«Когда волнуется желтеющая нива…» М. Лермонтов. Анализ «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано М.Ю. Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт сидел под арестом в здании Петербургского Главного штаба за сочинение стихов на смерть Пушкина. К нему пускали лишь камердинера, приносившего обед. Хлеб заворачивался в серую бумагу. На ней-то (с помощью спички, печной сажи и вина) и было написано это стихотворение.

Жанр произведения – пейзажная миниатюра, с элементами философской медитации.

Пейзаж в этом стихотворении – это не одна мимолетная картина природы, а несколько поэтических картин, взаимосвязанных друг с другом. Поэт рассказывает, как «волнуется желтеющая нива» при легком звуке ветерка, как свежий лес задумчиво шумит, как игриво «прячется в саду малиновая слива», как «студеный ключ играет по оврагу». Создавая яркие, живописные картины, Лермонтов олицетворяет природу: «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ» лепечет «таинственную сагу».

Далее мы наблюдаем в произведении обратную градацию цветовых эпитетов. Яркие, сочные краски становятся неопределенными, цвет переходит в свет, а затем цветовые эпитеты и вовсе уходят из текста. Так, в первой строфе мы видим «желтеющую ниву», «малиновую сливу», «зеленый листок». Затем характер определений несколько меняется: «румяный вечер», «утра час златой», «ландыш серебристый». В третьей строфе цветовые эпитеты замещаются иными: «смутный сон», «таинственная сага», «мирный край».

Точно такую же градацию мы наблюдаем в отношении объективности картины окружающего мира. Если в первой строфе эта объективность сохраняется (нива волнуется, лес шумит, слива прячется под кустом), то во второй строфе мы имеем индивидуально-личностное восприятие природы героем: «мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой». То же самое явление наблюдаем и в третьей строфе: «ключ… Лепечет мне таинственную сагу»).

Принцип обратной градации лежит в основе создания и художественного времени произведения, и художественного пространства. Так, в первой строфе, вероятно, изображено лето. Вторая строфа говорит о весне («ландыш серебристый»), время суток здесь как будто растекается в своей неопределенности: «Румяным вечером иль в утра час златой». А третья строфа вообще никаких указаний на время года не содержит.

Художественное пространство стихотворения идет по степени сужения до определенного момента. В первой строфе мы видим довольно широкую пейзажную панораму: поле, лес, сад. Затем в поле зрения лирического героя остается куст и ландыш. Но потом вновь пространство расширяется (как бы прорывается) благодаря ключу, который мчится неизвестно откуда:

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.

Здесь это художественное пространство становится бесконечным. Эта картина является кульминацией стихотворения.

Затем мы погружаемся в область чувств лирического героя. И здесь также наблюдаем определенную градацию. «Заключительное четверостишие содержит обратное движение – от души к мирозданию, но уже просветленному и одухотворенному. Четыре стиха его – четыре этапа этого движения: «Тогда смиряется души моей тревога» – внутренний мир человека; «Тогда расходятся морщины на челе» – внешний облик человека; «И счастье я могу постигнуть на земле» – ближний мир, окружающий человека; «И в небесах я вижу бога» – дальний мир, замыкающий мироздание; внимание поэта движется как бы расходящимися кругами», – пишет М.Л. Гаспаров.

Композиционно в стихотворении выделим две симметричные части. Первая часть – картины природы. Вторая часть – область чувств лирического героя. Композиция стихотворения нашла свое отражение в его метрике.

Стихотворение написано катренами. Первая строфа написана шестистопным ямбом, во второй и третьей – чередуются шестистопный и пятистопный, последняя строфа вновь возвращается к шестистопному ямбу, но последняя строка укорочена (четырехстопный ямб). Лермонтов использует перекрестную и кольцевую (последняя строфа) рифмовки. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: олицетворение («ландыш серебристый Приветливо кивает головой»), эпитеты («румяным вечером», «в час златой», «смутный сон»), анафору («И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…»). Все стихотворение представляет собой период, в котором присутствует синтаксический параллелизм («Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе»).

Таким образом, красота и гармония окружающего мира усмиряют волнение лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все мысли и чувства. Душа его устремляется к богу, и «сколько веры, сколько любви душевной сказывается тогда в поэте нашем, заклейменном неверующим отрицателем»! По своему смыслу стихотворение сопряжено с такими произведениями Лермонтова, как «Молитва», «В минуту жизни трудную…», «Ветка Палестины».

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано М.Ю. Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт сидел под арестом в здании Петербургского Главного штаба за сочинение стихов на смерть Пушкина. К нему пускали лишь камердинера, приносившего обед. Хлеб заворачивался в серую бумагу. На ней-то (с помощью спички, печной сажи и вина) и было написано это стихотворение.
Жанр произведения – пейзажная миниатюра, с элементами философской медитации.
Пейзаж в этом стихотворении – это не одна мимолетная картина природы, а несколько поэтических картин, взаимосвязанных друг с другом. Поэт рассказывает, как «волнуется желтеющая нива» при легком звуке ветерка, как свежий лес задумчиво шумит, как игриво «прячется в саду малиновая слива», как «студеный ключ играет по оврагу». Создавая яркие, живописные картины, олицетворяет природу: «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ» лепечет «таинственную сагу».
Далее мы наблюдаем в произведении обратную градацию цветовых эпитетов. Яркие, сочные краски становятся неопределенными, цвет переходит в свет, а затем цветовые эпитеты и вовсе уходят из текста. Так, в первой строфе мы видим «желтеющую ниву», «малиновую сливу», «зеленый листок». Затем характер определений несколько меняется: «румяный вечер», «утра час златой», «ландыш серебристый». В третьей строфе цветовые эпитеты замещаются иными: «смутный сон», «таинственная сага», «мирный край».
Точно такую же градацию мы наблюдаем в отношении объективности картины окружающего мира. Если в первой строфе эта объективность сохраняется (нива волнуется, лес шумит, слива прячется под кустом), то во второй строфе мы имеем индивидуально-личностное восприятие природы героем: «мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой». То же самое явление наблюдаем и в третьей строфе: «ключ… Лепечет мне таинственную сагу»).
Принцип обратной градации лежит в основе создания и художественного времени произведения, и художественного пространства. Так, в первой строфе, вероятно, изображено лето. Вторая строфа говорит о весне («ландыш серебристый»), время суток здесь как будто растекается в своей неопределенности: «Румяным вечером иль в утра час златой». А третья строфа вообще никаких указаний на время года не содержит.
Художественное пространство стихотворения идет по степени сужения до определенного момента. В первой строфе мы видим довольно широкую пейзажную панораму: поле, лес, сад. Затем в поле зрения лирического героя остается куст и ландыш. Но потом вновь пространство расширяется (как бы прорывается) благодаря ключу, который мчится неизвестно откуда:


Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.

Здесь это художественное пространство становится бесконечным. Эта картина является кульминацией стихотворения.
Затем мы погружаемся в область чувств лирического героя. И здесь также наблюдаем определенную градацию. «Заключительное четверостишие содержит обратное движение – от души к мирозданию, но уже просветленному и одухотворенному. Четыре стиха его – четыре этапа этого движения: «Тогда смиряется души моей тревога» – внутренний мир человека; «Тогда расходятся морщины на челе» – внешний облик человека; «И счастье я могу постигнуть на земле» – ближний мир, окружающий человека; «И в небесах я вижу бога» – дальний мир, замыкающий мироздание; внимание поэта движется как бы расходящимися кругами», – пишет М.Л. Гаспаров.
Композиционно в стихотворении выделим две симметричные части. Первая часть – картины природы. Вторая часть – область чувств лирического героя. Композиция стихотворения нашла свое отражение в его метрике.
Стихотворение написано катренами. Первая строфа написана шестистопным ямбом, во второй и третьей – чередуются шестистопный и пятистопный, последняя строфа вновь возвращается к шестистопному ямбу, но последняя строка укорочена (четырехстопный ямб). Лермонтов использует перекрестную и кольцевую (последняя строфа) рифмовки. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: олицетворение («ландыш серебристый Приветливо кивает головой»), эпитеты («румяным вечером», «в час златой», «смутный сон»), анафору («И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…»). Все стихотворение представляет собой период, в котором присутствует синтаксический параллелизм («Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе»).
Таким образом, красота и гармония окружающего мира усмиряют волнение лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все мысли и чувства. Душа его устремляется к богу, и «сколько веры, сколько любви душевной сказывается тогда в поэте нашем, заклейменном неверующим отрицателем»

Русского писателя Лермонтова по жизни с возрастом менялось от дикой восторженности до смертельной тоски и грусти. В его ранних произведениях он много восхвалял красоту природы, ее лугов, рек и лесов, но в последние годы эта тема его мало интересовала, он больше занимался политическими и общественными вопросами. За это время он снискал славу поэта-смутьяна, который решительно и жестко обличал царское самодержавие. Вот и стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» передает какое-то странное настроение автора. Что же происходило в судьбе поэта в это время?

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Когда читаешь стихи Лермонтова, плавно погружаешься в его красивый и удивительный поэтический мир, но почему-то пронизанный безысходной тоской. Казалось бы, что может быть такого безысходного и грустного в необыкновенно точных зарисовках живой природы? Ведь он пишет, что уже желтеет нива, напоминающая о конце лета, что в саду уже дозревает малиновая слива, шумит лес, и даже кивает головой поэту.

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» говорит о том, что Лермонтова восхищает природа чистая и безмятежная, окунающая в благодатный волшебный сон. Но на душе поэта не все так спокойно, он сильно встревожен и даже гневен.

Тема одиночества

В чем причина его трагического разлада с жизнью? Может быть, это из-за его несносного характера или язвительного остроумия, которое он часто изливал. Или это его сиротская судьба во всем виновата, ведь поэт очень рано лишился родительской ласки? Можно винить его судьбу и за то, что она не дала ему верных и добрых друзей-единомышленников или не подарила ему встречи с любимой женщиной, которая бы могла остужать его горячую голову, ухаживать и любить его таким, каким был Лермонтов.

«Когда волнуется желтеющая нива» описывает, как студеный ключ шепчет о мирном крае. Но где он находится? Поэту везде тревожно, на него нахлынуло чувство одиночества и безысходности. И скорее всего, это было из-за внешних обстоятельств, которые, увы, не всегда зависят от самого человека. Однако в то время в окружении Лермонтова страх преследования был нормой.

Покой и гармония

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» открывает занавес на то, что то милое созерцание природы, которое увидел поэт, еще хуже разладило и без того удручающее его состояние. Однако этот безупречный мир природной красоты дарит мечту о гармонии с ней, с людьми и со всем окружающим его миром.

О чем думает поэт, когда пишет строки, что уже не жалеет о прошлом, но однако ничего не ждет и от будущего? В самом конце произведения присутствует четверостишие, в котором поэт как будто бы заново прозревает, но это прозрение можно интерпретировать по-разному.

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» подразумевает и то, что поэту суждено было жить в обществе чуждых ему людей, где в приоритете ложь, фальшь, и от этого полная скука. Поэт, рожденный в этом несправедливом мире, просто задыхался в атмосфере сплетен, интриг и осуждения. От этого так трагична и его судьба.

Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива»

Это красивое стихотворение было написано автором в 1837 году. Но в это время поэт был арестован и во время следствия находился в заключении в петербургской тюрьме. А все из-за разбирательств относительно его стихотворения «Смерть поэта», которое было посвящено

Ошеломленный этим известием, поэт позволил себе в резкой форме выразиться о светском обществе и в открытую обвинил его в смерти великого гения. Чиновники, конечно же, не могли выдержать такого издевательского, по их мнению, поведения, поэтому было решено взять Лермонтова под стражу. В тюрьме без бумаги и чернил, используя обертку от еды и обгоревшие спички, он пишет стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Тема природы была выбрана им наверняка не случайно, ведь он тоже мог предчувствовать то, что и ему осталось гостить в этом мире на так уж и много.

Спасительная природная краса

На тот момент Лермонтову было всего 24 года, он был скептиком и реалистом и уже в этом возрасте хорошо понимал, что нынешние устои общества себя уже полностью изжили. На это указывал и факт восстания декабристов.

В скором времени Лермонтов стал понимать, что он ничего уже не сможет изменить в России, рано или поздно приведет к революционному конфликту. Из-за этого Лермонтов в последние годы жизни находился в удручающем состоянии и скверном настроении.

Поэт также осознал, что своими стихами он не вдохновит светлые человеческие умы на подвиг декабристов, однако и мириться с тем, что происходило вокруг него, тоже не желал.

Это его произведение само по себе очень самобытно и представляет собой какой-то заключительный внутренний монолог души о высших ценностях, о том, что все проходит, и это тоже все пройдет. Остается только ждать...

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» написано в 1837 году. Трудно поверить, что эти строки о природе родились в заключении. Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта» и несколько недель до ссылки, пока длилось следствие, провёл в тюрьме. У поэта не было ни пера, ни бумаги. Он записал текст обгоревшими спичками и кусочками угля на обёртке, в которую была завёрнута его еда, приносимая слугой.

Литературное направление, жанр

«Когда волнуется желтеющая нива» с первого взгляда можно отнести к пейзажной лирике. Первые три строфы, содержащие анафору «когда», - описание природы. Но последняя строфа о том, что, только наблюдая свободную природу, человек счастлив. В ней идея стихотворения, природа – только толчок к философским размышлениям. Поэтому некоторые исследователи относят стихотворение к философской лирике.

Лермонтов традиционно считается поэтом-романтиком, в момент написания стихотворения ему 24 года. Лирический герой одинок, отрезан от мира людей. Он вступает в диалог с природой как с божественным замыслом, в этом диалоге находит и себя, и Бога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой период. Это одно предложение, выражающее сложную, но цельную мысль. Период всегда ритмичен. Первые три строфы, начинающиеся союзом «когда» - сами по себе сложные предложения (первая и третья строфы) или простое предложение, осложнённое причастным оборотом и многочисленными однородными членами (вторая строфа). Все три строфы описывают природу по-разному. В первой строфе описаны три «среды обитания» человека в природе: нива (поле), лес и сад. Они восхищают лирического героя. Во второй строфе лирический герой вглядывается в одно-единственное, но совершенное явление природы - крошечный ландыш. Третья строфа динамична. В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника. Природа - это только повод для дальнейших размышлений.

Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой даёт человеку счастье и приближает его к Богу. Но ещё глубже понять замысел Лермонтова можно, зная историю написания стихотворения. Сидя в тюрьме, Лермонтов как никогда раньше осознал счастье свободы, ведь только она даёт возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным, с пиррихиями. Лермонтов пользуется в стихотворении длинными словами, из-за чего часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм, напоминающий танго. Всё стихотворение наполнено движением: в первой строфе лирический герой проносится по знакомым местам, во второй – наклоняется, в третьей - уносится вместе с ключом в далёкий мирный край, а в последней его горизонтальное движение по земле прекращается и начинается вертикальное – в небеса. Последняя укороченная строка четырёхстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.

Последняя строфа отличается и по рифмовке. Первые три имеют перекрёстную рифмовку, а четвёртая – кольцевую. Во всём стихотворении чередуются женская и мужская рифмы.

Тропы и образы

Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.

Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.

Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  1. История создания
  2. Структура стихотворения
  3. Анализ содержания

Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно связано с именем великого классика – М.Ю. Лермонтова. Его произведения поражают глубиной мысли и прелестью формы. Изучая стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» анализ следует начинать со знакомства с историей создания произведения.

История создания

Невозможно до конца понять смысл стихотворения Лермонтова, не зная истории создания творения. В феврале 1837 года в жизни Михаила Юрьевича произошли значимые перемены. Написанное им стихотворение «Смерть поэта» вызвало недовольство ряда чиновников. Пока шли разбирательства, поэта арестовали и заключили под стражу. Находясь в петербургской тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», являющееся одним из последних в его творчестве. С помощью обугленных спичек вместо пера и серой обертки от еды вместо бумаги, он создает произведение о восхитительных природных красотах родного края.

Структура стихотворения

Анализ стихотворения когда «Когда волнуется желтеющая нива» помогает понять человека, способного оценить тончайшие оттенки природы. Большая часть произведения представляет собой не что иное, как пейзажную зарисовку.

По внешним признакам стихотворение создает радостную картину умиротворения, благополучия и спокойствия: «Ландыш серебристый приветливо кивает», «Студеный ключ играет», «Вечер румяный», «таинственную сагу про мирный край». Но на самом деле все произведение пропитано трагизмом, невидимым на первый взгляд.

Автор не находит места в этом мире ликования и радости, ему все чуждо. Единственное, на что он надеется, это в гармонии с природой найти свое место. Причем природа в стихотворении совершенно не имеет конкретики. Сочетаются «желтеющая нива» и «малиновая слива» – начало осени с «ландышем» – поздняя весна. Но такие примеры лишь подчеркивают, что автор создавал не реальную картину, а объемный образ природы, связанный с божественным замыслом.

Особым способом изображается контакт человека с природой в каждой строфе.

  • 1 строфа – человек видит природу.
  • 2 строфа – устанавливается контакт с природой.
  • 3 строфа – природа вступает в диалог с человеком: «ключ лепечет сагу про мирный край».

В стихотворении прослеживается отвлеченность персонажа от людей, его одиночество, безысходность, которые отступают лишь на короткое время, давая автору забыться. Лирический герой познает Бога. Но прежде он любуется лесом, ключом, нивой. Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.

В первых трех строфах герою раскрывается мир. В последнем четверостишие становится ясно, что он пришел к осознанию себя и бога. Таким образом, вырисовывается основная тема стихотворения – роль природы в духовном становлении человека.

Анализ средств художественной выразительности

Для изображения особенностей и сущности настоящей красоты Лермонтов пользуется различными средствами художественной выразительности. Например, создавать атмосферу загадочности и тайны помогают эпитеты («Какой-то смутный сон», «В час златой», «Румяным вечером»). Оживить картину автор пытается посредством художественного олицетворения («Ландыш…. кивает головой», «Прячется в саду малиновая слива», «волнуется желтеющая нива»). Анафора в произведении проявляется в виде повышения интонации, движении кверху человеческого духа («И в небесах я вижу Бога»).

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Значение стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» особое. Его относят к категории пейзажная лирика, которая занимает в творчестве поэта одно из ведущих мест. Именно это творение можно считать образцом поэзии автора. В нем поэт-романтик создает образ умиротворяющей, спокойной природы, оказывающей на человека исключительно успокаивающее действие.

Поделиться: