Морфологические нормы глагола

Глагол – часть речи, которая включает слова, обозначающие действие или состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, обладает формами времени (настоящее, прошедшее и будущее), лица (1-е, 2-е, 3-е лицо в форме настоящего или будущего времени), рода (в ед. числе прош. времени), наклонения (изъявительное, сослагательное, повелительное), категориями залога, переходности/непереходности, вида. В предложении является сказуемым.

Особые трудности возникают при образовании и употреблении некоторых глагольных форм. Как правило, в устной и письменной речи может происходить смешение видовых или временных форм глагола, неправильное образование личных форм и форм повелительного наклонения, неточное использование возвратных форм глагола, а также нарушение правил образования причастий и деепричастий.

Как известно, глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются. Например:

Однако существует небольшая группа глаголов, которые не могут образовывать некоторые личные формы. Например, глаголы победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и др. не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: В случае необходимости употребления данных глаголов в форме 1 лица используются описательные обороты типа сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, пытаюсь ощутить и т.п.

Среди некоторых личных глагольных форм встречаются варианты, отличающиеся своими стилистическими характеристиками. Например: выздоровеют (общелит.)- выздоровят (разг.), полощет (общелит.)- полоскает (разг.), машет (общелит.) -махает (разг.), сыплет (общелит.) - сыпет (прост.), щиплет (общелит.) - щипет (прост.) и т.д.Следует иметь в виду, что разговорные и просторечные варианты недопустимы в официальной речи и официальных ситуациях общения.

ЗАПОМНИТЕ: нормативными и общелитературными вариантами личных форм глагола являются следующие:

Выздоровеет

Кличет

Колышет

Кудахчет

Машет

Мурлычет

Мяукает

Опостылеет

Опротивеет

Плещет

Полощет

Ропщет

Рыщет

Сыплет

Стонет

Хнычет

Хлещет

Между некоторыми личными формами глаголов могут также наблюдаться и смысловые различия.



ЗАПОМНИТЕ:

Упр. 102. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1 лица единственного числа настоящего времени; 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени .

Образец: люблю – любит – любят.

Бегать, бежать, бриться, брызгать (окроплять), брызгать (разлетаться каплями), двигать, ехать, ездить, капать(падать каплями), капать (протекать), лежать, лезть, лазить, класть, махать, метать. мурлыкать, победить, печь, плескать, полоскать, роптать, рыскать, стонать, сыпать, течь, хотеть, щипать.

Упр. 103. Поставьте глаголы в нужной форме настоящего времени. Проверьте себя по словарям .

1. В знойный полдень только листья осин чуть (колыхаться). 2. Прибой (плескать) о берег ровно и монотонно. 3. Пламя свечи (колебаться) от ветра.. 4. У печки (мурлыкать) кот. 5. .Мороз слегка (щипать) щеки. 6. Где-то за стенкой (хныкать) ребенок 7. На реке бабы (полоскать) белье и поют. 8. Дождь яростно (хлестать) в ветровое стекло автомобиля. 9. Слышно, как в сарае (кудахтать) куры.

Возвратными называются глаголы , обозначающие действие, направленное на самого деятеля, обозначающие совместность действия и нек.др. и имеющие суффикс –ся– (учиться, обниматься, одеваться и т.д .). Возвратная и невозвратная формы глагола в некоторых случаях могут совпадать в смысловом содержании, но различаться стилистическими характеристиками. Например: кружить (общелит.) - кружиться (разг.), плевать (общелит.) - плеваться (разг.), плескать (общелит.) - плескаться (разг.), убирать (общелит.) - убираться (разг.) и т.д.



У глагола на -ся в неправильно составленном предложении может появиться двузначность, которая устраняется уточнением контекста.

Неправильный вариант: Сюда собираются дети, потерявшиеся на улице (сами приходят или их собирают?).

Исправленный вариант: Сюда приходят дети, потерявшиеся на улице или Сюда собирают детей, потерявшихся на улице .

Упр. 104. Проанализируйте употребление возвратных глаголов. Исправьте возникшую двусмысленность.

1. Машина за машиной подходили и нагружались овощами. 2. Деталь бросается в ванну. 3. Продолжались вестись капитальные исследования в области теории животноводства. 4. 250 га, которые занимались кукурузой, после глубокой вспашки обрабатывали дисковыми боронами. 5. Циклон грозился наводнением. 6. К встрече большой воды готовятся откачивающие средства. 7. Небо охватывается заревом, и становится жутко.

При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование О-А в корне. Такие чередования могут быть присущими равноправным общелитературным и нормативным глагольным формам: приспосабливать - приспособлять . Однако в большинстве подобных случаев варианты глагольных форм различаются своими стилистическими характеристиками: один вариант является общелитературным, а второй вариант имеет разговорный характер. Ср.: уполномочивать (общелит.) -уполномачивать (разг.), сосредоточивать (общелит.) -сосредотачивать (разг.).

ЗАПОМНИТЕ: нормативными являются следующие глагольные формы несовершенного вида:

обезбОливать

обоснОвывать

обуслОвливать

опорОчивать

подытОживать

приурОчивать

просрОчивать

рассредотОчивать

узакОнивать

уполномОчивать

застрАивать

затрАгивать

освАивать

оспАривать

удвАивать

удостАивать

усвАивать

успокАивать

При образовании форм прошедшего времени от некоторых глаголов, имеющих суффикс –ну-, в русском языке также наблюдается существование вариантов. При этом один вариант может быть общелитературным и современным, а второй – разговорным или устарелым: расторг (общелит.) -расторгнул (разг.), погас (совр.) -погаснул (устар.).В настоящее время наблюдается тенденция к утрате суффикса –ну– во многих глагольных формах прошедшего времени. В связи с чем предпочтительными в официальных ситуациях общения являются формы: сохнуть -сох, вянуть – вял. отвергнуть – отверг, прибегнуть – прибег, промокнуть – промок, исчезнуть – исчез и т.д.

ЗАПОМНИТЕ : нормативными литературными вариантами являются следующие глаголы в форме повелительного наклонения:

Взгляни

Выйди

Выставь

Выправь

Высунь

Высыпь

Закупорь

Не кради

Не корчь

Упр. 105. Раскройте скобки, выбрав одну из форм. Мотивируйте выбор глагольной формы.

1. Развитие науки (обусловливает - обуславливает) технический прогресс. 2. Нельзя без оснований обвинять кого бы то ни было, нельзя (опорочивать – опорачивать) чужую репутацию. 3. В конце занятий преподаватель обычно (подытоживает – подытаживает) все сказанное. 4. Обычно мы старались (приурочить - приурачивать) свой отпуск к началу лета. 5. При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать – сосредотачивать) внимание на главном. 6. За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался - удостаивался) высоких наград. 7. Принимавшиеся в условиях чрезвычайной обстановки меры впоследствии (узаконивались - узаканивались). 8. Отдельные помощники депутата (уполномочивались - уполномачивались) действовать от его имени. 9. В конце заседания мы (условливались - уславливались) о месте и времени следующей встречи.

Упр. 106. Определите пример, в котором допущена ошибка в образовании формы глагола или причастия. Исправьте ошибку и запишите пример правильно.

1) положить на стол; порванный мешок; солнце украшивает; собирается стирать; прожитый день 2) разделивать число; кладет на полку; недопустимая ошибка; управляемый процесс; вошедший человек 3) увядший цветок; движимый чувством; ветер сламывал колосья; незаменимый специалист; прерванный разговор 4) помогший ребятам; цветок завял; расклади книги; приобретший книгу; пренебрегший опасностью 5) везший груз; положить на полку; поле убрато; кладет в карман; ползший по земле 6) несший сумку; растение засохло; приобревший права; лягте на кровать; управляемый процесс 7) гонимый ветром; растертый сахар; всесокрушающая правда; осведомленный человек; положить вещи.

Упр. 107. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1 лица единственного числа настоящего времени; 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени; повелительного наклонения.

Образец : люблю – любит – любят - люби.

Бегать, бежать, бриться, ехать, ездить, класть, лезть, махать, метать, мурлыкать, ощутить, победить, печь, плескать, роптать, стонать, сыпать, течь, хотеть, убедить, щипать.

Упр. 108. Выпишите правильные формы.

Ложи, клади, наклади, положь, поклади, накладывай, положи, выложь, выклади,выложи.

В русском языке от глагола образуются формы, которые характеризуются особыми признаками – причастие и деепричастие . Образование причастий и деепричастий и употребление их в речи характеризуется некоторыми особенностями.

Причастие – особая форма глагола, которая, наряду с глагольными признаками (вид, время), имеет признаки прилагательного (род, число, падеж). Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой? и согласуется с существительным, напр. дремлющая река, вымытые окна, строящийся дом.

Некоторые причастия в современном русском языке имеют вариантные формы, которые различаются своими стилистическими характеристиками. Один вариант имеет стилистические характеристики разговорности или устарелости, а другой соответствует нормам современного литературного употребления. Например: приплетший (общелит.) -приплёвший (устар.), забредший (общелит.) - забрёвший (устар.), спелёнатый (общелит.) -спелёнанный или спелёнутый (разг.). Следует иметь в виду, что разговорные и устарелые варианты недопустимы в официальной речи и официальных ситуациях общения.

ЗАПОМНИТЕ : нормативными вариантами являются следующие формы причастий:

Вышибленный

Забредший

Заклеймённый

Изрешёченный

Обгрызенный

Обезопасенный

Пронзённый

Спелёнатый

Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его в причастиях (например, глохнуть -глохнувший, мокнуть - мокнувший) , а приставочные, как правило, теряют суффикс –ну- (оглохнуть -оглохший, промокнуть - промокший). Нарушение данного правило ведет к возникновению слов, которые не соответствуют морфологическим нормам современного русского языка и не допустимы в речи образованных людей.

Упр. 109. Прочитайте приведенные ниже причастия. Какая из предложенных форм, на ваш взгляд, является разговорной (устарелой), а какая литературной? Проверьте себя по словарям.

Забредший – забревший, приобретший – приобревший, приплетший – приплевший, вышибленный – вышибенный, заклейменный – заклеймленный, изрешеченный – изрешетенный, обезопасенный – обезопашенный, обгрызенный – обгрызанный, пронзенный – пронженный, спеленатый – спеленанный.

Деепричастие – глагольная форма, имеющая наряду с глагольными признаками (вид) признаки наречия (деепричастие не изменяется и в предложении служит обстоятельством, поясняя глагол). Отвечает на вопросы как? когда? почему ? и др. Напр.: Трезор бежал впереди, помахивая хвостом; Мы двинулись в путь, отдохнув и покормив лошадей.

Деепричастия на -в и -вши образуют синонимические пары: взяв – взявши, встретив – встретивши . Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда они имеют оттенок устарелости. Ср.: Давши слово, крепись (посл.). Снявши голову, по волосам не плачут (посл.).

ЗАПОМНИТЕ: при употреблении в речи видо-временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения.

Неправильный вариант: Политики, еще вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имеющие употреблено в форме настоящего времени, в то время как значение причастного оборота соотносится с действием, происходившим в прошлом).

Исправленный вариант: Политики, еще вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имевшие употреблено в форме прошедшего времени)

Неправильный вариант: Испытывая прибор, мы получили неожиданные результаты (деепричастие испытывая имеет несовершенный вид).

Исправленный вариант: Испытав прибор, мы получили неожиданные результаты (деепричастие испытав имеет совершенный вид).

Упр. 110. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.

1. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра. 2. Специалисты дружно отметили достижения в этом прежде отстающем виде спорта. 3. Положив руку на сердце, должен признать, что я в этом не уверен. 4. Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 5. Наплакавшись, мы долго лежали на берегу. 6. Люди, приобретшие эту книгу, не будут разочарованы. 7. Так мы и вернулись, ничего не купивши. 8. Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 9. В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 10. Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу.

Упр. 111. Исправьте морфологические ошибки.

1. Сейчас мама в отпуску, у неё много время. 2. Мы купили пару носок. 3. Мягкая шампунь. 4. Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче. 5. Работа на участке была тяжелая и грязна. 6. Ольга более приветливее, чем её сестра. 7. Каждый говорил свою точку зрения. 8. Ученые двигают науку вперед. 9. Пока бак стиральной машины сохнул после окраски. 10. Сегодня жарко, солнце пекет. 11. Бойцы, сражающие на улицах города, держались до последнего. 12. Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником. 13. Проведя обратную операцию, собака стала сама собой. 14. У его нет домашнего задания. 15. У графини в спальне, в верхнем ящике комода, лежит девять семейных альбомов своих родственников.

План

1. Нормы употребления числительного (краткие сведения о числительном, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

2. Нормы употребления глагола (краткие сведения о глаголе, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

1. Как известно, числительное относится к изменяемым частям речи. Поэтому колебания форм, т.е.слабая норма, свойственная существительным, прилагательным и местоимениям, наблюдается и при употреблениичислительных. принято следующее определение.

Числительные – это разряд слов, который называет число, количество предметов, а также их порядковый номер.

Напомним, что по значению числительные делятся на 3 разряда: числительныеколичественные, собирательные ипорядковые . Последние (порядковые) отличаются от всех слов данной части речи тем, что обладают всеми признаками прилагательного. Следовательно, остается спорным вопрос об их принадлежности к той или иной части речи.

Нужно признать, что возникновение вариантов и, как следствие, нарушение норм связывается, прежде всего, со смешением значений количественных исобирательных числительных. Первые называют количество (число) отдельных предметов, вторые обозначают количество как совокупность. Неправильное употребление числительных может привести к двусмысленности, особенно когда речь идет о лицах мужского пола.

Сравните: Ко мне приходили три студента (может быть, один за другим).

Ко мне приходило трое студентов (все вместе).

Правда, эти семантические нюансы иногда выражены весьма нечетко, поэтому смешение их значений не считается грубым отклонением от нормы, особенно если в качестве сказуемого употребляется глагол совершенного вида, указывающий на результативность действия.

Сравните: Организация направила в институт трех специалистов .

Организация направила в институт троих специалистов .

Наряду с семантической характеристикой отличительной особенностью количественных числительных является способ графического обозначения. Известно, что они могут обозначаться как словами, так и цифрами. Выбор зависит от стиля речи. Внаучном стиле –цифры, вхудожественном – предпочтительнее словесное обозначение,за исключением выражения времени. Вофициально-деловом и публицистическом стилях допустимы два варианта.

Из этого следует, что выбор того или иного обозначения определяется особенностью избранного жанра. Но именно эта особенность приводит зачастую к нарушению нормы, поскольку при произношении цифрового обозначения количества смешиваются формы косвенных падежей. Надо заметить, что в большей степени это относится к сложным и составным количественным числительным.

Назовем наиболее частые случаи ошибочного использования форм числительных.

1. При склонении сложных и составных числительных говорящие нередко изменяют не все части, а только последнюю:На факультете учится больше семьсот студентов. Правильная форма –семисот. Почему, собственно, вторая форма считается нормой, а не первая? Ответом на этот вопрос может служить точка зрения академика В.В. Виноградова,который исследовал морфологические изменения числительных и подчеркивал, что в современном русском языке «…подчиняясь математическому мышлению, числительные унифицируют свои формы…».Другими словами, изменение обеих частей,выравнивание основы ученый связывает с действием закона аналогии, поэтому в паресемьсот и семисот вторая признается нормой.

Такая же картина наблюдается при изменении числительных, оканчивающихся на -десят: 50, 60, 70, 80, где склоняются обе части, при этом падежные формы уподобляются. Таким образом, различаются только три формы, а именно:

Степень унификации форм возрастает у числительных 40, 90, 100, у них различаются только две формы, используемые в разных падежах:

Кстати сказать, для этих числительных еще в XVIII веке была актуальна парадигма склонения по типу слов мужского рода на твердый согласный: стол . Как видите, от этого типа склонения остались единичные формы. Ставшая архаизмом формасороков встречается только в сочетаниисорок сороков для обозначения большого множества предметов.

Числительные 200, 300, 400, 500 присклонении имеют более полную парадигму:

Числительные тысяча, миллион, миллиард обладают категорией рода, числа и падежа и изменяются соответственно так же, как и существительные женского и мужского рода. Обычно склонение этих слов не вызывает нарушений, за исключением формы творительного падежа словатысяча .

Как сказать правильно: познакомиться с тысячей студентами или с тысячью студентами? Нормой является вторая форма, которая поддерживается аналогией с формой творительного падежа у другихчислительных (пятью, шестью ). Нов значении существительного варианттысячей остается предпочтительным. Мы говорим:С тысячей в кармане.

Помните о том, что в косвенных падежах все части составных числительных изменяются. Например,с семьюстами сорока пятью, о трехстах семидесяти девяти.

Необходимо также обратить внимание на числительные, входящие в составные наименования марок различных машин, приборов, аппаратов или мероприятий. В роли кодовых определителей выступаютколичественные числительные, которые все больше вытесняют в подобных конструкциях порядковые. По мнению В.В.Виноградова, этот процесс тоже связан с характером математического мышления. Он так и писал: «…древние синтетические формы числовых существительных и прилагательных подверглись вкатегории числительных… натиску отвлеченного математического мышления». Например, «Восход-2», «МИ-6», «Луна-1», « у ран-235», «АН-10», «Ту-134». При таком употреблении числительное лишилось своего специфического числового количественного значения: оно используется здесь для наименования некой серии предметов. Хотя в устной речи мы можем услышать вместочетыре четвертый, т.е. употребление формы порядкового числительного, которая являлась нормой еще в начале века, а сейчас допустима только в разговорной речи. В сообщениях же официального характера принято употреблять форму именительного падежа количественных числительных.

Надо сказать, что при образовании составных числительных лишь для выражения времени остается общей нормой употребление форм порядковых числительных, при этом первая часть (количественное числительное) не изменяется. Приведем примеры:

Молодой ученый родился в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году . Формав тысячу была бы ошибочной.

Запуск спутника намечен к две тысячи пятому году. Формак двум тясячам пятому – грубое нарушение нормы.

Следует обратить внимание на образование сложных слов , в которых первым компонентом выступает числительное. В таких случаях числительные, кроме90 и100 , ставятся в форме родительного падежа:восьмисотлетие, двухтысячепятисотлетие , НО!девяностолетие .

Сложные слова с первой частью – числительным два в форме родительного падежа имеют некоторые особенности. Как сказать правильно:двух бортный костюм или дву бортный костюм? В данном случае оба варианта допустимы, и таких слов в русском языке немало. Однако в большей части книжной и специальной лексики, чаще всего среди терминов, закрепилась формадву-: двуокись, двукрылый, двугласный, двуслоговое, двусмысленность и пр. В словах обиходных – формадвух- :двухколесный, двухсуточный, двухмесячный, двухкомнатный и пр.

Конечно, в данном случае речь идет о предпочтительности употребления: такая дифференциация вариантов форм не имеет категорического характера.

Другое дело, что выбор нередко зависит от фонетико-орфоэпической особенности слова. Если слово начинается с гласной, то во избежание зияния, т.е. стечения гласных, употребляется элемент двух-: двухъярусный, двухъёмкостный. (Теперь орфографическое правило об употребленииъ знака на стыке основ не может вызывать недоумения: оно выглядит вполне логично.) Но и тут мы не избежим исключений – примером может служить словодву язычный.

В учебно-справочной литературе выделяется группа слов, входящая в состав количественных числительных: так называемые дробные числительные типа три пятых, одна целая и восемь десятых. По мнению многих авторитетных исследователей, их нельзя считать в полном смысле числительными, так как они представляют собой объединенные разными типами синтаксической связи сочетания слов, относящихся к разным частям речи. Но в учебных целях это правомерно.

Несколько замечаний о склонениидробных числительных. При образовании падежных форм изменяются обе части: три пятых, трех пятых, трем пятым и т.д. В случае если первую часть составного дробного числительного образует словоодна , то вторая должна сочетаться с ним в роде и падеже, например одной тысячной.

Также вызывает затруднение склонение дробного числительного полтора, которое различается по родам. Сравните:полтор а часа, полтор ы минуты.

Не менее важные правила сочетаемости количественных и собирательных числительных с другими частями речи будут рассмотрены при анализе синтаксических норм на уровне словосочетания и предложения (см. лекцию 8).

Выводы. Анализируя особенности норм употребления грамматических форм числительных, мы убедились в том, чтоколебания норм были вызваны главным образом тенденцией к стандартизации количественного выражения, резким возрастанием употребительности форм количественных числительных, что, по мнению исследователей, во многом определяется самой природой математического мышления.

2. В морфологическом аспекте одной из наиболее сложных в употреблении частей речи являетсяглагол. Дадим определение этой части речи.

К глаголам относятсяслова, которые обозначают действие, процесс, состояние и обладают категориями лица, времени, наклонения, вида, залога, а также категориями рода и числа.

Заметим, что только перечисление указанных категорий уже свидетельствует о многообразии форм, что создает определенные трудности при использовании этой части речи, и связывается это в первую очередь с категорией лица.

Известно, что категория лица глагола показывает, кто является производителем действия с точки зрения говорящего. Значение лица проявляется у глаголов в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. Подавляющее большинство русских глаголов имеют 6 личных форм:читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают.

Однако существуют глаголы, у которых этих форм больше либо меньше шести. Первые получили название изобилующих, вторые –недостаточных.

У изобилующих глаголов параллельные личные формы возникают под влиянием глаголов продуктивного класса (напомним, что действие закона аналогии свойственно языкам с сильной морфологией). Различаютсяпять продуктивных классов , или групп глаголов, имеющих одинаковое соотношение основ и инфинитива (на -ать/-ять, -еть, -ова/-ёва-, -нуть, -ить ). Например, по данным известного языковеда Л.К. Граудиной, продуктивные глаголы на -ать (считать-считаю) подчиняют себе около 40 глаголов непродуктивной группы с тем же инфинитивом, но имеющие изначально другие основы, а именно для них характерны формы с чередованием согласного основы.

Сравните:мах ать – машет – махает,

мет ать – мечет – метает,

двиг ать – движет – двигает,

хлест ать – хлещет – хлестает и пр.

В данных парах вторые формы по образованию появились позднее под влиянием живых грамматических процессов. Так возникли варианты. Стадия вариантности может быть весьма долговременной и затяжной. В частности, указанные выше пары считаются одним из самых крупных массивов вариантных форм, существующих на протяжении всей истории современного литературного языка начиная с XIX века.

В связи с этим необходимо отметить еще две тенденции. Первая связана со стойким сохранением у некоторых глаголов исконных форм: писать – пишет, искать – ищет, вязать – вяжет . Другая тенденция свидетельствует о том, что некоторые непродуктивные глаголы окончательно перешли в разряд продуктивных:глотать – глотает, икать – икает, черпать – черпает.

Между возникшими вариантами, как правило, существуют различия либо стилистические, либо смысловые. Форма машет – нейтральная,махает – разговорная. Такое же стилистическое различие сохраняют формы:рыщет – рыскает, полощет – полоскает, колышет – колыхает, мурлычет – мурлыкает и др. Но в парехлещет – хлестает – вторая просторечная, следовательно, не рекомендуется, а пер-вая – нейтральная, т.е. является нормой. А вот в паресвязывает – связует первая форма носит нейтральный характер, а вторая является книжной, устаревшей.

Существуют пары, которые стилистически равноправны: различие форм у них приобрело смысловой характер. Примером может служить пара двигает – движет: первая форма указывает на перемещение, а вторая имеет значение «побуждать к чему-либо». Также различается в смысловом отношении параметает – мечет .

Сравните:Рыба мечет икру.

НО! Спортсмен метает копье.

В современном языке можно наблюдать стремление к уподоблению форм между глаголами продуктивных классов. Так, формы глаголов на -еть нередко принимают формы глаголов на -ить . Например, затруднения в речи вызывает спряжение глаголов типа выздороветь, опостылеть, опротиветь , где по правилу должны образовываться формы с двойными гласными, неудобными в плане произношения – перед личными окончаниями следует прибавлять-е: выздоровею, опостылею, опротивею. У таких глаголов в устной разговорной речи предпочитаются формы, которые соответствуют классу глаголов на -ить: выздровлю, опротивлю, опостылю.

Примеры убеждают нас в том, что влияние продуктивных классов сказывается не только на появлении в речи допустимых вариантов личных форм у глаголов непродуктивных классов, но и на изменении самого класса глаголов: непродуктивные глаголы переходят в продуктивные. Например, некогда непродуктивный глагол страдать относится теперь к 1-му классу (страдают – норма,страждут – устаревшая форма, вышедшая из употребления).

Напомним, что к группе недостаточных глаголов относятся те, которые не образуют какие-либо спрягаемые формы. Вызвано это могло быть, с одной стороны, столкновением современной и исконной литературной нормы, а с другой – церковно-славянским происхождением глаголов. Например, еще в начале XX века обе формы:побежу – побежду (победить), прегражу – прегражду (преградить) считались нормативными, отмечалось лишь различие в происхождении: первая – русская, вторая – церковно-славянская. Но уже к середине XX века закрепилась в современном русском языке форма на- ж прегра ж у ,вознагра ж у. Среди глаголов, у которых форма1-го лица настоящего или будущего времени отвергнута или не принята в академической грамматике, можно выделить следующие группы:

1) глаголы, у которых наличие формы теоретически возможно, но она не благозвучна и труднопроизносима, поэтому в речи отсутствует, например у глаголов: победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, дерзить, пылесосить, затмить и пр. Вместоубежу илипобежу используются описательные формы типа: сумею победить, хочу убедить ;

2) глаголы со значением множества или с указанием на группу участников, такие, как галдеть, обступить и пр.;

3) глаголы, значение которых не может быть связано с говорящим лицом, типа: вскипеть, начаться, означать, осуществиться, удаться, хватать, течь и пр.;

4) глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, меркнуть и пр.

Также можно выделить группу глаголов, которые употребляются только в 3-м лице. Это безличные глаголы типа:вечереть, казаться, повезти рассветать, темнеть, смеркаться, светать и др.

Отсутствуют формы 2 и 3-го лица ед. числа у глаголовсбежаться, толпиться.

Не имеют форм 1 и 2-го лица глаголыщениться, нестись, ржаветь.

Морфологические изменения коснулись и ряда глагольных форм прошедшего времени с суффиксом (- ну )л . Хотя в словарях 1998 года еще даются два варианта в качестве нормы для бесприставочных глаголов:гас – гаснул, мок – мокнул, сох – сохнул, в приставочных образованиях форма с-ну- утратила свои позиции:воздвиг, озяб, промерз, воскрес.

Стремление к экономии языковых средств часто решает судьбу вариантов. В настоящее время насчитывается более двухсот глаголов, у которых возможны вариантные формы в повелительном наклонении, типавыброси – выбрось . В разговорной практике предпочитаются усеченные варианты форм, т.е. нередко можно услышать формувыбрось.

Не образуются формы повелительного наклонения от глаголов мочь, хотеть, ехать, жаждать, видеть.

Не менее важно представлять себе и некоторые процессы возникновения вариантов при образовании форм инфинитива.

Процессы колебания форм наблюдаются среди инфинитивных форм глаголов на -ывать/-ивать, что связано с чередованием корневого гласногоо-а под ударением: сосредот о чивать – сосредот а чивать. Краткая история этих взаимоотношений такова. В XIX веке наметилась тенденция к замене -о нав глаголах несовершенного вида, которая к середине XX века оказалась настолько сильной, что охватила почти всю группу глаголов. В ряде случаев глаголы, у которых раньше употреблялось только-о, теперь употребляется только-а: образование от глаголатрогать – дотр о гиваться (XIX век, Л.Н.Толстой) согласно современной норме произносится –дотр а гиваться. Сейчас мы говорим:осп а ривать, од а лживать, приспос а бливать, удв а ивать, утр а ивать, зак а нчивать, хотя у А.С. Пушкина читаем «не осп о ривай глупца» .

Но свыше 20 глаголов, которые в начале XX века употреблялись только с - о, теперь колеблются в употреблении. В этих парах имеет место стилистическое различие. Варианты насвойственны разговорной речи, варианты наболее употребительны в письменной:заподозривать – заподазривать, обеспокоивать – обеспокаивать, опорочивать – опорачивать, подытоживать – подытаживать, удостои- вать – удостаивать, условливаться – уславливаться.

Действие закона речевой экономии (сокращения кода) повлекло за собой возникновение вариантов в форме инфинитивов: достигнуть – достичь, постигнуть – постичь, произнести – произнесть. Первые две пары в рамках литературного языка неконкурентны, хотя формамдостичь ипостичь в словарных статьях отводится первое место. Что касается третьей пары, формапроизнесть , несмотря на то, что она более экономная, пока носит просторечный характер и с точки зрения литературной нормы не рекомендуется.

Надо сказать, что русский глагол отличается не только большим количеством словоизменительных форм, но и многообразием словообразовательных элементов, которые участвуют в производстве новых слов. Однако не все элементы в равной степени используются при образовании глаголов.

Наглядным примером может служить пара: класть – положить. Следует заметить, что глаголкласть употребляется только без приставок, а корень-лож- ,напротив, образует множество приставочных глаголов:возложить, отложить, доложить, разложить. Употребление глаголаложить противоречит норме, считается грубой ошибкой.

Образование вариантов не обошло стороной в большей или меньшей степени и глагольные формы: деепричастия и причастия. По мнению Л.К. Граудиной, доля их по сравнению со спрягаемыми формами глагола невелика. Так, у 378 деепричастий замечены колебания форм, а среди причастий лишь 21имеет варианты.

Варианты деепричастий можно разделить надве группы.

Варианты первой группы – это деепричастия совершенного вида типаувидев – увидя , которые являются наиболее частотными. В этом случае возникновение вариантов объясняется смешением временных значений, т.е. суффиксы -а-, -я-, использованные при образовании деепричастий несовершенного вида настоящего времени, стали употребляться со значением прошедшего времени. Вариантность этих форм была замечена еще в XIX веке (у А.С. Пушкина читаем: «... Гирей сидел, потупя взор »). В настоящее время варианты насчитаются нормативными 1) у деепричастий с возвратной частицей -ся: не спрос я сь, встрет я сь, 2) у деепричастий, образованных от глаголов с инфинитивом на -ти: перевед я , принес я , атакже в фразеологических оборотах:слом я голову, спуст я рукава.

В академической грамматике потенциальная возможность существования форм деепричастий типа замет я признается, но предпочтительнее считается использование форм с суффиксом -в- для деепричастий совершенного вида, т.е. в нашем случае – формазамети в .

Возникновение второй группы вариантов связывается с действием закона экономии языковых средств. Так, архаически звучащие и более длинные формы с суффиксом -вши-: узна вши – сменяются формой с суффиксом -в-: узна в .

В настоящее время использование деепричастий с суффиксом - вши- носит экспрессивный характер, указывает на разговорно-просторечную окраску слов.употребление суффикса -вши является нормой только у деепричастий от глаголов на -ся :встрети вши сь . Но в целом можно заметить, что направление эволюции нормы среди параллельных форм деепричастий проявляется вполне определенно.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что формы деепричастий несовершенного вида от ряда глаголов вообще не употребляются согласно действующей норме. Среди них: бежать, беречь, писать, петь, мять, лезть спать, хотеть, мочь, чистить, мокнуть, мерзнуть и др.

В свою очередь, варианты причастий по сравнению с деепричастиями малоупотребительны. Тем не менее они тоже существуют. Примером является парапромерзший ипромерзнувший. Различия между ними носят стилистический характер. Первая форма разговорная, вторая является книжной.

Таково общее, на наш взгляд, направление эволюции грамматических форм глагола. Что же касается точного соотношения употребительности традиционных форм и форм, существование которых связано с фактами живой речи, то здесь далеко не всегда строгая категоричность будет уместна, поскольку границы нормативности недостаточно сильны и нередко речь может идти только о предпочтительности.

Предложенный анализ позволил выявить особенности норм употребления форм числительного и глагола, определить причины возникновения вариантов и факторы, влияющие на их выбор.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности употребления форм количественных числительных?

2. Какие стилистические ограничения свойственны собирательным числительным?

3. Что такое изобилующие и недостаточные глаголы?

4. В каких формах глагола наблюдаются колебания норм?

5. Каковы особенности образования и употребления форм причастий и деепричастий?

Образование и использование в речи глагола и глагольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотреблениюя часть речи. Ошибки при использовании глагола и его форм связаны с:

· неправильным образованием;

· незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;

· несоблюдением чередований в основе глагола;

· ненормативным образованием форм повелительного наклонения;

· неверным образованием видовых пар глаголов.

Среди русских глаголов есть группа слов, называемых недостаточными глаголами. Обычно эти глаголы лишены формы 1 (иногда 2) лица единственного числа настоящего и будущего времени. Так, в нельзя в языке (если это не делается с особой стилистической целью) сказать: я телюсь или отпочковываюсь, теку или ржавею , так как эти действия обозначают процессы, происходящие в неживой природе или в животном и растительном мире, к ним также относятся действия, связанные с особенностями функционирования человеческого организма (рассосаться, слипнуться) и отвлеченными значениями (гласить, заключаться).

Отсутствуют в системе языка и формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. д.

Другая группа слов образует так называемые изобилующие глаголы: полоскать, кудахтать, мурлыкать, капать, двигать, плескать, рыскать, колыхаться, брызгать – которые предполагают две формы настоящего времени: напр., кудахчут и кудахтают . Следует отметить разговорный характер второй формы. А в других же глаголах дублетные формы выражают смысловую дифференциацию: так, брызгать (брызгает) – «спрыскивать, окроплять», а брызгать (брызжет) – «разлетаться каплями, разбрасывать капли».

Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия: нельзя сказать жгет, берегет, стерегет – следует жжет, бережет, стережет.Использование форм типа обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне относится к диспозитивной норме употребления, но формы с – О являются достоянием книжной речи. По этой причине верной следует признать фразы: Развитие науки обусловливает технический прогресс. В конце занятия следует подытоживать все сказанное. Из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается более короткой. Не следует употреблять в речи просторечные формы: бегим, хочим, (следует – бежим, хотим) так эти глаголы имеют особую систему спряжения, называютсяразноспрягаемыми.

Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те ) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму - поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.

Речевые ошибки при образовании видовых пар глагола возникают при замене разнокорневых видовых пар однокорневыми (класть – накласть, ложить - положить ) и при образовании несуществующего в системе языка глагола (делить – разделивать ). Норма предполагает использование пары класть и положить, делить и разделить, прокладывать и проложить.

Нужно быть осторожнее и с двувидовыми глаголами типа ранить, казнить, велеть, женить . В их использовании ошибка понимания влечет за собой ошибку говорения и письма, когда носителем языка двувидовой глагол ощущается как одновидовой: он поженился на ней.

Видовой разнобой (или временной разнобой) может возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени. (Следует: как только попадешь… ) Подобная ошибка случается также с неправильным употреблением причастия на -щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (Следует: имевшие место в15 веке ) Ошибки назалоговый разнобой могут быть связаны с неправильным выбором залога глагола, в том числе залога причастия: Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загогрска, известны во всем мире. Или: Несмолкаемые аплодисменты. (Следует: выпускаемые… несмолкающие. )

При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну-, обычно сохраняют его (мокнуть - мокнувший, липнуть –липнувший,глохнуть- глохнувший), а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнуть промокший, прилипнуть – прилипший, оглохнуть – оглохший.) В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший и др. )

Речевая ошибка может возникнуть при злоупотреблении одинаковыми формами глагола (в частности, формами причастия, деепричастия, инфинитива.): Нельзя зимой допускать оставлять воду замерзать в трубах . (Следует: Воду нельзя зимой оставлять в трубах, так как она может замерзнуть). Птицы, прилетающие с юга и занимающие пустующие гнезда, высиживают птенцов. (Следует: Птицы, которые прилетают с юга и занимают пустующие гнезда…)

Достаточно частотны в речи ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм на – ся Глаголы на - ся нельзя употреблять, если у них совпадают два значения – страдательное и возвратное: Огурцы моются под струей холодной воды. Горожане, гуляющиеся по бульвару . (Следует: Огурцы моют под струей холодной воды. Горожане гуляющие по бульвару.) Однако если речь идет об автоматическом действии, форма на –ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически. Форму на –ся предпочитают в научных текстах,когда важно акцентировать внимание не на субъекте, а на объекте действия: В докладе рассматриваются следующие вопросы.

При употреблении деепричастий нужно помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, от глаголов каждого из трех залогов: действительного, страдательного и среднего: гулять – гуляя, остановиться – остановившись, обсуждаться – обсуждаясь . Однако от ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др . Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну-: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть , также от части глаголов 1спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу. Деепричастие с суффиксом –учи, -ючи кроме будучи употребляются как правило в народно-поэтической речи: глядючи, играючи, думаючи

Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах - с суффиксами –в и -вши: написав – написавши, закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши . В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом-в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел закрывши глаза. (Следует: Он сидел, закрыв глаза.) Возможны варианты замерев – замерши, затерев –затёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только выведя ( не выведши ), выметя (не выметши), обретя (не обретши), отвезя (не отвезши), ошибясь (не ошибившись), пронеся (не пронесши) и т.д.

В парах положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепив – скрепя (согласиться скрепя сердце), сломив – сломя (броситься сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в фразеологических выражениях. Устарелый оттенок наблюдается также в формах вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, ухватя и др.

Неупотребительны в современном языке формы бежа, жгя, ища, нося, пиша, коля, пляша, ходя, хохоча,чеша и др.

Вуз: Предмет: Файл:

17. Морфологические нормы употребления глагола и глагольных форм.

Ошибки в употреблении глаголов связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.

Недостаточные глаголы – это глаголы, ограниченные в образовании личных форм: у них нет формы первого лица настоящего и будущего простого времени. В эту группу входят глаголы: грезить, дерзить, победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, умилосердить.

Нельзя сказать: побежу, ощутю (ощущу ) – это грубая ошибка. В случае необходимости следует использоватьописательные формы :смогу победить, попытаюсь убедить, надеюсь очутиться .

Возможно параллельное употребление двух форм глагола в одном и том же значении:выздоровеют – выздоровят; движет – двигает; меряет – мерит. Первая форма в каждой паре является книжной (нормативной), вторая – разговорной. В деловой речи следует отдавать предпочтение первым. В случае с глаголомдвигать каждая из форм имеет свое значение:двигает – перемещает что-то, движет – побуждает (им движет прямой расчет).

Пары образуют и видовые формы глагола –совершенный и несовершенный вид . При образовании несов. вида глагола с помощью суффиксов– ыва-, -ива -в ряде случаев происходит изменение корневого гласного о в а. Например,выработать – вырабатывать, заморозить – замораживать . В некоторых случаях в глаголах несов. вида не будет ошибкой употребление двух вариантов в парах:обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать . Вторые формы (с корневым А) носят разговорный характер, поэтому в деловой речи более естественно употребление книжно варианта (с корневым О).

Глаголы хотеть, жаждать, видеть, слышать, ехать, мочь не имеют повелительного наклонения. Нельзя сказать «хоти» или «моги». Здесь повелительные формы образуются от синонимичных глаголов:смотри, слушай . Для глаголаехать литературной формой повелительного наклонения будет:поезжай, съезди (ехай, езжай, едь – просторечный формы, недопустимые в речи). Если действие относится к третьему лицу, то формы повелительного наклонения образуются с помощью частицпусть и пускай в сочетании с глагольными формами 3 л .: пусть он едет, пускай они видят. Нужно помнить, что данные частицы придают речи разговорный оттенок.

Речевые ошибки возникают при образованииконструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления . Для их предупрежденияважно правильно поставить вопрос , которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:

!– обращать внимание (на что?) на факты – уделять внимание (чему?) подбору кадров;

!– консультировать (кого?) клиента – консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора;

!– требовать (чего?) объяснений – требовать (что?) пропуск;

!– основываться (на чем?) на фактах – обосновывать (чем?) фактическими данными;

При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычно вызывает соотношение некоторых глаголов по виду и образование некоторых форм .

При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе : утро ить – утра ивать, подто чить – подта чивать, одо лжить – ода лживать.

При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить допустимы формыобуславливать, сосредотачивать , однако основным нормативным вариантом остаётся форма без чередования –обусловливать, сосредоточивать .

При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдаетсячередование этих согласных с шипящимиж, ч : теч ь – тек у – теч ёт – тек ут, леч ь – ляг у – ляж ет – ляг ут, береч ь – берег у – береж ёт – берег ут.

Некоторые глаголы не имеют ряда форм настоящего и будущего времени.

1) Не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов:

затмить, очутиться, победить, убедить, убедиться, стонать, родиться.

2) Не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа глаголы: кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться (о круглом предмете, о небесном светиле), наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, родиться, создаваться, состояться, течь, удаваться и др.

3) Недопустимы в литературном языке формы типа победю, побежу и т.п. При необходимости выражения этого значения надо использовать описательные конструкции: Я уверен, что смогу победить; Мне удастся победить.

При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну -: возникну ть – возник, высохну ть – высох, исчезну ть – исчез, погибну ть – погиб.

При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе :бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.

Ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

Причастие.

От глаголов идти, увянуть и различных глаголов с данными корнями (войти, выйти, завянуть ) действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени:войти - вош ѐ л - вошедший, найти - наш ѐ л - нашедший, увянуть - увял - увядший.

От глагола двигать (I спряжение) страдательное причастие настоящего времени образуется с суффиксом-им - --движимый : движимый чувством сострадания.

!!! От некоторых переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени не образуются: держать, бить, мести, писать, резать, шить и т.д.

!!! От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени не образуются : гнать (но изгнать - изгнанный), знать (но узнать - узнанный), брать (но избрать - избранный), жить (но прожить - прожитый).

Некоторые глаголы на -сти (-сть )образуют разные формы действительных причастий прошедшего времени : а)от основы настоящего времени и б)от основы прошедшего времени , например:изобрести - изобретший (и изобр ѐ вший), приобрести - приобретший (и приобр ѐ вший), подмести - подм ѐ тший (и подмевший). Формы таких причастий с д и т в корне свойственны только книжной речи. Формы без д и т свойственны разговорной и просторечной речам.

Суффикс -ся обязательно сохраняется при образовании от возвратных глаголов действительных причастий настоящего и прошедшего времени , например:образовываться - образующийся; подниматься - поднимающийся. Если суффикс -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов, опускается, это является нарушением норм литературного языка: (например) раскаты грома сковали нас и держали в состояниинепрекращающего страха.

!!! От глаголов совершенного вида причастия настоящего времени не образуются , иначе будут нарушены нормы литературного языка, например: Мы завидуем зрителям, попадущим на спектакль.

Деепричастие.

В зависимости от вида глагола, формой которого является деепричастие, различаются деепричастия несовершенного вида (назначать - назначая, оперировать - оперируя) исовершенного вида (удалить - удалив, рассмотреть - рассмотрев). Вдеепричастиях , обр.от возвратных глаголов ,сохраняется суффикс -ся (-съ) (подняться - поднявшись; вернуться - вернувшись).

От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются : а)от глаголов, корни которых состоят из одних согласных : лить - льют, шить - шьют, бить - бьют, рвать - рвут, жечь - жгут, ждать - ждут, лгать - лгут. Исключение: мчаться - мчатся - мчась; б)от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени : писать - пишут, хлестать - хлещут; в)от глаголов с основой на г, к, х : беречь - берегут, стеречь - стерегут; течь - текут; г)от глаголов с суффиксом -ну -: мокнуть - мокнут, гаснуть - гаснут.

Большинство деепричастий с суффиксом –вши, -ючи носят либо устарелый характер, либо являются стилистически окрашенными под народную или старинную речь . Н-р: Давши слово, крепись; снявши голову, по волосам не плачут; либо - жить припеваючи.

Грамматика – наука, которая изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных речевых отрезков. Как известно, слово имеет 2 значения, одно из которых – грамматическое. Грамматическое значение – это общие, формальные, абстрактные, присущие целому классу слов значения, непосредственно не связанные с лексическим значением слова, хотя обязательно сопровождающие лексические значения слов.

Грамматическое значение слова образует в слове определенную иерархическую систему. Наиболее общим признано категориальное значение, грамматическая семантика которого является результатом предельного обобщения лексических значений огромного количества слов, поэтому большинство ученых это значение определяют как лексико-грамматическое. Средствами выражения грамматического значения являются грамматические формы. Грамматические формы – это языковые средства, с помощью которых выражаются грамматические значения. Виды гр. Форм: флексия, супплетивизм (мена основ), ударения (засыпАть – засЫпать), чередования (друг – друзья), префиксы, суффиксы. Единство грамматического значения и грамматической формы образует грамматическую категорию, которая является двусторонней (имеет план выражения и план содержания).

Части речи – классы слов, характеризующиеся:

1) единством обобщенного значения, отвлеченного от лексических знаний всех слов данного класса;

2) общностью грамматических категорий и характером словоизменения и морфемной структуры;

3) тождественностью синтаксических функций.

Типы словообразования:

1) Морфологический: префиксальный, суффиксальный, смешанный.

2) Неморфологический: сложение основ, субстантивация.

1. Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь ляг лягте трогать трогай трогайте
Инфинитив Ед. ч. Мн. ч.
Умываться Умывайся умывайтеСЬ
Встречаться Встречайся встречайтеСЬ

При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч: течь – теку – течёт – текут, лечь – лягу – ляжет – лягут, беречь – берегу – бережёт – берегут. Исключение составляет глагол ткать (тку – ткёт – ткут).

Особенно часто ошибки допускаются при спряжении глагола жечь и производных от него: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте!).

1) Не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов: затмить, очутиться, победить, убедить, убедиться, стонать, родиться.

2) Не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа глаголы: кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться (о круглом предмете, о небесном светиле), наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, родиться, создаваться, состояться, течь, удаваться и др.

3) Недопустимы в литературном языке формы типа победю, побежу и т. п. При необходимости выражения этого значения надо использовать описательные конструкции: Я уверен, что смогу победить; Мне удастся победить.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 21. Грамматические нормы. Нормы употребления форм русского глагола:

  1. 15. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Морфология как раздел языкознания. Основные категории раздела. Варианты падежных окончаний имен существительных. Особенности употребления некоторых форм степеней сравнения прилагательных. Употреблени
Поделиться: