Нападение на трою. Легенды троянской войны

Согласно древнегреческому эпосу, на свадьбу героя Пелея и нереиды Фетиды, ещё не родившемуся сыну которой Фемида предрекла, что он превзойдёт своего отца, явились все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды; не получив приглашения, последняя подбросила среди пирующих золотое яблоко Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», за это звание последовал спор между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение какой-то из них, потому что самой прекрасной считал Афродиту, но Гера приходилась ему супругой, а Афина - дочерью. Тогда он отдал суд Парису.

Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги царя Менелая Елены. Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом. Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея. Афродита влюбила Елену в Париса, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену. По пути они посетили Сидон.

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев.

В результате, когда началась Троянская война, троянцев поддерживала Афродита, их противников, прибывших возвращать Елену законному мужу - Гера и Афина. И вообще, все боги разделились на 2 лагеря. Так что неприятности из-за Пандоры все-таки случились...

Задание 1. Часть 2. Фразеологизмы

1. Авгиевы конюшни – отсылка к шестому подвигу Геракла. Очистка скотного двора Авгия за один день стала одним из подвигов Геракла - Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Выражение «авгиевы конюшни» стало крылатым и означает «сильный беспорядок, запущенность в делах».

2. Дойти до геркулесовых столпов – греческие мифы, позднее заимствованные римлянами, повествуют о 12 подвигах Геракла, одним из которых было похищение коров великана Гериона. В ходе своего путешествия на запад Геракл отметил самую дальнюю точку своего маршрута. Эта точка и служила границей для мореплавателей в античную эпоху, поэтому в переносном смысле «геркулесовы столбы» - это край света, предел мира и выражение «дойти до геркулесовых столбов» означает «дойти до предела».



3. Гомерический хохот – неудержимый, громкий хохот. Часто используется для обозначения смеха над чем-нибудь крайне несуразным или глупым. Возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эпитет «гомерический» употребляется также в значении: обильный, огромный.

4. Дары данайцев – символ коварства, обмана, хитрости, лицемерия и лести. Отсылка к троянскому коню.

5. Двуликий Янус – символ двуличия, лицемерия и лжи. Янус - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами – как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

6. Колесо Фортуны – случай, слепое счастье. Фортуна – в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе и держащей в одной руке руль, а в другой – рог изобилия. Руль указывал на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия – на благополучие, изобилие, которое она может подарить, а шар или колесо подчеркивали ее постоянную изменчивость.

7. Кануть в Лету – исчезнуть из памяти, забыть. Лета – это название мифической реки забвения у древних греков.

8. Клятва Гиппократа – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род.

9. Нить Ариадны – путеводная нить, средство выйти из затруднения. Этот известный фразеологизм пришел к нам из древнегреческого мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, тот сумел выбраться из знаменитого лабиринта, в котором обитал Минотавр после победы над этим чудовищем.

10. Прокрустово ложе – желание подогнать что-либо под жёсткие рамки или искусственную мерку, иногда, жертвуя ради этого что-нибудь существенное.Прокруст - персонаж мифов Древней Греции, разбойник, подстерегавший путников на дороге между Мегарой и Афинами. Он обманом заманивал в свой дом путников. Потом он укладывал их на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, обрубал ноги, а кому было велико, вытягивал ноги - по длине этого ложа. Пришлось на это ложе лечь и самому Прокрусту: герой древнегреческих мифов Тесей, победив Прокруста, поступил с ним так же, как тот поступал со своими пленниками. Впервые рассказ о Прокрусте встречается у древнегреческого историка Диодора Сицилийского.

11. Ски́лла и Хари́бда - морские чудища из древнегреческой мифологии. Харибда в древнегреческом эпосе - олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины. В Одиссее Харибда изображается как морское божество, обитающее в проливе под скалой в расстоянии полёта стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Сциллы.

12. Сизифов труд – бесконечный и бесплодный труд. Сизиф - в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами вкатывать на гору, расположенную в Тартаре, тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.

13. Узы Гименея – брачные узы.

14. Ящик Пандоры – то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий. Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье... Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда.

15. Яблоко раздора – причина споров и распрей. Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахил­леса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся страшный спор между тремя богинями: супругой Зевса - Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной боги­ней любви и красоты Афродитой. «Судьей между ними был избран юноша Парис, сын тро­янского царя Приама. Парис присудил яблоко богине кра­соты. Благодарная Афродита помогла Парису похитить жену греческого царя Менелая, прекрасную Елену. Чтобы ото­мстить за такую обиду, греки пошли войной на Трою. Как ви­дите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.

16. Загадка Сфинкса – трудная задача, которую непросто решить. Отсылка к мифу об Эдипе.

17. Золотой дождь – внезапное и легко доставшееся богатство. В виде золотого дождя Зевс проник к Данае, находящейся в заточении, и оплодотворил ее.

18. Метать громы и молнии – эмоционально выговаривать, отчитывать кого-то, неистовствовать, разъяренно громить.

19. Седлать Пегаса – воспарить мыслью, вдохновиться/заговорить стихами. Как рассказывает греческий миф, из крови обезглавленной Персеем Медузы возник крылатый конь Пегас. На нем герой Беллерофонт победил морское чудовище, сражался с Химерой и амазонками, а когда гора Геликон, заслушавшись дивного пения муз, готова была подняться к небу, Пегас ударом копыта удержал гору от подъема и одновременно выбил из нее волшебный ключ - Гиппокрену. Каждый, кто напьется воды Гиппокрены, начинает вдруг говорить стихами.

20. Рог изобилия – достаток, богатство. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним, Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали.

Задание 1. Часть 3. Термины

2. Гекзаметр – в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров. В более распространенном понимании - стих из пяти дактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. Один из трех главных размеров классической античной квантитативной метрики, самый употребительный размер античной поэзии.

3. Дифирамб - жанр древнегреческой хоровой лирики. Дифирамбы - народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетым сатирами, на празднике сбора винограда в честь бога производительных сил природы и вина Диониса (само слово «дифирамб» - один из эпитетов этого бога). В VII веке до н. э. поэт Арион придал дифирамбам художественное оформление, особенно, по-видимому в музыкальной части. Отчасти из народного дифирамба получила происхождение греческая трагедия. В V веке до н. э., например у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора.

4. Идиллия - «небольшое изображение», «картинка», уменьшительное от είδος - «вид», «картина») - первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Позднее в Византии словом идиллия пользовались схолиасты, толковавшие отдельные места из сочинений Феокрита. В историко-литературном отношении значение термина «идиллия» в значительной мере пересекается с «пасторалью» и «буколиками»; различие проявляется в том, что «идиллией» называют отдельное стихотворное произведение пасторального жанра, не ограничивающееся жизнеописанием лишь пастушеского быта. В новейшее время это узкое значение размывается, и идиллией часто называют произведения о мирной жизни влюблённой пары («Старосветские помещики» Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обязательно сельском.

5. Катарсис - понятие в античной философии;

Термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.

Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. - Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

7. Котурн – высокий открытый сапог из мягкой кожи на высокой подошве.

Как повседневная обувь котурны были по средствам только обеспеченным людям. Котурны использовались актёрами при исполнении трагических ролей - они зрительно увеличивали рост актёра, делали его поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. В Древнем Риме ботинки-котурны надевали актёры трагедии, изображающие богов, а иногда и императоры, равнявшие себя с божествами.

8. Ода - жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра. Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода - хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний.

9. Орхестра - в античном театре - круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение - «место для плясок».

Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры - пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

10. Парод - в древнегреческом театре (трагедии и комедии) хоровая песня, которая исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении в орхестру. Слово «парод» также относится к самому проходу (открытому коридору), конструктивному элементу античного театра. Парод и стасим были важными элементами структуры не только трагедии, но и комедии. Куаленовский трактат (который считается кратким конспектом второй, утраченной части «Поэтики») не содержит термин «парод», но упоминает о «выходе хора» как о важном водоразделе в структуре комедии.

Драматургическое значение парода состояло в том, чтобы дать слушателям первые сведения о дальнейшей фабуле и настроить публику в целом на соответствующий повествованию лад. Наиболее ранние трагедии (из тех, что дошли до нас) не содержат пародов. Парод, как предполагается, был монодическим и исполнялся хором в унисон. Поскольку полных нотных образцов пародов (впрочем, как и других жанров хоровой театральной музыки) не сохранилось, говорить о более частных композиционно-технических их особенностях (например, о музыкальной ритмике и гармонии) затруднительно.

11. Рапсоды - профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл - символ права выступать на собрании).

Рапсодика относится уже к более поздней стадии развития эпоса, к эпохе больших поэм с более или менее закрепленным текстом; на более ранней ступени эпическая песня импровизировалась аэдом, певцом, сопровождавшим свое пение игрой на лире. На рапсодической стадии исполнение уже отделилось от творчества, хотя отдельные рапсоды могли быть одновременно и поэтами (Гесиод). В историческую эпоху большие поэмы исполнялись обычно на празднествах в форме состязания рапсодов. Гомеровские поэмы рассчитаны уже на рапсодическое исполнение, хотя в самих поэмах, действие которых отнесено к далекому прошлому, упоминается лишь об аэдах. Рапсоды, иногда объединённые в целые школы, сыграли, по-видимому, значительную роль в деле собирания греческого эпоса на стадии его разложения. Древность представляла себе Гомера рапсодом, а гомеровская критика приписывала рапсодам создание гомеровских поэм, объединение отдельных малых песен в большой эпос.

12. Скена - в ней складывалась театральная бутафория, и из нее первые драматурги-актеры, надев театральные костюмы, выходили на площадку орхестры, чтобы исполнять свои роли. Позднее, когда драматические представления стали регулярными, эта временная палатка была заменена прочным зданием - сначала деревянным, а потом и каменным, мраморным. Но первоначальное название «скены» это здание сохранило за собой навсегда. Из этого получилось и современное слово «сцена» (позднелатинская форма произношения этого слова) в смысле возвышения или подмостков, на которых играют актеры. Однако в греческом театре классической поры такого возвышения не было - по крайней мере, никаких следов его не сохранилось.

13. Эксод – в античной драме заключительный выход хора в представлении

14. Элегия - лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием - гекзаметр-пентаметр. Слово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии - Каллимах.

У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий - Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл.

15. Эпос – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

16. Ямб – 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U-); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) - безударный слог + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров; 3) жанр лирики

Задание 1. Часть 4. Общие вопросы

Троянская война является одной из самых легендарных событий в истории человечества. Она была воспета в поэме Гомера “Илиада” и долгие годы считалась мифом, однако после того как Генрих Шлиман откопал Трою, данное событие обрело вполне исторические очертания. Каждый образованный человек обязательно слышал о таких героях троянской войны как: Ахилл (Ахиллес), Одиссей, Гектор, Агамемнон, Приам, Эней, Парис и других, а также красивую легенду о Троянском коне и похищении царицы Елены. Однако многие факты чаще всего размыты и сложно припомнить полную картину Троянской войны. В данной статье я предлагаю вспомнить основные события Троянской войны, из-за чего она началась и чем завершилась.

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII-XII вв. до н. э., и начинали с неё новую - «троянскую» эру: восхождение населявших Балканскую Грецию племён к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия - Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий - киклические поэмы. Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма «Илиада», приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н. э. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона - так назван в поэме этот малоазийский город.

Что же рассказывают старинные предания о Троянской войне? Началась она по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим богам золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, заспорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троянского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, прекраснейшей из смертных женщин, и вручил золотое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского дома. О том, как добрались Парис и Елена до Трои, мифы рассказывают по-разному. По одной версии, они через три дня благополучно прибыли в родной город Париса. По другой, богиня Гера, враждебная Парису, подняла на море бурю, его корабль занесло к берегам Финикии, и лишь долгое время спустя беглецы прибыли наконец в Трою. Есть и ещё один вариант: Зевс (или Гера) подменили Елену призраком, который и увёз Парис. Сама же Елена во время троянской войны находилась в Египте под защитой мудрого старца Протея. Но это - поздний вариант мифа, гомеровский эпос его не знает.

Троянский царевич совершил тяжкое преступление - нарушил закон гостеприимства и тем навлёк на родной город страшное бедствие. Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могущественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть неверную жену и похищенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь. Знатнейшие ахейские герои и цари: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый ста-рец Нестор и многие другие привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как самый умный и хитрый, сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя тому и было предсказано, что он погибнет под стенами Трои. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокровища мирным путём. Посланцами в Трою отправились испытанный дипломат Одиссей и оскорблённый супруг Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, повлёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сражениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Никакие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух воинов, притворно предложил прекратить войну и вернуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И только решительные действия Одиссея остановили воинов и спасли положение.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому войску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушевляет его. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят амазонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном. Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикс. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась единственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением «ахиллесова пята».

После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обладание его доспехами. Они достаются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством.
Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем - союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убедить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские корабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» (Эта фраза со временем тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вернувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом месте (см. ст. «Древний Рим»). Женщин Трои ждала не менее горестная участь: все они стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.

После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бурю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны. Странствия Одиссея после окончания Троянской войны воспеты во второй поэме Гомера - «Одиссее». В ней же рассказывается о возвращении Менелая и Елены в Спарту. Эпос благосклонно относится к этой прекрасной женщине, так как всё происходившее с ней было волей богов, которой она не могла противиться. Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутниками своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

Как уже сказано, древние греки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Даже такой критически мыслящий и ничего не принимающий на веру древнегреческий историк, как Фукидид, был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои - исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Действительно, в поэме очень мало сказочной фантастики. Если из неё вычленить сцены с участием богов, что и делает Фукидид, то рассказ будет выглядеть вполне достоверным. Отдельные части поэмы, такие, как «каталог кораблей» или перечень ахейского войска под стенами Трои, написаны как настоящая хроника.

Advertisements

Троянская война была между греками и защитниками города из Трои в конце бронзового века, длилась на протяжении тысячелетий.

Парис и Елена

Основным источником наших знаний о Троянской войне является «Илиада Гомера» (написанная в 8 веке до н.э.), где он рассказывает о 52 днях в течение последнего года десятилетнего конфликта. Греки воображали, что война произошла некоторое время в XIII веке до нашей эры. Тем не менее, война также была предметом длинной устной традиции до работы Гомера , и это, в сочетании с другими источниками, такими как фрагментарные стихотворения эпического цикла, дает нам более полную картину того, что именно греки считали Троянской войной.

Троянская война в греческой традиции начиналась как шанс для Зевса сократить постоянно растущее население человечества и, более практично, как экспедицию, чтобы вернуть Елену , жену Менелая , Короля Спарты и брата Агамемнона . Елена была похищена троянским принцем Парисом. Менелай и греки хотели вернуть ее и отомстить за троянскую наглость.

Греческая Армия

Греческую армию возглавлял король Агамемнон из Микен. Сколько солдат было в его армии неясно.
Среди греческих воинов были некоторые дополнительные специальные герои, лидеры, которые были величайшими бойцами и проявляли наибольшее мужество на поле битвы. Среди наиболее важных были Ахилл, Одиссей, Аякс, Диомед, Патрокл, Антилокус, Менстеус и Идомен.

Троянская Армия

Троянская армия , защищающая великий город Трои , возглавляемый их царем Приамом , получала помощь от длинного списка союзников. Среди них были карийцы, гализоны, кауконы, киконы, ликийцы, майонианцы, мисианы, паиоанцы, пафлагонианцы, пеласги, фригийцы и фракийцы.

У троянцев тоже были свои полубожественные герои, в том числе Гектор (сын Приама), Эней, Сарпедон, Глаукос, Фаркис, Пуулладас и Ресос.

Ключевые битвы

Большая часть Троянской войны была на самом деле затяжной осадой , и город смог противостоять оккупантам очень долго, главным образом потому, что его укрепления были очень высокими. Были, однако, битвы за пределами города, где сражались армии, иногда с колесницами, но в основном без, используя копья и мечи и защищенные щитом, шлемом и доспехами для груди и ног. На протяжении многих лет война велась по равнинам Трои, но действительно захватывающие битвы, похоже, были зарезервированы на последний год осады.

Парис против Менелая

Утомляя нерешительные битвы, Менелай предложил сразиться с Парисом в дуэли и так решить вопрос войны. Бой начался, копье Париса врезалось в щит Менелая. Затем греческий король бросил его оружие с огромной силой, и копье прошло через щит Париса и продолжало пробивать его доспехи. Парис еле спасся. Однако Менелай не закончил, и мечом он нанес ужасный удар по шлему троянского принца. Меч разбился и упал в пыль. Затем Менелай схватил парижский шлем голыми руками и продолжил тащить его с поля. Парис побежал с поля боя, а Менелая убил Гектор .

Гектор против Аякса

Встреча двух великих героев повторяет встречу Менлая и Париса. Бой длился очень долго, но их остановили их товарищи, которые призывали их к прекращению боевых действий, когда приближалась ночь. По кодексу чести, двое воинов даже попрощались на дружеских отношениях, обменявшись подарками, Гектор подарил серебряный меч, а Аякс великолепный фиолетовый пояс.

Патрокл

Непобедимый Ахиллес был просто величайшим воином всех времен. Однако, к большому разочарованию греков, он большую часть войны сидел в большом дупле. Агамемнон украл его военную добычу Брисеис (дочь Приама), и поэтому герой отказался сражаться. Сначала Агамемнон, не слишком беспокоился о потере Ахиллеса , но, когда трояны начали побеждать, стало ясно, что Ахиллес им очень нужен. Соответственно, все более отчаянный Агамемнон обратился с призывом к Ахиллесу с обещаниями огромного сокровища, если он только вступит в бой. Ахиллес отказался, но Патрокл (друг Ахиллеса) в тайне от Ахиллеса надел броню Ахиллеса и возглавил мимидонцев.

Затем Патрокл дал отпор троянам, трояны были отброшены назад, и ему даже удалось убить великого троянского героя Сарпедона . Смущенный успехом, молодой герой проигнорировал совет Ахиллеса и опрометчиво повел борьбу в сторону Троя. Однако в этот момент великий Аполлон вмешался от имени троянов и ударил Патрокла, разбил его копье и выбил щит из его руки. Таким образом, разоблаченный и беззащитный, Патрокл был заколот Эуфорбосом , а затем Гектор вмешался, чтобы нанести смертельный удар безжалостным ударом копья.

Когда Ахилл узнал о смерти своего великого друга Патрокла , он был ошеломлен горем и яростью, и он поклялся отомстить Троянам и особенно Гектору. После траура Ахилл, наконец, решил снова выйти на поле битвы.

Гектор против Ахиллеса

Только Гектор оставался за стенами, но при виде удивительного Ахилла , даже он заволновался. Ахилл, однако, преследовал троянского принца вокруг городских стен. Наконец, схватив его, Ахилл убил его ударом копья в горло Гектора. Затем Ахилл привязал тело Гектора к своей колестнице, и отвел тело в греческий лагерь.

Тем временем Приам проник в греческий лагерь и попросил Ахилла вернуть тело своего сына, чтобы похоронить его . Ахилл согласился вернуть тело. Здесь Илиада заканчивается, но в войне еще осталось несколько поводов судьбы.

Троянский Конь

Через 12 дней после похорон Гектора, греки построили огромного коня из дерева и спрятались в него. Приам и его совет, увидев этого коня, сочли это за подарок богов, и привезли его в Трою. Ночью, когда Троянцы спали, Ахиллес и его воины вылезли из коня и открыли ворота Трои, греки ворвались в стены Трои и разгромили ее, Приама убил Агамемнон в Храме Зевса, Затем, Парис, отыскав Ахиллеса, выстрелил из лука прямо в его пятку, Ахиллес умер на месте.

Причина Троянской войны до сих пор остается для историков загадкой, некоторые даже не согласны, что эта война вообще имела место в истории. Причина уходит далеко в греческую мифологию. Однако, прежде всего, необходимо дать определение понятию «Троянская война», а также указать датировку, и краткое описание событий, которые происходили в границах этого явления.
Троянская война – полумифологизованная война между городом государство Троя и греческими полисами во главе со Спартой, которая происходила в течение десяти лет, где-то на рубеже ХІІІ-ХІІ веков до н.э.
Впервые о Троянской войне писал греческий поэт Гомер. Он раскрыл эти события в своих поэмах «Илиада» и частично в «Одиссеи».
Причина начала войны.
Известно, что между Спартой и Троей велась уже продолжительный срок война, и победитель за долгое время так и не определился, потери были большие с обеих сторон. За общим согласием, стороны решили заключить перемирье, чтобы прекратить бессмысленное кровопролитие.
А теперь квази-историческая информация, которую дает Гомер. Квази – потому что подтверждения этому факту до сих пор нет, и это может быть фантазия Гомера.
Гомер говорит, что троянский царевич Парис, вместе со своим старшим братом Гектором – величайшим троянским воином и наследником троянского престола, прибывают в Спарту, дабы заключит выгодный для обеих сторон мирный договор.
Переговоры закончились успехом, но долго мира не было. Парис на рассвете похищает молодую, прекрасную жену спартанского царя Менелая – Елену и отвозит ее в Трою.
Менелай, оскорбленный подобным поступком обращается за помощью к царю Микен – Агамемнону, который только ждал повода начать войну с Троей. Менелай и Агамемнон собрали под своим началом всех царей Грации и сев на корабли, отправились на берег Трои.
Можно ли считать похищение Елены как причину начала Троянской войны до сих пор не ясно. Однако, вполне возможно, что это похищение послужило поводом, причины же были и другие, например, за владение Эгейским морем. Если подумать здраво, то под повод похищение прекрасной царицы подходит прекрасно. А вот такая причина как гегемония в море, кажется такое здравой. Однако, это только гипотезы.
Краткий ход войны.
Гомер очень подробно описывает ход войны и это занимает много страниц, повторять самые мелкие детали за Гомером смысла нет, так как он описывает чуть ли не каждый поединок между славными воинами.
Греки пришли с огромным флотом на берега Трои и, высадившись у стен, захватили земли под стенами великого города. Однако Троя имела на своей защите прочный, высокие стены, которые еще никто не преодолел. Не преодолеть их не смогла и объединенная армия греков, хотя те сильно побеждали по числу.
В ходе войны был убит Гектор, не стоит много говорить об этом, так как все знают сюжет о битве Гектора и Ахиллеса – величайшего греческого воина. Взять штурмом Трою грекам по-прежнему не удавалось, и они решили осадить город. Осада Трои продолжалась, как говорит Гомер – целых десять лет.
Осада также не приносила успехов, и тогда греки решили взять троянцев хитростью. Они построили огромного деревянного коня, куда спрятались греческие воины. Греки подарили троянцам этого коня в знак того, что смирились с поражением и отправляются домой. Троянцы приняли дар и пропустили его за свои стены. Ночью греки вылезли из коня и открыли ворота, затем армия греков пробралась в город, полностью спалив его. Большинство жителей были убиты. Погиб также Ахиллес.
Результат.
Могущественный город Троя был полностью стерт с лица земли. Греки понесли в свою очередь огромные потери, Микены же после этой войны начали постепенно терять власть, последовал скорый упадок микенской цивилизации и ее крах.

Яблоко раздора
Однажды на горе Пелион справлялась свадьба героя Пелея, внука Зевса и воспитанника кентавра Хирона, и его могучей возлюбленной, морской царицы Фетиды - будущих родителей Ахилла. Все божественные покровители молодых людей собрались на брачный пир, не была приглашена только вспыльчивая богиня раздора Эрида. И она-то придумала, как отомстить за обиду. Взяв золотое яблоко из садов Гесперид, на котором было написано только одно слово – «Прекраснейшей», она бросила его на пиршественный стол. Но кто же из богинь имеет право на титул «Прекраснейшая»? Гера, Афина и Афродита одновременно схватили яблоко и вступили в спор. Видя, какой раздор начался среди богинь, Зевс приказал Гермесу лететь на гору Иду, найти там юношу Париса, сына царя восточного города Трои Приама, который, по предсказанию Оракула, должен разрешить этот спор.

Богини принялись искушать Париса: Гера – властью, Афина – воинскими победами и почестями, но золотое яблоко получила богиня любви Афродита, которая пообещала ему в жены самую красивую женщину мира – Елену Прекрасную, дочь Леды и Зевса. С ее помощью Парис коварно похитил Елену из собственного дома, где был гостеприимно принят царем Спарты Менелаем. Под покровом ночи на своем корабле Парис отвез ее в Трою, потому что легкомысленная Елена дала согласие на новый брак с полюбившимся ей красивым юношей. Менелай не стерпел обиды и поднял греков на войну с Троей.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Жертвоприношение Агамемнона
Микенский царь Менелай попросил своего брата Агамемнона возглавить греческое войско, которое должно было отплыть в Малую Азию для осады Трои. Накануне отплытия Агамемнон, как полагалось в те времена, захотел умилостивить небесных царей: принести им богатые дары и совершить жертвоприношение. Он решил положить на жертвенник свою юную дочь Ифигению. Ее несчастная мать царица Клитемнестра, жрица богини Артемиды, со слезами бросилась к небесной покровительнице. Артемида не позволила свершиться детоубийству. Она заменила девушку на жертвеннике ланью, а Ифигению перенесла в далекую Тавриду – Крым. После долгих лет жизни на чужбине ее нашел там брат Орест. А в Крыму в местечке Кастрополь, расположенном у самого моря, есть скала, напоминающая фигурку стоящей у воды и вглядывающейся вдаль девушки, которую называют Ифигения. Так появилось на небе созвездие Жертвенник.

Осада Трои
Итак, город в Малой Азии Троя стал яблоком раздора между его жителями и приплывшими сюда греками за женой царя Менелая прекрасной Еленой, похищенной по наущению богини любви Афродиты юным Парисом. Яблоко раздора изначально разъединило богинь, и вот в этой войне сама Афродита приняла сторону троянцев, а Афина стала всячески помогать данайцам, то есть грекам. Впрочем, все боги разбились на два лагеря, стараясь помочь своим любимцам. Началась мучительная для обеих сторон война, так как боги были одинаково сильны. Она длилась многие годы. Все ее участники сражались мужественно и совершили множество подвигов.

Трою в древности называли Илион, отсюда название «Илиада» эпической поэмы Гомера, описывающей затяжную осаду города и его гибель, а также взаимоотношения богов, которые участвовали в этой войне наравне с людьми. Как греки победили троянцев, рассказано в мифе, который связан с созвездием Змееносец, посвященным троянскому врачевателю, ученику бога медицины Асклепия, Лаокоону.

Хитроумный план Одиссея
Одиссей, принимавший участие в осаде Трои, желая скорее покончить с войной, предложил грекам прибегнуть к военной хитрости. Его план был таков: нужно построить гигантского коня, в котором спрячется отряд самых храбрых воинов. Затем греки снимут лагерь, чтобы троянцы поверили: греки ушли на кораблях в открытое море. Троянцы на радостях не заметят подвоха: коня в качестве трофея введут в город, посчитав, что опасность миновала.

Однажды утром троянские стражи на крепостных стенах не обнаружили врагов, так долго осаждавших их хорошо укрепленный город. Лагерь был пуст, а вдалеке в море виднелись мачты отплывавших кораблей. Радости троянцев не было предела: все ворота Трои были открыты, и измученные долгой осадой люди высыпали за город. В греческом стане еще дымились угли ночных костров, а посредине красовался огромный деревянный конь, который из-за гигантских размеров, как подумали троянцы, не поместился на галере и был оставлен. Пастухи привели только что пойманного грека Синона, и тот заверил троянцев, что конь предназначен в дар богине Афине и может стать троянцам хорошей защитой, если они окажут ей почести. Коня ввели в город.

Но тут вперед выступил троянский врач, жрец бога Аполлона Лаокоон. «Не верьте данайцам, дары приносящим!» – пророчески воскликнул он и стал убеждать сограждан, что греки коварны и вряд ли они уплыли совсем, а конь – ловушка. Чтобы доказать свою правоту, он метнул в коня копье. Удар был так силен, что конь содрогнулся, и в его глубине отчетливо звякнуло оружие. Но Афина была начеку; она помутила рассудок троянцев, и те не услышали подозрительного бряцания и не поверили своему жрецу. Конь был введен в город и поставлен в центре у Акрополя. А из моря вдруг появились две огромные змеи, которые набросились на малолетних детей Лаокоона, резвившихся на берегу. Несчастный отец поспешил на помощь детям и мощными руками обхватил извивающихся чудовищ. Завязалась страшная борьба. Это была месть Афины: змеи душили Лаокоона и медленно убивали своим ядом.

Между тем коня на форуме увидела вещая Кассандра, дочь царя Трои Приама. Она пришла в ужас при виде этого чудища и стала убеждать троянцев немедленно увезти его в поле, потому что ей предвиделось: он принесет гибель городу. Но по велению богов люди не верили предсказаниям Кассандры, считая ее не провидицей, а сумасшедшей. Ночью же Синон открыл потайную дверцу в чреве коня и выпустил греческих воинов наружу. В городе мгновенно начались пожары. Их огонь с мачты корабля увидел Одиссей и приказал всем галерам срочно плыть к берегу. Греки не знали пощады: были перебиты все жители Трои, погиб и сам царь Приам, и все его сыновья, включая Париса. Троя была сожжена дотла.

Благодаря поэме Гомера осталась память об этом богатом городе. В настоящее время археологи раскопали Трою в Турции. Кстати, коварная красотка Елена вместе с мужем уплыла в Грецию. А на небе горят два созвездия – Змееносец и Змея.

Поделиться: