Фёдор Иванович Тютчев. «Первый лист. Федор Тютчев — Первый лист: Стих Федор иванович тютчев первый лист

«Первый лист» Фёдор Тютчев

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,-
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.

Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»

Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.

Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта – пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому – стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов. В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка. Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень – это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.

В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности. В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон – восторженный – не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое. Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста – его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект – молодые березовые листья – воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.

Лист зеленеет молодой -
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, -
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа!..

Анализ стихотворения «Первый лист» Тютчева

Федор Иванович Тютчев известен философичностью своей поэзии, однако и в пейзажной лирике ему нет равных. Об этом свидетельствует стихотворение «Первый лист».

Стихотворение написано в мае 1851 года. Его автору 48 лет, он уже вернулся в Россию из Европы, начал служить в Министерстве иностранных дел. До сих пор он не опубликовал ни одного сборника своих стихов.

По жанру — пейзажная лирика, по размеру — четырехстопный ямб с опоясывающей рифмой, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые, женская чередуется с мужской. Композиция единая, одночастная. Лирический герой — сам автор. Поэт воспевает круговорот и торжество жизни, весеннее обновление природы и чувств. Как настоящий живописец, Ф. Тютчев тончайшими нюансами рисует такую узнаваемую, но вечно новую картину весеннего преображения природы. Задумчивые многоточия подчеркивают любование поэта красотой, восклицание в последней строфе — своеобразная кульминация всего стихотворения: о, первых листьев красота с новорожденною их тенью!

О том, что смерти нет, свидетельствуют слова: давно им грезилось весной и летом. То есть, зимой и дерево было живо, и еще нераспустившиеся листочки уже ждали своего часа. Эта фраза о победе жизни над смертью относится не только к природе. Вся эта потрясающая земная красота невозможна без ее извечного наблюдателя, человека.

Лексика возвышенная, ликующая, местами устаревшая (листьем молодым). Развернутые олицетворения: лист молодой, им грезилось. Эпитеты: зеленью полупрозрачною, воздушной, сквозной, летом золотым, живые грезы, мертвого листа. Сравнения: как дым.

Множество повторов, увеличивающих экспрессивность произведения. Например, повтор однокоренных слов: зеленеет, зеленью, молодой, молодым, листьем, листьев, листа. Дважды подчеркиваются слова «первый» и «весна». Уже во второй строке следует настойчивый и восторженный призыв поэта к читателю: смотри. Гипербола: в этих тысячах и тьмах. Преувеличением можно назвать и выражение: не встретишь мертвого листа. Понятно, что и в свежей поросли можно найти поврежденные, заглохшие листочки. Поэт не только смотрит, рисует, но и слышит: и слышно нам по их движенью. Синекдоха: лист (употребление единственного числа вместо множественного). Инверсия: стоят березы. Пример типичной градации: 4 и 5 строки.

Ф. Тютчева по праву можно назвать певцом природы. Времена года всегда являлись основой для глубоких размышлений поэта о тайнах бытия. Пронзительная юная красота майских деревьев легла в основу стихотворения «Первый лист».

Фёдор Иванович Тютчев

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,—
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.

Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.

Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта - пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому - стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов. В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка. Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень - это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.

В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности. В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон - восторженный - не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое. Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста - его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект - молодые березовые листья - воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.

Стихотворение «Первый лист» без колебаний можно поставить в один ряд с известными шедеврами Тютчева, посвященными весенней природе, — «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Зима недаром злится…», «Еще земли печален вид…».

Поделиться: