кажется полным безумием.

Но и у нее есть своё логическое объяснение.

Столь странный обычай прокалывания губ у женщин зародился очень давно. Таким образом, родители дочерей пытались защитить своих чад от продажи в рабство.

Они намеренно уродовали губы девочек, прокалывая их и вставляя туда колышки. По мере взросления девушки колышки заменялись на пластины больших размеров.

Порой губы женщин обвисали так, что в отверстия могли помещаться блюда огромных диаметров.

В наши дни эта традиция служит отличным способом для привлечения туристов. Ведь путешественники платят немалые деньги, чтобы собственными глазами увидеть такие чудеса во внешности женщины.

Поделиться: