Как правильно поставить свечу. Как правильно ставить свечи в храме

Свеча – это добровольная жертва человека Всевышнему, выражающая подготовленность к послушанию и услужению. Она символизирует теплоту и любовь к Господу, Пресвятой Борогодице и каждому святым. Дабы поставить свечу за здравие , необходимо соблюдать некоторые церковные правила.

Инструкция

1. Приходите в храм одетыми скромно: женщины – с закрытыми плечами, грудью, ногами, покрытой головой и желанно без косметики, мужчины – в брюках и рубашке, без головного убора.

2. Дабы поставить свечу за здравие , в церковь надобно прийти до начала богослужения либо позже его окончания: во время службы невозможно ходить по храму либо передавать свечи через других прихожан. Если у вас нет времени стоять на службе, выберите часы, в которые в церкви не проводят литургии.

3. По сложившейся обычии свечи ставят в таком порядке: вначале к Празднику либо чтимой храмовой иконе, которая находится прямо наоборот входа в алтарь, к мощам Святого, если они имеются в храме, к иконе Святого, имя которого носите, а после этого за здравие . Дозволено предпочесть всякий из подсвечников, за исключением того, на тот, что ставятся свечи за упокой – панихидный столик прямоугольной формы с распятием.

4. Свечи о здравии ставят Спасителю, Божией Матери, целителю Пантелеймону и тем Святым, которые по свободе Божьей исцеляют болезни и помогают в различных обстановках. Скажем, бесплодные пары могут поставить свечу о здравии Праведным Богоотцам Иоакиму и Анне – родителям Пресвятой Богородицы, а беременные женщины – Феодоровской иконе Божией Матери. С всякими недугами люди обращаются к Матроне Московской, Серафиму Саровскому и иным почитаемым Святым.

5. Приобретете в храме либо его церковной лавке несколько свечей. Их стоимость может быть разной, но значения она не имеет: как дешевая, так и дорогая свеча идентично желательны Всевышнему, если поставлены с искренней молитвой.

6. Подойдите к иконе Спасителя, Богородицы либо Святого, двукратно перекреститесь, поклонитесь, зажгите и поставьте свечу, после этого вновь перекреститесь, поклонитесь и приложитесь к образу. Перед иконой Спасителя прочтите молитву «Отче наш», а перед избранным вами Святым мысленно произнесите: «Святый Угодниче Божий (имя), моли Всевышнего обо мне греховной (-ом) (либо имя того, за кого умоляете)».

7. Если на подсвечнике заняты все места, примитивно положите свою свечу на него либо в стоящий рядом ящик: служители церкви сами поставят ее, когда догорят другие.

Подсвечники символизируют духовную высоту, а освещение каждого храма – Священный свет. Горящая свеча говорит об очищении, а «тающий» под пламенем свечи воск характеризует податливость человека к надежде. Огонь лампад, горящих в храме , символизирует любовь к всевышнему и ближнему.

Инструкция

1. Если вы хотите поставить свечи в храме , усердствуйте приходить заблаговременно, до начала богослужения. Ставить свечу во время службы не рекомендуется, чай вы отвлекаете не только священников, но и остальных верующих. Усердствуйте не докучать им просьбами поставить свечу взамен вас, тем больше не стоит протискиваться через других людей, дабы пробраться к иконе самому. Отменнее дождаться окончания богослужения в храме и только позже этого поставить свечу.

2. Если препятствий к возжжению свечи нет, подойдите к святыне, с молитвой перекреститесь два раза и поклонитесь. Позже этого подожгите свечу от пламени иной свечи . Дабы зафиксировать свою свечу на свободном месте в подсвечнике, слегка опалите нижнюю ее часть над иной горящей свечой. Не вынимайте и не тушите те свечи , которые зажгли до вас. Если в подсвечнике нет свободного места, оставьте свою свечу не зажженной рядом с ним. В всем храме следят за состоянием лампадок и подсвечников, а значит и ваша свеча через какое-то время займет свободное место. Позже того как вы поставили свечу, еще раз (3-й) перекреститесь и совершите поясной поклон. Если у святыни есть свободное место и вы никому не мешаете, приложитесь.

3. Свечи за здравие дозволено ставить всякий святыне. Основное – подумать, что именно вы хотите этому человеку: выздоровления, радостной дороги, счастья материнства, фуроров в обучении и т.д. Скажем, если человек, за которого вы молите, подготавливаться к поступлению в вуз либо не знает, какую профессию предпочесть, уместнее будет поставить свечу Сергию Радонежскому; если человек болен – целителю Пантелеймону. Помните о том, что зажженная свеча – это символ любви к всевышнему и единовременно к тому, кому она ставится. Не зажигайте свечи бездумно, так как «так принято», чай свеча без любви и благоволения не имеет смысла.

Мы так привыкли к фразе «семья – это ячейка общества», что и «ячейка» эта помаленьку сошла до штатского брака и «законная» семья в нынешней жизни имеет «контрактную» основу. А вот когда-то…

До IX века ритуал бракосочетания у славян заключался в участии в Евхаристии (причащении) на Литургии. Христианская пара по ритуалу брала участие в Евхаристии, а печатью брака было приобщение Святых Тайн. Начиная с IV столетия, в обиход входит триумфальный ритуал, сопровождающий это таинство – венчание. Под стать ритуалу и молитва во время Литургии: «о Владыко… ниспошли им … сочетание умов; сотвори их брак добросовестен; венчай их плоть воедину; сохрани их ложе неоскверненным; …чтобы их жизнь была идеальной». В обрядовых традициях Церкви Евхаристия являлась «правдивой печатью» брака, которая делается один раз и не может быть отменена, помните – «Что Всевышний сочетал, человек да не разлучает», т.е. церковный брак считался неразрывным. В 912 г по новому закону императора Льва VI Церковь обязана была придавать бракам юридический ранг. За 200 лет до этого, в 691 г, созванный императором Юстинианом VI Вселенский Константинопольский храм, исходя из расположений Евангелия от Матфея, постановил, что развенчаться в церкви допустимо, а «поводом дозволительной для развода» может служить прелюбодеяние, «очевидное беснование либо безрассудство», гибель одного из мужей. В таких случаях предписывалось «брак почитать не твердым, и нелегальное сожитие расторгать», от того что это трактуется церковью, как уничтожение брака одним из мужей, что дает право рассматривать вопрос о развенчании. Официально это не развод, а констатация отсутствия брака. Такая идеология церковного развода – развенчания – сохранилась до сего времени.Для того дабы развенчаться в церкви, нужно:

  • представить документы в Епархию, где проводилось венчание: паспорт, свидетельство о венчании, прошение, свидетельство о разводе.
  • священники из особой комиссии проведут собеседование с обеими сторонами, выслушают доводы для развода и в течение 10 дней, не позднее, перенесут решение.

Мотивации для развенчания – супружеская неверность, недееспособность, гибель кого-либо из мужей.Невзирая на наши земные страсти о развенчании, православные обычии говорят, что некогда сотворенное венчание и в нерушимой жизни тоже остается – на небесах нет развода…

Видео по теме

Свет свечи в храме олицетворяет собой образ света Священного. Свеча несет в себе отблеск Иисуса Христа как Света, Тот, что освещает путь всякого правдиво верующего человека. Когда человек впервой приходит в храм и начинает знакомиться с церковными установлениями, у него неоднократно появляется вопрос – как поставить свечу во здравие ?

Инструкция

1. Сам по себе вопрос о том, как же все-таки верно поставить свечу за здравие , дабы соблюсти церковные каноны, на самом деле не вовсе правильно сформулирован. Особых мест для установления такой свечи в храме не предусмотрено.

2. Раньше чем ставить свечу во здравие , задайте себе вопрос: «Чего я хочу человеку, о котором хочу вознести молитву?» Результат на данный вопрос поможет вам верно предпочесть икону, к которой следует поставить свечу за здравие .

3. Не стесняйтесь обращаться с разъяснениями к тем людям, которые прислуживают в храме. Традиционно они радушно откликаются на просьбы неискушенных прихожан и помогут ответить на всякий вопрос. В том числе и объяснят вам, какие иконы есть в храме, к каким святым и с какой молитвой следует обратиться в вашем определенном случае.

4. Для примера, о здравии больного человека следует молиться перед иконой святого страдальца Пантелеимона, вестимого своим целительством. Тем же, кто находится в дороге, рационально поставить свечу перед иконой Николая Чудотворца и ему же вознести молитву за здравие .

5. В православном храме существует обычай, согласно которой свечи о здравии ставят в всякие подсвечники, за исключением тех, что расположены на канунном столе и служат для свечей, которые прихожане ставят об упокоении. Следует иметь в виду, что не в всякой церкви есть канунный стол, следственно свечи и во здравие и об упокоении дозволено ставить в всякий подсвечник. Основное при этом – какую молитву мы при этом сотворим.

6. Текст молитвы может быть таким:«Спаси, Господи, и помилуй папы моего духовного (имя), родителей моих (имена), сродников и благодетелей и всех православных христиан»

7. В этом обращении к Господу мы не упоминаем о себе, помня о том, что всем, кто молится о здравии иного человека, также воздастся. Отдельно следует сказать о необходимости молиться за своих недругов и ненавистников, о чем упоминал Иисус Христос.

8. Существуют различные молитвы о здравии, их дозволено разыскать в православном «Молитвослове». Рассматривайте, что церковные книги, приобретенные у подозрительного издателя, могут быть подвержены искажениям, это касается и самих текстов молитв.

Отчего в христианских храмах принято ставить свечи ? Данный традиция берет свои истоки в глубокой древности, когда христианство только появилось в Римской империи и жестоко преследовалось. Тогдашние христиане обязаны были встречаться и проводить службы тайком, в подземных каменоломнях (катакомбах). От того что там царила кромешная тьма, люди зажигали принесенные свечи . Помимо того, помимо чистой необходимости, свечи играли и священную роль: они стали символом добровольного дара, жертвы, которую верующие приносят Всевышнему.


Позднее, когда христианство не только перестало подвергаться гонениям, но и сделалось господствующей религией, традиция зажигать свечи в храме сохранился, став символом надежды и любви к Создателю, Богородице и каждому святым угодникам. Как поясняют священнослужители, нет суровых, непременных правил, куда именно и сколько свечей нужно ставить, придя в храм. Тем не менее, существуют некоторые правила. Вначале желанно поставить свечу к иконе, символизирующей церковный праздник, тот, что отмечается именно в данный день. Такую икону обыкновенно выставляют среди храма, и ее легко узнать: чай именно перед ней горят бесчисленные свечи . Если есть какие-то сомнения – дозволено спросить у священнослужителя, всякого храмового служителя либо прихожанина.Если человек по какой-то причине не поставит первую свечу к торжественной иконе, в том нет проступка. Он абсолютно может вначале поставить свечи к иным иконам либо к мощам святого (если, финально, они находятся именно в этом храме). Дюже зачастую появляется вопрос: куда нужно ставить заздравные и поминальные свечи ? Тут есть свои тонкости, которые нужно отлично запомнить. Прося о здравии себе, своим близким либо кому-то иному, свечи ставят перед образами Спасителя, Богоматери, святого целителя Пантелеймона. Дозволено также ставить свечи перед образами тех святых, которых Спаситель наделил силой помогать людям в каких-то определенных обстоятельствах (скажем, святой Николай считается покровителем моряков). Свечи же за упокой ставят у распятия, на канун, то есть на особый стол, отведенный для этой цели. Его дозволено легко обнаружить независимо либо же обратиться с этим вопросом к любому храмовому служителю либо прихожанину. Желанно приходить в храм до того, как начнется служба, дабы спокойно, никому не мешая, поставить свечи . Если же служба теснее началась, а в храме много людей – не протискивайтесь к иконам, а отменнее передайте свечу тем, кто стоит впереди вас, тихонько попросив об службе и уточнив, перед каким именно образом ее следует поставить. Либо дождитесь окончания службы и поставьте сами.

Домашний алтарь – место для молитвы и медитации. На протяжении столетий на Руси основным, огромным, святым либо же красным называли угол, в котором располагали домашний иконостас. Божницу либо же киот (кивот) вешали с восточной стороны, так же как расположен и алтарь в церкви, от того что Восток в христианской обычии имеет специальное символическое значение.


Постарайтесь поместить икону в восточном углу комнаты либо на восточной стене здания. Согласно Библии именно на Востоке зажглась Вифлеемская звезда и оттуда придет знамение о втором пришествии. Если это нереально, легко выберите место, которое будет видно с порога комнаты. Вокруг него должно быть довольно пространства, дабы во время совместной молитвы верующие (если их несколько в доме) не задевали друг друга, не теснились перед образами. Избегайте размешать икону рядом с символами светской жизни – картинами, плакатами, настенными украшениями. Не возможно соседство икон и бытовой техники, исключительно телевизора и компьютера.Отличнее каждого поставить икону на намеренно для нее подвешенной полке, от того что рядом с ней могут находиться и другие предметы культа, таки как свечи, бутылочка со святой водой, миро, изредка рядом с иконой ставят пальмовые, березовые либо вербные ветки, цветы. К тому же принято вешать не одну икону , а сразу несколько – центральную с ликом Спасителя, по правую руку от нее иконку Богородицы с младенцем. В домашнем киоте зачастую присутствуют венчальные иконы, иконы со Святыми покровителями членов семьи, родовая либо домовая икона. Также стоит рассматривать, что перед иконкой либо иконами должна гореть лампадка, освещающая лики святых. Венчает домашний иконостас, по вероятности, крест.Зачастую верующие не ограничиваются иконой либо несколькими только в одном помещении, а размещают их в всякой комнате. Отдельно висящие иконы принято украшать вышитыми полотенцами. Располагают их также в «красном» углу, так дабы они были видны отовсюду в комнате. Дозволено поставить иконку на книжную полку, но только при условии что на ней, да и во каждом книжном шкафу, хранится религиозная письменность, а не светские книги – романы, учебники, справочники и т.д. Неприемлемо ставить иконы в так называемые «горки», пускай там даже и хранится праздничный фарфор и дорогие статуэтки.Православные христиане молятся до и позже трапезы, следственно в столовой либо на кухне, если семья ест там, также следует поместить икону Спасителя.

Обыкновенные и декоративные свечи зачастую применяются для оформления торжественных либо романтических вечеров. Их пламя придает атмосфере и торжественность, и комфорт. Одно нехорошо – при неосмотрительном обращении расплавленный парафин свечи может пролиться на скатерть, одежду либо ковер. Отстирать свечку в этих случаях дозволено с применением различных методов.

Вам понадобится

  • – утюг;
  • – бумажные салфетки;
  • – спирт;
  • – скипидар;
  • – вода;
  • – отбеливатель;
  • – пятновыводитель «Пятноль».

Инструкция

1. В том случае, когда пятнышко стеарина, парафина либо воска испортило хлопчатобумажную либо льняную скатерть, положите ее в морозилку, дабы парафин затвердел. После этого старательно тупой стороной ножика от краев к середине пятнышка, соскребите его. Стряхните со скатерти образовавшиеся куски и крошки. Если ткань белая, прокипятите скатерть в стиральном порошке. Цветную ткань простирайте в машинке при высоких температурах – выше 70 градусов. Для тканей такого типа утюг класснее не применять – цветное пятнышко от свечи станет еще огромнее и невидимее.

2. А вот когда такое пятнышко образовалось на шерстяном платье, трикотажной футболке либо ковре, вам понадобится жгучий утюг и мягкие, отменно впитывающие пары парафина, бумажные салфетки. Удалите с ткани либо ковра остатки парафина с поддержкой ножика. Ковер позже этой процедуры дозволено пропылесосить, одежду – легко стряхнуть над ванной. После этого положите на пятнышко и под него несколько слоев бумажных салфеток и осмотрительно прогладьте их теплым утюгом, дабы воск либо парафин впитались в пористую бумагу. Меняйте салфетки, пока на них не перестанут оставаться пятнышка от паров парафина.

3. Если расплавленный парафин попал на бархатную ткань, которую невозможно ни кипятить, ни гладить утюгом, удалите его остатки и протрите оставшийся след мягкой тряпочкой, смоченной в спирте. Отлично удаляет сходственные пятнышка и скипидар, но если ткань нежная, отличнее развести его с водой. Спирт и скипидар помогут и в том случае, когда на ткани останется цветное пятнышко от декоративной свечи. С белой ткани такое пятнышко дозволено удалить отбеливателем, а также любым иным обесцвечивающим средством либо пятновыводителем, скажем, «Пятнолем».

4. С ворсистой жесткой поверхности, скажем, с ковра, удалить пятнышко дозволено, разместив его над какой-нибудь емкостью. Закипятите электрочайник и полейте пятнышко огромным числом дюже жгучей воды.

Одним из повелений Спасителя Моисею было зажигать светильник с семью свечами при всяком богослужении. Отблеск огня свечи символизирует священный свет, разгоняющий туман невежества. Зажженная свеча обозначает раскаяние и подготовленность служить Господу, любовь к нему и святым.


Обычай ставить в храме свечи – старинный традиция, наполненный священным смыслом.

Главные правила

Первое, что необходимо знать: свеча – это малая добровольная жертва Всевышнему, приобретать и ставить перед иконами ее необходимо с открытой душой, искренней надеждой, чистыми помыслами. Только тогда молитва, будь она сказана по писанию либо своими словами, будет услышана, и поддержка придет.Подойдя к иконе и подсвечнику, надобно двукратно перекреститься с поклонами, зажечь свечу и поставить ее в отдельную ячейку подсвечника. После этого следует в молитве обратиться к лику святого, позже этого еще раз перекреститься с поклоном. Свечи ставятся перед образами Спасителя, Матери Его и иным святыми, к которым обращаетесь с молитвой.Прийти в церковь класснее до начала службы, дабы позднее никому не мешать и не отвлекать других прихожан. Поджигать свечу необходимо только от других свечей, запрещено пользование спичками, зажигалками, а также приносить свечи с собой. Они обязаны быть куплены в самом храме. Бывает, что в подсвечнике нет пустых мест, ни в коем случае невозможно ставить совместно две свечи. Надобно положить их в особый ящик, священники зажгут их позже, когда освободятся ячейки.Свечи ставятся не только с какой-то просьбой, но и с благодарностью за подмога в чем-то. Если к началу службы не удалось поспеть поставить свечи, надобно дождаться ее окончания и потом обратиться к святым, Господу и Матери Божьей.В торжественные дни в церквях и храмах много народу, следственно не неизменно получается лично подойти к подсвечнику. В этом случае дозволено передать свечу иным прихожанам и указать место, куда ее поставить, послав следом молитву мысленно, и перекрестившись.

Молитвы за здравие и за упокой

Молясь о здравии и благополучии за себя и своих близких, вы обязаны призвать в молитве имя святого, к иконе которого поставлены свечи. Для поминовения умерших в храмах ставятся канунные столы, обыкновенно в левой части церкви, перед изображением Креста Господня. Такой стол дозволено узнать по прямоугольному подсвечнику с Распятием. Вначале необходимо положить снедь в корзинки, дабы служители церкви помянули умершего совместно с вами, потом подойти к подсвечнику. Свечи дозволено ставить за всех либо за всего. Следует 2 раза перекреститься, поклониться поясным поклоном, оплавить низ зажженной свечи и поставить ее в подсвечник. Свеча должна стоять прямо. Прочтя молитву, глядя на огонь свечи, вы припомните лица и речь умерших, не надобно унимать слез. Перед неспешным уходом от святого места следует перекреститься и поклониться еще раз.В церкви свечи дозволено ставить в всякие подсвечники, есть храмы, где нет канунных столов и свечи ставятся в всякий подсвечник, чай основной считается молитва.Бывает так, что человек по незнанию перепутал место и поставил свечи за здравие на канунный стол либо напротив. Не надобно мощно себя казнить за это – у Господа все живы.Свечи ставятся в дальнейшем порядке: в первую очередь свечи ставятся к торжественной иконе, которая располагается в центре церковного зала, после этого к мощам святого, если они находятся в храме, позже – за здравие, и за упокой.

Видео по теме

Как ставить свечи в церкви? Что это означает, для чего это нужно? Данная статья – это наставление православному христианину о церковной свече.

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.
Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37).
В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30, 8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.
Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. “Ты, Господи, светильник мой”, – восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). “Слово Твое – светильник ноге моей”,- говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос “в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение”, тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: “В горнице, где мы собрались, было довольно светильников ” (Деян. XX, 8).

В первые века христианства при Богослужении всегда возжигали свечи.

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. “Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме “.
В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.
Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.
В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: “во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников “.

” Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники “, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что “возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире…”

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: “Свет во тьме светит, и тьма не объяла его ” (Ин. 1, 5). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: “Свет во тьме светит”. Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. В о с к и е л е й в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века. блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (Исх. 27, 20). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.
Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам у) свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами “Свет Христов просвещает всех “. Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. П о д с в е ч н и к и всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. П а н и к а д и л о (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и п о л и к а н д и л а, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. “Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… ” (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

“Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Иоан. 1, 9), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… ”

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

“Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного” (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Как правильно ставить свечи в церкви?

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.
В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются п о л и к а н д и л а, или как у нас говорят п а н и к а д и л а, что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.
Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.
Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.
Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.
В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на алтарь и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет Василий Великий: “Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится “. В пророческом стихе “Бог Господь и явися нам” прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.
Во время провозглашения мирной етении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. “Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1 Тим. 6), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши” (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.
При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: “Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: “Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) “. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: “Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть”. Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших”.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.
Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.
Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.
Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, И), которым был просвещен христианин в крещении.
Один вид церковной свечи может вы звать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о ‘скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи “о здравии “, “об упокоении “, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.
Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят [ 1 ] А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?
Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!
Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.
Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу [ 2 ], чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют [ 3 ]. Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим
Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.
А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.
” К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не ноете мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас “. Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой [ 4 ]. Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: “Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу “. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

Примечания

1. Каждый новорожденный при крещении получает имя какого-нибудь святого, молитвам и покровительству которого крещаемый поручается на всю жизнь. Таким образом, святой, как молитвенник, покровитель и ходатай пред Богом, делаются для человека другим Ангелом хранителем (каждому при рождении дается от Бога собственно так называемый Ангел хранитель), почему и называется вообще Ангелом. Отсюда день Ангела – день памяти вашего святого.
2. См. 1 Кор. II, 1.
3. Филипп. 3,19.
4. Мф. V, 23, 24.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Наставление православному христианину о церковной свече.-М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; “Новая книга”, 1996 – 32 с.

06.10.2014

Ставя свечку в церкви, человек делает добровольно некую жертву Господу. Этим он выражает свою готовность прислуживать и слушаться Бога. Символ теплоты и любви к Отцу Божьему, Богородице и иным святым. Но не все знают, что чтобы поставить свечу за здравие, нужно придерживаться определенных правил.

Как ставить свечу во здравие в храме?

Стоит понимать, что приходить в церковь, как мужчины, так и женщины должны в скромном одеянии. Мужчины не должны приходить в головных уборах, а также спортивном костюме, к женщинам тоже относиться, но только вот покрывать голову все же нужно. Наносить макияж также не рекомендуется.

Традиции

Чтобы поставить свечку в храме за здравие себя или же своих близких, стоит знать традиции, которых нужно придерживаться. Так во время службы нельзя ходить по церкви или же мешать другим прихожанам своими просьбами о том, чтобы они пропустили вас или же поставили за вас свечу. Так, что лучше всего будет приходить после службы или до нее. Выбирать время стоит тогда, когда не будет литургии.

Ставить свечи стоит в соответствии с такой традицией. Сначала нужно подойти к иконе, которая является самой чтимой в храме или же к Празднику. Она будет расположена напротив входа в алтарь. Вам нужно будет подойти к мощам Святых, если они есть в церкви. Потом подойдите так чтобы перед вами была икона святого , которого имя носите и вы, а только потом подходите к подсвечнику, где ставят свечи за здравие. Ставят за здравие на любой из подсвечников, которые есть в храме, от их расположения значимость не будет зависеть. Только вот стоит не ставить свечи на стол для панихид, он имеет распятие, по форме он прямоугольный.

Свечки во здравие ставят Матери Божьей, Спасителю, Пантелеймону целителю, Святым, исцеляющим недуги, а также помогающие в трудных ситуациях в жизни человека. К примеру, супруги, которые страдают бесплодием, могут поставить свечку Праведным Божьим отцам Анне и Иоакиму, которые известны, как родители Пресвятой Богородицы, а вот женщины, которые вынашивают ребенка – Божьей Матери. Также те, кто имеют недуги или просят об исцелении кого-то, стоит поставить свечку:

Матроне Московской,
Саровскому Серафиму,
иным почитаемым Угодникам Божьим.

Покупать свечи нужно в храме, в лавке. Стоимость будет на свечи различна, только вот этот фактор не будет иметь никакого значения, главное искреннее обращаться к Богу. Подойдите к иконе Святого, перекреститесь и повторите 2 раза Отче наш. Поставьте свечу на свободное место в подсвечнике.


Довольно часто люди приходят в церковь, желая поставить свечу, однако, они не знают, как правильно это делается. Именно поэтому в рамках данной статьи необходимо немного рассказать об этом ритуале. Прежде всего, ...



Многие люди задаются вопросом, — «Как же необходимо вести себя в Храме?», бывает, что спросить об этом не у кого, а спрашивать у всезнающих бабушек не хочется. В первую очередь стоит понять, что Храм это не светское...


1:507

Когда мы приходим в храм, мы заходим в церковную лавку, чтобы приобрести свечи и затем поставить их перед иконами. А зачем? Такая традиция, скажут, принято так.

1:798 1:803

И не удивительно, что многие люди приходят в церковь только ради того, чтобы «поставить свечку». Не на богослужение, не для молитвы. А подразумевая под зажжением свечки в церкви некое магическое действо, которое уже само по себе приносит счастье. Этакая потребительская, в основе своей языческая, форма общения с «высшими» силами, как сделка: я вам свечку – вы мне «чтоб всё хорошо у меня стало».

1:1527

И заглядывают такие люди в церковь лишь по превеликим праздникам, ну, или по крупной житейской нужде. Ставят свечку, как будто галочку в воображаемой «книге учета хороших» дел», и, уверенные, что всё сделали по-христиански, со спокойной совестью забывают об этом самом христианстве до следующей свечки.

1:553 1:558

Есть и такие, которые кое-что смыслят себе в православии, чаще заходят в церковь, даже могут и часик выстоять, слушая пение и разглядывая иконы. Такие христиане предпочитают, раз уж дошли до храма, по максимуму обойти все иконы, по крайней мере, самые красивые и крупные, и перед каждой поставить свечку, попросить за себя и близких. Какая-то икона да поможет - практично рассуждают они – главное, свечки везде поставить, чтоб уж наверняка… И выходят они из храма, удовлетворённые проделанной работой и вполне довольные собой: «Ай да я, сколько добра попросил, должно сработать! Плюс выгода – сэкономил на покупке свечей».

1:1692

1:4

Да, практичные люди приходят в храм со своим пучком свечек, закупленными по дешёвке где-нибудь в похоронном агентстве или другой торговой точке. И даже не задумываются, что, по сути, приносят они каинову жертву. Да, тучную, обильную, но неискреннюю, корыстную, жадную.

1:495 1:500

ЧТО ТАКОЕ СВЕЧА В ХРАМЕ?

1:554

2:1058 2:1063

Это наше скромное вещественное подношение Богу. Нужно понимать, что свеча, купленная за стенами храма и затем принесённая в храм – это не жертва, а попытка откупиться. И ставить такие свечи к иконам нельзя. Просить у Всеведущего Создателя что-то для себя и при этом хитрить – всё равно, что играть в дурачки с самим собой. Такая игра и свеч-то не стоит.

2:1708

2:4

Лучше уж в храме купить всего две свечки по двадцать рублей , чем приходить с десятком, купленным на ту же сумму за пределами храма. Покупка свечей есть малая жертва Богу и его храму , пусть она будет необременительная, главное - добровольная.

2:450 2:455

Количеством свечей не «задобришь» святых. Испросить духовной помощи можно, принося своё только от чистого сердца.

2:669 2:674

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым затепли перед образом свечку, пусть она будет даже маленькая, но угодная Богу. Горящая свеча – видимый знак тёплого, светлого горения человеческого сердца, горячей любви к Богу, Богоматери, к святому, кому ставится свеча. Но если нет всего этого, то свечи не имеют никакого значения, жертва пустая.

2:1324 2:1329

Ставить свечу формально, с холодным сердцем - грех . Зажигая свечу, нужно молиться, хотя бы своими словами, но внимательно, благоговейно, с верою. Все свои мысли и чувства обращая к Богу.

2:1670 2:4

СУЕВЕРИЯ О ЦЕРКОВНЫХ СВЕЧАХ

2:66


3:572 3:579

Со свечами связано много суеверий, и все они бессмысленны. Распространяют их в основном невоцерковлённые религиозно безграмотные люди.

3:831 3:836

Не следует верить разговорам о том,

3:905
  • что свечку надо ставить только правой рукой;
  • что если она потухла, значит, будут несчастья;
  • что нельзя опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке, и так далее.
3:1223

Но вот что точно нельзя – это приобретать церковные свечи для неких магических действ, ворожбы, колдовства. Само по себе всё это чудовищный грех. И если вы совершали его, пусть даже по глупости, в детстве, не говоря уже об осознанном участии в этих богомерзких делах, то как можно скорей исповедуйтесь, принесите глубокое покаяние. И пусть свечи, которые вы зажжете, сообщают небу только о ваших богоугодных намерениях.

3:1990

3:4

КАК ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ СВЕЧИ

Если подсвечник наполнен песком, то поставить свечу очень просто.

3:184 3:189

4:693 4:698

Если же он металлический, то низ свечи следует прогреть от любого, уже горящего фитиля. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Проделывать это можно не только перед службой, но и во время нее. Нужно только не мешать молиться другим прихожанам.

4:1250 4:1255

Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

4:1629

Бывает так, особенно в престольные праздники, что все подсвечники заняты. Как ставить свечи в церкви в этом случае? Ни в коем случае не нужно беспокоиться по этому поводу, а тем более сердиться.

4:355

Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

4:552

Свечу надлежит просто положить на край подсвечника или поблизости от него. Ее обязательно поставят другие верующие или служки, как только место освободится. Останется только порадоваться, что в храме так много прихожан, а их вера столь крепка.

4:1002

Поставив свечку перед избранным вами угодником Божиим, мысленно произнесите: «Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне грешной (ом) (или имя, за кого просите)».
Затем надо подойти и приложиться к иконе.

4:1390

КОМУ И СКОЛЬКО СТАВИТЬ СВЕЧЕЙ

4:1455

5:1961

5:4

Нет обязательных правил сколько и кому ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу.

5:179 5:184

В первую очередь, хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

5:680 5:685

СВЕЧИ ЗА ЗДРАВИЕ И ЗА УПОКОЙ

5:748

6:1254 6:1259

Свечи «За упокой» обычно ставятся в церкви на специальный поминальный стол - канун, чтобы почтить добрую память человека, отошедшего в мир иной, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

6:1789 6:4

Если ставишь свечи за других людей или за души усопших, то поминаешь имена тех, за которых ты приносишь эту малую жертву свою. Ты можешь ставить по одной свечечке за каждое имя или одну большую свечу за нескольких живых лиц или душ усопших.

6:444 6:449

Свечки «за здравие» ставятся по различным поводам: в благодарность за что-либо, в помощь при трудном решении, перед серьезной поездкой, рискованным делом и так далее.

6:757 6:762

КАКИМ ИКОНАМ И КАКИМ СВЯТЫМ СТАВИТЬ СВЕЧИ

6:848 7:1354 7:1359

Конечно же, главными являются мысли, с которыми ставится свеча.

7:1477 7:1482

Если вымолитесь за человека, страдающего заболеванием, помолитесь перед иконой Божьей Матери «Целительница», к поставьте свечку.

7:1725

7:4

Если встал человек на путь алкоголизма, то свеча может быть поставлена иконе «Неупиваемая Чаша». Часто ставят свечи своим святым покровителям.

7:271 7:276

Если ставишь свечу (свечи) за себя, то говоришь при этом Господу, Богородице или святому, пред образом которого ставишь свечу, чтобы эта свеча была принята за тебя, твое здоровье и спасение.

7:624 7:629

8:1133 8:1138

МОЖНО ЛИ ДЕРЖАТЬ ГОРЯЩУЮ СВЕЧУ В РУКЕ И СТОЯТЬ С НЕЙ?

С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка . Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник , который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

8:2230

8:4

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ОБ ОТПУЩЕНИИ ГРЕХОВ?

Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

8:526 8:531

КАКОМУ СВЯТОМУ ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ПРИ СЕМЕЙНОМ РАЗЛАДЕ, КОГДА МУЖ ХОЧЕТ УЙТИ ИЗ СЕМЬИ?

О семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской . Также полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к мужу, испросить прощения, попытаться примириться.

8:1120 8:1125

МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О НЕКРЕЩЕНОМ НОВОРОЖДЕННОМ РЕБЕНКЕ, КОТОРЫЙ ЗАБОЛЕЛ?

Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится. Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех. А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.

8:2265

8:4

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ПРИСТРАСТИЛСЯ К НАРКОТИКАМ?

Об избавлении от этой страсти можно помолиться и поставить свечу перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша», мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

8:451 8:456

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СЕРЬЕЗНО ЗАБОЛЕЛ?

Свечу можно поставить к любой иконе: Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим . Кроме этого надо знать, что болезнь ребенка – для всей семьи время молитвы и покаяния. Она как бы стимулирует духовную жизнь. Малышу следует давать святую воду, омывать его этой водой.

8:1081

И самое главное - это причащение больного ребенка Святых Христовых Таин. Причащение может быть как дома, так и в больнице, и в храме, в зависимости от состояния малыша. Если ребенок уже умеет молиться, пусть делает это сам, если же не умеет, то родителям и крестным надо делать это за него. И, разумеется, духовное делание должно сочетаться с лечением, которое сможет рекомендовать профессиональный доктор.

8:1824 8:4

КАКОЙ ИКОНЕ ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ПЕРЕД ПРЕДСТОЯЩЕЙ ОПЕРАЦИЕЙ?

Можно поставить свечи и помолиться святому великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребреникам Косме и Дамиану. А еще надо подготовиться к Исповеди и Причастию, заказать молебен о благополучном исходе операции, узнать имя врача и помолиться о том, чтобы его руками управлял Господь.

8:683 8:688

МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О ЗДРАВИИ САМОГО СЕБЯ?

Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

8:1083 8:1088

МОЖНО ЛИ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ СТАВИТЬ СВЕЧИ ЗА УПОКОЙ?

Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем

8:1293 8:1298

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О БЛАГОПОЛУЧИИ В ДЕЛАХ?

Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах. Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

8:2640

8:4

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ ЗА ТРАГИЧЕСКИ ПОГИБШЕГО НЕКРЕЩЕНОГО И ВООБЩЕ ОБ УПОКОЕНИИ НЕКРЕЩЕНЫХ?

Ставить свечи и молиться за некрещеных можно , но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.

8:374 8:379

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ В ПАСХУ?

Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.

8:812 8:817

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ, КУПЛЕННЫЕ В ДРУГОМ ХРАМЕ?

Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.

8:1098 8:1103

ЧТО ДЕЛАТЬ СО СВЕЧОЙ ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ КУЛИЧЕЙ И ЯИЦ? МОЖНО ЛИ УНОСИТЬ ЕЕ ДОМОЙ?

Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

8:1436 8:1441

ЗАЧЕМ СНИМАЮТ СГОРЕВШИЕ ТОЛЬКО ДО ПОЛОВИНЫ СВЕЧИ, ВЕДЬ МЫ ЗА НИХ ДЕНЬГИ ПЛАТИМ…

Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают не полностью догоревшими. Не надо смущаться этим, а также тем, что не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы – жертва уже принята Богом.

8:2009

8:4

КОГДА ПРИМЕНЯЮТ ЛАДАН? МОЖНО ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ ДОМА?

Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы.

8:407

Надо помнить: чтобы молитвы достигли успеха, молиться Святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом со словами, идущими от сердца.

4.1. Что означают церковные свечи? Зачем их ставят в храме? Свеча – это символ молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими. Свеча – знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к Божественному свету. Горящая свеча – это видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нельзя. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой – хотя бы самой простой, своими словами.

4.2. Что символизирует поставленная перед иконой свеча?

– Огонь свечи церковной символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

4.3. Когда надо ставить свечи?

– Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшие на богослужение должны ставить свечи после его окончания.

4.4. Как правильно поставить свечу?

– Свечи церковные зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

4.5. Кому и сколько свечей надо ставить?

– Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу.
В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

4.6. Можно ли положить свечу на подсвечник, если ее уже некуда ставить?

– Так и надо делать. Неправильно делают те, кто ставит церковные свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

4.7. Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?

– С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи церковные и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

4.8. Кому поставить свечу об отпущении грехов? Что читать об отпущении грехов?

– Грехи отпускаются только на после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

4.9. Какому святому лучше поставить свечу при семейном разладе, когда муж хочет уйти из семьи?

– О семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской.
Также полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к мужу, испросить прощения, попытаться примириться. Во всех семейных нестроениях обычно бывают виноваты обе стороны, но кто-то должен сделать первый шаг к примирению. Апостол Павел советует: «Облекитесь…в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:12-14).

4.10. Можно ли поставить свечу о некрещеном новорожденном ребенке, который заболел?

– Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них церковные свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится.
Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех. А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.

4.11. Кому поставить свечу о человеке, который пристрастился к наркотикам?

– Об избавлении от этой страсти можно помолиться и поставить свечу перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша», мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

4.12. Кому поставить свечу, если ребенок серьезно заболел?

– Свечу можно поставить к любой иконе: Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим.
Кроме этого надо знать, что болезнь ребенка – для всей семьи время молитвы и покаяния. Она как бы стимулирует духовную жизнь. Малышу следует давать святую воду, омывать его этой водой. И самое главное - это причащение больного ребенка Святых Христовых Таин. Причащение может быть как дома, так и в больнице, и в храме, в зависимости от состояния малыша. Если ребенок уже умеет молиться, пусть делает это сам, если же не умеет, то родителям и крестным надо делать это за него. И, разумеется, духовное делание должно сочетаться с лечением, которое сможет рекомендовать профессиональный доктор.

4.13. Какой иконе лучше поставить свечу перед предстоящей операцией?

– Можно поставить церковные свечи и помолиться святому великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребреникам Косме и Дамиану. А еще надо подготовиться к Исповеди и Причастию, заказать молебен о благополучном исходе операции, узнать имя врача и помолиться о том, чтобы его руками управлял Господь.

4.14. Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?

– Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

4.15. Можно ли беременной женщине ставить свечи за упокой?

– Ставить церковные свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.

4.16. Кому поставить свечу о благополучии в делах?

– Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.
Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку; и что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

4.17. Куда поставить свечу от заговора?

– Боязнь колдунов происходит от двух причин: от маловерия и от религиозной безграмотности. Есть истинная вера, а есть . Есть страх Божий, а есть страх вражий. Прекрасно об этом сказал Георгий Затворник, что кто демонов боится, тот имеет не страх Божий, а страх вражий, от неверия рожденный. То есть потеря страха Божия – это отступление от истинной веры, и оно приводит или тоже к вере, но только во врага, или к страху перед диаволом.
Страх – это искушение и вражеское действие. Враг старается за счет страха держать человека в постоянном напряжении. Бояться надо только Страшного Суда, который неотвратим для каждого человека. Господь об этом предупреждает: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). То есть настоящий страх – это страх нагрешить, страх оскорбить Бога.

4.18. Можно ли ставить свечи за трагически погибшего некрещеного и вообще об упокоении некрещеных?

– Ставить свечи и молиться за некрещеных можно, но и упокоении с именами некрещеных нельзя.

4.19. Можно ли ставить свечи о здравии и упокоении в Пасху?

– Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.

4.20. Можно ли молиться и ставить церковные свечи за животных?

– Поскольку Бог является Творцом всякой твари, то молиться за животных можно. В молитвословах есть специальные молитвы, которые читаются при болезнях и падеже скота. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч.12:10).
Животные имеют душу, которая умирает вместе с телом. Смерть не влечет за собою для них ни блаженства, ни мучений. Душа же человека бессмертна, так как создана по образу и подобию Божию и получила от Него дар вечной жизни. Церковная свеча имеет много глубоких духовных значений, одно из которых – свидетельство причастности человека к Божественному свету. Поэтому ставить свечи правильнее за людей, а не за животных.

4.21. Какому святому и можно ли поставить свечу за победу футбольной команды?

– Пребывая в посте, молитве и воздержании, святые, перед иконами которых ставят свечи, вели строгую подвижническую жизнь, за что и удостоились от Бога Царства Небесного. К ним надо обращаться с просьбами, которые полезны для спасения души. Увлечение азартными играми несовместимо с духовной жизнью.

4.22. Верить ли тому, что на одной службе нельзя ставить несколько свечей за одного человека?

– Не надо верить никаким бессмысленным рекомендациям. Важно не количество поставленных свечей, а искренность веры и молитвы. Можно молиться и вовсе без свечей.
Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны. Не следует верить разговорам о том, что свечку надо ставить только правой рукой; что если она потухла, значит, будут несчастья; что нельзя опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке, и так далее.

4.23. Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме?

– Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.

4.24. Что делать со свечой после освящения куличей и яиц? Можно ли уносить ее домой?

– Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

4.25. Зачем снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим…

– Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают не полностью догоревшими. Не надо смущаться этим, а также тем, что не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы – жертва уже принята Богом.

4.26. Когда применяют ладан? Можно ли пользоваться им дома?

– Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы. Ладан – чистейшее произведение природы. Возжигание его можно рассматривать как напоминание православным христианам о долге служить Богу от чистого сердца и с горячей верой в Него.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

Поделиться: