Не могу думать, концентрировать внимание. Что делать, если память ухудшилась, а концентрация внимания рассеялась

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание » или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.
Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость — вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.

1. Сосредоточьтесь на учебе, сделайте получение образования приоритетной деятельностью в своей жизни.

Одной из уникальных особенностей мозга является то, что его энергию можно легко концентрировать на том, что кажется человеку важным. Если все ваши действия будут руководствоваться приоритетом обучения, тогда и концентрации внимания вы добьетесь намного легче, так как мозг привлечет его к обучению автоматически, Ваше будущее зависит от знаний и умений, приобретенных в студенчестве. Только вы выигрываете от полученного вами образования. Поэтому предоставьте приоритет образованию в своей жизни, составив перечень преимуществ, которые оно несет, и хорошо их запомнив.

Самое важное преимущество в том, что образование делает полноценными все стороны жизни: духовную, финансовую, карьерную, а также личную, связанную со здоровьем и любовью.

2. Избавьтесь от внешних раздражителей, которые мешают концентрации внимания.

Мозг создан таким образом, чтобы обрабатывать всю информацию, которая достигает органов чувств. Благодаря этому мы узнаем о возможной опасности.

Не вините себя в том, что отвлекаетесь на окружающие вас обстоятельства и не можете сконцентрировать внимание на учебе, а просто постарайтесь удалить все то, что вам мешает. Вот что можно для этого сделать.

Обратитесь с просьбой к семье помочь вам сконцентрироваться на учебе.
+ Попросите их отключить (или приглушить) источники шума (телевизор, радио и т. д.) во время ваших занятий.
+ Если звук все равно вам мешает, воспользуйтесь берушами или наушниками. Естественно, в последних не должна звучать музыка!
+ Храните книги и другие интересующие вас вещи вне своей комнаты.
+ Отключите мобильный телефон и закройте дверь своей комнаты.

3. Избавьтесь от злейших врагов концентрации внимания - посторонних мыслей. После того как вы закрыли двери, выключили телевизор и радио и вставили в уши беруши, внутри вашего мозга зарождаются другие раздражители - мысли.

Даже открыв книгу и уставившись в нее, вы ловите себя на том, что думаете совсем о других вещах! Совершенно естественно, что у вас в голове роятся разные мысли. Это явление свойственно всем людям.

Как решить эту проблему? Ясно одно: бороться с мыслями не стоит. Когда вы начинаете борьбу с мыслью, вы передаете ей больше энергии и она становится более назойливой.

Вместо сопротивления просто заявите:

Следующие 2 часа я буду думать только о занятиях по химии, а об остальном я подумаю позже!

Повторяя эту установку, вы постепенно сможете сосредоточиться на занятиях. Сначала назойливые мысли не захотят вас покидать. А вы просто не обращайте на них внимания и продолжайте занятия. Тогда они перестанут докучать вам и требовать вашего внимания!

4. Используйте простые приемы для концентрации внимания в классе или дома и изучайте большой объем материала с малыми усилиями.

Сядьте удобно на время занятий.
+ Делайте глубокий вдох каждые 10 минут.
+ Мысленно задавайте вопросы по теме, пока слушаете лекцию или изучаете материал, чтобы привлечь внимание мозга к теме занятия.

Вопросы по ходу занятия заставляют быть бдительным. Это объясняется особенностью мозга: в тот момент, когда он слышит вопрос, он вступает в стадию поиска и остается в ней, пока не найдет ответа или вы не зададите следующий вопрос.

В тот момент, когда вы задаете вопрос и концентрируете свое внимание на все 100 % на изучаемом материале, посторонние мысли покидают вас. К тому же, какой бы предмет вы ни изучали, вы будете лучше понимать его. Продолжайте задавать вопросы в течение 3-4 недель, и у вас появится привычка концентрировать все свое внимание всякий раз, когда захотите.

5. Подзаряжайте свой организм энергией: перед началом занятий и в перерывах делайте 3-4 глубокие вдоха и разминайте тело.

Ваш организм состоит из триллионов живых клеток. Им необходим постоянный объем питательных веществ и частый отдых, чтобы они могли лучше функционировать и эффективно служить вам.

Необходимые питательные вещества по организму поставляются посредством правильной циркуляции крови.

Когда вы меняете свое положение или ослабляете напряжение, клетки получают время на отдых и слегка подзаряжаются энергией.

Это очень существенно, иначе даже самые простые занятия могут оказаться сложной работой для вас. Вот что нужно делать в помощь организму.

Потянитесь подобно кошке. Потягивания расслабляют тело, улучшают циркуляцию крови и уменьшают нагрузку на мозг.
+ Сделайте 3-4 медленных глубоких вдоха перед началом занятий и после них, чтобы обеспечить мозг кислородом.
+ Находясь в классе или дома, сидите удобно, чтобы ни одна часть вашего тела не чувствовала напряжения.

6. Пользуйтесь специфическими утверждениями, помогающими концентрировать внимание на долгий срок.

Можно сконцентрировать внимание на изучении темы и долго оставаться в сосредоточенном состоянии с помощью следующих специфических утверждений. + «Я могу сосредоточиться по желанию. Мне нравится заниматься чем-нибудь одним». + «Учеба является моим приоритетным занятием.

Потому что занятия помогут мне приобрести важные знания для начала моей карьеры».

+ «Следующие два часа я собираюсь сосредоточиться на изучении физики (или другого предмета). Я люблю физику. Она полезна и интересна».

Каждое утверждение нацелено на позитивные мысли, которые автоматически усиливают силу внимания и заставляют вас думать и поступать подобно прекрасно успевающему студенту! Пусть это станет вашей привычкой. А для этого повторяйте все утверждения по 3 раза перед началом занятий.

7. Уделяйте пристальное внимание каждому виду деятельности, даже приему пищи или просмотру телесериалов!

Как и любое умение, концентрация внимания развивается в результате практики.

Хотите - верьте, хотите - нет, но вы уже умеете концентрироваться на 100 %.

Удивлены? А о чем вы думаете, когда смотрите смешной телесериал, следите за жестокой схваткой героя и злодея в компьютерной игре или читаете приключенческую книгу? Да, в таких ситуациях вы настолько сильно сосредоточены, что не думаете ни о чем другом. Это как раз и есть 100 %-ная концентрация внимания. Итак, доказано, что вы уже обладаете способностью полностью концентрировать свое внимание в определенных условиях.

Теперь вам просто придется перенести это умение в другие обстоятельства - на лекцию в классе, на занятия дома, на следование за ходом разговора и т. д.

Фактически его можно использовать ежедневно в качестве тренировки. Например, когда ваш друг начнет вам что-то рассказывать, мысленно скажите себе: «Я полностью сконцентрируюсь на том, что говорит друг». А потом изо всех сил постарайтесь не пропустить ни единого слова.

8. Тренируйте умение задерживаться только на одном занятии в отведенное время.

Это простой и в то же время действенный метод усиления внимания. С его помощью вы сможете натренироваться делать то, чего хотите вы, и концентрироваться на этом долгое время.

Развив в себе такую способность, вы обретете полезную привычку. Вы представляете себе ее силу? Все прекрасные вещи вокруг вас являются результатом сфокусированного сознания каких-то людей. Вы тоже можете выработать в себе такую способность, натренировав свое сознание.

Вот два простых упражнения для тренировки.

Слушайте звучание музыкальных инструментов. Сидите тихо и закройте глаза. Представьте, что вы слушаете скрипку, флейту или другой музыкальный инструмент. Выбирайте только один инструмент в отведенное время и представляйте его звучание в течение двух минут. Затем выбирайте другой инструмент. Устно выполняйте математические действия. Закройте глаза и устно умножайте числа. Начните с двухзначных, а потом перейдите к более сложным числам.

9. Никогда не говорите, что вы не можете сконцентрироваться, - это укрепляет вашу неспособность сосредотачивать внимание. Вместо этого говорите: «Я могу концентрировать внимание на любом предмете и на любой срок».

Повторяющиеся мысли и действия становятся привычкой. Многие из нас неоднократно доставляли удовольствие следующим негативным мыслям.

+ «Я не могу полностью сосредоточиться».
+ «Требуются годы практики, чтобы научиться полностью концентрировать внимание хотя бы на минуту» Повторение таких мыслей создает уверенность в том, что научиться вниманию очень сложно. Но вы же знаете, что практика и тренировка способны улучшить любую способность.

Вот ещё один способ для быстрого улучшения внимания. Когда бы вы ни почувствовали, что концентрируете внимание лучше, сразу же закрепите свое умение следующими утверждениями.

+ «Мое умение концентрировать внимание улучшается».
+ «Изо дня в день я могу лучше и дольше удерживать внимание».

10. Развивайте привычку заниматься по расписанию, чтобы лучше концентрировать внимание.

Занимаясь по расписанию, вы чувствуете себя спокойно и уверенно в отношении того, что успеете весь материал пройти до экзаменов. А ощущение спокойствия помогает лучшей концентрации внимания во время занятий, потому что отсутствует напряжение.

Пусть это станет вашей политикой - заниматься по расписанию. Возможно, вы уже пользуетесь некоторым подобием расписания. Составив расписание, пользуйтесь им регулярно, чтобы извлечь все следующие выгоды.

Концентрация внимания во время занятий.
+ Жизнь без стрессов.
+ Достаточное количество времени для развития навыков, которые необходимы для лучшей жизни.

Эта привычка ценится на вес золота.

Внимание – способность человека на протяжение определенного времени концентрироваться на предмете или образе, событии или рассуждении. Если эта способность снижается, либо утрачивается, говорят о нарушении внимания. Данное явление может быть связано с определенными патологическими процессами, либо сильной усталостью, . Может наблюдаться во взрослом и детском возрасте.

Данные нарушения нельзя игнорировать, так как они могут стать причиной множества негативных последствий. Если нарушена концентрация внимание, следует принять соответствующие меры, обратившись к врачу-невролог, . При необходимости, доктор назначит медикаментозное лечение. Также для активизации работы головного мозга, улучшения памяти и внимания можно использовать эффективные и безопасные народные средства.

Как проявляется нарушение концентрации внимания, симптомы, лечение этого явления какие? Какие формы нарушения известны? Что может спровоцировать его появление? Обо всем этом поговорим сегодня. А также рассмотрим популярные народные рецепты для улучшения внимания и памяти:

Формы и симптомы нарушения внимания у взрослых

Специалисты отмечают различные формы данного явления у взрослых, которые сопровождаются характерными симптомами. Рассмотрим основные:

Невозможность сфокусироваться, сосредоточиться на определенной задаче: чтении книги, ведении дискуссии или простом разговоре. Человеку трудно сконцентрироваться на тематике, он не «видит» деталей темы, легко отвлекается на посторонний разговор, звук, предмет или переключается на другую работу. Такое состояние называют зависанием или блуждающим вниманием.

Устойчивая концентрация внимания на чем-то одном. Например, во время чтения или прослушивания музыки, человек так поглощен своими ощущениями, что не обращает внимание на происходящее вокруг. Этот недостаток, конечно, можно превратить в достоинство, например, с рабочей целью. Однако непомерно устойчивая концентрация на чем-то одном в ущерб другому, все же, не вариант нормы и может быть довольно дискомфортной для самого человека и окружающих его людей.

Отсутствие самоорганизации, забывчивость. При этих нарушениях человек постоянно куда-то опаздывает, откладывает необходимое выполнение задач на потом, теряет вещи, забывает их в разных местах.

Также данные нарушения внимания сопровождаются плохой ориентацией во времени, отсутствием способности подсчитать примерное время выполнения того или иного задания, работы и т.д.

Импульсивность – еще один признак нарушения внимания. Характеризуется отсутствием внимания к собеседнику, сопереживания его словам, «выпаданием» отдельных частей из разговора. Для людей, страдающих этой формой нарушения характерно сначала сказать или сделать что-то, а уже потом задуматься о последствиях своих поступков. Для них характерна склонность к действиям, которые могут впоследствии вызывать зависимость.

Повышенная эмоциональность (может сопровождать психические расстройства), при которой часто наблюдаются разочарование, гнев и раздражение. Для таких людей характерна частая смена настроения, пониженная самооценка, трудности с мотивацией поступков, частые нервные возбуждения, трудности с концентрацией внимания и т.д.

Нарушение внимания у детей

Отсутствие способности к концентрации особенно опасно в детском возрасте. Невнимательность – одна из основных причин проблем при процессе обучения, ухудшения успеваемости. Если своевременно не устранить эту проблему, она может сказаться на общем развитии ребенка и негативно повлиять на его будущее.

К основным проявлениям нарушения внимания у детей относят: импульсивность, невнимательность, невозможность сконцентрироваться на выполнении задания, неусидчивость.

Очень часто такое наблюдается при наличии . Кроме того, данная проблема может появиться при наличии аденоидов, когда и головной мозг испытывает хроническое .

Сразу отметим, что в большинстве случаев нарушение внимания у взрослых и детей эффективно устраняется с помощью специалиста. Поэтому при наличии патологических симптомов, необходимо обратиться к специалисту, пройти обследование и четко выполнять дальнейшие рекомендации врача.

Лечение нарушения концентрации внимания

Терапия нарушения внимания всегда комплексная, зависит от результатов проведенного обследования и выявленной причины появления патологических симптомов. Назначение лечение индивидуально, зависит от различных факторов, в том числе, возраста пациента (лечение взрослых и детей различно).

Обычно используют методы, направленные на улучшение концентрации внимания и памяти, а именно:

Лекарства, улучшающие кровоснабжение мозга. Средства для активизации обменных процессов в нервных клетках. Препараты для усиления тонуса центральной нервной системы. Витаминные комплексы.

Если говорить о лекарственной терапии, то по наличию показаний, пациентам назначают препараты-ноотропы. Их действие направлено на активизацию кровоснабжения головного мозга. В результате курсового приема активируется когнитивная функция, повышается интеллектуальная деятельность, улучшается память, внимание, восстанавливается способность к концентрации.

Взрослым обычно назначают препараты: Биотредин, Аминалон, а также , Пикамилон, Фенотропил и др.

Детям, для улучшения памяти, внимания, для повышенния успеваемости, рекомендуют принимать: , Пикамилон, и др.

Наряду с медикаментозным лечением используют дополнительные методы коррекции, направленные на улучшение внимания и памяти:

Применяют методики электростимуляции, когда токами малой интенсивности воздействуют кору больших полушарий головного мозга, его подкорковых структур.

Пациентам назначают водные процедуры, курс массажа, лечебную гимнастику, возможно применение .

Используют методики психолого-педагогической коррекции с упражнениями для развития концентрации.

Выбор коррекции осуществляют после проведенного обследования и установления причины патологических симптомов.

Нарушение концентрации внимания - лечение народными средствами

Существует множество проверенных народных рецептов для активизации функций головного мозга, улучшения памяти и внимания. Из них мы отобрали самые популярные и действенные, которыми и предлагаем вам воспользоваться:

Многие целители советуют использовать кору красной рябины. Для приготовления отвара мелко поломайте сушеную кору, перетрите в ладонях. Понадобится 1 ст.л. сырья. Залейте это количество стаканом кипятка, вскипятите, убавьте температуру до минимума. Томите 5 мин. Уберите с плиты, хорошенько укутайте, оставьте на 5-6 час. Перелейте отвар в чашку через мелкое ситечко. Принимайте по глоточку после еды (через полчаса). Прием отвара на протяжении месяца способствует улучшению работы головного мозга.

С этой же целью можно использовать корень девясила. Из него готовят настойку: насыпьте 1 ст.л. измельченного корня в банку. Долейте пол-литра водки. Закройте плотно крышкой, уберите в не жаркое, темное место, на месяц. Периодически встряхивайте. Процедите и принимайте по 1 ч.л, до еды.

Но, будьте осторожны, средства из этого растения противопоказаны при сердечных, почечных заболеваниях и при беременности.

Отличное средство, стимулирующее работу головного мозга, способствующее улучшению памяти – родиола розовая. На основе ее корня также готовят настойку: примерно 50 г мелко порубленного корня залейте водкой (понадобится 300 мл). Уберите в кухонный шкафчик ровно на 7 дней. Принимайте процеженное средство по 1 ч. л, за полчаса до еды.

Настойку нельзя принимать при состоянии возбуждения, выраженной гипертонии (особенно при кризах) и бессоннице.

Для улучшения мозгового кровообращения, активизации снабжения мозга кислородом, целители рекомендуют использовать цветки боярышника. Их них готовят настой: насыпьте в посуду 3 ст. л. сушеных соцветий, долейте к ним полтора стакана кипятка. Утеплите полотенцем, оставьте на 1 час. Потом перелейте в чашку через марлю. Пейте по половине стакана, трижды за день.

Можно приготовить отвар из плодов боярки. Для этого помните деревянной толкушкой 1 ст. л. сушеных плодов. Их пересыпьте в кастрюльку, долейте стакан кипятка. Томите на очень маленьком огне 15 мин, уберите с плиты. Долейте горячей воды, процедите. Пейте по глоточку, трижды за день.

Для улучшения мозговой деятельности полезно принимать настой из сосновых почек. Для приготовления залейте 1 ст.л. почек 200 мл кипятка. Посуду с настоем плотно закройте, укутайте потеплее, дайте самостоятельно остыть. Процеженное средство принимайте по глоточку, через полчаса после еды. Помните, что это средство противопоказано при почечных заболеваниях.

Натуральные соки

Смесь свежевыжатых соков, приготовленных из свеклы и моркови очень полезна для улучшения памяти и внимания. Регулярный прием этих соков способствует активизации работы мозга, улучшает кровообращение, положительно влияет на зрение. Рекомендуется принимать по половине стакана смеси соков 2-3 раза за день, лучше после еды. Оба сока смешивайте в равном количестве. Также полезно пить свежий сок черники, есть свежие ягоды.

Эфирные масла

Вдыхание ароматов некоторых растений способны стимулировать память, улучшать внимание, активизировать мыслительную деятельность. С этой целью используют эфирные масла:

Оказывает выраженное тонизирующее действие. Всего несколько глубоких вдохов его аромата проясняет мысли, снимает усталость, повышает работоспособность.

Мята перечная. Отлично стимулирует работу мозга, повышает тонус, способствует притоку энергии.

Вдыхание эфирного масла этого растения «проясняет голову», освежает память, улучшает кровоснабжение мозга.

Эвкалипт. Повышает умственные способности, активизирует мозговое кровоснабжение, снимает усталость, помогает взбодриться.

Профилактика нарушения концентрации внимания

Обязательно следите за уровнем сахара, так как его избыточное содержание губительно для клеток мозга.

Очень важно соблюдать режим сна и бодрствования, а именно, вовремя ложиться спать и рано вставать, при этом хорошо высыпаться. Для сохранения хорошей деятельности мозга, его следует регулярно тренировать. Тут помогут решения головоломок, кроссвордов, различные интеллектуальные игры, в частности, шахматы.

При наличии выраженных симптомов нарушения внимания, не рискуйте своим здоровьем, своевременно обращайтесь к врачу. Будьте здоровы!

Светлана, www.сайт
Google

- Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
- Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!

Вот с такого длинного научного заглавия я начинаю новую статью. Не спешите закрывать страницу если термин синдром дефицита внимания и гиперактивности вам не знаком, ведь то, что он обозначает достаточно сильно распространено среди людей, несмотря на малую известность самого понятия. На Западе этот синдром уже давно стал предметом бурного обсуждения и научных споров. Многие ученые выражают сомнение в том, что указанный синдром можно признавать психическим расстройством и назначать соответствующее лечение. Некоторые вообще отрицают существование такого синдрома в качестве психологического феномена.

Здесь я объясню как избавиться от синдрома дефицита внимания и гиперактивности вам или вашим детям, основываясь на примере собственного избавления от синдрома.

Дефицит внимания — миф или реальность?

В этой статье я не собираюсь опровергать мнение противников постановки диагноза дефицита внимания, а также не буду доказывать концепции его сторонников, так как для участия в академических спорах у меня нет никаких компетенций. Да мне это и не нужно. Потому что, в рамках рассматриваемого мной вопроса, совсем не важно существует ли такой феномен в виде заболевания или это просто какие-то черты характера. Бесспорно то, что есть некие психические черты или свойства личности, или симптомы расстройства, или все это вместе, что в совокупности принято, в определенных кругах, называть дефицитом внимания. И невозможно отрицать, что многие люди испытывают проблемы с , суетливы, не могут усидеть на месте, постоянно теребят что-то в руках, не получается долго стоять в очереди. Это факт, а уж как этот факт называть и является ли он заболеванием или чем-то другим не такое большое дело, для решения частной проблемы.

Фактом также является то, что вышеназванные черты могут привести к большим личностным проблемам и всячески тормозят развитие личности. Как правило, все это начинает проявляться в детстве и, затем, может перейти во взрослую жизнь, как, например, было у меня. Этот своеобразный недуг пополняет список моих прошлых психологических «болячек», вроде панических атак, эмоциональной нестабильности и тревожности. От некоторых из этих недугов я избавился полностью, от некоторых, частично, но при этом сделал ощутимые подвижки в сторону избавления, и я уверен, что в будущем мне удастся их ликвидировать до конца.

Короче, этот опыт самостоятельного избавления от множества психологических проблем и сопутствующее развитие личности сделали возможным этот сайт, который вы сейчас читаете.

Что касается дефицита внимания, я подробно объясню что это такое. Я не собираюсь пугать вас какими-то диагнозами, вроде жили-жили, а тут, вдруг, выясняется что у вас какое-то заболевание или синдром с мудреным названием: «Спасибо вам, Николай!» — скажете вы. Нет, я, расскажу чем это может грозить, и вы сами сделаете вывод, опасно это для вас или нет. Часто люди сами не подозревают о наличии у себя подобных проблем, как не подозревал и я, считая эту свою суетливость и вечную спешку вполне естественными. И конечно же я расскажу как от этого избавиться, основываясь на своем опыте.

Если вы давно читаете мой блог, то вы могли видеть статью про чувство скуки. Многие положения этой статьи схожи с той, которую вы сейчас читаете. Объясню разницу между хроническим чувством скуки и СДВГ, во избежании путаницы. Первое проистекает, в больше степени из каких-то личностных аспектов, наших увлечений, устремлений, привычек, тогда как второе больше относится к работе нашей нервной системы и закрепленных схем работы мозга.

Если скука симптом духовной ограниченности, внутренней пустоты, то СДВГ коренится в каких-то привычках ума определенным образом усваивать информацию. Скука проявляется на длинном промежутке времени, СДВГ — на коротком. И то и то сильно опасно для личности и, в большой степени, взаимосвязано и отделить одно от другого не всегда легко, часто хроническая скука и СДВГ проявляются вместе. Так что рекомендую после прочтения этой статьи прочитать , чтобы иметь полное представление о проблеме.

Как понять страдаете ли вы дефицитом внимания и гиперактивностью.

Следующие «симптомы» могут говорить в пользу того, что у вас наблюдается данный синдром:

  • Вам сложно долго сидеть на месте без дела: вы испытываете потребность постоянно занимать чем-то руки.
  • Вы с трудом сохраняете внимание на каком-нибудь длительном процессе, вам постоянно хочется отвлечься.
  • Вам тяжело дожидаться своей очереди: когда вы стоите в магазине, ждете свое блюдо в ресторане или когда участвуете в разговоре. В диалоге вы в основном говорите, а не слушаете собеседника.
  • У вас с трудом получается дослушивать кого-то до конца.
  • Вы болтливы, часто в разговоре перескакиваете с одного на другое.
  • Вы чувствуете постоянную потребность в бесцельном движении: кручение на стуле, ходьба взад-вперед, и т.д.
  • Проведение досуга в интернете характеризуется для вас в большой степени хаотическим перескакиванием с вкладки на вкладку, из одного окна клиента в другое: ответили в аське, потом сразу обновили почту, зашли на сайт, не дочитав поста переметнулись куда-то еще и так происходит основную часть вашего времени работы в интернете.
  • Вам трудно доводить начатое до конца, работа у вас кипит, только в моменты кратковременного вдохновения, когда вы сильно увлечены.
  • У вас всегда чем-то заняты руки или рот: сигареты, мобильный телефон или планшет с игрой, семечки, пиво и т.д.
  • Вы не можете спокойно проводить время, когда вы ничем не заняты, например долго лежать на пляже или читать не самую увлекательную книгу.
  • Вам сложно методично и последовательно о чем-то размышлять, не перескакивая с одной мысли на другую.
  • Вы испытываете импульсивность в принятии решений, вам хочется решить все сразу, прямо сейчас, не дожидаясь более подходящих для этого решения обстоятельств. Если у вас появляется какая-то потребность, вам не терпится удовлетворить ее сию же минуту, идею хочется реализовать сразу и не дожидаться нужных условий, чтобы решить только что появившуюся проблему. Как следствие вы склонны совершать импульсивные покупки, покупать то, что вам не по карману. Вам трудно планировать свою жизнь наперед, разбивая ее на временные этапы, а затем, придерживаться этого плана. Вы все хотите сразу и сейчас.
  • В результате некоторых вышеназванных пунктов вы испытываете проблемы в самоорганизации, построении порядка в своей жизни так как не умеете планировать, дожидаться и терпеть.

Не пугайтесь сразу если увидите у себя сразу несколько из вышеперечисленных пунктов. Многие расстройства характеризуются симптомами, которые так или иначе выражены у нормальных людей, просто в случае расстройства они проявляются более интенсивно, имеют большое влияние на жизнь пациента и всегда существуют в связке с сопутствующими симптомами. Именно из-за этого, многие люди, прочитав о симптомах депрессии, пугаются и ставят такой диагноз себе, так как очень многим, например, бывает необъяснимо грустно. Но это еще не депрессия. Она подразумевает целый спектр хронических симптомов.

Так же и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Всем нам сложно долго удерживать внимание на том, что нас не занимает, например, читать скучную профессиональную литературу. Это нормально, ведь мы не роботы. Не стоит сразу ставить себе диагнозы, если что-то из того что я перечислил, вы наблюдаете у себя. Задуматься нужно в том случае, когда:

  1. Имеет место явный факт отклонения от условно «нормального». Например, на лекции почти все сидят спокойно и записывают, а вы все время вертитесь и не можете сидеть на месте и слушать. Ваши друзья могут сосредотачиваться на работе, а вы нет. Вы больше всех болтаете в компании и т.д. Короче вы видите, что у вас не как у других.
  2. Симптомы СДВГ мешают вашей жизни. Из-за этого вы испытывается трудности в общении, в обучении (не можете сосредоточиться), в работе, в попытках расслабиться (вы все время напряжены, дергаетесь), в организации своей жизни.
  3. Вы обнаружили у себя большинство из перечисленных симптомов СДВГ.

Если эти три условия соблюдены, тогда у вас, скорее всего наблюдается, то, что называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Чтобы у вас была возможность сравнивать, я скажу, что какое-то время назад у меня проявлялись вообще все из вышеперечисленных симптомов (с одной стороны, и не мудрено, ведь срисовывал их я, отчасти, с себя), притом в довольно интенсивной форме.

Сейчас же картина совершенно иная. Мне, по-прежнему, бывает сложно сосредоточиться, часто хочется отвлечься (например от написания этой статьи). Но теперь это намного легче контролировать, я нахожу в себе силы для того, чтобы противостоять этим беспокойным побуждениям и доводить начатое до конца, не отвлекаясь. Теперь я умею терпеть длительное ожидание, расслабляться, не принимать импульсивных решений и не поддерживать бесцельную двигательную активность.

Благодаря этому я избавился от многих проблем СДВГ , к которым относятся:

  • Повышенная нервная возбудимость.
  • Напряженность, неумение расслабиться.
  • Множество брошенных на полпути задач и сопутствующие этому проблемы (опасность быть исключенным из института, санкции в связи с невыполненной работой).
  • Проблемы в общении с людьми.
  • Трудности в обучении, овладении ремеслом, познании нового.
  • Вредные привычки: курение и алкоголь, «информационный голод».

Как я от этого избавился и как можете избавится вы и пойдет речь далее.

Избавляемся от СДВГ

Я не думаю, что дефицит внимания — древний феномен, уходящий корнями в давние времена. На мой взгляд — это, преимущественно, продукт нашего времени, текущего и прошлого веков. В нашей жизни яростно бушуют лавины информации. А бешеная спешка и суета, задают ритм общественной жизни. Под натиском этих факторов мозг начинает работать в режиме многозадачности и привыкает к постоянной активности, без которой уже не может обходиться. Постоянное, хаотическое, беспокойное переключение ума с одного предмета на другой закрепляется в нас в качестве своеобразного умственного рефлекса, который начинает работать постоянно. Мы становимся не в состоянии направлять свою энергию, она начинает распыляться на много разных задач и ненужных действий.

На Западе СДВГ пытаются «лечить», психостимуляторами и даже дают это детям (Применение Риталина при профилактике СДВГ — предмет ожесточенных споров, препарат изъят из оборота лекарственных средств во многих странах, в том числе и в России) . Лекарство вызывает побочные эффекты и зависимость, сродни амфетамину. В терапевтических успехах такого «лечения» я сильно сомневаюсь. На мой взгляд это попытка врачей и пациентов игнорировать причины проблемы и прийти к легкому, но, ненадежному решению. Врачи не хотят разбираться в индивидуальных причинах проблемы или просто не знают что делать, а пациенты не желают работать над собой или со своими детьми и та и другая сторона довольна простым и быстрым решением.

Для меня очевидно, что для устранения СДВГ нужно проводить большую работу, устранять причину расстройства и это даст куда больший эффект чем все лекарства и не принесет вреда и привыкания, в отличие от последних. Для меня это так же очевидно, как то, что для того чтобы необходимо работать с основными причинами зависимости, и никакие никотиновые пластыри и таблетки вам не помогут, пока вы не поймете из-за чего вы курите.

Эти истины звучат до ужаса банально, но еще ужаснее то, что они не принимаются большинством людей, несмотря на свою простоту и очевидность. Если причинами СДВГ являются хаотическое потребление разнородной информации, беспокойство и суета, то нужно избавляться от этих причин, прежде чем говорить о каких-то таблетках! Я избавился от синдрома дефицита внимания и гиперактивности при помощи простого метода непосредственного противодействия симптомам этого недуга. Этот принцип заключается в том, что нужно стараться делать противоположное тому, что «велит» тебе СДВГ! И все! Все очень просто. Давайте объясню поподробнее.

Методы избавления от дефицита внимания

Следите за собой

Вы должны выработать привычку следить за собой. Как это сделать? Следуйте рекомендациям, которые я дам ниже и такая привычка у вас появится. Она нужна не только для работы с СДВГ, но, например, для и самопознания. Подробно эту тему я описал в статьях и во своей программы саморазвития, вы можете прочитать эти статьи, после того как завершите эту.

Не допускайте бесцельной активности вашего тела

Следите за положением своего тела и его членов. Если ловите себя на том, что начали вертеться на стуле или теребить что-то в руках, бросайте это, старайтесь сидеть спокойно. Внедряйте этот принцип в свою повседневную жизнь. Если вы ждете блюдо в ресторане, которое долго не приносят — сидите прямо, не ерзайте, руки держите перед собой на столе, кладите их ладонями вниз и старайтесь особо не двигаться. Избавляетесь от привычек кусания губ, ковыряния ногтей, обгрызания ручек — и т.д. Эти привычки являются маркерами СДВГ и, давая им ход, вы культивируете синдром. Следите за своей позой, пускай она будет почти неподвижной, если обстоятельства не требуют движения.

Сразу говорю, что сначала будет сложно, когда вы попробуете выполнять эти рекомендации, вы почувствуете силу, которая распирает вас изнутри, заставляет двигаться и суетиться, это «энергия» СДВГ. Как будто вы пытаетесь загородить своим телом бурный поток воды и с трудом его сдерживаете. Ничего, потерпите, потом будет легче, поток постепенно, по мере вашего следования рекомендациям, превратиться в тонкий ручеек, а ваше тело, которое его загораживает станет шире и сильнее.

Соблюдайте информационную гигиену, когда сидите в интернете

Одна из причин СДВГ — постоянное хаотическое блуждание в информационном пространстве. Такое блуждание, перескакивание с одного на другое, оставляет на нашем мышлении «слепок», так что мы уже не может сосредоточиться на чем-то другом. Поэтому нужно постепенно избавляться от этой причины. Организуйте свою работу в интернете таким образом, чтоб она не превращалась в перемещение со вкладки на вкладку. Для этого ограничьте свое пребывание в , например, выделите под это определенное время, «до 15.00 я не захожу ни в контакт, ни в твитер, а в 15.30 я заканчиваю свое посещение соц. сетей и вновь не захожу туда до вечера».

Кстати, широкое распространение активности в соц. сетях, по всей видимости, является одной из причин СДВГ. Так как социальные сети, самой своей структурой организуют получение нами информации таким образом, что она потребляется нами маленькими и разнородными порциями, быстро и интенсивно. Почитали новости, зашли на страницу друга, одновременно запустили аудиозапись, опубликовали твит и все это за 5 минут. Это все равно что есть много разной еды одновременно: съели кусок рыбы, сразу закусили огурцом, потянулись за мороженным, положили в рот креветку и запили все это глотком кефира и кофе. А потом, несварение.

Мозг тоже сильно утомляется и изнашивается от интенсивного поступления разной информации за короткий промежуток времени, также как желудок от усвоения кучи еды. Тем и вредны соц сети. Если вы проводите время в интернете, то лучше пусть информация в вас поступает бОльшими порциями и с бОльшим временным интервалом. Читайте большие статьи в википедии или где-нибудь еще, по-долгу рассматривайте картины. Не нужно прерывать этот процесс и судорожно следить за обновлением вашей личной страницы почты или соц сети и жать клавишу F5.

На это время отключите свои аськи и скайпы, чтобы на них не отвлекаться. И вообще, при использовании этих клиентов старайтесь не строчить туда друзьям по каждому возможному поводу, также, помните, что вы не обязаны отвечать туда сразу после того, как вам кто-то написал. Сначала завершите начатое дело, а потом пишите, если только не что-то очень срочное. Помните, когда вас что-то отвлекает от какого-то процесса, выполнение его идет с куда меньше эффективностью, это научный факт.

Заставляйте себя сосредотачиваться

Читайте книги, не отвлекаясь на посторонние стимулы. Чем более книга скучна, тем лучше вы тренируете способность концентрировать внимание. Но многие скучные книги достаточно полезны, так что пускай это упражнение послужит вам также хорошим поводом для обучение новому, совершенствованию своих профессиональных и личных качеств. Засекайте время, в ходе которого вы не должны отвлекаться, а только читать, пускай это будет час или два. Можете измерять это в количестве прочитанных страниц, как вам угодно. И пока это время не пройдет — никаких посторонних дел! То же самое относится к вашей работе, делам. Делайте все это, не отвлекаясь и засекая время на выполнение. (Перво-наперво дочитайте эту статью до конца, с короткими передышками, если нужно, но не отвлекаясь на внешние стимулы)

Удерживайте внимание на том, что вам говорят люди, учитесь слушать собеседника. Все это, по началу, очень сложно. Внимание будет постоянно уплывать в сторону, но пускай это вас не огорчает и не раздражает, просто, когда вы осознаете что вы отвлеклись, спокойно переводите внимание вновь на предмет концентрации. Медленно но верно ваша способность концентрации будет улучшаться.

Меньше болтайте не по делу

В компании других людей не нужно говорить все что приходит вам на ум, перебивать и торопиться высказаться. Спокойно слушайте других до конца, старайтесь говорить по существу и по теме. Выдерживайте паузы прежде чем отвечать, обдумывайте свои ответы. Не нужно тараторить, держите ровную и спокойную интонацию.

Бросайте вредные привычки

Курение — самый большой союзник СДВГ: сигарета занимает ваше внимание и руки и только способствует развитию синдрома. Люди часто начинают курить от распирающего их внутреннего беспокойства, неумения усидеть на месте без дела. Так было, например у меня. Я уже давно не курю. О том как бросить курить можете потом прочитать статью на моем сайте, ссылку я давал выше.

Пейте меньше алкоголя. Вы не задумывались в чем заключается феномен, так называемого, пивного алкоголизма? Не только в любви к пенному напитку, как таковому, а в том, что пиво, как легкий алкоголь позволяет делать глотки часто, в результате у вас постоянно заняты руки и рот. А если в паузах еще и курить, а между затяжками болтать, одним глазом смотреть в экран, то это занимает все ваше внимание и только способствует развитию дефицита внимания, вдобавок еще и очень вредно. Так что старайтесь избегать шумных посиделок в барах за пивом и сигаретами, лучше отдыхайте в тишине и старайтесь расслабиться.

Учитесь терпеть ожидание

Старайтесь расслабиться, не ерзать, стоя в очереди, не выбегать курить каждые 10 минут, потому что вам некуда себя деть. Все это время пытайтесь расслабиться.

Совершайте длительные и спокойные прогулки

Размеренная прогулка на свежем воздухе хорошо способствует расслаблению и выходу из ритма СДВГ. Так что после работы вместо того, чтобы продолжать бомбардировать свой мозг новыми порциями информации (интернет, телевизор, разговор), спокойно прогуляйтесь по улице, можно даже в одиночестве. Старайтесь не думать о проблемах сегодняшнего дня, вообще меньше думайте и больше смотрите по сторонам, подмечая окружающее. Мысли текут спокойно и размеренно, старайтесь расслабиться как можно сильнее.

Медитируйте

Это, пожалуй, наиболее действенный и безотказный метод при профилактике СДВГ и многих других неприятных недугов! Как работает медитация, сейчас расскажу. Вы заметили, что объединяет все вышеперечисленные методы? Это принцип противодействия симптомам СДВГ, о котором я упомянул выше. Вы делаете противоположное тому, что заставляет вас делать синдром дефицита внимания и так от него избавляетесь: хотите дергаться — заставляете себя сидеть спокойно, есть желание переключаться с вкладки на вкладку — контролируете себя и не допускаете этого, трудно дослушать музыкальный альбом до конца, испытываете сильные порывы чтобы встать — не делаете этого, вот и все.

Медитация — это сеанс расслабления и концентрации, который оказывает крайне положительное влияние на психику и полностью реализует принцип противодействия СДВГ! Когда вы медитируете вы во-первых пытаетесь направить внимание на какой-нибудь предмет (образ, физиологический процесс в вашем теле, фраза в голове), тем самым развивая навыки концентрации, во-вторых успокаиваетесь, сидите минут 20 в неподвижной, расслабленной позе. Вам будет очень хотеться встать и прервать этот процесс, ваше тело захочет активности, но вы будете бороться с этим желанием, усмирять его и вновь направлять свое внимание на его предмет!

Разве можно придумать лучшее упражнение для того, чтобы научиться быть расслабленным и справляться с внутренним беспокойством?! Медитация очень сильно помогла мне, и далеко не только в устранении СДВГ, благодаря ей была проделана вся та работа над собой, в ходе которой во мне произошли все положительные метаморфозы и я смог сформулировать те выводы, которыми наполнен мой сайт и, в частности, данная статья.

Медитация не волшебство, это несложное упражнение, которое может выполнять каждый. Чтобы узнать , читайте статью по ссылке.

Информационное голодание

В одной из я описал упражнение, которое будет очень полезно людям с СДВГ!

Если СДВГ у вашего ребенка

Зачастую синдром дефицита внимания и гиперактивности начинает проявляться в детстве. Но помните о том, что когда вы пытаетесь определить клиническую картину у ребенка, делайте поправку на то, что дети всегда более активные чем взрослые и им сложнее сидеть спокойно и удерживать внимание чем нам. То, что ненормально для нас — может быть нормальным для ребенка. Так что не надо бить в набат, если вы обнаружили симптомы СДВГ у ребенка. Ничего страшного, спокойно работаете с ним, применяя грамотные и мягкие воспитательные меры.

Если ваш ребенок слишком уж активен и рассеян, то ему помогут все те советы, что подойдут для взрослого. Совершайте с ним длительные прогулки, приучайте к занятиям, требующим концентрации (шахматы, чтение, моделирование самолетиков и т.д.), контролируйте его досуг, проведенный в интернете, развивайте его память и концентрацию, научите следить за своими телодвижениями и спокойно объясните ему простыми словами о всем том плохом, что с ним будет, если его беспокойство и рассеянность перенесутся во взрослую жизнь. Главное не давить и не принуждать силой, найдите ту грань, которая разделяет мудрое воспитание и агрессивную диктатуру и не переходите за нее.

А если с детства приучить ребенка к медитации, это будет вообще отлично! Уже при достижении зрелости у него не будет всех тех проблем, какие могли испытывать мы: проблемы с нервной системой, беспокойство, импульсивность, тревожность, раздражительность, вредные привычки и т.д. Только если взрослому нужно медитировать 15 — 20 минут за сеанс, то ребенку хватит 5 — 10 минут.

Не переживайте, если работа с ребенком не приводит сразу к желаемому результату. Не теряйте терпения. Большинство детских, а также, взрослых проблем решаемы, но только в том случае, если от них не отворачиваться, не игнорировать их причины, не предоставлять их произволу безалаберных врачей, а работать с ними осознанно, методично, самостоятельно.

«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» - родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?

О концентрации внимания.

Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.

При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).

К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.

Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.

Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них - это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.

Второй тип - это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.

Например - шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно - у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Как тренировать концентрацию внимания у детей?

Требовать внимания.

Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример - если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.

Слушайте внимательно.

Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах...» - то мягко верните малыша к теме обеда.

Будьте точными и не делайте поблажек.

Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри - здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».

Много практикуйтесь.

На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.

Поделиться: