Листья. Федор тютчевлистья О буйные ветры скорее скорей

Комментарий:
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 3 об.

Первая публикация - РА. 1879. Вып. 5. С. 129, тогда же - ННС. С. 25–26. Затем - Изд. СПб., 1886. С. 52–53; Изд. 1900. С. 77–78.

Печатается по автографу.

Автограф свидетельствует о том, что «Листья» входят в своеобразный «цикл» дорожных стихотворений и помечены автором цифрой «4». Особенность тютчевской пунктуации - повтор тире, им заканчиваются строки: 4, 8, 14, 19, 22-я; повтор восклицательного знака. Интонационный рисунок призван передать порыв, взлет, его протяженность, эмоциональную приподнятость.

Публикации отличаются чтением 19-й строки. В первых четырех изданиях и Изд. Маркса - «Луга побледнели»; в других - «Лучи побледнели» (как в автографе). Слово в автографе закрепляет общую тенденцию картины - изображение высших сфер: древесных листьев, ветров, лучей, птиц, а не жизни на земле (исключение - «Цветы отцвели»). При переиздании, как правило, не сохраняют тютчевских тире.

Датируется 1830 г., как и все другие «дорожного цикла», на основании пометы в автографе.

С. Л. Франк предложил философско-эстетическое истолкование стихотворения: «Поразительно стихотворение «Листья», в котором выявлено как бы единство настроения, объемлющего весну и осень: все цветущее и блестящее есть «легкое племя», и с той же беспечностью, радостью, легкостью, с какою оно весною играет с лучами и купается в росе, оно осенью рвется «с докучных ветвей» и жаждет улететь от земли; в этой отрешенности увядающего от земли обнаруживается именно его жизненность, в противоположность неумирающей, тощей, прикрепленной к одному месту безжизненной зелени сосен и елей. Это сближение осени с весной, перенесение на первую «небесных» черт последней, есть, однако, как бы лишь переход к прославлению подлинной, высшей красоты осени».

«Листья» Федор Тютчев

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,-
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе-
Играли с лучами,
Купались в poce!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю . И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл . Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.

Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Анализ стихотворения «Листья» Тютчева

Стихотворение «Листья», принадлежащее раннему творчеству Федора Ивановича Тютчева, считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики русской литературы. Это не просто описание природы с ее красотой и силой, это и размышления поэта о смысле жизни, о жизни как таковой.

В основе произведения лежит олицетворение, позволяющее раскрыть душу природы и противопоставить холодное спокойствие мятежной и страстной натуре. Стихотворение построена на контрастах статики и динамики, жизни и смерти, спокойствия и некой взбалмошности. Хвоя сосны и елей символизирует тех, кто проживает свою жизнь, «закутавшись в метели». Они не чувствуют потребности в изысканиях и чувственных порывах, ибо их эмоции слишком бедны, а разум – ограничен. Их устраивает та скучная, однообразная жизнь, которую они ведут из века в век.

Настоящий мир ощущают лишь олицетворенные листья – те, что живут страстно, всей душой погружаясь в этот мир из опаски сгореть. Как и яркие личности, листья блестят и цветут. Строки наполнены метафорами и эпитетами столь же, сколько листья наполнены жизнью. Но все-таки это не может продолжаться бесконечно – уходит лето, уходит и жизнь.

С наступлением осени все угасает – теряют яркость краски, свежая зелень превращается в дряблую и желтую. Все смертно, в том числе и листья – те самые молодые и беззаботные люди. Увядание параллельно старению и болезням, осознанию собственной никчемности. Старческая жизнь лишена всякого смысла, рассуждает поэт со свойственным молодежи максимализмом. Так же и листья, не желая мириться со своим положением, хотят быть сорванными и унесенными теплыми южными ветрами.

Противопоставление старости и юности наталкивает читателя на мысль о том, что жизнь не стоит проживать серо и тускло. Нужно пытаться наполнить ее радостью, принося гармонию и свет в этот мир, а не плыть по течению, мирясь с потоком серых будней.

Стихотворение написано в жанре пейзажно-философской лирики или элегии. Поэт использовал в качестве стихотворного размера двустопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.

Произведение наполнено большим количеством эпитетов и метафор. Среди литературных приемов встречается и аллитерация, колеблющаяся от строфы к строфе, и ассонанс гласных. Главным приемом, на основе которого строится произведение, является олицетворение.

Поделиться: