Иван бунин название помню долгий зимний вечер. Анализ стихотворения И.А. Бунина "Помню – долгий зимний вечер". Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер»

Первый «краткий очерк жизни и творчества» Приблудного был опубликован А.Скриповым в 1963 г. Близкий товарищ поэта, ведший переписку с ним на протяжении 1929- 1936 гг., Скрипов опубликовал большое число не известных ранее материалов. Его работа, обладающая несомненными достоинствами достоверного свидетельства, очевидно, не утратила своей ценности и в настоящее время, однако на ней в полной мере отразились свойственные отечественному литературоведению 60-х годов взгляды и оценки, подобные следующим...

Первый рассказ «Темные аллеи», давший название всему циклу, развивает мотив рассказа «Ида»: сожаления об утраченном счастье иллюзорны, ибо жизнь идет так, как должна идти, и человек не волен внести в нее какие-то перемены. Герой рассказа «Темные аллеи», еще будучи молодым помещиком, соблазнил прелестную крестьянку Надежду. А затем его жизнь пошла своим чередом. И вот по прошествии многих лет он, будучи уже военным в больших чинах, проездом оказывается в тех местах, где любил в молодости. В хозяйке заезжей избы он узнает Надежду, постаревшую, как и он сам, но все еще красивую женщину.

Война застигла Блока в Шахматове. Он встретил ее как новую нелепость и без того нелепой жизни. Он любил Германию, немецкие университеты, поэтов, музыкантов, философов; ему трудно понять, почему народы должны сражаться в угоду своим властителям. Самый тяжелый и позорный мир лучше, чем любая война. Любовь Дмитриевна сразу же выучилась на сестру милосердия и отправилась на фронт. Михаил Терещенко отказался от всякой литературной деятельности.

Иван Алексеевич Бунин

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез -
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Покорение вершин литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню - долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью, как в России, так и за ее пределами.

«Помню – долгий зимний вечер» Иван Бунин

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер»

Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.

Воспоминания о детстве в стихотворении И. А. Бунина «Помню - долгий зимний вечер…»

В этом стихотворении Иван Алексеевич Бунин вспо­минает о своём детстве, о маме. Он рассказывает нам о том, что навсегда осталось в его сердце.

Сначала он рисует картину «долгого зимнего вече­ра ». Его описание оставляет ощущение холода, тревоги даже страха:

Помню - долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льётся свет лампады,

Буря плачет у окна.

Но далее появляется образ мамы, любовь и забота которой оставляют в душе у героя чувства спокойствия и защищённости: «„Дорогой мой“, - шепчет мама…». Она просит его уснуть, вспомнить о тёплом лете, оку­нуться в мир беззаботного сна. Не случайно мать дваж­ды повторяет слово «позабудь»:

…Позабудь, что воет вьюга,

Позабудь, что ты со мной,

Вспомни тихий шёпот леса И полдневный летний зной…

В этом стихотворении очень важен мотив сна. О нём говорят такие слова: «задремать», «забываться», «убаюкиванье». Наречия «медленно», «плавно» помогают нам представить, что герой засыпает.

Средства выразительности, которые использует Бу­нин при описании зимнего вечера, также создают поэтический образ сна: «полумрак и тишина», «тускло льётся свет лампады».

После слов матери повествование в стихотворении ведётся в прошедшем времени, появляется местоиме­ние «я». Мы понимаем, что прошло много времени, ге­рой вырос, но воспоминания о детстве навсегда оста­вили в его душе очень добрые, незабываемые и яркие впечатления.

И знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами,

Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванъе грёз -

Шёпот зреющих колосьев И невнятный шум берёз…

В этом стихотворении Бунин описывает картину, близкую и дорогую каждому человеку. Воспоминания о маме, лете, тепле и детских грёзах согревают душу и помогают пережить любую зимнюю бурю.

Одна из сложных тем – анализ лирического произведения. Впервые шестиклассники встречаются с произведениями И. А. Бунина.

Оформление урока: портрет И. А. Бунина, картины И. И. Шишкина “Дубы”; А. И. Куинджи “Березовая роща”; Б. Щербакова “Подмосковье”; Н. Ромадина “Зимняя луна”.

И. А. Бунин. О чем вам говорит это имя? В какое время жил и писал Бунин? Какое произведение этого автора мы уже читали?

(Вспоминаем, что И. А. Бунин – русский писатель, годы жизни 1870 – 1953, принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1921 году написал рассказ “Косцы”. И. А. Бунин прожил более 30 лет за границей, в эмиграции. Разлученный с родными местами, писатель мысленно возвращается к теме Родины, в его произведениях звучит грусть и тоска).

Обращаюсь к классу с вопросом: мы познакомились с лирическим произведением Бунина “Листопад” и прозаическим “Косцы”. Чем отличается лирическое произведение от прозаического?

(В лирическом есть ритм и рифма, а главное есть настроение, впечатление. Это основное в стихотворении).

Чтение стихотворения – важный этап урока литературы. Первое впечатление от прочитанного стихотворения может повлиять на общий настрой в классе. Призываю ребят послушать стихотворение “Помню - долгий зимний вечер” и, во-первых, представить картину, описанную в стихотворении, во-вторых, обратить внимание на значение слов: лампада, грезы .

Лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполненный специальным маслом, который зажигается перед иконой, божницей.

Грезы – светлые мечты, а также призрачные видения, сновидения.

После чтения задаю учащимся вопрос: какие возникли мысли после прочтения произведения? Чувства?

От чьего лица ведется повествование? В какой форме написано стихотворение?

Обратимся к отдельным строкам:

Помню – долгий зимний вечер…

Позабудь , что воет вьюга…

Вспомни тихий шепот леса…

Как мы назовем подчеркнутые слова? (Антонимы). Что такое антонимы? (Слова с противоположным лексическим значением).

Приходим к выводу, что в данных строках противопоставлены слова, а картины?

(Они, оказывается, тоже противопоставлены. Зимний – летний пейзаж).

Как в литературе называется этот прием? (Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий).

Какие слова в стихотворении непонятны, с какими из них вы встретились впервые?

Зимний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие зимний пейзаж? Найти метафоры, эпитеты. Какова роль метафор и эпитетов?

(Зимой – в доме: тускло льется свет лампады . Темно, мрачно, тревожно. Буря плачет, воет вьюга . Тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он).

Летний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие летний пейзаж? Найти эпитеты, метафоры.

(Тихий шепот леса, шумят березы, ходят медленно и плавно, золотые волны ржи. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение.)

Вернемся к вопросу, какое настроение создает автор, что дают нам картины природы? Какую роль выполняет олицетворение?

(Человек чувствует себя частью природы, понимание природы прогоняет страх. Вспоминая лето, рисуя картины лета, ребенок успокаивается и засыпает. Пейзаж передает состояние человека, его настроение).

Давайте попробуем представить картину лета. Какие краски взяли бы вы, чтобы изобразить летний пейзаж? Используйте текст стихотворения.

Летний зной – оранжевый, желтый.

Золотые волны ржи – золотой цвет, желтый.

Лес – зеленый.

Березы – пестрый, черный с белым.

А теперь представим зимний пейзаж. Какие краски помогут вам изобразить зиму?

Голубой, белый, серый – холодные тона и цвета.

Давайте посмотрим картины русских художников, сопоставим с нашими ответами. Мы, действительно, убеждаемся, что лето – это много света, тепла, радости. Летняя природа дает нам самые светлые, яркие картины. Зима тоже прекрасна, но она прекрасна в своем ледяном сне, она - как застывшая красавица. Приятно смотреть на зиму, но она не греет, не ласкает.

Подходим к заключительной части нашего урока. Поделимся впечатлениями и своими наблюдениями. Какое у вас любимое время года? Почему? К какому времени года вы обратитесь, если у вас на душе тревожно?

Итоговая письменная работа. Учащимся необходимо дополнить предложения.

Стихотворение… пронизано… настроением. Настроение меняется от…

Стихотворение делится на …части. Мы видим в нем краски…

Лирический герой этого стихотворения мне представляется…

Я хотел бы (не хотел) выучить это стихотворение.

Поделиться: