Фалес и начало философии


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
ФАЛЕС ИЗ МИЛЕТА
(ок. 625 или 640 - ок. 547 или 545 до н. э.)

Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к единой первостихии - воде.

Современная европейская философия, как и вся современная цивилизация, берет свое начало в Древней Греции, откуда к нам пришло и само слово "философия" ("любовь к мудрости"). Однако, первые философские системы возникли в VI-V веках до н. э. не в самой Греции, а на западном побережье Малой Азии, в ионийских городах, которые были основаны греками и в которых раньше, чем в самой Греции, начали развиваться промышленность, торговля и духовная культура. Крупнейшим из всех малоазиатских греческих городов был Милет.

О первых древнегреческих философах известно очень мало. Точных сведений почти нет. Все свидетельства, как правило, приводятся с оговорками.

В те далекие времена греки не писали биографий видных людей. Впоследствии же, когда эллинистические ученые взялись составлять жизнеописания, пытаясь систематизировать имеющуюся информацию исторического и хронологического характера, установить достоверность тех или иных сведений было крайне сложно. Точных биографических данных не могли представить также и более поздние античные авторы, например афинский грамматик Диоген Лаэртский (III век до н. э.), черпавший свою информацию из не дошедших до нас "Хроник" Алоллодора. В сочинениях авторов поздней античности содержится больше легенд, анекдотов и разного рода измышлений, сложившихся на протяжении веков и связанных с именами Гераклита и других мыслителей далекого прошлого, нежели достоверной информации. Принято начинать повествование о философии с упоминания о семи греческих мудрецах и о первейшем из них - Фалес из Милета.

Семь греческих мудрецов - кто они? Называют разные имена. Но имя Фалеса повторяется, чаще всего включается в список семи мудрецов. По-видимому, он и был самым популярным, самым мудрым из них. Об этом известно немало легенд. Диоген Лаэртский в книге "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" рассказывает следующее, рыбаки нашли в море треножник; милетцы решили отдать треножник самому мудрому из мудрецов. Отдали Фалесу, тот передал другому мудрецу, другой - третьему. Но в конце концов треножник все-таки вернулся к Фалесу. По другим свидетельствам, мудрейшему из мудрейших эллинов предназначался кубок царя Креза, и по кругу вернулся он к Фалесу, что запечатлено в древних стихах: "… и сколь мудр среди семи мудрецов Фалес в наблюдении звезд". Существует несколько версий относительно времени жизни Фалеса Милетского. Диоген Лаэртский: "Алоллодор в "Хронологии" пишет, что родился Фалес в 1-й год 39-й олимпиады, прожил семьдесят восемь лет (или, по словам Сосикрата, девяносто) и скончался в 58-ю олимпиаду. Таким образом, жил он при Крезе, для которого отклонил течение Галиса, чтобы перейти реку без мостов".

Считается, что есть одна, по крайней мере, точная дата, связанная с его жизнью, - 585 год, когда в Милете было солнечное затмение и когда, как утверждают, Фалес его предсказал. Если Фалес предсказал солнечное затмение, то он, скорее всего, уже был человеком зрелого возраста. Следовательно, VII-VI века до н. э. и есть приблизительно время жизни Фалеса и, может быть, других древнегреческих мудрецов.

Немного известно и о происхождении мыслителя. Диоген Лаэртский: "Фалес (по согласному утверждению и Геродота, и Дурида, и Демокрита) был сын Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора. Он был одним из семи мудрецов, что подтверждает и Платон, и когда при афинском архонте Дамасии эти семеро получили именование мудрецов, он получил такое имя первым (так говорит Деметрий Фалерский в "Перечне архонтов"). В Милете он был записан в число граждан, когда явился туда вместе с Нелеем, изгнанным из Финикии Впрочем, большинство утверждает, что он был коренным жителем Милета, и притом из знатного рода".

В повествовании Гераклида говорится, что Фалес жил в уединении простым гражданином. По одним источникам, он был женат и имел сына Кибисфа, по другим - что он так и не женился, а усыновил сына своей сестры. Когда его спросили, почему он не заводит детей, он ответил: "Потому что люблю их"; когда мать заставляла его жениться, Фалес, говорят, ответил: "Слишком рано!", а когда она обратилась с тем же вопросом к нему повзрослевшему, то ответил: "Слишком поздно".

О Фалесе философы высказывают часто прямо противоположные суждения. Одни (скажем, Аристотель) говорят о Фалесе как о практичном человеке, который твердо стоял на земле и был весьма изобретательным в житейских делах. Другие авторы (Платон), напротив, считают милетца погруженным в отвлеченные рассуждения мыслителем, которого уже совершенно не интересовали практические дела. Фалес любил путешествовать. Он посетил Египет, Среднюю Азию, старался собрать в этих странах остатки древних знаний.

"Учителей он не имел, - пишет Диоген Лаэртский, - если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень одной длины с нами. Жил он и у Фрасибула, милетского тирана (как сообщает Миний)".

Вполне возможно, что Фалес, путешествуя, попал и в Финикию (есть даже предположения, не был ли Фалес финикийцем по происхождению, хотя большинство исследователей все-таки сходится на том, что он был милетец). Из финикийской и египетской астрономии в те столетия уже было известно, как ориентироваться в море по звездам.

Фалес принес в Грецию восточные знания (и первые научные инструменты - например, угломер). Замечательно развив эти знания, он начал европейскую науку. Он был первым, кто захотел с помощью знания объяснить устройство мира - то, что прежде лишь рассказывалось; волю богов заменить законами природы - Восток этим не занимался. И наконец, Фалес умел замечательно разъяснять придуманное.

Стремясь понять мир, в котором мы живем, Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей, тем, что греки назвали метеорами (воздушными явлениями). Дело в том, что Фалес жил в городе греческих купцов. В своих поисках он руководствовался соображениями полезности: он хотел, чтобы корабли могли доставлять в порт свои грузы, и поэтому стремился узнать, почему выпадает дождь, что такое ветер, что собой представляют звезды, по которым можно управлять кораблем. У науки нет иного происхождения, кроме практики.

Фалесу поздняя традиция приписала пять теорем геометрии (в их числе - о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и о делении окружности диаметром пополам). В связи с астрономией накапливались и новые знания, проблемы и темы. Например, у финикийцев, египтян и у греков на смену лунному календарю пришел солнечный. Греки перешли уже и на близкое современному деление года на месяцы, дни и т. д., то есть перешли к солнечному календарю. И часто накопление такого рода знаний связывается с именем Фалеса. Вот свидетельство Апулея: "Фалес Милетский, несомненно самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель), малыми линиями открыл величайшие вещи: круговороты времен года, ветров дуновения, звезд движения громов дивные громыхания, планет извилистые пути, Солнца годичные повороты, а также [объяснил] нарождающейся Луны прибывание, стареющей - убывание, затмевающейся - преграды. Мало того, уже на склоне старческих лет он придумал божественный расчет [пропорцию], относящийся к Солнцу, [вычислив] сколько раз своей величиной [диаметром]. Солнце меряет ту окружность, которую пробегает." Это свидетельство, скорее всего, приписывает легендарному Фалесу свод знаний, накопленный в ту отдаленную эпоху разными людьми. О трудах философов до Платона ученые судят по "фрагментам" в сочинениях более поздних авторов. Обычно это - краткие неточные пересказы отдельных мыслей. О трудах Фалеса неизвестно даже, писал ли он их вообще. Наиболее вероятно, что он создал "Морскую астрономию" (в стихах, как все ранние мыслители), называли еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии), но точные фрагменты до нас не дошли. Все же можно сказать, что философия Фалеса основывалась на астрономии, которой до него в Греции никто не занимался.

По Геродоту, в ходе войны лидийцев с мидянами "во время одной битвы внезапно день обратился в ночь. Это пресечение дня предсказал ионянам Фалес Милетский и даже точно определил заранее год, в котором оно и наступило. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день обратился в ночь, то прекратили битву и поспешили заключить мир".

Впрочем, многие сомневаются, что Фалес действительно смог это предсказать. Некоторые авторы допускают, что Фалес мог предсказать затмение, но считают это предсказание скорее не научным, а практическим. Ведь и до него люди предсказывали затмения, наблюдая известную повторяемость явлений, делая астрономические расчеты.

Возможно, Геродот, как и прочие древние авторы, сообщал, что Фалес увязал временный цикл (лунные месяцы) с фактом солнечного затмения. Когда в Милет пришла весть о битве, случившейся из-за затмения, молва попросту не могла не сопоставить это с учением знаменитого милетца о том, будто Солнце затмевается Луною. Фалес действительно предсказал, что солнечное затмение можно ожидать лишь в новолуние, и пророчество подтвердилось.

Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи состоит мир. Он считал, что все существующее порождено водой, понимая при этом воду как влажное первовещество. Вода это источник, из которого все постоянно происходит. При этом вода и все, что из нее произошло, не являются мертвыми, они одушевлены. В качестве примера для иллюстрации своей мысли Фалес приводил такие вещества, как магнит и янтарь: раз магнит и янтарь порождают движение, значит они обладают душой. Фалес представлял весь мир как одушевленный, пронизанный жизнью. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Фалес считает воду изначальным элементом, из которого возникла земля, являющаяся как бы осадком этого первоначального элемента, равно как воздух и огонь, составляющие ее пары, испарения воды. Все возникает из воды и вновь превращается в воду.

Если вода - первооснова, то Земле следует покоиться на воде. По Фалесу, Земля плавает в пресноводном Океане, словно корабль. Тогда реки оказываются подобны течам в днище корабля, а землетрясения - корабельной качке: "Земной круг поддерживается водой и плавает наподобие корабля, и когда говорят, что Земля трясется, то она на самом деле качается на волнах". Современники внимали его речам с восхищением. Фалес пытался сформулировать основные законы мироздания, но современники лучше всего запомнили его моральные поучения. Плутарх в книге "Пир семи мудрецов" приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса:

"Что прекраснее всего? Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.

Что мудрее всего? Время, оно породило одно и породит другое.

Что обще всем? Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого.

Что полезнее всего? Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным.

Что самое вредное? Порок, ибо в его присутствии портится почти все.

Что сильнее всего? Необходимость, ибо она непреодолима.

Что самое легкое? То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют".

Фалес говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно, что надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. "Не богатей дурными средствами, - поучал он, - и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился". "Чем поддержал ты своих родителей, - говорил он, - такой поддержки жди и от детей". Из коротеньких афоризмов, которые приписывают исключительно ему, наиболее характерными для его гения являются, несомненно, следующие. "Невежество - тяжкое бремя", "Находясь у власти, управляй самим собой". Про Фалеса передавали в древности и такую легенду (ее с большой охотой повторил Аристотель). "Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае маслин, еще зимой - благо у него было немного денег - раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся. Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость". Аристотель подчеркивает - урожай Фалес предсказал "по наблюдению звезд", то есть благодаря знаниям.

По иронии судьбы именно гениального Фалеса народное предание выставило мишенью для насмешек прохожих и служанок. Этот язвительный рассказ передает Эзоп, передает его и Платон.

"Рассказывают, что, наблюдая звезды и глядя наверх, Фалес упал в колодец, а какая-то фракиянка - хорошенькая и остроумная служанка - подняла его на смех он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает".

Конец жизни Фалеса пришелся на царствование легендарно богатого Креза, царя Лидии, подчинившего, в частности, Ионию. Дата смерти первого философа неизвестна Диоген Лаэртский пишет: "Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и старческой слабости. На гробнице его написано: Эта гробница мала, но слава над ней необъятна. В ней пред тобою сокрыт, многоразумный Фалес.
* * *
Вы читали биографию известного философа, в которой кратко рассказано о жизни, основных идеях философского учения великого мыслителя. Эту статью можно использовать в качестве доклада по философии (реферата или конспекта)
Если же вас интересует жизнь и основные философские идеи многих других мыслителей, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте биографическую статью про любого знаменитого гения философии (и не только её) - от древних времён до наших дней.
В основном же, наш сайт посвящён немецкому философу Фридриху Ницше (его мыслям, афоризмам, идеям, произведениям) но в философии всё взаимосвязано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных.
Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности.
В Китае, были известны два мыслителя: Конфуций и Лао-цзы. Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона, Аристотеля.
Римский стоицизм - особенный памятник философии античных времен. Его представители - Сенека, Марк Аврелий... XIV-XVI века в истории Европы - начало нового периода развития - гуманизма. Появляются все более значительные идеи и учения в сфере философии. Выдающиеся мыслители той поры - Николай Кузанский, Джордано Бруно, Эразм Роттердамский и другие "гиганты мысли"... В это же время Никколо Макиавелли развил государственную версию политического антиморализма... Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим философствованием. Символы этого разрыва - Френсис Бэкон и Рене Декарт. Властители дум новой эпохи - Спиноза, Локк, Беркли, Юм...
В XVIII веке появилось идейное, а также философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. На философском небосклоне сияет целое созвездие. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Фалес (др.-греч. Θαλῆς ὁ Μιλήσιος, 640/624 - 548/545 до н. э.). Древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) - он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности.

Имя Фалеса уже в V веке до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» и её «родоначальником» (греч. άρχηγέτης) Фалеса называли уже в древности.

Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение; сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он был пришельцем (на это указывает напр. , являющийся наиболее древним источником сведений о жизни и деятельности Фалеса).

Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.

Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом и мудрым политиком»; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против державы Ахеменидов. Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.

Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие - что был женат, имел сына Кибиста; третьи - что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.

Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 35-й по 39-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть приблизительно с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752-749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640-624 по 548-545 до н. э., таким образом, умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет. Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, - 585 до н. э., когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией).

Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы, зачастую носят анекдотичный характер.

Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. - по-видимому, единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; во всяком случае, сообщается, что именно после этого события Фалес стал известен и знаменит.

Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер.

Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и державы Ахеменидов. Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Крёза (царя Лидии) с персами. В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крёзом, чем спас город после победы Кира (царя Персии).

Сочинения Фалеса не сохранились. Традиция приписывает Фалесу два сочинения: «О солнцеворотах» (Περὶ τροπὴς) и «О равноденствиях» (Περὶ ἰσημερίας); их содержание известно только в передаче более поздних авторов. Сообщается, что всё его наследие составляло всего 200 стихов, написанных гекзаметром. Впрочем, возможно, что Фалес вообще ничего не писал, и всё известное об его учении происходит из вторичных источников. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и бог.

Научные достижения Фалеса Милетского:

Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент ; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.

Считается, что Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков между ними.

Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна.

Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца ; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны - такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.

Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней , и пять дней оставались выпадающими).

Именем Фалеса названа геометрическая теорема.

Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал несколько геометрических теорем , а именно:

вертикальные углы равны;
имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам;
углы при основании равнобедренного треугольника равны;
диаметр делит круг на две равные части;
вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.

Фалес научился определять расстояние от берега до корабля , для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.

Фалес полагал, что все рождается из воды ; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной - вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения - дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде.

По замечанию Гераклита-Аллегориста: «Влажное вещество, с легкостью преображаясь (собств. „перелепливаясь“) во всевозможные [тела], принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом».

По замечанию : «Египтяне говорят, что Солнце и Луна объезжают небо не на колесницах, а на кораблях, намекая на их рождение из влаги и питание влагой. Думают, что и Гомер полагает воду началом и „родителем“ всех вещей, подобно Фалесу научившись у египтян».

Фалес полагал, что Космос - един. Вода и всё, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες). Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному [строю вещей]. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом (душой, ψυχή).

Фалес представляет душу в виде тонкого эфирного вещества. По замечанию Плутарха: «После него Анахарсис заметил: „Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела“».

Фалесу приписываются следующие положения:

1.Земля плавает в воде (как кусок дерева, корабль или какое-нибудь другое [тело], которому по природе свойственно держаться на плаву в воде); землетрясения, вихри и движения звезд происходят оттого, что все качается на волнах по причине подвижности воды.
2.Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарениями этой воды.
3.Звезды состоят из земли, но при этом раскалены; Солнце - землистого состава [состоит из земли]; Луна - землистого состава [состоит из земли].
4.Земля находится в центре Вселенной; при уничтожении Земли рухнет весь мир.
5.Жизнь предполагает питание и дыхание, в каких функциях выступают вода и «божественное начало», душа (ψυχή).

То есть Фалес утверждает, что Земля как суша, как собственно тело, физически держится на некоей «опоре», которая имеет свойства воды (неабстрактные, то есть конкретно текучесть, неустойчивость и т. п.).

Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к единой первостихии - воде. Пытаясь понять мир Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей. Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи состоит мир. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог. Фалес считает воду изначальным элементом, из которого возникла земля, являющаяся как бы осадком этого первоначального элемента, равно как воздух и огонь. Если вода - первооснова, то Земле следует покоиться на воде. По Фалесу, Земля плавает в пресноводном Океане, словно корабль. О трудах Фалеса неизвестно писал ли он их вообще. Наиболее вероятно, что он создал "Морскую астрономию" (в стихах, как все ранние мыслители). Кроме нее еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии)

Анаксимандр

АНАКСИМАНДР (расцвет деятельности 570-560 до н.э.), древнегреческий философ, уроженец Милета, соотечественник и ученик Фалеса. Анаксимандр составил знаменитый чертеж мира и, возможно, познакомил Грецию с изобретенным в Вавилоне гномоном, прибором для определения наклона эклиптики к экватору. Как и Фалес, Анаксимандр пытался дать единое объяснение всех вещей, для чего избрал не один из элементов, а общее начало, из которого путем дифференциации мог развиться весь мир. Это начало Анаксимандр назвал "апейрон" ("неопределенное"), вероятно, из-за его безграничной протяженности и невозможности отождествить (как "воду" Фалеса) с каким-то определенным веществом в уже существующем мире. Анаксимандр характеризовал свой "апейрон" как "вечный и нестареющий", а также "окружающий" бесчисленные миры и "управляющий" ими. Всякий мир является местом, где пары противоположных по сути стихий (такие, как дождь и засуха) "платят друг другу пеню и воздаяние за свою несправедливость в соответствии с приговором времени". Анаксимандр полагал, что в начале мира в "апейроне" каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и темный туман. Затем туман отвердел, и из него сформировалась Земля. Окружающий ее огонь порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть опоясывающие Землю огненные колеса - свет каждого из них прорывается сквозь отверстие в окутывающем колесо тумане. Земля представлялась Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном месте благодаря равной удаленности от всех вещей.Столь же изобретательной и дерзновенной была предложенная Анаксимандром гипотеза о происхождении живых существ: они зародились в первичной грязи от солнечного тепла и появились на суше, высвободившись из панциря, делавшего их похожими на морских ежей. Что касается человека, то он развился до зрелости внутри рыбы.

Анаксимен (Anaximenes) Милетский

около 585 – около 525 до н. э.

Анаксимен (Anaximenes) Милетский – древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. До нас дошёл только незначительный отрывок его большого сочинения «О природе». Круг научных интересов Анаксимена более узок, нежели у Анаксимандра: вопросы биологии и математики Анаксимена, по-видимому, не интересовали. Он прежде всего – астроном и метеоролог.

Первоначалом всего сущего Анаксимен считал воздух, путём сгущения или разрежения которого возникают все вещи. Сама человеческая душа есть только воздух и дыхание, потому что жизнь обнаруживается только посредством вдыхания и выдыхания. Первоначало Анаксимен признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах.

Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.

Анаксимен первый указал на различие между неподвижными звёздами и планетами, выдвинул гипотезу, объясняющую затмения Солнца и Луны, а также фазы Луны. Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звёзды далее Луны и Солнца. Состояние погоды он связывал с активностью Солнца.

2 Учение Гераклита о Логосе

В юго-западной части Древней Греции, на побережье Малой Азии некогда находился крупный торговый город Милет. Там в V веке до н. э. родился философ и математик Фалес, имя которого впоследствии стало символом мудрости. Выдающийся древнегреческий мыслитель Платон столь высоко ценил его труды, что называл отцом и родоначальником философии. Что же известно об этом человеке?

Любознательный негоциант

Точная дата рождения Фалеса Милетского (название родного города стало частью его имени) неизвестна. Но среди ученых принято считать, что произошло это событие в период между 640 и 624 годом до нашей эры. Из тех скупых и порой противоречивых сведений, которые легли в основу биографии Фалеса Милетского, следует, что на свет он появился в богатой семье финикийского происхождения и благодаря этому получил весьма приличное по тем временам образование.

Достигнув надлежащего возраста, он занялся торговлей. В связи с этим он много путешествовал, побывал в крупнейших городах Древнего Египта. Это обстоятельство дало ему возможность значительно пополнить свои знания. Известно, например, что под руководством жрецов, являвшихся в ту пору представителями наиболее образованной части общества, юноша получил сведения, впоследствии положенные им в основу новой по тем временам науки - геометрии. Там же на берегах Нила пытливый купец постигал причины наводнений, искал способы предотвращения их пагубных последствий.

Политическая деятельность молодого ученого

Важной стороной жизни Фалеса Милетского являлась его общественно-политическая деятельность. Обладая незаурядным ораторским талантом, он выступал перед соотечественниками с призывами объединить усилия для совместной борьбы с лидийскими, а затем персидскими завоевателями, вторгшимися тогда в их Грецию и всеми силами пытавшимися установить свое господство.

Проявив политическую дальновидность, он стремился создать из разрозненных военных подразделений, формировавшихся во всех городах страны, совместное войско, подчиняющееся руководству единого оборонительного союза. Такими действиями молодой человек подвергал свою жизнь серьезной опасности, поскольку во все века оккупанты имели обыкновение жестоко расправляться с непокорными.

Обстоятельства жизни Фалеса, оставшиеся тайной

Среди прочих сторон жизни ученого, не получивших своего освещения, остался без ответа вопрос о том, была ли у него семья. На основании весьма разрозненных и противоречащих друг другу материалов, появились три гипотезы относительно личной жизни Фалеса Милетского. Кратко их суть сводится к следующему.

По одной версии он ни на ком не женился и покинул мир, не оставив потомства, тогда, как по другой - жена у него все-таки была и родила ему сына, названного Кибистом. Сторонники же третьей гипотезы, отрицая женитьбу, утверждают, что Кибист был сыном родной сестры Фалеса, то есть, племянником. Кто из них прав, теперь едва ли удастся установить, поскольку документальных свидетельств крайне мало.

Столь же противоречивы сведения, касающиеся даты и обстоятельств его кончины. Принято считать, что бренный мир философ покинул в промежутке между 548 и 545 г. до н. э., и причиной тому стала остановка сердца, вызванная жарой и давкой на трибуне, с которой он наблюдал за состязаниями атлетов во время одной из олимпиад. Что поделать, мудрецы являются такими же смертными творениями богов, как обычные люди.

Литературные труды, канувшие в Лету

О том, что содержали в себе труды Фалеса Милетского, с полной уверенностью сказать нельзя, поскольку ни одно из сочинений «отца философии» не сохранилось до наших дней, и судить о них можно лишь из сообщений биографов, изучавших в последующие века его творчество. Так, существует мнение, что всеобщей известностью при жизни он обязан двум капитальным сочинениям, одно из которых называлось «О равноденствиях», а другое - «О солнцеворотах».

Кроме того, известно, что помимо философии предметом его постоянного увлечения была поэзия, отчего в краткой биографии Фалеса Милетского, послужившей основой для написания этой статьи, говорится, что ему приписывают авторство почти двухсот стихов. Впрочем, некоторые исследователи подвергают эти данные сомнению.

Мудрец, предсказавший солнечное затмение

Несмотря на пережившую века славу Фалеса Милетского - философа и математика, авторство и подлинность его научных открытий имеет спорный характер, поскольку в большинстве источников они освещаются крайне противоречиво. То же самое можно сказать и обо всех датах, связанных с его жизнью.

Исключение составляет только предсказанное ученым солнечное затмение, которое, согласно современным исследованиям, произошло в мае 585 г. до н. э., когда между двумя крупнейшими государствами Древнего мира - Лидией и Мидией - шла кровопролитная война. О нем упоминают все биографы, поскольку пример научного предвидения до такой степени поразил современников, что утвердил за Фалесом репутацию величайшего мудреца.

Мастер нестандартных решений

Большинство же фактов о жизни Фалеса Милетского не подкреплены документальными свидетельствами и воспринимаются скорее как легенды, часто вторгающиеся в жизнеописания выдающихся людей прошлого. К ним можно отнести, в частности, рассказ о том, как, находясь на службе у лидийского царя Креза (того самого, который в мировой истории стал символом богатства), ученый сумел обеспечить переправу его войск через реку Галис.

Решение, принятое им, было воистину неординарным. Вопреки традиции, Фалес не стал искать брод или наводить мосты, а изменил русло самой реки, пустив ее течь в удобном для него направлении. С этой целью вблизи города Мител он спроектировал и осуществил постройку плотины и водоотводного канала. В результате уровень воды в прежнем русле понизился настолько, что войска преодолели его практически посуху.

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Основатель научной Милетский зарекомендовал себя и как незаурядный предприниматель. Благодаря расположению со стороны все того же царя Креза ему удалось установить собственную монополию на торговлю оливковым маслом и извлекать из этого огромные доходы. Были у него и другие блестящие коммерческие предприятия.

Мудрость, проявленная в политических решениях

Было бы непростительным упущением оставить без внимания и политическую деятельность Фалеса, в которой также проявилось его незаурядное дарование. Ему, в частности, принадлежала идея создания конфедерации городов, центром которой должен был стать остров Хиос. Данная инициатива была направлена на противодействие возможной агрессии, исходившей в тот период от державы Ахеменидов - государства, существовавшего на территории Передней Азии в VI-IV веках до н. э.

В то же время ученый муж оказался весьма прозорлив в оценке политической обстановки, сложившейся в регионе. По данной им рекомендации правитель Милета (его родного города) уклонился от вступления в военный союз с Это было весьма дальновидное решение, вскоре оно позволило избежать захвата города персами, разгромившими лидийское войско и нещадно грабившими все оккупированные территории.

Заслуги в изучении астрономии

Однако главные свои лавры Фалес Милетский стяжал на научном поприще. В области астрономии ему приписывается открытие наклона эклиптики (большого круга небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца) относительно экватора. Кроме того, он научил современников вычислять время равноденствия и солнцестояния. Фалесу также принадлежит первенство в условном делении небесной сферы на пять кругов, обозначенных им как антарктический круг, зимний тропик, небесный экватор, летний тропик и арктический круг.

Наблюдая за Луной, он первым из ученых пришел к выводу, что ее сияние является ни чем иным, как отражением солнечного света, а затмения Солнца происходят в тех случаях, когда его закрывает от нас Луна. Более того, ученый сумел вычислить угловой размер этих космических тел, подсчитав, что он равен 1/720 части протяженности их орбит. Именно Фалеса современные астрономы считают основоположником математического метода изучения движения звезд и планет.

Совершенно новым для того времени и по-своему революционным было предложенное Фалесом учение о природе звезд. По его утверждению, они не являлись драгоценными камнями, разбросанными во Вселенной, как считали в то время, а состояли из вещества, подобного нашему земному грунту, но находящемуся в раскаленном состоянии и поэтому излучающему свет.

Философская школа Фалеса Милетского

Рассматриваемый нами исторический период (V век до н. э.) характеризовался тем, что при повсеместном господстве языческого мировоззрения, основанного на многобожии, в умах передовых мыслителей стали зарождаться идеи, согласно которым все формы бытия имеют единую основу. Это учение, называемое «монизмом», послужило базой для Милетской школы философии. Фалес как один из наиболее образованных и творчески мыслящих людей своего времени сыграл важную роль в формировании основных ее направлений. Именно поиски единого Бога, начатые за пять столетий до нашей эры, привели затем греческое общество к открытому конфликту с язычеством и принятию христианства.

В историю вошли также имена еще двух выдающихся мыслителей тех лет, осуществлявших совместную деятельность с Фалесом в Милетской школе - Анаксимандра и Анаксимена. Научные труды этих людей, не сохранились до наших дней, и об их содержании можно составить представление лишь на основе комментариев, составленных через несколько столетий. Однако не остается сомнений, что, благодаря философскому учению Фалеса Милетского и его коллег, человечество вступило на путь принципиально иного осмысления существующего мира.

Ученый, заложивший основы современной геометрии

Значительный вклад внес милетский мыслитель и в геометрию, основателем которой его часто называют. По сей день в рамках школьной программы изучается теорема, названная его именем. В практической жизни древних греков она нашла весьма любопытное применение: с ее помощью можно было без труда измерить расстояние от берега до корабля, находившегося в некотором отдалении.

Среди записей современников сохранились свидетельства того, насколько нестандартным мышлением обладал Фалес. Например, будучи в Египте, он встречался с фараоном Амасисем и поразил его, установив с необычайной легкостью высоту одной из пирамид. Для этого, воткнув в песок свой посох, длина которого была известна, он дождался момента, когда такого же размера достигнет падающая от него тень. После этого он измерил длину тени от пирамиды, которая в тот момент также равнялась ее высоте, и нашел, таким образом, искомую величину - просто, как все гениальное.

Заключение

Историки отмечают, что еще древние египтяне и жители Вавилона занимались проблемами, связанными с геометрией, но у них все базовые соотношения подтверждались исключительно эмпирическими, то есть основанными исключительно на наблюдении и практическом опыте правилами. Фалес же был первым из математиков, кто разработал систему доказательств, придав геометрии черты науки, весьма сходной с той, что знакома всем нам со школьной скамьи. Именно поэтому в современном мире он почитается не только как основоположник философии, но и как выдающийся исследователь, посвятивший себя точным наукам.

Фалес (Thales) (ок. 640 — ок. 546) — древнегреческий философ, неизменно возглавлявший список "семи мудрецов". Его считают отцом античной философии, созданная им милетская (ионийская) школа стала точкой отсчета для истории европейской науки. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Евдем — историю астрономии и геометрии.

Краткая биография

Исторических данных о жизни Фалеса практически не сохранилось. Имеется лишь ряд разрозненных и, порой, противоречивых упоминаний в трудах более поздних античных авторов. Единственная точная дата, которую можно отнести к жизни греческого философа, это дата затмения, которое он предсказал — 585 г. до н. э. Все остальное, в том числе и даты рождения и смерти, весьма приблизительно.

Известно, что Фалес происходил из знатного рода, имел хорошее образование. Жил в Милете*. По некоторым источникам являлся финикийцем либо имел финикийские корни. Будучи торговцем, много путешествовал. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, много общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпнуты геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников. По возвращении на родину создал философскую Милетскую школу, самыми известными последователями которой называются Анаксимен и Анаксимандр.

В античности ему были приписаны сочинения в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только их названия.

* Милет — древнегреческий город в Карии на западном побережье Малой Азии, находившийся к югу от устья реки Меандр.

Вот некоторые факты из жизни Фалеса:

Фалес принимал живое участие в политике, советуя ионийским полисам объединиться против внешних врагов: вначале против Лидии, а затем — Персии. Но советам милетского философа не вняли.

Во время борьбе Лидии с Персией Фалес понимал, что Персия для греков опасные лидийцев и поэтому содействовал последним. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск. Этот эпизод имел место во время войны Крёза (царя Лидии) с персами.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского.

Показательные истории, связанные с именем Фалеса:

Однажды гружённый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чём дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Гружённый ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее. Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно.

Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда оказалось что маслин уродилось очень много, спрос на маслодавильни тутже возрос и Фалес начал сдавать их по высоким ценам. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся. Аристотель, из записей которого до нас и дошел этот факт, подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям.

Фалес как ученый

Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.

Считается, что Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков между ними.

Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна.

Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.

Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней. и пять дней оставались выпадающими).

Именем Фалеса названа геометрическая теорема.

Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал несколько геометрических теорем, а именно:

вертикальные углы равны;

имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам;

углы при основании равнобедренного треугольника равны;

диаметр делит круг на две равные части;

вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.

Фалес научился определять расстояние от берега до корабля, для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.

Философия Фалеса

Фалес полагал, что всё возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной - вода. Всё образуется из воды путём её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землёй, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде.

Фалесу приписываются следующие утверждения:

1.Земля плавает в воде (как кусок дерева, корабль или какое-нибудь другое [тело], которому по природе свойственно держаться на плаву в воде); землетрясения, вихри и движения звезд происходят оттого, что все качается на волнах по причине подвижности воды.

2.Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарениями этой воды.

3.Звезды состоят из земли, но при этом раскалены; Солнце — землистого состава [состоит из земли]; Луна — землистого состава [состоит из земли].

4.Земля находится в центре Вселенной; при уничтожении Земли рухнет весь мир.

5.Жизнь предполагает питание и дыхание, в каких функциях выступают вода и божественное начало — душа.

Милетская школа

Фалес основал Милетскую школу — первую древнегреческую научно-философскую школу, которая находилась в городе Милет, древнегреческой колонии в Малой Азии в первой половине VI в. до н. э. Представителями этой школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен — больше никаких имен не сохранилось, возможно их и не было. Иногда Милетскую школу включают в состав "ионийской философии". К ионийским философам относились ученики Фалеса и ученики его учеников: Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Архелай.

Поделиться: