Н. А. Заболоцкий "Я не ищу гармонии в природе": анализ стихотворения. Николай Заболоцкий — Я не ищу гармонии в природе Я не ищу гармонии в природе проблематика

В разделе на вопрос анализ стихотворения Заболоцкого "Я не ищу гармоний в природе" заданный автором Пробросаться лучший ответ это Готовя свой итоговый сборник, Заболоцкий во главу раздела «Стихотворения (1932-1958)» выдвинул, нарушая хронологический принцип, стихотворение 1947 года «Я не ищу гармонии в природе» .
В нем Заболоцкий рассматривает картину мира, представлявшуюся поэту «захватывающей темой для воображения» .
Представленный в стихотворении вечерний пейзаж вызывает устойчивую ассоциацию с успокоением беспорядочной, разнонаправленной деятельности природы, сознающей свое несовершенство. Эмоциональный центр картины сосредоточен на «воде» (река, озеро). Вода – один из древнейших символов «обновления». Смысл обновления раскрывается в предпоследней строфе, в которой вводится идея «второй природы»:
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда…
В программном стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» грезы «дикой природы » о переходе в качественно иное состояние, осуществляемом под руководством человеческого разума, переданы Заболоцким в весьма любопытном сравнении:
Так… .
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Ключевые слова уже сами по себе адресуют к канону богородичных икон, а указание поэта на «высокий мир дитяти» превращает эту параллель из произвольной в необходимую. Среди поэтических «образцов» едва ли не самый близкий кругу мысли Заболоцкого найдем у Пушкина, в картине, которой он «желал быть вечно зритель»:
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах…
Если ранний Н. А. Заболоцкий идеализировал природу, то в этом стихотворении отношение к ней иное, поскольку в самой по себе природе господствует "дикая свобода, где от добра неотделимо зло". Но отсюда не следует, что поздний Н. А. Заболоцкий перестанет восхищаться красотой природы.

10 201 0

Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие. Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата уже пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием физической смерти.

В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием , в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека, являющегося, по всем канонам, венцом творения. Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.

Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь. Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т.е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.

Рабочий лист к уроку литературы «Лирика Н.Заболоцкого». 9 класс

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.

Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

1.На сколько частей можно разделить стихотворение? _______________________________

2.Как называется прием: _______________________________________________________

Есть лица, подобные пышным порталам…
Есть лица — подобия жалких лачуг…

Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница…

Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

4.Найдите и выпишите эпитеты из первой части стихотворения:

_____________________________________________________________________________

5. Найдите и выпишите сравнения из первой части стихотворения: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Как меняется настроение во второй части стихотворения? _____________________________________________________________________________

7. Найдите и выпишите эпитеты из второй части стихотворения: _____________________________________________________________________________

Найдите и выпишите восклицательное предложение. _____________________________________________________________________________

8.В чем же заключается истинная красота человека, по мнению Заболоцкого? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я не ищу гармонии в природе

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

1.К какому виду лирики относится это стихотворение? ______________________________

2.Какой мы видим природу у Заболоцкого? ____________________________________________________________________________

3. Есть ли в природе грань между добром и злом? __________________________________

4.Найдите и выпишите эпитеты: ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Найдите и выпишите сравнения: ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Найдите и выпишите метафоры: ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

7. Найдите и выпишите олицетворения: ____________________________________________________________________________

8. Определите стихотворный размер _____________________________________________

9. В чем природа-мать, лишенная гармонии и разума, обретает их? ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

10.Вспомните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Заболоцкий противоречит Лермонтову или соглашается с ним? Аргументируйте ответ.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Урок 43: Н.А. Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Сегодня на уроке вы изучите тему: «Н. А. Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»
План урока:
1. Биография Н. Заболоцкого (обзор).
2. Анализ стихотворения « Я не ищу гармонии в природе…»
3. Анализ стихотворения «Можжевеловый куст»
4. Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц»
5. Анализ стихотворения «Завещание».
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: Какова была художественная индивидуальность поэта Н. Заболоцкого?
На этом уроке вы:
познакомитесь с биографией и творчеством одного из интереснейших русских поэтов ХХ века – Н. Заболоцкого,
сможете прочесть и проанализировать некоторые стихотворения из его философской лирики,
закрепите представления о стихотворных размерах.
сможете почувствовать красоту стиха этого поэта,
узнаете, насколько разнообразна тематика его стихотворений и богата их образность.
Словарь:
Лирика – род литературы, в котором чувства и переживания человека занимают главное место.
Тема -- это круг явлений и событий, образующих основу произведения.
Стихотворный размер – порядок чередования ударных и безударных слогов.
Силлабо-тоническое стихосложение - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения
Ямб – это двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
Хорей это двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
Дактиль это трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
Амфибрахий это трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
Анапест это трехсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге
Пейзаж – описание природы в художественном произведении
Лирический герой -- то лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении
Основное содержание урока.
Николай Заболоцкий родился в 1903 году в семье агронома, детство его прошло в небольшом уездном городке Уржуме. Поступив в Петербургский педагогический институт на отделение языка и литературы, Николай Заболоцкий окончил его в 1925 году и в это же время сблизился с кружком обэриутов. В 1928 году он выпускает свою первую книжку «Столбцы», довольно враждебно встреченную пролетарской критикой. В 30-е годы он довольно много сотрудничает в детских журналах «Чиж» и «Еж», занимается переводами зарубежной литературы, переработкой зарубежной классики для детей.
Стихи начинает писать не сразу, по большей части занимается переводами. Ему принадлежит хрестоматийный перевод «Слова о полку Игореве», поэмы грузинского классика Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», восточных и европейских поэтов.
А сам он написал о жизни и смерти так:
Я боюсь, что наступит мгновенье,
И, не зная дороги к словам,
Мысль, возникшая в муках творенья,
Разорвет мою грудь пополам.
Промышляя искусством на свете,
Услаждая слепые умы,
Словно малые глупые дети,
Веселимся над пропастью мы.
Н. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…»
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,-
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Составляя после возвращения из лагерей свой первый сборник стихотворений, Заболоцкий открывает его 2-ю часть именно этими программными стихами.
Это стихотворение поэта – как бы ответ на стихи Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…». Тютчев пишет, что «певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах... / Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе...» У Заболоцкого, напротив, лирический герой не различает «разумной соразмерности начал» в мире природы. Природа у Заболоцкого – живой, недоступный пониманию человека мир. В стихотворении Заболоцкого мир природы стихиен и слеп. В конце стихотворения оптимистично утверждается, что состоящая из противоречий «слепая» стихия природы обретет силу и разум в человеке и его созданиях.
Обратите внимание на строфику – катрены -- и рифмовку. Стихотворение написано характерным для русской философской лирики тютчевским 5-стопным ямбом с перекрестной рифмовкой.
Н. Заболоцкий Можжевеловый куст
Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!
В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!
Композиционно стихотворение делится на 3 части. 1-я часть – это первые две строфы, в них рассказывается о сне. Сон несет в себе тайну: в очертаниях можжевелового куста лирическому герою чудится женский лик, знакомый до боли.
Во 2-ой части, в третьей строфе, лирический герой признается, что ему нанесена незаживающая сердечная рана. «Изменчивые уста» -- уста изменившей возлюбленной.
Наконец, третья часть заключена в последней строфе. Уже не сон, а явь. Образ «облетевшего сада», характерный для русского романса, вводит тему скорбного одиночества. Свое настроение поэт доносит и через цвет, и через звук: аметистовые ягоды можжевельника, золотые небеса, рисующие образ романтичной, возвышенной любви, звон ягод. Возникает чувство утраченной, такой хрупкой и звенящей любви. Написано стихотворение в ритме вальса, оно часто исполняется под гитару.
Н. Заболоцкий О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
1955
Это уникальное стихотворение строится на контрасте, то есть противопоставлении. В первых двух строфах «пышные порталы» лиц противопоставлены «жалким лачугам». Внутренняя красота, доброта, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку».
Второе, на чем строятся эти стихи, -- на сравнениях и ярких эпитетах. Лицо сравнивается то с лачугой, то с хижиной, то с башней. Эти предметные сравнения несут в себе эффект неожиданности: ну как лицо можно сравнить с башней? Но именно этим поэт добивается зримости образов.
Заболоцкий очень любил живопись, именно ему принадлежат знаменитые строки: «Любите живопись, поэты…».
И читая стихотворение о красоте лиц, мы невольно представляем себе разные портреты.
Последнее стихотворение, которое мы с вами почитаем, называется «Завещание». Само его название подсказывает нам тему стихотворения: завещание – это некий наказ, завет, предсмертная воля.
Тема диктует настроение: печально-торжественное, элегическое. И действительно, по жанру это элегия.
Тема и настроение предполагают размер: медлительный 6-стопный ямб. Хотя если мы вчитаемся, мы обнаружим кое-где перебой ритма: 6-стопный ямб иногда сменяется 5-стопным.
Вспомним, что 6-стопным ямбом (александрийским стихом) часто писались оды. Таким же размером написано и стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэтическое завещание поэта. Когда вы сейчас будете читать стихотворение Заболоцкого, постарайтесь найти в нем отсылки, скрытые цитаты из стихов Пушкина.
Н. Заболоцкий ЗАВЕЩАНИЕ
Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,-
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.


В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.




Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил - томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.
Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,-
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Вы, конечно, узнали заимствования, реминисценции из стихов Пушкина
Н. А. Заболоцкий:
Я не умру, мой друг
А. С. Пушкин:
Нет, весь я не умру
*****************
Н. А.Заболоцкий:
Покоя в мире нет
А. С. Пушкин:
На свете счастья нет, но есть покой и воля
(«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...»)
*************
Н. А. Заболоцкий:
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму…
А. С. Пушкин:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Заболоцкий вступает в диалог с Пушкиным. В своем стихотворении он пишет, что не боится смерти, после нее он растворится в природе, став частью ее:
Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.
Это человеческое завещание. Заболоцкий, споря с Пушкиным процитированных стихов, словно говорит нам: человек смертен, но жизнь прекрасна вопреки всему, и покоя в ней нет.
Умирая, человек сливается с природой, но его дела живут в делах и памяти потомков.
Как и Пушкин в стихотворении «Вновь я посетил…», Заболоцкий в своем «Завещании» обращается к нам, к потомкам. И дает наказ «доделать то, что» сам он «не довершил».
Поэтому грустное размышление в конце звучит оптимистично.
Основные выводы:
1) Жизнь поэта Н. Заболоцкого тесно связана с его творчеством.
2) Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе…» -- пример философской лирики поэта. В то же время там звучит и тема природы. Оно написано 5-стопным ямбом.
3) Стихотворение «Можжевеловый куст» относится к любовной лирике поэта. Оно интересно своей строфикой, ритмической организацией и образностью.
4) Стихотворение «О красоте человеческих лиц» построено на сравнении и вызывает в памяти живописные полотна.
5) Стихотворение «Завещание» по жанру – философская элегия. В нем содержатся реминисценции из стихов А. С. Пушкина. Написано разностопным ямбом.
Литература:
Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 6-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2016.
Н. В. Беляева. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2017
Разбор типового тренировочного задания
Каким размером написано стихотворение «Я не ищу гармонии в природе…»?
1. 3-стопным дактилем,
2. 4-стопным анапестом,
3. 2-стопным хореем,
4. 5-стопным ямбом
Стратегия выполнения задания:

2. Вспомните определения ямба, хорея, дактиля, амфибрахия, анапеста.
3. Попробуйте определить размер, составив схему.
4. Затем определите, какому из размеров соответствует получившаяся схема, и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Расположите по категориям художественные особенности стихотворений «Я не ищу гармонии в природе…» и «Завещание»:
1. слышны пушкинские мотивы
2. слышны тютчевские мотивы
3. написано разностопным ямбом
4. написано 5-стопным ямбом
5. имеет в конце обращение к будущим поколениям
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните основные художественные особенности указанных стихотворений.
3. Попробуйте определить, какие особенности относятся к каким стихотворениям; просмотрите сначала все варианты ответов.
4. Распределите ответы по двум указанным категориям и проверьте себя.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе»

Лирический герой стихотворения говорит: «Я не ищу гармонии в природе», так как он никогда не видел в ней «разумной соразмерности начал». Он считает, что мир природы груб, опасен и своенравен. Пение ветров(что-то, кажется, мягкое и мелодичное) –«ожесточённое», ночь – «слепая», движение – «буйное», сам мир – «дремучий», мир, в котором сердце не слышит «правильных созвучий, душа не чует стройных голосов». Лирический герой смотрит на природу свысока, считает, что труд её «бесполезно тяжкий», бесполезный он именно со стороны человека, которому этот труд ничего не приносит.

Но постепенно мир природы в стихотворении становится спокойнее, тише, даже слабее, лирический герой становится жалостливее, проявляет свои чувства к ней. Потемневшая вода от усталости затихает «в тревожном полусне изнеможения», природа «печальная» лежит, «вздыхая тяжело». Всё сотворённое человеком природа видит во сне чем-то высоким и прекрасным: вал турбины «блестящий», «пенье» труб, «мерный звук разумного труда», «зарево плотины», и ей уже не мила «дикая свобода, где от добра неотделимо зло».

В последней строфе стихотворения лирический герой сравнивает её с матерью, которая «таит в себе высокий мир дитяти, чтоб вместе с сыном солнце увидать». Автор считает, что природа является той основой, жизнью, которая включает в себя и мир людей, их достижения и открытия

Поделиться: