Морфемный разбор слов

Основная морфема в слове - корень . Корнем именуется общая часть схожих слов, в какой заключено их основное лексическое значение.

Принципное отличие корня от других типов морфем заключается в том, что корень - единственная неотклонимая часть слова. Слов в отсутствие корня нет, в то время как существует существенное количество слов в отсутствие приставок, суффиксов (стол ) и в отсутствие окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Определение корня как «общей части схожих слов» правильно, однако не является исчерпающей чертой, так как в языке есть достаточное количество корней, встречающихся исключительно в одном слове, к примеру: какаду, очень , как досадно бы это не звучало, к ним относятся и многие собственные существительные, называющие географические наименования.

Нередко при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». Практически у всех слов это, вправду, так, к примеру: стол-ик «маленький стол». Но есть слова, в каких основной компонент лексического значения выражен не в корне либо совсем не выражен некий определенной морфемой. Так, к примеру, в слове утренник основной компонент лексического значения - «детский праздник» - не выражен ни одной из морфем.

Существует огромное количество слов, состоящих только из корня. Такими являются несклоняемые (неизменяемые) слова. Это служебные части речи (однако , над, в том случае ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, очень ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, хаки, реглан ) - окончания и другие аффиксы в их отсутствуют. Но большая часть корней все таки употребляется в купе с формообразующими морфемами (окончаниями): парт-а, хорош-ий , ид-ти .

Корешки, которые могут употребляться в слове без помощи других либо в купе с окончаниями, именуются свободными (радиксы - от лат. radix - корень), к примеру: книжек -а, рук . Подобных корней в языке 6ольшинство.

Те корешки, которые могут употребляться исключительно в сочетании с аффиксами, именуются связанными (радиксоиды - от лат. radix - корень и греч. oid - схожий), к примеру: об-у -ть - раз-у -ть, на-де -ть - о-де -ть - раз-де -ть, агит -ирова-ть - агит -ациj-я.


  • Глава «Корень» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое морфема?
  • Что такое аффикс?
  • Что такое база слова?
  • Может ли аффикс быть равен базе слова?
  • Что такое приставка как часть слова?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Какие морфемы относятся к формообразующим?
  • Какие есть нулевые формообразующие суффиксы?
  • Какие есть нулевые словообразовательные суффиксы?
  • У каких прилагательных есть нулевые суффиксы?
  • У каких существительных есть нулевые суффиксы?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Какие окончания могут делать словообразовательную функцию?
  • В каких словарях есть возможность поглядеть членение слова на морфемы?
  • Источник материала Интернет-сайт

    Главная морфема в слове - это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ‘учить". Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься - однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к кусту. Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Гнезда могут быть большими и маленькими. Так, гнездо с корнем -уч- существенно больше гнезда с корнем -куст- .

    Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

    Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень , увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

    Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол -ик ‘маленький стол". Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения - ‘детский праздник" - не выражен ни одной из морфем.

    Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но , над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий , ид-ти .

    Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть - раз-у-ть, агит-ирова-ть - агит-ациj-я.

    По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы - идут и идут за измами измы » (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в слове переменка мы выделяем корень -мен- , подбирая однокоренные слова менять, обмен, замена и др. В слове высказывать находим корень -сказ- , сравнивая исходное слово со словами пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т.д.

    Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов:

    • 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик - корень -нос- ;
    • 2) нос, носовой, носик, носище, переносица - корень -нос- .

    Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

    Фразеологизм оставить с носом означает ‘оставить ни с чем, обмануть, одурачить", а остаться с носом - ‘оказаться одураченным, потерпеть неудачу". Но при чем же тут нос? Дело в том, что этот фразеологизм возник тогда, когда в русском языке существовало еще одно слово нос (однокоренное слову носить ) со значением ‘подношение невесте как выкуп за нее". Если сваты приходили с таким подношением в дом невесты и получали в этом доме отказ, то их подношение не принималось, они и оставались со своим «носом». Слово нос с таким значением вышло из употребления и сохранилось лишь в составе фразеологизма. Но в языке существует другое слово нос , обозначающее часть лица, совпадающее по звучанию с утраченным, поэтому мы теперь связываем фразеологизм с оставшимся словом.

    Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.

    Выполнить разбор

    В русском языке существуют следующие морфемы:

    • корень - самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов - общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень -«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня - «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два - «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три - не стоит пугаться - «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
    • суффикс - значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» - это корень, «ник» - это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два - например, в слове «подберезовик»;
    • приставка - еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса - с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» - это корень, «под» - это приставка;
    • Окончание - изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
    • Основа - часть слова без окончания.

    Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.

    Правила и исключения при разборе по составу

    Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем - он поможет не делать ошибок.

    Обязательно в слове должен присутствовать только корень - один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.

    Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове - это суффикс), а потому все слово будет основой.

    В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.

    Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.

    Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов

    Морфемный разбор состоит из следующих этапов:

    1. Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
    2. Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз - «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть - «а». Это окончание.
    3. Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова - «поезд», «переезд». Сравним эти слова - не меняется часть «езд». Это и есть корень.
    4. Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова - «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
    5. Заключительный этап - это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
    6. Обозначаем все части слова соответствующими символами.

    Примеры морфемного разбора

    Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами разбора по составу.

    Поделиться: