Изменения на политической карте

Политическая карта мира - это географическая карта, на которой обозначены суверенные государства, зависимые территории, их границы и столицы, административные центры. Современная политическая карта мира сформировалась в конце XX столетия.

На всем протяжении истории политическая карта мира оставалась динамичной, изменяющейся во времени. Динамичность политической карты мира - это изменение названий, границ, площади территории, столиц, суверенитета, форм правления, государственного устройства, территориального деления государств.

Изменения на политической карте бывают количественными и качественными. Количественные изменения связаны с присоединением к государству вновь открытых земель, территориальными приобретениями и потерями вследствие войн, объединением или распадом государств, обменом государствами участков территории и т. п. (рис. 35). Качественные изменения вызваны приобретением суверенитета, сменой форм правления и государственного устройства, образованием межгосударственных союзов и т. п. В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира формировалась тысячелетиями и прошла четыре этапа формирования: древний, средневековый, новый и новейший (современный).

Древний этап охватывает эпоху рабовладельческого строя. Для него характерно развитие и крушение первых государств на Земле: Древнего , Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Главным средством территориальных изменений в это время были военные действия.

Средневековый этап формирования политической карты мира связан с эпохой феодализма. Государства средневековья стремились к дальним территориальным захватам. Например, Европа была полностью разделена (Византия, Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киевская Русь). Новый этап, начавшийся в XVI в. и продолжавшийся до окончания Первой мировой войны, отличался колониальной экспансией и распространением международных хозяйственных связей на весь мир. Этот этап вошел в историю как эпоха Великих географических открытий, в это время формировались крупные империи.

На рубеже XIX-XX вв. обострилась борьба между ведущими странами за территориальный раздел мира. В 1876 г. всего 10 % территории Африки принадлежало западноевропейским странам, в 1900 г. - уже 90 %. К началу XX в. раздел мира оказался полностью завершенным. Новейший, или современный, этап начался после Первой мировой войны.

Он характеризуется распадом ряда государств-империй (Российская, Османская, Австро-Венгерская), мировых колониальных империй, возникновением и распадом мировой социалистической системы, образованием самостоятельных африканских государств («год Африки»), появлением ряда новых стран после Второй мировой войны, распадом СССР, Югославии и т. д.

Политические, этнические и религиозные конфликты мира. Человечество представляет собой сложную этническую систему, состоящую из нескольких тысяч этнических общностей. Они отличаются численностью и уровнем развития. Конфликты порождаются политическими, социально-экономическими и историческими условиями этносов, в которых они живут.

Политические конфликты. На протяжении второй половины ХХ в. постоянной «горячей точкой» в мире остается Ближний Восток. Причиной конфликта является исторически сложившийся комплекс политических проблем на основе территориальных, религиозных и этнических проблем. Здесь сталкиваются интересы Израиля, Сирии, Египта, Ливана и других стран. (Используя средства массовой информации, назовите современные конфликты, происшедшие в текущем году.)

Территориальные конфликты связаны с многочисленными миграциями населения, сменами границ государств, созданием независимых государств. Главной причиной споров является исторический характер спорной территории, а это влечет за собой претензии на территорию других государств. Много десятилетий продолжается конфликт между Индией и Пакистаном из-за области Кашмир. Примером политических и межнациональных конфликтов является война между боснийцами и сербами после распада Югославии.

Этносы, не имеющие собственных суверенных государств, стремятся организовать общественные движения с целью создания суверенного государства. Примером может служить вооруженная борьба курдов в Турции, Ираке и Иране с целью создания государства Курдистан.

Одним из факторов этнических конфликтов может выступать историческая память народов. Она сохраняет следы насильственных действий в области национальной политики по отношению к ним: произвольное изменение национальных границ, искусственное разделение этнических общностей, несправедливое национальное устройство и т. д.

С национальными противоречиями часто переплетаются религиозные. Это также приводит к возникновению «горячих точек». Например, в Северной Ирландии многие годы наблюдается религиозная рознь между католиками и протестантами.

Экологическая ситуация и борьба за ресурсы (землю и недра) могут стать причиной обострения отношений. Каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое право на использование земли и природных ресурсов. Примером может служить конфликт между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими островами.

Большинство региональных и локальных конфликтов происходит в Азии (Индия, Индонезия, Афганистан, Израиль, Ирак и др.) и в Африке (Демократическая Республика Конго, Судан, Эфиопия, Либерия и др.). Все конфликты приводят к вынужденной миграции населения и к тяжелым последствиям в экономической и социальной жизни государств.

Динамичность политической карты мира выражается в изменении границ государств, распаде империй, отдельных крупных государств, появлении новых стран. Современная политическая карта мира сформировалась в четыре этапа в процессе изменений, происшедших в результате войн, заключения договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, смены столиц, изменения названий стран и их столиц.

ИЗМЕНЕНИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА

Таблица 14. Сдвиги на политической карте мира

количественные качественные
  • присоединение вновь открытых земель (в прошлом);
  • территориальные приобретения или потери вследствие войн;
  • объединение или распад государств;
  • добровольные уступки (или обмен) странами участками суши;
  • отвоевание суши у моря (намыв территории).
  • историческая смена общественно экономических формаций;
  • приобретение страной политического суверенитета;
  • введение новых форм государственного устройства;
  • образование межгосударственных политических союзов и организаций;
  • появление и исчезновение на планете "горячих точек" - очагов межгосударственных конфликтных ситуаций;
  • изменение название стран и их столиц.

Таблица 15. Важнейшие изменения на политической карте мира в 90-ых годах ХХ - начале XXI веков.

территория страны год изменения на политической карте мира
Европа ГДР и ФРГ 1991 объединение Германии
СССР, СНГ 1991 распад СССР и создание СНГ, куда не вошли страны Прибалтики, а Грузия вошла в 1994 г.
Югославия 1991 распад Югославии и образование суверенных государств: Хорватии, Словении, Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины. Образование Союзной республики Югославии в составе Сербии и Черногории. Все государства, кроме Македонии, признаны международным сообществом; Сербия исключена из ООН в 1992 г.
Чехословакия 1993 разделение на два независимых государства; Чешскую Республику и Словацкую республику.
Чехословакия 1993 разделение на два независимых государства: Чешскую Республику и Словацкую республику.
ЕЭС 1993 преобразование ЕЭС в ЕС, уничтожение государственных границ в рамках ЕС
Андорра 1993 получила статус независимого государства и вступила в 1993 г. в ООН
1995 присоединение к ЕС Швеции, Финляндии, Австрии
Азия Народно-Демократическая Республика Йемен и Йеменская Арабская Республика 1990 объединение республик и провозглашение Йеменской республики
Камбоджа 1993 изменение республиканской формы правления на монархическую
Сянган (Гонконг) 1997 возвращение Китаю ("одна страна, два строя")
Африка Намибия 1990 провозглашение независимости
Эфиопия 1993 отделение и Эритреи от Эфиопии и провозглашение ее независимости
Океания Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские о-ва), Республика Маршалловы острова 1991 получили независимость и были приняты в ООН
Республика Палау 1994 вышла из Микронезии, получила независимость
Восточный Тимор 2002 Бывшая колония Индонезии, получившая независимость в 2002 г.

Только в результате распада 1992-1993 гг. число суверенных государств увеличилось с 173 до 193.

Таблица 16. Международные экономические и политические организации и союзы

ЕС НАТО НАФТА АСЕАН ОПЕК ОЭСР МЕРКОСУР
Австрия
Бельгия
Кипр
Чехия
Дания
Эстония
Германия
Греция
Финляндия
Франция
Венгрия
Ирландия
Италия
Латвия
Литва
Люксембург
Мальта
Польша
Португалия
Словакия
Словения
Испания
Швеция
Нидерланды
Великобритания.
Бельгия
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Исландия
Испания
Италия
Канада
Люксембург
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
США
Турция
Франция
Чешская Республика
Словения
Словакия
Румыния
Литва
Латвия
Эстония
Болгария
Канада
Мексика
США
Бруней
Вьетнам
Индонезия
Малайзия
Сингапур
Таиланд
Филиппины
Камбоджа
Алжир
Венесуэла
Индонезия
Ирак
Иран
Катар
Кувейт
Ливия
Нигерия
ОАЭ
Саудовская Аравия
Австралия
Австрия
Бельгия
Канада
Чешская республика
Дания
Финляндия
Франция
Германия
Греция
Венгрия
Исландия
Ирландия
Италия
Япония
Корея
Люксембург
Мексика
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Испания
Швеция
Швейцария
Турция
Соединенное Королевство Великобритании
США
Аргентина
Бразилия
Уругвай
Парагвай
штаб-квартиры:
Брюссель Брюссель Джакарта
Бангкок
Вена Париж
Аббревиатуры:
ЕС - Европейский Союз (бывш. ЕЭС, Общий рынок). Образован в 1958 г. С 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, цель которого - максимальная интеграция стран-участниц
НАТО - Организация Северо-Атлантического договора.
НАФТА - Северо-Американская зона свободной торговли. В соответствии с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг и капиталов с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валюты и координацию внешней политики.
АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти.
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития.
МЕРКОСУР - Субрегиональный блок (Общий рынок). Намечалось, что с 1995 г. (но вернее всего, по предложению Бразилии, с 2001 г.) будет действовать зона свободной торговли и единого таможенного союза.
    Отраслевые организации ООН:
  • ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры),
  • ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН),
  • МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетики),
  • МВФ (Международный валютный фонд),
  • МБРР - Международный банк реконструкции и развития.

ВАЖНЕЙШИЕ СДВИГИ В РАССТАНОВКЕ ГЛАВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

  • Укрепление международных позиций социалистического Китая. По ВВП Китай уступает лишь США и Японии, хотя пока существенно. Однако, по расчетам международных экспертов, уже в 2015 г. Китай выйдет на первое место в мире по стоимости ВВП. Сейчас Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля, производству стали, цемента, минеральных удобрений, тканей, выпуску телевизоров. В 1996 г. собрано больше всех в мире риса, в 1995 г. произведено больше всего в мире мяса. После вхождения в состав Китая Сянгана возросли вдвое запасы валюты Китая, существенно расширились финансово-инвестиционные возможности страны, возросла доля Китая в мировой торговле.
  • Продолжается падение всех прежде высоких мировых показателей России. По объему ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии - более чем в 3 раза, Испании в 1,5 раза и т.д. В 1992-1996 гг. ВВП России упал на 28% (в 1941-1941 гг. - на 21%).
  • Распространение политического и военного диктаторства США. Сферами жизненно важных интересов США объявлены теперь помимо всей Америки (уже более 170 лет действует доктрина Монро "Америка для американцев"), Западной Европы, Японии, Среднего и Ближнего Востока, также вся Восточная Европа, Прибалтика, Украина, Закавказье, государства Центральной (Средней) Азии, да и Россия, Афганистан, Пакистан, Юго-Восточная Азия, Океания.
  • Разносторонняя экономическая, социально-культурная и политическая интеграция государств Западной Европы, прежде всего в рамках ЕС.
  • Расширение блока НАТО на Восток.
  • Возрастание роли, экономического и политического значения Германии в Европе.
  • Укрепление мировых позиций Великобритании с опорой на Содружество. В Содружество "возвратилась" ЮАР, которая стала 51 членом. Наряду с этим Содружеством и Ассоциацией франкоговорящих стран во главе с Францией в 1996 г. сделана попытка создания португалоговорящих стран. В него вошли Португалия, Бразилия, Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Кабо-Верде.
  • Заметное ослабление позиций в мировой экономике и политике очень многих развивающихся стран.
  • Обострение политической и социально-экономической ситуации в Африке, Южной Азии (Пакистан и Индия) и на Ближнем Востоке (Израиль) и т.д.
  • Усиление международной борьбы с терроризмом, после событий 11 сентября 2001 года.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Политическая география - это ветвь экономической и социальной географии, находящаяся на ее стыке с политологией. В качестве самостоятельного научного направления она оформилась в конце XIX - начале XX в. Ныне ее обычно определяют как науку о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.

Это означает, что политическая география изучает:

А) формирование политической карты мира и отдельных его регионов,
б) изменения в политических границах,
в) особенности государственного строя,
г) политические партии, группировки и блоки,
д) территориальные аспекты массовых избирательных кампаний (так называемая "электоральная" география).

Все они могут рассматриваться на разных уровнях - глобальном, региональном, страновом, локальном.

Немалый интерес представляет также оценка политико-географического (геополитического) положения стран и районов, т. е. их положения по отношению к политическим союзникам и противникам, очагам разного рода политических конфликтов и др. Политико-географическое положение изменяется во времени и, следовательно, является исторической категорией.

Политико-географическое положение России после распада СССР в 1991 г. очень сильно изменилось, причем в худшую сторону. Потеря ряда прежних территорий и акваторий более всего сказалась на ее западной границе.

Политическая география и геополитика. Составной частью политической географии является также геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними, странами.

В 1897 г. вышел труд Фридриха Ратцеля "Политическая география", где было изложены основные теоретические положения геополитики как теории динамического понимания пространства. Геополитиками начала ХХ в. были выявлены географические факторы, которые играют решающую роль в мировой политике. Это стремление к расширению площади, территориальной монолитности и свободе передвижения. Россия обладала протяженной территорией, территориальной монолитностью, но не "свободой передвижения" так как не имела доступа к теплым морям. Стремление обеспечить выход к судоходным морям объясняются войны, которые вела Россия на протяжении последних столетий на своих южных и западных границах.

В эпоху первой и второй мировых войн, а также "холодной войны" геополитические концепции стремились обосновать территориальные захваты, оккупацию территорий, создание военных баз, политическое и военное вмешательство в дела других государств. В какой-то мере такая направленность остается и поныне, но все же акценты начинают постепенно смещаться в сферу обеспечения международной безопасности.

Существуют разные концепции геополитики: концепция "географической оси истории", создателем которой являлся Хэлфорд Джон Маккиндер, концепция "большого пространства" Карла Хаусхофера и др.

Одной из мощнейших геополитических концепций является концепция евразийства, во главе создания которой стояли Г. В. Вернадский (сын создателя концепции ноосферы), П. Н. Савицкий и Н. С. Трубецкой. Схема П. Савицкого была посвящена долгосрочной стратегии развития России - геополитической и экономической. "Из всех великих цельностей мирового хозяйства Россия есть наиболее "обездоленная" в смысле невозможностей океанического обмена… Не в обезьяньем копировании, но в осознании "континентальности" и в приспособлении к ней - экономическое будущее России". Речь идет не о "вхождении в мировое хозяйство" (Россия была в нем со времен Петра 1), а об учете и использовании взаимотяготения стран Европы и Азии, о нереальности ориентации на широкую внешнюю торговлю. Этой концепции "особого пути" и "быть самим собой" противостоит концепция "универсализма" и "вестернизации" ("быть как все").

Современные геополитические исследования в России связаны, прежде всего, с главными направлениями ее внешней политики, со всей системой ее международных отношений.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ (ПГП) СТРАНЫ

  1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

    А) уровень экономического развития соседних стран;
    б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам;
    в) Стратегическая оценка государственной границы.

  2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

    А) возможность использования морского речного транспорта;
    б) торговые отношения с соседними странами;
    в) обеспеченность страны сырьем.

  3. Отношение к "горячим точкам" планеты:

    А) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах;
    б) военно-стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом;
    в) участиe страны в международной разрядке, разоружении;

  4. Общая оценка политического положения страны.

Задачи и тесты по теме "Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира. Политическая география и геополитика"

Ведущие идеи: уровень экономического и социального развития страны во многом определяются ее географическим положением и историей развития; многообразие современной политической карты мира - системы, находящейся в постоянном развитии и элементы которой взаимосвязаны между собой.

Основные понятия: Территория и граница государства, экономическая зона, суверенное государство, зависимые территории, республика (президентская и парламентская), монархия (абсолютная, в том числе и теократическая, конституционная), федеративное и унитарное государство, конфедерация, валовой внутренний продукт (ВВП), индекс человеческого развития (ИЧР), развитые страны, страны большой семерки Запада, развивающиеся страны, страны НИС, ключевые страны, нефтеэкспортирующие страны, наименее развитые страны; политическая география, геополитика, ПГП страны (региона), ООН, НАТО, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТР, ОПЕК.

Навыки и умения: Уметь проводить классификацию стран по различным признакам, давать краткую характеристику групп и подгрупп стран современного мира, оценивать политико-географическое положение стран по плану, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП во времени, использовать важнейшие экономические и социальные показатели для характеристики (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и т.д.) страны. Выявлять важнейшие изменения на политической карте мира, объяснять причины и прогнозировать последствия таких изменений.

СОДЕРЖАНИЕ: 1 1. Этапы формирования политической карты мира Этапы формирования политической карты мира 2. Деление стран: по уровню социально – экономического развития по уровню социально – экономического развития по размерам территории по численности населения по географическому положению по формам правления По особенностям территориально – государственного устройства По особенностям территориально – государственного устройства 3. Политическая география Политическая география


Этапы формирования политической карты мира Древний (до V в. н. э.) возникновение и крушение первых государств. Средневековый (V – ХVIвв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии Новый (ХVI- ХIХ вв.) – формирование колониальной империи. Новейший (первая половина ХХ в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы Современный (вторая половина ХХв –современный период)


Изменения на карте Количественные Качественные Территориальные приобретения, потери, добровольные уступки смена формаций завоевание суверенитета завоевание суверенитета введение нового государственного устройства введение нового государственного устройства


Уровень социально – экономического развития. Выраженный через показатель ВВП и ИЧР Экономически развитые страны Экономически развитые страны Страны «большой- семерки» (ВВП – 20 – 30 тысяч долларов) Страны «большой- семерки» (ВВП – 20 – 30 тысяч долларов) Менее крупные страны Западной Европы (ВВП, как в странах «большой семерки» Менее крупные страны Западной Европы (ВВП, как в странах «большой семерки» Страны переселенческого капитализма (доминионы Великобритании) Страны переселенческого капитализма (доминионы Великобритании)


С переходной Страны с переходной экономикой Бывшие социалистические страны: 1. Восточная Европа (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария…) Их можно отнести к экономически развитым странам 1. Восточная Европа (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария…) Их можно отнести к экономически развитым странам 2. и социалистические страны (Лаос, Вьетнам..). Их можно отнести к развивающимся странам 2. Постсоциалистические и социалистические страны (Лаос, Вьетнам..). Их можно отнести к развивающимся странам


Развивающиеся страны 1. Ключевые страны – обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. ВВП 350 долларов. 2. Страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. ВВП 1000 долларов. 3. НИС – новые индустриальные страны – «азиатские тигры» 4. Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива. ВВП 20 – 30 тысяч долларов. 5.«Классические» развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тысячи долларов в год. Большинство стран Африки, а также Азии и Латинской Америки. 6. Наименее развитые страны «четвертый мир» 47 стран с ВВП 100 – 300 долларов в год. Эфиопия, Гаити, Бангладеш…


На ПКМ более 200 стран и территорий, из которых более 190 суверенные государства, среди них можно выделить: - ПО РАЗМЕРАМ ТЕРРИТОРИИ 1. Страны – гиганты, площадь более 3 млн. км 2 (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия) 2.«Крупные страны», их площадь более 500 тыс. км 2 (Франция, Испания..), площадь более 1 млн. км 2 (Судан, Алжир, Ливия..) 3. Микрогосударства – имеющие незначительную Сан- Марино, Лихтенштейн, площадь (Ватикан, Сингапур..)


ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 1. Страны гиганты численность свыше 100 млн. человек (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия…) 2. Средние страны (Алжир, Мексика…) 3. Небольшие страны, микрогосударства, с населением 10 – 30 тыс. человек и менее (Ватикан, Сан- Марино, Монако…)


ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ 1. С приморским положением (Мексика, Аргентина, Конго, Саудовская Аравия, Польша, Россия..) 2. Полуостровные (Италия, Индия, Португалия, Корея, Дания..) 3. Островные (Великобритания, Куба, Исландия, Мадагаскар,..) 4. Внутриконтинентальные страны (42 государства лишены выхода в океан: Монголия, Австрия, Чехия, Чад, Руанда…)




2. 2. Монархии В мире их 30: Океания 2 Азия 13 Океания 2 Азия 13 Африка 3 Европа 12 Африка 3 Европа 12 Конституционная «царствует», но не правит Абсолютная правит «царствует» и правит Теократическая «теос» данная от бога Великобритания, Бельгия, Норвегия, Испания Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, ОАЭ Ватикан,


3. Государства в составе 3. Государства в составе Содружества 15, 15 стран, бывшие доминионы Великобритании, бывшие доминионы Великобритании, формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор




По особенностям – государственного устройства По особенностям территориально– государственного устройства Унитарное Единая законодательная и исполнительная власть Федеративное Наряду с едиными законами есть отдельные единицы Наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющие единицы Конфедерация Временный союз Великобритания, Италия, Япония Россия, Индия, Нигерия всего 22 государства Швейцария – союз суверенных государств, союз независимых кантонов


Политическая география Формирование политической карты мира и отдельных ее регионов Изменения в политических границах Особенности государственного строя Политические партии, группировки и блоки Территориальные аспекты массовых избирательных компаний ГЕОПОЛИТИКА – выражает, государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними странами

Понятие «политическая карта мира» включает в себя два смысла. В узком смысле - это карта мира, на которой нанесены границы всех государств, в широком - расстановка политических сил, политическая жизнь мира в целом, отдельных групп стран, важнейшие политические проблемы современности.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Изменения на политической карте бывают количественными и качественными .

Количественные изменения :

    присоединение к государству вновь открытых земель (в прошлом - колоний);

    территориальные приобретения или потери в результате войн;

    добровольные уступки (обмен) странами участков государственной территории;

    объединение или распад государств и др.

К качественным изменениям относятся :

    приобретение страной политического суверенитета;

    введение иных, от существовавших ранее, форм правления и государственного устройства;

    образование межгосударственных объединений и политических союзов и др.

В последнее время количественные изменения все чаще уступают место качественным. В этом суть современных процессов- путь диалогов, международных контактов, мирного урегулирования всех споров.

Территория и границы.

Географы используют два термина: «географическое пространство» и «территория», часто наполняя их одним смыслом. Однако понятие «территория» отличается от понятия «пространство» своей конкретностью, привязкой к определенным координатам на земной поверхности.

Территория - часть поверхности суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности, свойствами и ресурсами.

Пределы территорий определяются границами.

Политические границы могут быть государственными и негосударственными. Государственные границы определяют пределы государственной территории. Негосударственные границы, имеющие характер политических – это, например, границы по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные и др.

Границы государственные - это линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитета данного государства. Государственная граница разделяет территории суверенных стран. Это как политическая, так и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национальной обособленностью, таможенным контролем, правилами внешней торговли и т.п.

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы - делимитация и демаркация. Делимитация - определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Демаркация - проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

Различают границы орографические, геометрические и географические.

Орографическая граница - это линия, определяющая границы и проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности (проводится главным образом по горному хребту и руслу рек).

Геометрическая граница - это прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа.

Географическая {астрономическая) граница - это линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В России имеют место все типы границ.

На пограничных озерах линия государственной границы проходит посередине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам. Внутри государственной территории выделяют еще границы административно-территориальных единиц (например, границы республик, областей, штатов, провинций, земель и др.). Это внутренние границы.

Специалисты по международному праву под «территорией» понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.

Государственной является территория , находящаяся под суверенитетом отдельного государства и ограниченная государственной границей. В состав территории государства входят:

    суша в пределах границ;

    воды (внутренние и территориальные);

    воздушное пространство над сушей и водами.

Большая часть приморских государств (их в мире около 100) имеет территориальные воды. Это полоса прибрежных морских вод шириной от 3 до 12 морских миль от берега.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона . Экономические зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Определение принадлежности, режима и границ прилегающих к побережью сравнительно мелководных районов Мирового океана превратилось во второй половине XX в. в важную политическую и правовую проблему в связи с возможностью разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа (нефть, газ и другие полезные ископаемые). Глубины края шельфа обычно составляют 100-200 м. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории вплоть до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Инициаторами установления экономических зон выступили в конце 60-х годов латиноамериканские государства (которые не имеют полноценной шельфовой зоны из-за больших глубин около побережья). К середине 80-х годов их примеру последовали почти все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади Мирового океана, в том числе районы, дающие 96% мирового вылова рыбы,

Экономические зоны - это районы акватории Мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (т.е. это зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву).

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

При этом некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, Россия и другие страны, территорию которых омывают воды этого океана, разделили его на «полярные сектора». «Полярный сектор » - пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной - Северный полюс, а боковыми границами- меридианы. Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега входят в состав государственных территорий этих стран.

Следует отметить также особый международно-правовой режим , установленный по договору 1959 г. в Антарктиде . Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран мира.

Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией. Так, известны режимы:

    судоходства по международным рекам, проливам и каналам, используемым для международного судоходства;

    режимы рыболовства и других видов морского промысла;

    эксплуатации минеральных ресурсов морского дна (эксплуатации континентального шельфа и пр.);

    режим водопользования и других видов хозяйственной деятельности на пограничных реках и т.п.

    Особыми видами территориального режима являются международно-правовая аренда территории, режим «свободных экономических зон», привилегированных в таможенном отношении и т.д.

Политическая карта мира прошла длительную историю своего формирования, отражающую весь ход развития человеческого общества.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Этапы формирования политической карты мира

Формы государственного устройства и правления. Независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

Политическая карта мира: прогнозы 21 века

На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее - закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ.

Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрату государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/- территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемену форм государственного правления, если они показаны на данной карте.

Только в течение 1990-х гг. на политической карте мира появилось новое государство Эритрея (отделившаяся провинция Эфиопии на берегу Красного моря), Камбоджа поменяла форму государственного устройства, став конституционной монархией.

Формирование современной политической карты мира в основном происходило в Новый (рубеж 17 - 16 вв. до 1-ой мировой войны) и Новейший периоды истории. Европейская колонизация Нового Света, начавшаяся в 15 веке с захвата европейцами конечных пунктов транссахарской торговли - городов Сеута и Мелилья, экономическое и политическое освоение новых территорий привели к существенным изменениям на политической карте - появлению новых форм государственного устройства и правления. Крупнейшими метрополиями стали Испания и Португалия, позднее к ним присоединились Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия. Территории в Америке, Африке, Азии (за редким исключением) получили колониальный статус.

В начале 19-го века национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к образованию новых независимых государств.

На рубеже 19-20 веков обострилась борьба между ведущими метрополиями за территориальный передел мира, пиком которой стала 1-ая мировая война.

Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охватывали территорию в 73 млн кв. км (55% территории суши) с населением 530 млн чел.(35% населения мира).

Основными вехами формирования современной политической карты в Новейший период были 2-ая мировая война, 1950-60-е г. (распад колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна), рубеж 1980-90-х гг. (крупные изменения на политической карте Восточной Европы).

Поделиться: