Илия II «под прицелом»: кто готовил убийство. Патриарх грузии илия второй назвал местоблюстителя

Тепла и любви в нем столько, что хватает на всю страну, как минимум. На всю Грузию. Каждый грузин – это его ребенок. Что бы ни случилось, с какими бы проблемами люди не столкнулись – бегут к Патриарху. Если у него именины или какое-то другое торжество, двери Патриархии открыты с утра и до вечера, идет очередь людей, как в Мавзолее. Идут с цветами, с какими-то подарочками, чтобы просто поцеловать руку и взять благословение. Он сколько есть сил, стоит. Если нет сил, все-таки он плохо себя сейчас чувствует, сидит в кресле, но он абсолютно всех благословит, и это происходит целый день, а теперь уже и два дня.

Солнечная ночь

Патриарх Илия II сам свое служение называет «солнечной ночью». В декабре 1977 года после интронизации Патриарха во Мцехте люди вышли из собора и увидели удивительное явление – с одной стороны солнце еще не село, а с другой стороны была видна луна. Патриарх говорил, что действительно служение такое получилось. Ночь – на тяжелые времена для Грузии выпало время его патриаршества, но ночь солнечная, потому что она всегда была освещена светом веры.

Каждое воскресенье Святейший придумывает небольшое послушание для духовных чад. Начало 90-ых годов. Голодные годы, зарплаты и пенсии по 13 долларов, да и те не платят по году. Гражданская война. Совсем недавно произошла трагедия 9 апреля 1989 года на площади Руставели, где Патриарх был и призывал собравшихся укрыться в храме, но его, увы, не послушались…

У людей страшная депрессия. И тут Святейший придумывает вроде бы простое послушание – просит писать другу другу записочки и рассказывать о человеке все самое хорошее. И это сработало - люди каждое утро получали эти конвертики с очень теплыми словами, и у всех поднялось настроение.

Однажды он дал «задание» всем тем, у кого в живых родители, несмотря ни на какие саны, звания и положения, при каждой встрече с ними просить у них благословение. Говорят, что это что-то невероятное - от такого простого, казалось бы, внешнего действия меняются отношения внутри семьи.

В другое воскресенье, еще в советские времена, в начале 1980-ых гг., предложил разобрать древние грузинские иконы из Сионского собора по домам на неделю. Правда, было поставлено условие – принимающая семья должна была обеспечить открытый доступ к святыне любому желающему.

Получилось невероятное паломничество – люди ходили друг к другу в гости помолиться у икон из собора. По воспоминаниям матери митрополита Николая (Пачуашвили), когда к ним в дом принесли огромную икону Божьей Матери, ей, почти неверующей женщине, показалось, что в дом вошла сама Дева Мария.

Молитва о Грузии

На Синае Патриарх поднимался пешком по монашеской тропе, взошел босиком на святую гору, молился о Грузии. И там Господь ему дал интересный пример, который он смог использовать тоже для объединения грузинского народа. Увидев воочию мусульманский намаз, Патриарх стал думать о том, что должен быть в Библии какой-то источник, почему его так часто совершают. И нашел. В псалме царя Давида: «Семь раз в день буду прославлять Тебя, Господи».

И семь раз в день теперь вся Грузия читает псалмы Давида по часам. Это передается по радио. Короткая молитва, буквально пять минут. Передают по радио, чтобы вся страна могла одновременно ее услышать, все знают по часам.

«Это мой ребенок, будьте повнимательнее»

Недавно Патриарх нашел решение для непростого в современном мире демографического вопроса. Он пообещал каждой грузинской семье крестить третьего ребенка. И он сам крестит действительно всех детей и всем родителям говорит: «Это мой ребенок, поэтому будьте поосторожнее, повнимательнее».

Действительно, у него есть все имена, он настоящий крестный отец, все знает обо всех. Рождаемость выросла невероятно. Это даже стало модным - грузинские папы и мамы, живущие в рассеянии, в Европе, в Америке, в России, приезжают специально рожать в Грузию, чтобы крестил детей Патриарх.

И это действительно работает – показатели рождаемости растут: по сравнению с 2005 годом рождаемость в Грузии увеличилась на 25%, а количество абортов сократилось на 50%.

Массовые крещения начались в 2008 году, на сегодняшний день у Патриарха Илии уже более 11 000 крестников.

Забота о каждом

Но помимо решения «глобальных» проблем, Святейший принимает активное участие и в жизни отдельных людей. На ужин в Патриархию может прийти, кто угодно. Кого-то Патриарх специально приглашает, а кто-то, если захочет, может прийти и сам в Большой приемный зал Грузинской Патриархии, где выносятся всем какие-то конфетки, ягоды, звучит музыка, которую Святейший написал, или то, что ему нравится. Раньше он сам просто играл на рояле.

Люди сидят, общаются, приходят какие-то интересные люди, деятели искусств, и совсем простые люди, рабочие. Это такая большая семья, которой он каждый вечер рассказывает что угодно, вплоть до своих сновидений. Очень много рассказывает из истории, о своих предшественниках, постоянно передает духовный опыт.

Однажды приходит заплаканная студентка. Ее ведут к Патриарху, она плачет, что-то говорит. Ее Святейший утешает. Она плачет, рассказывает Патриарху, что у нее дома такая ситуация, что пришлось работать очень много, поэтому она не ходила на занятия, но она учила, готова сдавать экзамены.

И Патриарх тут же звонит по телефону: «Да, да, я все понимаю, да, надо учиться, но я, как ректор академии, прошу Вас, примите у нее экзамены». Он решил этот вопрос на месте. Такая маленькая радость для человека. .

Однажды, еще в советские годы, в Тбилиси случилась трагедия. Родители пошли на какую-то вечеринку, оставили дома двоих детей, мальчика и девочку. Произошла утечка газа, они задохнулись. Родители договорились между собой, что они похоронят детей, а потом вернутся домой и покончат с собой.

Но после похорон мама перед тем, как наложить на себя руки, решила позвонить в Патриархию и спросила, можно ли поговорить с Патриархом, можно ли к нему прийти? Святейший сам примчался к ним домой и говорил с ними всю ночь. Наутро это была уже верующая семья, теперь мама работает в Патриархии, они возглавляют комитет родителей, которые потеряли своих детей.

Одна женщина, учительница, которая в голодные годы хотела что-то приятное сделать Патриарху, каждое утро вставала рано, шла в булочную, и как только выпекался свежий хлеб, покупала баточник и приносила в Патриархию. Патриарх ее знал. Больше ничего она не могла сделать, единственное, на что у нее хватало, это батончик хлеба. Но это внимание, тепло.

Она заболела раком, у нее была опухоль в голове, очень большая. Врачи ее уже не брали, дома не могли за ней родные ухаживать. Патриарх взял ее в Патриархию к себе. Но войти было очень сложно к ней в комнату, он один ходил к ней. Ему матушки что-то давали, он каждый вечер приходил к этой женщине, которую он едва знал - кроме того, что она ему просто булочку приносила. Рассказывал ей о житиях святых, рассказывал ей о своей жизни, о Церкви, обо всем. И так потихоньку проводил ее в последний путь.

Часто к Патриарху на покаяние везут, например, человека, который совершил очень тяжелый грех. Один раз матушка, которая везла человека, говорила, что, наверное, невозможно об этом рассказать. Грех такой, что нельзя вслух об этом сказать. Но человек, который его совершил, согласен был покаяться только перед Патриархом.

Когда он приехал и рассказал обо всем Патриарху, Святейший вдруг засмеялся. Это была такая реакция, которая, с одной стороны, окружающим показалась странной, но с другой стороны, человек этот так был тронут, что это единственное, возможно, было в этой ситуации, что мог сделать для спасения этой души пастырь.

Он очень любит цветы и другие растения. Все, что растет в Патриархии, выращено его руками, он сам знает каждый цветок. У многих его близких такое ощущение, что он с растениями разговаривает. Как-то к нему приходили представители партии «зеленых». Сидели в этом саду прекрасном. Святейший сказал: «Конечно, я не могу быть членом никакой партии, но если бы я когда-то вступил в партию, это была бы партия “зеленых”».

В понедельник в прокуратуре Грузии состоялся чрезвычайный брифинг, на котором заявили о задержании священника по подозрению в подготовке к убийству.

В начале февраля в ведомство поступила информация, что руководитель службы по управлению имуществом Патриархии и директор медицинского центра святых Иоакима и Анны священнослужитель Георгий Мамаладзе поручил добыть ядовитое вещество - цианид.

Священника задержали в Тбилисском международном аэропорту. При обыске багажа задержанного у него изъяли цианид натрия.

По версии следствия, Мамаладзе планировал доставить яд в Германию, где находится на лечении Католикос-Патриарх Грузии Илия II.

По словам главного прокурора Ираклия Шотадзе, задержанный не признает свою вину.

Охраняют со всех сторон

После задержания священника глава службы госохраны Анзор Чубинидзе отправился в Берлин и потребовал от главы службы безопасности Патриарха Иосеба Оханашвили вернуться в Грузию на допрос по делу, касающемуся безопасности Предстоятеля Церкви.

После нескольких часов допроса Оханашвили вернулся в Германию. «Я нахожусь в Берлине, продолжаю исполнять свои обязанности, ответить на остальное я не могу», - заявил он.

Теперь безопасность Патриарха в Германии обеспечивает как личная служба охраны, так и государственная.

Лечиться у иностранных врачей отказался, но пришлось

В конце прошлого года Предстоятель Грузинской Церкви перенес вирусную инфекцию, которая вызвала воспаление желчного пузыря. Лечиться у иностранных врачей он отказался. В итоге по состоянию здоровья он был вынужден пропустить ряд важных мероприятий, и все же согласился поехать в Берлин, где было принято решение об операции.

В понедельник Патриарха успешно прооперировали в Берлине. На данный момент он чувствует себя хорошо и будет выписан через неделю.

Неожиданная ситуация

Что касается задержания Мамаладзе, то, по сообщению Грузинской Патриархии, этот факт оказался для них неожиданным и на данном этапе из-за отсутствия дополнительной информации Патриархия прокомментировать его не может.

«Это совершенно неожиданная ситуация. Из-за отсутствия информации на данном этапе мы не можем прокомментировать этот факт, и будем ждать результатов расследования», - говорится в заявлении Грузинской Патриархии.

Странное письмо

Ассоциация молодых юристов Грузии заявила о грубом нарушении презумпции невиновности в отношении Георгия Мамаладзе. Правозащитники цитируют в качестве примера заявление премьер-министра в связи с предполагаемым преступлением .

Презумпция невиновности была нарушена во всех направлениях, заявления были сделаны таким образом , как если бы было открыто дело, например, заявление премьер-министра , который сказал , что преступление было совершено”, – заявил представитель ассоциации Леван Вепхвадзе , слова которого приводит

Католикос-патриарх всея Грузии Илия II сегодня прибудет в Москву, где 21 января ему будет вручена премия Международного общественного фонда единства православных народов.

25 декабря 2012 года исполнилось 35 лет Патриаршего служения Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Те изменения, которые произошли за эти годы в Грузинской Церкви, поражают: народ обрел веру, храмы и монастыри восстановлены, возрождены церковные искусства. Но еще более изумляют всенародная любовь и уважение к Патриарху.

В буквальном смысле слова «отец» всех грузин, любящий и любимый ими. «Я не могу без вас, - как-то обратился он к своей пастве, - и вы не можете без меня». Эта фраза самым точным образом характеризует взаимоотношения народа и Патриарха в Грузии.

Патриарху Илии удается участвовать и в жизни общества, и в жизни каждого человека, будь-то высокопоставленный чиновник, академик или нищий, пришедший за подаянием. Обычно после одной встречи со Святейшим люди уходят преображенными. Почувствовав истину, они тянутся к источнику истины Христу. Патриарх говорит тихо, кротко, просто, но силу имеет каждое его слово.

При расставании у нас непроизвольно вырывается из самого сердца: «Ваше Святейшество! Мы с Вами были, словно в раю!» - «Приезжайте почаще, и вы часто будете в раю», - отвечает с улыбкой Святейший Патриарх.

От всей души мы желаем Патриарху Илии крепости душевных и телесных сил и щедрой помощи Божией в его Первосвятительском служении. А нашим читателям предлагаем интервью, записанное в августе 2012 года в Патриаршей резиденции в Тбилиси.

Ваше Святейшество! Позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы согласились принять нас сегодня и обратиться к русскому народу и к России, в которой Вас очень любят!

Я сердечно приветствую все народы Российской Федерации. И желаю, чтобы с ними всегда пребывали мир и благополучие. Я сердечно приветствую Вас и благодарен за то, что Вы прибыли к нам и потрудились.

Праздник святого Георгия

- Как Вы в атеистические годы избрали путь служения Церкви?

Я рос в православной, очень доброй семье. Мои родители старались всегда помогать другим. Моего отца звали Георгий. Праздник святого Георгия отмечается у нас в Грузии два раза в году. И вот когда он наступал, наш дом заполняли нищие. Вместе с ними мы садились за стол. Потом поприветствовать моего отца приезжали знатные лица нашего края.

У нас часто собиралось духовенство, изгнанное из своих церквей и монастырей. Мы их оберегали, кормили, поили, одевали. В нашем доме находилась русская монахиня, матушка Палладия, которую мы очень любили; у нее была отдельная комнатка. После службы она приносила мне и дарила гривенник. Гривенник - это 10 копеек. За гривенник я покупал двух красных «петушков» на палочке.

Мы ходили в храм . И это знаменательно: в миру меня звали Ираклием, а по молитвам пророка Илии я стал Илией.

Позднее мой отец купил два участка земли на нашей улице во Владикавказе и на них устроил молитвенный дом в честь Покрова Божией Матери (это было сразу после войны или в последний военный год). И я помню, как много верующих, которые ходатайствовали о его открытии, приходили к нам. Они повторяли: «Мы идем к Филоненко» (уполномоченному по делам религии). И вот это врезалось в мою память: что каждый день они ходили к Филоненко, иногда ездили в Москву. И это продлилось до тех пор, пока «Москва» не разрешила им открыть молитвенный дом. Тогда нам прислали замечательного духовного отца - священника Емелиана Касимова.

«Неужели в семинарии и академии вас этому учат?»

Вот в такой семье я рос, и это определило мой путь. Когда я окончил среднюю школу, то по ходатайству служившего у нас молодого священника я был направлен в Загорск, в Троице-Сергиеву лавру, подал свои документы и был принят в число студентов.

- Кто в духовном плане оказал на Вас наибольшее влияние?

Многие. Моя крестная мать монахиня Зоили (Валишвили). Она часто приезжала к нам. Духовным отцом нашей семьи был осетин - отец Михаил Зацоев. Он тоже духовно влиял на нашу семью.

Когда я начал учиться, ректором Московских духовных школ был отец Константин Ружицкий, умный, духовный и мудрый человек. Я очень его уважаю, и люблю, и благодарю. У меня в резиденции висит его портрет. Большое впечатление производила его супруга, матушка Мария.

Нас исповедовал отец Петр, лаврский архимандрит. И когда я говорил о себе, что вот, я грешный, такой, сякой, и гордость, и все…, он начинал плакать, спрашивал: «Неужели в семинарии и академии вас этому учат?»…(вздыхает) . Такие высоко духовные лица были в Троице-Сергиевой лавре.

- А здесь в Грузии… отец Шио (Дзидзава)?

Отец Шио уже в бытность моего епископства. Он приезжал ко мне из Цхакайя (современный город Сенаки) сначала в Батуми, потом в Сухуми и исповедовал меня, принимал участие в богослужении. Необыкновенный человек! Немного юродствовал. Я очень полюбил его. Он был старше меня, и когда он замечал, что мне трудно, говорил: «Владыка - на исповедь». Когда же он видел, что из-за какого-то греха я был взволнован, он обнимал меня: «Молись, владыка, не переживай. И со мной случалось такое». Этим он утешал меня.

Может быть, такое никогда с ним и не случалось, но он был настолько снисходителен и благороден, что брал этот грех на себя ради того, чтобы утешить меня. И когда я заканчивал исповедь, он обнимал меня со словами: «Владыка, теперь ты уже ангел. Господь да простит твои прегрешения».

Стоять выше конфликта

Замечательных подвижников Вы встречали, Ваше Святейшество. Что на их примере самое главное в духовной жизни для нас, современных христиан?

Вы знаете, все главное. Нет ничего второстепенного. И молитва - главное, и пост - главное, и отношения между людьми - главное. Нельзя быть верующим человеком и ненавидеть людей. Я не могу сказать, что верующий человек должен быть святым. Святым должен быть, но не получается иногда. Не иногда, а часто. И мы уповаем на милость Божию, на Его милосердие. Господь покроет наши грехи.

Самое главное еще - отношение к Церкви верующего человека и отношение к духовнику. При этом духовник должен быть смиренным: привести верующего человека к Богу, а сам - остаться в тени. Он не должен заслонять видение Господа человеком. Так что все - главное. Надо быть открытым. Надо быть любвеобильным. Надо быть милостивым. Надо видеть нужды других людей.

- Но как практически этому научиться? Очень часто мы живем без любви, даже с близкими ссоримся!

Я всегда ставлю себя на место другого человека. Если человек недоволен тобой или сказал дерзкое слово, то нужно искать причину не в нем, а в себе, стоять выше конфликта. Не отвечать с раздражением. У нас был очень мудрый Патриарх Каллистрат, и однажды ему человек, чем-то расстроенный, говорит: «Вы - ». А Патриарх ему так спокойно ответил: «Я не Иуда, я Католикос-Патриарх всея Грузии». И тот ушел.

Наверное, главное - иметь смирение. Если человек имеет смирение, то он терпит все и переносит. Знаете, мы очень часто показываем себя, показываем людям, что мы верующие, что мы благочестивые и так далее. А на самом деле мы - самые грешники. Прежде всего, я говорю о себе. Надо всегда помнить, что мы видим внешние черты человека, лицо человека. А Господь видит сердце человека.

Творчество - это потребность

С детства я восхищаюсь Грузией. Для меня это жемчужина, которая сияет всему миру, соединяя в себе красоты природы, древнейшие памятники культуры, щедрость души, традиционные ценности. Что Грузия для Вас?

Однажды я сказал на проповеди нашему народу, что я не знаю, я - в Грузии или Грузия - во мне. Грузия действительно выделяется своей искренностью, правдивостью. Это я говорю не потому, что я грузин. Я побывал почти во всех Православных Церквах и не видел такого любвеобильного народа, как в Грузии. Когда приезжают Патриархи, они удивляются: откуда это? И в то же время грузины - не фанатики, они просто добрые верующие люди. Мы очень любим искусство, красоту…

Я иногда пишу музыку. Вы слышали мою музыку?

- Да, я очень люблю Вашу музыку. И это мой следующий вопрос - что значит творчество в Вашей жизни?

Творчество - это потребность. Оно само приходит. Эта музыка, она внутри, в моем сердце и разуме. Она не может находиться постоянно сокрытой, поэтому выходит наружу.

Однажды, будучи епископом или митрополитом, я приехал в Москву. На улице стояла дождливая погода. А в моем номере (не то в «Советской» гостинице, не то в «Украине») было пианино. Я сел и начал перебирать клавиши. Получилась музыка, которую я назвал «Мысли о прошлом и грядущем».

Мое первое сочинение - это музыкальная обработка молитвы «Святый Боже». Никто тогда не знал, что я пишу музыку. Я и сам относился к этому как-то несерьезно. И вот я сопровождал Святейшего Патриарха Ефрема на конференцию в Прагу.

«Трисвятое»

«Κύριε ελέησον»

«Agnus Dei»

Нас привезли в большой зал. Вероятно, этот зал раньше был храмом. Я увидел в глубине сзади большой орган и сказал Святейшему: «Я сейчас приду». Поднялся наверх и сыграл Трисвятое. Наш Святейший сразу понял, что это я и что это за молитва. Он стал петь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Теперь эта молитва облетела весь мир и где есть грузины, там они поют это «Святый Боже».

- Ваше «Святый Боже» я впервые услышала на Кипре…

Вот… А потом, года три тому назад, был новогодний концерт в Батуми. И одна наша известная певица исполнила «Ave Maria» Шуберта, и настолько эмоционально, что у меня появилось желание написать самому. Но представляете, как трудно, после Баха, и Гуно, и Шуберта писать «Ave Maria»?!

«Ave Maria» значит «Радуйся, Мария». Это «Богородице, Дево, радуйся», точно те же слова, только добавлено: «Божия Матерь, помоги мне ныне, во время кончины». Одна из самых древних молитв.

И вот я начал подбирать ноты в Грузии, а потом поехал в Германию на исследование здоровья и там закончил. Получилось то, что получилось. Не знаю, Вам нравится или нет?

«Ave Maria»

- Со слезами на глазах слушала я это произведение, исполнявшееся на концерте в Париже. Так меня тронула Ваша музыка! Она доступна для каждого человека и касается самого сердца. Спасибо Вам!

Некоторым не нравится, что я написал несколько произведений на латинские тексты. Но я же писал их не для храма, а для концерта.

Надо быть близким к народу

Сегодня распространено мнение, что вера и наука несовместимы. Ваш пример доказывает обратное! Как и почему Вы решились вести диалог с научной интеллигенцией? В чем видите его смысл?

Это традиция Грузинской Церкви - иметь хорошие отношения с учеными. Каждый монастырь исторически был не только местом, где подвизались монахи, но и культурным, и научным центром. Там делали переводы, сочиняли оригинальные произведения и т. д. Поэтому мы просто следуем традиции. Например, Президент Грузинской Академии наук почти каждое воскресение приходит к нам, приходят и профессора. Мы беседуем не только о научных исследованиях, но и об их нуждах.

За 35 лет Вашего Патриаршества сделано невероятно много. Как было возможно духовно возродить страну за столь короткий и исторически непростой период?

Это воля Божия. Когда произошла моя интронизация, то ко мне пришел один человек, очень духовный, и сказал: «Это настолько тяжелый крест, что Вам трудно будет нести его. Поэтому молитесь за грузинских царей и Патриархов, и они Вам будут помогать». И мы каждую службу, особенно патриаршую службу, поминаем всех грузинских царей и всех Патриархов. Это помогает.

К нам приезжал Александрийский Патриарх Николай, и он говорил, что в Грузии столько святых мучеников, и преподобных, и святителей, что она всегда пребудет под покровом Божиим и Божией Матери. Так оно и есть: наши храмы переполнены верующими людьми.

Надо быть близким к народу. Не надо свысока смотреть на людей. Народ - это наши братья и сестры, наши духовные чада. Я всегда был близок к моей пастве со дня интронизации. Я помню, мы договорились с властью, что можно будет пустить в Светицховели шесть тысяч, не больше. Но как нахлынул народ: люди заполонили все улицы, и двор, и храм. Они прорвали кордоны, и милиционеры побросали свои посты. Такой была наша первая встреча.

А после того люди все прибавлялись, и прибавлялись.

Ваше Святейшество! Пожалуйста, Ваше благословение русскому народу и пожелание, каким Вы видите наше будущее! Мы всегда чувствуем Вашу любовь и молитву за Россию, Ваше доброе отношение к нам.

Я прошу Господа, чтобы Господь сохранил ваши народы в мире, любви и благополучии. То, что произошло между Россией и Грузией, - открытая рана. Но это не влияет на отношения между нашими народами. Наши народы по-прежнему любят друг друга. И мы молимся о Вашей Церкви, о , о других иерархах. Я думаю, что те недоразумения, которые произошли между нами, будут урегулированы.

Грузия всегда любила и любит Россию. В России множество святых подвижников. Видите роспись на этой стене? Здесь среди грузинских святых изображены преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Мы очень чувствуем их помощь, их молитву.

Бог да благословит русский народ, всех верующих для делания добра. Спасибо вам!

Сердечно благодарю митрополита Димитрия Батумского и Лазского за помощь в подготовке этого материала. Фото - из открытых Интернет-источников.

МОЙ РАЙ ЗЕМНОЙ

Гл. III «Жизнь ради других» - Патриарх Грузии Илия Второй

Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии
(Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич)

Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили - из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе - из села Сиони. В 1927 году они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II.
В 1952 году Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году, а затем продолжил обучение в Московской духовной академии (в Сергиевом Посаде, где учился в обители преподобного Сергия Радонежского).
16 апреля 1957 года в храме святого Александра Невского в Тбилиси студент II курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илия в честь cвятого пророка Божия Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший монаху Илии Патриаршее служение. Два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе в Тбилиси.
10 мая 1959 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I рукоположил иеродиакона Илию во иеромонаха.
В 1960 году будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую духовную академию. За сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания Академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора в Батуми. В 1961 году был возведен в сан игумена, а затем архимандрита.
26 августа 1963 года архимандрит Илия был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II.
С 1963 по 1972 год епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 году был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 году возведен в сан митрополита.
23 декабря 1977 года Илия II был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Интронизация Илии II состоялась 25 декабря 1977 года.

В 1978-1983 годы Католикос-Патриарх Илия II был президентом Всемирного Cовета Церквей.

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из этой организации.
http://www.patriarchia.ru/db/text/73195.html

«Прежде всего нужно сказать, что мы православные народы – народы России и Грузии. И сближение между нашими народами произощло на почве православия. Поэтому это надо ценить. Тот процесс, который произошел в последние годы – это была большая ошибка с одной и другой стороны. Мы были и должны остаться добрыми друзьями и братьями. И надо во что бы то ни стало восстановить добрые отношения мужду Россией и Грузией. И это нужно делать скорее, потому что время работает против нас: против России и Грузии. Я призываю на всех Божее благословение и желаю, чтобы мы хранили духовные ценности и культурные ценности наших народов. Я желаю, чтобы каждый понимал свою ответственность перед своим народом, перед Богом прежде всего. Те новые введения, которые часто появляются у наших народов, которые чуждые нашему духу, те нововведения…. Надо остерегаться от них…. Надо хранить свои традиции – добрые традиции». -

Из эксклюзивного интервью с Католикосом-Патриархом всея Грузии
телеканалу «Царьград» 23.04.15г. https://www.youtube.com/watch?v=mfoQcTkZ1I8

«…У нас есть стихотворение и песня… «Что разрушала война, любовь восстанавливала». Это наш девиз. …И я с надеждой живу, я хочу уйти к своим предкам, увидев наши добрые отношения. И мирную Россию, и мирную Грузию». –

Из программы, посвященной 80-летнему юбилею Святейшего Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии Второго. 2013г. https://www.youtube.com/watch?v=phBtvZg0Do0

__________________________

«Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!» Пс.113:9

«Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс.148:5).

Богата Грузия Дарами! -
Во «Той рече, и быша; Той….
…Той повеле» и – осетрами
Они наполнились, а вод… –
А рек здесь столь же, сколь и в теле
Артерий должно было быть
При том «создашася».

В «Велели» –
Кура «аортой» стала! И…
И понеслась к Арагви светлой
Святая мутность с гор вершин,
Обнявшись с ней, катить победно
В веках саму бы к Морю Жизнь!
Сколь рыб в той «Жизни» – не измерить
И ни в кило, ни в литрах и
Всей крови пролитой: в иверах –
Кровь «ИХТИС»* - Рыб, уж с «вер» внутри!

И – две «шумящие» сестрицы,
Крещальной ставшие водой,
Со Мцхетой – древнею столицей
Всё помнят, помнят, как Нино
С крестом из лоз над их брегами
Сама воздвигла на горе,
Упёртой насмерть в рек слиянье,
Крест самый первый:
«Джвари» – Крест!

Засев – Апостольский! …Вслед – Нина
Равноапостольная!
………………………………………
………………………………………
…………………………«Сгинь!»

И – Вера снежною лавиной
Из «Глыб» да самых дорогих
«Камней», - брильянтами на солнце
Что уж с алмазов на земле,
Сошла на Грузию, где солнце
Привито Небушком к лозе! –
К Лозе, чьим ягодам ловиты
И преисподней не страшны:

Пока льёт жаркие молитвы
Плодоносящий всё инжир;
Пока крест Матери чтим будет,
Как Сына Крест, Его Хитон,
Как крест, влачить который трудно…
Но всё – по силам, коль ты – в Нём!

Хитон-Хитон… Хитон Господень….
…………………………..
…………………………..
….Так и не выпустив из рук
Своих девичьих, с ним сегодня –
С живым свидетелем всех мук
Христа Спасителя! – под спудом
Почит всё та, что «рыбой» звать
С пелен: Сидония*! –
Дочь…

Чудо
И то, что Сарра – её мать –
Дух испустила в день Распятья
С ударом в сердце вдруг…. Душой
Еврейской ли услышав в час тот
Семь слов последних с «…Боже Мой!»
Мессии жданного столь! – Сына,
К Отцу идущего с Креста….

Земля Святая, иль забыла,
Что Сам Господь тебя избрал?..

И – тот нешвенный, неделимый
Теперь в Уделе Мати! – Той,
Кем вязан был Хитон сей Сыну….

Зря ль Мцхеты статус – град Святой*!

Под небом Грузии веками
В родстве и с кровью, с соль-водой –
Та, что всех носит не руками;
Ногами топчется; бедой
Что выжигалась сколь до пепла;
Та, что и в лихо всё родит
На всякий вкус, любого цвета, –
Земля! - не красная на вид.
И ей, в час трудный для Отчизны
Бог посылает помощь Сам
В лице Святых ещё при жизни
На этой грешной, - без греха….

Земля, где истина и Вера
Из Чаши пьют одной Вино,
Вкушая с Хлебом – Кровь и Тело! –
Там есть надежда…. Сколь имен
У Православной Богу верных
До самой смерти-то в веках!

И нынче Матери Удела
Святейший Пастырь Илия
Благословенье дал*: отныне
Открыты двери всех церквей
И днём, и ночью, помолиться б
Прийти мог каждый здесь! – Везде,
В Светицховели же особо:
«Господь услышит наши все
Молитвы пусть. Бог с нами!» С Богом! –
Не прекращалось бы нигде
Теперь уж сутками моленье.

Вот и Тамар-царица ж так:
Всенощны литии и бденья
В монастырях во всех, церквах….
…………………………………
…………………………………
Рать осенив: «… да не убойтесь,
Что много их, бо с нами Бог!»
………………………………….
………………………………….
Увидев враже, пало войско
Всё на колени…. – …пред Крестом! –
Пред ним – Святым! – да со слезами.
И тут – ударили!

Шамхор –
Трофеем им! И пленных сзади
Плелось немерено…. Домой
Христолюбивых Вера мчала
Верхом с Победой на коне!

О, благоверная Тамаро,
Молись о нас там!
Мир – в огне…

«Патриарший крест…. - То время солнечных ночей» –
Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II

Нет, не текут быстрее реки,
Когда не тает снег в горах…
Да вот «всё могут» человеки….
И – сколь тонул Удел в слезах…
Крест…,
крест…,
кресты…

А время скоро
На бег вперёд, летя назад….

«Крест Патриарший»…. – Крест! – в уборе
Сезонов года всех подряд:
Во злате, в белом, в зелень вёсен,
В цвет лет, калиной что горчат….

А он всё жнёт и сеет, косит,
Пасет, ведя не наугад,
Все сорок лет, почти, безсонных –
Простой, да – «Архи»! – Илия,
С «Бог мой» уж в имени!...

Не вспять! –
Течет он, Господом хранимый:
Когда сил неоткуда взять,
Казалось бы, дает Бог силы
И овц спасать, и воевать
В руках с «Мечом» непобедимым,
Иконы, музыку писать,
Быть крестным многих, бы плодилось
На том пастби"ще, где был Сад,! –
Ведя к вратам былой отрады,
Где и любви…. - хоть отбавляй….
А с ней – Евангельской – не рай?
А ад внизу – туда не надо.

Отцом Народа уж ли зря –
Зовёт Семья? В семье ж….

Кто б спорил:
Меоре* Архи*… Илия! –
Канал…. Канал – к Живому морю!

О наш Святейший Патриарх
Илия Блаженнейший Меоре! -
С верхушкой в небе Дуб, в горах
Чей ствол велик и мощны корни…..
Подай Господь его Надежд
Всех оправданья, бо – мудрейший!
Всяк старец ведает: сосед
Придет на помощь брата прежде…

Пусть «Лета Многая» поют
Илии уста, душа и сердце –
Во здравьи! Сколь осталось – тут?..
Дай Бог любовью отогреться
Его отеческой святой
Несчастным всем и блудным чадам,
Дом и покинувшим родной,
Пока он здесь, всё с «отчим» – рядом! –
С многострадальным, хворым всё,
Богатым, как ничей, святыми
С венцами мучеников.

Дом! –
Откуда шаг один до Сини,
Лишь только руку протяни:
В горах до Бога много ближе.
А их там столько! – пруд пруди.

На этажах, чуть Неба ниже, –
Иконостас, и средь икон
Грузинских – Сергий преподобный,
Князь благоверный Невский в нём,
Святая Ксения, Саровский
Предивный отче Серафим,
Вот и Матронушка – в окладах,
А зацелованы они
Ничуть не меньше тех, что рядом.
Вот и пред Богом все равны!

«Мал золотник, да дорог»…В связке
Удел сей с Верой хоть не раз
В слезах тонул, да – гор Кавказских
«…воды же чистой»! Се Алмаз,
О чью главу не одна «каска»
Разбилась: Бог с ней!

…Крест на ней –
И убелённой, и местами
В лес поредевший уж, - белей
Что становилась с каждым «Вай ме»:
«То время солнечных ночей…
Свеча зажженная, что тает….
Жизнь для других… - Скорбь, радость в ней», –

И есть тот крест, что, освещая,
Несет наш Архи… Илия
Уж сколько лет…. – Крест Патриарший!

Любовь евангельская – рай,
Бо «Царство Божие внутрь вас» же.

Молитвы льются ввысь рекой,
Стекая воском в море свеч там,
Под шум Арагвы, что с Курой –
Давным-давно, хоть брак не венчан…
И пьёт церковный перезвон
Из рога предков, осушая,
Вино любви былых времён…

Ну, кто сказал, что нет здесь рая? –
Любовь Сама где, там и он,
На всё иное не взирая!

__________________________
*Городу Мцхета в 2014 году с благословения Патриарха всея Грузии Илии Второго присвоен титул Святого города, на основании завещания первого Католикос-Патриарха Мелкиседека Первого, которое было написано в 11-м веке. http://www.apsny.ge/2014/soc/1396825754.php

*Ихтис - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: ;;;;;;; ;;o; ;;;;; ;;;;; (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Часто изображалась аллегорическим образом - в виде рыбы.

*Имя «Сидония» на финикийском языке значит «рыба».

*Тринадцать Сирийских отцов (VI в.), преподобные, основатели монашеской жизни в Грузии.

* «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:20–21).

*По инициативе Католикоса-Патриарха Илии II каждый третий ребёнок, родившийся в православной грузинской семье, при желании родителей, окрещён самим предстоятелем Грузинской Православной Церкви. На 2014 год Патриарх – крестный уже 14 ооо детишек, которые могли и не родиться….

* Меоре – (груз.) - Второй

* Архи - Приставка, обозначающая: старшинство, высшее положение в том или ином церковном звании;
Архи – (груз.) – Канал.

*14 октября 2015 года Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй дал благословение на то, чтобы церкви в стране были открыты круглосуточно. http://www.apsny.ge/2015/soc/1444878338.php

Грузинская Церковь прославит в лике святых мать святой Сидонии Сарру.
24 декабря 2015 г.

В Грузии под председательством Святейшего Патриарха Илии II состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви. Синод принял решение о двух канонизациях. В лике святых будет прославлена мать святой Сидонии Сарра. Ее память Грузинская православная Церковь будет отмечать дважды: на Страстной Седмице в Великую Пятницу (потому что именно в день Распятия Господа, сердцем почувствав это событие, святая Сарра испустила дух) и 14 октября, когда установлено праздновение в честь Хитона Господня, с пребыванием которого в Грузии неразрывно связано ее имя.
http://www.pravlib.ru/novosti-v-mire/pravoslavie-89121.htm

Солнечная ночь. О грузинском патриархе Илии II
http://www.youtube.com/watch?v=xU4ioBMP0ZI

Http://www.youtube.com/watch?v=52FdneiVIEQ
Старцы. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II онлайн

В Ветхом Завете древнеизраильский пророк (9 в. до н.э.). Илия борец за утверждение культа Яхве как единственного в Израильском царстве, борец против идолопоклонства. Илия имеет лик нищенствующего аскета подвижника. В Библии Илии посвящён целый… … Исторический словарь

1) и, жен. Редк.Производные: Иля; Илюша.Происхождение: (Женск. к (см. Илья))2) и, муж. Стар. форма имени (см. Илья). Словарь личных имён. Илия См. Илья … Словарь личных имен

Илия: Илия мужское имя, вариант имени Илья. Илия библейский пророк в Израильском царстве. Илия (Илья) деревня Вилейского района Минской области Беларуси … Википедия

- (евр. Çliyyâh, «бог мой Яхве» греч.Ήλίας), в ветхозаветных преданиях (3 я и 4 я книги Царств) пророк. Он предстаёт как ревнитель Яхве, борец за утверждение его культа как единственного в Израильском царстве, вступающий в борьбу с жрецами и… … Энциклопедия мифологии

Илия - (ИЛЬЯ ПРОРОК) персонаж Ветхого Завета, пророк времен царя Ахава, вел борьбу с самим Ахавом и его женой Иезавелью. Когда И. беседовал со своим сподвижником пророком Елисеем, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные и разлучили их обоих и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

- (Елия) (евр. Элийя, Элийяху, мой Бог Яхве): 1) пророк, чье прозвище Фесвитянин, означает, что он родом из Фесвы в Галааде (3Цар 17:1). Израил. царь Ахав (871 852 гг. до Р.Х.) был совращен своей женой см. Иезавелью на служение Ваалу. По его… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Ираклий Георгиевич Гугушаури Шиолашвили (р. 1933), католикос патриарх всея Грузии с 1977. В 1959 принял монашество. С 1963 епископ, с 1969 митрополит. С 1979 один из президентов Всемирного совета церквей … Энциклопедический словарь

Илия - (Elijah) (9 в. до н.э.), евр. пророк во времена царя Ахава. Он был призван, как об этом сказано в Ветхом завете, укреплять веру израильтян в Бога, бороться с поклонением др. богам и способствовать установлению обществ, справедливости. И. осуждал… … Всемирная история

Илия - Илия/, и, муж. устаревшая форма имени Илья … Словарь личных имён и отчеств

- (мой Бог моя крепость, или Бог есть Господь), Фесвитянин, из Галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков, и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (3Цар.17:1). В первый … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Илия, Op. 70 , Мендельсон, Феликс. Репринтное нотное издание Mendelssohn, Felix`Elijah, Op. 70`. Жанры: Sacred oratorios; Oratorios; Religious works; For 4 voices, mixed chorus, orchestra; For voices and chorus with orchestra;…
  • Илия, Op. 70 , Мендельсон, Феликс. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Mendelssohn, Felix "Elijah, Op. 70" . Жанры: Sacred oratorios; Oratorios;…
  • Я все переживаю с вами. Житие и поучения преподобного старца Алексия Зосимовского , Илия Четверухин, Е. Л. Четверухина. Воспоминания о преподобном Алексии, старце Зосимовой Смоленской пустыни, принадлежат священномученику протоиерею Илье Николаевичу Четверухину и его супруге, Евгении Леонидовне. Никто лучше,…
Поделиться: