Конструкции разводных мостов

Город белых ночей на Неве знаменит не только своими дворцами и храмами. Не менее блистательны и его разводные мосты! Северная столица изначально строилась как важный центр судоходства, поэтому во времена Петра все мосты здесь были разводными. Сначала это были абсолютно безыскусные сооружения, деревянные, безо всяких украшений. Но по мере того, как преображался Санкт-Петербург, появились опоры из камня, ажурные чугунные арки и решетки. Разводят теперь только 21 из более, чем 800 мостов. Среди них самые популярные у туристов: Литейный, Троицкий и Дворцовый.

Самые интересные разводные мосты Санкт-Петербурга:

  • Дворцовый мост длиной 260 метров – переправа по Большой Неве между Адмиралтейским островом и Васильевской стрелкой. Пролеты, которые поднимаются, весят больше 700 тонн. Построили его в 1916 году и два раза реконструировали. Главная архитектурная изюминка – эффект дороги, стелющейся по воде.

2.
Троицкий мост

  • Троицкий мост длиной 580 метров – самый длинный из невских. Проложен он между Суворовской и Троицкой площадями. Строили в конце 19 века французы, реконструировали русские. На открытии в 1903 году были французский президент и царь Николай II, лично запустивший первый развод мостового пролета.
  • Литейный мост – самый старый из этой тройки, 1879 года постройки, соединяет Выборгскую сторону с Литейным проспектом. Поднимают здесь, как в Троицком, только 1 пролет. Знаменит этот мост не только русалками с гербом Петербурга на решетках, но и тем, что здесь впервые в России поставили фонари с электричеством.

3.
Литейный мост

Если Вы приехали в Санкт-Петербург и хотите попасть на разведение мостов, то учтите, что их не разводят, если температура выше 25 градусов и скорость ветра больше 15 метров в секунду.

График разводки мостов:

Разведение мостов можно наблюдать только в судоходный период, который начинается обычно в конце апреля и заканчивается в середине ноября.

  • На Ладожском мосту во вторник-четверг разводки с 10.00 до 11.00 и с 15.00 до 15.40. В понедельник только 15.00 – 15.40, в пятницу только 10.00 – 11.00. В субботу и воскресенье мост не разводят.
  • Кузьминский мост: в будние дни 13.30 – 14.30, если есть предварительная заявка.
  • Литейный: ежедневно 1.40 – 4.45.
  • Дворцовый: 1.05 – 4.55.
  • Володарский мост: 2.00 – 3.45, 4.15– 5.45.
  • Финляндский: 2.20 – 5.30.
  • Большеохтинский: 2.00 – 5.00.
  • Тучков: 2.00 – 2.55, 3.35 – 4.55.
  • Благовещенский: 1.25 – 2.45, 3.10 – 5.00.
  • Биржевой: 2.00 – 4.55.
  • Сампсониевский мост: 1.30 – 4.30.
  • Александра Невского: 2.20 – 5.10.
  • Троицкий: 1.35 – 4.50.
  • Гренадерский: 1.30 – 4.30 по заявке.
  • Кантемировский: 1.30 – 4.30 по заявке.

Питер — мой самый любимый город! А какой у Вас?

Санкт-Петербург считается одним из самых красивых и романтических городов не только в России, но и во всей Европе. Во многом, благодаря разводным мостам. Посмотреть на это чудо инженерной мысли приезжают тысячи туристов ежегодно. Зачем разводятся мосты в Питере и других городах мира? Как они устроены, и как функционируют? Об этом читайте в статье.

Разводные мосты и их основные типы

Итак, что такое разводной мост? Это особая с подвижными пролетами. Их строят, как правило, в городах, на важных в транспортном отношении каналах или реках.

Зачем разводятся мосты? Ответ прост: чтобы крупные суда могли беспрепятственно проходить по или руслу реки. В это время, разумеется, движение наземных транспортных средств по дорожному полотну моста невозможно.

Сегодня существует несколько вариантов разводных мостов:

  1. Подъемный (широко использовался в средневековых фортификационных сооружениях).
  2. Классический раскрывающийся (примеры: Тауэр-Бридж, Дворцовый в Санкт-Петербурге).
  3. Поворотный (Варваровский мост в Николаеве).
  4. Вертикально-подъемный (Кузьминский и Финляндский мосты).
  5. Раскладной (Хорнбрюкке в Германии).
  6. Затопляемый (два моста на Коринфском канале).

Особая разновидность - сворачивающийся мост. Он способен всего за несколько минут «свернуться» в колесо и освободить проезд для лодки или катера. Мост подобной конструкции переброшен через один из каналов Лондона.

Как работают разводные мосты?

Комплект оборудования, которым оснащен разводной мост, зависит от его типа и веса. Как правило, такие конструкции снабжены тремя приводами: основным электрогидравлическим, резервным (работающим от двигателя внутреннего сгорания) и ручным аварийным. Кроме того, все разводные мосты оснащены тормозными устройствами, которые способны остановить движение пролетов в любой точке.

У каждого моста есть свой пульт управления. Он расположен так, чтобы оператор мог свободно осматривать всю обстановку на участке реки. Когда поступает команда, ответственный работник нажимает на кнопку и многотонные пролеты медленно поднимаются вверх.

Наибольшее количество разводных мостов находится на реке Чикаго (38), а также на Неве (19).

Разводные мосты Санкт-Петербурга

«Зачем разводятся мосты

В столице северных ночей,

В туманах прячутся огни

Улиц разбитых фонарей»

Такими словами начинается одна из песен известной российской группы «Беломорканал». Всего в Санкт-Петербурге насчитывается два десятка разводных мостов. Пожалуй, самым популярным из них является Дворцовый мост, соединяющий Стрелку Васильевского острова с Адмиралтейским островом. Его изображение считается одним из главных туристических символов Петербурга. Разводной механизм моста поднимает вверх массивные пролеты весом в 700 тонн. Как это происходит - смотрите на следующем видео:

Туристам на заметку. Разведение мостов в Питере производится лишь в период речной навигации (конец апреля - середина ноября). При этом мосты не разводят, если скорость ветра превышает 15 м/с, а также при температуре воздуха более +25 градусов по Цельсию.

Одним из запоминающихся символов Санкт-Петербурга - белые ночи и разводящиеся мосты. Самый узнаваемый мост города - Дворцовый, но обычные люди видят его только сверху, сбоку или максимум с воды, и никогда не догадываются что находится внутри моста. Своё название построенный в 1912–1916 годах мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. К 2008 году Дворцовый мост исчерпал свой ресурс, и с 21 октября 2012 года всего за год был полностью реконструирован.


1. В 2 часа ночи созвонившись с встречающими, бросаю машину возле Ростральных колонн и иду к мосту.

2. В километре от Дворцового моста подсвечивается Петропавловская крепость. Кстати, можно наблюдать очень интересный оптический эффект, с Дворцового моста крепость кажется существенно дальше, нежели чем Дворцовый мост с пляжа Петропавловки.

3. Спускаюсь вовнутрь через огороженную решёткой лестницу.

4/5. Прохожу по небольшому коридору и вижу нависающую громадину крыла моста. Длина моста 250 м, а длина пролёта - 39 метров. Старые крылья пришли в аварийное состояние и были полностью реконструированы. На реконструкцию Дворцового моста израсходовали около 1500 т нового металла, были заменен старый и постоянно ломающийся шестерёнчатый привод на гидравлический.

6. После торжественной сдачи моста 19 октября 2013 года техникам необходимо донастроить систему наведения.

7. Наведение моста управляется через небольшой пульт с сенсорным экраном. К сожалению, вся электроника - иностранного производства.

8. Весь мост может быть сведён и разведён за три минуты. Мостостроители никогда не говорят "свести мост", употребляя вместо этого выражения "навести пролёт".

9. Пульт управления насосной станцией

10. Крылья моста поднимаются на 61°. Максимально допустимый угол поднятия - 69°. После поднятия крыло подпирается подклинивающим механизмом.

11. Компьютер управления видеонаблюдением и технологическая схема наводки крыла

12. В эту ночь в городе дул ветер с порывами до 16 м/c. При сильном ветре колебания могут доходить до 1.5м. График колебаний верхней части моста виден на ноутбуке.

13. Пульт управления системой наведения

14/15. Как и у всякого хитрого пульта есть небольшой тайничок для бутылки водки на праздник заначки

19. Шкаф управления створочными и габаритными огнями, а также стойка системы видеонаблюдения.

25. С пролёта может нападать до 100 кг мусора.

27. Противовес опускает и держит пролёт, а противовес удерживает подклинивающий механизм, который расположен в колодце на глубине до 6.0 метров ниже ординара воды в Неве.

29. За 15 секунд мост проходит достаточно большое расстояние чтобы смазать фотографию

32. Трубопроводы гидроцилиндров подъёма противовеса

34. Пробираюсь сквозь узкую галерею

35. За металлической конструкцией - проезжая часть шириной 22 метра. Видны трубопроводы гидроцилиндров опорных стоек, на которые сажается противовес, чтобы разгрузить крыло.

36. И упавшие троллейбусные провода

37. Сварщик пока отдыхает, работы у него сегодня не предвидится

38. Вдали видны гидроцилиндры подъёма диаметром 500мм. Опять, к сожалению иностранного производства.

39. Сквозь металлические фермы виден Исаакиевский собор и Адмиралтейская набережная

40. Видны остатки старого электромеханического шестерёнчатого механизма подъёма.

41. Взгляд ввысь на пролёт

43. Как водится у ta_samaya , в инстаграм надо обязательно запостить фоточку с хэштэгом "#тамгдестою "

44. Из центра управления есть выход к Неве, на маленький балкончик

45. С которого удобно снимать Зимний дворец...

46. ...Исаакиевский собор

47. ...светящуюся на расстоянии 384 467 км ...

48. А также проходящие мимо буксиры, баржи, плавучие краны и другие суда.

54. Великолепная панорама ночной Невской акватории

55. Вдали Троицкий мост, а за ним - Литейный.

58/59. Петропавловка и Исаакий

60. Здание гостиницы "Санкт-Петербург",

Разведенные пролеты мостов - один из символов Петербурга. А ведь всё могло быть совсем не так. По легенде, Пётр I, заложив новую столицу, не велел строить в городе переправ, представляя, что жители будут передвигаться преимущественно по воде. Но эта идея не прижилась, и уже через 20 лет после основания города в нём было 20 мостов. Многие из них были разводными.

Сегодня в городе свыше 300 мостов, из них 9 разводятся регулярно и три - по предварительной заявке. Навигация продолжается обычно с конца апреля - с момента, когда Нева вскрывается ото льда, — по конец ноября. График разводки мостов публикуется перед началом сезона навигации.

Заметим, что мосты не разводятся в дни официальных государственных праздников. В этих и некоторых других случаях (например, когда проходят регаты, соревнования на воде), мосты разводят днём - например, на любимый в городе праздник День военно-морского флота в конце июля.

Автомобилистам напомним, что на сегодняшний момент все программы-навигаторы (Яндекс.Карты, Гугл.Карты, 2Гис) прокладывая маршруты по городу в ночное время, учитывают развод мостов и выдают оптимальный маршрут в объезд.

Откуда наблюдать разведение мостов

Любоваться разведенными мостами можно прогуливаясь, лучше - проезжая — по набережным: первые четыре моста через Неву разводятся в интервале 15-20 минут. Удачное место для наблюдения — Стрелка Васильевского острова — с этой перспективы мы сможете наблюдать развод Дворцового и Троицкого мостов.

Можно выбрать автобусную ночную экскурсию по Санкт-Петербургу , во время которой вас провезут вдоль Невы, обычно на таких экскурсиях делаются остановки, вы можете подойти ближе к пролетам моста. Ещё один вариант - поехать на водную экскурсию или заказать индивидуальную прогулку на катере - в момент разведения мостов в акватории Невы их собирается великое множество - и вот уже величественное зрелище совсем в другом ракурсе. Ведь вода «снабжает красоту её двойником», как писал Иосиф Бродский.

Кстати, водные компании предлагают и нетривиальные программы — такие как «Ужин-круиз» — путешествие на теплоходе с рестораном или «Джазовый пароход» с выступлением небольшой джаз-группы. Неплохой вариант для того, чтобы наблюдать за разведением мостов - устроиться на открытой палубе кафе или ресторана на плавучем причале — на Дворцовой и Адмиралтейской набережной их масса, разного уровня. Прогуляйтесь до Биржевого или Троицкого моста — и вы найдёте места с нетривиальным видом.

Проводятся регулярно во время всего периода навигации.

Как добраться домой

Если наблюдение за разводом мостов - не ваша цель, то знайте, как добраться до нужного пункта. Некоторые мосты в течение ночи разводятся дважды, и в момент, когда они сведены, можно перебраться с одного берега на другой. В центре самые важные в этом смысле - Благовещенский и Тучков, а также мосты с Петроградской стороны - Кантемировский, Гренадерский, Сампсониевский. Если ждать времени нет, есть другой выход - Вантовый (официальное название - Большой Обуховский) мост. Он расположен на юге города, путь до него неблизкий (что скажется и на цене поездки, если вы воспользуетесь такси), зато этот мост (прозванный в народе Струнным) надёжно и бессменно соединяет два берега Невы в любое время.

Зачем мосты разводят?

Любуясь разведёнными мостами, не сразу думаешь о том, что у этого действа есть вполне практические причины. А именно — интенсивное судоходство. Река Нева является важной водной магистралью, частью Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала, т. е. соединяет Финский залив с Ладожским озером и Волгой. Сухогрузы, которые вы наблюдаете с набережной в петербургскую ночь, везут, в основном, нефть, металл и лес. С технической стороны разведение мостов (и поддержание их в надлежащем состоянии) обеспечивает компания «Мостотрест», каждый мост обслуживает около 7 человек.

Во всём мире разводные мосты служат для того, чтобы совместить автомобильное (пешеходное, велосипедное, железнодорожное и т. п.) движение с судоходством. Существует большое разнообразие конструкций разводных мостов - любопытствующим горячо рекомендуем вот эту - там вы найдёте познавательные анимированные примеры.

Об истории петербургских мостов

Что касается нашего города, то в XVIII веке мосты были преимущественно деревянными - наплавными (переправа состояла из нескольких частей, лежавших на специальных баржах) или постоянными на сваях. Строились они по образу голландских, разводные части поднимались лебёдками или рычагами. Уже во второй половине XVIII века вместе с постройкой гранитных набережных стали возводить каменные мосты. Наводнение 1824 года поломало многие деревянные мосты и дало толчок строительству металлических. В 1920-х годах появились железобетонные конструкции. Мосты Петербурга неоднократно перестраивались, их устройство менялось. Так, Николаевский (ныне Благовещенский), Троицкий и Литейный - первые постоянные мосты Петербурга - вплоть до 1960-х годов разводились совсем не так, как мы видим это сейчас: разводные пролёты не поднимались, а отводились в сторону. Пролёт моста разворачивался параллельно набережной, и получалось сразу два фарватера.

В наши дни мосты в Петербурге чаще ремонтируют, чем строят. Новейший мост через Неву — упомянутый в этой статье Вантовый, открыт в 2005 году. Несколько лет назад обсуждалось строительство ещё одной крупной переправы — ближе к устью Невы, в районе Ново-Адмиралтейского острова. Но в 2011 году этот проект по разным причинам был отклонен. Другая громкая перспектива — тоннель под Невой, который также широко обсуждался в городе. И также неясна его судьба. В каком виде ни воплотились бы новые, нужные городу коммуникации — главное, чтобы они органично вливались в пейзаж невских берегов.

Бесплатные аудиоэкскурсии о разводных мостах Санкт-Петербурга

Познакомьтесь с историей главных мостов Петербурга с помощью аудиоэкскурсий.

Дворцовый мост

Биржевой мост

Троицкий мост

Благовещенский мост

Приезжайте в Санкт-Петербург, и пусть разведённые мосты станут частью ваших впечатлений и воспоминаний!

В этих статьях вы узнаете много интересного о и мостах в Санкт-Петербурге.

Мосты играют решающую роль во многих городах. Но иногда создание таких важных связей над реками и другими водными путями может оказаться особенно сложной задачей. Так как они могут нарушить движение судов. К счастью, изобретательные инженеры и архитекторы нашли решение для этой проблемы, создав ряд раздвижных мостов, которые обеспечивают гармонию на воде, и на суше. Хочу представить пять необычных и самых популярных подвижных мостов:

  1. Тауэрский мост, Англия - этот символ Лондона представляет собой объединенный мост и подвесной мост в Лондоне над рекой Темзой. Он находится недалеко от Лондонского Тауэра, от которого он берет свое название. Тауэрский мост - один из самых известных мостов в мире и самый известный раздвижной мост. Нижняя палуба, которая является базовой, может открыться под углом 86 градусов всего за 5 минут. Две части уравновешиваются двумя подъемными блоками весом более 1000 тонн каждый.
  2. Мост Slauerhoff (Летающий подъемный мост), Леуварден, Голландия - мост полностью автоматизированный, в котором часть дороги впечатляюще качается в воздухе, чтобы позволить лодкам пройти. Участок поднятой дороги составляет 15 метров на 15 метров, и он поднимается до 90 градусов!
  3. Gateshead Millennium Bridge, Англия - удостоенный наград пешеходный мост, охватывающий реку Тайн в Ньюкасле. Мост открылся для публики в 2001 году, и его иногда называют мостом «Мигающий глаз» или мостом «Подмигивающий глаз».
  4. Pont Jacques Chaban-Delmas, Бордо, - вертикальный подъемный мост через реку Гаронна в Бордо. Открытый в 2013 году, мост имеет общую длину 670 м и самый длинный проход в 100 м, что делает его самым длинным вертикальным подъемным мостом в Европе.
  5. Пуэнте-де-ла-Мухер, - или Женский мост, - удобный для пешеходов, открытый в 2001 году, который, по мнению некоторых местных жителей, напоминает танцующее танго. Мост расположен в районе Пуэрто-Мадеро, набережной, которая считается одной из главных достопримечательностей города. Представляет собой поворотный мост, с вращением на 90 градусов.
Поделиться: