Исповедь и причастие в церкви. Как правильно готовиться к исповеди и к причастию

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением .

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г. ), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением , крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать , исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит ) нам долги (грехи ) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Все мы грешны перед Господом нашим, но если верить Библии, каждый заслуживает прощения. К сожалению, сегодня нечасто встретишь честных, правдивых и безгрешных людей. Но это еще не значит, что поздно все исправить.

Исповедавшись и раскаявшись в своих Грехах, действительно можно заслужить прощения. Ведь покаяние и искреннее сожаление о содеянном поможет очистить душу. Вопрос состоит лишь в том, как это правильно сделать?

Раскаянье и исповедь

Как известно, исповедь является таинством , происходящим между грешником и Богом посредством раскаянья перед собой и священнослужителем. Конечно же, как и перед любым другим обрядом, ритуал покаяния требует соответствующей подготовки.

Для тех, кому ничего не известно ни об исповеди, ни о причастии, рекомендуется ознакомиться с самим принципом данного таинства.

Сама суть исповедования лежит в раскаяньи , так что прежде чем отправиться в церковь, следует хорошенько поразмыслить о своих грехах.

Придётся вспомнить и переосмыслить наиболее страшные и греховные свои злодеяния. К главным грехам, требующим раскаянья, относят:

  • Грехи против Бога (гнев на Господа и его промысел, сомнения в вере…);
  • Грехи против ближнего своего (воровство, прелюбодеяние, убийство…);
  • Грехи против самого себя (уныние, зависть, самолюбие, сквернословие…).

Некоторые священники рекомендуют записать все упомянутое на листе бумаги. Такой лист следует тщательно перечитывать, каждый раз каясь в каждом грехе, и искренне пообещать Богу и самому себе сойти с неправедного пути.

Как только человеку удастся действительно осознать всю неправду своих поступков, раскаяться в них и перестать совершать подобные деяния - можно переходить к следующей части подготовки к исповеди и причастию .

Помимо раскаянья, следует просить о прощении не только у Господа, но и у самого себя. Человек должен примириться с собственными грехами и отпустить их, пообещать себе следовать вере и законам ее, никогда не гневить Бога и самого себя.

Помимо искреннего искупления греховных деяний, просящий Бога о помиловании обязательно должен поверить в отпущение своих грехов и прощение, иначе исповедь не даст должного результата.

Избавление от грехов подразумевает не только очищение духа от скверны, но и тела от всего отягощающего . Прежде чем приступить к исповеди, следует пройти недельный (в крайнем случаи трехдневный) святой пост.

Следует отказаться от употребления пищи животного происхождения: молочных продуктов, мяса, яиц. Рыбу также нужно исключить из рациона. Строго запрещено употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и табака.

Телесной близости следует избегать . К исповеди нельзя готовиться женщинам во время менструации.

К тому же пост перед таинством подразумевает исключение всех развлечений (компьютерные игры, просмотр телевизора, азартные игры).

Пост и покаяние в грехах хоть и наиболее важны, но не являются окончательным этапом подготовки к раскаянью. Подготовка к таинству требует чтения молитв . С тем, какие молитвы читать перед исповедью и причащением, следует изначально ознакомиться, прежде чем приступать к соблюдению поста. Каждый этап очищения сопровождается определенными молитвами или канонами, которые следует обязательно прочесть с верой в прощение вас Господом.

Молитвой называют личное обращение человека к Богу. Она помогает обратиться к Господу с просьбой об искуплении и прощении греховных действий и мыслей. Искренне раскаявшись и произнеся молитву, люди просят о даровании сил на борьбу с греховными страстями и пороками, а также о милости в простых людских потребностях.

При подготовке к Исповеди и Причастию человек в дни поста обязательно должен читать соответствующие молитвы, при этом читают их и утром, и перед отходом ко сну. Помимо молитв, к ежедневному чтению обязателен хотя бы один из канонов.

Покаянные каноны

Обычная подготовка к причастию для начинающих включает в себя чтение:

Перед самим ритуалом причастия следует дополнительно прочесть «Последование ко Святому Причащению» .Что касается утренних и вечерних молитв - можно читать любую покаянную молитву. Также можно читать и «Отче Наш», с глубоким раскаяньем и верой в прощение.

Накануне посещения храма

Вечер накануне исповеди и причастия является одним из наиболее сложных этапов подготовки.

Начиная с полуночи и до самого конца службы в Храме следует отказаться от любой пищи и воды.

К обычному чтению покаянных канонов и молитв следует прочитать покаянные каноны перед исповедью и молитву о покаянии.

Утром, после чтения канонов и молитв, следует отправиться в Храм для участия в богослужении . Важно помнить, что до окончания Исповедания и Священного Причастия, нельзя ни есть ни пить. Обязательно нужно отстоять всю службу, внимательно слушая и воспринимая каждое слово священнослужителя. Как только служба будет окончена, можно обратиться к батюшке за исповедью.

Богу следует изложить все свои грехи и еще раз раскаяться в них. Именно Богу, ведь священник лишь посредник и дарует прощение исключительно от лица Господа Нашего.

Примирившись с собой и Богом, следует также обязательно поблагодарить его за прощение и попросить сил вести жизнь честную и православную. После того как вы исповедались, можно приступать к причастию .

Многие люди не знают и не умеют правильно готовиться к исповеди и исповедываться. Ходят, годами ходят на исповедь и Причастие, а всё никак не меняются, и в жизни у них всё по прежнему, никаких перемен к лучшему: как ругались муж с женой – так и продолжают ругаться и ссориться. Как пил муж – так и продолжает пить и гулять, изменять своей жене. Как не было денег в доме – так и нет. Как были дети непослушны – так они еще грубей и наглей стали и перестали учиться. Как был человек одиноким в жизни, без семьи и детей – так и по прежнему остается одиноким. А причины этому такие: либо человек не кается в своих грехах и живёт греховной жизнью, либо он не умеет каяться, не знает и не видит своих грехов, да и молиться по настоящему не умеет, либо человек хитрит перед Богом и обманывает Его, не считает себя грешником, скрывает грехи или считает свои грехи маленькими, незначительными, оправдывает себя, перекладывает свою вину на других людей или кается и опять с легким сердцем и желанием совершает грехи, не хочет расстаться со своими дурными привычками.

Например, покаялся человек в пьянстве, в курении и в сквернословии и снова, только вышел из Церкви и опять закурил, начал материться, а вечером напился. Как может Бог принять такое ЛЖИВОЕ Покаяние и простить человека, и начать ему помогать?! Вот потому у таких людей ничего и не меняется в жизни к лучшему, и сами они не становятся добрее и честнее!

Покаяние – это удивительный ДАР человеку от Бога, и его надо - ЗАСЛУЖИТЬ, а заслужить этот дар можно только - ДОБРЫМИ делами и честным признанием перед собой, и перед Богом всех грехов, своих худых дел и поступков, своих недостатков характера и дурных привычек и большим желанием от всего этого дурного - ИЗБАВИТЬСЯ и самому исправиться, и СТАТЬ хорошим человеком.

Поэтому, перед тем, как пойти на исповедь, ЗНАЙТЕ, что если вы не будете каждый день - молиться и ПРОСИТЬ Бога, чтобы Он вам РАЗРЕШИЛ - ПРИЙТИ на Исповедь – то Исповеди может - не быть. Если Бог вам - НЕ ДАСТ дороги в церковь – то на исповедь вы - НЕ ПОПАДЕТЕ! А дорогой молитесь, чтобы Бог на исповеди - ПРОСТИЛ все ваши грехи.

Не надейтесь сами на себя, что вы по своему желанию, можете спокойно дойти до Церкви – можете и НЕ ДОЙТИ и так очень часто бывает, потому что диавол люто ненавидит тех людей, которые собрались идти на исповедь и начинает им всячески МЕШАТЬ. Вот почему мы должны уже за неделю, а то и за две, как вы задумали сходить на исповедь, каждый день просить Бога и Богородицу о помощи вам, чтобы Бог - ДАЛ вам ЗДОРОВЬЕ, силы и дорогу для того, чтобы вы сходили в церковь..

Иначе обычно бывает так, собрался человек на исповедь, и вдруг, то человек ЗАБОЛЕЕТ, то вдруг упадёт и ногу или руку ВЫВИХНЕТ, то расстройство живота, то кто-то дома сильно из близких вам людей заболеет – вот и НЕ СМОГ человек сходить на Исповедь. Или бывает неприятности начинаются и на работе и дома, либо случится несчастный случай, либо дома накануне произойдет крупная ссора или вы совершите новый тяжкий грех. Бывает мужчина собрался на исповедь, а к нему приходят гости и предлагают выпить вина и водки, он так напивается, что не может утром встать, и опять человек - НЕ СМОГ СХОДИТЬ на Исповедь. Всё бывает, потому что диавол, узнав о том, что человек собрался на исповедь – начинает делать всё для того, чтобы человек никогда - не смог сходить на исповедь даже и думать об этом ПОЗАБЫЛ! Помните об этом!

Когда человек - ГОТОВИТСЯ к Исповеди, то самое ГЛАВНОЕ, о чём он должен честно спросить самого себя: «На - ПЕРВОМ ли месте в жизни у меня Бог?» Только с этого начинается настоящее Покаяние!

Может быть, не Бог у меня на первом месте, а что-то другое, например – Богатство, личное благополучие, приобретение имущества, работа и успешная карьера, секс, развлечения и удовольствия, одежда, курение, стремление обращать на себя внимание и желание славы, известности, получать похвалы, проводить время в беспечности, в чтении пустых книг, у телевизора.

Может быть из-за ЗАБОТ о своей семье и МНОЖЕСТВА домашних дел – мне всегда НЕКОГДА и потому я - ЗАБЫВАЮ о Боге и не угождаю Ему. Может быть искусство, занятия спортом, наука или какое-либо хобби, увлечение – занимают у меня первое место?

Может быть какая-либо страсть – сребролюбие, чревоугодие, пьянство, сексуальная похоть – ЗАВЛАДЕЛИ моим сердцем, и все мои думы и желания только об этом? Не делаю ли я сам из себя «Кумира» по своей гордости и эгоизму? Если это так, то значит, я СЛУЖУ своему «Кумиру», своему идолу, он у меня на первом месте, а не Бог. Так можно и нужно проверять себя готовясь к исповеди.

Необходимо накануне обязательно сходить на вечернюю службу. Перед Причастием, если человек никогда не исповедывался и не соблюдал пост, необходимо соблюдать пост в течении 7 дней. Если человек соблюдает постные дни среду и пятницу, то ему достаточно соблюсти пост два – три дня, но пост только для здоровых людей. Дома обязательно готовятся к исповеди и Причастию, если есть молитвослов, то читают: Покаянный канон к Иисусу Христу и к Божией Матери, или просто канон к Богородице «Многими содержим Напастьми», читают канон к Ангелу Хранителю, и если будут причащаться то «Последование ко Причастию». Если нет молитвослова, то нужно прочитать 500 раз Иисусову молитву и 100 раз «Богородице, Дево радуйся», но это как исключение. Потом берут листок чистой бумаги и подробно на нем пишут все свои грехи, иначе вы просто многие грехи Забудете, бесы не дадут вам Памяти их вспомнить, вот для чего люди Записывают свои грехи на листки бумаги, которые после исповеди нужно Осторожно и аккуратно сжечь Этот листок с грехами вы либо отдадите на исповеди священнику, который будет вас исповедовать, либо сами вслух прочитаете священнику все записанные на листке грехи.

С 12 часов ночи ничего не едят и не пьют, утром встали, помолились и пошли в храм и всю дорогу - нужно усиленно МОЛИТЬСЯ про себя и просить Господа, чтобы Бог - ПРОСТИЛ ваши грехи. В церкви встали в очередь и молча про себя - ПРОДОЛЖАЕМ Молиться Богу, чтобы Бог простил нас и избавил нас от наших грехов и дурных привычек. Когда стоите в церкви и ждете своей очереди на исповедь - нельзя думать о постороннем, нельзя смотреть праздно по сторонам и не вздумайте разговаривать о чем-либо с рядом стоящими людьми. Иначе Бог не примет ваше покаяние, а это беда! Вы должны стоять и молчать, и всем сердцем умолять Бога, чтобы Он помиловал вас и простил вам грехи и дал вам силы, чтобы не совершать вновь эти же грехи, вы должны оплакивать перед Богом, что вы столько много совершили грехов, столько сделали зла и дурных поступков, и многих обидели и осудили людей. Только в этом случае Бог вас может простить, не священник, а Господь, который видит ваше Покаяние – какое оно искреннее или лживое! Когда священник станет читать разрешительную молитву о разрешении ваших грехов – вы в это время усиленно помолитесь Богу про себя, чтобы Бог вас простил и дал силы жить честно, по Законам Божиим и не грешить.

Многие люди стоя в очереди на исповедь - РАЗГОВАРИВАЮТ с друг другом, смотрят по беспечно сторонам – разве Бог может принять такое Покаяние? Кому такое Покаяние вообще нужно, если люди даже не задумываются и не понимают - на какое Великое и страшное Таинство они пришли? Что сейчас – РЕШАЕТСЯ их СУДЬБА!

Поэтому все такие люди, которые ВЕДУТ разговоры в очереди на исповедь и не молятся усиленно Богу о прощении своих грехов – НАПРАСНО ПРИШЛИ на исповедь! Господь – таких людей – НЕ ПРОЩАЕТ и их лицемерное Покаяние – НЕ ПРИНИМАЕТ!

Ведь, если Бог прощает человека, ПРОЩАЕТ ему его грехи, то у человека к Лучшему меняется его жизнь и судьба – ИЗМЕНЯЕТСЯ сам человек - СТАНОВИТСЯ добрым, спокойным, терпеливым и честным человеком, люди - ВЫЗДОРАВЛИВАЛИ от тяжелых и часто неизлечимых смертельных болезней. Люди избавлялись от своих дурных привычек и страстей.

Многие горькие пьяницы и наркоманы после Настоящей исповеди - ПРЕКРАЩАЛИ ПИТЬ и принимать наркотики – становились НОРМАЛЬНЫМИ людьми!

У людей НАЛАЖИВАЛИСЬ семейные отношения, восстанавливались семьи, ИСПРАВЛЯЛИСЬ - дети, люди - находили хорошую работу, а одинокие люди - СОЗДАВАЛИ семьи – вот что означает Настоящее Покаяние человека!

После Исповеди нужно ПОБЛАГОДАРИТЬ Бога сделать земной поклон, и поставить в благодарность свечку, и стараться БЕРЕЧЬСЯ от грехов, стараться их не совершать.

ПЕРЕЧЕНЬ ГРЕХОВ. Кто не считает себя Грешником – того Бог не слышит!
По этому перечню грехов человека – нужно готовиться к Исповеди.
___________________________________

Веруешь ли Богу? Не сомневаешься ли? Носишь ли крест на груди? Не стыдишься ли носить крест, ходить в церковь, креститься на людях? Не творишь ли небрежно Крестное Знамение? Не нарушаешь ли данных тобой обетов Богу и обещаний людям? Не скрываешь ли грехи на исповеди, не обманывал ли священников? Знаешь ли все Законы и Заповеди Божии, читаешь ли Библию, Евангелие, и жития святых? Не оправдываешь ли себя на исповеди? Не осуждаешь ли священников и Церковь? Ходишь ли в церковь в воскресенье? Не осквернял ли святыни? Не хулишь ли Бога?

Не ропщешь ли? Соблюдаешь ли посты? Несешь ли терпеливо свой крест, скорби и болезни? Воспитываешь ли детей по Законам Божиим? Не подаешь ли своим детям и чужим дурной пример? Молишься ли за них? Молишься ли за свою страну, за свой народ, за свой город, село, за родных, близких, за своих друзей…(живых и усопших)? Не молишься ли кое-как, торопливо и небрежно? Находясь в лоне Православной церкви, не обращался ли к иным религиям и сектам? Защищал ли Православную веру и Церковь перед сектантами и еретиками? Не опаздывал ли в церковь на службу и не уходил ли без уважительной причины со службы? Не разговаривал ли в храме? Не грешил ли самооправданием и умалением своих грехов? Не рассказывал ли другим людям чужих грехов?

Не соблазнял ли людей на грех подавая им дурной пример? Не злорадствуешь ли над чужою бедой, не радуешься ли несчастьям и неудачам других людей? Не считаешь ли себя лучше других? Не согрешал ли тщеславием? Не согрешал ли эгоизмом? Не согрешал ли равнодушием к людям и к своей работе, к своим обязанностям. Не исполнял ли формально и плохо свою работу. Не обманывал ли начальство? Не завидуешь ли людям? Не грешишь ли унынием?

Почитаешь ли, уважаешь ли и слушаешься ли своих родителей? Относишься ли уважительно к людям, которые старше тебя? Не обижал ли своих родителей, не ругался ли с ними, не кричал ли на них? Почитаешь и слушаешься ли своего мужа, признаешь ли его хозяином в своей семье? Не перечишь ли мужу, не кричишь ли на него? Подаешь ли нищим, убогим от избытка своего? Навещаешь ли больных в больницах и на дому? Помогаешь ли ближнему? Не осуждал ли нищих и бедных людей, не брезговал ли ими?

Не женились ли, не выходили ли замуж без любви по расчету? Не совершил ли неправедный развод (отказ от брака)? Не убиваешь ли во чреве младенца (аборты или иные средства)? Не даешь ли таких советов? Благословлен ли Богом твой брак (совершено ли таинство венчания)? Не ревнуешь ли мужа или жену? Не занимался ли сексуальными извращениями? Не изменяешь ли мужу (жене)? Не занимался ли блудом и не соблазнял ли на этот грех других людей? Не занимался ли онанизмом и извращениями в сексе?

Не упиваешься ли вином? Не спаивал ли кого? Не куришь ли табак? Не имеешь ли каких вредных привычек? Не устраиваешь ли поминки с вином, не поминаешь ли вином умерших людей? Не давал ли своего согласия на то, чтобы тела ваших умерших родных и близких сжигали в крематории, вместо того, чтобы их хоронить погребением в земле? Не проклинаешь ли детей, близких или ближних своих? Не обзываешь ли кого? Имеешь ли страх Божий? Не укоряешь ли кого? Не делаешь ли добрых дел на показ или для того, чтобы тебя похвалили или с расчетом на выгоду? Не болтлив ли? Не брезгуешь ли чем?

Не совершил ли убийство? Не делал ли чего кому-то на зло? Не издевался ли над слабым и беспомощным? Не враждуешь ли с людьми? Не споришь ли, не пререкаешься ли с кем? Не материшься ли? Не подговаривал ли кого на совершение злого дела? Не ссоришься ли с кем? Не угрожал ли кому? Не раздражаешься ли? Не оскорбляешь и не унижаешь ли кого? Не обижаешь ли кого? Не желаешь ли смерти себе и людям? Любишь ли ближнего своего как самого себя? Любишь ли врагов своих? Не насмехаешься ли над людьми? Не отвечаешь ли злом за зло, не мстишь ли? Молишься ли за нападающих и гонящих тебя? Не кричишь ли на людей? Не гневаешься ли напрасно? Не грешил ли нетерпеливостью и спешкой?

Не любопытствуешь ли? Не убивал ли напрасно скота, птиц, насекомых? Не захламлял ли и не загрязнял ли лес, озера и реки? Не осуждаешь ли ближнего? Не обвиняешь ли кого? Не презираешь ли кого?)? Не притворяешься ли? Не лукавишь ли? Не доносишь ли на кого? Не согрешал ли человекоугодничеством и подхалимством?

Не угождал ли начальству, не прислуживал ли, не занимался ли подхалимажем? Не празднословишь ли (пустые разговоры)? Не распевал ли непристойных песен? Не рассказывал ли непристойные анекдоты? Не лжесвидетельствовал ли? Не клеветал ли на людей? Не имеешь ли пристрастия к еде, лакомствам? Не имеешь ли пристрастия к роскоши и вещам? Не любишь ли почести и похвалу? Не советовал ли ты людям чего дурного и порочного? Не осмеивал ли ты чьего целомудрия или стыдливости, или их послушания родителям и старшим, или их добросовестности по работе, по службе или в учебе.

Не смотрел ли непристойные порнографические изображения в газетах и журналах? Не смотрел ли эротические и порнографические фильмы и видеофильмы, не смотрел ли эротические и порнографические сайты в интернете? Не смотришь ли фильмы ужасы и кровавые боевики? Не читаешь ли непристойные развратные порнографические журналы, газеты и книги? Не обольщаешь ли кого непристойным соблазнительным поведением и одеждой?

Не занимаешься ли колдовством, спиритизмом? Не читаешь ли магию и книги по экстрасенсорике? Не веришь ли в приметы, астрологию и гороскопы? Не увлекался ли буддизмом и сектой Рериха? Не верил ли ты в переселение душ и закон реикарнации? Не привораживаешь ли кого? Не гадаешь ли на картах, по руке или еще как? Не занимался ли йогой? Не хвалишься ли? Не думал ли и не хотел ли покончить свою жизнь самоубийством?

Не берешь ли чего казенного? Не крадешь ли? Не утаиваешь ли, не присваиваешь ли чужих, найденных вещей? Не согрешал ли приписками? Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености? Бережешь ли и ценишь ли чужой труд, время свое и чужое? Не наживался ли обманом на чужом труде платя маленькую зарплату? Не занимался ли спекуляцией? Не скупал ли за дешево ценные и дорогие вещи, пользуясь нуждой людей? Не покалечил ли кого? Не обмериваешь ли, не обвешиваешь ли, не обсчитываешь ли при торговле? Не продавал ли испорченный и негодный товар? Не занимался ли вымогательством и не принуждал ли людей давать взятки? Не обманываешь ли людей словом, делом? Не берешь ли и не даешь ли взятки? Не покупал ли краденного? Не покрывал ли воров, преступников, насильников, бандитов, наркоторговцев и убийц? Не употребляешь ли наркотики? Не торговал ли самогоном, водкой и наркотиками и порнографическими журналами, газетами и видеофильмами?

Не подсматриваешь ли, не подслушиваешь ли? Оплачивали ли услуги и труд помогающих вам людей? Не берешь ли, не пользуешься ли вещами, не носишь ли одежду и обувь без разрешения владельца? Оплачиваешь ли проезд в метро, в автобусах, троллейбусах, трамваях, электричках и т. д? Не слушаешь ли рок-музыку? Не играешь ли в карты и другие азартные игры? Не играешь ли в казино и на игровых автоматах? Не играешь ли в компьютерные игры и не ходишь ли в игровые компьютерные салоны?

Вот перед вами ПЕРЕЧЕНЬ грехов, в нём перечислены большинство грехов. Они в виде вопросов. Подготовиться к Исповеди можно - по этому Перечню.

Берете большой чистый лист бумаги и начинаете записывать совершенные вами грехи. Потом вы по Перечню грехов читаете по порядку все перечисленные грехи и отвечаете на эти вопросы о грехах, но только на те грехи, которые вы совершили и пишите примерно так: “Согрешил: пьянствовал, пропивал деньги, не берег покой своих ближних. Ругался, сквернословил, обижал своих ближних, лгал, обманывал людей - каюсь, и т. д”. Вот примерно так и пишите свои грехи. Если конечно есть что-то серьезное, то нужно описать свой грех поподробней. Те грехи, которые вы прочитали в перечне и вы их не совершали – вы пропускаете и честно пишите только те грехи, которые вы сделали. Если вы идете на исповедь первый раз, то скажите об этом священнику. Скажите ему, что готовились к исповеди по перечню грехов и исповедуйтесь. У вас может получиться несколько листов бумаги с написанными грехами – это нормально, только – пишите свои грехи четко и понятно, чтобы их мог прочитать священник.

Лучше, конечно самому - ПРОЧИТАТЬ свои грехи Вслух батюшке. Если будете читать вслух свои грехи – то НЕ ЧИТАЙТЕ их равнодушно, скороговоркой, а лучше как бы сами – ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ своими словами грехи, иногда заглядывая в листок с записанными грехами – Вините себя, Не оправдывайте, переживайте в этот момент за свои грехи – Стыдитесь их – тогда Бог вам - простит грехи. Только тогда и толк - будет от Исповеди и польза - большая.

Главное, после Исповеди человек - НЕ ДОЛЖЕН возвращаться своим прежним грехам и Дурным привычкам.

После исповеди поблагодарите Бога. Перед тем, как причащаться, когда выносят Святые Дары - сделайте три земных поклона и потом с молитвой «Господи, благослови мне недостойному Принять Святые Тайны и сберечь Дар Твой Благодатный» - принимайте Причастие.

После того как Причастились, остановитесь, обратитесь к алтарю церкви и от всей души, с поясным поклоном - опять возблагодарите Господа, Божию Матерь и своего Ангела Хранителя, за то, что они вам даровали столь Великую милость и попросите Бога, чтобы вам бережно сохранить дар Причастия. Придя домой обязательно стоя прочитайте благодарственные молитвы после принятия Причастия и прочитайте Три главы из Евангелия.

Причастие Святых Тайн – Это великая Тайна и самое сильное лекарство для души человека и для исцеления всяких болезней, в том числе и тяжких, которые не поддаются никакому лечению. Только после честной и искренней исповеди – причащение Тела и Крови Христа оживотворяет человека, исцеляет болезни, дает душе человека Мир и Покой, даёт прибавление физических сил и энергии организму.

Отрывок из Православной книги «Секреты семейного счастья». Черепанов Владимир.

Церковная жизнь наполнена разными правилами и обрядами. Но существует один самый главный - это Таинство Причастия. Однако, необходимо знать, как именно причаститься в церкви. Иначе можно нарушить строгие церковные порядки. Считается, что это наносит Богу оскорбление, не надо допускать такого греха. Поэтому следует серьезно подойти к данному вопросу.


Что такое Причастие

Перед тем, как причаститься в церкви, необходимо несколько дней посвятить подготовке. Это самое важное Таинство из семи, которые есть в Православии. Аналогичные таинства есть у католиков. Протестантские церкви по-разному относятся к этому вопросу.

Во время Тайной вечери Христос впервые причастил своих учеников, предложим им хлеб и вино. До момента крестной смерти Спасителя люди приносили в жертву животных, как прообраз будущих испытаний Сына Божьего. После того, как Он воскрес, отпала необходимость в других приношениях. Поэтому теперь молитвы читаются над хлебом и вином. Ими же совершается Причастие.

Зачем же в церкви требуют, чтобы прихожане причащались и исповедовались? Как это сделать правильно? Это символ единения Бога с человеком. Сам Христос заповедал, чтобы люди так поступали. Таинство превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Иисуса. Принимая их, верующий принимает в себя Господа. Он поддерживает свои духовные силы на должном уровне.

Причастие дает большой «заряд» духовности. Особенно важно, чтобы это Таинство совершалось над больными, умирающими. Живые должны к нему приступать регулярно. Как минимум - один раз в пост, желательно и в каждый большой праздник.


Как подготовиться к причастию

К таинству в Православной церкви не допускают всех подряд. Нужно выполнить ряд условий:

  • быть православным христианином;
  • выдержать строгий пост (минимум 3 дня);
  • прочитать все необходимые молитвы;
  • сходить на исповедь после Всенощного бдения;
  • прийти утром на Литургию.

Только при исполнении всех этих условий прихожанин сможет правильно причаститься в Церкви. В некоторых храмах исповедь принимают не накануне вечером, а утром во время службы. Но тогда получается, что во время Богослужения люди отвлекаются на стояние в очередях. Лучше все же исповедоваться, когда не надо торопиться и вокруг нет столпотворения.

Без исповеди к Таинству допускаются:

  • младенцы (дети до 6 лет) - однако их нежелательно кормить перед службой;
  • те, кто накануне принял Крещение - но им тоже необходимо поститься, а также прочесть молитвы.

Пост должен быть строгим - требуется отказаться от всей животной пищи (мясо, рыба, все молочное, яйца). Сориентироваться поможет церковный календарь. Там указывается, какие продукты разрешены. В некоторые дни и растительное масло может быть под запретом. Для больных и пожилых людей священник может сделать исключение, но вообще послаблять пост не принято. Также нельзя пить после 12 ночи и до самого момента Причастия.


Как правильно исповедаться в церкви

Многих также волнует вопрос, как правильно исповедоваться в церкви - мешает смущение, неопытность. Но чтобы доказать Богу свое твердое стремление исправиться, придется побороть свои страхи. Священник является лишь свидетелем, он видел и слышал многое, так что вряд ли получится его сильно удивить. Но перед тем, как подойти к духовнику, надо подготовиться.

Поскольку многих на исповеди охватывает волнение, существует традиция записывать свои грехи на листочке. В конце исповеди батюшка забирает этот «список» и рвет его, в знак того, что Господь все прощает. Для составления исповеди можно воспользоваться специальной брошюрой, или просто взять 10 заповедей и подумать, чем согрешили против каждой.

  • Не стоит на исповеди обвинять других, тем самым оправдывая свое отрицательное поведение. Пример: жена накричала на мужа и говорит, что он «сам виноват», потому что пришел пьяный. Пусть так, но в любой ситуации надо сдерживаться, действовать с любовью, без оскорблений. Как и исповедоваться в церкви необходимо, рассказывая лишь о себе, а не о других.
  • Не нужно также хвалиться тем, что против некоторых заповедей грехов нет. Да и так ли это? Прелюбодеянием считается не только физическая измена, но даже мысли о ней. Курение - медленный вид самоубийства, а это тягчайший грех. К тому же курящий вредит и окружающим, усугубляя вину. Необходимо каяться в этом грехе, ведь христианин должен поддерживать порядок не только в душе, но и следить за здоровьем тела.
  • Не нужно спорить со священником. Это сугубый грех, за который могут вообще отлучить от причастия. Скорей всего, есть вещи, которые пока вам непонятны. Следует поразмышлять над тем, что было сказано.

Не существует каких-то строгих правил, регулирующих, что говорить в церкви во время исповеди. Важно проявлять искреннее желание исправиться. Духовники обычно помогают тем, кто испытывает затруднения, задают вопросы. Нет необходимости перечислять каждый грех, название которого вычитано в книгах. Многие имеют общий корень - гордость, жадность, нежелание работать над собой, нелюбовь к ближним.

Молитвы и богослужение

После того, как названы грехи, священник покроет голову епитрахилью (часть облачения, длинная вышивая полоса), прочитает специальную молитву. Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки, выслушать наставления, если они будут. Затем необходимо пойти домой, чтобы готовиться дальше.

Перед тем, как причаститься, следует прочитать ежедневное молитвенное правило и специальные причастные каноны. Они публикуются во всех молитвословах. Канон - это вид церковной поэзии, который настраивает душу на нужный лад. Можно прочесть их в церкви до того, как исповедаться.

После канонов следуют молитвы, их можно прочесть и утром, если будет время, только не во время Литургии, а до нее. Причастное правило иногда разбивают на несколько частей, чтобы прочитать в течение трех дней. Но тогда не достигается необходимый настрой. В случае сомнений надо спросить совета у батюшки - он скажет, как лучше поступить.

Надо стараться в дни поста сохранять спокойствие духа, ни с кем не ссориться, или вся подготовка пропадет. Многие святые отцы учат, что воздержание от определенной пищи не так важно, как воздержание от гнева, дурных поступков.

  • На Литургию необходимо прийти без опозданий.
  • Маленьких детей обычно приносят на Причастие позже - священник подскажет, во сколько подойти.
  • Женщинам не стоит сильно душиться и краситься - Церковь это не светская тусовка, а Храм Божий.
  • Если в церкви сделали замечание - лучше не обижаться, а поблагодарить и отойти в сторону.
  • Если после исповеди совершили какой-то грех, надо постараться найти своего духовника, рассказать ему об этом. Обычно перед Причастием один из священнослужителей выходит из алтаря, чтобы поддерживать порядок.
  • Перед тем, как идти к Чаше, надо сложить руки на груди, чтобы правая была сверху. Земные поклоны сделать заранее!

Если человек только принял Крещение, он обязан прийти на ближайшую Литургию. К Причастию его допустят без исповеди. В противном случае «христианин» демонстрирует полное пренебрежение ко всему, на чем строится духовная жизнь. Крещение как ритуал не гарантирует спасения, для этого необходимо постоянно совершенствоваться.

Теперь вам известно, как правильно причащаться и исповедоваться в церкви. Со временем большинство вопросов отпадает само собой, вчерашний новичок становится опытным прихожанином. Да будет принятие Святых Христовых Тайн во спасение души и тела!

Как правильно исповедаться впервые

Как правильно причаститься и исповедаться в церкви was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Таинство исповеди - испытание для души. Она состоит из желания покаяться, словесного исповедания, раскаяния в прегрешениях. Когда человек идет против законов Божьих, он постепенно разрушает свою духовную и физическую оболочку. Раскаяние помогает очиститься. Оно примиряет человека с Богом. Душа исцеляется и получает силы для борьбы с грехом.

Исповедь позволяет рассказать о своих проступках и получить прощение. В волнении и страхе можно забыть то, в чем хотелось покаяться. Список грехов для исповедислужит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.

Таинство

Исповедь - главная составная покаяния. Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех - это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением.

Исповедь - искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю.

Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств.

Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь - возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Как подготовиться к исповеди?

За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список греховможно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения.

Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям.

До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице.

Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них).

Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии.Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть.

Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди,особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней.

Правила

Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости.

Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства - один раз в месяц. Помощь в исповеди - список грехов -подскажет необходимые слова. Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным.

После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов.

Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка. Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией.

Как проходит таинство

В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти.

Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя.

До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила.

Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть - это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.

Если батюшка разорвал список грехов для исповеди,значит, таинство закончено и дано отпущение. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям.

Готовимся к исповеди: список грехов

Исповедь предназначена для осмысления своего греха, желания исправиться. Человеку, далекому от церкви, сложно понять, какие действия следует считать нечестивыми. Для того и существуют 10 заповедей. В них четко прописано, чего делать нельзя. Список грехов для исповеди по заповедям лучше подготовить заранее. В день совершения таинства можно разволноваться и все забыть. Поэтому следует спокойно за несколько дней до исповеди еще раз перечитать заповеди и записать свои грехи.

Если исповедь первая, то самостоятельно разобраться в семи смертных грехах и десяти заповедях непросто. Поэтому следует заранее подойти к батюшке, в личной беседе рассказать о своих затруднениях.

Список грехов для исповеди с объяснением грехов можно приобрести в церкви или найти на сайте своего храма. В расшифровке подробно расписаны все предположительные грехи. Из этого общего списка следует вычленить то, что было совершено лично. Затем записать свой перечень проступков.

Грехи, совершенные против Бога

  • Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность.
  • Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями.
  • Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге).
  • Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений.
  • Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие.
  • Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила.
  • Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу.
  • Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения.
  • Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера.
  • Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.
  • Утаивание грехов на исповеди.

Грехи, совершенные против ближних людей

  • Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие.
  • Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность.
  • Воспитание детей вне веры.
  • Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся.
  • Нежелание помогать родителям, неуважение к ним.
  • Воровство, осуждение, зависть.
  • Ссоры, употребление спиртного на поминках.
  • Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни).
  • Убийство ребенка во чреве, склонение других к аборту.

Грехи, совершенные против себя

  • Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни.
  • Желание наживы, обогащения.
  • Выставление напоказ добрых поступков.
  • Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков.
  • Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Список грехов для исповеди женщины

Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви».

Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.

Вот список грехов для исповеди (краткий):

  1. Редко молилась, не посещала церковь.
  2. Больше думала о мирском во время молитвы.
  3. Допускала половую жизнь до брака.
  4. Аборты, склонение к ним других.
  5. Имела нечистые мысли, желания.
  6. Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания.
  7. Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды.
  8. Излишнее обнажение тела для привлечения внимания.
  9. Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве.
  10. Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам.
  11. Избегание помощи другим людям.
  12. Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям.
  13. Суеверие.

Список грехов для мужчины

Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди - осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе.

Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь - только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов - это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.

Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:

  1. Святотатство, разговоры в храме.
  2. Сомнение в вере, загробной жизни.
  3. Кощунство, насмешки над убогими.
  4. Жестокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность.
  5. Уклонение от службы в армии.
  6. Избегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей.
  7. Оскорбления, ненависть, драки.
  8. Клевета, разглашение чужих слабостей.
  9. Соблазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры).
  10. Отказ в помощи родителям, другим людям.
  11. Воровство, бесцельное коллекционирование.
  12. Склонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего.
  13. Наглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.

Исповедь для ребенка

Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.

Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список греховребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь.

Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед.

Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы:

  • Как часто читает молитву (утром, вечером, перед едой), какие знает наизусть?
  • Ходит ли в церковь, как ведет себя на службе?
  • Носит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений?
  • Обманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди?
  • Не гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли?
  • Дерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных?
  • Ябедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя?
  • Совершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь?
  • Смеялся ли над физическими недостатками других людей?
  • Не играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)?
  • Ленится или помогает родителям по дому?
  • Не притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?
  1. Человек сам определяет - исповедоваться ему или нет, сколько раз посещать таинство.
  2. Следует подготовитьсписок грехов на исповедь. Образецлучше взять в том храме, где будет происходить таинство, или самостоятельно его найти в церковной литературе.
  3. Оптимально ходить на исповедь к одному и тому же священнослужителю, который станет наставником, будет способствовать духовному росту.
  4. Исповедь совершается бесплатно.

Предварительно нужно поинтересоваться, по каким дням проходят исповеди в храме. Одеться следует подобающим образом. Для мужчин - рубашка или футболка с рукавами, брюки или джинсы (не шорты). Для женщин - платок на голове, отсутствие косметики (хотя бы помады), юбка не выше колен.

Искренность исповеди

Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду - такие действия не ведут к покаянию.

Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, - это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению.

Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди.

Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.

Значение исповеди

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача - определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий.

Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред. Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень.

Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать.

Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди - это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение.

Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста - горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) - состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.

Поделиться: