Московская Русь (1262—1538). Монголо-татарское иго на руси

Середина XIII века… Над Русью опустился мрак чужеземного господства. Монголо-татарские ханы ставили в русских городах своих наместников, которые следили за взиманием дани, павшей непосильным бременем на население. Летописец печально записал, что «князья Русские были в воле татарской».

Новгородский князь Александр Невский получил ханский «ярлык» на великое княжение в 1252 году. При этом под влиянием определённой литературы сложился стереотип, будто он проводил политику, дружественную монголам, направленную на «примирение» с ними. Однако в русских источниках отношение к монголо-татарам было более чем однозначным. Борьба с нашествием изображалась в летописях как праведное дело, освящённое православной верой. Жителям города Козельск, стоявшим на смерть против орд Батыя, летописец приписал фразу: «И славу сего света приняв, небесного венца Христа бога примем». Борьба с захватчиками понималась как христианский подвиг. Неужели Александр Невский считал иначе?

Многие летописные эпизоды проникнуты явными антимонгольскими настроениями, которые передавались очень выразительно и эмоционально. В качестве примера зачастую приводят историю об убийстве молодого князя Всеволода Юрьевича, добровольно вышедшего со многими дарами из осажденного Владимира к Батыю, или фрагмент о разорении монголо-татарами Успенского собора во Владимире, где заживо сгорели епископ и княгини с детьми.

В южнорусских летописях негативная оценка монголо-татар была напрямую связана с той позицией, которую занимал князь Даниил Галицкий , вынашивавший планы прямого военного сопротивления захватчикам. В летописных списках невозможно найти фрагмента, где о монголо-татарах говорилось хотя бы в спокойных тонах. Антиордынская направленность древнерусского летописания выражалась, прежде всего, в ярких картинах монголо-татарских погромов, а также в далеко нелестных эпитетах, которыми награждались завоеватели и их ханы.

В Новгородской I летописи упоминания о монголо-татарах достаточно многочисленны. Сам рассказ о нашествии написан очень выразительно, причём автор не скрывал своей ненависти к захватчикам, которые назывались «погаными иноплеменниками», «безбожными и погаными», «окаянными», «кровопролитцами христианской крови». Подобные характеристики довольно определённо свидетельствовали об антимонгольских настроениях новгородцев.

Исследователи справедливо отмечают, что нигде в русской литературе того времени негативная оценка монголо-татарского ига не отображена с такой силой, как в проповедях Серапиона Владимирского. Будучи настоятелем Киево-Печерского монастыря, он лишь к концу своей жизни попал в Северо-восточную Русь. В четырех из пяти известных проповедей Серапиона народ призывается к покаянию, к очищению от грехов, которые дадут освобождение от безбожных захватчиков. В отдельных эпизодах проповедник описал тягостные для Руси последствия иноземного владычества, которое он объяснял Божьим гневом.

Серапион рассматривал господство монголо-татар как великое зло, которое рано или поздно должно закончиться – если русские люди избавятся от грехов, то и «гнев Божий престанет, …мы же в радости поживем в земли нашей». Говоря о нашествии, Серапион описывал картину страшного разорения, когда «кровь и отцов, и братьев как вода землю напоила». Через все его проповеди сквозит боль за Русскую землю и утраченное ею былое величие, желание как можно скорее приблизить . Очевидно, что непримиримость к монголо-татарам была всеобщей.

Положительной или нейтральной характеристики ига нельзя встретить ни в одном памятнике той поры. Иго воспринималось очень эмоционально, в ярких красках описывались монголо-татарские зверства, жестокости и грабежи. Народ не желал «примирения» с захватчиками. Отчасти о его настроениях могут свидетельствовать некоторые топонимы, например, Трепарево на реке Ворсмице. По Хлебниковскому летописцу, здесь было место битвы между русскими и монголо-татарами, которым задали «трёпку». Татары обратились в бегство, но по легенде были настигнуты там, где стоит теперь деревня Душилово. По мнению краеведов, близость селений Баскачи, Трепарево и Душилово допускает возможность такого предания.

Исследователи уже отмечали, что большое количество топонимов, отражавших сопротивление монголо-татарам, наблюдается в Северо-восточной Руси. М.Н. Тюнина пишет, что

Именно из Ростова не раз начиналась волна вечевых выступлений против татар. Первый раз по решению веча ростовцы восстали и изгнали сборщиков дани в 1262 году. Летопись говорит, что подобные восстания проходили в 1289, 1294, 1307, 1320, 1382, 1408 годах, и «эпицентром» их был Ростов. Татары жестоко расправлялись с выступавшими против них.

Мог ли князь Александр Невский мыслить иначе, нежели его народ, стремившийся к скорейшему освобождению от ига!? Если даже на мгновение представить это, то вряд ли он остался бы в народной памяти любимым героем и был бы канонизирован Русской Православной Церковью. Так что, думается, ответ очевиден.

Однако Александр Невский стремился действовать, исходя из реального положения дел. А оно было таковым, что пережившая нашествие Русь оказалась слишком слаба, чтобы противостоять монголо-татарам на поле битвы. Брат Александра Невского Андрей вместе с князем Даниилом Галицким готовил вооружённое выступление против монголо-татар, предлагая присоединиться к своему союзу и Александру. Даниил Галицкий легкомысленно надеялся на успех и считал, что у Руси достаточно сил, чтобы сбросить иго. Но в 1252 году полки владимирских и галицко-волынских князей были полностью разбиты.

Поэтому Александр Невский, ставший великим князем Владимирским, избрал иную тактику. С одной стороны, он выражал покорность монголо-татарам, с другой – стремился всячески укрепить Русь и сделать её зависимость от Орды наименьшей. Он был поистине великим дипломатом, ведшим политику мнимого мира и сотрудничества, чтобы предотвратить новое нашествие на русские земли . Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Вскоре ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар.

Но и о военном сопротивлении, мысль о котором как бы отступила на второй план, на Руси не забывали. В конце концов, вооружённое завоевание можно было сломить только с оружием в руках. Как относился ко всему этому Александр Невский?

В русских городах неоднократно вспыхивали восстания против монголо-татар. В 1255 году одно из таких восстаний произошло в Новгороде, где население воспротивилось попытке обложить город данью. В 1257 году жители Ярославля выступили против захватчиков.

В годы правления Александра Невского на Руси была введена система «баскачества», что привело к широким народным волнениям. Новая система сбора дани заключалась в том, что монголо-татары предприняли перепись населения – «запись в число». В города посылались «бесермены» (мусульманские купцы), которым сбор дани отдавался на откуп. Размер дани был очень велик: одна только «царева дань», то есть дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась «запросами» – единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для «кормления» ханских чиновников и т.д. Всего было около десятка видов даней в пользу монголо-татар.

Русские города сопротивлялись проведению переписи, и только с помощью силы монголам удалось осуществить задуманное. Однако насилие и злоупотребления ордынских откупщиков вызвали целую волну восстаний, первое из которых началось в 1259 году в Новгороде. В 1262 году жители Ростова, Владимира, Суздаля и Ярославля собрали вече и постановили изгнать ханских «бесерменов» из своих городов. В том же году восстание против монголо-татар вспыхнуло во Владимире, Переславле-Залесском и Устюге, затем снова в Ростове.

Считается, что народные выступления носили стихийный характер. Однако их повсеместность позволяет предположить, что действия восставших координировались из некоего общего центра. Возможно, существовало и общее руководство этими восстаниями: логично предположить, что по городам рассылались гонцы, которые должны были обеспечить одновременность. Кроме того, на подобные мысли наводит и география народных выступлений, которые происходили таким образом, чтобы не только нанести максимальный урон захватчикам, но и отрезать им путь к отступлению.

Из всех русских летописей только устюжские называют имя вдохновителя антимонгольских восстаний. Вот одно из интереснейших летописных сообщений:

И прииде на Устюг грамота от Великого Князя Олександра Ярославовича, что татар побивати.

Великий Князь Александр Ярославович в 1262 году был только один – это князь Александр Невский. Монголам же князь обещал, по всей видимости, «найти и наказать виновных», но, разумеется, никого не находили и не наказывали. По всем городам были перебиты «бесермены», а сами монголо-татары перестали ездить на Русь, передав сбор дани русским князьям.

Однако в Орде, видимо, подозревали Александра Невского и его окружение в подготовке восстаний: невозможно было не заметить их одновременности. А главное – восстание произошло и в родовой вотчине князя, в Переяславле. Это логически объясняет его внезапную смерть после поездки в ханскую ставку в следующем году. Предполагается, что он был отравлен, и умер 14 ноября 1263 года в Городце.

Русское государство оказалось многим обязано мудрости великого князя Александра Ярославовича Невского. Благодаря его скрытой борьбе с монголо-татарами , удалось сохранить политический и общественный строй. На Руси никогда не было монгольской администрации, она не оторвалась от европейских ценностей, а со временем народ смог окончательно сбросить с себя бремя ненавистного ига и обрести свободу.

Всеволод Меркулов,
кандидат исторических наук

«Св. Александр был при жизни одним из основоположников России. Своей жизнью он как бы благословляет путь праведного ей служения. Видения, бывшие у его гроба, совпадают с годами бедствий. В годы испытаний Св. Александр всегда был предстателем и защитником Руси. И теперь, в годы новых бедствий, он не оставляет России, как не прекращаются и моления к нему о предстательстве и защите…»

Приложение второе

Генеалогические таблицы

Годы княжения:

Князь Игорь - 912–945 гг.

Княгиня Ольга - 945–964 гг.

Великие князья киевские:

Святослав - 964–972 гг.

Владимир Первый - 980-1015 гг.

Ярослав Мудрый - 1019–1054 гг.

Всеволод Ярославич - 1078–1093 гг.

Владимир Второй Мономах - 1113–1125 гг.

Князь Суздальский Юрий Долгорукий - 1125–1157 гг.

Великие князья владимирские:

Всеволод Большое Гнездо - 1176–1212 гг.

Ярослав Всеволодович - 1238–1246 гг.

Александр Ярославич Невский - 1252–1263 гг.

Годы жизни:

Александр Ярославич Невский - 1221–1263 гг.

Князья московские:

Даниил Александрович - 1261–1303 гг.

Иван Данилович Калита - 1304–1340 гг.

Иван Иванович - 1326–1359 гг.

Дмитрий Иванович Донской - 1350–1389 гг.

Сыновья великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича (князья и наместники)

1. Федор Ярославин - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1233 год.

2. Александр Ярославин Невский - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1236 год, князь киевский и Новгородский с 1236 по 1252 год, великий князь владимирский с 1252 по 1263 год.

3. Андрей Ярославин - великий князь владимирский с 1250 по 1252 год, князь-наместник Суздальского удела с 1256 по 1264 год.

4. Ярослав (Афанасий) Ярославин - князь тверской с 1247 по 1271 год, князь новгородский с 1255 по 1266–1270 год, великий князь владимирский с 1263 по 1271 год.

5. Василий Ярославин - князь костромской с 1272 по 1276 год.

6. Константин Ярославин - князь-наместник Галича Костромского удела с 1246 по 1255 год.

Сыновья великого князя владимирского Александра Ярославича Невского (князья и наместники)

1. Василий Александрович - князь-наместник в Новгороде в 1252–1257 годах, князь-наместник Переяславского удела в 1259–1271 годах.

2. Дмитрий Александрович - князь Переяславский в 1253–1294 годах, князь-наместник в Новгороде в 1259–1263 годах, великий князь владимирский в 1276–1281 и 1283–1294 годах.

3. Андрей Александрович - князь городецкий в 1276–1304 годах, великий князь владимирский в 1281–1283 и 1294–1304 годах.

4. Даниил Александрович - князь-наместник Московского удела в 1276–1282 годах, князь московский в 1283–1304 годах.

Приложение третье

Хроника событии на Руси в годы жизни Александра Ярославича Невского

1223 год, 31 мая - битва на реке Калка русских князей и их союзников-половцами с монгольским войском.

1224 год - захват города-крепости Юрьев немецкими рыцарями-крестоносцами.

1234 год - поход новгородского ополчения на Дерпт (бывший Юрьев).

1236 год - начало самостоятельного княжения Александра Ярославича в вольном городе Новгороде.

1237 год - объединение по благословению Римского Папы Григория IX тевтонского ордена и ордена меченосцев.

1237–1238 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Северо-Восточную Русь. Героическая оборона русских городов, битва на реке Сити.

1239–1240 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Южную Русь. Разорение Киева.

1240 год, август - сентябрь - вторжение немецкого рыцарства Ливонского ордена на земли Пскова и Новгорода.

1241 год - освобождение новгородцами крепости Копорье от немецких рыцарей-крестоносцев.

1242 год, 5 апреля - Ледовое побоище русского войска с рыцарским войском ливонского ордена.

1245 год - походы новгородского князя Александра Невского на Литву и поражение литовцев в битве у озера Жизца.

1249 год - поездка князя Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в столицу Монгольской империи город Каракорум.

1252 год, 23 июля - нашествие монголо-татарского войска под водительством Неврюя («Неврюева рать») на Владимиро-Суздальскую Русь. Битва близ Переяславля.

1253 год - отражение набега ливонских рыцарей на Псков; набег литовцев на русские земли и их поражение у Торопца.

1256 год - поход русского войска под водительством Александра Невского в Финляндию против шведских крестоносцев.

1257–1259 годы - перепись населения Северо-Восточной Руси монгольскими численниками. Выступление против Золотой Орды великого князя владимирского Андрея Ярославича. Волнения в Новгороде из-за дани Сараю.

1261 год - рождение Даниила Александровича, родоначальника московских князей.

1262 год - походы союзных литовских и новгородских войск в земли ливонского ордена.

1262 год - восстание населения Северо-Восточной Руси против «бессерменов» - монгольских сборщиков дани и ростовщиков.

1263 год - последняя поездка Александра Невского в Золотую Орду.

1263 год, 14 ноября - кончина святого и благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.

Монголо-татарское иго – период ордынского владычества на Руси с 1240 по 1480 год.

Александр Невский

Ещё в XII-XIII веках народы западной Европы (немцы, шведы) вторглись в Прибалтику, с целью насадить там свою веру и установить феодальное рабство над проживающими там племенами. Русские князья, собирающие дань с этих племён, вступились за свои владения. Ещё в 1234 году новгородский князь Ярослав Всеволодович разбил их на реке Эльбе. А в 1237 году, крестоносцы потерпели поражение от Даниил Галицкого. Однако немцам удалось утвердится в Прибалтике, а шведам в Финляндии.

  • 15 июля 1240 года – Невская битва. Узнав о приближении шведов к Руси, новгородский князь Александр Невский собрал дружину и внезапно победоносно разбил шведский лагерь на Неве.
  • 5 апреля 1241 года – Ледовое побоище. Немецкие рыцари построились «свиньёй» и шли по Чудскому озеру. Александр Невский выставил вперёд ополчение из простых мужиков. По бокам располагались конницы вооружённые копьями и крюками, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей. А в тылу стояли мощные полки. Битва была успешно выиграна.

Ордынское владычество

  • Владимирская земля: После Юрия Всеволодовича во главу княжества встал его брат Ярослав. В 1243 году он получил от Батыя добро на княжение.
  • Черниговское княжество: не желавший покорится врагу князь Михаил Всеволодович был убит. Ему на смену пришёл покорный Даниил Галицкий.

Власть над Русью Золотая Орда осуществляла через русских князей. Суть манголо-татарского ига заключалась в том, что баскаки (их посланники) собирали дань с каждого двора, часто беспредельничали. Дань брали чем угодно урожаем, шкурами, не редко и людьми.

Восстания против Орды

  • В 1257 году пошёл слух о том, что ордынце хотят провести перепись населения в Новгороде. Этому пытались безуспешно противостоять простые люди, однако восстание было подавлено. В этом сыграло не малую роль боярство.
  • В 1254 году владимирский князь Даниил избавил от ордынского владычества почти всю Владимиро-Суздальскую землю, однако спустя пять лет всё вернулось на круги своя.
  • В 1262 году жители Ростова, Владимира, Ярославля и Устюга Великого выгнали из города баскаков. Не обошлось без жертв.
  • В 1263 году умер Александр Невский. Начались новые усобицы между его сыновьями: переяславским князем Дмитрием и Городецким князем Андреем. Андрей использовал татарские отряды, чтоб утвердится на суздальском престоле.
  • В 1289 году куряне разгромили хана слободу местного баскака, а ярославцы не пустили в город ханского посла.
  • В 1293 году князь Андрей используя вражеские войска опустошил несколько русских городов. После этого наш народ ещё сильнее стал противостоять Орде.

Экономика

Война с монголо-татарами сильно отразилась на хозяйстве Руси. Однако уже во время ордынского владычества наш народ стал успешно поднимать Русь с колен. Строились новые избы, восстанавливались города и сёла. Появлялись и новые деревни на чистых полях. Засеявались новые поля, использовали такие методы как подсека (при которой вырубается лес, а остатки деревьев сжигают, и пепел используют, как удобрение) и перелог (при котором определённый участок земли засевают раз в несколько лет). Росла численность скота, посевные площади. Процветало бортничество, охота, рыбная ловля. Ремесло тоже не стояло на месте. Возрождались кузницы, производящие оружие и доспехи. Становилось больше литейщиков, колокольщиков, гончаров, каменщиков, плотников. Русь стала отливать пушки, чеканить серебряные монеты. Города сохраняли торговые функции, торговцам приходилось закупать товары в более отдалённых волостях. Появилось немало монастырей.

Сословия общества

Во время монголо-татарского ига, великие князья включили себе в собственность немало сёл. Иван Калита имел 50 деревень, а Василий Тёмный уже 125. На Руси в то время преобладала вотчина и феодальная собственность, переходившая им по наследству. Крестьяне имели, как правило, от пяти до пятнадцати десятин. Более богатые крестьяне брали себе в наём бедных (подворников, захребетников). Крестьяне работавшие на феодалов работали на барщине, уплачивали оброк. С XV века прикреплённый к барской земле крестьянин имел право перейти к другому владельцу. Холопы, как и прежде, не имели ничего. Они в то время делились на три категории: «дворня» (прислужники по дому), «страдники» (работавшие на полях), «приказные люди» (ключники, посольские) и военные холопы, ходившие с барином в поход. Некоторые холопы служили по договору, другим могли дать немного земли, были те, кто передавались по наследству. Крестьяне не редко совершали побеги и саботажи, феодалы усиленно боролись с этим. Основную массу городских ремесленников составляли мелкие торговцы. Более успешные имели большой достаток, жили в хоромах. Были те кто сводили концы с концами, порой даже опускались до холопов. Ремесленники старались объединяться в корпорации, жили на одной улице, равно как и купцы. Ремесленников порой селили за чертой города, так пошло название посадские люди. Не редко громили боярские владения из-за жесткого налогообложения. Купцы занимались строительством церквей.

Русские княжества

В результате ордынского владычества отдельные княжества стали по одиночке интенсивно развиваться. В XIV-XV веках Смоленское, Полоцкое и Туруво-Пинское княжества вошли в состав Великого княжества Литовского. Юго-Восточная Русь, находившаяся некогда во владениях Даниила Галицкого, были также разделены между Литвой и Польшей. А Северная Русь сохраняла зависимость от Золотой Орды, там выделялись такие могущественные центры, как Москва, Тверь, Суздаль, Нижний Новгород, Рязань. Золотоордынский хан назначил столицу – Владимир-на-Клязьме. На Западе приоритетом обладали Великий Новгород и Псков. Княжества поддерживали отношения, с целью взаимопомощи в поисках беглых крестьян. Однако усобицы и споры были в порядке вещей. Княжества состояли из городов. Во главе каждого города стояли наместники и волостели, боярская дума. Князья вели борьбу за первенство на Руси. Самым могущественным в то время являлось Тверское княжество. Его правитель Михаил Ярославович получил добро от хана на владимирский престол в 1304 году. Однако на арену борьбы выдвинулась Москва. После смерти Александра Невского она перешла в руки его сына Даниила. При нём она стала одним из самых слабых княжеств на Руси. Однако позже подчинила себе Коломну (1300), Можайск (1303). В это время встал на московский трон сын Даниила Юрий. Он вёл борьбу с Михаилом Ярославичем за владимирский престол. Добившись согласия хана, он пошёл на Тверь, но потерпел поражение. Попутно к тверскому князю попала жена Юрия, сестра хана, которая позже умерла. Кзязь был вызван в Орду, обвинён в её отравлении и после суда казнён. Позже Юрий утратил доверие хана и также был вызван в Орду, где был убит сыном Михаила Ярославовича Дмитрием. Хан Узбек был возмущён самосудом и убил Дмитрия. В конце концов владимирским князем стал брат Дмитрия Александр, а Московским брат Юрия Иван Калита.

Правление Ивана Калиты (1325 – 1340)

В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против Золотой Орды. Из-за того, что баскак отнял лошадь у попа. Иван Калита проявил активное участие в его подавлении. За что получил от хана право самостоятельно собирать дань. А в 1332 году получил ярлык на владимирское княжение. В годы своего правления присоединял к своему княжеству, не жалел подарков для хана. Благодаря этому монголо-татарское иго стало более терпимым, баскаки больше не обирали народ в этих краях. Также Калита добился, чтоб ярлык на московское княжение передавался по наследству.

(1340 – 1359)

Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Семён Гордый (1340 – 1353) и Иван II Красный (1353 – 1959). Они сильно укрепили роль княжеской власти в Москве. По-прежнему мирно ездили в Орду. Однако Московское княжество терпело набеги шведских и литовских войск.

Правление Дмитрия Донского (1359 – 1989)

Дмитрий Иванович вступил на трон в возрасте девяти лет. Неоднократно ему приходилось отбивать набеги литовцев (1368, 70, 22). Однако их набеги закончились неудачно, из-за возведённой в Москве белокаменной крепости. Попытки Рязани подчинить себе Москву закончились неудачей. В это время в Орде начались усобицы. За четверть века сменилось более двух десятков ханов. Виделись первые корешки её распада. Воспользовавшись этим русские княжества начали борьбу протии монгольского ига. В 1365 году рязанцы и нижегородцы разбили орды местных баскаков. Однако вскоре всё вернулось на круги своя. В конце семидесятых годов четырнадцатого века Дмитрий Донской прекратил посылать в Орду дань. Тогда хан Мамай послал на Новгород 1,5 тысячный отряд, который был полностью перебит. Однако второй отряд разгромил Нижний Новгород. Тогда в 1377 году московские войска двинулись по Волге и взяли несколько ордынских городов. Торговый путь на волге оказалась под контролем Москвы. 11 августа 1378 года состоялась битва на реке Вожи. Победа была на нашей стороне, ордынцы с позором бежали. Но Мамай не сдавался, за два года он собрал новые силы для похода на Русь. На этот раз он сосредоточил свои силы на Дон. В конце концов, 8 сентября 1380 года на Куликовом поле состоялась битва. Наши дружины, собранные с многих русских земель, с трудом разгромили врагов. Но потери были внушительны с обеих сторон. В 1382 году новый Ордынский хан Тохтамыш, воспользовавшись слабостью Москвы, сжёг город и Русь была вынуждена продолжить выплату дани. Но победа в Куликовской битве давала людям веру, что зависимость от Орды не будет вечной. Умирая, князь завещал престол своему сыну Василию (1389 – 1425).

По возвращении во Владимир Св. Александр продолжал свои прежние труды по управлению суздальской землей. Эти годы отмечаются лишь краткими данными, как рождение последнего, четвертого сына Даниила (1261 г.), родоначальника московских великих князей. Над всей же его жизнью нависает тяжелая туча все усиливающегося брожения и возмущения против татар, готовящегося восстания, а за ним кары и разрушения Руси.

Около 1260 года татарские ханы для увеличения своих походов изменили порядок взимания дани. Они отдали ее на откуп восточным "бесерменским" купцам. Взимание дани сделалось источником дохода. Раньше татарские баскаки проявляли алчность, но теперь эта алчность и жажда личной наживы вошли в систему. Поборы бесерменов разоряли страну, с трудом оправлявшуюся от разрушения. Все скудные доходы уходили на выплату дани.

Эти притеснения переполнили чашу народного терпения. В 1262 году вспыхнуло восстание.

Это было стихийным восстанием всей земли. Русь вышла из-под власти великого князя. Под звоны вечевых колоколов толпы народа бросились на дома бесерменов и татар. Ярость народа прежде всего обрушилась на отступников. По проложенным татарами дорогам вести о восстании Руси быстро долетели до хана. Берке стал собирать орду для карательного нашествия на восставшую страну.

Перед началом восстания, неожиданного и быстрого, Св. Александр собирал рать для похода на ливонских рыцарей. Мятеж помешал его выступлению. Над страной нависла гроза ханского гнева. Все долголетние труды по воссозданию Руси шли прахом. Впереди было нашествие и разрушение. Вслед за вестью о готовящемся нашествии пришла и другая, не менее горькая. Хан в это время вел войну в Персии. Все улусы ханства, между ними и Русь, должны были выставить войско для участия в войне.

Перед лицом этой опасности Св. Александр отправил свое войско на Ливонию под начальством брата Ярослава Тверского и сына Димитрия, сам же поехал в Кипчацкую орду к хану "отмаливать людей от беды". Из всех поездок это была самая трудная. Св. Александр явился к хану ходатаем за опальный, восставший против ханской власти народ. Во всей своей политике Св. Александр пытался обещаниями повиновения выговорить для Руси возможно более льгот, беря на себя такую поруку за страну, он всегда добивался возможно большей самостоятельности и выставлял себя наместником хана. Поэтому ханский гнев обращался прежде всего на него самого. Но, помимо этого, он должен был просить не только о помиловании, но и о сохранении прежних льгот и даже о новой льготе - избавлении от повинности в персидской войне, ложившейся на все улусы.

Св. Александр провел в Орде целый год, умилостивляя хана и его воевод и чиновников просьбами и богатыми подарками. Мы не знаем подробностей того, как ему удалось смягчить гнев Берке и выхлопотать не только прощение, но и избавление от повинности. Но этот год окончательно сломил его силы.

Осенью 1263 года Св. Александр, уже больной, поехал на Русь. Остановившись недолго в Нижнем Новгороде, он направился дальше, к Владимиру. Но, дойдя до Городца, он тяжко занемог. Стояла половина ноября - время глубокой осени, с ее дождями и распутицами.

Остановившись в монастыре, Св. Александр почувствовал приближение кончины. Призвав игумена, он стал просить о пострижении в иночество, говоря: "Отче, се болен вельми... Не чаю себе живота и прошу пострижения". Эта просьба вызвала отчаяние бывших с ним бояр и слуг. Начался обряд пострижения. Св. Александр был пострижен в схиму с именем Алексия. На него был возложен куколь и иноческое одеяние. Тогда он снова позвал к себе своих бояр и слуг и стал прощаться с ними, прося у каждого прощения. Потом он причастился Св. Таин и тихо преставился. Это было 14 ноября 1263 года.

Митрополит Кирилл служил обедню в Успенском соборе во Владимире, когда вошедший в алтарь гонец сообщил ему о кончине князя. Выйдя к народу, Митрополит сказал: "Чада моя! Разумейте, яко уже зайде солнце Суздальской земли". И весь собор - бояре, иереи, дьяконы, черноризцы и нищие ответили рыданием и воплем: "Уже погибаем".

Тело Св. Александра из Городца везли к Владимиру. Стоял сильный мороз. Митрополит со всем духовенством, с горящими свечами и кадильницами, со всеми боярами и толпами владимирцев вышел встречать тело к Боголюбову. Вдали показался великокняжеский стяг, который несли перед гробом. Тогда среди народа поднялся плач и стон, "яко и земли трястися". Огромные толпы теснились у гроба, чтобы прикоснуться к телу.

Погребение было совершено в Церкви Св. Богородицы во Владимире 23 ноября. Житие повествует, что когда митрополичий эконом Севастьян подошел ко гробу, чтобы вложить в руку усопшего разрешительную грамоту, рука Св. Князя распростершись взяла сама грамоту и снова сжалась.

"И тако объят ужас, - говорит летопись, - видевших то, и проповедано бысть всем се от Кирила митрополита и от иконома Севастяна. Се же слышавше, братье, кто не подивится, яко телу бездушно сушу, привезенну от далних мест во время зимы? Тако бо Бог прослави угодника своего, иже много тружеся за землю Русскую, и за Новгород, и за Пськов, и за всю землю Русскую живот свой полагав за право славное християнство".

Сыновья великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича (князья и наместники)

1. Федор Ярославин - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1233 год.

2. Александр Ярославин Невский - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1236 год, князь киевский и Новгородский с 1236 по 1252 год, великий князь владимирский с 1252 по 1263 год.

3. Андрей Ярославин - великий князь владимирский с 1250 по 1252 год, князь-наместник Суздальского удела с 1256 по 1264 год.

4. Ярослав (Афанасий) Ярославин - князь тверской с 1247 по 1271 год, князь новгородский с 1255 по 1266–1270 год, великий князь владимирский с 1263 по 1271 год.

5. Василий Ярославин - князь костромской с 1272 по 1276 год.

6. Константин Ярославин - князь-наместник Галича Костромского удела с 1246 по 1255 год.

Сыновья великого князя владимирского Александра Ярославича Невского (князья и наместники)

1. Василий Александрович - князь-наместник в Новгороде в 1252–1257 годах, князь-наместник Переяславского удела в 1259–1271 годах.

2. Дмитрий Александрович - князь Переяславский в 1253–1294 годах, князь-наместник в Новгороде в 1259–1263 годах, великий князь владимирский в 1276–1281 и 1283–1294 годах.

3. Андрей Александрович - князь городецкий в 1276–1304 годах, великий князь владимирский в 1281–1283 и 1294–1304 годах.

4. Даниил Александрович - князь-наместник Московского удела в 1276–1282 годах, князь московский в 1283–1304 годах.

Приложение третье
Хроника событии на Руси в годы жизни Александра Ярославича Невского

1223 год, 31 мая - битва на реке Калка русских князей и их союзников-половцами с монгольским войском.

1224 год - захват города-крепости Юрьев немецкими рыцарями-крестоносцами.

1234 год - поход новгородского ополчения на Дерпт (бывший Юрьев).

1236 год - начало самостоятельного княжения Александра Ярославича в вольном городе Новгороде.

1237 год - объединение по благословению Римского Папы Григория IX тевтонского ордена и ордена меченосцев.

1237–1238 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Северо-Восточную Русь. Героическая оборона русских городов, битва на реке Сити.

1239–1240 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Южную Русь. Разорение Киева.

1240 год, август - сентябрь - вторжение немецкого рыцарства Ливонского ордена на земли Пскова и Новгорода.

1241 год - освобождение новгородцами крепости Копорье от немецких рыцарей-крестоносцев.

1242 год, 5 апреля - Ледовое побоище русского войска с рыцарским войском ливонского ордена.

1245 год - походы новгородского князя Александра Невского на Литву и поражение литовцев в битве у озера Жизца.

1249 год - поездка князя Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в столицу Монгольской империи город Каракорум.

1252 год, 23 июля - нашествие монголо-татарского войска под водительством Неврюя ("Неврюева рать") на Владимиро-Суздальскую Русь. Битва близ Переяславля.

1253 год - отражение набега ливонских рыцарей на Псков; набег литовцев на русские земли и их поражение у Торопца.

1256 год - поход русского войска под водительством Александра Невского в Финляндию против шведских крестоносцев.

1257–1259 годы - перепись населения Северо-Восточной Руси монгольскими численниками. Выступление против Золотой Орды великого князя владимирского Андрея Ярославича. Волнения в Новгороде из-за дани Сараю.

1261 год - рождение Даниила Александровича, родоначальника московских князей.

1262 год - походы союзных литовских и новгородских войск в земли ливонского ордена.

1262 год - восстание населения Северо-Восточной Руси против "бессерменов" - монгольских сборщиков дани и ростовщиков.

1263 год - последняя поездка Александра Невского в Золотую Орду.

1263 год, 14 ноября - кончина святого и благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.

Примечания

1

Приточник. Многие исследователи древнего мира считают, что это автор знаменитой ветхозаветной "Книги притчей Соломоновых".

2

Феодосия. Мать Александра Невского, великая княгиня. История почти не сохранила о ней сведений. Большинство исследователей считают ее внучкой известного рязанского князя Глеба Владимировича, дочерью князя Мстислава Удалого. Умерла в Новгороде в 1244 г. и была торжественно похоронена в местном Юрьевском монастыре.

3

Исайя. Библейский пророк VIII века до н. э., сын Амоса. Исайе в истории приписывается составление ветхозаветной "Книги пророчеств", состоящей из 66 глав.

4

Иосиф. Согласно Библии, Иосиф Прекрасный был продан братьями в рабство. Сумел разгадать сны египетского фараона, после чего тот женил его на дочери жреца и сделал своим соправителем. Когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли на берега Нила, он поселил их в этой стране.

5

Самсон. Библейский богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, которая таилась в его длинных волосах. Справедливый судья. Будучи одним из героев Ветхого завета, погиб под развалинами храма.

6

Соломон. Царь Израильско-Иудейского царства в 965–928 гг. до н. э., сын Давида. Согласно библейской традиции, славился необыкновенной мудростью. По преданию, Соломон - автор "Песни песней", "Книги притчей Соломоновых" и "Премудрости".

7

Веспасиан. Римский император в 69–79 гг. н. э., основатель династии Флавиев. Прославился как энергичный полководец, широко распространявший на жителей провинций права римского и латинского гражданства.

8

Иоатапата. Древняя крепость в Палестине, славившаяся своей неприступностью.

9

10

Царица Ужская. Легендарная царица Савская из Южной Аравии. Ее царство находилось на территории современного Йемена.

11

Король римской веры. Автор "Жития" именует так шведского короля Эрика Эрикссона, по прозванию Леспе, что означает Картавый. Все воинские дела он вверил своему зятю Биргеру, могущественному феодалу Швеции. В крестовый поход на Новгородскую Русь 1240 г. шведское рыцарское войско с союзниками отправилось под командованием ярла Ульфа Фаси и Биргера.

12

Церковь Софьи. Собор Святой Софии в Новгородском кремле, основан в 989 г. Наиболее почитаемый храм среди жителей Новгорода.

13

Архиепископ Спиридон. Новгородский архиепископ с 1229 по 1249 г., сторонник князя Александра Ярославича Невского во время его правления вольным городом.

14

Песнотворец. Имеется в виду библейский герой-пастух Давид, победивший в единоборстве великана-филистимлянина Голиафа и отсекшего ему голову.

15

Кирик и Улита. 4-й Вселенский собор в Халкидоне происходил 16 июля 451 г. Кирик и Улита - сын и мать, по христианскому учению, мученики (III - начало IV вв.). Их память отмечается 15 июля. Князья Борис и Глеб - сыновья князя Владимира I, убитые 24 июля 1015 г. по приказу своего брата Святополка Окаянного, боровшегося за главенство среди древнерусских князей. Канонизированные в 1072 г., ростовский князь Борис и муромский князь Глеб считались военными покровителями Русской земли.

16

Пелгуй. Старейшина племени ижорян, начальник морской стражи, установленной новгородским князем Александром Невским в устье реки Невы и на берегах Финского залива. Ижорская земля лежала к югу от Невы и входила в состав Новгородской Руси. Пелгуй - Пелгусий (Пельгусий) - при вступлении в православие Филипп - родоначальник рода Пелконен.

17

В шестом часу дня. Невская битва произошла в месте впадения реки Ижора в Неву 15 июля 1240 г. в 6 часов дня по древнерусскому счету времени, то есть в 6 часов, считая от восхода солнца, - в 11 часов утра по современному счету.

18

Латиняне. Приверженцы римской католической веры. В "Житии" Александра Невского это шведы, норвежцы и другие, составлявшие рыцарское войско Швеции, пошедшего крестовым походом на Восток - на Новгородскую Русь.

Поделиться: