На территории какой страны проходила линия маннергейма. Неприступные линии обороны XX века — линия Маннергейма

Когда я собрала информацию про ДЗОТы Линии Маннергейма и было собралась рассказать о них,то чуть у меня не вышел смачный постоляп.Из школьных уроков знала,что фортификационные сооружения проходили по линии от Финского залива до Ладожского озера.Стоп,стоп!А я же была в ДЗОТах намного севернее,недалеко от Белого моря,в районе Медвежьегорска.Несостыковочка,однако...Н у тогда надо разбираться.


Начнём с ноября 1939 года,когда Красная Армия переходит границы Финляндии и начинается печально известная Советско-финская война.Одна из самых катастрофических операций Советского Союза в его истории.За 4 месяца Советская армия потеряет 450 тысяч человек.Это огромные потери,учитывая,что противником была небольшая страна,особо не замеченная в военных конфликтах.

В планах Советского командования был захват Хельсинки за 2 недели.И он бы удался,если бы не финская оборонительная линия защиты - Линия Маннергейма.
Строительство защитной линии велось с 1931 по 1939 годы,во время возглавления Государственного Комитета Финляндии маршалом Маннергеймом.Строительство линии было закончено за неделю до начала войны.Линия покрывала 130 км от Финского залива до Ладожского озера.

Интересно,что Карл Густав Маннергейм закончил военное училище в Санкт-Петербурге.И в 1906 году получает команду Российского генштаба совершить ознакомительную поездку из Ташкента в Китай.Азиатская экспедиция длилась около 2-х лет.Маннергейм привёз оттуда планы более 20 городов-крепостей Китая.Он изучал фортификационные объекты.Шедевры,которые взять штурмом невозможно!
Маннергейм применял свои знания 8 лет при строительстве оборонительной линии на Карельском перешейке.

В 1941 году Советский Союз отправил на эту линию огромные дополнительные силы,которым удалось прорвать оборону.Но гордиться такой победой командование не могло.

А в июне 41-го началась Великая Отечественная война.И Маннергейм отдаёт приказ о начале строительства долговременного рубежа на Масельгском перешейке.К середине 1944 года финская армия создала прифронтовой Медвежьегорский рубеж обороны, который перехватывал перешеек между озером Сегозером и Повенецким заливом Онежского озера.

Таким образом,создаётся вторая Линия Маннергейма,под Медвежьегорском.Мы исследовали её возле деревни Вичка.

2.

О близости ДЗОТов (ДЗОТ-долговременная забетонированная огневая точка)указывают огромные камни,выложенные рядами - противотанковые заграждения.Камни остроконечные,имеют форму пирамид

3.

4.

5.

Заграждения комбинированные.До сих пор можно запутаться в колючей проволоке

6.

Сейчас здесь мир,растут грибы и ягоды

7.

8.

Мы не поняли,какое это сооружение,скорее всего тоже защитное

8.

ДЗОТы хорошо замаскированы,а зимой практически не видны.А ведь из этой амбразуры мог смотреть на нас пулеметчик

9.

Подойдём поближе

10.

Наверху сидел пулеметчик,взору которого открывался большой сектор обстрела

11.

Толщина бронеколпака 10 см.Вандалы с помощью сварки хотели его распилить,но не удалось.Вот,в 41-ом сделали,а в 2013-ом управиться не могут!

12.

На поверхность земли выведены вентиляционные отверстия

13.

14.

15.

А теперь заходим в ДЗОТ.Сооружение немыслимое!

16.

17.

Мы спускаемся под землю.Абсолютная темнота.Иногда,даже несмотря на подсветку фонарей,камера не могла найти точку фокусировки.

18.

Настоящая подземная крепость!

19.

Здесь располагались каземат или казарма

20.

Все стены ДЗОТа вертикальные железобетонные толщиной 70-90см.Толщина внутренних стен от 40 до 60см. Внутренняя высота помещений около 2 метров.
Вентиляция вытяжная с помощью труб, выходящих на покрытие ДЗОТа из каждого помещения кроме тамбуров и коридора.

21.

22.

23.

Отверстие для стока воды или,наоборот,её подводка?

24.

ДЗОТ вполне себе жизнеспособен)

25.

Отверстия изолированы материалом похожим на стекловату

26.

Подъем к амбразуре

27.

28.

Костя занял место пулеметчика

29.

И сфотографировал для нас место обстрела

30.

ДЗОТы имеют несколько входов-выходов

31.

32.

Внутренние стены побелены известью.

Линия Маннергейма — это цепь военных укреплений между Ладожским озером и Финским заливом, состоящая из связанных между собой укрепленных бетонных сооружений — ДОТов, которые входили в состав опорных пунктов. Вокруг них неприступными заграждениями становились мины и ряды колючей проволоки. Всего на линии Маннергейма насчитывалось около 280 огневых точек, уходящих вширь на 135 км и вглубь на 90 км. Укрепления появились в 20-х годах XX века по инициативе финского командования для защиты от нападения русских. Руководил созданием укрепления Оскар Энкель. Постепенно сооружения укреплялись, а качество материалов — улучшалось, тем самым модернизируя линию обороны.

В ходе русско-финской войны в 1939 году атаки советских войск укрепленного района закончились поражением. В сочетании с труднопроходимыми окрестностями и сложным рельефом Карельского перешейка, мощные оборонительные сооружения стали неприступными. Линию назвали в честь командующего финскими войсками Карла Маннергейма. Прорвать оборону удалось только спустя два месяца, и это стало поворотной точкой Зимней войны. Сразу после этого оборонительная линия была подорвана саперами. На месте остались только инженерные сооружения и множество военных объектов, остатков снарядов, мин в огромной концентрации, которые и превратили этот район в музей под открытым небом.

Как добраться

Пешком:
1. На электричке до станции Лейпясуо, а оттуда по лесной тропе до грейдера. Затем повернуть налево и идти до высоты 65, 5.
От ст.Лейпясуо примерно 10 км.
2. На электричке до станции Кирилловское, затем по автодороге до танкового полигона. На полигоне идти по "Танковой директрисе" до высоты 65,5.
От Кирилловского до полигона по асфальтовой дороге - 10 км (можно поймать попутку), по "Танковой директрисе" до высоты 65,5 - 4 км.
Всего - 14 км.
3. На электричке до станции Гаврилово, далее по дороге до грейдера, затем свернуть налево и до высоты 65,5.
Примерно - 12 км.

На машине:

По "Скандинавии" до Гаврилово, затем выехать на грейдер и доехать до высоты 65,5.
От развязки с КАД до высоты 65,5 - примерно 100 км.

В 1939-1940 годах прошлого века финны смогли доказать всему миру, что идея обороны собственных границ с использованием укрепрайонов (УРов) не изжила себя полностью. Финны смогли построить на Карельском перешейке множество защитных сооружений для артиллерии и пулеметов, различного рода подземных складов и убежищ, возвели ряд противопехотных и противотанковых заграждений, сделав основным козырем ДОТы. Именно ДОТы составляли основу прочной обороны, и, хотя их было не так много, они были расположены в нужном количестве и в нужных местах.

Линия Маннергейма


Линия Маннергейма, названная так в честь финского маршала, представляла собой цепь укреплений протяженностью в 135 км и глубиной до 90 км на Карельском перешейке от берега Финского залива до Ладожского озера. Берег залива был прикрыт береговыми батареями крупного калибра, а в районе Тайпале на берегу Ладожского озера финны возвели ряд железобетонных фортов, установив в них по 8 120-мм и 152-мм береговых орудий. При этом основой укреплений выступал сам рельеф местности. Всю территорию Карельского перешейка покрывали лесные массивы, пересекали десятки малых и средних речушек, множество озер. В лесах повсюду встречались многочисленные валуны и каменистые гряды. Бельгийский генерал Баду отмечал: «Нигде в мире не видел я природных условий более благоприятных для постройки укрепленных линий, чем на Карельском перешейке».

Основой линии были тактически связанные друг с другом бетонные сооружения – ДОТы, убежища и командные пункты. Главная позиция линии Маннергейма насчитывала 22 опорных пункта, занимающих по фронту 3–4 км и в глубину до 1–2 км. Каждый опорный пункт состоял из нескольких железобетонных ДОТов и дополнительных полевых укреплений (ДЗОТов, блиндажей, пулеметных гнезд, стрелковых окопов). Опорные пункты были оборудованы минными полями, противотанковыми заграждениями и многочисленными рядами колючей проволоки.

ДОТы «линии Маннергейма» разделяют по постройке на первое поколение (1920-1937 годы) и второе поколение (1938-1939 годы). ДОТы первого поколения были достаточно небольшими, рассчитанными на установку 1-2 пулеметов, не имели убежищ для гарнизона и какого-либо внутреннего оборудования. Толщина их железобетонных стен доходила до 2 м., а толщина перекрытий составляла 1,75-2 м. Впоследствии большинство этих ДОТов были модернизированы: стены были утолщены, на амбразуры поставили броневые плиты.

ДОТы второго поколения получили у финского населения название «миллионники», поскольку стоимость их превышала 1 млн. финских марок. Всего было возведено 7 таких ДОТов. Инициатором их постройки выступил вернувшийся в 1937 году в политику барон Маннергейм, который смог выбить в правительстве средства на их постройку. «Миллионники» представляли собой большие современные железобетонные сооружения, имевшие по 4-6 амбразур, преимущественно фланкирующего действия, из которых 1-2 могли быть орудийными. Одними из самых совершенных и сильно укрепленных ДОТов были Sj4 «Поппиус» (имел амбразуры для ведения огня в западном каземате) и Sj5 «Миллионер» (имел амбразуры для ведения огня в обоих казематах). ДОТы фланкирующего огня назывались казематами «Ле Бурже», по имени французского инженера, внедрившего их еще в Первую мировую войну. Такие ДОТы были отлично замаскированы снегом и камнями, что сильно затрудняло их обнаружение на местности, помимо этого пробить эти казематы с фронта было практически нереально.


По данным, содержащимся в книге «Тайны и уроки зимней войны», линия Маннергейма насчитывала около 280 железобетонных пулеметно-артиллерийских ДОТов. Не слишком много – около 2 ДОТов на 1 км. фронта, если вытянуть их все в одну линию, но ведь они располагались на глубину в 90 км. Таким образом, один ДОТ приходился почти на 43 кв.км. Конечно, помимо ДОТов имелось множество других инженерных укреплений, но именно ДОТы были основой, сердцевиной каждого опорного пункта.

ДОТы-невидимки

Казалось бы, что может быть проще – обнаружили ДОТ, выкатили на прямую наводку орудие и всадили снаряд ему в амбразуру. Однако такое можно встретить лишь в кино или на картинах. Реальные финские ДОТы атакующие красноармейцы не могли увидеть в принципе, они скрывались за насыпными холмами. Достать их огнем артиллерии или танков не представлялось возможным.

Основная трудность при борьбе с финскими ДОТами заключалась в том, что все они были очень умело привязаны к местности и расположены так, что с большого расстояния были просто не видны, скрываясь в складках местности или лесу, а приблизится к ним вплотную артиллерия и танки не могли из-за многочисленных искусственных и что самое главное естественных препятствий. Помимо этого многие доты предназначались только для фланкирующего огня и с фронта были не видны вовсе. Для стрельбы по ДОТу танк или орудие приходилось разворачивать, подставляя бок огню с фронта.


Отличное расположение огневых точек на местности приводило к многочисленным ошибкам артиллерийских наблюдателей, которые просто не видели разрывов своих снарядов или неправильно определяли дальность до цели. В итоге советская пехота оказывалась один на один с ДОТом, окружающими его ДЗОТами и траншеями финской пехоты. А стреляли финские пехотинцы отменно.

Как результат огромный расход боеприпасов на каждый ДОТ, большие потери в танках и людях, войска топчутся на одном месте, несмотря на подавляющее превосходство во всех видах вооружений.

Общее черты финских ДОТов

Данные сведения взяты из доклада от 1 апреля 1940 года командарма 2-го ранга Н.Н. Воронова, начальника артиллерии Красной Армии. Позднее он станет знаменитым главным маршалом артиллерии, который уже в 1943 году вместе с Рокоссовским будет принимать капитуляцию 6-й немецкой армии в развалинах Сталинграда.

а) Практически большая часть ДОТов находилась на поверхности, и только ряд из них частично врезался в складки местности или склоны холмов. Говорить о подземных сооружениях в данном случае не приходится (тем более о многоэтажных), в лучшем случае некоторые ДОТы можно отнести к полуподземным. Объяснением этому служит то, что в условиях Карельского перешейка очень трудно подобрать места, где сооружения возможно бы было опустить под землю. Здесь либо скальный грунт, либо очень близко к поверхности находятся грунтовые воды, либо вообще болото.


б) Большая часть ДОТов предназначалась для ведения фланкирующего огня (стрельбы вдоль фронта) во фланг атакующим войскам и не проектировалась для отражения фронтальных атак. Можно отметить, что каждый ДОТ прикрывал подходы к соседнему. С фронта такие ДОТы были защищены складками местности (строились на обратных скатах высот, или имели перед собой искусственные насыпные холмы, или лес). Большинство ДОТов было недоступно для пушек и для танков атакующих. Фланкирующий огонь позволял гарнизонам ДОТов отсекать атакующую пехоту от своих танков.

в) По проектам ДОТы должны были выдерживать прямые попадания снарядов калибром до 203 мм, но на практике часть из них была изготовлена из бетона низкого качества (300-450 кг/кв. см. при минимальной для фортификационных сооружений сопротивляемости – более 750 кг/кв. см.).

г) ДОТы отапливались печками (хотя отдельные ДОТы были оборудованы центральным отоплением). Освещение частично электрическое, частично с помощью керосиновых ламп типа «Летучая мышь». Снабжение водой из колодцев, вырытых в казармах. Отхожих мест в ДОТах не было. Связь между ДОТами частично телефонная, частично лишь зрительная.

Данный доклад не очень понравится наркому Ворошилову, но отражал истинное положение дел на линии Маннергейма. Данная линия обороны не шла ни в какое сравнение с французской линией Мажино, которая имела и многоэтажные мощнейшие оборонительные сооружения, и солидную артиллерию, включая орудия крупных калибров. Этот же доклад содержит также информацию о том, что финская армия имела очень незначительное количество артиллерийских орудий, в основном устаревших систем.


В своих мемуарах Воронов перечислил образцы финской артиллерии. Здесь были 37-мм противотанковые пушки «Бофорс» (данные орудия уже в ходе боев финны ухитрялись запихнуть в ряд ДОТов), 3-дюймовые русские орудия образца 1902 года, 12 и 15-см гаубицы системы Шнайдера времен Первой мировой войны. Большая часть снарядов для финской тяжелой артиллерии была произведена до 1917 года, по причине чего до 1/3 снарядов просто не взрывались.

Устанавливать в ДОТы финнам по большей части было просто нечего, поэтому большинство из них были пулеметными. Артиллерийскими были лишь 8 ДОТов. При этом ряд из них даже не имели специальных приспособлений для крепления пулеметов (казематных систем), финны применяли в них обычные станковые и ручные пулеметы.

Постоянных гарнизонов, обученных ведению боя в таком сооружении, многие ДОТы не имели, их занимали обычные стрелковые подразделения, которые приносили с собой вооружение, боеприпасы и продовольствие, т.е. часть ДОТов просто не имела запасов для длительной автономной деятельности. Установка на ДОТы, построенные позднее 1936 года, бронеколпаков, использующихся для защиты наблюдателей, оказалась ошибочной – они лишь демаскировали сооружение. Более подходящие для наблюдения за местностью и недемаскирующие ДОТ перископы были не по карману достаточно бедной финской армии.

В конце концов, ни крайне удачное расположение, ни стойкость защитников не принесли финнам победы. Линия Маннергейма была прорвана, сказалось огромное численное и техническое превосходство Красной Армии. Все ДОТы, оказавшиеся на пути советской пехоты, были уничтожены либо тяжелой гаубичной артиллерией, либо саперами.

Использованы источники:
www.army.armor.kiev.ua/fort/findot.shtml
www.popmech.ru/article/116-liniya-mannergeyma
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

Финские укрепления на Валааме формально не относятся к оборонительным сооружениям, известным как «Линия Энкеля» или «Линия Маннергейма». Но фактически они тесно связаны и строились одновременно с ними, играя важную роль в системе финской обороны: крупнокалиберные орудия, установленные на островах Валаамского архипелага, препятствовали возможности продвижения советских кораблей по Ладоге и высадки десанта в тылу и на фланге линий обороны на Карельском перешейке. Именно поэтому на Валааме уже в 1918 году (сразу по окончании гражданской войны в Финляндии) появились военные, а с 1919 года началось строительство Валаамского укрепрайона, прежде всего позиций береговой артиллерии и связанной с ними инфраструктуры.

Предлагаем вашему вниманию материалы, собранные Игорем Сазеевым и Яной Гайдуковой для читателей сайта , посвященные истории создания и значению линии Маннергейма.

Линия Маннергейма

Линией Маннергейма принято называть финские военные сооружения, построенные в 20-е – 30-е годы XX века у юго-восточных границ Финляндии на Карельском перешейке, между Финским заливом и Ладогой.

Оскар Пауль (Оскар Карлович) Энкель

Линия Энкеля (1918-1931)

Еще в 1918 году по приказу Карла Густава Эмиля Маннергейма, генерал-лейтенанта русской армии, впоследствии фельдмаршала и маршала Финляндии, военные инженеры разработали первый план линии обороны Карельского перешейка. В действительности же в 1919-1924 гг. укрепления строились по другому плану, поэтому сооружения этого периода правильнее называть линией Энкеля .

Оскар Пауль (Оскар Карлович) Энкель долгое время служил в русской армии, участвовал в Русско-японской войне, окончил Академию Генерального штаба, во время Первой Мировой войны полковник Энкель был представителем Генштаба России в Италии и Сербии, затем служил в штабе союзников в Константинополе. Вернувшись в Финляндию, в 1919 г. он возглавил Генеральный штаб финской армии в звании генерал-майора. Именно под его руководством началось строительство укреплений на Карельском перешейке.

Всего за это время было сооружено 168 бетонных фортификационных сооружений. После отставки Энкеля в сентябре 1924 г. строительство прекратилось и возобновилось лишь в 30-е годы.

География линии Энкеля

Главная полоса обороны (линия Энкеля) проходила через Ключевое–Ермилово–Солдатское–оз.Глубокое–оз.Раковое–Вуокса (современные названия). Вторая, тыловая оборонительная позиция защищала подходы к Выборгу (Соколинское–Черкасово–Озерное–Вещево).

Красным отмечена линия Энкеля, розовым - линия Маннергейма, зелёным - советско-финская граница

Линия Маннергейма (1930-е гг.)

Маннергейм же в 20-е годы не занимал значимых постов в армии и государстве и значительную часть этого периода провел за пределами Финляндии. Только в 1931 г. он стал Председателем Комитета обороны Финляндии, но до 1938 г. это был больше декоративный орган (упомянем, что штаб Комитета в составе разведывательного и оперативного отделов был организован лишь в 1938 г.). По инициативе К.Г.Э.Маннергейма с 1932 года строительство и модернизация линии Энкеля продолжились, однако до 1938 г. государство выделяло на это весьма скудные средства.

Маннергейм о линии Энкеля
(1931 г.)

Вот что пишет Маннергейм об осмотре линии Энкеля в 1931 году в своих мемуарах: «Карельский перешеек - замок Финляндии, наши Фермопилы: он представляет собой тесный проход между Финским заливом и Ладожским озером, шириной всего лишь 70 километров в самом узком месте. Местность для обороны весьма пригодна, ибо озера и болота разделяют перешеек на относительно легко защищаемые узкие участки. Мореный грунт позволяет строить полевые укрепления, но менее пригоден для строительства долговременных укреплений, ибо отсутствует скальная основа. Слабохолмистая местность, к сожалению, оказалась легкопроходимой для танков. […] Осмотренные мной несколько десятков пулеметных гнезд и артиллерийских позиций, которые были выстроены в начале 20-х годов в качестве основы оборонительной линии, по своей конструкции были непригодными, да и расположены они были неудачно.

Поскольку они не поддерживались в порядке, большая часть оборудования пришла в негодность, так же, как и незначительные заграждения из колючей проволоки. Оборонительные устройства, естественно, не представляли собой какой-либо единой системы. По возвращении в Хельсинки я рассказал о результатах своих наблюдений министру обороны Оксала. Мне удалось убедить его в том, что для укрепления перешейка необходимо что-то делать».

Модернизация линии Маннергейма в 1930-х годах

В 1932 году финны приступили к постройке пулеметных дотов улучшенного типа, а в 1936 году частично модернизировали и доты 1920-х годов. Самые мощные укрепления строились на наиболее опасном участке дороги Ленинград – Выборг на линии наступления.

Лишь в 1938–1939 гг., почувствовав неизбежность скорой войны, финское правительство резко увеличило ассигнования на строительство линии обороны. В этот период на линии Маннергейма были построены ДОТы (долговременные огневые точки) так называемого второго поколения из мощного армированного бетона. Было построено 7 ДОТов - «миллионников» (их так назвали, поскольку строительство каждого из них обошлось казне более чем в миллион финских марок). В отличие от остальных дотов, построенных на Карельском перешейке, «миллионники» имели не только мощную защиту, но и современную систему жизнеобеспечения.

Комплекс сооружений от Финского залива до Ладожского озера представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была линией Маннергейма. Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Кроме того, были построены 136 километров противотанковых препятствий, натянуты 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы. Работы по сооружению оборонительных укреплений к началу зимы 1938-39 года завершены не были.

Мифологизация линии Маннергейма во время Зимней войны 1939-1940 гг.

Тем не менее, советские войска во время Зимней войны 1939-1940 гг. более двух месяцев не могли прорвать линию Маннергейма, несмотря на солидный перевес в живой силе и подавляющее преимущество в боевой технике, и несли огромные потери. Именно тогда в СССР появились преувеличенные описания ее неприступности. Нужно ведь было как-то объяснить неудачи Красной армии. Мощь укреплений линии Маннергейма была преувеличена и подверглась даже некоторой мифологизации, хотя куда большую роль сыграл так называемый человеческий фактор, иными словами - дух советских и финских воинов.

Советский партийный и государственный деятель Анастас Микоян , член Политбюро ЦК КПСС в 1935–1966 годах, писал: «Сталин - умный, способный человек - в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы „вдруг“ обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу».

О мощи финской оборонительной линии писали и западные газеты, ну а финские информационные службы не пытались развенчать этот миф, заботясь о боевом духе собственного народа.

Вот что писал о линии Маннергейма сам маршал Маннергейм: «…Русские ещё во время войны пустили в ход миф о «линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн… Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но ее образовывали только редкие долговременные пулеметные гнезда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у нее отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «линией Маннергейма». Ее прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений ».

Начало Зимней войны. Красная линия - государственная граница СССР и Финляндии, темная линия - главная линия финской обороны на Карельском перешейке (линия Маннергейма).

Солидарен с маршалом и российский историк А.В.Исаев: «В действительности «линия Маннергейма» была далека от лучших образцов европейской фортификации. Подавляющее большинство долговременных сооружений финнов были одноэтажными, частично заглубленными в землю железобетонными постройками в виде бункера, разделенного на несколько помещений внутренними перегородками с бронированными дверями». Он пишет также о том, что противотанковые надолбы рассчитывались на противодействие устаревшим танкам, вооружение даже ДОТов-«миллионников» не позволяло эффективно бороться с советскими средними танками типа Т-24, а количество долговременных огневых сооружений (ДОС, пулеметных или артиллерийских) на 1 км линии было очень маленьким: 214 ДОС на 140 км (1,5 ДОС на 1 км), из них только 8 артиллерийских. Для сравнения: на расположенной неподалеку «линии Сталина» Карельского укрепрайона эта плотность составляла 2,5, причем 10% ДОС были артиллерийскими, вооруженными дивизионными пушками калибра 76,2 мм. Эти пушки могли поразить любой танк того времени. На линии Мажино плотность ДОС составляла 14 на 1 км, а на немецкой линии Зигфрида - 32!

Как отмечает финский историк О.Маннинен, у финнов хватило ресурсов на постройку только 101 бетонного бункера (из низкокачественного бетона) , причём бетона на них ушло меньше, чем на здание Хельсинкского оперного театра; остальные укрепления линии Маннергейма были дерево-земляные (для сравнения: линия Мажино имела 5800 бетонных укреплений, включая многоэтажные бункеры).

Тем не менее, на линии Маннергейма происходили гораздо более кровопролитные сражения, чем на упомянутых выше оборонительных линиях. Здесь сыграли роль и просчеты советского командования, особенно в декабре 1939 г., и стойкость и мужество солдат и офицеров с обеих сторон.

Мемориальная доска в память всем жертвам Зимней войны в районе Суммакюля. Здесь, у дороги на Выборг, в декабре 1939 года происходили особенно ожесточенные бои. Селение Сумма в результате боев было полностью уничтожено. Фото Витольда Муратова.

После того как в марте 1940 г. Советский Союз всё-таки выиграл эту войну и получил Карельский перешеек, специальные команды саперов демонтировали и взрывали долговременные огневые точки, уцелевшие в ходе недавних боев. Отдельные части финских ДОТов - осколки бетона и бронеколпаков - в качестве экспонатов заняли места в экспозициях московских и ленинградских музеев, посвященных советско-финской войне. Весной 1941 года в Москву были доставлены бронеколпак, внутреннее оборудование, вентиляционные устройства и двери, демонтированные из ДОТ укрепленного узла Сумма. Восьмитонный смотровой бронеколпак был установлен в парке Центрального Дома Красной армии. Остальные экспонаты планировалось представить на летних выставках в других парках столицы.

Линия Маннергейма после распада СССР

Остатки укреплений линии Маннергейма после Великой Отечественной войны были частично демонтированы, частично взорваны. Но и сейчас на Карельском перешейке можно встретить поросшие мхом остатки ДОТов, надолбов, траншей, а с 90–х годов на местах кровопролитных сражений Зимней войны на Карельском перешейке стали появляться кресты и памятные знаки. В наше время мы узнаём все больше правды об этой войне, которую участвовавший в ней поэт-фронтовик Александр Твардовский назвал «незнаменитой».

Источники:

  1. Маннергейм К.Г. Мемуары.
  2. Линия Маннергейма - Википедия.
  3. Наталья Митина. Линия Маннергейма: еще один исторический миф?
  4. Алексей Исаев. Главные мифы о Второй Мировой.

P.S. Название «линия Маннергейма» пишется с маленькой буквы без кавычек.

от фин. "Mannerheim-linja"

Сооружения для оборон (линия Маннергейма) служили для защиты от угрозы СССР Финляндии. Располагались они в промежутке Финского залива и Ладоги. Создан комплекс был в 20х-30х годах ХХ века. Длина которых, составляла 132 км. Наиболее значительные бои на этом участке проводились в 1940м году (Зимняя война). Обороноспособность сего сооружения была преувеличена обеими сторонами. Название от фамилии Маннергейм, появилось не сразу. Изначально оборонительная линия носила имя Энкеля. И уже в начале советско-финской войны, комплекс был переименован.

Особенности местности в районе линии Маннергейма

Леса, на территории расположения линии, стали естественной обороной, которые имели большое количество камней и валунов. Также в этом помогала болотистая местность, не большие реки и озера. Такие природные условия позволяли осуществлять оборону малыми силами. Маннергейм отметил значительный недостаток, при посещении тогда еще «Линии Энкеля». Требовались доты, а их строительство без бетонной подушки было невозможно. Грунт не имел под собой каменистой основы, что привело бы к оседанию сооружения. Было принято решение, подвергнуть модернизации имеющиеся и построить другие доты.
Линия "Mannerheim", как защита от советского союза кратко

Как создавалась оборонительная линия Маннергейма

Когда прошла революция в царской России, финны заявили о независимости своей страны в 1917 году. Несмотря на то, что Советский Союз признал независимость нового государства, финны не верили в то, что СССР говорит правду. Отношения между двумя государствами стали более напряженными.
В принципе, коммунизм был такой своеобразной угрозой демократии. Ситуация была опасна для Финляндии, так как столица коммунистической революции (Петроград) был особенно близок к финнам. Бывший генерал царской России, Маннергейм, решительно выступал против большевиков. Во время Гражданской войны в России, в 1919 году, финны даже поддерживали натиск белогвардейцев на Петроград, но этот план был оставлен (финны не верили, что белые будут отстаивать независимость Финляндии). Стройка линии на Карельском перешейке уже началась, когда большевики победили в гражданской войне русских в 1922 году. Оборона была построена в два этапа: 1920-1924 и 1932-1939.

Планирование
В 1918 году, во время гражданской войны в Российской Империи, финское правительство и верховное командование начали разрабатывать планы обороны для защиты возможного нападения на Финляндию из Советской России. Главным из таких маршрутов был Карельский перешеек. Наиболее уязвимая часть этого перешейка был на западе, недалеко от Финского залива, восточная часть, была лучше защищена естественными водными путями.

Первый планы оборонительной линии был составлен А. Раппе в начале мая 1918 года. Эту линию разместили вблизи границы, и предназначалась она для защиты двух железнодорожных линий, которые пересекли границу.
Финляндия только стала независимой и не обладала сторожевыми войсками и пограничная область была небезопасной. Безопасность границы на перешейке была на ответственности 2 - й дивизии в июне 1918 г. На них же и была возложена обязанность за строительство укреплений. Позже было решено использовать и естественные природные особенности в оборонительных целях.

В октябре, финское правительство выделило 300 тыс. марок за работу, которая должна была быть проведена немецкими и финскими саперами, а также русскими военнопленными. Тем не менее, выделенных денег было недостаточно, и нехватка строительных материалов, и квалифицированной рабочей силы, препятствовали строительству собственных укреплений. С поражением Германии в Первой мировой войне, план барона фон Бранденштейна был сломан.

1919-1924 года
В октябре 1919 года, командующим на линии Маннергейма был генерал - майор Оскар Энкель. В течение первого периода строительства, Фабрициус предложил переместить линию обороны дальше на юго-восток. Генеральный штаб обсуждал этот вопрос, но более ранние планы Энкеля были соблюдены. Кроме того, нехватка средств, привела к разногласиям между офицерами, и Энкель ушел в отставку. В 1924 году строительные работы были прерваны да достаточно длительный период.
Первая сотня небольших бункеров, были построены в 1920-1924 годах. Из соображений экономии, первый этап жесткого укрепления был из неармированного бетона. Все это обеспечивало лишь частичную защиту.
Плотность сжатия бетона была слишком мала, и могла обеспечить защиту, только от артиллерии.

1932-1937 года
Второй этап строительства начался 1 апреля 1934 года. Было разработано два новых вида бункеров. Эти доты были в основном предназначены для размещения войск. Размером бункер был 15-20 метров в длину и в ширину 5-6 метров.
Между 1932 и 1938 годами бюджет на оборонительные сооружения был таков, что финны могли только построить два или три бункера в год. В 1936 и 1937 годах они построили две большие опорные точки. Новые бункеры отличались от предыдущих конструкцией. Особенность была в том, что размещение войск было между пушечных камер, что позволяет экономить затраты на дорогостоящее железобетонные сооружения. Крыша была защищена слоем от двух до трех метров почвы и от одного до трех метров каменных обломков.

1938-1939 года
Оборонительные укрепления на перешейке Карельского полуострова получили значительно больше средств и ресурсов в мае 1938 года. Ситуация в Европе заметно ухудшилась. Финны построили новые крепости и модернизировали старые. Началось строительство семи новых бункеров, Су 1-7. Су 3 и Су 4, были для размещения армии, остальные были для пулеметов. Они также модернизировали сооружения, построенные в 1920-х годах.


Финляндия и советская разведка

Советские разведчики работали в Финляндии на нескольких уровнях. Советская разведка опубликовала сверхсекретную и очень подробную фото книгу финской местности и укреплений в 1938 г. В книгу вошли доклад на семь страниц и 22 страницы карт и фотографий. Каждый выпуск был пронумерован. Советская разведка вела свою активность и возросла в 1938 году, также была расширена еще больше в 1939 г. Перед началом Зимней войны, советская разведка опубликовала книгу для офицеров Красной Армии. В руководство включено более 200 страниц карт и фотографий.
Советский Союз получил подробную карту обороны на перешейке. Немецкий военный атташе в Хельсинки, передал ее в Москву в сентябре 1939 года.
Зимняя война

В Зимней войне линия останавливала советское наступление в течение двух месяцев. Форт Сааренпяа подвергся нападению со стороны советских линкоров Марат (позже - Петропавловск) и Октябрьская Революция (в декабре 1939 и январе 1940 года).

Во время войны, как финская и советская пропаганда значительно преувеличил масштабы укреплений линии. Первые чтобы укрепить моральный настрой населения, а вторые,чтобы объяснить медленное продвижение своих войск против финской обороны. Впоследствии, миф о "сильно укрепленной" линии Маннергейма вошел в официальную советскую военную историю и некоторые западные источники. Подавляющее большинство линии Маннергейма состояла из простых траншей и других полевых укреплений. Бункеры, вдоль линии были, в основном, небольшие и их количество было не велико.

После Зимней войны советские саперы уничтожили оставшиеся установки. В продолжении войны линия не была восстановлена.

Поделиться: