Иоанн Креститель - жизнь и смерть. Заточение и смерть иоанна крестителя

Царь Ирод убивает Иоанна Крестителя

(Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9)

1 В то время об Иисусе услышал и четвертовластник Ирод a . 2 Он говорил своим приближенным:

Это - Иоанн Креститель. Он воскрес из мертвых, и поэтому в Нем такая чудодейственная сила.

3 В свое время Ирод арестовал Иоанна, связал его и бросил в тюрьму из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа b , 4 потому что Иоанн говорил ему: «Нельзя тебе жить с ней». 5 Ирод хотел убить Иоанна, но боялся народа, так как все считали его пророком.

6 И вот, когда Ирод праздновал свой день рождения, дочь Иродиады танцевала перед гостями и так понравилась Ироду, 7 что он поклялся дать ей все, чего бы она ни попросила. 8 Наученная своей матерью, девушка сказала: «Подай мне сюда, на блюде, голову Иоанна Крестителя». 9 Царь опечалился, но, так как он поклялся перед гостями, то велел исполнить ее желание. 10 По его приказу Иоанну отрубили в тюрьме голову, 11 принесли ее на блюде и отдали девушке, а та отнесла ее матери. 12 Ученики Иоанна, забрав тело, похоронили его, а затем пошли и рассказали об этом Иисусу.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Царь Ирод. После смерти Антипатра власть в Иудее перешла к его старшему сыну Фессаилу, а младший сын Ирод управлял Галилеей. Вскоре сын Аристовула II Антигон бежал из Рима и с помощью парфян захватил Иерусалим. Своему дяде Гиркану II он обрезал уши, чем лишил его права по

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. Евангелие от Иоанна 1:29-36 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Царь Ирод Давным-давно жил один царь. Он был очень злой. Его звали Ирод.Он жил в городе Иерусалиме, в прекрасном дворце, украшенном золотом и драгоценными камнями.Как-то раз к Ироду пришли звездочеты и сказали:– В твоей стране родился Младенец. Он вырастет и будет Царем. Мы

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Царь Ирод убивает пророка Яхию (Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9)1 В то время об Исе услышал и правитель Ирод a. 2 Он говорил своим приближённым:- Это пророк Яхия. Он воскрес из мёртвых, и поэтому в Нём такая чудодейственная сила.3 В своё время Ирод арестовал Яхию, связал его и бросил в

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора

Царь Ирод убивает пророка Яхию (Мат. 14:1-12; Лк. 9:7–9)14 Об Исе услышал царь Ирод b, поскольку имя Исы становилось всё более известным, и некоторые говорили:- Это пророк Яхия воскрес из мёртвых, и поэтому в Нём такая чудодейственная сила.15 Другие говорили, что это пророк Ильяс c.

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Ирод убивает Иоанна Крестителя (Мат. 14:1-12; Лк. 9:7–9)14 Об Иисусе услышал царь Ирод, поскольку Имя Иисуса становилось все более известным, и некоторые говорили:- Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и поэтому в Нем действуют такие силы.15 Другие говорили, что это Илия. А

Из книги автора

Поучение 1-е. Собор св. Иоанна Крестителя (Черты для подражания из жизни св. Иоанна Предтечи Господня) I. С первого взгляда жизнь Предтечи Господня, память коего ныне совершается, покажется неподражаемою по своей высоте и исключительности его положения. Но вникнем ближе и

Из книги автора

Поучение 2-е. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Кто ныне подражает врагам Иоанна Крестителя и есть ли ныне терпящие, участь Иоанна?) I. Иоанн Предтеча, проповедник покаяния, обличал царя Ирода за то, что он, убив своего брата Филиппа, взял себе его жену Иродиаду. Ирод

Из книги автора

Поучение 2-е. Третье обретение честной главы св. Иоанна Предтечи (Как христиане должны почитать память Иоанна Крестителя?) I. Сегодня мы, братия, празднуем третье обретение главы честного, славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Еще до рождения Иоанна было

Евангелие от Матфея. Мф. Глава 1 Родословие Иисуса Христа от Иосифа до Авраама. Иосиф, поначалу, не пожелал жить с Марией из-за её неожиданной беременности, но послушался Ангела. У них родился Иисус. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 2 Волхвы увидели на небе звезду рождения царского сына, и пришли поздравить Ирода. Но, их отправили в Вифлеем, где они подарили золото, ладан, масло Иисусу. Ирод убил младенцев, а Иисус спасся в Египте. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 3 К омовению Иоанн Креститель не допускает фарисеев, т.к. для покаяния важны дела, а не слова. Иисус просит Его крестить, Иоанн, поначалу, отказывается. Иисус Сам будет крестить огнём и Духом Святым. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 4 Дьявол искушает Иисуса в пустыне: сделать хлеб из камня, спрыгнуть с крыши, поклониться за деньги. Иисус отказался, и начал проповедовать, призывать первых апостолов, исцелять больных. Стал известным. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 5 Нагорная проповедь: 9 заповедей блаженств, вы - соль земли, свет мира. Закон не нарушать. Не гневаться, мириться, не соблазняться, не разводиться, не клясться, не драться, помогать, любить врагов. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 6 Нагорная проповедь: о тайной милостыне и молитве Отче наш. О посте и всепрощении. Истинное сокровище на Небе. Око - светильник. Или Бог, или богатство. Бог знает о нужде в пище и одежде. Ищите правду. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 7 Нагорная проповедь: вынуть бревно из глаза, не метать бисер. Ищите, и обретёте. Делайте другим, как себе. Дерево хорошо плодами, и люди по делам войдут на Небо. Стройте дом на камне - учил с властью. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 8 Исцеления прокажённого, тёщи Петра. Вера военного. Иисусу негде спать. Путь мёртвые хоронят себя. Ветер и море повинуются Иисусу. Исцеление одержимых. Свиньи утопли от бесов, и животноводы недовольны. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 9 Парализованному легче приказать ходить или же простить грехи? Иисус закусывает с грешниками, посты - потом. О таре для вина, ремонте одежды. Воскрешение девицы. Исцеление кровоточивой, слепых, немого. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 10 Иисус посылает 12 апостолов проповедовать и исцелять даром, за еду и ночлег. Вас будут судить, Иисуса называть дьяволом. Терпением спасайтесь. Ходите везде. Тайн нет. Бог за вами проследит и наградит. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 11 Иоанн спрашивает про Мессию. Иисус хвалит Иоанна, что он больше пророка, но меньший у Бога. Небеса достигаются усилием. Есть или не есть? Укор городам. Бог открыт младенцам и трудящимся. Лёгкое бремя. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 12 Бог хочет милости и добра, не жертвы. Можно лечить и в субботу - это не от дьявола. Духа не хулите, от слов оправдание. Добро от сердца. Знамение Ионы. Упование народов на Иисуса, Ему мать - ученики. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 13 О сеятеле: люди урожайны как зерно. Притчи проще понимать. Сорняки от пшеницы отделят позже. Царство Небесное растёт как зерно, поднимается как закваска, выгодно, как клад и жемчуг, как сеть с рыбой. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 14 Ирод отрубил голову Иоанну Крестителю по просьбе жены и дочери. Иисус исцелил больных и накормил 5000 голодных пятью хлебами и двумя рыбами. Ночью Иисус пошёл к лодке по воде, и Пётр так же захотел. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 15 Ученики рук не моют, а фарисеи за словами не следят, тем оскверняются - слепые проводники. Плох дар Богу, вместо дара родителям. Псы едят крохи - исцели дочь. Лечил и 4000 накормил 7 хлебами и рыбой. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 16 Розовый закат знаменует ясную погоду. Избегайте лукавства фарисейского. Иисус - Христос, убьют и воскреснет. Церковь на Петре-камне. Следуя за Христом до смерти - спасёте душу, вам воздастся по делам. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 17 Преображение Иисуса. Иоанн Креститель - как пророк Илия. Бесы изгоняются молитвой и постом, исцеление отрока. Нужно верить. Иисуса убьют, но воскреснет. Подати берут с чужих, но проще внести на Храм. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 18 Умалившийся как дитя больший на Небесах. Горе соблазняющему, лучше быть без руки, ноги и глаза. Нет воли Бога погибнуть. Прощай послушного 7х70 раз. Иисус среди двоих просящих. Притча о злом должнике. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 19 Разводиться лишь при измене, т.к. одна плоть. Не жениться не удастся. Пусть дети приходят. Благ один Бог. Праведный - раздай имение. Богатому сложно идти к Богу. Последовавшие за Иисусом сядут судить. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 20 Притча: работали по разному, а заплатили одинаково из-за премиальных. Иисуса распнут, но воскреснет, и кто сядет по бокам зависит от Бога. Не господствуйте, а служите, как Иисус. Исцеление 2-х слепых. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 21 Въезд в Иерусалим, осанна Иисусу. Изгнание торговцев из Храма. Говорите с верой. Крещение Иоанна с Небес? Исполняют не на словах, а на деле. Притча о наказании злых виноградарей. Главный камень Бога. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 22 В Царство Небесное, как и на свадьбу, нарядись, не опаздывай, и веди себя достойно. Кесарь чеканил монеты - верните часть, а Богу - Божие. На Небе ЗАГСа нет. Бог среди живых. Возлюби Бога и ближнего. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 23 Делайте, что велят начальники, но пример с них-лицемеров не берите. Вы - братья, не возноситесь. Храм дороже золота. Суд, милость, вера. Внешне красиво, а внутри плохо. На иерусалимцах кровь пророков. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 24 Когда конец света не ясно, но поймёте: солнце затмится, знамения по небу, есть Евангелие. До того: войны, разруха, голод, болезни, самозванцы. Готовьтесь, прячьтесь и спасётесь. Делайте всё как нужно. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 25 5 умных дев успели на свадьбу, а другие нет. Хитрого раба наказали за 0 дохода, а прибыльных - повысили. Царь накажет козлов, и наградит овец-праведников за добрые догадки: кормили, одевали, навещали. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 26 Ценное масло для Иисуса, нищие подождут. Иуда нанялся предать. Тайная Вечеря, Тело и Кровь. Богомолье на горе. Иуда целует, арест Иисуса. Пётр дрался ножом, но отрёкся. Иисуса осудили за богохульство. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 27 Иуда раскаялся, поругался и повесился. На суде Пилату сомнительно распятие Иисуса, но народ взял на себя вину: Царь Иудейский. Знамения и смерть Иисуса. Похороны в пещере, вход под охраной, опечатан. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 28 В воскресенье сверкающий Ангел напугал охрану, открыл пещеру, сказал женщинам, что Иисус воскрес из мёртвых, скоро явится. Стражу подучили: вы уснули, тело украли. Иисус велел учить и крестить народы.

В христианской традиции

Избиение младенцев считается одним из самых скорбных дней в христианской культуре, младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.

«Избиение младенцев». Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года

Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её». По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской — о 64 тысячах.


Иудейский царь Ирод Великий

Историчность

Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. Другие полагают, что в основу этого предания были положены исторические события, а именно приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии. А библеист Раймонд Браун утверждает, что основой для сюжета избиения младенцев стал рассказ о детстве Моисея и приказе египетского фараона убить первенцев евреев.


«Иудейские древности» Иосифа Флавия

Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Специалисты говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом и его население едва превышало 1000 человек. При рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20. Однако иные исследователи ссылаются на то, что в Евангелии упомянута перепись населения, из-за чего в Вифлеем стекалось большое количество народа. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной.


«Избиение младенцев». Гвидо Рени. 1611—1612. Национальная пинакотека Болоньи

Как бы то ни было, это христианское предание оказало значительное влияние на культуру и нашло отражение в искусстве, особенно в живописи. Убитые младенцы почитаются христианами как мученики: в православии их вспоминают 29 декабря, а католицизме 28 декабря.

Сегодня Православная Церковь празднует Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи – обезглавливание Иоанна Крестителя царем Иудеи Иродом. В этот день Церковью установлен строгий пост, ведь Иоанн Креститель был неправедно убит на разгульном пиршестве царя по случаю его дня рождения. Иоанн Предтеча был последним пророком, связывающим воедино Ветхий и Новый Заветы, целью жизни которого было возвещение о воплощении Сына Божия. Иоанн Креститель – тот, к кому пришёл Иисус, чтобы принять крещение и явить Собой воплощение Триединого Бога.

Сын Божий “уничижает себя”, принимает Крещение. И Дух Святой нисходит на Него в телесном виде: Он явился “как голубь”. А голос Бога Отца возвестил: “Ты Сын Мой Возлюбленный”. Здесь мы видим несравненное проявление почтения к тому, Кого Бог уготовляет быть “избранным Своим сосудом”, последним из Своих пророков для предвозвестия спасения человеческого рода, которое за несколько веков было предсказано Самим Богом еще первозданным людям. Это особенное почтение оказано тому, кто в смирении говорит всенародно, что “он недостоин развязать ремень обуви Его”. Он протестует, когда его сравнивают с ожидаемым Мессией, и говорит, что не достоин даже развязать ремни обуви Его. Сначала Иоанн отказывается крестить Иисуса, говоря: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”, т.е. это мне надобно креститься от Тебя, а вместо этого Ты пришёл ко мне? Эта выпавшая на его долю исключительная честь никоим образом не умаляет его великого достоинства.

Давайте посмотрим, однако, каковы были обстоятельства земной жизни Честного Предтечи. Эпитеты “праведный” и “святой”, которые евангелист Марк дает Иоанну Пророку в качестве его характеристик, происходят от слов царя Ирода и в какой-то мере выявляют особенность его личности. Благочестивый и смиренный, праведный и святой отрок из религиозной семьи, чадо священника Захарии, который связан родственными узами с Девой Марией, Иоанн Креститель живет просто и бедно в пустыни, как назорей (то есть во времена Ветхого Завета), проповедуя народу израильскому покаяние и принося весть о надежде явления Богочеловека. Он подготавливает “путь Господень”, потому он и называется Предтечей. Он крестит тех, кто приходит к нему и исповедует перед ним свои прегрешения. Он особым образом научает слову Божию и Божественным заповедям, призывает всех к покаянию и говорит о том, что, когда Мессия явится, Он принесёт избавление.

Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что тот женился на Иродиаде, супруге своего брата Филиппа: “Тебе не должно иметь жену твоего брата”. Иродиада старается найти повод для того, чтобы избавиться от тяжелых, но справедливых упреков Иоанна и от его пристального внимания к Ироду. Так, она попытается заставить Ирода принять решение о том, чтобы связать и заключить пророка в темницу, чтобы заставить его замолчать и более не слышать его обвинительных речей. Однако даже находясь в заключении, Иоанн не переставал проповедовать слово Божие, обличая живших во грехе Ирода и Иродиаду.

Тем не менее, царь Иудейский не дерзал его убить. Ведь перед народом он был праведным и святым. Народ любил его, следовал словам его проповеди и проявлял уважение к его наставлениям. Народ уверовал в его пророческие слова о явлении ожидаемого Спасителя. Вот почему царь Иудеи не решался казнить его. Однако жившая в беззаконии и грехе Иродиада не могла смириться с таким положением. Она чувствовала себя униженной в кругу великосветских дам Иерусалима и искала любого повода умертвить Иоанна Крестителя.

И когда легкомысленный царь Ирод во время празднования дня рождения, “напившись сладкого вина”, дал обещание подарить все, “даже до половины своего царствия” дочери Иродиады, являющейся также и его племянницей,после ее прекрасного танца, Иродиада нашла случай избавиться от Иоанна Крестителя. Она посоветовала дочери просить “главу Иоанна Крестителя”. И Ирод с невероятной легкостью и без всякого раздумья отдал распоряжение исполнить свое обещание и теперь уже не хотел отказываться от него, хотя “весьма и опечалился”. Таким образом, он потворствовал желанию Иродиады достичь своей цели и отомстить пророку Божиему. “И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей”.

Праведный, святой и кроткий, но не смирившийся с грехом Иоанн, посвятивший свою жизнь приуготовлению народа Израиля к пришествию Мессии, борется с грешным, легкомысленным Иродом, легко и бездумно дающим столь серьезные обещания и сожительствующим с мстительной, бессердечной Иродиадой, как её представляет песнопевец. Избавившись от Крестителя, царь бросает вызов всем своим согражданам. Через проповеди и наставления Иоанна Господь Бог дает Ироду возможность изменить свой образ жизни, он же, раб страстей своих, закрывает на все это глаза и учиняет страшное злодеяние, приказав усечь главу Иоанна, исполнив прихоть дочери своей незаконной жены.

Мы не осознаём в должной степени великого значения обезглавливания, мученичества Иоанна Крестителя. Само обстоятельство обезглавливания является ужасным, однако, несмотря на то, что нам многое известно об этом событии, нам необходимо как можно глубже вдуматься в него. Давайте посмотрим на пристальное внимание Иоанна Предтечи к беззаконному сожительству Ирода и Иродиады с современной точки зрения.

Конечно, поступок Крестителя, по меркам нашего времени, может быть охарактеризован только как из ряда вон выходящий, фанатичный и заслуживающий порицания пример. Давайте посмотрим, почему. То, что делал Ирод в своей личной жизни, по меркам нашего времени, является делом сугубо частным, следовательно, Креститель не только не имел права контролировать царя, но своими действиями он идет наперекор закону о праве человека на “личную жизнь”.

Надзор Иоанна и его тяжелые, но справедливые упреки, продолжает современный человек, снижают значение деятельности пророка. Он всего лишь аскет, отказавшийся от всего мирского, а потому не должен покидать свое поприще подвижника и опускаться на дно мирской жизни, да еще до такой степени. Ведь эту ситуацию можно назвать “светской сплетней”, пускай Иоанн и опирается на принципы заповедей Божественного Закона. Он, продолжает далее современный человек, злоупотребляет своим положением и даже позволяет себе вмешиваться в дела Святого Синода иудеев того времени, или Великого Синедриона, хотя не был наделен со стороны епископата такими полномочиями. Следовательно, он поступает неэтично, некрасиво, неправильно.

В конце концов, какое право на такой контроль имеет какой-то аскет, в то время как органы высшего духовенства и представителей Синедриона мирятся с таким положением вещей для сохранения внешних приличий, т.е. мирятся с беззаконием, учиненным Иродом. Своей пламенной речью Креститель провоцирует “массовые беспорядки”, а это самое плохое, что может быть, для “правового государства”, а тем более для пребывающей под управлением правящего Рима территории.

Разве допустимо, чтобы мирные “исихасты” и “отшельники” стали причиной беспорядков и волнений, а тем более выступали против законов общества, ведь они есть “Богом назначенные” для претворения в жизнь Его Замысла? Позабыл зелот и Креститель Иорданский, что Ирод, несмотря на свои пристрастия и причуды, творил много добра: он развил “культурные традиции” и “иудейскую культуру”, поддерживал “тонкое равновесие” между Римом и эллинистическим ядром мультикультурной Иудеи, а самое главное, он сделал щедрое пожертвование из государственной казны на строительство храма. Своим вниманием к его “личной жизни” Иоанн разрывает “великолепное сотрудничество” “иудейской религии с обществом”. Креститель проявил себя решительным сторонником крайних мер, бестактным и назойливым, ведь он оставил спасительное дело проповеди, покаяния и крещения, покинул весь народ, приходивший к святому в пустыню, чтобы услышать его. Конечно, ко всему этому мы можем добавить и многое другое. Вот к каким поразительным выводам неуклонно ведёт нас современная “необогословская” научная мысль.

Но, слава Богу, Честный Предтеча и Креститель Господень, величайший из пророков, проповедник благодати, непреклонный подвижник, жил для любви и прославления Христа. И утвердил эту любовь своей собственной головой. Не случайно во всех православных храмах его образ находится рядом с образом Спасителя, справа от Царских врат. Иоанн Креститель как истинный пророк остается верным примеру его праведных пророков-предшественников – Исаии, Иеремии, Илии, Eлисея. Он решительно отказывается покрывать любую трусость какой-либо дырявой мантией псевдобогословия и суждениями современной эпохи. Он не признаёт извращенность греха, которая обезличивает человека, а настаивает на той непреклонной истине, что личная жизнь политических правителей, не говоря о церковных деятелях, должна быть безупречной во всем и служить примером для подражания. А пролитая им кровь является величайшим свидетельством свершения воли Всемогущего Бога. Да заступится за каждого из нас мужественный свидетель истины и Евангельского идеала, чтобы смогли мы обрести спасительную благодать и благословение на истинно православную жизнь.

Кон. Иконому

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».

Св. Иоанн, Предтеча Господа Иисуса Христа, предварил своей жизнью рождение Его, смертью - смерть Его. Он проповедовал о пришествии Господа: "идет за мною Сильнейший меня" (Мк.1:7). Душам св. праотцов, находившимся в аду, проповедал пришествие Господа, ибо Предтеча Иоанн должен сказать здесь, что явился ожидаемый Мессия. Иисус Христос пострадал за грехи людские, Предтеча получил страдальческую смерть из-за беззакония Иродова.
Сын Ирода, убившего младенцев вифлеемских, Ирод Антипа правил в Галилее. Он женился на дочери Арефы, царя аравийского; прожил с нею много лет. Пленившись красотою Иродиады, жены Филиппа, брата его, он сблизился с нею, ибо она поощряла похоть его. По её требованию прогнал законную жену и женился на жене брата против закона, ибо если умер бы брат, он и то не мог взять её в жены, так как была в живых дочь брата. Закон повелевал жениться на жене умершего брата тогда, когда тот не имел детей. Ирод отнял жену у брата Филиппа тогда, когда тот был жив. Он сотворил беззаконие, как хищник, прелюбодей и кровосмеситель.
Видя беззаконие Ирода, обличитель грехов человеческих и проповедник покаяния св.Иоанн Креститель пред всеми обличал Ирода как прелюбодея и грабителя, отнявшего жену у брата. Ирод, не вынеся обличений, заключил Иоанна в темницу, держа его в оковах. Жена Ирода, Иродиада, желала смерти его, но не могла умертвить, ибо Ирод оберегал узника от жены. Он считал Иоанна св.мужем, ранее со сладостью слушал его и, внимая ему, творил добро, поэтому Ирод боялся предать Иоанна смерти.
Однако он боялся не Бога, но людей, как говорит еванг. Матфей: "и хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка" (Мф.14:5). Ирод боялся, как бы народ не поднял мятежа, поэтому не осмеливался убить Крестителя Господня, лишь томил в темнице, желая закрыть уста обличителя.
Св. Иоанн долго пробыл в темнице. Приходили ученики, Иоанн поучал их жизни по закону Божию, возвещая о пришедшем Мессии, к Коему посылал, как сказано в Евангелии: "Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?" (Ин.11:2-3). Иоанн посылал учеников для того, чтобы они своими очами увидели чудеса, что творил Господь и окончательно убедились, что Иисус Христос пришел спасти род человеческий.
Наступил день рождения Ирода. Собрав князей, воевод, старейшин и тетрархов Галилеи, Ирод устроил пиршество (Мк.6:21), где дочь Иродиады пляскою угодила Ироду и остальным. По требованию матери она просила у Ирода главу св. Иоанна Крестителя и получила её, т.к. Ирод поклялся дать всё, что бы она ни попросила. Ирод не хотел нарушить клятву и огорчить мать плясуньи, но забыл о св. жизни Иоанна и, упившись вином, распалился пролить невинную кровь. Он приказал палачу усечь главу Иоанна и принести ее на блюде. Предтеча за обличение сожительства Ирода с Иродиадой усечен в темнице ночью, ибо пиршество было ночью, когда все упились вином и утешались пляскою бесстыдн. девицы. Глава св. Иоланна принесена на блюде, причем кровь еще капала, а глава изрекла обличительные слова:
- Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего.
Великий страх объял всех, когда увидели челов.голову, как пищу на блюде, источавшую кровь, устами изрекавшую слова. Главу плясунья взяла дерзкими руками и отнесла матери. Иродиада проколола иглою язык, обличавший беззакония ее. Она не позволила похоронить главу Иоанна вместе с телом, ибо боялась, как бы Иоанн не воскрес, если главу присоединить к телу, и начал обличать ее и Ирода. Тело св. Предтечи ученики взяли из темницы, похоронили в Севастии. Главу Иродиада закопала во дворце, на потаенном месте.
После умерщвления св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Ирод совершил др.злодеяние: он посмеялся над приведенном Иисусом Христом, как повествует св. еванг. Лука: "Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату" (Лк.23:11). Мщение Божие не замедлило совершиться над пророкоубийцею и поругателем Христа. Спустя время Ирод лишился царства и жизни вместе с Иродиадой и плясуньей.
Арефа, царь аравийский, мстя за бесчестие дочери, пошел с воинами на Ирода и победил его. Ирод спасся с трудом. Он лишен власти и всех богатств кесарем римским, послан в заточение с прелюбодейкой и дочерью ее в Лион, потом в Илерду, где окончил жизнь в лишениях и бедствиях, но ранее он увидел смерть плясуньи.
Как-то зимою она пожелала перейти ради какой-то потребности реку Сикорис. Лед надломился, она упала в воду, погрузившись до шеи. По правосудию Божию, лед сдавил шею и перерезал её. Труп, занесенный водою под лед, не был найден, глава принесена Ироду и Иродиаде, как некогда глава Предтечи, только отсеченная не мечом, а льдом. Так наказало правосудие Божие ту, что повинна в усечении главы св. Иоанна.
После погиб убийца Ирод с Иродиадою - они пожраны живыми землею.
Св. Иоанн, как при жизни, так и после кончины был Предтечею Христу Господу. Ибо, предварив сошествие Господа в ад, благовествовал находившимся в аду Бога во плоти и порадовал св.праотцев; с ними изведен из ада после разрушения его по воскресении Христовом и сподобился многих венцов в Царствии небесном.Тропарь, глас 2:
Память праведнаго с похвалами: тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече, показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира, и подающаго нам велию милость.
Кондак, глас 5:
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое божественное: да и сущым во аде Спасово проповесть пришествие. Да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Поделиться: