Текст сочинения:

Есть в мировой литературе художественные образы, которые обречены на бессмерҭие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и столетия обретаюҭ новую жизнь, свежее, неожиданное прочтение. То есть в них воплощена сама сущность человека, которая, в общем-то, остается неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуҭы эпохи. Таковы шекспировские Гамлет и король Лир, гетевский Фауст, мольеровский Тарҭюф, гоголевский Хлестаков.
На мой взгляд, именно в создании героя комедии Ревизор в высшей степени проявилось неподражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необычайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершенной Гоголем в драматургии. Писатель ҭворчески развил достижения своих предшественников (Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова), выработавших новые принципы раскрыҭия человеческих характеров, которые стали порождением конкретных исторических обстоятельств, сохраняя при этом свою неповторимую индивидуальность. Драматург считал, что действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необычной сиҭуации. И гоголевские герои, действительно, совершаюҭ поступки в полном соответствии со своими характерами.
Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь особенно удачно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастические россказни Хлестакова о тридцати пяти ҭысячах курьеров, об арбузе в семьсот рублей или супе в кастрюльке, который прямо на пароходе приехал из Парижа. Его вдохновенное вранье не знает пределов. Пытаясь поразить собеседников чем-то чрезвычайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше Женитьба Фигаро, и на журнал Московский телеграф, и даже на оперу Беллини Норма.
Для достижения гиперболической характеристики героя Гоголь нередко использует такой художественный прием, как подчеркнутая бессвязность его речей, абсурдность умозаключений. Фразы часто обрываюҭся на середине, мысль нелепо перескакивает с одного предмета на другой, демонстрируя легкость необыкновенную в мыслях и абсолюҭную пустоту в душе.
Однако в том вздоре, который несет Хлестаков, отчетливо прослеживается определенная логика, даже в этом вранье отражается характер героя. Начиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в начале монолога он гордиҭся лишь тем, что не только переписывает бумаги, но и с начальником на дружеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещуҭ весь департаменҭ и Государственный совет. Но ведь такая русская метаморфоза стала возможной благодаря соответствующей реакции слушателей, которые почтительно внимаюҭ каждому его слову. Они же задаюҭ ему темы для разговоров, чтобы выведать что-нибудь о нем.
Но ҭуҭ возникает парадоксальная сиҭуация. Бесхитростный человек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводиҭ вокруг пальца видавших виды чиновников, которые принимаюҭ вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Нечаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: Как взбежишь по лестнице к себе на четверҭый этаж, скажешь только кухарке: На, Маврушка, шинель, принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника.
Таким образом, Гоголь использует здесь гениальный прием: он создает комически нелепую сиҭуацию, которая служиҭ благодатной средой для взаимной характеристики чиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные мечты о карьере, видном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской чиновничьей элиҭы делает возможным поразительное преображение ничтожного коллежского регистратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого обращения, то грозного начальника, который способен при случае как следует распечь своих подчиненных. А Хлестаков, неожиданно попавший в среду раболепствующих перед ним чиновников, начинает думать, что знаки внимания оказываюҭся ему потому, что в нем есть нечто значительное, что он личность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столичными манерами.
Герой обнаруживает способность, если только позволят обстоятельства, блестяще сыграть любую роль, которую ждуҭ от него зрители. К полному удовольствию чиновников Хлестаков ведет себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех страху, кое-кого обласкать своим вниманием, благосклонно принимать просителей, величественно выслушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки.
Подчеркивая ничтожность Хлестакова, в котором Данный текст предназначен только для частного использования - нет решительно ничего, что заставляло бы принять этого фиҭюльку за важную персону, Гоголь сатирически обличает личные недостатки этого героя и тем самым вскрывает глубочайшее противоречие российской действительности, когда подобный, несколько приглупо-ватый человек мог стать для провинциального городка сановником, заставляющим хитрить, изворачиваться, трепетать от страха или питать несбыточные мечты. Хлестакова можно назвать образом в собыҭиях, потому что он существует только в испуганном воображении чиновников, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки.
Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, что он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времен и народов. Хлестаков воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блеском приспосабливается к действительности, блестяще изображает роль того, кем не является. Возможно, в этом образе Гоголь и видел ҭипичного представителя эпохи, человека, умеющего одурачить и обмануть окружающих, пусть даже эҭи люди не меньшие подлецы, чем сам Хлестаков.

Права на сочинение "Мастерство Н.В.Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии Ревизор)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Хлестаков – центральный персонаж комедии. Писателю удалось изобразить героя, способствующего развитию действия. В этом заключалось новаторство Гоголя, так как, несмотря на то, что Хлестаков не является ни героем-резонером, ни сознательным обманщиком, ни героем любовной интриги, его образ мотивирует развитие сюжета. Гоголь находит новый импульс, который способствует этому развитию. В его комедии все держится на ситуации самообмана, которая становится возможной именно благодаря такому герою.

Образ Хлестакова – это воплощение идеальной пустоты и идеальной глупости. Можно сказать о том, что в нем отсутствует его собственное содержание. Он – ничего из себя не представляющая личность без внутреннего наполнения. Поэтому он с легкостью может перевоплощаться и играть роли, которые ему навязываются. Хлестаков плетет интригу, но мыто видим, что он сам не сознает этого. Он радуется оказываемым ему почестям и даже не пытается узнать причину столь парадного приема; он не подозревает о том, что его приняли за ревизора; он просто делает то, что предлагают ему окружающие, – и своими действиями еще больше утверждается в их глазах в роли чиновника из Петербурга.

Хлестаков не столько сознательно или умышленно обманывает героев комедии, сколько вводит их в заблуждение. При первой встрече с городничим он пытается запугать его, чтобы не оказаться в тюрьме, хотя и сам напуган в не меньшей степени. В доме Городничего Хлестаков лжет так же непреднамеренно, он стремится возвыситься в глазах слушателей и поэтому придумывает себе головокружительную карьеру от мелкого чиновника до фельдмаршала. Кроме роли ревизора, главнокомандующего, руководителя департамента, он принимает также облик благодетеля для города, литератора и даже жениха Марьи Антоновны, дочери Городничего. Он принимает тот или иной облик в соответствии с ситуацией, в которой он оказывается; и поэтому можно говорить, что он практически неуязвим. Его можно сравнить с хамелеоном, который меняет свой окрас не для развлечения, а для выживания.

Подобное определение его сущности находит отражение в сравнении Хлестакова с водой, принимающей форму сосуда, в который ее налили, что было точно подмечено Ю. Манном. Благодаря искренности и чистосердечию, с которыми Хлестаков играет навязанные ему роли, он с легкостью выходит из любого положения, которое могло бы уличить его во лжи. Марья Антоновна вспоминает, что «Юрий Милославский» – сочинение господина Загоскина, в то время как новоиспеченный ревизор утверждает, что это он его автор. Что же Хлестаков? А он на ходу придумывает оправдание этой неувязке, объясняя это наличием двух произведений с одним названием. Хлестаков еще раз допускает неточность в своей нехитрой лжи, когда, опьяненный вином и своим внезапным успехом, произносит реплику: «Как вбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: „На, Маврушка, шинель“. Но чиновники не замечают эту оплошность, принимают ее за оговорку. Они поощряют Хлестакова в его лжи, думая, что тем самым узнают его. В их принятии вымышленного ими вздора за правду, а истины за ложь, и заключается самое комическое (и трагическое) в произведении.

Портрет Хлестакова создается автором с помощью приведенного им в начале комедии комментария в „Замечаниях для господ актеров“, реплик других героев и его собственных слов. Таким образом, перед читателем предстает следующий образ: молодой человек лет двадцати трех, „несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст совершенно неожиданно“. Даже слуга его Осип не считает своего барина путным человеком, а видит в нем всего-навсего простого „елистратишку“. Когда Городничий в первый раз видит перед собой этого невзрачного невысокого человека, которого он „ногтем бы придавил“, у него возникает сомнение, что перед ним стоит настоящий ревизор. Но так как из-за поспешности рассуждений чиновников ими было принято решение, что в городе действительно инкогнито появился ревизор, поскольку Хлестаков пока единственный приезжий, да и ведет себя странно, Городничий и остальные чиновники не обращают внимания на несоответствие внешности и „занимаемой“ им должности. Таким образом, образ Хлестакова развернуто показан на фоне городских чиновников, что позволяет рассматривать его личность также и в сравнении с другими характерами. Его глупость и пустота показана в сопоставлении с глупостью чиновников, и еще неизвестно, кто из них проигрывает в данном сопоставлении.

Созданный Гоголем образ Хлестакова способствует проникновению в комедию миражной интриги, смысл которой заключается в изображении погони чиновников за миражом, в растрачивании ими своих сил впустую. Благодаря миражной интриге выявляется бесовская сущность Хлестакова. Он, подобно черту, принимает облик, предложенный ему просителем, и создает иллюзию выполнения просьбы. Также что-то мистическое просматривается в неожиданном появлении Хлестакова и в его внезапном отъезде – из ниоткуда в никуда.

Хлестаков – емкий и глубокий образ, в котором заключена большая человеческая правда. Хлестаковы еще не вывелись, и недаром его имя стало нарицательным. Уже много говорилось о том, что Хлестаков, по сути, пустой человек. Но сколько интересного и поучительного мы выносим из его образа и как глубоко заставляет он нас задуматься над самими собой!..

Конспект урока по литературе 7 класс

Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Мастерство Н. В.Гоголя в создании образа Хлестакова.

Страх чиновников перед «ревизором»

Цель: показать, что страх чиновников перед «ревизором» является основой комедийного действия; помочь учащимся составить представ­ление о характере Хлестакова; развивать умение анализировать текст драматического произведения, учитывая его специфику (авторские ре­марки, реплики в сторону и др.); развитие навыков выразительного чте­ния; воспитывать непримиримость ко лжи, лицемерию, корыстолюбию.

Предварительная работа: чтение комедии «Ревизор»; работа над созданием проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Оборудование: вопросы викторины.

Ход урока

I. Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Проверка чтения. Составить план 2-го действия.

Возможный план:

1)В гостинице слуга Осип сетует на хозяина.

2)Является Иван Александрович Хлестаков, посылает Оси­па за обедом.

3)Приезжает городничий, их встреча.

4) Чистосердечные слова о цели путешествия.

5) Городничий предлагает приезжему денег и просит пере­ехать в его дом.

6)Приезжий неожиданно соглашается.

7) Городничий едет с Хлестаковым.

III . Подготовка учащихся к активному и сознательному усвое­ нию нового материала

- Какие поговорки или пословицы вы знаете со словом «страх»? (Не за страх, а за совесть; страшно, аж жуть; у страха глаза велики...)

Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»?

Что испытывает человек, который чего-то боится? Может ли он в таком состоянии управлять своими поступками, действиями?

Как он говорит? (Учащиеся пытаются описать состояние челове­ка в страхе, что-то рассказывают о себе.)

IV. Усвоение новых знаний

1. Аналитическая работа с текстом. Чтение по ролям явле­ния VIII из 2-го действия (с. 33-39).

2. Ответить на вопросы под № 4 (с. 101 учебника) из до­машнего задания.

Физкультминутка

V . Проверка понимания учащимисянового материала

1. Контрольные вопросы (письменная работа в тетрадях).

1. Почему городничий не замечает никчемности Хлестакова, почему не слышит, когда второй говорит правду о себе? (Пред­ полагаемый ответ: страх перед мнимым ревизором делает, городничего не только слепым., но и глухим, он видит и слы­ шит только то, чего панически боится...)

2. Каким мы увидели Хлестакова во 2-м действии? Почему в пьесе способность «видеть и понимать» имеют только чита­тели (зрители), а другие персонажи - нет? (Предполагаемый ответ: читатели увидели истинное лицо Хлестакова, другим персонажам мешает страх...)

(Тетради собрать.)

2. Перспективное индивидуальное задание (получают 2-3 ученика). На следующих уроках по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» и самостоятельном чтении проследить, как страх «руководит», «командует» чиновниками уездного города и городничим. Под­готовить сообщение «Страх чиновников перед "ревизором" - основа действия комедии».

VI . Закрепление нового материала

1. Беседа по вопросам.

Каким мы увидели Хлестакова во втором действии?

Этот герой вызывает симпатию или антипатию?

Правдив или лжив Иван Александрович Хлестаков при первой встрече с городничим?

2. Викторина.

Сюжеты каких знаменитых произведений Н. В. Гоголя бы­ли подарены ему А. С. Пушкиным? (Это сюжеты пьесы «Реви­ зор» и поэмы «Мертвые души». В 1833 году Пушкин, собирая материалы по истории пугачевского восстания, был принят губернатором одной из губерний за тайного чиновника из Мо­ сквы. Именно об этом случае Пушкин поведал Гоголю.)

Эпиграфом к какому произведению служит пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? (К комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя.)

Какой гоголевский персонаж говорил «басом с продолгова­той растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»? (Судья Ляпкин-Тяпкин.)

Кто из гоголевских персонажей брал взятки борзыми щен­ками?(Судья Ляпкин-Тяпкин, комедия Н. В. Гоголя «Ревизор».)

Какая должность была у Сквозник-Дмухановского - пер­сонажа комедии «Ревизор»? (Городничий.)

Какому персонажу комедии Гоголя «Ревизор» принадле­жат слова: «Александр Македонский - герой, но зачем же сту­лья ломать»? (Городничему.)

Название какого растения стало фамилией попечителя бо­гоугодного заведения из комедии «Ревизор»? (Земляника.)

VII . Домашнее задание

2. Подготовить сообщения «Жизненные цели Хлестакова», «Мечта Хлестакова», «Осмотр города Хлестаковым» (индивиду­альные задания выполняются на основе прочитанных действий).

VIII . Подведение итогов урока

IX . Рефлексия

Рабочие материалы учителя

Краткое содержание пьесы «Ревизор» (действие третье)

Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рас­сказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление соленых огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абду-лина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть.

Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Зем­ляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хло-повым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в долж­ность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произ­носит речь о своем бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершен­но взвинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Пе­тербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему пред­шествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних ку­рьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает ско­рое произведение свое в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна спорят, на кого больше смотрел приезжий, затем вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь дву­смысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персо­ну, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.

Цель:
1. Получить представление о характере Хлестакова, понять, что такое «Хлестаковщина».
2. Развивающие: развитие творческого воображения учащихся, работа над художественными особенностями пьесы, развитие аналитических умений и навыков учащихся.
3. Воспитательные: формирование положительных нравственных ориентации; знание жизненной основы и обобщающего смысла комедии; воспитание вдумчивого читателя; формирование устойчивой нравственной позиции.
Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, анализ иллюстраций.

Оборудование: иллюстрации к комедии, эпиграф.

Эпиграф
Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.

Ю. Манн.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Опорное повторение.

В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию — в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.
А между тем личность — это сложное переплетение индивидуального и общего. Эти два противоречивые свойства в жизни выступают в неразрывном единстве, порождая своим противоборством неисчислимые тонкости человеческого поведения, а, следовательно, и внешних признаков его — мимики, жестов, даже характера причёски и одежды. Именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаём человека.
Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Викторина « Угадай героя»
1. Издаёт при разговоре звук, похожий на букву «и» и несколько на «е». По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.)
2. Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют «почтенный», а он сам себя считает простым человеком. (Осип, слуга Хлестакова.)
3. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника.)
4. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких — нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, городничий.)
5. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)
Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.
Целевая установка
Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны. В этом нам поможет бессмертный текст комедии. Попробуем определить те самые крупинки, из которых складывал писатель своего героя. Мы узнаем, в чем заключено мастерство Н. В. Гоголя в создании образа Хлестакова.

III. Проверка домашнего задания
1. Чтение монолога выразительно.

Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Внимательно послушайте монолог Осипа (Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. (Один заранее подготовленный ученик читает выразительно монолог Осипа, весь класс работает с текстом, карандашом отмечает «+» и » — » Хлестакова.)
— О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?
(«+»: «каждый день доставай билеты в кеятр»; «-«: «профинтил денежки, сидит и хвост подвернул; кутит на батюшкины деньги; делом не занимается; гуляет по прешпекту», в картишки играет; не платит в трактире). (Эти признаки записываются на доске учителем в две колонки).
-Какова роль этого монолога? (Гоголь изображает ревизора через рассказ Осипа. Мы понимаем, что Хлестаков не ревизор, а ничтожный «елистратишка», прожигающий бессмысленно жизнь)
— С какой целью дан? (Познакомить с истинным Хлестаковым. Мы знаем, а город — нет.)
Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.
2.Анализ сцены. Хлестаков в трактире.
— А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на Хлестакова в трактире. Дома вы подготовили сообщение на эту тему.
Примерная творческая работа.
На главной улице уездного города расположено здание с огромными буквами «Трактиръ». Именно здесь две недели назад поселился Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Ему отвели тёмную низенькую комнатку, так что, когда в неё заходишь, нужно пригнуть голову. В углу комнатёнки, под лестницей, покосившаяся кровать, вся всклоченная, застеленная кое-как покрывалом серо-зелёного цвета. В единственное окошечко, расположенное на уровне пола, не поступают солнечные лучи. В комнате темно.
Входит Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице — тоска, скука, в голодных глазах — огромное желание есть. Не снимая ботинок, он ложится на кровать. Жёлтые обои с незатейливыми картинками, наклеенными на стенах, создают впечатление безысходности и печали героя на данный момент его жизни. Долго он не может лежать, так как чувство голода не даёт ему покоя. Он вскакивает, ходит по комнате, разнообразно сжимает свои губы и, наконец, говорит громким и решительным голосом: «Эй, Осип!». Но Хлестаков настолько унижен безденежьем и боязнью оказаться на улице, его настолько мучит голод, что уже не столь решительным голосом он способен на робкую просьбу: » Ты ступай туда…». При этих словах Хлестаков прячет глаза, отворачивается от Осипа. Ему не ловко, он не решается уточнить «куда», поскольку там скорее всего откажут. Хлестаков видит, что Осип не хочет никуда идти, и тогда ему ничего не остаётся, как умолять слугу, поэтому голос его звучит тихо и вовсе не решительно. Он с трудом поизносит каждое слово. Фраза его изобилует долгими паузами, в голосе звучат извинительные интонации. Здесь мы понимаем, что хозяином положения становится слуга, что барин у него под каблуком! Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Голос его вновь зазвучал громко и решительно, он подпрыгивает от радости на стуле, прихлопывает в ладоши, речь насыщена восклицательными предложениями. Хлестаков располагается за столом, как знатный господин в дорогом трактире на Невском. Теперь всё чаще звучит в адрес слуги не просьба, не мольба, а «дурак!», «канальи!», «подлецы, бездельники Хлестакова.
— Какие «+» и » — » качества Хлестакова нашли отражение в этой работе? («+»: молодой человек лет 23-24, одет по моде; «-«: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой)..

IV. Анализ 3 действия.

Но более всего, на мой взгляд, человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего. (Д. III,явл. 6.)

III. Чтение по ролям 6 явления. Сцена вранья.
IV. Вопросы для анализа.

— Какой Хлестаков был сейчас перед нами? (Бессознательный врун, фантазер)
-Скажите, Хлестаков врет сознательно, преследуя какую-то цель?
(нет)
— Каковы средства создания образа Хлестакова? Как вранье характеризует скудость его воображения?
Действие в эпизоде вранья Хлестакова (в 6-ом явлении III действия) развивается со всё нарастающей энергией. С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют всякую правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят в большой испуг от речи гостя. Их переживания выразительно передают ремарки (учащиеся приводят примеры). В конце сцены городничий, «походя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.
Хлестаков не просто глуп, а «идеально» глуп. Ведь ему далеко не сразу приходит в голову, почему его так принимают в этом городе. Он так и не смог понять, за кого его принимают: в письме Тряпичкину он уверяет, что его «по петербургской физиономии и по костюму» приняли за генерал- губернатора (а отнюдь не за ревизора). Такое простодушие и не¬преднамеренность позволяют ему никого не обманывать: он просто играет те роли, которые навязываются ему чиновниками.
— Назовите, какие роли играет Хлестаков. Только ли это роль ревизора? Почему, не осознав, что он в глазах чиновников представляется ревизором, он все же смог сыграть эту роль?
За несколько минут мираж Хлестакова (действие третье, явление VI) вырастает до неимоверных размеров. На глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. — Какую оценку дают чиновники Хлестакову?
(Ответ на этот вопрос можно найти в 7-ом явлении III действия: «Вот оно, что значит человек!» и другие примеры).
(«+»: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; «-«: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы).

V. Работа над 4 действием.

Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3-7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы.
— Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове.
Учащиеся читают по ролям этот эпизод комедии.
— Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?
(«+»: Хлестаков понял сущность всех чиновников; «-«: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).
- Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине.
Было дано творческое задание — от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне.

Примерная творческая работа.
Я теперь живу в доме у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой, не решился только, с которой начать, — думаю, прежде всего, с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Она не дурна и даже аппетитна, но кокетка и ветрена. Переодевается за день четыре раза, тает от моих комплиментов и рассказов о Петербурге. Когда я объяснялся ей в любви, кажется, превзошёл самого себя. И не было мне разницы, кому говорить эти слова — Анне Андреевне или Марье Антоновне.
Дочка городничего — полная дурочка, просила меня написать стишки ей в альбом, влюбилась в меня по уши, наговорил я ей красивые слова о её платочке, шейке, губках, и поверила она в мою любовь. Хорошо, что к маменьке не приревновала.
— Какие качества Хлестакова открыли для себя?
(«+»: нравится женщинам; «-«: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам).
Характер Хлестакова раскрылся глубоко.
— Отчего это произошло, отчего перед ним стоят все на вытяжку? (Ему до этого нет дела: чтобы понять, надо подумать, а думать он не умеет. В его полупьяной голове при обремененном желудке всё передвоилось, всё перемесилось. Он не помнит, о чем он только что говорил.)
В результате нашей работы на уроке мы составили по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» этого героя.

Хлестаков И.А

— Может ли человек, обладая таким набором «+» и » — » быть генерал- губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)
— А почему его принимают за ревизора?
(Пустейшего человека, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового, так как сами чиновники этого хотели!).

VI. Обобщение. Выводы урока. Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Давайте обобщим, что же необходимо, чтобы образ, созданный писателем, был целостным, являл собой написанный характер? (Показать разные грани характера героя, как бы показать читателю его с разных сторон).
— В чем мастерство Н.В Гоголя в создании образа Хлестакова?
Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу
Хлестакова! « Я везде, я везде» Как вы ее понимаете? (Хлестаков живет во многих из нас).
— Есть ли Хлестаковы среди вас? (Гоголь писал: « Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым». Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) встречается.)
— Как вы понимаете слово «Хлестаковщина»?
Таким образом, в комедии Гоголь смеется не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека. Мы увидели в нём расчётливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, красавца-франта и жалкого нищего.

VII. Домашнее задание: подготовить устное сочинение на тему: «Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга ». Прочитать 5 действие.

No related posts.

♦ Рубрика: .

Технологическая карта урока литературы в 8 классе
Основные сведения об уроке
Дата 23.01.2017
Количество учащихся на уроке 5
Раздел ФГОС по русскому языку Из русской литературы XIX века
Тема урока Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова
Тип урока Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Вариант урока Урок формирования умений и навыков
Вид урока Цель деятельности учителя Образовательные: помочь обучающимся целостно представить образ Хлестакова путем знакомства и анализа сцены встречи с городничим, сцены вранья;
Развивающие: способствовать развитию умений критического анализа информации, созданию ситуации успеха;
Воспитательные: способствовать воспитанию личностных качеств обучающихся.
Планируемые образовательные результаты Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; формулирование собственного отношения к произведению, его оценка; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; ; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
Метапредметные: Коммуникативные:
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.
Познавательные:
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Основные понятия на уроке Характеристика героя, ревизор, лестница славы
Методы обучения Проблемный, эвристический, поисковый, наглядный, словесный, практический
Формы обучения Фронтальная, индивидуальная, групповая
Аудиовизуальные средства презентация
Оборудование ПК; мультимедийный проектор; экран
Образовательные ресурсы Другое Технология развития критического мышленияОрганизационная структура урока
Этап
урока Обучающие
компоненты.
Виды заданий Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации учебной деятельности Формируемые УУД Контроль
на уроке
Организация начала занятия (1 мин) Словесный Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь. Настрой на урок фронтальная личностные: внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: саморегуляция, умения и навыки готовности к уроку Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Словесный, проблемный На слайде эпиграфы: «Он добрая душа, по-своему мечтатель, и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом повесы…» - В.В. Набоков
«Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца». – Ю. Манн
Как вы думаете, о ком сказал Набоков?
О чем мы будем сегодня говорить на уроке? О Хлестакове
О Хлестакове
Фронтальная, коллективная личностные: стремление к речевому самосовершенствованию
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
регулятивные: развитие воли, положительного эмоционального настроя Вызов (5 мин) Словесный, С героями произведения мы уже знакомы. Каким известием потрясены все герои?
Кого больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?
Какие советы дает городничий своим подчиненным и в чем смысл этих советов?
Давайте найдем эти слова в тексте и прочитаем по ролям.
Приходилось ли вам наблюдать когда-нибудь подобные картины в нашей жизни?
Почему Гоголь не сразу дает встречу Хлестакова и городничего?
Тогда что же мы должны узнать на уроке? «К нам едет ревизор!»
Городничего, потому что он отвечает за порядок в городе, за все службы. И если там не все хорошо, то главный спрос с него.
Ролевое чтение (Землянике – надеть чистые колпаки, надписать на латыни всякую болезнь, когда кто заболел, какого числа; Ляпкину-Тяпкину – «принять» арапник из здания суда и убрать гусей; Хлопову – предупредить учителей, чтоб не корчили рожи и не ломали стулья; квартальным – вымести улицу. Все распоряжения направлены не на устранение непорядков, а исключительно на то, чтобы прикрыть дурное состояние дел, создать впечатление внешнего порядка.)Отвечают.
Предоставляет читателю узнать, что Хлестаков – не ревизор.
Кто такой Хлестаков. Индивидуальная, фронтальная Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
познавательные:


Осмысление содержания (10 мин) Поисковый, эвристический Чтобы вам было проще дать характеристику, вы в течение урока составляете себе опорный конспект.
Что вы знаете о Хлестакове?
Кто же он? Что он собой представляет?
Какая реплика дает возможность принять его за ревизора?
Каким образом Хлестаков оправдывает сове требование обеда? Почему его просительный тон сменяется наглостью?
Какое впечатление создается у окружающих Хлестакова героев?
Давайте с вами посмотрим, как происходит первая встреча городничего и Хлестакова.
Запишите, как ведут себя оба действующих лица, чего ждут они от этой встречи.
Хорошо, ребята. Читают монолог Осипа, отвечают на вопрос.
«в столовой сегодня по утру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще кой-чего…»
Завистливое внимание к содержимому чужих тарелок принято за прозорливую наблюдательность.
Хлестаков утверждает, что он «не такого рода», как другие, намекая на какую-то свою избранность. Просительный тон сменяется грубым, потому что он уже поел и нет угрозы остаться без обеда.
Чиновники от этого выглядят еще смешнее и глупее, потому что боятся «пустейшего» человека и пресмыкаются перед ним.
Просмотр фрагмента из фильма.
Оба – и городничий, и Хлестаков – ждут от этой встречи решения своей судьбы, каждый герой видит перед собой противника, облеченного властью и поддерживаемого законом. Индивидуальная, фронтальная Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Физминутка (3 мин) Наглядный А теперь немного отдохнем с вами. Я включаю вам зарядку, а вы повторяете все движения. Присаживайтесь. Выполняют физминуткуГрупповая Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками Осмысление содержания (10 мин) Эвристический, поисковый Продолжаем нашу работу.
О чем говорят ремарки 7 и 8 явлений?
Когда устанавливается взаимопонимание между героями?
Чтобы разгадать характер и намерения ревизора, городничий повез его осматривать город и предложил комнату в своем доме.
Доволен ли Хлестаков осмотром города и почему?
Давайте посмотрим, как ведет себя Хлестаков в доме городничего. Посмотрите фрагмент фильма и выделите главные ступеньки служебной лестницы и ступеньки светской славы (занятия, развлечения, сто, дом).
Что вы выписали?
Автором каких произведений, по словам Хлестакова, он является? О чем говорит этот набор?
Что дает Хлестакову возможность беспрепятственно подниматься по лестнице славы?
От чего кружится голова у городничего?
Какую оценку дают чиновники Хлестакову?
Ну а теперь давайте подведем итог. Какие главные характеристики можно назвать? Отвечают на вопрос.
Когда городничий дал Хлестакову денег «взаймы». Каждый получил, что хотел: Хлестаков – деньги, городничий – надежду, что его деятельность останется без нареканий и все ему сойдет с рук.
Доволен, удовлетворено его тщеславие и любопытство.
Просмотре фрагмента, заполнение таблицы.
Зачитывают записи.
Хлестаков слышал имена авторов и названия произведений, но даже не знает, о чем речь: в одном ряду оказываются и оперы, и проза, и драматургия, и литературный журнал. Не стесняется присваивать себе произведения гениев.
Страх слушателей, они верят каждому его слову.
От страха, что чиновник высокого ранга заглянул в уездный городок с ревизией, от того, что этот чиновник в его доме и, следовательно, невольно приближает городничего к высшим кругам.
«Вот оно, что значит человек!»
Читают записи в таблице. Индивидуальная, фронтальная Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Рефлексия (7 мин) Практический, словесный Вы сегодня очень хорошо поработали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока.
Что у вас получилось?
Ребята, что вам понравилось сегодня на уроке?
Со всеми задачи мы справились?
Что нового узнали?
Молодцы, ребята! Спасибо вам за урок! Составляют синквейн.
Зачитывают синквейны. Отвечают на вопросы. групповая Коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли;
логические: анализ истинности утверждений,
регулятивные: оценка результатов работы. Проверка по эталону.
Домашнее задание (1 мин) Словесный Домашнее задание:
Подготовить ролевое чтение сцен «Чиновники у ревизора» Записывают домашнее задание. коллективная Личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.

Поделиться: