Иконы крещения господня. Икона " Крещение Господне" (Школа Андрея Рублева)

Существует множество икон в православии, которые посвящены различным событиям, праздникам. Одной из них является «Богоявление». Этот образ посвящен празднику Крещения Господнего.

Это один из величайших образов, поскольку он посвящен, пожалуй, самому важному празднику после Пасхи — Крещению . Такая икона просто обязана быть у вас дома, если вам хочется, чтобы в семье всегда были гармония и счастье.

История иконы «Богоявление»

Эту икону также называют «Крещение Господне», поскольку это альтернативное название праздника. В данном случае, по мнению многих церковнослужителей, икона написана была в честь события, а не праздника, установленного почти сразу после библейских событий. Это один из самых древних праздников, поэтому и икона данная создавалась почти сразу после распятия Христа.

И все-таки довольно много остается приверженцев теории о том, что икона связана с праздником, ведь Богоявление — это праздник, который в те времена включал в себя Рождество Христово, Крещение и поклонение волхвов. Богоявление связано с подтверждением божественной сущности Христа, с его становлением как Бога, но посредством обычая людского.

Описание иконы «Богоявление»

На иконе всегда изображаются Иисус Христос в полный рост и Иоанн Предтеча, именуемый также Крестителем. Именно он и крестил Христа, хотя сначала отказался, говоря о том, что недостоин такой чести. Иисус переубедил его, сказав, что пророчество должно исполниться в любом случае. На иконе святой пророк Иоанн тянется к Сыну Божьему, пытаясь окропить его лоб святой водой Иордана. На это действо взирает Отец Бог, от которого исходит Святой Дух, изображенный как голубь. От голубя исходят три луча света, символизирующие Святую Троицу. Часто Иоанн Креститель стоит в окружении ангелов, но есть вариант иконы, где изображены только Предтеча и Христос.

Где находится икона

Эта икона есть в огромном количестве храмов, поэтому нет смысла перечислять их все. Этот образ очень важен для христиан, так что нужно постараться, чтобы найти церковь, в которой нет этой иконы. Главные места, где можно поклониться иконе «Богоявление»: церковь Николая Чудотворца в Кронштадте, Никольский собор там же, церковь Георгия победоносца в Москве, церковь Богоявления в Коломне.

В чем помогает икона

Не столько помогает сама икона, сколько молитвы перед нею, ведь на ней изображено великое событие из жизни Христа. Это момент, когда в Христе соединилось два начала: человеческое и божественное.

Икона помогает исцелять болезни, замаливать грехи, искать вдохновение для своей веры. Это величайший образ, от которого исходит особая энергия.

Молитва перед иконой «Богоявление»

Если вы будете молиться перед этой иконой, то на Крещение 19 января нужно будет прочитать тропарь:

«В святом Иордане крестился ты, Господь наш Иисус Христос, когда Святая Троица стала единой. Отца голос говорил Тебе, называя Тебя Сыном своим возлюбленным, а Дух Святой в виде голубя подтверждал сии слова. Явись миру, Христос, чтобы освятить этот мир своим пребыванием в нем».

Дата празднования

19 января — день иконы «Богоявление». Это великий день, в который можно сделать себе подарок, купив такую икону, чтобы она оберегала вас и ваш дом от врагов и от бед. Когда будете молиться перед иконой, можно читать любые молитвы, включая «Отче наш», «Верую», «Живые помощи».

Никогда не забывайте о том, что каждая икона имеет свою историю и свой смысл. Вам не обязательно покупать все иконы для каждого праздника в христианском календаре. Достаточно просто выбрать те из них, которые вам ближе всего по смыслу. В этом нет ничего плохого, даже если у вас дома будет всего одна. Если вы решите ее приобрести или подарить кому-то его первую икону, то лучше, чтобы это был образ «Богоявление». Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

18.01.2018 05:13

Крещение Господне зачастую именуют Богоявлением. Многие полагают, что под разными названиями подразумевается один и тот...

Учение об иконопочитании окончательно установлено Святыми отцами VII Вселенского собора. Кроме догматического значения, иконы помогают нам понять смысл написанного в Священном Писании.

Символизм икон

Несмотря на всё разнообразие, иконы Крещения Господня имеют общие детали. Так, на иконах Господь Иисус Христос изображён полностью в воде реки Иордан. Это указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого из нас. Несмотря на то, что Иисус Христос крестится у Иоанна Предтечи, именно Господь является главным в действии. На это показывает движение Христа в сторону Предтечи, а не наоборот.

Крещение Господне, древняя мозаика

Также при Крещении Господь благословляет правой рукой воды Иордана. Теперь вода — символ жизни, а не смерти, как это было при потопе. Как видим, в древней традиции Иисус Христос на иконах изображается обнажённым, что свидетельствует об уничижении Господа. В Крещении Спаситель берёт на себя наготу Адама, становясь новым Адамом и одевая всё человечество в одежды нетления.


Греческая икона, XVII век

В верхней части икон Крещения Господня, как правило, изображается круг с лучами и Духом Святым в виде голубя, следующими к Иисусу Христу. Эти лучи символизируют присутствие Бога-Отца, Которого, согласно православным канонам, прямо изображать нельзя. В ногах Спасителя часто плавают рыбы вокруг мужской и женских фигур, которые символизируют реку Иордан и переход евреев через Чёрмное море.

Также на иконах Крещения Господня традиционно нарисованы ангелы. Об их присутствии во время Крещения Господня мы знаем из богослужебных текстов. Нам доподлинно неизвестна роль ангелов, поэтому они изображаются иконописцами согласно духовного понимания каждого из них.


Крещение Господне, современная русская икона

Первые иконы

Одним из главнейших событий новозаветной истории является Крещение Господне или Богоявление. Этот праздник почитался ещё первыми христианами, о чём свидетельствует самое древнее изображение Крещения Иисуса Христа. Первая икона известная Крещения Господня датируется предположительно III веком и найдена в римских катакомбах.


Фреска римских катакомб III века

Учитывая, что в доконстантиновскую эпоху осуществлялись массовые гонения христиан, не удивительно, что до нас сохранилась только левая половина иконы. Интересно, что на иконе Господь Иисус Христос изображён юношей, что для нас является довольно странным. Однако традиция III-IV вв. подразумевала изображение Бога-Слово в виде отрока. Молодость на иконе подразумевает вечность Божественного Спасителя. Кроме того, в те времена праздник Рождества Христова и Богоявления отмечался в один день. Икон конкретно для праздника Рождества Христова ещё не было написано. Поэтому молодость Иисуса прикровенно указывает на Его Рождество.

Современная традиция написания икон Крещения Господня, кроме непосредственно художественного стиля, отличается от древней тем, что сейчас Иисуса Христа принято изображать препоясанным и в возрасте 30-33 лет.


Фреска Михаила Нестерова во Владимирском соборе, Киев

Одно из самых знаменитых изображений Крещения Господня находится в современной Италии. Замечательное изобразительное произведение Равенская Мозаика датируется примерно V-VI вв., и расположено на куполе баптистерия (места для крещения).

Равенский баптистерий был построен по приказу короля остготов Теодориха. Сам король был приверженцем арианской ереси, осуждённой ещё на I Вселенском соборе в Никее, и с помощью этого баптистерия пытался уводить христиан от истинной веры. Равенская мозаика интересна тем, что в ней мы видим продолжение древней традиции иконописи. Господь Иисус Христос вновь изображён юношей, и в обнажённом виде. Как мы знаем, позднее художники стали применять препоясание. Однако нагота Иисуса Христа здесь символизирует параллель с Адамом. Подчёркивается, что на землю пришёл новый Адам, который спасёт падшее человечество.


Равенская Мозаика

Несмотря на ценность Равенской мозаики, икону не обошло языческое влияние, которое ещё недавно было распространено на территориях Римской империи. Слева на иконе изображён полуобнажённый седой старец, который, словно Нептун или Посейдон, символизирует реку Иордан. В дальнейшем подобные символы не имели места в христианской иконографии.

Но первым изображением иконы Крещения Господня на доске является сцена, нарисованная на крышке реликвария в римской капелле Санкта Санкторум.


Реликварий капеллы Санкта Санкторум, VI век

Учёные считают, что икона выполнена палестинским мастером предположительно в конце VI века. Интересной деталью является присутствие на иконе, кроме Иоанна Предтечи и ангелов, апостолов Иоанна и Андрея.

Русские иконы

Из отечественных икон, написанных в честь Крещения Господня, выделяется красивейшая работа Мастера Михаила начала XVII века. Интересно, что данная икона находится в Государственном русском музее Санкт-Петербурга. Причина, по которой икона не возвращена в один из православных храмов, печальна. На иконе, в нарушение канонов церковных соборов, изображён Бог-Отец. Именно Господь Саваоф, сидящий на престолах и опирающийся на серафимов, выполняет главенствующую роль на данном изображении.


«Крещение Господне» мастера Михаила, Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Однако существуют и канонические написания икон Крещения Господня. Одна из известнейших русских икон «Крещение Господне» написана Андреем Рублёвым, который знаменит по творению «Троица». Икону к празднику Богоявления Рублёв изобразил в 1405 году.


Икона работы Андрея Рублёва

Согласно отечественной традиции Господь Иисус Христос стоит на реке Иордан препоясанным. По движениям Господа видно, что Он уже собирается выходить из воды на служение людям. Слева от Иисуса Христа изображён пророк Иоанн Креститель, который возливает воду на главу Спасителя дабы «совершить всякую правду». Справа от Господа находятся ангелы.

Икона Андрея Рублева обладает многими скрытыми смыслами. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с Богом. Горы склоняются перед Христом, повторяя поклон пророка Иоанна. Река Иордан направлена строго вверх, к небу. Ущелье реки символизирует Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести из него Адама и ветхозаветных праведников. Креститель Иоанн и три ангела созерцают Крещение Господа, в то время, как взгляд четвертого ангела напревлен вверх, к Богу-Отцу, возвещающему о Богоявлении. У ног Спасителя можно увидеть человеческие фигуры — они означают переход евреев через Красное море.

Эта икона является первым известным изображением Крещения Господня на Руси. До этого православные на нашей земле пользовались византийскими иконами. Например, Минологией Василия II, написанной в 985 году в Константинополе.


Минологий императора Василия II, X век

Также концом XV века датируется написание иконы-таблетки из Собора Святой Софии в Новгороде. На данной иконе по правую руку с Господом стоит Иоанн Креститель, который свидетельствует о пришествии Того, Кто спасёт мир. С левой стороны от Иисуса Христа склонились ангелы в безмолвном приветствии Превечного. Вверху изображения виден образ голубя и гласа Бога-Отца.


Новгородская икона собора Святой Софии

Название иконы «Богоявление Господне» само по себе свидетельствует о Пресвятой Троице, ведь именно в этот момент на Иордане, как когда-то у дубравы Мамре Моисею, является Господь. Но уже не Моисею и богоизбранному народу, а всему миру. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение...

Иконы Крещения Господня


Нестеренко Василий Игоревич
Крещение Господне
Северный Тимпан Храма Спасителя

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Богоявление, со сценами жития
Малыганов Иван Анисимович (ок. 1760 - после 1840)
Частное собрание Ю. М. и Л. Д. Рязановых, Екатеринбург, Россия

Синайский диптих из монастыря Св. Екатерины. Фрагмент

Крещение. (Мф 3:13-17 и паралл.) В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и ты ли приходишь ко мне?". Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

Вторая половина XI века.
Церковь Успения Богоматери, Дафни.
Мозаика в тромпе

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, разверзлись над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря.
Середина XIV века.
Национальный музей, Белград.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей. Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления.


XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас

Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.
отсюда


Коптские иконы

Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Во многих памятниках, в том числе и знаменитых мозаиках главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI века), книжных миниатюрах и иконах изображается благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи», глас с небес.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16).


Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Миниатюра
Минология Василия II.
Константинополь. 985 г

Более поздние тексты дают описание подробнее: “Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.


В русских памятниках XVI – XVII веков, несмотря на запрещение церковными соборами изображать Бога-Отца, в Богоявлении, в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. Так, на иконе начала XVII века мастера Михаила Саваоф в белых одеждах изображен сидящим на престоле, по сторонам от Него шестикрылые серафимы. Из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. В поздней иконописи XVIII – XIX веков Бог-Отец часто изображался сидящим на облаке со свитком в руках. Этот свиток с текстом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», - выполнял ту же функцию, что и в древних памятниках символ руки в небе.

Крещение Господне. Коптская икона.


Икона Богоявление (Крещение Господне)
Удалов И. (рубеж XIX–XX вв)

Cледуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять… (Пс. 113, 3). Н.В. Покровский объяснял причину соединения иллюстрации на этот текст псалма с изображением Крещения тем, что данные слова указывают на ветхозаветный переход евреев через Красное море, а это событие в Новом Завете (1 Кор.10,1–2) и святоотеческой литературе понималось как пророческое указание на Крещение. Сообразно этому толкованию названный стих псалма был перенесен в гимнографию праздника
отсюда


Киево-Печерская Лавра. Фреска

Christ"s Baptism in the Jordan

Арианский баптистерий в Равенне (Италия)
493-526 гг. Мозаика купола

Армянская икона

Икона конца XV в.
Музей Рублева

Крещение Господне (Богоявление) Греция XVII в.
место нахождения: Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта
33.6 x 42.2 см. дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные
техника: золочение, темпера яичная

Крещение Господне
Андрей Рублев (?)
первая половина XV века
81 x 62 см доска липовая, ковчег, неглубокая лузга.
Паволока, левкас, темпера
Благовещенский собор Московского Кремля

Крещение Господне Северная Греция. Поздний XVI в.

Крещение. Икона. Мастер Михаил.
Начало XVII века.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Миниатюра из Евангелия
Монастырь Дионисиат, Афон, XI в.

Миниатюра
Императорский менологий (cod. Walters 521), XI в.

Мистра. Церковь Богоматери
Перивлепты, XIV в.

Мозаика кафоликон монастыря Хора. 1316–1321 гг.
Стамбул

Мозаика собора Сан Марко, XIII век, Венеция

Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия, XIV в.

Около 1497 г.
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Первая половина XIV в., Галерея икон в Охриде

Первая половина XVI в., Псковский музей-заповедник

Псков, середина XIV века, Эрмитаж

Роспись придела св. Иоанна Предтечи, 1668 г.
Троицкий собор Переславля-Залесского.

Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г.
Новгород (утрачена)

Шитая пелена, 1580-е
Государственный Русский Музей

Армянская икона. Крещение

Равеннская мозаика

Икона В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно - христианской традиции- канонам. В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно - христианской традиции- канонам. Икона: от ср.-греч. εκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εκών «образ», «изображение» Икона: от ср.-греч. εκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εκών «образ», «изображение» Хорошая икона это икона, написанная по канонам, со знанием и богословия, и иконографии. Хорошая икона это икона, написанная по канонам, со знанием и богословия, и иконографии. В иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах. В иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах. Канон - это содержательная форма в которую входит: Канон - это содержательная форма в которую входит: Техника иконописи, Техника иконописи, Пропорции фигур, Пропорции фигур, Тип лица и выражение, Тип лица и выражение, Внешность и поза, Внешность и поза, «Уплощение», игнорирование линейной перспективы, «Уплощение», игнорирование линейной перспективы, Паллета цветов, игнорирование светотени. Паллета цветов, игнорирование светотени.




Язык символов Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в икон описной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность. Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в икон описной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность. Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность. Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность. У Бога- О тца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у Б огоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг вечность, вечную жизнь. У Бога- О тца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у Б огоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг вечность, вечную жизнь. Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных. Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных.


Крещение Господне. Богоявление Когда Спасителю, по человеческому естеству, исполнилось 30 лет, Он пришёл на Иордан, где Иоанн Предтеча призывал к покаянию и исповеданию грехов и крестил в водах Иордана. Будучи безгрешен, Господь Иисус Христос, конечно, не имел нужды в таком покаянии, но Своим Крещением от Иоанна Он положил начало Таинству Крещения, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви. При Крещении Спасителя было особое явление миру всех Трёх Лиц Святой Троицы: Бог Сын крестился в водах Иорданских, Бог Дух Святой сходил на Него с Небес в виде голубя, Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал, возглашая: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Поэтому праздник Крещения называется ещё и Богоявлением.


Бог Отец, Сын и Дух Святой «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3,16-17) В верхней части иконы изображается часть круга (символ разводящихся небес, которые, как некогда и Рай, были затворены для людей Адамовым грехом), из которого исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде голубя.




Аналогия с потопом мира. Жертвенная птица С одной стороны, напрашивается аналогия с потопом. Как тогда мир был очищен от своих беззаконий водами потопа и масличная ветвь в клюве у голубя, выпущенного Ноем с ковчега, возвещала о прекращении потопа и о возвращении мира земле. Так и теперь нисхождение Святого Духа в виде голубя служило указанием на прощ ение грехов и милости Божьей для всей вселенной. С другой стороны, голубь являлся жертвенной птицей в Израиле, чем подчеркивался характер будущего служения Иисуса Христа. Вот почему изображение Святого Духа в виде голубя уместно лишь на иконе Крещения Господня.


Христос Смысловым и композиционным центром иконы является фигура Христа. Обнаженный Иисус Христос принимает крещение омовением в Иордане. Крещение Иисуса раскрывает Его Божественную природу: миру явился воплотившийся в человеческом облике Сын Божий. Это Богоявление. Два естества, одна сущность. Бог и человек.


Истинно Сущий На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали Греческие буквы ОΩН, означающие истинно Сущий, потому что Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх. 3; 14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.


Помазанник Иисус начал свое учение. "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение..." (Лк. 4, 18) С этого момента Иисус выступает как Мессия (от евр. машиах "помазанник", по-гречески- Христос). Начинается Его великое служение.




Крещение – погребение со Христом к новой жизни Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Такое изображение свидетельствует о том, что при Крещении в воду погружалась не часть, а все тело про образ погребения Христа, так как Крещение знаменует собой смерть и возрождение к вечной жизни. Символический язык иконы также передает мысль, что Взявший на себя грехи мира «покрывается водами Иордана».


Новый Адам Сама фигура Спасителя может быть изображена в полоборота к Иоанну, обнаженной, что характерно для ранних икон праздника, или стоящей фронтально, но уже с повязкой (перепоясанием) на чреслах. Христос надевает наготу Адамову, а с ним и всего человечества в одежды славы и нетления.


Восприемники крещения На правом берегу изображаются три или четыре ангела, олицетворяющие "восприемников", принимающих окрещенных из воды, обязанность которых принимать "крещаемых" из воды. Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции.






Фигурки во воде Эти фигурки удивительные изображения языческой античности, проникшие и закрепившиеся в иконографии православного образа "Богоявление". В глубокой древности в ранних изображениях Крещения Господня это было сделано традиционным и привычным для античности способом: море и реку обозначили антропоморфными фигурками. Их "убегание" и "обращение вспять" стушевалось.


Река Иордан и море Интересны фигурки под ногами Спасителя: мужская фигура - персонификация реки Иордан, женская же олицетворяет море. Они иллюстрируют слова псалма 114, 3: "Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять". Иногда там же изображен и змей, отвечающий стиху 13 псалма 74: "Ты сокрушил головы змиев в воде". Интересны фигурки под ногами Спасителя: мужская фигура - персонификация реки Иордан, женская же олицетворяет море. Они иллюстрируют слова псалма 114, 3: "Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять". Иногда там же изображен и змей, отвечающий стиху 13 псалма 74: "Ты сокрушил головы змиев в воде".


Горы Резкие и острые пробела ы на красно-коричневом фоне берегов создают иллюзию отдаленности поднимающихся в небо гор здесь можно усмотреть редкую удачную попытку передать пространственную глубину. Река Иордан заключена между двух высоких горок. Одним из назначений изображения горок на иконах, помимо того, что они символизируют ступени духовного восхождения, является то, что они показывают действие, происходящее на открытом пространстве.


Канон Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча на колена преклонился. Более поздние тексты дают описание подробнее: Господь наш Христос стоит в Иордане реке, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета). Икона написана не по канону!


Иоанн Креститель Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснулся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единого от Свят ой Троицы. На Предтече риза от в о л о с верблюжьих и пояс усмен о чреслах его, а риза мохнатая -дикая (коричнево-оливковая).


Ризы Ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.


Цвет риз Белый цвет риз Господних, знаменующий не созданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий днями в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Белый цвет риз Господних, знаменующий не созданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий днями в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет лазоревый с бели м ы, Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет лазоревый с бели м ы, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного. цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

Крещение Господне; фрагмент трёхчастной иконы, 12 век, Монастырь св. Екатерины, Синай

Икона Крещения рассказывает не только о самом Крещении Христа в Иордане от Иоанна Предтечи. Главное «событие», которое стремится передать икона – явление миру воплотившегося Сына Божия как одного из Лиц Святой Троицы.

В Крещении Христа впервые зримо для всех людей , пришедших креститься, Бог открылся как Святая Троица: Бог-Отец говорил с неба, Сын Божий крестился в водах Иордана, а Святой Дух сошел на Сына в виде голубя.

И потому на иконе мы видим в центре, в водах Иордана, - Иисуса Христа, вверху – Небо, с Небес спускается белый голубь - символ Святого Духа.

Так исполнилась «всякая правда», о которой говорит Христос в Евангелии: тем, кто услышал призыв Иоанна Крестителя к покаянию и крестился с верой, исповедуя свои грехи, было дано увидеть исполнение пророчеств – явление миру Бога Отца и Сына и Святого Духа.

Так верующее и чистое сердце видит Бога. Поэтому событие и праздник Крещения получили еще одно название – Богоявление.


Крещение Господне, фреска,1668 г., Переяславль-Залесский, Троицкий собор, придел св. Иоанна Предтечи

Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай


Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Иоанна Крестителя мы видим изображенным, склонившись к Иисусу, и возложившим в знак крещения свою правую руку на Его главу. А на правом берегу Иордана - ангелы, также склонившиеся к Иисусу Христу. Они словно сослужат Иоанну Крестителю.

Иисус Христос в водах Иордана соединяет Собой два «берега» жизни: земное (Иоанн Предтеча – человек) и небесное (ангелы). Так и мы через Иисуса Христа и личное крещение получаем возможность приобщиться к миру духовному, небесному.

Крещение Господне. VI в., Равенна


Крещение Господне. 1001-1015 гг., Грузия

Крещение Господне, Византия XI в., Императорский менологий, США. Балтимор

Крещение Господне, прп. Андрей Рублев, 1405 г


Крещение Господне. Сербия, Косово, монастырь Грачаница, XIV в

В Иордане мы видим две небольшие фигуры: старец – символ реки Иордан и женская фигура верхом на дельфине – символ моря. Эти символы пришли из византийского искусства: в древнегреческом языке слово «река» мужского рода, а «море» – женского рода.

Фигуры-символы реки Иордан и моря отсылают к словам из псалма 133: «Море виде и побежало, Иордан возвратился вспять», которые повторяются и в крещенских песнопениях. Поскольку фигуры в реке не реальные люди, а символы, они изображаются меньшими по размеру.


Крещение Господне, Фреска церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Новгород

Крещение Господне, вторая половина XI века. Афины, монастырь Дафни, церковь Успения Пресвятой Богородицы


Крещение Господне, XI в., Греция. Монастырь Осиос Лукас

Крещение Господне. Кирилло-Белозерский монастырь, 15 век


Богоявление. Фреска церкви св.Георгия в Старо-Нагоричане, 1316-17. Македония

Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII – нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник

Двусторонняя икона-таблетка, 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб

С раннехристианских времен рыба изображается как аллегорический символ Иисуса Христа. На древнегреческом («ихтис») это слово представляет монограмму из начальных букв имени Иисуса Христа – Иисус Христос Сын Божий Спаситель.

Христианский богослов III века Тертуллиан связывает символ рыбы с таинством Крещения: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus (Иисусом Христом), мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Крещение Господне, современная икона


Крещение Спасителя. 1880-е, Иванов Андрей Иванович, Государственная Третьяковская галерея


Крещение Господне. Семирадский Генрих Ипполитович, 1876 г

Крещение Господне (Богоявление). Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г. Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Крещение. Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг

Поделиться: