Каркасный гараж с ямой своими руками. Как из досок построить гараж правильно. Из чего можно собрать каркас

Гараж защищает автомобиль от неблагоприятных погодных условий, грабителей, «соседей-доброжелателей» и уличных животных, в основном котов, которые любят оставлять грязные следы на свежевымытом капоте. С ростом числа автомобилей, открытые охраняемые парковки уступили место металлическим боксам. Владельцы частных домов предпочитают каменные аналоги. Но и первые, и вторые уступают деревянным гаражам.

Дерево обладает целым рядом положительных качеств:

  • экологичность,
  • простота монтажа,
  • долговечность,
  • возможность создания любых геометрических форм,
  • малый вес, по сравнению с камнем,
  • скорость сборки конструкции,
  • простота демонтажа,
  • минимальные затраты на благоустройство.

В процессе эксплуатации, собственники деревянных гаражей столкнуться и с другими приятными особенностями материала, которые проявляются в зависимости от климатических особенностей региона:

  • высокая паропропускная способность,
  • устойчивость к негативным атмосферным воздействиям,
  • высокие гидроизоляционные показатели,
  • устойчивость к грызунам,
  • качественная шумоизоляция.

Тем не менее, дерево не идеально. Хотя материал достаточно практичен, он нуждается в определенной обработке специальными защитными средства. Делается для защиты от:

  • возгорания,
  • бактерий,
  • грибка,
  • плесени,
  • древесных насекомых,
  • разрушающего действия ультрафиолета,
  • перепадов температур,
  • негативного воздействия влаги.

При правильном подходе к выбору и подготовке материалов, деревянные конструкции прослужат значительно дольше, чем любые другие аналоги. К примеру, в Англии и Германии есть жилые дома, которым уже более семи сотен лет. В них до сих пор живут, а внешний облик значительно превосходит своей красотой современные постройки.

Проекты деревянных гаражей

Первый шаг к возведению деревянного гаража – это его визуализация. Существует несколько типов данной конструкции:

  • каркасный,
  • сборной,
  • сруб.

Сруб является наиболее дорогим, но самым интересным вариантом. Выгодно отличают его следующие факты:

  • эстетичный внешний вид, который гармонично сочетается не только с деревянным домом, но и с любыми другими постройками,
  • монолитность конструкции, плотное прилегание деревянных брусьев обеспечивает повышенные показатели прочности,
  • устойчивость к механическим повреждениям, чтобы прорубать, просверлить или пропилить стену, так чтобы через отверстие попал вор, уйдет не менее 40-50 минут,
  • высокая скорость монтажа, от трех до семи дней, в зависимости от размера.

Стоимость подобной конструкции, с учетом материалов составляет от 8000 р. до 40000 р. за 1 м 2 .

Деревянные гаражи из бруса хотя и хороши, но потребуют значительных капиталовложений. Поэтому чаще применяется сборная технология. В начале делается параллелепипед по периметру будущего гаража, затем к нему пришиваются с двух сторон самые дешевые доски. Снаружи их декорируют при помощи сайдинга, внутренние работы – на усмотрение хозяина.

Стоимость от 4000 р. до 10000 р. за 1 м 2 .

Более продвинутый вариант этой технологии – деревянный каркасный гараж. Отличается он тем, что параллелепипед сразу же строится с учетом всех особенностей конструкции, включая двери, гаражные ворота, окна и т.д. Конструкция выполняется таким образом, что плоскость каркаса напоминает шахматную доску. Ячеистый принцип внутреннего перекрытия увеличивает экономию тепла и значительно повышает прочность конструкции.

Стоимость от 6000 р. до 25000 р. за 1 м 2 .

Обзор материалов

Перед тем, как построить деревянный гараж, необходимо детально разобраться в сортах древесины, которая наилучшим образом подойдет под климатические условия и выбранный проект.

1. Деревянный брус. Бывает, как цельный, так и клееный.

  • цельные брусья изготавливаются из ствола дерева. Это определяет высокую стоимость материала от 6000 р. до 10000 р. за куб. Еще один фактор, влияющий на стоимость – тип обработки: профилированная и непрофилированная. Непрофилированные изделия потребуют дальнейшей обработки в домашних условиях. Они имеют необработанную поверхность, как следствие, повышается расход лакокрасочных материалов, минимум в три раза. Кроме того, в процессе подгонки и подрезки, непрофилированные брусья достаточно часто дают трещины, которые потом необходимо шпатлевать. Профилированный вариант лишен этих недостатков;
  • клееные брусья делятся на профилированные и листовые. Процесс производства клееных брусьев еще дороже. Поэтому куб обычного клееного бруса обойдется в 17000 р., а листового – в 36000 р. Оба варианта представляют собой склеенные между собой деревянный полотна. Для стандартного бруса ширина пролета составляет от 2 до 5 см, для листового – 0,5-0,7 см. При всех достоинствах цельного бревна, клееный брус не подвержен деформации, не изменяет геометрию и не нуждается в дополнительных опорах. Тем не менее, целесообразность его использования для строительства гаража, в первую очередь зависит от бюджета.

2. Деревянная доска. Самый распространенный и недорогой вариант – сосна. Тем не менее, этот материал крайне капризен, сильно подвержен механическому воздействию, легко впитывает влагу и меняет геометрию на протяжении всего календарного года, что негативно сказывается на креплениях. Теми же минусами обладают пихта и ель. К числу пригодных для строительства пород дерева эксперты относят:

  • дуб, пожалуй, самый прочный и надежный материал. Из недостатков — крайне плохо обрабатывается в связи с высокой прочностью древесины. Поэтому распиловку лучше заказать у поставщика. Стоимость от 8000 р. за куб;
  • бук, удобный и практичный. Имеет приятный натуральный цвет и достаточно прост в обработке. Стоимость от 3000 р. за куб;
  • ольха, главное преимущество — высокая влагоустойчивость и возможность имитации ценных пород дерева. Стоимость от 2500 р. за куб;
  • лиственница подходит тем, кто живет в регионах с обильными атмосферными осадками. Дерево не подвержено гниению даже в условиях сверхвысокой постоянной влажности. Стоимость от 10000 р. за куб.

Для большинства регионов идеально подойдет ольха, но в северных и дальневосточных областях лучше использовать дуб, который более устойчив к низким температурам и менее прихотлив в уходе.

Как сделать деревянный гараж из бруса

Теперь детально рассмотрим шаги, которые необходимо предпринять для возведения гаража из цельного или клееного бруса. План работ:

  • обустройство фундамента,
  • монтаж пола,
  • строительство стен,
  • отделочные работы.

Монолитный фундамент для деревянных конструкций нужен только там, где глубина залегания грунтовых вод составляет менее 10 м. Во всех остальных случаях, достаточно ленточного с глубиной залегания 50 см и шириной 20 см. Для дренажа используют слой гравия в 5-7 см. Высота фундамента над землей должна быть не менее 20 см.

По строительным нормам для деревянного гаража достаточно и столбового, в крайнем случае, свайного фундамента, но отсутствие преграды по периметру в 99% случаев приведет к появлению под гаражом мышей или крыс. Ленточный фундамент защитит от подобной неприятности.

Пол настилается прямо на фундамент. Обычно для этих целей используется брус, но в качестве экономии подойдет обрезная доска, с толщиной не менее 2 см. Ее устанавливают на лаги, с сечением 15х15 см. Лаги кладут перпендикулярно доске. Расстояние между ними не должно превышать 0,5 м. Деревянные балки также рекомендуют укрепить подпорами. Для этих целей используют обрезки балок, которые устанавливаются в шахматном порядке на постаментах из кирпича. Периметр квадрата метр на метр. Все крепления выполняются шурупами по дереву. К бетону и кирпичам дерево не крепится, так как под весом стен создается достаточная нагрузка для надежной фиксации.

Как только основание готово, переходим к монтажу стен. И цельная и клееная доска по желанию заказчика обрезается поставщиком по указанным размера. При этом, необходимо нарисовать детальный план гаража с указанием размеров. Иначе, пазы на бревнах не совпадут и придется потратить много времени на подгонку.

Так как способов крепления бревен между собой достаточно много, более наглядно процесс продемонстрирует фото:

Стоит отметить, что в углах возможно появление сквозняков. Это происходит из-за некачественно сделанных пазов. Визуально заметить дефект достаточно сложно, поэтому рекомендуют использовать тепловизор, наглядно демонстрирующий разницу температур и будущий мостик холода в зимний период.

Отделочные работы предполагают пропитку дерева необходимыми пропитками и придание ему окончательного внешнего вида. Первую часть работ имеет смысл проводить еще до начала монтажа. Так как все пропитки должны быть равномерно распределены со всех сторон бруса. В качестве обязательных используют:

Дополнительно применяют:

  • морилки, меняют цвет древесины,
  • солнцезащитные пропитки, защищают от выгорания,
  • структурообразующие пропитки, адаптируют структуру волокна под дорогие породы.

Вторая часть работ подразумевает вскрытие гаража лаком. Делать это не обязательно, но обычное нитроцелюлозное матовое покрытие исключит необходимость проведения косметических работ на ближайшие 4-5 лет.

Как сделать каркасный деревянный гараж

Так как технология сборного гаража – это более модернизированная версия каркасного, рассмотрим оба варианта вместе. План работ:

  • обустройство фундамента,
  • сборка каркаса,
  • изоляция,
  • обшивка.

В данном случае фундамент необходимо делать монолитным. Каркас легче бруса, и этим обстоятельством объясняется тот факт, что деревянное напольное перекрытие будет достаточно сложно зафиксировать. Естественно, его часто крепят к полу при помощи дюбелей, но данный метод нарушает целостность доски, и значительно уменьшает срок ее эксплуатации. Кроме того, монолит одновременно будет служить и полом. Если необходимо обустройство ямы, то этот нюанс следует продумать перед залитием фундамента и заранее установить опалубку.

Каркас собирается следующим образом:

  • устанавливаются балки с сечением 5х5 см горизонтально земле, на расстоянии 1 м друг от друга,
  • первыми ставятся угловые балки, от них определяется остальная геометрия,
  • к полу балки прикручиваются специальными металлическими уголками,
  • достаточно по одному с двух сторон, но для надежности рекомендуют с каждой стороны,
  • далее перпендикулярно опорным балкам, крепятся направляющие, на расстоянии 1 м друг от друга,
  • направляющие нужно крепить между несущими, так чтобы за пределы несущей балки ничего не выступало.

Проемы под двери и окна, если каркас не был заказан у изготовителя, вырезаются после сборки каркаса. Доски обрезаются на величину проема плюс 5 см – толщина балки для окна плюс 10 см, так как обрешетка понадобится с четырех сторон.

Для изоляции используют либо пенопласт, либо минвату. Перед их монтажом с внутренней стороны натягивают пароизоляцию. Далее утеплитель закрывают пароизоляцией с наружной стороны и финишным слоем гидроизоляции. Обшивка готового каркаса – дело фантазии. Это – сайдинг, металлопрофиль, дерево, фанера или любой другой материал вплоть до гипса.

Способы финишной отделки зависят от материала:

  • для сайдинга и металлопрофиля – не требуется,
  • для дерева и фанера – лак, морилка или их сочетание,
  • для декоративного камня – лак,
  • для природного камня – не требуется,
  • для гипса – специальный защитный отвердитель.

Обустройство крыши гаража из дерева

Каким бы ни был тип гаража, крыша всегда обустраивается одинаково:

  • собирается стропильная коробка,
  • крепится подшивочная доска,
  • монтируется утеплитель, пароизоляция и гидроизоляция,
  • крепится наружное покрытие.

Если планируется использовать мягкую черепицу, то перед последним пунктом, скаты крыши зашивают ОСП плитой, к которой уже клеится битум.

Тут стоит добавить не столько о технологии сборки крыши, сколько о способах ее использования. Так как гараж традиционно считается местом для мужчин, то крышу желательно оборудовать либо с чердаком, либо с мансардой. Как минимум, это позволит добавить пространства для хранения различных нужных вещей, от инструментов, до любимых книг и радиоуправляемых моделей. Как максимум, на мансарде достаточно просто оборудовать уютный кабинет с электрокамином и роскошным креслом.

Надежный и долговечный теплый вполне можно построить из дерева. Древесина — легкий материал, который не требует возведения мощного фундамента. При правильно подобранном утеплении и внешней отделке деревянный прослужит долгие годы.

На этом этапе, если решено строить деревянный гараж своими руками, есть возможность подсчитать необходимое количество строительных материалов, определиться с конструкцией строения, вариантом утепления и отделки, а также решить, какой фундамент для гаража предпочтительней.

Проект поможет определиться в следующем:

  • определить и просчитать затраты на все этапы строительства;
  • выяснить порядок работ на каждом этапе и определиться в необходимых строительных инструментах;
  • подсчитать нужное количество материалов и комплектующих, которые будут нужны для строительства деревянного гаража.

На рисунке стандартный деревянный каркасный , но чертеж можно модифицировать, в зависимости от индивидуальных особенностей участка и выбранных строительных материалов.

Выбор материалов

В первую очередь, перед тем как построить гараж из дерева, необходимо обратить внимание на влажность досок и бруса. Гараж из досок высокой влажности может повести. При высыхании дерево деформируется, следовательно, и вся каркасная конструкция. Оптимальная влажность пиломатериалов для строительства – от 12 до 14 процентов.

Доски естественной влажности будут стоить дешевле, их вполне можно просушить и сэкономить до 20 процентов по стоимости.

Какие материалы выгодно закупить для строительства гаражей из дерева:

  • доска обрезная или не обрезная доска 100х50 мм;
  • брус сечения 100х100 мм и 50х50 мм;
  • доска для опалубки;
  • для фундамента – щебенка средней фракции, песок, бетон марки М300, не ниже;
  • для гидроизоляции – битум или рубероид, защитная пропитка глубокого проникновения для дерева;
  • крепеж – саморезы (по металлу для кровли и по дереву), гвозди, резьбовые шпильки, болты, нагели;
  • сетка арматурная, арматурный прут, проволока вязальная и стальная;
  • для строительства кровли можно выбрать недорогой рубероид или легкий металлический профнастил. Понадобятся еще комплектующие для устройства конька и торцевые замыкающие планки;
  • для стен – недорогие OSB плиты, вагонка (дерево, пластик) или профнастил;
  • утепление — минеральная базальтовая вата, паро- и гидро- изоляция.

В зависимости от выбора отделки и материала кровли для деревянного гаража, может быть, необходимо будет купить и другие комплектующие.

Выбор площадки и устройство фундамента

Необходимо выбрать сухую площадку, без перепадов высот и с удобным подъездом для автомобиля. Идеальное место для строения – небольшая возвышенность, в этом случае дождевые воды не будут заливать смотровую яму.

При выборе места учитываем и расположение линии электропередач – тянуть проводку на большое расстояние невыгодно и небезопасно.

Устройство ленточного или столбчатого фундамента

Чаще всего каркасные деревянные гаражи устанавливают на ленточном фундаменте, он дешевле. Но, на участках с высоким залеганием грунтовой воды и с почвой высокой влажности лучше устраивать сплошную плиту или столбчатый фундамент.

Подробно останавливаться на устройстве и строительстве фундамента не будем, отметим только важные моменты:

  • фундамент ленточный – мелкое заглубление (50 – 60 см);
  • важно, чтобы цоколь над поверхностью земли высотой был от 30 см – это необходимо, чтобы избежать намокания деревянного каркаса;
  • столбчатый фундамент – глубина ямы под столб 0,8 – 1 м.

При высоких грунтовых водах или прохождении ливневых вод, когда участок расположен в низине, надо по периметру прокопать траншею и уложить трубы водоотвода.

После того, как фундамент застынет, выполняют заливку пола с армированием и на песчаной подушке. Также надо выполнить гидроизоляцию фундамента рубероидом или битумной мастикой. Это предотвратит поступление воды из земли к деревянным конструкциям каркаса гаража.

Установка каркаса

После того, как окончательно высохнет гидроизоляция, монтируем нижнюю обвязку каркаса.

  • нижнюю обвязку выполняем из бруса сечением 10х10, соединяя углы врубкой, метод соединения показан на рисунке;
  • чтобы прочно закрепить обвязку к ленте фундамента, в брусе просверливаем отверстия для установки шпилек с широкой шайбой и гайкой. Шаг отверстий – 50 см. такое крепление надежно закрепит основу каркаса;
  • после устанавливаются стойки по углам. Прочно закрепить угловые стойки можно при помощи нагелей. Дополнительно укрепить углы можно и брусом подпоркой (сечение 5х5 см);
  • промежуточные стойки из бруса также крепятся в нижнюю обвязку при помощи стальных уголков и гвоздей;
  • шаг промежуточных стоек из бруса – два метра;
  • важно проверить при помощи водяного уровня, чтобы концы всех стоек были расположены на одинаковой высоте, чтобы прочно и ровно закрепить верхнюю обвязку;
  • на вертикальные стойки монтируем верхнюю обвязку каркасного гаража, аналогично нижней обвязке;
  • горизонтальные перемычки устанавливаем между промежуточными стойками и закрепляются саморезами. Расстояние между перемычками выбирается исходя из ширины мата минеральной ваты.

Если крыша односкатная, то одна стена (чаще северная) делается выше, чтобы обеспечить угол наклона крыши в двадцать пять градусов. Обычно для хорошего стока воды этого наклона вполне достаточно. Стойки угловые и промежуточные одной стенки выше остальных примерно на 40 см.

Важно проверить уровнем и отвесом, чтобы все углы каркаса были в 90 градусов. При монтаже каркаса надо учитывать и особенности их конструкции. Для тяжелых ворот надо делать усиленную обвязку по периметру, из бруса сечением 150х150.

Установка ворот

Так как каркасный гараж – это легкая конструкция, то и ворота должны быть не тяжелыми. Массивные стальные стандартные ворота в таких постройках устанавливать не рекомендуется. Лучше остановится на сварных воротах из профилированных листов.

Ширина гаражных ворот – два с половиной метра, стандартная. При строительстве деревянного гаража важно дополнительно усилить места крепления петель металлическими уголками, а всю коробку для ворот дополнительными угловыми брусьями (50х50).

Устройство кровли

Самый простой вариант конструкции крыши для такого строения – .

  • стропила – из бруса, сечением 150х150 см, не менее, так как на стропила приходится основная нагрузка на крышу;
  • обрешетка – доска не обрезная. Шаг обрешетки – минимум 50 см. Шаг обрешетки кровли выбираем, ориентируясь на кровельный материал (профилированный лист, шифер, рубероид);
  • слой гидро- и тепло изоляции;
  • финишное защитное покрытие крыши.

Односкатная кровля удобна тем, что ливневые воды от гаража можно отводить с одной стороны, не тратя деньги и силы на устройство ливнеотвода по периметру каркасного гаража.

Обшивка стен и утепление

До того, как обшивать стены, каркас надо обработать противогрибковой и водоотталкивающей пропиткой для древесины. Чтобы избежать пожара дополнительно каркас красят специальной краской с антипиреновыми присадками.

Удобно и недорого выполнять обшивку стен металлическим профилем (марки С или ПС). Для покрытия крыши выбирают металлопрофиль марки ПС. Это надежный, ударопрочный и долговечный материал. Листы крепят к каркасу на саморезы с широкой шляпкой (шестигранники). На один метр квадратный понадобится 6 саморезов.

Утепление

Но, в частных домах можно остановиться на строительстве экономного и теплого деревянного гаража своими руками, если в доме проживаете постоянно и не оставляете машину надолго в гараже без присмотра.

Далеко не всегда есть необходимость в капитальном гараже. Зачастую сохранность автомобиля можно обеспечить простейшим сооружением, которое потребует меньше трудовых и денежных затрат. Мы приготовили пошаговую инструкцию по сооружению гаража каркасного типа с указанием всех необходимых этапов.

Преимущества каркасного гаража

Уход от каркасных построек наиболее часто обусловлен их низкой взломостойкостью. Но если гараж находится не в кооперативе, а на обжитом участке и под присмотром, низкая защита от проникновения уже не выглядит таким весомым аргументом. В конце концов, сложность взлома определяется самым уязвимым элементом защиты, а это почти всегда ворота, окна или входная дверь.

Каркасная постройка требует намного меньше ресурсов — как денежных, так и трудовых. Деревянный каркас легко собрать с парой помощников всего за один день, по капитальным вложениям такое сооружение обойдётся не менее чем на треть дешевле каменной кладки.

К прочему, такое строительство — отличная возможность рационально утилизировать пиломатериалы, оставшиеся после сборки лесов для строительства дома. Для гаражей шириной до шести метров отлично подойдут доски 50х100-150 мм, докупить придётся только материалы для настила полов и обшивки стен.

Фундамент и пол

Для лёгкого каркасного строения рекомендуется устраивать незаглубленный или малозаглубленный ленточный фундамент шириной от 250 мм с подсыпкой в 30-40 см непучинистого материала (песок, гравий). Если в перспективе планируется устройство смотровой ямы , тут ничего не поделать, придётся брать за основу фундамент с подошвой ниже глубины промерзания и обеспечивать его качественную гидроизоляцию.

Со стороны въезда в ленте следует сделать заниженную часть, верхняя плоскость которой выводится заподлицо с нулевой отметкой пола. Весь остальной фундамент выполняется на 200-250 мм выше уровня грунта на прилегающей территории вне зависимости от степени заглубления.

1. Песчаная подготовка. 2. Ленточнй фундамент. 3. Бетонный пол. 4. Песчаная подготовка под стяжку. 5. Уплотнённый грунт

Армирование ленты стандартное: четыре прута по 12 или 14 мм, связанные конструктивной арматурой через 60-80 мм. Утонение со стороны въезда армируется той же схемой, но плотнее. Сразу следует решать вопрос о закладке шпилек и увязке их к рабочей арматуре. Вы можете оставить анкеровку через 100-120 см, либо выполнять крепление анкерными болтами при обеспечении достаточного защитного слоя бетона у верхней грани.

Пол в каркасном гараже может устраиваться насыпной, монолитный бетонный или деревянный, принципиальной разницы нет. Отметим только, что при устройстве деревянного пола имеет смысл отливать фундамент с уступом в 5-6 см, чтобы опереть на него лаги. Выемку грунта и насыпку гравия лучше провести сразу, но окончательное устройство пола желательно отложить до окончания кровельных работ.

Как собрать каркас стен

Каркасная система гаража состоит из четырёх секций. Сначала рекомендуется изготавливать боковые стены, затем заднюю и фронтальную. Перед сборкой древесина должна быть пропитана антисептиком и высушена в естественных условиях.

Каждая из стен изначально сбивается в виде прямоугольной рамки. Для верхнего и нижнего оснований следует брать только цельные доски, вертикальные элементы допускается сращивать подрубкой с бандажом.

Для сборки каркаса лучше использовать готовые стальные уголки и косынки

Если вы закладывали анкерные шпильки в фундамент, сперва примерьте доску нижнего основания и просверлите нужное количество отверстий. Располагайте каркас стены так, чтобы с внешней стороны фундамент выступал на 25-30 мм. На ровной площадке разложите параллельно две продольные доски, добавьте между ними две стойки по краям. Сбейте углы, выровняйте диагонали и закрепите угловые соединения косынками.

Далее в каркас с шагом в 60 см добавляйте вертикальные стойки. Возможно, шаг установки стоек придётся пересчитать, чтобы они не находились в местах прохода закладных шпилек. Перед установкой стен раскатайте по ленте фундамента 2-3 слоя рубероида.

Для скрепления используйте ёршистые гвозди длиной в 100-120 мм. Когда одна секция сбита, её поднимают и устанавливают на фундамент, затем крепят к нему посредством закладных шпилек или анкерных болтов. Полная затяжка креплений не проводится до сборки воедино всех четырёх секций.

После установки боковых стен их нужно опереть от грунта укосами, прибитыми к каркасу одним гвоздём для свободного регулирования вертикальности. Когда обе секции выставлены по отвесу, и расстояние между ними выверено в нескольких местах, сверху нужно накинуть 3-4 доски для временного скрепления.

Задняя стенка гаража обычно глухая и собирается по тому же принципу, что и боковые. После её поднятия и установки нужно обеспечить временное скрепление углов раскосами. Проём в передней стенке гаража требует усиленной верхней перемычки. Обычно передняя стенка собирается из двух узких секций, расположенных по бокам от ворот. Их высота ниже остальных, чтобы сверху можно было уложить мощную балку, собранную из 3-4 досок толщиной 50 мм, поставленных на ребро и стянутых болтами.

После сборки основного каркаса нужно выверить его геометрию: сверить диагонали в верхней и нижней плоскости, добиться вертикальности стен. Далее смежные секции скрепляются между собой раскосами, прибитыми не ближе метра к углу, затем проводится окончательная обтяжка креплений к фундаменту.

Конструкция кровли и перекрытия

После сборки каркаса стен образуется почти готовый мауэрлат для стропильной системы. Сперва на внешних краях верхних оснований боковых стен нужно установить на ребро и прикрутить снизу саморезами по одному продольному ребру, чтобы придать мауэрлату Г-образный профиль. После между ребрами вставляются на ребро и крепятся к обеим частям мауэрлата доски толщиной не менее 50 мм, выполняющие роль балок перекрытия.

Вместо досок могут сразу вставляться и крепиться заранее собранные фермы, если гараж не будет иметь обитаемого помещения на втором этаже. Фермы следует собирать по шаблону в форме узкой прямоугольной трапеции. Верхние доски ферм, образующие скат (или скаты) крыши, должны располагаться под углом не менее 15º и иметь вылет по 30-40 см для образования карнизных свесов. В основании фермы есть два прямых угла, которые и вставляются аккурат между рёбрами мауэрлата. Скрепление брусьев и досок для ферм рекомендуется выполнять пазо-шиповым соединением, усиленным шипованными пластинами по бокам.

Для такого каркасного гаража имеется возможность устройства неутеплённой мансарды. Когда установлены перекрытия, на мауэрлат поднимаются Л-образные сборки, сбитые перемычкой в 50-60 см от верхнего сопряжения. Хвосты стропил должны иметь вынос на 30-35 см за мауэрлат и иметь подрубку для быстрого и технологичного крепления. Итого, каждый хвост стропил упирается пазом в ребро мауэрлата, крепится двумя саморезами к его горизонтальной планке и балке перекрытия.

Чтобы уберечь каркас от намокания, стропила временно скрепляются изнутри несколькими продольными досками. Далее на скатах нужно натянуть полиэтиленовую пленку и для её закрепления набить контробрешётку планками по 15-20 мм толщиной. Когда дело встанет за устройством кровли, набивайте горизонтальную обрешётку и монтируйте любой подходящий тип покрытия.

Для мягкой кровли обрешётка выполняется широкой доской (в том числе необрезной) с небольшими зазорами 2-3 см

Установка дверей, окон, ворот

С оконными проёмами никаких сложностей не возникнет. Для естественного освещения ширины в 60 см между стойками вполне достаточно, просто добавляйте по две горизонтальные перекладины и вставляйте оконную раму.

Если требуется дополнительная дверь в задней или боковой стене, одну из стоек придётся вырезать, а затем из неё же изготовить верхнюю перемычку. При этом для оформления проёма под дверь можно либо добавить две стойки по бокам, либо распереть дверной блок внутри имеющегося проёма колодками по 15-20 см.

Наибольшую сложность представляет устройство проёма для ворот. Он должен быть оформлен как минимум сдвоенной стойкой с каждой боковой стороны и, как упоминалось, усиленной горизонтальной балкой сверху. Этого достаточно для монтажа подъёмно-поворотных или рулонных ворот. С распашными возникает сложность восприятия нагрузки при открытом положении створок. К сдвоенным стойкам проёма нужно добавить две балки, которые продолжаются под системой перекрытия примерно до середины длины гаража.

Утепление, обшивка, отделка

Финал строительства — обшивка каркаса и отделка. Вместо распространённой обшивки ДСП, изнутри вполне допускается применять влагостойкие ГКЛ или ГВЛ. Гипсовые плиты облегчат бюджет строительства и уберут необходимость соблюдения температурных зазоров. Из дополнительных сложностей — добавление горизонтальных перекладин между стойками для стыковки листов и набивка дополнительных планок для угловых сопряжений.

Подготовка каркасного гаража к обшивке: 1. Ветрозащита. 2. Обрешётка. 3. Фронтон

С внешней стороны стойки каркаса послужат отличной основой для обшивки сайдингом, нужно лишь предварительно набить ветрозащитную мембрану. Переход от стен к цокольной части обшивки выполняется простым угловым профилем, упреждающим затекание влаги внутрь.

Снаружи также возможно устройство сплошной обшивки из ОСП или СМЛ под покраску, штукатурку или облицовку кирпичом. Так даже каркасный гараж может быть оформлен в едином стилевом решении с остальными постройками на участке.

В утеплении такого гаража нет необходимости. После постановки авто на стоянку остаточное тепло двигателя нагреет воздух и вызовет конденсацию влаги на кузове, поэтому чем быстрее внутри остынет воздух, тем дольше прослужит хранимая техника.

Гараж – строение, необходимое каждому автомобилисту, которое обеспечивает сохранность транспортного средства и уберегает машину от негативных воздействий окружающей среды. Многие собственники откладывают возведение такого объекта, предполагая, что его строительство является слишком сложной и дорогостоящей процедурой. Однако сегодня можно построить гараж с минимальными временными и финансовыми затратами, если возвести каркасную конструкцию. В статье узнаем об основных нюансах и особенностях каркасного строительства.

Почему каркасные конструкции так популярны?

В последние годы каркасных объектов стала очень востребованной. При использовании качественных строительных материалов и при правильной организации работ, такой гараж ничем не будет уступать объекту, выстроенному из кирпича, дерева или любых других традиционных материалов.

Широкую популярность технология каркасного строительства приобрела, в первую очередь, благодаря простоте монтажа. Каркасное здание можно возвести самостоятельно, не обращаясь за помощью к профессиональным монтажникам, благодаря чему можно существенно сократить бюджет на сооружение объекта. Кроме того, такое строительство занимает сравнительно немного времени – опытные в этом деле люди могут построить объект всего за несколько дней.

Сокращение расходов на возведение здания обусловлено еще и доступностью современных строительных материалов. А благодаря их малому весу, доставку на место стройки можно выполнить без привлечения специализированной техники.

Каркас для гаража может быть сооружен из разных материалов, но чаще всего используют деревянный брус и металлический профиль.

Сама процедура строительства включает в себя несколько простых этапов:

  1. 1. Подготовка стройплощадки.
  2. 2. Рытье котлована и создание фундамента.
  3. 3. Разметка и сборка каркаса стен.
  4. 4. Устройство кровли.
  5. 5. Утепление и обшивка стен.
  6. 6. Монтаж гаражных ворот.

Чтобы научиться строить каркасные объекты своими руками, необходимо разобраться в каждом из описанных этапов в отдельности.

Начало монтажных работ – подготовка строительной площадки и устройство фундамента

Подготовительные работы считаются наиболее важными при любом строительстве. От качества подготовки места для возведения объекта будет зависеть ровность фундамента и надежность всего нового здания. После выбора подходящего места на участке, необходимо расчистить периметр и тщательно выровнять местность.

Площадка под застройку должна быть больше периметра возводимого объекта на 50–60 см с каждой стороны. После разметки с земли необходимо удалить плодородный слой почвы глубиной от 15 до 20 см. Проще всего вырыть такую яму с помощью специальной техники, хотя при некоторой сноровке и наличии свободного времени можно обойтись лопатой и сделать все самому. Дно выкапанной ямы обязательно нужно утрамбовать вручную или с помощью катка.

Для строительства каркасного гаража подойдет любой тип фундамента, так как постройка не будет отличаться большим весом, а значит, не создаст серьезной нагрузки на подготовленное основание. Однако помимо самого строительного объекта при выборе фундамента нужно учитывать и вес автомобиля, который будет стоять в гараже. Специалисты рекомендуют для каркасных объектов создавать плитный или ленточный фундамент.

После определения типа фундамента необходимо наметить угловые точки периметра под стены. Для начала нужно отметить одну угловую точку, в которой устанавливается разметочная обноска. К обноске привязывают шнуры – по два на каждую сторону при устройстве ленточного фундамента, в этом случае расстояние между шнурами будет задавать ширину планируемой ленты. Шнуры растягивают по сторонам будущего фундамента на всю длину, после чего фиксируют на противоположных обносках.

Крайне важно сделать все углы будущего здания прямыми. С помощью перекладины установленной обноски можно в определенных пределах перемещать точку фиксации на ней шнура. Чтобы убедиться в прямоугольности углов, можно измерить диагонали прямоугольника, они должны быть одинаковыми по длине.

Каркасный гараж можно построить на бюджетном столбчатом основании. Фундамент из опор отличается простотой монтажа, его можно сделать самостоятельно и он прекрасно подходит для последующего настила дощатого пола, который должен быть достаточно прочным и надежным, чтобы выдерживать вес автомобиля. Столбчатый фундамент можно сделать из разных материалов. Обычно для устройства такого основания используют железобетонные конструкции, бетонные блоки, кирпич или комбинируют сразу несколько материалов.

Ленточный фундамент отличается большей сложностью в обустройстве и требует намного больше времени, так как в строительстве придется использовать бетонный раствор, который достаточно долго набирает прочность и застывает. Главным преимуществом ленточного основания под каркасное строение является то, что он дает широкие возможности по созданию смотровой ямы. Пол гаража на ленточном фундаменте можно делать как деревянным, так и бетонным.

Третьим по популярности типом фундамента для строительства каркасных сооружений является плитное основание. Оно считается наиболее сложным и затратным при строительстве, так как требует создания целой системы утрамбованных слоев из разных материалов, поверх которых уже заливается бетон. Достоинством плитного основания является его высокая прочность, надежность и долговечность.

Проектирование и возведение каркаса постройки

После создания фундамента можно переходить к возведению каркаса будущего сооружения. Каркас гаража может быть изготовлен из металлического профиля, деревянного бруса или из обоих этих материалов одновременно. Определившись с используемыми материалами, обязательно нужно подготовить проект. Этот документ позволит правильно выполнить все этапы строительства и возвести действительно качественное, хорошо продуманное здание.

Сами монтажные работы принято разделять на несколько этапов:

  1. 1. Установка нижней обвязки.
  2. 2. Сборка вертикальных конструкций – стен.
  3. 3. Установка верхней обвязки.
  4. 4. Обшивка каркаса.
  5. 5. Монтаж каркаса крыши.

Первым делом на готовое основание настилают гидроизоляционный материал (обычно рубероид). Гидроизоляция необходима для защиты деревянных и металлических элементов будущего здания от негативного воздействия влаги. Рубероид выступает вполне приличной отсечкой, благодаря которой влага не будет распространяться от стенок фундамента и из грунта при обильных осадках.

На следующем этапе на фундамент укладывается деревянный брус выбранного размера, это может быть брус 120×120 мм, 150×150 мм или 120×150 мм. Брус при желании можно заменить доской 50×120 мм или стальной профильной трубой с квадратным сечением 10×10 см. Для закрепления брусовой обвязки в углах используют шпонки или врубку. Металлические элементы обвязки закрепляются на углах сваркой, а деревянные – анкерными винтами или шпильками, вмурованными в основание. При монтаже обвязки на столбчатый фундамент внутри ее рамы на ребро укладываются лаги, которые будут необходимы для закрепления дощатого пола.

После этого можно переходить к сборке каркаса стен. Существует два варианта сборки:

  1. 1. На месте установки. То есть каркасные стены собираются и фиксируются вертикально на месте их постоянного расположения. Метод используется при монтаже деревянных конструкций.
  2. 2. На земле. Металлический каркас стен обычно собирают в горизонтальном положении на земле, после чего его поднимают и прикрепляют к обвязке в вертикальном положении.

В качестве элементов деревянного каркаса используют брус 60×60 мм, доску 30×150 или 30×120 мм. Металлический каркас принято собирать из профильной трубы 60×60 мм. После соединения отдельных элементов между собой и установки подготовленной конструкции вертикально, выполняется верхняя обвязка, необходимая для придания каркасу максимальной прочности. Для обвязки используют брус или трубу, которые по размеру должны соответствовать размеру отдельных элементов каркаса. К примеру, если вертикальные стойки изготовлены из досок шириной в 120 мм, то верхнюю обвязку можно сделать из такой же доски, укладывая ее в два слоя, или из бруса 60×120 мм.

Возведенный каркас необходимо сразу обшить внутри или снаружи облицовочными материалами. В качестве такой обшивки используют листы из ОСБ или фанеры, а также профнастил. Обшивка внутренней или внешней стороны объекта сделает его более прочным и позволит перейти к монтажу кровли.

Крышу гаража можно делать одно- или двухскатной. Двускатные крыши строить дороже и труднее, зато они позволяют обустроить полезное чердачное помещение или подготовить подкрышное пространство для хранения материалов и инструментов, используемых в хозяйстве. выполняется в несколько этапов. Сначала делается стропильная система, после чего скаты обшиваются фанерными листами, поверх которых укладывается кровля.

Устройство пола гаража и монтаж утеплительных материалов

После устройства крыши и обшивки стен с одной стороны можно приступать к монтажу пола в гараже. Если застелить пол до установки крыши, деревянная облицовка может сильно пострадать из-за внезапных осадков. Лучше всего для облицовки использовать не шпунтованную доску, чтобы отделка могла расширяться и сужаться из-за изменения температуры и влажности окружающей среды.

Настил делают с небольшим зазором между отдельными элементами облицовки. Между досками нужно оставлять свободное пространство не менее 3–4 мм, чтобы при температурном расширении отделка не деформировалась. Облицовку обычно укладывают на лаги из деревянных брусков и закрепляют на основании саморезами или гвоздями.

На плитный фундамент дополнительную облицовку можно и не укладывать. Достаточно будет только обработать поверхность специальной укрепляющей грунтовкой глубокого проникновения, которая сможет упрочнить, скрепить верхние слои бетона и обеспечить основанию лучшие гидрофобные характеристики. Бетонный пол сверху можно окрасить или укрыть керамической плиткой, а можно оставить и без отделки вовсе.

Следующим шагом строительства каркасного объекта является его утепление. Теплоизоляцию установить в каркас сооружения очень просто. Выбранный материал просто помещается в пустоты в каркасе с внутренней или внешней стороны (в зависимости от того, с какой стороны первоначально были обшиты стены).

Для утепления можно использовать минвату, пенополистирол, напыляемый пенополиуретан и любые другие теплоизоляционные материалы. Напыляемый пенополиуретан считается предпочтительным для утепления каркасного строения. Он дороже большинства других типов теплоизоляции, требует применения специального оборудования, зато им можно полностью заполнить все пустое пространство в каркасе, в том числе любые полости и щели, благодаря чему постройка будет качественно защищена от мостиков холода.

После монтажа утеплителя можно приступать к обшивке стен со стороны, где еще не установлены облицовочные материалы. Для обшивки можно использовать любые легкие отделки, рекомендуется с обеих сторон здание облицовывать с использованием одного материала. То есть, если изнутри стены уже обиты ОСБ-плитами, то и снаружи лучше обивать каркас этими же плитами.

Финишная облицовка и установка гаражных ворот

Чтобы гараж стал по-настоящему комфортным, привлекательным внутри и снаружи, все поверхности в нем дополнительно облицовываются. Внутри для отделки помещения лучше всего использовать надежные, долговечные и устойчивые к внешним негативным воздействиям материалы. Рекомендуется отказаться от облицовки, которая легко горит и способствует быстрому распространению пламени. В гаражах, где могут храниться пожароопасные вещества, таким отделкам места нет.

Одновременно с финишной облицовкой в гараже устанавливают ворота, которые могут быть распашными, секционными, роллетными или подъемно-поворотными. Для самостоятельной установки лучше всего подходят простые распашные двустворчатые ворота, остальные конструкции требуют при монтаже определенных профессиональных знаний и умений, которых у обычного собственника, скорее всего, нет.

Постройка каркасного здания, хоть и занимает достаточно много времени, но может быть выполнена полностью самостоятельно. Конечно, если вы найдете себе помощников, работы пойдут быстрее и отнимут меньше сил, но при определенной сноровке можно обойтись и без них. Соблюдайте описанную в нашей пошаговой инструкции очередность действий, и вы сможете сделать гараж своей мечты с минимальными вложениями.

Построить деревянный гараж своими руками вполне по силам, причем в довольно сжатые сроки. Он будет гармонично смотреться на участке, на котором все остальные строения выполнены из дерева. Остается только выбрать, как построить гараж из дерева самому.

Деревянный гараж будет хорошо смотреться на участке, где все остальные строения выполнены из дерева.

Предварительная подготовка

Этап подготовки к строительству деревянного гаража включает в себя проектирование, расчет материалов, разметку строения на месте.

Проект гаража и расчет стройматериалов позволит не только ускорить процесс возведения гаража, но и исключит лишние затраты на приобретение древесины. В проекте должно быть учтено количество машин, которое планируется размещать в гараже, наличие или отсутствие навеса для хранения автомобиля в летнее время года, а также строительство мансарды, которая может располагаться над гаражом.

В проекте могут быть отображены осветительные приборы вокруг будущего гаража, дорожки и подъездные пути, а также прорисовывается траектория открывания ворот во избежание неудобств уже после стройки или в ее процессе. В проекте отражается тип строения – будет это самостоятельная постройка или гараж будет примыкать к одной из стен существующего дома. Если гараж будет совмещаться с домом, то нужно рассчитать стройматериалы.

Конечно же, расчет необходимого количества строительных материалов и разновидности определяется в зависимости от выбранной технологии строительства деревянного гаража. Если гараж будет каркасным, то это брус разного сечения, листы OSB или фанеры, утеплитель, саморезы, металлические уголки. Если за основу берется бревенчатая технология, то это оцилиндрованные бревна, утеплитель. При этом необходимые материалы для кровли: доски для обрешетки, кровельный материал (битумная черепица, профнастил, металлочерепица).

После произведенных расчетов нужно выполнить разметку на месте. Это можно выполнить при помощи колышков и шпагата. Помимо того, чтобы построить гараж, потребуются:

  • рулетка;
  • шуруповерт;
  • топор;
  • молоток;
  • бетономешалка и другие.

Фундамент и его нюансы возведения

Фундамент является основой для любого здания. Гараж не исключение. Фундамент для деревянного гаража по каркасной или бревенчатой технологии не должен быть очень мощным, так как строение будет достаточно легким. Монолитная конструкция фундамента при строительстве гаража необходима только в том случае, если грунтовые воды залегают на глубине менее 10 м.

Во всех остальных случаях достаточно будет ленточного фундамента. Глубина его – 50 см, ширина – 20 см, высота над землей – не менее 20 см. Этого вполне достаточно, чтобы выдержать предстоящую нагрузку здания гаража длительное время. Дренажем послужит подушка из гравия высотой в 5-7 см.

Для строительства фундамента выкапывают траншею по ранее нанесенной разметке по указанным размерам. Далее, устанавливается опалубка. В качестве нее можно использовать доски, которые крепко соединяются между собой винтовыми шпильками во избежание возможных протечек.

После этого укладывают арматурные пруты диаметром 10 мм, которые связывают между собой проволокой или пластиковыми фиксаторами. Бетонным раствором, который представляет собой смесь цемента, песка, щебня мелкой фракции и воды, заливают фундамент. Во время заливки необходимо раствор притрамбовывать, чтобы не допустить образования пустот. После этого необходимо дать фундаменту полностью застыть в течение 10-15 дней.

Стены, пол, кровля гаража

Деревянный пол в гараже укладывается на лаги.

Пол для бревенчатого гаража можно укладывать на нижнюю обвязку. Предварительно на фундамент следует положить слой гидроизоляции – рубероид. Закладной брус скрепляют по углам способом в лапу или на коренном (вставном) шипе. Выбор крепления зависит от навыка и умения. Главное – соединение должно быть надежным.

Далее, в нижнюю обвязку врезаются лаги (брус 150х100), расстояние между которыми не превышает 50 см. Если лаги имеют довольно большую длину и во избежание прогибов пола, под ними по всей их длине необходимо установить подпорки. Подпорками чаще всего служат кирпичные столбики. Расстояние между такими столбиками не более 60 см. Они тоже покрываются слоем рубероида. Следует отметить, что лаги, бруски нижней обвязки должны быть обработаны антисептиками.

Далее при строительстве стен соединение бруса используется такое же, как и при нижней обвязке. Ряды между собой крепятся при помощи нагелей – клиньев из твердых пород дерева, которые забиваются в заранее просверленные отверстия. Нагель утапливают в брус во избежание образования щелей при сушке.

В верхнем венце выполняют пропилы для стропильных брусков.

На деревянном гараже можно сделать крышу из профлиста.

Форма крыши зависит от конструкции и размеров гаража. При примыкании гаража разумнее делать односкатную крышу, для отдельно стоящего гаража – двухскатную. Далее, выполняют обрешетку, слой рубероида поперек обрешетки, а затем – кровельный материал.

Для полов берут шпунтованную доску, закрепляют ее на лагах гвоздями (саморезами). После этого все пространство внутри гаража покрывают специальным противопожарным составом. Для безопасности полы можно покрыть металлическими листами, хотя бы в местах возможного разливания горючих жидкостей.

Для такого гаража предпочтительнее выполнять монолитный фундамент. Это связано с тем, что полы довольно сложно надежно зафиксировать при очень легкой конструкции каркасного гаража. Монолитный фундамент будет играть роль пола.

Для монолитного фундамента необходимо снять грунт по разметке и построить по периметру опалубку высотой 30-40 см. Нижним слоем фундамента будет служить песок с гравием, которые при укладке поливаются водой и трамбуются. Высота слоя – 20 см. Далее, идет слой гидроизоляции – водонепроницаемые мембраны или рубероид.

После укладки арматуры, ее связывания фундамент заливают бетонным раствором. При этом его трамбуют. После застывания в течение месяца строительство гаража можно продолжать.

Стены, крыша каркасного гаража

На нижнюю обвязку, которая выполняется из бруса 150х100 мм, ставятся угловые стойки. Однако обвязку можно и не выполнять, а крепить стойки непосредственно к фундаменту при помощи металлических уголков. Опорные балки должны быть выставлены по строительному уровню строго вертикально. Направляющими, которые крепятся перпендикулярно стойкам, могут быть доски сечением 100х40 мм. Расстояние между ними не превышает 1 м. При крепеже направляющих ничего не должно выступать за пределы стойки.

К верхней обвязке крепятся стропильные балки в заранее пропиленные пазы. Они закрепляются металлическими скобами, что обеспечивает надежность. Расстояние между стропилами не более 1 м. На них стелют обрешетку, далее – слой гидроизоляции (рубероид), а затем кровельный материал.

Между стойками укладывается утеплитель – теплоизолирующие маты или пенопласт. С внутренней стороны гаража к стойкам строительным стиплером крепят пароизолирующую пленку. С наружной стороны поверх утеплителя крепят слой сначала пароизоляции, а затем гидроизоляции. Далее, каркас можно обшивать листами OSB или фанерой изнутри, сайдингом или вагонкой для наружных работ.

Каким в итоге окажется гараж – это выбор каждого. Но строительство деревянного гаража своими руками – вполне реальное событие.

Поделиться: