Культура южной кореи кратко. О корее. Новый год — Солляль

Столица - Сеул (Seoul)

Крупные города: Пусан, Инчхон, Тэгу

Национальная валюта - Вона

Загадочная страна Утренней Свежести, страна древней культуры и удивительной истории Республика Корея, занимает южную часть Корейского полуострова, и омывается Желтым и Японским морями.

Прибыв в Корею, вы становитесь на год старше, автоматически прибавляется год жизни, который вы уже прожили, находясь в утробе матери. Корейцы отмечают только 100 дней, 1 год и 60 лет со дня рождения, года прожитой жизни автоматически прибавляются, независимо от даты рождения, с наступлением Нового года. Выходные дни в Корее - суббота и воскресенье.

Климат Южной Кореи

Прекрасна природа Южной Кореи, страна находится в зоне умеренного климата и в связи с этим весна быстрая и тёплая, солнечное лето жаркое и влажное, осенью в основном ясная и сухая погода, это самое приятное время года, зима умеренно холодная (до − 10 C).

Культура Южной Кореи

Пятая часть из почти 46-ти миллионного населения Кореи живет в Сеуле, этот город является центром политической, экономической и культурной жизни страны.

Современная корейская культура развилась на основе традиционной культуры Кореи с древней, самобытной историей, где было сильно влияние буддизма, это явно проявляется и в завораживающем танце пучхэчху и в традиционной чайной церемонии.

Жители страны считают наиболее характерными символами. олицетворяющие собой Корею и ее культуру - флаг тхэгыкки, алфавит хангыль, квашеные овощи кимчи, острова Токто и цветок мугунхва.

В Корее уважительное почитание старших, друг к другу обращаются по статусу.

В последние годы в мире стала популярна корейская поп музыка K-pop.

Достопримечательности Южной Кореи

Старейшие и наиболее примечательные из памятников корейской архитектуры королевские дворцы династии Чосон и старейший королевский дворец эпохи Кенбоккун в Сеуле ("дворец солнечного света и счастья"), построенный в 1394 году. Десять объектов страны включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, это одно из самых живописных мест в мире - горы Сораксан "Алмазные горы" на побережье Восточного моря, Сувон со старинной крепостью Хвасон, центр гончарного ремесла Инчхон и др.

Древнейшие церемониальные ворота Сеула - Намдэмун, состоящие в списке государственных памятников под N 1, стали доступны для посещения иностранцами. Туристы впервые за 100 лет смогут увидеть легендарную достопримечательность Кореи своими глазами, разрешены экскурсии иностранцев и на красивейшие природные ландшафты горы Пугаксан.

Большой интерес вызывает программа пребывания в действующих буддийских монастырях, включающая прогулки возле храма, проведение буддийских ритуалов, медитацию, восхождение в горы, чайную церемонию.

Не менее интересны таинственные "хэнё", или "женщины моря", способные задерживать дыхание свыше 2-х минут и ежедневно в любую погоду, занимающихся вытаскиванием со дна моря раковин без подводного снаряжения и аквалангов.

Часто посещаемые места в Южной Корее:

Дворец Чхандоккун

Государственный музей Кёджу

Монастырь Хэинса

Храм Чонмё

Королевские гробницы династии Чосон

Пещерный храм Соккурам и храмовый комплекс Пульгукса

Обсерватория Чхомсондэ

Лес Керим

Демилитаризованная зона и Деревня мира Пханмунджон

Мегалитические сооружения - дольмены

Крепость Хвасон.

Транспорт Южной Кореи

В Корее единая электронная транспортная система, очень удобная и понятная.

К услугам любителей путешествий по железной дороге курсирует туристический поезд гостиничного типа - "Хэран", оборудованный уютными номерами и видовой площадкой. Для иностранцев в специальных кассах продаются общие билеты - KR Pass, действующие как "единый проездной", с правом проезда на всех видах поездов, кроме метро, без ограничений по расстоянию и числу поездок.

Междугородные автобусы с кондиционерами, удобные и чистые, большой популярностью пользуются автобусы-экспрессы повышенной комфортности ("deluxe").

Морские пассажирские суда курсируют между портовыми городами, паромы связывают Мокпхо и Хондо, Пусан и Чеджудо, Пхохан и Уллындо.

Наилучшим видом транспорта для поездок по городу является метро, названия станций и обозначения переходов продублированы на корейском и английском языках, у каждой станции имеется свой порядковый номер. Безопасные и недорогие такси в большинстве своем оборудованы устройствами для синхронного перевода и кассовыми аппаратами.

Безопасность в Южной Корее

Традиционное корейское гостеприимство и очень доброжелательное отношение к туристам, Корея одна из самых благополучных по уровню уличной преступности стран мира, но надо быть максимально осторожным при переходе улиц, в стране очень большое число ежедневных автокатастроф.

Отдых в Южной Корее

Лыжный сезон в Корее длится с ноября до начала марта, страна с преимущественно горным ландшафтом известна своими лыжными курортами и отлично оборудованными горнолыжными трассами.

Горные лыжи в Южной Корее:

- Ёнпхён - Джисан Форест

Стар-Хилл - Янчжи Пайн

Феникс-Парк - Муджу

Тэмюн Вивальди Парк - Хёндэ-Сонгу

Многочисленные спортивные и "снежные" фестивали — ещё одна изюминка зимней Кореи, популярны такие фестивали как ловля форели в провинции Кавон-до или фестиваль снега и ледяных скульптур в природном парке Тебаксан, конкурс "Заплыв полярного медведя" в ледяной воде пляжа Хеунде.

Корейцы любят всей семьей ходить в горы, это как национальная физкультура, подъемы в гору удобные, опасные промежутки оборудованы поручнями или заборчиком, через определенные интервалы источники с родниковой водой.

Корейцы не любят загорать, темная кожа считается здесь признаком чернорабочего. Отдыхающие появляются на пляжах в основном ближе к вечеру, когда солнце уже начинает садиться. Наряд женщин купальники, туники, или даже кофты с длинными рукавами, мужчины - в шортах или спортивных штанах, зачастую - в футболках. Так в одежде и купаются.

Пляжи Южной Кореи:

Сокчхо - Пёнсан

Тэчхон - Чунмун

Кёнпхо - Санчжу

Наксан - Хёпчё

Ырванни - Хэундэ

Корейская кухня

Восхитительная корейская кухня мало похожа на соседнюю национальную японскую и китайскую кухни. Обилие острых блюд, без рыбы и морепродуктов корейскую кухню представить просто невозможно. Основа питания корейцев - рис во всех его видах и способах приготовления, даже вино "маккори" и ликер "сочжу" приготовлены из риса.

Администрация Сеула пытается вновь узаконить давнюю традицию потребления мяса собак в пищу, отнеся этих животных к категории "домашнего скота". Однако эти попытки встречают резкую критику со стороны общественных групп защиты животных.

В стране практически не пьют чая, вместо него корейцы пьют разнообразные отвары и настойки трав, которые они и называют чаем ("чха") - чай из женьшеня, арахиса, имбиря, корицы и т.д.

Давать "на чай" за обслуживание не принято.

Лечение в Южной Корее

Высокий уровень медицинского обслуживания наряду с приемлемой ценой, передовая аппаратура и широкий перечень услуг, вот главные факторы популярности лечения в Южной Корее. Туры "за здоровьем" стали одной из главных целей посещения страны - тем более, что многие компании начали предлагать пакет услуг "медицинское обслуживание + осмотр достопримечательностей". В южнокорейских клиниках и медицинских центрах широко применяются также и вековые методы восточной медицины.

Природные термальные горячие источники разбросаны по всей территории страны. К вашим услугам разнообразные водные процедуры по гидролечению, ванны в закрытых помещениях и на открытом воздухе, пещерный бассейн и экзотические бассейны с экстрактом жасмина, корейские сауны "чимчжильбан" и сауны из желтой глины.

Корея - одно из удивительнейших на Земле мест, путешествие по стране Утренней Свежести это масса новых впечатлений, когда многие привычные прежде вещи откроются вам с неожиданной и необычной стороны.

Медицинские центры Южной Кореи

- Центр Восточной Медицины при университете Санчжи

Медицинский центр "Восток-Запад" при университете КенгХи

Медицинский центр ASA

Клиника "Каннам Северанс"

Медицинский центр Ганным Асан

Медицинский центр Ильсан Университета Донгук.

Памятка туристу

Как позвонить из Казахстана в Южную Корею

Нужно набрать 8 - 10 - 82 - код региона (города) - номер абонента

8 - 10 - код выхода на международную линию

82 - код Южной Кореи

Коды некоторых городов Южной Кореи:

Инчхон - 32

Тэджон - 42

Как позвонить из Южной Кореи в Казахстан

Нужно набрать 001 - 7 - код региона (города) - номер абонента

001 - код выхода на международную линию

7 - код Казахстана

Справочная:

Полиция - 112

Пожарная служба - 119

Скорая медицинская помощь - 119

Скорая медицинская помощь для иностранцев - 790 - 75 - 61

Длительное время корейская культура находилась в тени Японии и Китая. Действительно, корейцы многое почерпнули от своих прославленных соседей. Однако развитие включало три этапа: частичное заимствование, преобразование на свой манер и объединение с местными обычаями. В последнее время таким «донором» стали Европа и США. Страна продолжает наполняться синтезом культур, приобретая новый современный вид.

К примеру, у корейской музыки есть много общего с японской и китайской. Но у неё – тройной ритм, а у «коллег» – двойной. В традиционной живописи, как и в каллиграфии, сильны китайские мотивы. Но картины выделяются экспрессией и яркими красками. Из Китая позаимствовали гончарное ремесло, но в Корее оно получило углублённое и расширенное развитие. Изделия стали делать более изящными, придавая им нежный голубовато-зелёный цвет.

Общение с Европой и Америкой повлияло на одежду. До этого носили ханбок: для мужчин – куртка и штаны, для женщин – блуза и юбка. Сегодня эту национальную одежду надевают лишь по праздникам, но по-прежнему называют «лицом» народа. Изменилась современная культура Кореи и относительно свадебных традиций. Теперь церемонии проводятся в церкви или дворце бракосочетаний, а затем следует традиционная часть с классическими нарядами.

Тесное сплетение религии и культуры Кореи

Сильное воздействие на традиции страны оказала религия. В ранний период люди поклонялись Небу и животным – так зародился тотемизм, и возникли мифы. Эта вера стала основой для шаманизма, который существенно повлиял на раннюю культуру. В период Древнего Чосона люди верили в духов предков, неба, воды и солнца. Культура Южной Кореи всё ещё передает отголоски этих верований.

Корейцы считают, что душа уходит в иной мир не сразу, некоторое время находится рядом со своей семьёй. В современной стране до сих пор практикуют несколько тысяч шаманов. Один из простейших шаманских обрядов - потирание ладоней на удачу перед поездкой или для улучшения здоровья.

Поведение жителей во многом определяет конфуцианство, обогащённое национальным духом. Используется строгая иерархичность. Уже при первой встрече спрашивают о возрасте, образовании, семейном положении и должности. Так определяется собственное место по отношению к новому знакомому.

Общество опирается на принцип пяти взаимоотношений: есть определенные нормы поведения между поданными и правителем, супругами, отцом и сыном, пожилыми и молодыми, друзьями. Многие корейцы уверены, что государство успешно благодаря именно такому подходу. Только 1% населения скажет, что исповедует конфуцианство, но его принципы во многом определили привычки, традиции и стиль поведения.

На особенности культуры Кореи также повлиял буддизм. Его отголоски можно найти в мирном и неагрессивном характере жителей, глубоком философском отношении к жизни и к людям. Буддизм проник через Китай в IV веке н. э. При династии Корё он был официальной религией, поэтому влиял на все сферы. Благодаря буддизму появились тысячи храмов, икон, статуй, литературных произведений. Религия повлияла на живопись, архитектуру, музыку. Самый знаменитый исторический памятник – пещерный храм Соккурам. Весной до сих пор отмечается День рождения Будды – шумно и ярко.

Также своё влияние оказал даосизм. Как и другие религии, он был изменён на корейский лад. Даосизм отразился в сильном стремлении к долголетию, счастью и здоровью. В повседневности до сих пор используется его символика. Например, на предметы домашнего обихода наносятся иероглифы, символизирующие долголетие и счастье.

Истоки национальных традиций

История культуры Кореи переплетена с Корейским полуостровом, но самые первые его жители не считаются предками корейцев. Зарождение нации связывают с эпохой неолита. Многие черты культуры были заложены ещё в древнейшие времена. Становление нации происходило в условиях постоянной угрозы вторжения, и это тоже отразилось на традициях.

Благодаря охоте и собирательству возникла вера в животных и духов – так появился тотемизм. Его отражение – в мифах, которые дошли до наших дней. Всплеск развития принесло появление бронзы, которая попала из Маньчжурии. Позже с севера пожаловали переселенцы, благодаря которым культура Кореи обогатилась – они удивили необычной керамикой и успехами в производстве. Из Китая пришла эпоха железного века – появились монеты, гладкая керамика, зеркала из металла, изящные кинжалы, статуэтки.

Позже развитие происходило самостоятельно, однако при значительном влиянии соседнего Китая. Большую роль играло классовое расслоение: зажиточные люди носили роскошные украшения и пользовались дорогими предметами. С этим временем связывают технологию создания бытовых предметов из бронзы, которая могла посоревноваться с китайской.

Путь развития

С момента появления Трех государств, которые позже объединились в одно, начинается беспрерывная история культуры Кореи. Изначально народ по-прежнему верил в духов, был уверен в их ответственности за разные направления. Позже появилось конфуцианство, которого придерживались вне зависимости от вероисповедания – оно регулировало отношения между людьми.

Затем из Китая попал буддизм, и общество благосклонно приняло религию. Только в Силле (в одном из трех государств) к новому веянию отнеслись враждебно. Но усилиями правителя его утвердили как ещё одну национальную религию. Буддизм позитивно повлиял на зодчество – начали возводить храмы и пагоды, выполнявшие роль просветительских центров. Стала распространяться иероглифическая письменность, которую тоже позаимствовали из Китая. Её адаптировали: беседы вели на родном языке, а иероглифы использовали для его записи. Поскольку китайский и корейский относятся к разным языковым группам, задача оказалась непростой.

«Золотое время» корейской культуры

Культура Южной Кореи получила существенное развитие во время объединенного Силла (VII-X вв.). На протяжении двух веков государства не касались войны или другие внешние конфликты. Это дало возможность сделать упор на развитие культуры. В столице появлялись королевские дворцы и буддийские храмы. Некоторые знаменитые памятники (например, пещерный храм Соккурам и храм Пульгукса) были созданы мастерами, которые имели глубокие религиозные убеждения. Усилилась роль конфуцианства. Достижениями можно считать литьё медных колоколов, самое старое печатное издание, пещерный храм и творчество первого известного поэта – Чхве Чхивона.

Корейцы сберегли идею национально-культурной общности, воплотив её в X столетии – появилось государство Корё. Впервые страна стала единой, начали производиться предметы для прославления страны на Дальнем Востоке. Корё славилось изделиями из фарфора с покрытием из селадона, бронзовыми зеркалами и вазами. Несмотря на зависимость от монгольской династии, страна сумела сохранить свои традиции. Однако были разрушены многие памятники искусства, утрачено ремесленное мастерство.

Петровская эпоха по-корейски

Следующий переломный момент произошел XV столетие. Это период интенсивного развития культуры Кореи – его сравнивают с эпохой Петра I в России. В XV ст. создали корейский алфавит – наступила практически поголовная грамотность. Уже в наше время его внесли в список шедевров мирового наследия. Корейцы считают язык формой искусства и гордятся его шрифтом. Положительные изменения затронули искусство, литературу, книгопечатание и музыкальное направление.

При дворе даже существовало специальное ведомство, которое помогало организовывать жизнь и творчество художников. Произошло первое знакомство с достижениями европейской культуры. С помощью китайских источников осуществлялись переводы научных книг Европы. Это дало толчок развитию разных наук: астрономии, географии, истории.

На рубеже XVI-XVII вв. в страну начало проникать христианство - им интересовались представители правящего класса. Позже с европейцами возникли конфликты, и была усилена политика «закрытия границ». Государство поддерживало тесные связи только с Китаем и вело торговлю с Японией. Местные жители отрицали западную культуру.

Культура обретает массовость

В XVII-XVIII веке произошли социальные и экономические изменения, повысился статус простого народа. Культура Южной Кореи стала более массовой. Распространение получили повести нараспев (пхансори), а народные сказания стали записывать. Те же тенденции коснулись живописи – художники начали изображать местность и сцены из жизни простого народа, а в каллиграфии был изобретен собственный стиль.

Западные каноны

В Корее период от XVII до середины XIX столетия считают «переходом к обществу нового времени». Один из важных моментов – появление современной агротехники. Повысилась урожайность, что дало толчок для роста городов. В результате увеличился спрос на продукцию ремесленников. Стала развиваться выработка тканей, создание посуды из металла.

В XIX столетии получила популярность мысль, что опыт техники и производства нужно перенимать у Запада. Но при этом необходимо поддерживать идейную основу общественной жизни. Существовал даже лозунг: «Восточный путь, Западная техника». Влияние Европы все же было, но заимствования приспособили к местным условиям.

Испытание для культуры нации

Особенности культуры Кореи подверглись испытаниям во время японской колонизации. Завоеватели объявили корейский язык и традиции только ветвью японского. В 1937 году корейский язык запретили употреблять в госучреждениях. «Родным» языком стали называть японский. Корейцев заставили отказаться от своих имен и назвать себя на японский манер. Большая часть изданий была запрещена и даже носить национальную одежду не разрешали. Это была эпоха унижения нации, и Корея до сих пор не может до конца простить этого Японии. Ведь в результате противостояния страна разделилась на две части.

Культурная жизнь страны сегодня

Один из отголосков прошлого, который переплетается с современностью, - праздники. В истории культуры Кореи важное место занимает Лунный Новый Год и Чхусок, которые традиционно продолжают отмечать. Есть и другие праздники, связанные с культом природы, аграрным делом или трудовой деятельностью.

Обычаи наполняют жизнь корейцев и продолжают передаваться из поколения в поколение. Воздействие религии на культуру оказалось очень сильным и остается мощным стимулом её развития и сохранения. Шаманизм, конфуцианство и буддизм тесно переплетаются, оказывая созидающее воздействие на традиции. Культура отличается не только богатством, но и жизнестойкостью. Благодаря заимствованиям, она лишь обогатилась. Жители очень любят страну и её особенности, это предмет национальной гордости.

Культурные достижения

Культура Южной Кореи находится на высоком уровне, и подтверждение этому можно наблюдать в разных образцах искусства. На весь мир знамениты восхитительные изделия из селадона, керамика с серовато-зеленоватой глазурью. Интересны предметы из фарфора с синими рисунками. В живописи - картины чернилами на шёлке или тутовой бумаге. Были придуманы народные и придворные танцы (чонджэму, ильму). Впечатляет и национальный костюм ханбок, который отличается плавными линиями. Женский наряд - с богатой вышивкой и роскошной яркой юбкой. В давние времена было придумано украшение норигэ, которое прикрепляли к одежде. Такой декор подбирали в зависимости от социального положения или сезона. Сохранились необычные архитектурные памятники:

  • Астрономическая башня столицы Силла Кёнджу.
  • Пещерный храм Соккурам.
  • Статуя Будды VIII века.
  • Старинный дворец Кёнбоккун.

Эти объекты знамениты на весь мир и считаются национальными достопримечательностями Южной Кореи. Современная культура Кореи - это и оригинальные сады. В их создании большую роль играют принципы шаманизма. Создавая сады, местные умельцы стараются избегать всего искусственного. Корейцы стараются обойти саму природу, придавая зелёным уголкам естественный вид. Один из примеров - Пхосокчон, построенный ещё в эпоху Силла.

Культура Кореи

Несмотря на то, что нынешнее разделение Корейского полуострова на Северную и Южную Корею привело к значительным различиям в современной культуре обеих стран, традиции и обычаи корейского народа и культура Кореи в целом едины для обеих стран. Давайте рассмотрим подробнее главные составляющие корейской культуры.

  • Танец

Издавна, со времён правления династии Корё, в Корее большое значение имел танец. Существует огромное множество традиционных танцев, таких как, танец с мечами, танец с веерами, танец монаха, шута, крестьянина и т.д. Они исполнялись как при дворе императора, так и в деревнях сельские жители устраивали представления. Сейчас танец не является такой важной частью жизни современной Кореи, но существует множество школ, во многих университетах Кореи народный танец преподается как академический предмет.

Пакчомму – танец порхающих крыльев бабочки

  • Живопись

Живопись является неотъемлемой частью культуры Кореи. В ней присутствует влияние культуры, но сама по себе она специфична и самобытна. Особый интерес представляет становая живопись, сформировавшаяся во времена правления династии Чосон. Рисовали на шёлке, бумаге, специальных тканях растительными, минеральными красками или тушью. Если художественная живопись отражала необычное видение мира глазами художника, то народная живопись показывала быт и проблемы повседневной жизни. Можно сказать, что живопись существовала и развивалась в двух направлениях, и оставила за собой бессмертные творения.

Кот и бабочка. XVIII век. Художник – Ким Дон Хо

  • Корейский сад

Мало кто знает, но традиционный корейский сад существует более двух тысяч лет. Он похож на пейзажный парк, человек мало принимает участия в его формировании. Все сады включают в себя такие элементы, как ручьи, круглые водоемы, форменные деревья, водопады, сад камней, холмы, напоминающие горы. Гармония здесь доминирует не зависимо от определенной детали. Гармонию создает все многообразие форм и размеров, присутствующих здесь. Традиционные корейские сады разбиты во Франции (Нанта), Мехико (зоопарк Чапультепек), в Турции (Анкара), Германии (Берлин) и т.д.

  • Ханбок

Ханбок – национальный традиционный костюм, состоящий их чогори (блузка) и чима (юбка) – для женщин и пачжи – для мужчин. Это одежда для официальных приёмов, праздников и фестивалей. Но существуют и такие ханбоки, которые можно носить как повседневную одежду. Шьются они из более дешевых тканей и просты в уходе за ними.

  • Кухня

Известно, что современная культура Кореи с каждым годом заимствует всё больше и больше элементов культур европейских стран, но кое-что остается неизменным, а именно – национальная кухня. Основой, как и в большинстве азиатских стран, является рис. Но, тем не менее, традиционная корейская кухня имеет ряд отличительных, даже специфических черт. Например, многие блюда изобилуют пряностями, особенно красным перцем, а всё потому, что Корея – страна теплая и южная, а перец позволяет дольше сохранить свежесть продуктов, да и со временем понятия «вкусный» и «острый» стали синонимами. Наряду с перцем используются такие приправы, как соевый соус и соевая паста. А вот корё-сарам для придания блюдам особенный вкус, в больших количествах использую кориандр.

Кимчи – остро приправленные квашеные овощи

Праздники в Корее

Как и во многих странах, в Корее существуют свои национальные праздники, которые принято отмечать с особым, корейским размахом.

  • Солляль – корейский новый год

Традиционно этот праздник отмечается в первый день лунного календаря. Выходные длятся три дня, и в это время принято наряжаться в ханбок, ездить к родителям или в родной город, отправляться на берег моря, чтобы встретить там первые лучи солнца. Также в эти дни поминают умерших предков, подготавливая специальные блюда и проводя ритуал под названием чаре. В Солляль дети поздравляют родителей, обязательно кланяясь в пол, а также человек становится на год старше.

  • День освобождения

Ежегодно этот праздник отмечается в Северной и Южной Корее 15 августа. В этот день Япония освободила Корею от колониального правления. В этот день проводится официальная церемония, в которой участвуют многие высокопоставленные лица страны. Повсюду развешивают флаги страны, а также по традиции в этот день амнистируют нескольких заключенных.

  • Чусок – праздник урожая и поминовения предков

Праздник приходится на пятнадцатый день восьмого месяца восточного календаря. Выходные дни – день до и день после праздника. За несколько дней до праздника корейцы покупают продукты и подарки, покупают билеты на поезда и самолёты, чтобы отправиться в родной город. В праздничный день с утра накрывают стол и поминают предков, либо несут кушанья на кладбище. На столбы привязывают снопы злаков, благодаря богов за урожай, угощают домового. Девушки и женщины исполняют национальный танец канкансулле, а дети с отцами запускают в небо воздушных змеев.

  • Корейская свадьба

Современная корейская свадьба не похожа ни на традиционную корейскую свадьбу, ни на европейскую. Новые традиции и обычаи у корейского народа сложились всего лишь около пятидесяти лет назад, но они прочно закрепились и повсеместно используются всеми корейцами.

Свадебные традиции и обычаи корейского народа во многом изменились за последние годы. С шестидесятых годов свадебную церемонию принято проводить в так называемых «ритуальных» залах. Но чаще всего свадьбы проводятся в ресторанах, либо в конференц-залах отелей. Гости, прибывающие на церемонию, обязательно приносят подарок молодожёнам, обычно – деньги. Также у жениха и невесты есть своеобразные комнаты ожидания, в которых гости могут сфотографироваться с ними. На смену традиционным ханбокам пришли «традиционные» европейские наряды – свадебное платье и костюм. Свадьба – открытое мероприятие. Зачастую помимо фотографа присутствует видеооператор. Вместо привычного многим марша Мендельсона играет свадебный марш Вагнера, крайне редко используемый в других странах. Первым в зал заходит жених, затем к алтарю невесту приводит отец. Самую важную роль в свадебном обряде играет человек, проводящий ритуал. Обычно это близкий родственник, либо друг жениха. Вся церемония длится около получаса, после чего молодая пара и гости отправляются на торжественный банкет. После его начала молодые надевают традиционные наряды и отправляются в специально отведенную комнату, где обедают вместе со своими родителями. Обычно сразу после свадьбы пара отправляется в путешествие.

  • Толь чанчи – первый день рождения

Первый день рождения ребенка – особенная дата. Зачастую подготовка к этому празднику начинается ещё до рождения малыша. В этот день приглашается большое количество гостей, а саму церемонию зачастую устраивают вне дома. Гости приносят подарки малышу, поздравляют его, после чего начинается традиционный ритуал, определяющий судьбу ребёнка. На стол перед разодетым в ханбок ребёнком кладут различные предметы, каждый из которых несет особенный смысл. От того, что малыш возьмёт в руки, зависит его судьба. Например, если это горсть крупы, то он никогда не будет голодать. Нитки сулят долгую жизнь, а книга – богатый ум. После этого начинается традиционный банкет, перед которым родители ребёнка кланяются в пол, благодаря гостей за приход. Вот так и проходит первый день рождения!

Таким образом даже сегодня, в современном быстро меняющемся мире традиции и обычаи корейского народа наполняют смыслом жизни корейцев, передаются из поколения в поколение. Ведь экономическую ситуацию восстановить можно, а утраченные традиции и культуру не подсилу вернуть никому.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Традиционное искусство

Живопись

Керамика

Архитектура

Национальная одежда

Традиционные прически

Как становились кисэн

Музыка Кореи

Литература

Вступление

В древнекитайских текстах Корея упоминается, как «Реки и горы, вышитые на шёлке» и «Восточная нация этикета». В течение VII и VIII веков «шёлковый путь» соединял Корею с Аравией. В 845 году арабские торговцы писали: «За Китаем лежит страна, что златом богата, называется она - Силла. Мусульмане, пришедшие сюда, настолько очарованы ею, что остаются здесь и не хотят уезжать».

Корейское общество в целом (речь идёт и о Южной, и о Северной Корее) основывается на принципах конфуцианства, этической системы, получившей развитие в Китае в 500 г. до н.э. Одним из главных принципов конфуцианства является принцип уважения - к родителям, к семье, к друзьям и к тем, кто имеет власть. Конфуций также придавал большое значение идеям справедливости, мира, образования, реформ и гуманизма. Многие корейцы приписывают необыкновенные успехи страны за последние десятилетия именно этому отношению к жизни. В современном корейском обществе Конфуцианство более всего проявляется во взаимоотношениях между людьми. Правила пяти взаимоотношений предписывают определённые нормы поведения между правителем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, старыми и молодыми и между друзьями. Если ты выпадаешь из системы этих взаимоотношений, то ты не существуешь для корейца. Многим приезжающим в Корею кажется, что местные жители грубы: на самом деле, это не так, есть вероятность, что вас просто не замечают. Если вас кому-то представили, то вы попадаете под правила взаимоотношений с друзьями, и отношение к вам становится другим.

Корейские празднества часто окрашены в яркие тона, которые появились в результате монгольского влияния: ярко-красный, жёлтый и зелёный цвета часто включаются в традиционные корейские мотивы. Иногда эти цвета встречаются в традиционной корейской одежде - «ханбок» («hanbok»).

Особенностью корейской культуры является подсчёт возраста человека. Cчитается, что человеку в момент рождения исполняется год, после чего на каждый Новый год - а не в день рождения - к возрасту прибавляется по единичке. То есть, к примеру, родившиеся 31-го декабря, на следующий день проснутся уже двухлетними. Таким образом, возраст корейца всегда будет на год-два больше того, что можно высчитать по западной традиции.

Традиционное искусство

Корейский танец красив и разнообразен. Он содержит множество интересных, сложных элементов и причудливых па. Корейские танцы разделены на весьма большое количество стилей и видов. Во время средневековых корейских династий Корё и Чосон (второе тысячелетие нашей эры), корейский танец развивался за счет поддержки королевского двора, различных академий и даже официального министерства при правительстве. Несмотря на народное происхождение, ряд танцев обрёл постоянный высокий статус, включая танец отшельника, танец призрака, танец с веерами, танец монаха, танец шута и другие. Считается, например, что танец с веерами имеет свои корни в камлании шаманов, в котором те использовали листья деревьев, позже этот танец стал элементом высокого искусства. Другой пласт танцевальной культуры Кореи -- народный крестьянский танец, дошедший до наших дней и исполняемый сейчас фольклорными коллективами. Атрибутами танца являются длинный волнистый шёлковый шарф снежно-белого цвета, используемый в танце «Сальпхури», а также барабаны, шляпы, мечи и т. д. В танце призрака персонаж воссоединяется с покойным супругом, что только усиливает боль от повторной разлуки, имеется лишь несколько атрибутов либо они полностью отсутствуют. А в большом танце с барабанами фигурирует огромный барабан, который может быть больше, чем сам исполнитель. Барабан притягивает монаха одним своим видом, монах поддаётся искушению и исполняет зажигательную барабанную «оргию».

Как и в музыке, существует разделение на придворные и народные танцы. Распространенными придворными танцами являются чонджэму , исполняемые на банкетах, и ильму -- во время проведения конфуцианских ритуалов. Чонджэму делятся на исконные и пришедшие из Центральной Азии и Китая. Ильму делятся на гражданские и военные. Множество костюмированных представлений или танцев исполняется в разных районах Кореи. Традиционной одеждой для танцев является генджа, особая одежда, носимая во время фестивалей.

Живопись

В Корее искусство живописи зародилось в далеком прошлом. Первыми изображениями являлись фрески в погребных каменных камерах, еще при государстве Когурё, которые археологи отнесли к четвертому веку. Живопись тех времен явно находилась под влиянием буддизма и тогда уже использовали технику по ретушированию. Академия художеств основалась в самом начале периода Коре. В ней учились не только образованные представители высшего слоя общества, но и талантливые профессиональные художники.

Жанры и тематики картин все более становились разнообразней, они являлись неким дополнением к популярным тогда буддийским сценкам, а также к сюжетам, которые рисовать начали ещё в более раннем периоде. В те времена художники писали животных, портреты, пейзажи и четыре растения: хризантему, сливовое дерево, бамбук и орхидею, которые в те времена олицетворяли четыре добродетели.

Рисунки выполняли тушью и кистью, точно так же, как и выполняются каллиграфические работы, на шелке и бумаге, но больше всего делался акцент на линейном рисунке, его пропорциях и фактуре. Самые ранние картины, найденные на Корейском полуострове, -- доисторические петроглифы. С проникновением буддизма из Индии через Китай, в стране появились другие разнообразные техники. Очень быстро они стали основными, хотя местные техники сохранились и развивались далее.

Популярной тенденцией в живописи стал натурализм с такими мотивами как реалистичные пейзажи, цветы и птицы. Большинство картин выполнено чернилами на тутовой бумаге или шёлке.

В XVIII веке местные техники сильно продвинулись, в основном в области каллиграфии и гравировки печатей.

В Северной Корее искусство находится под влиянием традиций и реализма. Картина Чжон Сона «Пик Чхоннё горы Кумган» -- классический пример корейского пейзажа с возвышающимися утёсами, скрытыми туманом.

Ремёсла

В Корее получили широкое развитие многие виды ремесел. Большинство из них составляют ремесла, изделия которых необходимы в повседневной жизни: для приготовления и хранения пищи. Поскольку основной упор делался на практическом применении ремесленных изделий, эти произведения не претендовали на художественность и разнообразие форм. Но изготавливались и особые художественные изделия, предназначенные для специальных целей, например, для проведения официальных церемоний. Большинство ремесленных изделий традиционно изготавливались из металла, дерева, тканей, глазури, глины, реже - из стекла, кожи или бумаги. Древние изделия ручной работы, такие как красная и чёрная керамика, во многом схожи с гончарными изделиями китая вдоль Хуанхэ. Найденные реликвии Бронзового века, впрочем, сильно отличают и более искусны.

Множество изделий тонкой работы были найдены при раскопках, включая позолочённые короны, кувшины и горшки с различными орнаментами. В период Корё было распространено использование бронзы. Латунь, являющаяся сплавом меди и одной трети цинка, был так же довольно популярным материалом. Династия, впрочем, более известна своими изделиями из селадона.

В ходе периода Чосон популярны были изделия из фарфора, украшенные синими рисунками. В то же время развивалась работа по дереву, что привело к появлению искусно сделанной мебели, такой как комоды, шкафы и столы.

Множество золотых корон и прочих ценностей филигранной работы обнаружены в гробницах периода Трех Королевств. Эти золотые и серебряные изделия свидетельствуют о богатстве и власти - показатели уровня цивилизации той эпохи. Такие предметы, как фимиам из позолоченной бронзы государства Буё, говорят о совершенстве работы по металлу уже во времена Трех Королевств.

Керамика

живопись корейский танец искусство

Техника производства керамики была привезена в Корею из Китая более 1000 лет назад. В Корее она получила дальнейшее развитие, в результате чего были созданы местные гончарные традиции, которыми корейцы по праву гордятся. Глиняные остродонные сосуды эпохи неолита украшены декором из параллельных линий и точек. Изделия мастеров раннего Силла отличались оригинальностью и цветовой гаммой от серого до черного, а иногда и коричневого оттенков. В период Корё стали популярными нефритово-зелёные изделия из селадона. В XII веке были разработаны новые методы инкрустации, позволив создавать более изощренные украшения в разных цветах. Ни в Китае, ни в Японии не производили инкрустированный селадон, уникальный для изделий Корё.

Утонченная изящность и неповторимый голубовато-зеленый цвет селадона эпохи Корё (918 - 1392 г.г.) принесли ему всемирную известность и популярность у любителей антиквариата. Белый фарфор эпохи Чосон (1392 - 1910 г.г.) также пользуется заслуженной славой. В годы Корейско-японской войны 1592 - 98 г.г. техника производства керамических изделий попала из Кореи в Японию, что в значительной степени способствовало развитию там этого вида художественных ремесел.В Корее глиняные изделия появились в эпоху неолита.

Архитектура

Здания обычно строятся на каменном основании и увенчиваются изогнутой крышей с черепицей, держащиеся на кронштейнах и поддерживающиеся столбами. Стены сделаны из земли (наносно-глинистые стены), или, иногда, полностью состоят из подвижных деревянных дверей. Расстояние между двумя столбами -- около 3,7 м, здания спроектированы так, чтобы всегда было пространство между «внутренней» и «наружной» частями дома. Места обитания традиционно выбираются с помощью геомантии. Несмотря на то, что геомантия была жизненно важной частью культуры Кореи и шаманизма с доисторических времён, геомантия позже заново попала в Корею из Китая в период трёх государств.

Дом должен быть построен напротив холма и обращён лицом на юг, чтобы получать как можно больше солнечного света. Подобное расположение домов популярно и в современной Корее. Геомантия так же оказала влияние на форму зданий, их расположении и выбор материала.

Традиционные корейские дома организуются в внутреннее крыло и внешнее крыло. Конкретная планировка зависит от региона и достатка семьи. Характерными в традиционной корейской архитектуре были два основных стиля: дворцово-храмовый, складывавшийся под сильным влиянием китайских канонов, и народный -- строительство домов для простых людей, который имел множество местных разновидностей.

Древние архитекторы, возводившие дворцы и храмы, заимствовали систему балок и опор у китайцев. Для жилых построек простого народа были характерны крытые соломой крыши и полы с системой подогрева ондоль. Богатые люди строили большие дома с изящно изогнутыми черепичными крышами, завершавшимися на конце чуть приподнятыми свесами. Большое значение в архитектуре придавалось природному ландшафту. Так, многочисленные буддийские монастыри, разбросанные по всей стране, обычно возводились в горах, идеально вписываясь в окружающий пейзаж.

В принципе, храмовые и мирские сады в Корее одинаковы и в целом похожи на китайские и японские сады. Так сложилось потому, что на разбивку садов в Восточной Азии изрядное влияние оказал даосизм. Даосизм подчёркивает природу и её таинственность, обращая больше внимания составным деталям. В отличие от традиционных китайских и японских садов, корейские сады смогли избежать некоторой искусственности.

Лотос в пруду является одним из важнейших элементов в корейском саду. Если в саду есть естественный водоём или ручей, то рядом с ним обязательно ставится беседка, что позволяет с удобством наблюдать за водой. Насыпные клумбы в корейских садах также являются одним из общих элементов.

Сад Посокджон возле Кёнджу был разбит в период Силла и в нём заметно, что на первый план выдвигается важность воды. Сад отличается особым ручейком в виде морского ушка. Во времена королевства Силла гости короля рассаживались возле водного потока, а чаши с вином пускались по нему и доплывали к каждому гостю. Подобно пейзажному парку, корейский сад натурален и прост. Природный пейзаж сада не испытывает повсеместных усилий человека по его формированию.

Корейский сад в целом можно разделить на 8 категорий: дворцы, частные резиденции, деревенские, павильоны, буддийские храмы, совоны, королевские погребальные места и деревни.

Хотя каждый сад имеет свои уникальные особенности, но все они, как правило, включают в себя следующие элементы: форменные деревья, холмы, напоминающие горы, разных размеров рек и ручьи, маленькие круглые водоёмы, крупные водоёмы с островами, бамбук, сад камней, водопады, где это возможно, а также гранитные квадратные или круглые бассейны, грушевый и яблоневые и другие фруктовые деревья. Гармония зависит не от одной особенности или абсолютной формы, которая доминирует в общем виде.

Национальная одежда

Ханбок -- национальный традиционный костюм жителей Кореи. Ханбок часто шьют из ярких одноцветных тканей. Хотя слово «ханбок» буквально означает «корейская одежда», в XXI веке это слово используется исключительно для обозначения ханбока династии Чосон, это одежда для официальных и полуофициальных приёмов, фестивалей и празднеств. Современный ханбок отличается от чосонского, в XX веке его форма претерпела сильные изменения в угоду удобству. На протяжении своей истории знатные корейцы часто заимствовали иностранную одежду, а простые люди носили разновидности ханбока. Традиционный женский ханбок состоит из чогори , блузки, рубашки или жакета, и чхима , длинной юбки. Такой ансамбль часто называют «чхима чогори», они используются вместошкольной формы в Японии в корейских школах. Мужской ханбок состоит из чогори и свободных штанов паджи . Корейская одежда разнилась в зависимости от ранга человека. Королевская семья и правящий класс носили потрясающие воображение костюмы. Для отделения от черни использовались и драгоценности, чем подчёркивалось превосходство их носившего.

Простые же люди часто ограничивались простой же одеждой из некрашеного сукна. Такой повседневный костюм претерпел очень мало изменений за весь период Чосон. Каждодневное платье было практически идентичным у всех жителей, но в официальной и церемониальной одежде обязательно прослеживались различия.

Зимой корейцы носили простёганную одежду из хлопка. Использовался также и мех. Поскольку обычные люди носили, как правило, некрашеную ткань, то корейцы очень часто упоминались как «народ, одетый в белое».

Традиционные прически

Корейские традиционные прически это отдельная тема! Состоят они из большого количества накладных кос, специальных шпилек и заколок из драгоценных металлов. Сегодня такие прически разумеется никто не носит, даже если надевают ханбок. Впрочем, и такой вариант костюма не носится. Костюмы ниже - это церемониальные костюмы корейской аристократии. Поэтому даму в подобном облачении можно увидеть только в фотостудии или на сьемке какого-нибудь исторического фильма.

Традиционная причёска замужней кореянки - это гладко зачёсанные назад волосы, заплетенные в косу, поднятую наверх и уложенную на голове в виде короны. Такие причёски обычно украшались «пинё» - традиционным корейским декоративными шпильками.

Разумеется, и до вступления в брак кореянки стремились поддерживать опрятный вид своих волос. Незамужние девушки старались гладко зачесать волосы и всегда следили, чтобы ни одна прядка не выбивалась из общей массы; затем они заплетали волосы в косу, но, в отличии от замужних дам, не делали из неё корону. Поэтому с давних пор расчёсывание превратилось к некоему ритуалу, с которого начинался день женщины.

Кисэн

Кисэмн -- в Корее артистка развлекательного жанра. Первый слог слова означает «артистка, певичка», второй -- «жизнь». Это были куртизанки, обученные музыке, танцам, пению, поэзии, поддержанию разговора -- всему тому, что было необходимо для развлечения мужчин из высших классов на банкетах и вечеринках. Кисэн играли важную роль в корейском обществе. Во время войн они выполняли не только свои прямые обязанности, но и оказывали медицинскую помощь раненым, ухаживали за больными. Кисэн оставили заметный след в корейской литературе, как в качестве героинь произведений, так и в качестве их авторов.

Как становились кисэн

Женщины становились кисэн разными путями. Некоторые из них наследовали свой статус от матерей, другие продавались в центры обучения своими родителями, которые не могли содержать большую семью. Большая часть таких семей была ранга чхонмин , однако иногда и разорившиеся свободные люди продавали своих дочерей. Иногда даже аристократия совершала такие поступки.

Музыка Кореи -- это традиционная корейская музыка, которая включает в себя народный, вокальный и ритуальный музыкальные стили, принадлежащих корейской нации. Корейская музыка, как и корейское искусство, живопись и скульптура, существует с доисторических времён.

До сих пор в Корее существуют две, отличающиеся друг от друга, музыкальные культуры: традиционная музыка -- кугак и западная музыка -- янак. Традиционная корейская музыка кугак имеет общие культурные корни с традиционной музыкой Китая и Японии. Однако, несмотря на некоторое внешнее сходство, корейская кугак тем не менее существенно отличается от музыки других стран Восточной Азии. Корейская музыка, например, традиционно имеет тройной ритм (три удара в такт), в то время как для китайской и японской музыки характерен двойной ритм.

Кугак подразделяется на две основные категории: чонак, или музыка для высших слоев общества, и минсогак, или народная музыка. Дли чонак характерна размеренная, торжественная и сложная мелодия, в то время как минсогак, включающая в себя такие жанры, как народные песни, крестьянская музыка, песенно-драматический жанр пхансори и шаманская музыка, отличается быстротой и энергичностью.

Традиционные корейские музыкальные инструменты можно разделить на 3 крупные группы: струнные, духовые и ударные.

· Каягым (12-струнная цитра) и комунго (6-струнная) являются часть струнных раскладных инструментов. Хэгым (двухструнная вертикальная скрипка) и аджэн (7-струнная цитра) являются частью струнных тханов. Придворная струнная музыка также использует семи- и 25-струнные цитры.

· Тэгым (длинная поперечная флейта), пхири (цилиндрический гобой и травянистая флейта являются народными духовыми инструментами). Духовые тханы включают в себя китайский гобой, вертикальную флейту и ходжок или тхэпхёнсо. Сэнхван (губная гармоника), флейта Пана, хун (окарина), флейта с мундштуком, тансо (малозубчатая вертикальная флейта) и флейта -- духовые придворные музыкальные инструменты.

· Ударные народные инструменты включают в себя чин (большой подвесной гонг), кквэнгвари (ручной гонг), пук (бочкообразный барабан), чангу (барабан в форме песочных часов). Пак (трещотка) и чангу -- ударные инструменты тхана. Ударные придворные инструменты включают в себя пхёнджон (бронзовый колокольчик), пхёнгён (каменный перезвон), чхук (квадратная деревянная коробка с молотком) и о (тигрообразный скребок).

Мифология

Вера в мир, населённый духами, является древнейшей религиозной традицией в Корее. По верованиям корейцев, существует огромный пантеон богов, духов и привидений, которые ранжируются от «царей богов», которые управляют небом, до горных духов (кор. сансин). Этот пантеон также включает духов, живущих на деревьях, в пещерах, в земле, в жилищах людей и других местах. Считается, что эти духи имеют силу, позволяющую им влиять на жизнь людей.

Корейские шаманы похожи на своих коллег из Сибири, Монголии и Маньчжурии. Центром корейского шаманизма является остров Чеджудо.

Кумихо -- существо из корейской мифологии, представляющее собой женщину-оборотня, способную превращаться в лису с девятью хвостами. Легенды о таком существе имели распространение во многих регионах Восточной Азии.

Корейская культура имеет много вековую историю. Она менялась под влиянием многих стран, но сохранила свои уникальные черты, которые нельзя спутать с остальными. Если мы взглянем на историю Кореи, то увидим что ее территория долгое время была под влиянием Китая, что несомненно оставило свой след в ее культуре. Многие схожие вещи мы можем заметить и в культуре Японии, которая была союзником Китая. Может такое сотрудничество и построило фундамент для развития такой большой и процветающей культуры? Буквально за пару сотен лет она достигла развития которого другие страны добивались много веков.

Литература

1. http://restinworld.ru/stories/north_korea/39293/1.html.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%F0%E5%E9%F1%EA%E8%E9_%F2%E0%ED%E5%F6.

3. http://www.asiology.ru/кндр/общие-данные/50-культура-кореи-2.

4. http://www.mir-master.com/zhivopis-korei.html.

5. http://keramika.peterlife.ru/enckeramiki/84156.html.

6. http://koredo.ru/tradicionnye-pricheski-koreyanok.

7. http://www.kazedu.kz/referat/92894.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение особенностей развития китайской живописи династии Сун. Характеристика живописи периодов Северной и Южной Сун. Отражение идейных принципов чань-буддизма на пейзажной живописи данного периода. Влияние конфуцианского учения на сунскую живопись.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Истоки искусства. Жанры и особенности первобытной культыры. Взаимосвязь искусства и религии. Человеческие качества и чувства запечатлены в живописи, скульптуре. Проблемы бытия, религии, мироощущение отражены в произведениях искусства.

    реферат , добавлен 21.03.2004

    Джаз как художественное явление. Развитие джазовых танцев в 30-50–гг. ХХ века. Основные разновидности джаз-танца. Развитие джаза в 60-х гг. Появление джаз–модерна танца. Значение импровизации в джазовом танце. Сущность и особенности техники джаз-танца.

    реферат , добавлен 16.05.2012

    Основные приемы и отличительные признаки китайской живописи, образы и жанры, особенности стилистики, используемые техники и материалы. Традиции и новаторство в произведениях Ци Байши, использование в его творчестве различных художественных приемов.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2013

    Уникальность китайской культуры. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре. Древнекитайское общество. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи.

    реферат , добавлен 26.09.2008

    Направления традиционной китайской живописи, обретшие завершенную форму в эпоху Средневековья. Соединение мира воды, камня и дерева, человека и природы в пейзажном жанре. Портрет конфуцианского и даосско-буддийского направления; анималистический жанр.

    презентация , добавлен 05.02.2017

    Зарождение и расцвет искусства хореографии. Создание академии танца во Франции. Становление танцевальной культуры в России. Балетное искусство как самостоятельная отрасль. Техника классического танца, его влияние на развитие детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Понятие монументально-декоративного искусства как области искусства, включающей художественные произведения для украшения архитектурных сооружений и комплексов. Самобытность скульптуры, живописи, техники создания фресок и керамики Древнего Египта.

    презентация , добавлен 22.02.2016

    История китайской живописи. Особенности одного из периодов расцвета китайской живописи – Сун. Появление пейзажа в китайском искусстве. Особенности традиционной китайской живописи. Достижения "Большой четверки", обогатившей живопись времен Южной Сун.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2012

    Балет и разновидности сценического танца. Создание хореографического образа на сцене. Танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. Свободный пластический танец.

Корея – страна с древней историей. Её существование начинается еще с 1го века до нашей эры.

Период Трех государств (1 в. до н.э. – 7 в. н.э.).

Три королевства (Когурё, Пэкче и Сила) вступили в борьбу за господство на Корейском п-ове. Вначале казалось, что победителем окажется Когурё. Его вану (королю) Квангэтхо («Расширитель земель», 391–412) в начале 5 в. удалось лишить Пэкче владений в долине р.Ханган и во всей центральной области, известной ранее как Чинхан. Однако с переносом столицы Когурё в 427 в Пхеньян на полуострове окрепли силы, которые стали угрожать этому государству с тыла. К тому же Пэкче и Силла вскоре объединились, чтобы дать отпор общему врагу.

К 500 Когурё утратило земли в бассейне р.Ханган, контроль над которыми перешел к Силла. Это не только дало Силла стратегическое преимущество, но и позволило наладить прямые связи с Китаем через Желтое море. Теперь уже государство Силла было вынуждено столкнуться с противодействующей коалицией.

Силла оказалась в состоянии удержать свои владения и даже присоединила к себе государство Тэкая в 562, но не могло победить Когурё и Пэкче. Поэтому ему пришлось искать союзника в лице Танского Китая (618–907). Еще ранее императоры из династии Суй (589–619) предприняли два похода против Когурё, однако были разбиты предводителем когурёских войск Ыльчи Мундоком. Танские правители помнили об унизительном поражении и с готовностью откликнулись на предложение о союзе со стороны королевства Силла. Совместно действовавшие армии под командованием короля Мурёля, военачальника Ким Юсина и Танского Китая одержали победу над Пэкче в 660 и вынудили Когурё к капитуляции в 668.

Некоторые черты социального и политического устройства Силла уникальны. Хвараны («цветы-юноши») объединялись в отборные воинские подразделения, где проходили подготовку в качестве будущей элиты страны. Система кольпхум жестко делила аристократические роды по старшинству. Из высших выдвигались монархи, а места в служебной иерархии предоставлялись в строгом соответствии со степенью знатности. Этот чрезвычайно сильный аспект дополнительно подчеркивался наличием хвабэка («совета старейшин»). Первоначально в него входили главы племен, а затем совет превратился в собрание аристократов, наделенных правом определять порядок наследования престола и налагать (в крайних случаях) вето на королевские решения. Привилегии феодальных верхов при слабости королевской власти ощущались и на более поздних этапах корейской истории.

Наиболее утонченная культура среди Трех государств была, по-видимому, свойственна государству Пэкче, которому во многом обязана своим развитием раннеяпонская цивилизация. Ныне с главными достижениями искусства эпохи Пэкче можно ознакомиться в одном из центров древней японской культуры – Ямато (город Нара). В самой Корее также осталось немало памятников культуры Пэкче, среди которых великолепные декоративные изразцы, богатые гробницы, изделия из золота, буддийские скульптуры.

Величественные каменные гробницы правителей Когурё сохранили на своих стенах превосходные росписи. В захоронениях королей Силла обнаружены уникальные золотые короны.

КНДР после 1953. Трехлетний план развития (1954–1956) привел к восстановлению довоенного уровня производства. Пятилетним планом (1957–1961) была заложена основа для «скачка», предусмотренного семилетним планом (1961–1967), который фактически завершился в 1970. Серьезный дефицит рабочей силы был частично преодолен репатриацией из Японии более 80 тыс. корейцев. За первую семилетку заметно увеличился выпуск промышленной продукции, но задания плана выполнялись с запаздыванием. В 1971 началась реализация шестилетнего плана, в котором упор делался на технический прогресс и подъем сельского хозяйства. Уже в начале 1960-х годов Северная Корея стала направлять свои доходы на военные нужды, что привело к замедлению темпов экономического роста. Второй семилетний план (1978–1984) был выполнен с опозданием. К реализации третьего семилетнего плана в Северной Корее приступили лишь в 1987.

Хотя в начале 1970-х годов КНДР быстро расширяла торговые и дипломатические контакты с некоммунистическим миром, эти связи угасли после того, как в середине десятилетия она не выполнила свои внешние обязательства по нескольким займам. Отношения с СССР и Китаем тоже не отличались стабильностью. В 1961 Северная Корея заключила договоры о дружбе с обоими государствами, но после советско-китайского конфликта поддержала Китай. Ориентация на Китай отчетливо просматривалась в конце 1970-х годов, но в следующем десятилетии был взят курс на сближение с СССР.

Северная Корея рассматривала американское военное присутствие в южной половине Корейского п-ова как главное препятствие на пути объединения корейского народа. Отношения с США ухудшились в январе 1968, когда Северная Корея захватила разведывательный корабль военно-морских сил США «Пуэбло». Напряженность несколько ослабла в начале 1970-х годов, после вывода американской дивизии и начала предварительных переговоров (1971).

В 1972 Ким Ир Сен был избран президентом КНДР. В 1980 полуофициальным наследником был признан его сын Ким Чен Ир, которому пришлось выдержать в начале 1980-х годов столкновение за будущую власть со своим единокровным братом Ким Пен Иром. Это привело к нескольким кампаниям чисток в партии и военном руководстве. С 1984 Ким Чен Ир формально числился преемником своего отца.

В октябре 1983 агенты северокорейских спецслужб убили в бирманской столице Рангун четырех членов кабинета министров РК, и все же в 1985 делегации двух корейских государств сели за стол переговоров, которые в итоге привели к тому, что обе страны были приняты в ООН. В соответствии с соглашением, ратифицированным в 1992, Северная Корея и Южная Корея договорились воздерживаться от взаимных выпадов, развивать экономическое и другие виды сотрудничества и способствовать объединению семей.

После распада СССР в 1991 Китай остался единственным серьезным союзником КНДР. Попытки улучшить отношения с США и Японией не имели успеха, так как правительством КНДР не был разрешен допуск международных инспекторов на северокорейские ядерные объекты. В марте 1993 КНДР объявила о своем намерении отказаться от Договора о нераспространении атомного оружия, который ратифицировала в 1985. В июне 1993 КНДР согласилась не выходить из Договора, но заявила, что введение санкций со стороны Японии и США будет рассматриваться как объявление войны. Переговоры с США в октябре 1994 завершились договоренностью об инспекциях и модернизации атомных электростанций.

Ким Ир Сен скончался в июле 1994, а в октябре 1994 президентом страны и главой Трудовой партии Кореи стал его сын Ким Чен Ир.

Республика Корея после 1953. Первой задачей истощенной войной Южной Кореи было возрождение экономики. Помощь ООН и США позволили в течение нескольких лет поднять хозяйство и создать ряд новых отраслей промышленности.

Выборы в марте 1960 спровоцировали волнения в Масане, охватившие всю страну. 26 апреля, после того как американские официальные лица осудили жестокость властей Южной Кореи, Ли Сынман ушел в отставку. На новых выборах победу одержала Демократическая партия под руководством Чан Мена (Джона М.Чана). В мае 1961 правительство Чан Мена было свергнуто военной хунтой, во главе которой встал генерал Пак Чонхи.

При Пак Чонхи были разработаны сводная программа на 1962–1966 и пятилетние планы 1967–1971, 1972–1976 и 1977–1981. В итоге удалось добиться устойчивого экономического роста и преодолеть зависимость от иностранной помощи. Реальный национальный доход на душу населения за период с 1961 по 1978 повысился на 240%. Развитие страны ускорило массовую миграцию жителей деревни в города, особенно в Сеул и Пусан.

В 1961 правительство Пак Чонхи заявило о том, что гражданское правление будет восстановлено после всеобщих выборов 1963. Пересмотренный текст конституции был вынесен на всенародный референдум и получил одобрение в декабре 1962. С 1 января 1963 в стране была вновь разрешена деятельность политических партий. На выборах 16 октября 1963 победил Пак Чонхи, который был переизбран также в 1967.

В 1972 Пак Чонхи ввел чрезвычайное положение и объявил о намерении придать «жизнеспособность» конституции – в порядке «укрепления национальной безопасности». Целью изменений стало усиление президентской власти за счет законодательных органов и электората. В декабре 1972 Пак занял пост президента в четвертый раз и был переизбран вновь в декабре 1978. Опираясь на декрет 1972 о чрезвычайном положении, президент резко ограничил политическую деятельность в стране.

В 1979 инфляция, экономические проблемы в ряде отраслей хозяйства и недовольство населения вызвали новые волнения. В октябре правительство подавило выступления в Пусане и Масане. Через неделю Пак Чонхи был убит главой Центрального агентства безопасности Кореи. В 1980, после общенациональной демонстрации студентов, требовавших демократизации политической жизни, генерал Чон Духван распространил режим чрезвычайного положения на всю территорию Южной Кореи. Сопротивление действиям генерала вылилось в мятеж студентов в Кванджу. Войска штурмом овладели городом, сотни жителей были убиты и тысячи арестованы в ходе дальнейших репрессий. В августе 1980 Чон Духван был избран президентом Кореи. В октябре была обнародована новая конституция, в январе 1981 было отменено чрезвычайное положение. В феврале Чон Духван был переизбран, а возглавлявшаяся им Демократическая партия справедливости в марте 1981 завоевала большинство мест в парламенте.

В начале 1987, в связи со смертью одного из студентов, который подвергался полицейским пыткам, поднялась волна демонстраций, а затем и забастовок. Не желая идти на риск отмены в Сеуле Олимпийских игр 1988, правительство сочетало насильственные акции с обещаниями преобразований. Некогда репрессированный лидер оппозиционных сил Ким Дэджун был восстановлен в политических правах. Был разработан проект новой конституции, предусматривавший прямые президентские выборы. На выборах 1987 оппозиция выдвинула трех кандидатов. Победил кандидат Демократической партии справедливости (ДПС) Ро Дэ У (Но Тхэу), набравший 37% голосов электората. Новая конституция вступила в действие в феврале 1988.

Президентские выборы 1987 знаменовали начало подлинно многопартийной демократии в Южной Корее. Наиболее влиятельными партиями были ДПС, Демократическая партия за воссоединение (ДПВ), Партия мира и демократии (ПМД). В Национальном собрании, избранном в апреле 1988, большинство мест получили ДПС (124 из 299), ПМД (71) и ДПВ (59).

Новое правительство обещало расширить автономию университетов, разрешить создание студенческих организаций, либерализовать законы о печати и облегчить поездки граждан за границу. Летом 1988 тысячи студентов приняли участие в манифестациях, требуя объединения Кореи и вывода американских войск. В октябре 1988 в Сеуле состоялись 24-е Олимпийские игры. В ноябре власти дали согласие на образование новых профсоюзов, которые получили право на заключение коллективных договоров, и объявили об отмене обязательной военной подготовки для студентов университетов.

В 1989 крестьяне провели массовые демонстрации в Сеуле, студенты возобновили антиправительственные выступления, на предприятиях и железных дорогах начались забастовки. В 1990 в Национальном собрании более 2/3 депутатских мандатов получила Демократическая либеральная партия (ДЛП).

На выборах в Национальное собрание в марте 1992 большинство депутатских мест получили ДЛП, Демократическая партия (ДП) и Объединенная народная партия (ОНП). На президентских выборах в декабре 1992 были выдвинуты кандидатуры ДЛП Ким Ёнсама (от ДЛП), Ким Дэджуна (от ДП) и Чон Джуёна (от ОНП). Победу одержал Ким Ёнсам, набравший 42% голосов.

Во внешнеполитической сфере особенно важное значение имел начавшийся в 1985 диалог с Северной Кореей. Полномасштабные дипломатические отношения были установлены с СССР в 1990 и Народной Республикой Китай в 1995.

При президенте Ким Ёнсаме генералов Чон Духвана и Ро Дэ У судили за коррупцию, мятеж и государственную измену. Чон Духвана приговорили к смертной казни, которая позднее была заменена пожизненным заключением, а Ро Дэ У к пожизненному заключению, затем сокращенному до 20 лет. Однако оба были освобождены из тюрьмы по амнистии, проведение которой потребовал после своего избрания в феврале 1998 на пост президента Ким Дэджун.

Непосредственно перед прекращением срока полномочий Ким Ёнсама в стране разразился финансовый и экономический кризис (декабрь 1997). Череду банкротств, продажи имущества за долги и безработицу многие связывают с сильной зависимостью страны от займов Международного валютного фонда, которые в значительной мере расходовались на санацию попадавших в трудную финансовую ситуацию компаний и банков. Ким Дэджун призвал к осуществлению масштабных реформ. В некоторых районах, особенно на северо-востоке, состоялись демонстрации, направленные против преобразований.

2000-й год стал судьбоносным для Кореи. В июне в Пхеньяне прошел саммит лидеров Северной и Южной Кореи – Ким Чен Ира и Ким Дэджуна, которые обсуждали проблемы объединения корейского народа. Были намечены и конкретные мероприятия в этом направлении: открытие железнодорожного и автомобильного сообщения между двумя государствами, создание прямой связи между Сеулом и Пхеньяном, воссоединение семей, разделенных Корейской войной. Был подписан акт о примирении и намерении обеих стран вести работу с целью объединения Кореи.

Еще до саммита обе Кореи приступили к экономическому сотрудничеству. Благодаря южнокорейским инвестициям КНДР выпускает цветные телевизоры и телефонные аппараты, которые затем реализуются в Южной Корее. Разрабатывается план создания на морском побережье Северной Кореи индустриальной базы для производства бытовых электроприборов на инвестиции таких корпораций, как «Самсунг электроникс» и др.

В соответствии с решениями саммита 15 августа 2000 состоялись встречи родственников в Пхеньяне и Сеуле, а позже было объявлено о восстановления железной дороги между Северной и Южной Кореей. Первый ее участок длиной 12 км в Северной Корее и 12 км в Южной планируется сдать в эксплуатацию в сентябре 2001. В дальнейшем эта дорога должна будет связать Корею с Китаем и далее с Россией и Европой.

В июле 2000 КНДР посетил президент РФ В.В.Путин, а Государственная дума в Москве ратифицировала Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и КНДР. В октябре начались переговоры по торгово-экономическому сотрудничеству России и КНДР.

ИСКУССТВО КОРЕИ

Самыми ранними из дошедших до нас образцов корейской скульптуры являются фигуры, вырезанные в скале речного утёса Пангудэ в Ульсане. Глиняные, костяные и каменные изображения людей и животных были найдены во время раскопок в других частях страны. Керамика с гребенчатым орнаментом, обнаруженная в местах стоянок эпохи неолита, была основной формой искусства в то время. Впоследствии, по мере развития сельского хозяйства на керамических изделиях появляется декор в виде волнистых и изогнутых линий.
На территории Кореи была найдено несколько сохранившихся с доисторических времён предметов, которые, судя по их абстрактной форме, были созданы для религиозных целей. В бронзовом веке появляется большое количество разнообразных изделий из бронзы, но при этом традиции неолита продолжают сохраняться, и искусство этого времени по-прежнему тесно связано с религией.

В период Трёх государств, когда происходило формирование нового общественного строя, корейское искусство отличалось простотой и суровостью. Однако расцвет буддизма способствовал обогащению в искусстве его содержания и художественных приёмов. Все три государства активно поддерживали буддизм, и поэтому среди скульптурных работ Когурё (37 г. до н. э.- 668 г. н. э.), Пэкче (18 г. до н. э.- 660 г. н. э.) и Силла (57 г. до н. э.- 935 г. н. э.) преобладали буддийские изображения.
К наиболее характерным для государства Когурё буддийским изображениям следует отнести выполненные из позолоченной бронзы фигурки стоящего Будды Татхагата и полусидящего Будды майтрейя в состоянии медитации, лица которых освещает кроткая улыбка. Рельефные каменные изображения Будды, вырезанные на скале в Сосане, отличает мягкость черт лица и улыбка, что является типичными элементами искусства Пэкче.

Хотя для искусства государства Объединённое Силла был характерен реалистический стиль, оно стремилось к безупречной социально-экономической гармонии. В этот период достигает совершенства искусство обработки металла. Свидетельством тому являются богатые коллекции королевских золотых украшений, состоящие из корон, серёг, ожерелий и поясов, которые археологи извлекли из огромных насыпных могильных курганов периода Силла.

Особенно поражают мастерством исполнения золотые короны. Резной узор из волнистых линий и рельефный орнамент покрывают их переднюю часть, выполненную в виде прямого дерева, диадему и подвески, которые к тому же украшены прикреплёнными золотой проволокой лепестками и нефритовыми бусинками полукруглой формы. Серьги отделаны тончайшей сканью в сочетании с зернью.

Мастера эпохи Силла получили широкую известность также благодаря их высокой технике литья храмовых колоколов. Бронзовые колокола славились изяществом формы, богатством звука и внушительными размерами.

Самым большим из сохранившихся храмовых колоколов в Корее является отлитый в конце 8 в. "Священный колокол короля Сондока", или, как его обычно называют, Колокол Эмилле. Он украшен великолепными медальонами в форме лотоса, а также изображениями цветов, языков пламени и фей.

Искусство государства Корё (918-1392) лучше всего представлено изделиями из фарфора, покрытыми селадоновой глазурью великолепных цветов, например, зелёного с нефритовым оттенком. Керамические сосуды, кувшины, бутыли, тарелки, чашки, курильницы и цветочные вазы украшены изящным декором, который наносился методом гравировки, рельефной резьбы или инкрустации. Эти прекрасные селадоновые изделия 12 и 13 веков создавались скорее как декоративные украшения, нежели для практического использования. Можно, пожалуй, сказать, что в изделиях с селадоновой глазурью воплотилось стремление выйти за пределы земной жизни и обратиться к духовному миру.

Техника селадона пришла в Корё из сунского Китая (960-1279), но уже в первой половине 12 в. китайское влияние было преодолено, когда местные художники достигли высочайшего уровня мастерства. Техника инкрустации, изобретённая корейскими гончарами, состояла из нанесения на поверхность заготовки сосуда узора в виде бороздок и заполнения углублений белой или черной пастой. Перед обжигом излишек пасты удалялся. Эти узоры, которые поначалу выполнялись в простой и сдержанной манере, придавали селадоновым сосудам утончённую, строгую красоту. Однако к концу 13 в. гончары начинают тиражировать наиболее популярные сюжеты декора методом штамповки, в результате чего утрачивается мастерство декоративного оформления и сложной техники.

В период после монгольских нашествий техника инкрустации стала более простой и грубой, и в 14 в. искусство производства селадонов пришло в упадок. В наше время мастерам гончарного дела удалось его восстановить. Немало людей посвящают свою жизнь и отдают силы возрождению чхончжа - голубовато-зелёному селадону эпохи Корё. То место, которое принадлежало селадонам в королевстве Корё, в эпоху Чосон занял белый фарфор. Ведущей продукцией корейских гончаров в ранний период правления династии Чосон стала керамика пунчхон из кремнистой глины (декор наносился белым ангобом с помощью кисти), покрытая серовато-зелёной глазурью. Со временем гончары Чосон усовершенствовали технику изготовления керамики и развили производство белого фарфора.

В период правления династии Чосон в обществе доминировало влияние конфуцианства. Переход от вальяжной аристократичности периода Корё к прагматичным нормам конфуцианской этики не мог не отразиться и на искусстве керамики.

От селадонов Корё с их изящными формами изделия из белого фарфора отличали более простые линии. В период Чосон гончарное производство находилось под контролем государства. Типичным для этого времени был выпуск изделий из белого фарфора с инкрустированным декором, а также селадонов с голубой глазурью и росписью инкрустацией.

На изделия из белого фарфора наносилась подглазурная роспись кобальтом. Как правило, сюжетами декора являлись сакунчжа - четыре растения, традиционные для корейского искусства символы добродетели и благородства, - цветы сливового дерева, орхидеи, хризантемы и бамбук, а также цветы лотоса, причудливые арабески и осенние травы. Современные мастера активно изучают и возрождают искусство белого фарфора Чосона.

В небольшом городе Ичхон, расположенном всего в часе езды от Сеула, мастера гончарного дела возрождают и сохраняют традиции искусных гончаров минувших времён.

В корейской архитектуре до современного периода существовало два основных направления в зависимости от назначения построек. Древние корейские архитекторы, возводившие дворцы и храмы, использовали систему балок и опор. Для жилых построек простого народа были характерны соломенные крыши и система обогрева полов ондоль. Представители высших слоев обычно строили большие дома с черепичными крышами, которые имели изящно изогнутую форму, и заканчивались несколько приподнятыми свесами.

Задачей архитектора было построить дом или другое сооружение так, чтобы оно гармонично вписалось в окружающий природный ландшафт. К числу старейших деревянных построек, дошедших до наших дней, относится построенный в период Корё павильон Мурянсучжон ("Зал вечной жизни") в монастыре Пусокса, который находится в Ёнчжу, провинция Кёнсанпукто. Считается, что павильон был сооружён в 13 веке.

Корейцы впервые познакомились с западной архитектурой в конце 19 в., когда зарубежные архитекторы и инженеры начали возводить в стране церкви и здания для иностранных миссий.

Начиная с 60-х гг., когда в стране начались процессы индустриализации и урбанизации, правительство способствовало реализации ряда строительных проектов, в результате чего много красивых старинных зданий были снесены, а на их месте возведены ничем не примечательные сооружения.

Однако в последние годы ведутся активные дискуссии на тему возвращения к старой, проверенной временем концепции гармоничного сочетания архитектурных сооружений и окружающей природы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. О. Н. Глухарева. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в. М., 1982

2. Квон Бён Рин. Исторические уголки королевства Пэкче. // Сеул,1943.

3. Ким Мин А. Выставка «Великое Корё». // Сеул, 1995.

4. Современная КореяМ., 1971.

Поделиться: