Как сделать самодельный редуктор на мотоблок. Основные виды редуктора для мотоблока. Как изготовить культиватор из дрели своими руками

Редуктор для мотоблока – это сердце агрегата. Данный элемент преобразует крутящий момент, идущий от двигателя в необходимое для работы навесного оборудования усилие.

Соответственно без редуктора эксплуатация мотоблока становится невозможна в принципе. Некоторые фермеры, совершают фатальную ошибку, не уделяя этому узлу должного внимания.

Такой безответственный подход отрицательно сказывается на производительности и сроке эксплуатации агрегата. Из этой статьи, вы сможете почерпнуть всю информацию о редукторах мотоблока, которую должен знать каждый фермер.

Разновидности

Редукторы, которыми оснащаются мотоблоки, кажутся одинаковыми только на первый взгляд. На самом деле, эти устройства можно разделить на три группы. Различия заключаются в конструктивных особенностях редукторов. Познакомимся с представителями этого семейства более подробно.

Угловой

Редукторы углового типа представляют собой элементарные конструкции, которые служат для стыковки трансмиссии с силовой установкой агрегата.

Благодаря отсутствию сложных узлов, некоторые фермеры устанавливают на мотоблоки самодельные варианты угловых редукторов.

Устройство данного узла выглядит так:

  1. Корпус механизма.
  2. Шкив для ременной передачи с креплением.
  3. Вал ротора.
  4. Фланец вкупе с креплением и подшипником.
  5. Шайба и фиксирующая шпонка.

Шестеренчатый

Это более сложный механизм, воссоздать который в домашних условиях, не обладая специальными навыками и знаниями невозможно.

Шестеренчатые редукторы называют понижающими. Благодаря своим конструктивным особенностям, механизм уменьшает число оборотов двигателя, попутно увеличивая выходную мощность мотоблока.

Такие редукторы обладают большим рабочим ресурсом, поэтому подходят для выполнения различных работ, и не получают механических повреждений даже при пиковых нагрузках.

В отличие от угловых моделей, понижающие редукторы нуждаются в дополнительном охлаждении.

Реверсивный

В основе данного механизма лежит муфта, которая свободно перемещается между коническими шестернями.

Такие редукторы дают возможность мотоблоку двигаться задним ходом, что положительно сказывается на манёвренности техники.

Однако за это приходится расплачиваться падением производительности и максимальной скорости. Поэтому устанавливать реверсивный редуктор или нет, каждый фермер решает самостоятельно.

Редукторы, установленные на мотоблоки различных производителей, практически не имеют конструктивных отличий. Поэтому разборка узла и замена вышедших из строя деталей не вызовет затруднения.

Исключением являются бюджетные мотоблоки китайского производства. Здесь устанавливается неразборный редуктор, который в случае поломки идёт под замену целиком.

Самодельная конструкция

Можно сделать редуктор для мотоблока своими руками. Перед началом работ необходимо учесть частоту вращения двигателя и рассчитать максимальную нагрузку на валы механизма.

Без определения этих параметров собранный редуктор не будет соответствовать заданной мощности и быстро выйдет из строя . Вот как выглядит процесс сборки.

  1. Изготавливаем корпус. Для этого можно позаимствовать уже готовое изделие с мотоцикла. Если мотоцикла под рукой нет, можно сварить корпус самостоятельно из листового металла.
  2. Шестерни можно снять с бензопилы «Дружба 4» или также изготовить самостоятельно. При самостоятельном изготовлении шестерёнок, нужно брать во внимание диаметр корпуса редуктора. Поэтому размер шестерней определяют при помощи штангенциркуля.
  3. Для работы механизма вам потребуются два шестеренчатых вала. Эти элементы можно снять уже в готовом виде с мотоцикла «Урал» и установить в редуктор мотоблока после небольшой доработки. У первого вала нужно укоротить концевик и высверлить в корпусе отверстие. Второй вал устанавливается с противоположной стороны корпуса, где предварительно нужно прорезать отверстие подходящего диаметра. Отверстие нужно дополнить фланцем, который крепится к корпусу посредством резьбовых соединений. Внутрь фланца ставим стальную шайбу и шарикоподшипник.
  4. Соединяем валы между собой передаточным механизмом.
  5. Выходной конец вала дополняем шкифом, который послужит для установки ременной передачи.

После проделанных манипуляций, у вас получится редуктор углового типа.

Техническое обслуживание

Любой редуктор нуждается в смазке, поэтому некоторые фермеры интересуются: «Какое масло заливать в редуктор мотоблока?». Обычно информация такого рода содержится в инструкции пользователя. Производители сами определяют, какой тип масла подходит для их техники.

Однако, даже своевременная замена масла не способна застраховать редуктор от поломок. Рассмотрим несколько наиболее вероятных причин. Например, в мотоблоке МБ Компакт стук в редукторе. С чем это связано?

  • Вышел из строя узел разобщения полуосей. В этом случае, необходима разборка редуктора и замена отслуживших свой срок деталей. Кроме того, стук может быть спровоцирован неправильной настройкой привода, это можно устранить, изменив натяжение троса.
  • Обрыв цепи. Такая поломка обычно сопровождается характерным стуком, с последующим заклиниванием редуктора. Устраняется неисправность заменой порванной цепи.

Это не единственные проблемы, которые могут возникнуть с редуктором мотоблока МБ-Компакт. Протечки масла свидетельствуют об износе резиновых манжет.

Говорить о пользе редуктора, думаю нет особой необходимости. Все и так всё прекрасно понимают. 🙂 С его помощью можно изменить число оборотов вала двигателя или изменить величину крутящего момента. В статье подробно рассказано, как и из чего можно сделать редуктор своими руками. Статьи Как сделать шкив своими руками и ЛикБез Ременная передача помогут более детально разобраться в изложенном ниже материале.

Локация: Симферополь

Тематика канала Э+М: Изготавливание механизмов и электронных устройств из подручных средств, при минимальных затратах! На канале представлены уроки по физике, механике и электронике, которые понадобятся для самостоятельного конструирования и понимания принципа работы самодельных устройств.

Материалы:

  • велосипедная спица
  • втулка двигатель
  • деревянная рейка
  • консервная банка
  • коробки из CD-дисков
  • линолеум
  • листовой пластик
  • резинка для денег
  • суперклей
  • термоклей
  • шуруповерт;
  • телескопическая антенна;
  • угольник;
  • циркуль;
  • шило;

Чертежи редуктора

Как сделать редуктор для мотоблока своими руками?

Конструкция современных мотокультоваторов предполагает наличие всего нескольких основных частей, позволяющих мотоблоку быть максимально простым в использовании.

И если к таким деталям, как фрезы или плуг, вопросов не возникает, то редуктор на мотокультиватор - это тема, интересная для обсуждения в кругу пользователей мотокультиваторов.

Владельцы нередко задаются вопросами о том, какое масло заливать в редуктор мотоблока или даже как сделать редуктор самостоятельно.

Внимание, которое уделяется аспектам в использовании редуктора мотоблока, не перестает утихать ни на секунду.

Что такое редуктор (регулятор, преобразователь)?

Редуктор представляет из себя механизм, который используется для преобразования крутящего момента с последующей его передачей на валы машины. Средством управления данного процесса являются механические передачи. Фактически, редуктор - это та часть мотоблока, от качества исполнения которой зависит то, насколько долго прослужит вам мотокультиватор.

Типы преобразователей к мотоблоку

После того, как техника для садовых работ получила широкое распространение, появилась необходимость оптимизировать различные виды механизмов для разных целей. Эта тенденция не могла не затронуть и регулятор.

В сборке мотоблоков бюджетного сегмента, как правило, устанавливают не разборные редукторы.

Естественно, что такие агрегаты дешево обходятся производителю, ведь материалы, из которых они выполнены - низкокачественные.

Продолжительность службы подобных аппаратов стремится, примерно, к одному сезону, после чего регулятор можно отправлять на металлолом.

Это неудивительно, ведь на то они и не разборные, потому что имеют замкнутую конструкцию, не поддающуюся ремонту, а каждая поломка ведет к замене механизма полностью. В свою очередь на культиваторы среднего и премиального класса устанавливают разборные преобразователи.

Самодельный редуктор для мотоблока

Конечно, материалы, из которых изготовлены их механизмы гораздо устойчивее к различного рода деформациям, также они способны выстоять в агрессивных средах, не вступая в реакцию с ними, как следствие, не подвержены коррозии.

Но основное преимущество разборных преобразователей заключается в их постоянной готовности к ремонту в случае выхода из строя одной или нескольких деталей редуктора мотоблока.

Стоит ли упоминать, что масло для редуктора используется в соответствии с его типом и качеством его исполнения.

В сухом остатке, выделим следующие типы преобразователей:

  • угловой;
  • понижающий;
  • шестеренчатый;
  • реверс.

Редуктор мотоблока Нева МБ-2

Угловой преобразователь применяется в машиностроении, его можно встретить в некоторых автомобилях или даже производственной технике, к примеру, на заводах. Его наличие в конструкции мотоблока делает возможным использование аппарата под большими нагрузками.

Подходит данный преобразователь для тех типов культиваторов, где трансмиссия с двигателем стыкуются с расчетом на наличие цепи.

Понижающий преобразователь иногда называют ходоуменьшителем (разговорная форма). Его основным предназначением является добавление мощностей, когда, например, во время вспашки картофеля начинают пробуксовывать колеса. Используются он в строении с мотоблоками бензинового и дизельного типа, двигатели которых охлаждаются при помощи потоков воздуха.

Шестеренчатые преобразователи применяются в системе тяжелых мотоблоков или даже автомобилей. Поскольку трансмиссию составляют коробка, дифференциалы и сам регулятор, а узлы оной представлены в виде шестеренок, ремней и т. д., то шестеренчатая трансмиссия использует данный преобразователь, исходя именно из особенностей своего строения.

Цепи редуктора мотоблока

Реверс получил свое название благодаря схеме реверсирования, с помощью которой преобразователи данного типа и получили свой главный козырь перед остальными типами, а именно, возможность использования заднего хода в мотоблоке. К слову, реверс не отличается высокой производительностью и не сможет обеспечить Ваш культиватор высокими скоростями работы.

Редуктор для мотоблока своими руками

Энтузиасты-фермеры задаются вопросом: как сделать мотоблок редукторный своими руками? Вопрос актуальный, поскольку смастерить подобное чудо из имеющихся в хозяйстве материалов и деталей, порой, проще и дешевле, чем приобретать регулятор, собранный производителем на заводе.

И действительно, в «изобретении» преобразователя нет сверхсложных манипуляций, а сделанный на мотоблок своими руками инструмент, всегда служит верно, однако, перво-наперво, следует обзавестись некоторыми инструментами:

  • отвертки (прямого и косого типа);
  • ножовка (по металлу);
  • плоскогубцы или пассатижи;
  • тиски;
  • некоторые другие инструменты и расходники, наличие которых так или иначе может понадобиться в процессе сборки.

Сборка, а вернее, подготовка преобразователя начинается с варки корпуса. Он может быть выполнен из металлических пластин. Иногда используют корпус от вала «Урала» с последующей его доработкой.

Редуктор мотоблока сделанный своими руками

За шестернями можно обратиться к бензопиле «Дружба» (4).

В одном из валов при этом отрезается конечник и просверливается отверстие нужного диаметра, в то время, как с противоположной стороны будущего редуктора устанавливается второй вал, а с ним - подшипники, обойма. Выходной вал необходимо скрепить со шкивом.

Масло в редуктор мотоблока

Так же, как и любой механизм, заливаемый смазыватель в индивидуальном порядке подходит к редукторному мотоблоку. Его качество непосредственно влияет на работу культиватора. В зависимости от условий использования следует выбирать индивидуально масло, но к счастью, спасают универсальные бренды, как Motul, при покупке которого пользователь не ошибется.

Цены

Конечно, не все люди, полны энтузиазма для сборки преобразователя в домашних условиях. Поэтому, для тех, кому покупка редуктора окажется выгоднее, чем самостоятельное конструирование, существуют интернет-магазины, продающие данные механизмы.

Средняя цена на них составляет от 12 и до 15 тысяч рублей.

Однако существуют и гораздо более дорогие модели. Важно то, как строится ценообразование. И, прежде всего, цена зависит от количества функций, которыми оснащен преобразователь. Нельзя обойти стороной и качество его сборки - оно так же сильно влияет на стоимость. А также важна мощность и возможность использования заднего хода.

Это общие характеристики редуктора, но их намного больше. Из чего следует вывод, что редуктор на мотоблок - сложный механизм, в выборе которого не стоит ошибаться.

Понижающий редуктор для мотоблока своими руками

Одним из самых главных элементов мотоблока является привод. Если вам необходимо приобрести редуктор для мотоблока, то знайте, от его надежности будет зависеть срок службы всего агрегата. Редуктор для мотоблока, (своими руками сделанный), предназначен для преобразования и передачи крутящего момента, который он получает от механических передач и заставляет работать сельскохозяйственную технику.

Как сделать редуктор для мотоблока своими руками

Между червячным и цепным редукторами для мотоблока есть отличия нескольких важных характеристик: передаточное отношение, КПД, количество валов и передач, угловые скорости и мощность.

Какие бывают редукторы для мотоблока

На дешевые мотоблоки обычно устанавливают не разборные редуктора. Конструкция такого агрегата не отличается особой надежностью. Также у него невелик срок службы. К тому же невозможно провести ремонт или разборку-сборку. В изготовлении таких агрегатов используют низкокачественный металл и негильзованные детали. Для того, чтобы понять, почему невозможно длительное время использовать редуктор, нужно ознакомиться с его схемой.

На дорогие мотоблоки принято устанавливать разборные редуктора. Благодаря чему можно разбирать редуктор мотоблока и проводить техническое обслуживание. Ремонтируют редуктор мотоблока для увеличения срока службы, если при этом применяются высококачественные запчасти при замене неисправных элементов.

В обязательном порядке необходимо регулярно проводить диагностику редуктора, чтобы вовремя отремонтировать необходимый узел. Также должна проводиться регулярная смазка редуктора, что позволит использовать агрегат намного дольше. Чаще всего редуктор для мотоблока используют, чтобы высокая угловая скорость преобразовывалась в низкую. На входном вале отмечается высокая скорость, а на выходном вале отмечается низкая скорость.

Во избежание неожиданных поломок, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание, что позволит успешно работать на сельскохозяйственной машине. Если изменение угловой скорости происходит ступенчато, редуктор называют коробкой передач, если же изменение происходит бес ступенчато - вариатором.

Самодельный угловой редуктор для мотоблока

Редуктор мотоблока можно сделать самому. Для этого потребуется сделать расчет номинальной мощности (Pn);Pn=Ре(л.с.)хFS, в результате чего определяется у конической шестерни правильный тип угла. Также рассчитывается крутящий момент и количество оборотов в минуту.

Также нужно определить условия эксплуатации самодельного редуктор для мотоблока, что включает в себя: радиальную и осевую нагрузку на концы валов, минимальную и максимальную температуру, определение окружающих условий, прерывистый или не прерывистый операционный цикл, тип смазочного материала.

После определения технических параметров, можно начать собирать угловой редуктор. Для этого необходимо угловому редуктору выбрать корпус.

Например можно использовать заводской, с мотоцикла Урал или Днепр. Затем, исходя из диаметра корпуса редуктора делаем из стали корпус подшипников вала-шестерни. Здесь используем соответствующего размера сверло и штангенциркуль. Затем в соответствии с задуманными размерами выбираем подшипники вала-шестерни (2 шт).

На обратной стороне редуктора устанавливаем стальной фланец. У него внутри будет находится стальная шайба и фланцевый подшипник. Используя несколько винтов, крепим стальной фланец к корпусу генератора. Перед этим подбираем ведомый вал-шестерни, стальную шпонку и ведущую шестерню. Все узлы соединяются с передаточным механизмом и валом роторного генератора. Шкив клиноременной передачи располагается на передаточном механизме и крепится к ведомому валу-шестерни гайкой и пружинной шайбой. Чтобы собрать самодельный угловой редуктор, потребуются такие инструменты: штангенциркуль и линейка, прямая и крестовая отвертка, сверла по металлу, напильники и надфили по металлу, кусачки и плоскогубцы, резиновые прокладки, тиски и молоток.

Угловой редуктор для мотоблока

Угловой редуктор широко применяется в мото-технике: в автомобильной индустрии, доработанных культиваторах, промышленности.

Как можно сделать из культиватора мотоблок

При установке углового понижающего редуктора на мотоблоках, при больших нагрузках добиваются более эффективной работы.

Этот тип редуктора обычно применяют, чтобы двигатель стыковался с трансмиссией, рассчитанной под цепь. Угловой редуктор для мотоблока изготавливается из имеющихся образцов, подобные установлены на мотоциклах Днепр или Урал. Тогда нужно будет доработать редуктор.

Основные элементы углового редуктора

Составляющими углового редуктора являются: корпус от генератора, подшипник фланцевый, вал роторный, стальная шайба, стальной фланец, коническая ведущая шестерня, корпус углового редуктора, стальная шпонка, подшипники вала-шестерни (2 шт), ведомый вал-шестерня, корпус из стали подшипников вала-шестерни, крепление шкива, шкив клиноременной передачи, крепление фланца.

Мотоблоки с шестеренчатым редуктором и понижающий редуктор для мотоблока

Понижающий редуктор для мотоблока, в простонародье ходоуменьшитель, устанавливают на современный дизельные и бензиновые мотоблоки с воздушным охлаждением. Благодаря чему пользователь может использовать мотоблок на особо тяжелых грунтах для вспашки и выкапывания картофеля. Понижающий редуктор помогает при пробуксовке колес, когда не достаточно собственной мощности.

Мотоблоки с шестеренчатым редуктором

Чтобы разобраться, что из себя представляет шестереночный редуктор, рассмотрим строение трансмиссии. Она передает вращающий момент от двигателя к колесам, и изменяет скорость и направление движения мотоблока. Трансмиссия состоит из редуктора, дифференциала, коробки передач и сцепления. Узлы трансмиссии бывают шестеренчатыми, цепными, ременными или сочетать в себе те или другие. Шестеренчатая трансмиссия состоит из конических и цилиндрических шестерен (шестеренчатый редуктор). Применяют ее на некоторых моделях машин и тяжелых мотоблоках. На рисунке видно шестеренчатую трансмиссию мотоблока «Угра» НМБ-1, где используется шестеренчатый редуктор.

Реверс редуктор для мотоблока

В реверс редукторе реверсирование выполняется по следующей схеме: между противоположными коническими шестернями, которые свободно сидят на ведущем валу, находится муфта.

Она находясь в крайних положениях цепляется за шлицы на этих шестернях. Поэтому, когда муфта входит в зацепление, изменяется направление вращения шестерни. Шестерни должны быть спирального типа. Механизм привода муфты представляет собой традиционную вилку либо кулачек.

motoblok-kultivator.com

Угловой редуктор своими руками

Угловой редуктор нашел широкое применение в мото-технике, особенно доработанных культиваторах, в автомобильной индустрии, промышленности, к примеру, на задвижках и т.д. Установленный угловой понижающий редуктор на мотоблоках помогает добиться эффективной работы при больших нагрузках.

Такой тип редуктора, как правило, применяют для стыковки двигателя с продольным расположением коленвала, с трансмиссией, которая рассчитана под цепь. Угловой редуктор своими руками можно сделать из уже имеющихся образцов, скажем как на советском мотоцикле Урал или Днепр. В этом случае вам потребуется провести ряд доработок, которые бы соответствовали вашим целях для дальнейшего использования редуктора.

Также в продаже существуют доступные образцы редукторов углового типа, но не всегда они подходят под заявленные критерии каждого покупателя, то редуктор сильно понижает скорость, имеет низкое передаточное соотношение, или вовсе не подходит по габаритам для сочленения с другими механизмами.

Второй вариант, это самостоятельно сделать угловой редуктор (мотор-редуктор угловой). В этом случае давайте разберемся, из каких основных элементов состоит редуктор.

Для работы по сборке углового редуктора вам понадобится:

Отвертка крестовая и прямая;

Линейка и штангельцыркуль;

Набор сверл по металлу;

Надфили и напильники по металлу;

Плоскогубцы и кусачки;

Резиновые прокладки;

Молоток и тиски;

И другие инструменты, в зависимости от размера и выбранного типа углового редуктора.

Самодельный угловой редуктор своими руками – пошаговый процесс сборки

Определение условий эксплуатации включает ряд факторов, таких как тип операционной цикла (прерывистый, непрерывный), радиальных и осевых нагрузок на концы валов, максимальную и минимальную температуру, окружающего условиях (например, пыли и грязи уровней) и типа смазочного материала. После того как вы определили какие технические параметры вам необходимы, переходим к сборке углового редуктора.

Схема углового редуктора

Схема углового редуктора принудительной системы воздушного охлаждения

1 - корпус (использовался от генератора с мотоцикла «Урал»);

2- вал роторный генератора без обмотки (использовался с мотоцикла «Урал»);

3 - подшипник фланцевый;

4 - фланец (стальной);

5 - шайба (стальная);

6-корпус редуктора углового (фитинговый водопроводный угольник на 2″);

7- коническая ведущая шестерня (использовалась от редуктора бензопилы «Дружба-4»);

8-шпонка (стальная);

9- вал-шестерня ведомый;

10-подшипник вала-шестерни (2 шт.);

11-корпус для двух подшипников вала-шестерни (стальной);

12-шкив клино-ременной передачи системы воздушного принудительного охлаждения;

13-крепление шкива (пружинная шайба с гайкой);

14-крепление фланца к корпусу (винт. 3 шт.)

Приступим к сборке

В качестве примера, возьмем подробное описание изготовления углового редуктора для самодельного мини-трактора с «шарнирной» рамой. В данном случае угловой редуктор используется для принудительной системы воздушного охлаждения.

Цилиндры силового агрегата оснащены системой воздушного охлаждения. На первом этапе охлаждение производилось при помощи вентилятора общего, однако было не эффективным. После этого система охлаждения была модернизирована – на каждый цилиндр, была установлена собственная крыльчатка.

В данном случае в качестве корпуса углового редуктора используется 2″-дюймовый угольник фитинговый-водопроводный. Также можно изготовить корпус для углового редуктора самостоятельно, сварив из металлических пластин или подобрать соответствующий по размеру. Так как привод, подключаемый через угловой редуктор (в нашем случае, идущий на вентилятор), то его можно изготовить из доработанного заводского вала «ураловского» генератора. Используемые в угловом редукторе шестерни можно взять из соответствующего узла в бензопиле «Дружба 4». Только их необходимо будет доработать. В одной шестерни-вала необходимо отрезать концевик, после этого просверливаем и протачиваем отверстия в нем под соответствующий диаметр нужного нам вала ротора-генератора. Далее насаживаем его и привариваем.

Второй вал-шестерню полностью в комплекте с обоймой и подшипниками устанавливаем в корпус углового редуктора с противоположной стороны. На выходном вале нашего углового редуктора будет насажен шкив, передающий вращение непосредственно через клиноременную передачу (как показано на схеме выше), на каждый шкив двух вентиляторов, которые располагаются над каждым цилиндром двигателя. К рампе капота привариваем обоймы подшипников-вентиляторов. Шкивы взяты от стиральной машинки, вентиляторы в данном случае использовались от отопительного радиатора авто УАЗ-469.

Коттедж и дача

Выбор культиватора для дачи

Есть много советов и рекомендаций относительного критериев выбора культиватора, относящихся к его техническим характеристикам (мощность, тип двигателя, возможность установки дополнительного оборудования, вес и т.д.) или размеру земельного участка который необходимо обработать. Но, это не единственные критерии которые следует учитывать при покупке культиватора для того чтобы не столкнуться с неприятными последствиями неправильного выбора. Речь идет о специфике грунта, который подлежит культивированию, так как разные его виды требуют разного подхода при обработке. Кроме этого от того какой вид почв преобладает на вашем земельном наделе будет во многом зависеть мощность и модель культиватора необходимого для работы на нем.

Итак, первый вид почв – песчаные. Это легкие и бедные на питательные вещества грунты, которые легко обрабатывать. Их достоинством является то, что при обработке не нужно затрачивать больших усилий. Таким образом, если вы возделываете участок с песчаным типом грунта, то вам не потребуется раскошеливаться на очень мощный культиватор, а вполне можно будет обойтись покупкой средней или даже легкой модели. Последний вариант будет целесообразным, если у вас маленький участок, площадь которого не превышает десяти соток.

Если же его размер больше, то следует обратить внимание на модели, обладающие средней мощностью.

Второй вид грунта – глинистый. Он весьма тяжелый, плотный, слабо пропускает влагу, имеет низкую воздухопроницаемость, вследствие чего требует частого рыхления или аэрации. Этот вид грунта довольно трудно поддается обработке, а при учете того фактора, что нуждается он в ней чаще чем другие виды почв следует, что для его возделывания требуется культиватор обладающий высокими показателями мощности. Таким образом, если на вашем земельном участке преобладают тяжелые глинистые или суглинистые виды почв вам не обойтись без помощи тяжелой или средней модели культиватора, обладающей достаточной мощностью, чтобы справиться с трудной и частой работой по его возделыванию.

Отдельного внимания требует работа с целиной. Если вы планируете осваивать новый участок, который до этого не обрабатывался длительное время, и использовать для этого бензиновый культиватор, то учитывайте тот факт, что агрегат должен обладать высокими показателями мощности двигателя и иметь большой вес (от 60 кг). Такая техника справиться не только с целиной, но и с другими видами труднообрабатываемых почв (каменистой, глинистой).

Так же смотрите видео — Как работать на культиваторе с почвофрезой.

Все Сам и своими руками

Вот уже несколько лет использую при окучивании и прополке междурядий на картофельном поле самодельный мотокультиватор . Несмотря на то, что сцепной вес (следовательно, и развиваемая тяга) у него явно меньше, чем у мини-трактора, мотопомощником своим доволен. Хотя порой приходится прикладывать дополнительные усилия, подталкивая агрегат вперед при работе на тяжелых почвах. В общем, получилась надежная и компактная машина.

А возможность быстрого перевода ее в еще более компактное состояние (при перевозках и хранении) считаю дополнительным достоинством. Ведь реальные условия эксплуатации почвообрабатывающей мини-техники у нас таковы, что она чаще простаивает, чем работает. Зима-то долгая, да и садовые участки, земельные наделы расположены далеко от гаражей и кладовок, где эта техника обычно хранится.

Мотокультиватор собран на сварной раме, где установлены двигатель с системой воздушного охлаждения, глушителем, воздухофильтром и стартером от бензопилы «Дружба», топливный бак, промежуточный вал двухступенчатой цепной передачи, ведущее колесо, кронштейн для навесных орудий. Нет проблем с хранением и транспортировкой, поскольку мотокультиватор складывающийся. Надо прежде всего отвернуть верхний болт М10 (см. схему расположения узлов и деталей) и сложить ручки управления вдоль верхней стойки.

Затем, отвинтив пару гаек и вынув соответствующий болт из кронштейна крепления основной стойки с рамой, повернуть кронштейн и, наклонив стойку вперед до упора в швеллерную поперечину рамы, перейти к следующим двум элементарным операциям: отсоединению кронштейна крепления навесных орудий (отвернуть снизу три болта) и снятию ведущего колеса. Ослабив натяжение, можно снять и цепь, соединяющую ведущее колесо с промежуточным валом двухступенчатой передачи, а потом, чуть отвинтив гайки, крепящие ось ведущего колеса, высвободить его из пазов.

Перевод мотокультиватора в рабочее состояние - в обратной последовательности. Из других особенностей конструкции надо отметить систему регулировки натяжения цепей. В первой ступени регулировка выполняется перемещением узла промежуточного вала по направляющей балке рамы. Вначале следует ослабить две гайки стяжного хомута, крепящего промежуточный вал.

Мастерим своими руками: простейшие модели электрокультиватора

Затем вал вместе со стяжным хомутом переместить по направляющей.

А найдя оптимальное положение, прочно закрепить. Только после этого натягивать вторую ступень цепной передачи с помощью специальной звездочки. Шарикоподшипники промежуточного вала зафиксированы в осевом направлении распорными втулками, которые установлены между соответствующими ступицами звездочек и подшипниками. Звездочка z2=48 взята готовой от «взрослого» велосипеда (срезаны лишь рычаги педалей). Вместе со ступицей она закреплена на промежуточном валу клином.

Звездочка z3=10 - от велодвигателя старой модификации (после предварительной расклепки приварена к самодельной ступице и зафиксирована на оси таким же клином). Цепи - велосипедные, но если есть возможность, лучше их заменить на более прочные. Например, от мопеда или мотоциклов «Минск», «Восход» (шаг у этих цепей одинаковый). Теперь об узле ведущего колеса. Имеющаяся здесь звездочка z4 =48 тоже велосипедная.

К внешнему фланцу ступицы она прикреплена шестью болтами М6. А к внутреннему фланцу ступицы болтами М8 «намертво» привинчен диск ведущего колеса, изготовленный из стального листа толщиной 15 мм. У ведущего колеса одиннадцать приварных грунтозацепов, имеющих «шлемовый» профиль. Выполнены они из стальных пластин толщиной 3…5 мм. Высота каждого - 38 мм, угол при вершине- 110°. Концы грунтозацепов врезаны на 18 мм в диск колеса и приварены к нему.

В ступицу с обеих сторон вставлены капроновые (фторопластовые) втулки, выполняющие роль подшипников скольжения. Топливный бак взят от старого моторного велосипеда. Он очень удобен, так как имеет приличный объем - 2,5 л, удачное крепление и горловину с крышкой, обеспечивающей герметичность при перевозке. Одной заправки такого бака топливом хватает для обработки трех участков земли по 6 соток. Для управления сцеплением использована заводская ручка с фиксатором «выжатого» состояния, необходимым для запуска и прогрева двигателя. «Газ» регулируется манеткой от декомпрессора старого мотоцикла.

В качестве силовой установки мотокультиватор а применен двигатель Д4 моторного велосипеда. Он доработан, снабжен системами запуска и принудительного воздушного охлаждения. Суть доработки в том, что под болт, крепящий на коленвале ведущую шестерню (с правой стороны двигателя), установлен шкив привода вентилятора с храповичком для системы запуска. Все примерно так, как в технических решениях, описание которых можно найти в «Моделисте-конструкторе» (№ 8?”79, 8”84, 2″87, 10”90).

Шкив с резиновым пассиком передает вращение на крыльчатку осевого вентилятора, закрепленного на головке двигателя. Передаточное отношение такого привода i=0,5. Диаметр крыльчатки вентилятора- 110 мм, количество лопастей - 6. Установлен вентилятор на двух подшипниках 200. К крышке сцепления привинчена 2-мм стальная пластина с центрирующим (относительно ведущей шестерни) пояском, а к пластине - катушка с двумя установочными фланцами.

Один из них служит для крепления стартера от мотопилы «Дружба». Кроме того, у доработанного двигателя заменен рычаг сцепления. Он сделан фигурным, ведь цепь привода промежуточного вала идет от двигателя вверх, а не вниз, как на мопедах. По той же причине выпилена и верхняя перегородка крышки, прикрывающей ведущую звездочку. Выхлопная труба укорочена и развернута на 180°. В качестве окучника использован ручной культиватор (приобретен в магазине) с наращенными боковинами.

По публикациям «Моделиста-конструктора» был также изготовлен небольшой плужок, но испытать его работоспособность пока не довелось. Землю обрабатывал тем, к чему успел уже основательно привыкнуть. Причем старался помогать своему трудяге-мотокультиватор у продвигаться вперед при наибольшем заглублении окучника.

Впрочем, последнее не обязательно: можно пройтись и два раза по обрабатываемому участку, но уже затрачивая при этом минимальные усилия. Ведь доработанный и ухоженный двигатель развивает довольно большой крутящий момент. А случись что - колесо попросту будет пробуксовывать, не перегружая силовой агрегат. И еще один совет. При эксплуатации мотокультиватор а промывайте воздухофильтр через каждые пять часов работы - не прогадаете.

Кинематическая схема мотокультиватор а.

Компоновка мотокультиватора (защитные кожухи сняты): 1,2 - рукоятки управления, 3 - болт Ml0 с гайкой (устанавливаются в рабочем состоянии мотокультиватора, 10 пар), 4 - стойка основная, 5 — штанга установки навесных орудий (2 шт.), 6 - кронштейн крепления основной стойки, 7 -рама, 8 - механизм натяжения цепи второй ступени, 9 - узел промежуточного вала, 10 - бак топливный, 11 - вентилятор, 12 - глушитель, 13 - воздухофильтр, 14 - двигатель Д4, 15 - узел ведущего колеса, 16 - кронштейн крепления навесных орудий, 17 - рабочий орган (культиватор или небольшой плуг).

Узел промежуточного вала: 1 - ступица с запрессованной звездочкой от велосипеда, 2-клин крепежный (2 шт.), 3 - вал промежуточный (сталь 45), 4 - корпус (сталь 20), 5 - хомут крепления к раме (сталь пружинистая), 6 - шарикоподшипник 80203 (2 шт.), 7 - втулка распорная (стальная труба, L12, 2 шт.), 8 - ступица (сталь 45), 9 - звездочка от двигателя Д6, 10 - балка рамы.

Рама: 1 - поперечина задняя, 2 - втулка (СтЗ, 2 шт.), 3 - стойка задняя, 4 - балка рамы направляющая (швеллер 33×23,5×3 гнутый стальной), 5 - опора бензобака, 6 - стойка средняя, 7 - стойка передняя, 8 - поперечина передняя, 9 - лонжероны, 10 - кронштейны оси ведущего колеса (СтЗ); дет. 1, 3, 5, 6, 7, 8 и 9 - стальная труба 26,8×2,5.

Стойка основная: 1 — лонжерон (стальная труба 21,3×2,5 1.690, 2 шт.). 2 — кронштейн рукояток боковой (Cт3.лист.s3, 4 шт). 3 — гайка М10, 4 — кронштейн центральный (СтЗ лист s3), 5 — поперечина (стальная труба 21.3×2.5,L200).

Узел ведущего колеса: 1 - ось ведущего колеса (сталь 45), 2 — гайка М12 (2 шт.), 3 - шайба Гровера (2 шт.), 4 - кронштейн левого лонжерона рамы, 5 - втулка (капрон или фторопласт, 2 шт.), 6 - ступица двойная (сталь 45), 7 - болт М8 (6 шт.), 8 -диск ведущего колеса (СтЗ), 9 - грунтозацеп (Ст5, 11 шт.), 10 - болт М6 (6 шт.), 11 - звездочка от велосипеда, 12 - лонжерон рамы правый.

Рукоятка управления левая: 1 - ручка (от мотоцикла). 2 - рычаг сцепления с защелкой (для правой рукоятки - манетка управления дроссельной заслонкой), 3 - штанга (стальная труба), 4 - наконечник (СтЗ).

Кронштейн крепления основной стойки (СтЗ, полоса 22×3).

Ось механизма натяжения цепи (сталь 45).

Кронштейн крепления навесных орудий: 1 - поперечина (уголок 40×40), 2, 3 - тяги левая и правая (уголок 40×40), 4 - пластина (СтЗ, лист, s5).

Детали механизма натяжения цепи: а - рычаг (СтЗ, полоса 22×4, 2 шт.), б - фиксатор (СтЗ, полоса 20×1,5, 2 шт.).

Культиватор – оборудование, необходимое для любого земледельца. Оно позволяет обрабатывать почву без выворачивания больших пластов земли, не нарушая её плодородный слой.

Но у него есть один важный недостаток – его стоимость. Поэтому довольно часто на просторах нашей страны можно встретить ручной или электрический культиватор, изготовленные своими руками.

Какие необходимы материалы

Изготовление культиватора своими руками для трактора, мини-трактора или мотоблока – дело крайне простое, важно лишь наличие желания и необходимого инструмента. Для сборки вам потребуются:

  • компактная болгарка;
  • диски по металлу;
  • сварочный аппарат и электроды к нему;
  • наждак с двумя дисками, которые имеют разное абразивное значение;
  • дрель и комплект различных сверл к ней.

Также необходимы материалы, из которых будет изготовлен культиватор:

  • металлические квадратные пластины , размер которых зависит от конкретной модели мотоблока (чаще всего достаточно пластин 15×15 см);
  • плоские прямоугольные пластины , которые будут выполнять роль фрез. Их длина и ширина также зависят от конкретной модели мотоблока. Оптимальный размер составляет в длину 25, а в ширину – 4 см;
  • болты и гайки в количестве 16 штук (попарно);
  • длинная трубка из прочной стали.

При подборе материалов важно учитывать следующий фактор: они должны быть не только очень прочными, но и невосприимчивыми к коррозии.

Это важно, так как во время культивирования на рабочих поверхностях будет присутствовать влага, которая является сильным окислителем.

После того как все необходимое приготовлено, можно приступать к сборке. При помощи сверла по металлу в каждой квадратной и прямоугольной пластине следует сделать отверстие.

После этого надо совместить их таким образом, чтобы на каждой стороне квадрата присутствовала одна фреза. С основаниями они скрепляются при помощи болтов подходящего размера.

При отсутствии подобных крепежных элементов можно воспользоваться сваркой. Но в таком случае соединение будет не очень прочным, поэтому дисковый культиватор, изготавливаемый своими руками, сможет обрабатывать только рыхлый чернозем.

Навесной культиватор, который необходим для обработки сложных почв, должен быть максимально прочным, так как при работе на каменистом или глинистом грунте рабочая часть (фрезы и их основание) несёт максимальную нагрузку.

Она разрезается пополам и на каждую часть «надевается» площадка с фрезами. Крепиться она может как болтами, так и контактной сваркой.

По завершении вышеописанной операции, необходимо присоединить обе части самодельного культиватора к валу мотоблока. Сделать это лучше всего при помощи сверла по металлу и болтов соответствующего диаметра.

Трубка с фрезами и вал мотоблока просверливаются насквозь.

После завершения сборки следует проверить надежность всех соединений, а затем можно смело приступать к тестированию культиватора.

Что потребуется для изготовления культиватора из бензопилы своими руками

Данный вид техники является довольно дорогостоящим. При недостатке финансов выходом из ситуации может стать самодельный агрегат, изготовленный из двигателя обычной бензопилы «Дружба».

Для изготовления такого нехитрого аппарата своими руками потребуется лишь время, терпение и некоторые детали:

  • двигатель от бензопилы «Дружба»;
  • глушитель;
  • стартер;
  • топливный бак (можно использовать от старого моторного велосипеда);
  • цепь с шагом Z4 (подойдет от обычного велосипеда, но оптимальный вариант – от легкого мотоцикла «Минск» или «Восход»);
  • вал, который выступает в роли промежуточного;
  • колесо для опоры на земле;
  • металлические уголки, из которых будет собрана несущая рама;
  • колеса, диаметр которых будет зависеть от конструкции рамы и других особенностей самодельного мотокультиватора.

Также потребуется инструмент, с помощью которого будет обрабатываться металл:

  • углошлифовальная машина;
  • сварка;
  • набор рожковых ключей;
  • пассатижи.

В первую очередь собирается рама.

Соединяться она может при помощи болтов или контактной сваркой.

Конечно же, соединение при помощи болтов намного надежнее, но его не всегда можно использовать. Также, при необходимости, вместо уголков для конструирования рамы можно применить трубку из стали большой толщины.

Сама рама представляет собой сложную форму. Она выглядит как трапеция с наклоном обеих сторон в одном направлении. Между двумя одинаковыми формами привариваются скрепляющие их поперечины.

На них уже устанавливается агрегат от бензопилы «Дружба». В нижней части рамы располагается вал, на котором присутствуют два колеса для будущего культиватора, изготавливаемого своими руками, и звездочка. На ней через цепную передачу двигатель передает вращающий момент.

Рабочая часть представляет собой вал, на котором расположены фрезы, закрепленные при помощи квадратных листов металла. Вращение на вал передается при помощи таких же велосипедных звездочек (Z4).

Внимание!

Важно лишь помнить о том, что угол между плоскостью вала и звездочкой должен быть равен строго 90 градусов во избежание частых соскоков цепи.

Как изготовить культиватор из триммера своими руками

При необходимости можно легко сконструировать своими руками мини-культиватор из обычного садового бензинового триммера. Для осуществления этой нехитрой операции потребуются:

  • рабочий триммер;
  • инструмент для обработки металла (болгарка, сварка и ручной инструмент);
  • обычные садовые вилы;
  • стальная трубка, диаметр которой позволит подсоединить её к валу триммера.

В качестве рабочей части можно использовать специальным образом изогнутые прутья от обычных садовых вил. Оптимальная их длина составляет приблизительно 10-15 см. Именно на такую глубину чаще всего рыхлят почву.

В первую очередь следует изготовить рабочую часть. Она будет представлять собой сплющенные зубцы вил, ширина их должна составлять примерно 1 см.

При помощи наждака, на который установлен диск с малым абразивным числом, полученные фрезы затачиваются. После этого необходимо изготовить круглый пятак, диаметр которого будет составлять примерно 10 см.

Он должен быть идеальной формы, чтобы расположить на равном удалении друг от друга фрезы, оптимальное количество которых – 3 штуки.

Можно использовать и больше, но в таком случае нагрузка на аппарат будет чрезвычайно высока.

Оптимальная мощность двигателя для использования его в качестве агрегата культиватора – 2 лошадиных силы или более. Такие триммеры выпускает компания Husqvarna, их стоимость составляет 9 550 руб.

Несколько дешевле модель DDE GB 32 RD.

Сборка самодельного культиватора

Его мощность составляет 1,4 л. с. Он также подойдет для использования в качестве агрегата культиватора.

Один из самых важных этапов работы – подсоединение основы с фрезами к триммеру.

Данная операция существенно упрощается, если на конце вала имеется обратная резьба, к которой оснастка просто прикручивается. Именно такой моделью является триммер DDE GB 32 RD.

В подобном случае на стальную трубку приваривается гайка нужного диаметра. Также существуют триммеры, внутри вала которых имеется резьба.

Как изготовить культиватор из дрели своими руками

Если в огороде требуется выполнять работы культиватором, но делать это нужно с большой точностью, можно изготовить рассматриваемый инструмент из обычной дрели. Для этого потребуется совсем немного:

  • рабочая дрель;
  • стальной стержень, который сможет обжать патрон имеющейся дрели;
  • фрезы.

Также необходимо наличие инструмента для обработки металлических поверхностей:

  • болгарка;
  • наждак;
  • сварка.

Предварительное составление чертежей для культиватора, изготавливаемого своими руками, не требуется.

Стальной стержень, оптимальный диаметр которого составляет 10 мм, будет выступать в роли вала, передающего вращение от двигателя дрели через патрон к фрезам.

В качестве фрез может выступать любой листовой металл, если его толщина и твердость позволяют работать с проблемными почвами.

Также можно использовать обычные металлические уголки, которые имеют ширину 10 мм и длину 100-150 мм. Из них при помощи болгарки изготавливают обычные плоские прямоугольники.

После этого можно смело вставлять полученную конструкцию в патрон дрели и выполнять работы по обработке огорода, приусадебного участка.

Сделать редуктор для мотоблока своими руками – задача сложная и в то же время интересная. Это один из важных механизмов, без которого немыслима работа садовой техники с использованием мотоблока. Его главная задача – уменьшить обороты приводного вала и одновременно увеличить или уменьшить крутящий момент на привод.

Купить передающий механизм на свой мотоблок можно в специализированном магазине, но разумнее собрать редуктор своими руками, с учетом всех технических характеристик двигателя. Это будет лучшим вариантом, поскольку при конструировании механизма под конкретную силовую установку делается индивидуальный расчет, что позволит упростить задачу сопряжения его с двигателем.

Приступая к изготовлению редуктора, необходимо уточнить, какой тип механизма предпочтительнее для вашего мотоблока. Это зависит не только от мощности двигателя, но и от схемы его расположения, а также от уровня сложности поставленных задач.

Типы редукторов

Конструкция любого преобразующего устройства для мотоблока (редуктора) состоит из набора передающих движение валов или зубчатых колес разного диаметра, заключенных в прочный корпус.

Преобразующие устройства делятся на несколько видов по типу передачи:

  • цепной;
  • ременной;
  • шестеренчатый;
  • червячный (шестеренчато-червячный);
  • комбинированные системы.

Для редукторов цепного типа передача вращения обеспечивается с использованием цепи и разновеликими звездочками, которые устанавливаются на вращательных валах. Принцип работы ременного механизма схож с цепным, но вместо звездочек и цепи используются шкивы и ремень.

Внутри корпуса шестеренчатого редуктора размещаются валы с насаженными на них шестернями, имеющими прямые или косые зубья. Шестерни передают вращение от двигателя к движущимся деталям. Конические шестерни используются в угловых механизмах для тяжелых мотоблоков.

Типы механизмов

По способу работы и действию все преобразующие механизмы для мотоблоков делятся на несколько типов:

  • угловой;
  • понижающий;
  • реверсивный с задней скоростью (реверс-редуктор заднего хода);

Для перенаправления вращательной энергии от вертикального привода в горизонтальную плоскость используется угловой редуктор с использованием конических шестерней (конический редуктор).

Снижение количества оборотов и увеличения мощности приводного механизма обеспечивают понижающие шестеренчатые редукторы, или . Они считаются наиболее надежными для работы дизельного или бензинового мотоблока, имеющего воздушное охлаждение. Это позволяет использовать их для особо тяжелых работ – например, для вспашки тяжелого грунта или сбора урожая картофеля с помощью картофелекопалки.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Как сделать самодельный редуктор для мотоблока

Для самостоятельной сборки преобразующего устройства на мотоблок необходимо запастись следующими инструментами:

  • штангенциркуль и металлическая линейка;
  • набор отверток разного размера, в том числе и косая;
  • пассатижи и кусачки;
  • пила по металлу;
  • электродрель с набором сверл по металлу;
  • тиски;
  • молотки – большой и маленький;
  • резиновые прокладки.

Если вы решили самостоятельно собрать редуктор для своего мотоблока, обязательно проведите приблизительный расчет. Это поможет определить, как минимум, передаточное число и тип преобразующего устройства, который вам нужен.

Также с помощью предварительных расчетов вы сможете оценить габариты будущего передаточного устройства.

Чтобы сделать правильный расчет, определитесь с параметрами вашего двигателя. Для расчетов необходимо уточнить несколько данных:

  1. Число оборотов коленвала двигателя. Однако эта величина не является постоянной: стоит «прибавить газ», и она значительно увеличится. Поэтому расчеты основываются на базе – количество холостых оборотов плюс 10%.
  2. Расчетное число оборотов для оси подвески. Оно высчитывается с учетом диаметра колес для определения выбега за один полный оборот. На основе этого можно посчитать, с какой скоростью должна вращаться ось, чтобы обеспечить максимально комфортную скорость движения мотоблока. Это в среднем от 3 до 5 км/час.

Рассмотрим простой пример: мощность двигателя на холостом ходу с учетом увеличения на 10% составляет 600 оборотов/мин, а для обеспечения скорости 3 км/час требуется скорость вращения 200 об/мин. Следовательно, расчетное передаточное отношение редуктора составляет 3:1. Иными словами, для уменьшения скорости вращения оси в три раза, чтобы обеспечить скорость движения 3 км в час, в три раза увеличивается крутящий момент.

Пошаговая инструкция по сборке цепного редуктора

При наличии определенных навыков можно сделать редуктор любого типа своими руками, но проще всего собрать малогабаритный механизм с цепной передачей. Материалы для него легче найти, они надежны в работе.

Чтобы изготовить самодельный цепной механизм, запаситесь следующими запчастями и материалами:

  • звездочки с необходимым количеством зубьев;
  • ведомый вал;
  • цилиндрические и эксцентриковые подшипники;
  • защитный кожух;
  • крепежные детали для соединения частей кожуха;
  • цепи с необходимым количеством звеньев.

При сборке редуктора любой конструкции нельзя заменять подшипники втулками. Перекосы между ведущей и ведомой частями недопустимы.

В качестве защитного кожуха можно использовать старый корпус коробки передач подходящего размера, просверлив в нем отверстия для крепления.

  • Изготовление самодельного редуктора для мотоблока начинается с закрепления на выходном вале двигателя ведущей звездочки. Для ее фиксации можно использовать шпонку или фланец. В зависимости от конструкции выходного вала, может быть применена даже точечная сварка.
  • Ведомый вал следует выточить на станке. Звездочку на нем фиксируют так же, как и на ведущем вале.
  • Более надежный способ – изготовить вал из двух полуосей, на концах которых вытачиваются фланцы. Ведомую звездочку закрепляют между ними, скрепляя всю конструкцию болтами. В этом варианте звездочка второй ступени будет закреплена более точно и надежно.
  • Чтобы защитить механизм редуктора от грязи и механических повреждений, его помещают в защитный корпус, который служит также резервуаром, содержащим жидкую смазку для движущихся деталей.
  • В защитном корпусе (картере) просверливаются гнезда для установки опорных подшипников. Ведомый вал устанавливается на цилиндрических подшипниках, а ведущий – на эксцентриках. Меняя, в силу своих конструктивных особенностей, положение в посадочном гнезде в радиусе 15°, эксцентриковый подшипник меняет и положение ведущего вала, регулируя таким образом натяжение цепи.

Необходимо, чтобы зубья звездочки, закрепленной на ведомом вале, были погружены в смазочное масло. При вращении вала происходит равномерная смазка всех узлов цепного редуктора.

  • Для обеспечения герметичности картера по линии разъема и в местах посадки подшипников устанавливаются сальники и герметизирующие прокладки. Если не подходят стандартные прокладки, то можно использовать специальный малостойкий герметик.

Если расчет передаточного числа сделан правильно, то редуктор, аккуратно собранный с учетом всех конструктивных особенностей вашего мотоблока, обеспечит бесперебойную работу механизмов ничуть не хуже, чем его промышленные аналоги.

Редуктор — это сложный механизм, неотъемлемая часть мотоблока, культиватора и другой техники для сада. Редуктор для мотоблока состоит из передач, зубчатых или червячных, которые осуществляют вращение вала рабочего механизма. Конструкция редуктора мотоблока состоит из корпуса, в котором находятся валы, зубчатые колеса и механизмы, передающие движение.

Какие бывают редукторы для тяжелой техники?

В зависимости от особенностей работы мотоблока и его функций, производители оснащают технику разными моделями, которые могут отличаться как по форме, так и по конструкции.

Наиболее часто встречаемые варианты:

  • червячный;
  • цепной;
  • шестеренчатый.

Если взять классификацию по количеству передач, то устройство может быть одно- или многоступенчатым.

Редуктор мотоблока — один из самых важных его составляющих, который отвечает за долгий срок службы и качество работы садовой техники, причем не только культиваторов и мотоблоков, но и других единиц.

Особенности червячного устройства

Редуктор для мотоблока червячного типа имеет отличительную черту — наличие червячного зубчатого колеса и специального винта. Исключительность такого винта заключается в том, что форма профиля резьбы — трапецеидальная. Чтобы изготовить такой винт, используют материалы, которые отличаются повышенной прочностью.

Среди широкого разнообразия моделей таких винтов наиболее популярными являются одно-, двух- и четырехзаходные варианты. Заходность зависит от количества каналов резьбы на винте. По своему внешнему виду червячное колесо напоминает классическое изделие, но его резьба подогнана под особенности формы червячного винта.

Червячный редуктор мотоблока может изготавливаться из разных материалов. Например, для производства сердечника часто используют чугунный сплав или недорогую сталь. Использование недорогих материалов позволяет снизить себестоимость изделия. Что касается зубьев, то для их производства чаще всего применяют антифрикционный металл.

Основная особенность червячного устройства — его высокая эффективность. Это объясняет тот факт, что такой редуктор для мотоблока применяется в технике, основная задача которой — достичь высокого крутящего момента и низкой угловой скорости. Это возможно благодаря конструкции устройства: от двигателя крутящий момент передается на винт, в результате чего запускается процесс вращения выходного вала. Такой принцип работы имеет и редуктор культиватора.

Основные преимущества:

  • сравнительно низкий уровень шума;
  • всего два элемента (колесо+винт) обеспечивают большое передаточное отношение;
  • плавный ход;
  • одноступенчатый червячный редуктор обладает эффектом самоторможения.

Чтобы устройство прослужило вам как можно дольше, в процессе его сборки настоятельно рекомендуется соблюдать высокую точность. Особое внимание стоит уделить и регулировке механизма. Установка специальных приспособлений поможет добиться эффективного отвода лишнего тепла.

Перед тем, как купить устройство, многие покупатели сначала знакомятся с его кинематической схемой. Кинематическая схема редуктора показывает особенности его конструкции в деталях, а также позволяет лучше разобраться в тонкостях его работы. Благодаря изучению кинематической схемы можно понять, сможете вы осуществить ремонт редуктора самостоятельно или нет. Что касается именно червячного устройства, то оно простое в разборке и ремонте.

Особенности цепного и шестеренчатого устройств

Цепной редуктор — очень популярное устройство среди многих пользователей. Его отличительные характеристики делают его простым и удобным в использовании, а главное — надежным.

Основные преимущества:

  • функция реверса;
  • надежность;
  • простота эксплуатации.

Цепной редуктор может быть разным, но в большинстве случаев он разборный, то есть имеет болтовое соединение. Это способствует легкой визуальной диагностике состояния шестеренок и цепей, а также более легкому регулярному смазыванию.

Самая распространенная поломка цепного редуктора мотоблока — разрыв цепи или ее растяжение. Такая поломка довольно простая в устранении для обычного пользователя. Возможность отремонтировать устройство в домашних условиях — неоспоримое преимущество цепного изделия.

Схема редуктора цепного довольно проста. Такой редуктор на мотоблок состоит из цепи и двух звездочек — нижней и верхней. Ведомая звездочка (нижняя) располагается на рабочем валу, благодаря чему механизм приводится в движение. За счет передаточного числа на звездочках предоставляется возможность увеличивать усилие на фрезах. В этом случае корпус изделия отличается тонкостью, как результат — достигается максимальный показатель заглубления фрез.

Шестеренчатый редуктор — это устройство, которое устанавливается преимущественно в тяжелых мотоблоках. Отличается простотой конструкции. Его трансмиссия служит передатчиком энергии от двигателя к колесам.

Основные преимущества:

  • простота эксплуатации;
  • высокая надежность.

Недостатком можно назвать сложность обслуживания. Шестеренчатый редуктор на двигатель — лучший выбор для тяжелой профессиональной садовой техники. Иногда такой редуктор для мотоблока встречается и в мощных культиваторах. В этом случае культиваторы с таким устройством будут стоить дороже тех, которые оснащаются более доступными червячными моделями.

Двигатель для мотоблока с шестеренчатым устройством прослужит дольше того, у которого червячный вариант.

Подводим итоги

Редуктор на мотоблок — неотъемлемая составляющая слаженной и эффективной работы механизма. Этот маленький элемент выполняет важную функцию и повышает эффективность работы двигателя. В зависимости от видов мотоблоков и их предназначения (профессиональные или бытовые), они могут оснащаться разными редукторами. Правильно работая с техникой и проводя регулярные техосмотры, вы обеспечите своей сельскохозяйственной технике продуктивную работу. Покупайте редуктор для культиватора конкретно по предназначению, и техника прослужит вам много лет.

С целью повышения и улучшения эффективности сельскохозяйственного производства агрокомпании, аграрные предприятия, фермерские хозяйства и обычные земледельцы используют всевозможные механические агрегаты. Верным помощником любого фермера, садовода и просто человека с дачным участком при вспахивании земли, уборки травы, снега, приусадебных участков и даже перевозки мелкогабаритных грузов является мотоблок – маленький трактор с рычагами управления. Это устройство оснащено двумя колесами и мотором, мощность которого зависит от выбранной модели мотоблока или его модификации. Что, в свою очередь, значительно облегчает человеческий труд и уменьшает количество прилагаемых усилий.

Эксплуатация данного агрегата не требует сильных затрат времени и силы, так как он довольно простой по своей структуре. Однако для тех, кто не нуждается в мощности мотоблока, прекрасно подойдет мотокультиватор – его упрощенная версия.

Редуктор в сочетании с силовым аппаратом, рамой и подвеской образует мотоблок.

Данный механизм можно сделать собственноручно

Устройство редуктора

Один из самых важных и наиболее обсуждаемых среди любителей сельского хозяйства элемент этого механического устройства – редуктор (преобразователь). В работе аппарата эта деталь играет роль, равносильную роле двигателя.

Важно, что, отвечая за передачу крутящего момента на приводной вал, редуктор прямо влияет на долговечность мотоблока. Он также отвечает за скорость и движение агрегата.

Основными элементами устройства редуктора мотоблока являются:

  • крепкая металлическая обшивка;
  • валы и зубчатые колеса;
  • звездочки;
  • подшипники;
  • ременной или цепной привод.

В этом видео вы узнаете, как сделать редуктор:

Принцип роботы следующий: поскольку главной задачей редуктора является возможность изменения скорости вращения в момент передачи усилия между устройствами. Он осуществляет передачу крутящего момента с приводного вала на ведомые валы, расположенные к нему под углом 90 градусов. Это возможно посредством шестеренок, зубцы которых выполнены в специфической форме.

Классификация преобразователя

Стремительное развитие современных технологий при высоком спросе на сельскохозяйственную продукцию дало толчок для модернизации и улучшения техники и ее элементов. Определенные этапы модификации прошли также преобразователи.

В зависимости от необходимости сборки-разборки, редукторы могут быть:

  • неразборными – производство такой запчасти происходит из экономичных и некачественных деталей. В таком случае деталь получается единым целым, и при поломке какого-то одного из элементов чинить или менять необходимо весь механизм;
  • разборным – предназначен для более качественной и дорогой техники, нежели предыдущий вариант. Огромное преимущество именно этого вида редуктора заключается в том, что любой элемент может быть заменен или удален в случае поломки.


В зависимости от типа передачи редуктора, существуют такие его разновидности:

  1. Угловой – отвечает за соединение мотора с трансмиссией. Этот вид широко распространен в машиностроении при производстве автомобилей и технических приспособлений. Использование такого преобразователя открывает широкие возможности в процессе работы при высоких нагрузках. Данную деталь можно сделать собственноручно, правильно подобрав детали и учитывая возможные условия эксплуатации. Корпус лучше приобрести готовый, заводского происхождения. Необходимо также обратить внимание на размер подшипников для вала. Важно, что от того, какое масло было использовано для редуктора мотоблока, будет зависеть нагрузка, которую сможет выдержать весь механизм в целом.
  2. Понижающий – основная цель данной разновидности преобразователя – обеспечение нормальной роботы всего механизма при повышенной нагрузке. Особенно пригодится для песчаных поверхностей, в которых колеса легко могут застрять. Стоит обратить внимание, что понижающий редуктор можно и приобрести, и сделать собственноручно. Сборка понижающего редуктора намного легче, чем других видов. При использовании этой модификацию происходит уменьшение количества оборотов. К примеру, это очень удобно во время работы с тяжелым грузом или прицепом.
  3. Шестеренчатый – предназначен для тяжелой и габаритной техники. Идеально подходит для моторов с вертикально расположенным валом мотоблока. Уровень шума во время работы низкий, а эффективность при этом высокая, что выделяет его на фоне других модификаций. Необходимо заметить, что для поддержания нормального уровня работоспособности важно постоянно подливать масло в картер редуктора. Достаточно часто шестеренчатый преобразователь дополняется коробкой передач. Это облегчает передвижение агрегата и не только вперед, но и задним ходом. Во время заднего хода происходит реверс обратного вращения мотоблока, благодаря рычагу управления. Главное его преимущество – гарантированный более длинный срок эксплуатации механизма.
  4. Червячный – если предыдущий вариант использовался при комплектации габаритной сельскохозяйственной техники, то этот представитель – для мотоблоков, культиваторов и прочих мини-тракторов. Гарантирует стабильную роботу аппарата без лишних неисправностей и поломок. Эта модификация, как и предыдущая, оснащена реверсом обратного вращения для заднего хода. Работоспособность повышается, благодаря стойкости материала, из которого сделаны детали. Среди главных преимуществ необходимо обратить внимание на:
    • практически бесшумный;
    • легкая конструкция – 2 основные составляющие детали;
    • достаточно длинный срок использования агрегата;
    • мягкий ход. Эти качества хорошо заметны при сборке червячного редуктора своими руками.
  5. Цепной – главную функциональную роль в этой модификации выполняет цепь (иногда 2 или более). Схема работы мотоблока с цепным редуктором схожа со схемой работы ременного привода в сцеплении. Цепь так же одевается на звездочки разных размеров, благодаря чему передается крутящий момент. Такого рода цепной механизм славится своей надежностью. Цепь редуктора нуждается в постоянной смазке и проверки ее натяжения. В случае разрыва цепи, ее нужно заменить на новую. Также аппарат может ездить задним ходом.
  6. Комбинированный – это сочетание двух видов передач. В одном случае это может быть червячная и зубчатая передачи, в другом – цилиндрическая и червячная. В зависимости от количества передач, редуктор может быть, соответственно, одноступенчатым, двухступенчатым и т.д. Отношение количества зубьев ведомой шестерни к ведущей в одноступенчатой модификации равно семи, двухступенчатой – до сорока и трехступенчатой – до ста пятидесяти. Этот механизм является самым удобным среди всех вышеперечисленных, поскольку при маленьких размерах и низкой цене он обладает прекрасными характеристиками и возможностями.

Редукторы бывают нескольких типов

Редуктор своими руками

Несмотря на обилие технических приспособлений, многие умельцы берутся сделать редуктор для мотоблока своими руками. Для этого процесса не нужно использовать умные заводские станки. Достаточно иметь стандартный набор инструментов: болгарку, сварочные приспособления, дрель и разного размера сверла, отвертку, молотки. Среди деталей для самого преобразователя у вас должны присутствовать валы и подшипники, звездочки с подходящими по размерам цепями, шестеренки и ремни.

Подготовка

Важнейшим элементом сборки редуктора мотоблока является подготовка. Без заранее проведенных расчетов, определения размеров и правильного количества оборотов коленвала успешно собрать редуктор на мотоблок не получится.

Расчеты проводятся в следующем порядке:

  • определение числа оборотов коленвала мотора. Это число не может быть одинаковым всегда, поскольку в случае нажатия на педаль «газ», это число, несомненно, возрастет. Поэтому для избежания ошибок и неточностей в дальнейших расчетах необходимо брать число оборотов + 10%;
  • следующий этап – определение количества оборотов оси подвески. За основу берем размер колеса и при помощи формулы определяем величину выбега за полный оборот. Далее проектируем это на нормальную скорость движения мотоблока – 3-5 км/час.

Сборка

При большом желании, наличии соответствующих инструментов, а также имея элементарные навыки сборки-разборки, можно собрать редуктор к мотоблоку любой модификации. Однако наиболее легким будет цепной редуктор. Он легок в сборке, надежный, и материалы для его изготовления есть всегда в наличии.

Итак, сборка самодельного редуктора для мотоблока происходит следующим путем:

  • корпусом для изделия может послужить старая коробка передач, или же можно собственноручно сварить металлические пластины между собой. Корпус является важнейшим компонентом, поскольку защищает редуктор от механических повреждений, попадания грязи, пыли и других предметов;
  • на выходном вале мотора необходимо закрепить звездочку;
  • затем крепим ведомый вал к звездочке, как перед этим крепили ее к выходному валу;
  • если вал сформировать из 2 полуосей, а ведомую звездочку зафиксировать посредине, конструкция будет надежнее. Далее все закрепить болтами;
  • в защитном корпусе проделать отверстия для крепления и соединить его с основной конструкцией. Также он сдерживает жидкую смазку внутри механизма;
  • использовать герметизирующие прокладки по краям корпуса.


Если все вышеперечисленные действия выполнены правильно, то редуктор для мотоблока, выполненный своими руками, будет работать не хуже, а то и лучше, заводского аналога.

Замена масла

Важным элементом ухода за агрегатом является поддержание нормального количества масла в редукторе. Упустив этот момент из виду, остатки старого масла могут серьезно навредить деталям. Заметив потеки масла снаружи корпуса, будьте уверены – это недостаточная герметизация или проблема с прокладками.

Масло для редуктора мотоблока лучше использовать качественное – трансмиссионное.

Внимание! Периодичность замены масла зависит от модели аппарата, его модификации, объема двигателя и размера бака.

Такие данные обычно описывают производители в инструкции к механизму.

Общие правила замены масла:

  • 25-50 часов с начала работы механизма – первая смена масла;
  • 100-250 часов с начала работы или после 1-2 лет хранения – нормальная периодичность проверки масла.
Поделиться: