Кто написал рассказ весенние воды автор. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды. Темы и настроение

В творчестве Тютчева пейзажная лирика занимает важное место. Природа — разноплановый образ, но наблюдение ее черт всегда вызывает потребность в философском осмыслении. В ней находится место для проявления романтического двоемирия и в то же время для воссоединения бездн, так как в зарисовках ее мгновенных состояний проглядывают бессмертные закономерности. Как радуга, она неощутимо скрепляет полюса. Чуткому восприятию художника открываются в ней красота, душа, родственная близость. Ее загадка продолжает занимать поэта до конца жизни («Природа — сфинкс. И тем она верней...» — 1869).

В стихотворении «Весенние воды» (Тютчев), анализ которого нас интересует, лирический герой всматривается в пейзаж ранней весны, когда в поле еще лежит снег, но на подтаявших пригорках появляются шумные ручьи. Они и названы весенними водами. Их шум напоминает возгласы герольдов (от нем. «глашатай»), зовущих на праздник. Приход весны ассоциируется с торжественной процессией, впереди которой бегут вестники. Они будят природу, блистают своим нарядом, а главное — «гласят во все концы».

В первых же определениях и действиях заметно пересечение предметного и переносного планов: брег «сонный» перед праздником, но и из-за того, что пока пуст, на нем нет ни живности, ни людей, воды «блещут», как богато одетые рыцарские вестники, и в то же время это блестит растаявшая вода.

В образе весны видна не только реальная пейзажная основа, но и метафора, позволяющая придать ему возвышенный смысл, подчеркнуть его значительность. Начало нового годового цикла в жизни природы для лирического героя становится проявлением божественного начала. Оно наполняет его душу восхищением перед волшебством возрождения. Весна предстает сказочной молодой принцессой, словно вышедшей из сказки о спящей красавице, пробужденной поцелуем прекрасного королевича (Перро Ш. «Спящая красавица», 1697), что напоминало о развязке романтического конфликта в балладе В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев» (1810—1817) и поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820). Во втором четверостишии вестники, высланные ею вперед, разглашают жизнеутверждающую новость:

«Весна вдет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Два восклицания в речи герольдов передают ощущение торжества, праздника.

В третьей строфе новость повторяет лирический герой (возглас помещается в тексте уже без кавычек). У него она вызывает сходные чувства, которые выражены тоже восклицательным знаком:

Весна вдет, весна идет!

Вслед за этим возгласом, акцентирующим, благодаря двусложным словам, составляющим стопу в ямбе (четырехстопном), маршевую отчетливость ритма, следует наблюдение за свитой весны. Оно завершает две строфы, в которых в связи с перечислением интонация была восходящей (воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят, гласят во все концы: «Весна идет...»). Метафора «весна ведет за собой» представлена как описание праздничного хоровода:

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Мотив движения передает мысль о вечном возрождении жизни после периода зимнего сна. Неживая снежная бледность сменяется «румяным» цветом, холод зимы — теплыми днями, сон — весельем. Рассматривая звуковые детали анализируемого стихотворения «Весенние воды» Тютчева, можно определить, что доминирует в восприятии природы: шум весенних вод (они шумят, будят, гласят) — это преддверие тишины (тихих, теплых майских дней), гармонии. Лирическому герою близки светлые, радостные настроения (светлый хоровод, толпится весело), вызванные приближением весны. И в пейзаже, и на уровне субъективного ощущения прославляется правота жизни, что вносит философский оттенок в создание картины природы. Сочетание пейзажного и философского планов является характерной особенностью лирики Тютчева.

Природа вызывает у лирического героя его поэзии не потребность рассуждать, а волнение, пробуждение чувств, фантазии, творческих стремлений. Он ощущает себя ее частью, вглядываясь в ее тайны изнутри. В центре стихотворений оказываются образы, прославляющие ее красоту. Наблюдение сопряжено с возвышением, намерением приблизить счастливое переживание к читателю, превратив его в участника разворачивающегося действа, похожего на спектакль.

Тютчев Федор Иванович очень точно и чувственно ощущал перемены погоды. Он мог на слова положить воздух природы, капли дождя, шелест листьев, гул ветра. Он мог подметить любые изменения природы и воплотить их в своих творениях. Его пейзажной лирике нет равных. Она очень богата метафорами, эпитетами, сравнениями. Значительное место среди произведений пейзажной лирики занимает произведение «Весенние воды». Написанное оно в 1830 году как раз в то время, когда автор был за границей. Красота заграничной природы нечем особо не отличалась от русской. Наступление весны в Германии такое же, как и в России. На полях еще виднеется белый снег, но все вокруг уже знают о приближении весны. Всю природу пробуждают ото сна и предупреждают о наступлении весны тающие, журчащие воды.

Основная тема стихотворения - это описание самой ранней весны. Состоит произведение из двух частей. Описание еще не проснувшейся ото сна земли начинается с первой части. И хотя ночью еще правит зима, но в день, уже весенние ручьи встречают весну. И ожидание тепла и майских деньков начинается со второй части произведения. Ожидание чего-то нового, солнечного и теплого наполняет героя и природу необъятной силой.

Относится стихотворение к пейзажной лирике и написано традиционным четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Состоит оно из трех четверостиший. Все творение автора наполнено движением, динамикой. Это передается с помощью повторов, синонимов, глаголов.

Также можно прочувствовать и философские нотки стихотворения. Каждый человек в душе ощущает весну. Прилив сил и энергии, приближение радости и счастья. И сам автор с нетерпением ждет наступления весны, которая полноправно вступает в свои владения, по наблюдениям поэта, уже в мае месяце. В стихотворении мы можем прочувствовать предвкушение от наступления тепла и радости.

Анализ лирического стихотворения

Учителя второй категории

Средней школы № 4 г. Заинска

Александровой Елены Александровны

Ф. Тютчев « Весенние воды»

Цель анализа: Углубленное, осмысленное прочтение стихотворения, объяснение неясного, раскрыть скрытое.

Тема: Пробуждение природы от зимнего сна. Наступление радостных весенних дней.

Идея: Ф. Тютчев описывает самое начало весны, земля ещё покрыта снегом, но его радует, что воды уж весной шумят. Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана (земля, вода).

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещу, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

В этой части слышим шум воды , быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт ещё хочет что–то сказать о весенней воде.

Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней.

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Изобразительные средства языка. Метафора, олицетворение.

Метафоры по действию. Будят, гласят, идёт, выслала, толпится.

Олицетворение. Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.

Звукопись. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды.

Цветопись. Присутствуют холодные и тёплые тона (белый снег), (румяный, т. е. розовый).

Словарная работа. Гласят, говорят, объявляют, возвещают.

Гонцы – тот, кто является вестником, приносит весть.

Вопросы и задания к тексту.

Самостоятельная работа учащихся с текстом.

  • Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
  • Запиши, о чём это стихотворение.
  • Сколько и каких частей в этом произведении?
  • Запиши, что ты представил, читая стихотворение.
  • Каким чувством пронизано всё стихотворение. Запиши.
  • Запиши, с каким настроением будешь его читать.

Анализ произведения с детьми.

  1. Работа с текстом до чтения.
  • Что отражает название стихотворения, тему или его главную мысль?
  1. Работа с текстом во время чтения.
  • Прочитай стихотворение.
  • О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтверди строчками из стихотворения.
  • Перечитай стихотворение. Разбей его на части.

Что вижу. Каким вижу. Что слышу.

Снег в поле лежит, белый

Брег(земля) сонный

Воду бежит, гонец шумит, гласит

Весну молодой

Майские дни дети водят хоровод, толпятся

У них румяные щёки

  • Какая картина кажется необычной? (вода будит, гласит), (дни румяные, водят хоровод, толпятся)
  • Понаблюдай, как рисует поэт.
  • Кого оживляет? (воду, весну, майские дни)
  • С кем сравнивает? (воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми)
  • Какая часть речи – главная в стихотворении? (глагол)
  • Что они характеризуют? (движение воды, весны)
  • Есть ли особые звуки, краски в произведении?
  • Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода? (о том, что всё проснётся от зимнего сна)
  • Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней)
  • Определи, с каким настроением будешь читать стихотворение.
  1. Работа с текстом после чтения.
  • Самооценка.
  • Насколько глубоко ты понял стихотворение во время самостоятельного чтения?
  • Что сумел прочитать сам?
  • С чем не справился?
  1. Рефлексия.
  • Что вызвало затруднение и почему?
  • Какие выводы для себя ты сделал?

Федор Тютчев относился к необычайно чувствительным людям. Он внимательно наблюдал за всем, что происходит вокруг него. Он замечал наименьшие изменения, которые только могли затронуть его внимание. Поэтому, пейзажная лирика этого поэта просто потрясающая. Она яркая, насыщенная эпитетами, реалистичная и легкая. Тютчев отчетливо прослеживал любые перемены, происходящие за окном. Смена времен года интересовала его по-особенному.

В списке наилучших стихотворных работ Тютчева, посвященных пейзажной лирике первое место занимает творение «Весенние воды». Несмотря на то, что во время написания данного стихотворения, поэт жил за границей, он подмечал, что приход тепла в Европе очень похож на начало весны в России.

Самым ярким, первым признаком весны был особый аромат в воздухе. Не глядя на то, что снег еще белеет и лежит на полях, жители города уже оповещены о скором приходе тепла, о приближении весны. Со всех пригорков весело и быстро спускаются бурлящие ручьи. Они питают охлажденную почву, они наполняют жизнью все вокруг. И совсем скоро опустевшие берега и массивы покроются зеленой растительностью. Но, до этого момента у весенних ручьев совершенно иная задача. Они являются предвестниками смены времен года, они сообщают всем, что весна уже близко.

Используя такой литературный прием, как отождествление, Федор Тютчев словно оживляет весенние ручьи, наделяя их качествами обычного человека. Они могут говорить, мыслить и даже чувствовать все, что происходит в округе.

Вчитываясь в строки данного стихотворения, я понимаю, насколько Федор Тютчев приветствовал весну. Он ждал ее прихода, он наблюдал за всем, что происходит вокруг. По мнению поэта, лишь с наступлением мая можно будет облегченно вздохнуть. Именно тогда можно с уверенностью заявить, что зима ушла надолго.

Завершив прочтение стихотворения «Весенние воды» и анализируя другие рифмованные работы автора, я понимаю, что Федор Тютчев отдавал свои предпочтения зиме. Однако, весеннее преображение окружающего мира, происходящее в начале марта, вызывало на его душе восторг. Он ассоциировал весну с новой жизнью, с преображением и молодостью.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта. Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.

Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения. Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.

Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи. Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!». Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении. Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.

В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой. Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.

Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

Поделиться: