Евангелист матфей житие. Житие и страдание святого апостола и евангелиста матфея

29 ноября православные отмечают день памяти апостола Матфея, автора первого Евангелия. Кем был этот ученик Христов? Как он последовал за Иисусом? С какой целью написал Евангелие? В каких странах он проповедовал и где умер? В каком городе находятся его святые мощи? О чем принято молиться евангелисту? Об этом читайте далее.

Как Матфей стал апостолом

До нашего времени дошли лишь скупые сведения о том, кем был апостол Матфей до того, как последовал за Христом. Евангелист Лука пишет, что Матфея звали Левием и он был мытарем — сборщиком подати для Римской империи. Как известно, евреи с большим презрением относились к мытарям, считая их великими грешниками. Но Христос, пришедший спасти отнюдь не праведников, обратился к Левию со словами «Следуй за Мною». И мытарь услышал призыв.

Евангелист Лука описывает это так:

После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними (Лк. 5:27-29).

Чем Евангелие от Матфея отличается от других книг Евангелия?

После Пятидесятницы, исполнившись Святого Духа, апостол отправился на проповедь в Палестине. Приблизительно в это время святой Матфей написал свой вариант Евангелия на просьбу иерусалимских верующих. Ознакомиться с его переводом вы можете в разделе «От Матфея святое благовествование ».

Благая Весть была адресована евреям, о чем свидетельствует манера повествования. Апостол писал на еврейском языке, много внимания уделял воссозданию связи с Ветхим Заветом.

Именно поэтому в тексте очень часто используются цитаты. Евангелист показал, как выглядела земная жизнь Спасителя. Апостол Матфей описал три стороны служения Христа:

  1. Пророка;
  2. Царя над всем миром;
  3. Первосвященника, искупившего каждого человека от грехов ценой Своей Крови.

До нашего времени дошел не оригинал Евангелия на еврейском языке, а перевод на греческий.

Просвещение эфиопов

После Палестины евангелист Матфей проповедовал в Сирии, Персии, Мидии, пока, по некоторым данным, не дошел до Эфиопии. Именно с этой территорией связанны многочисленные легенды и рассказы о святом.

Своей проповедью апостол обратил некоторых эфиопов в христианство, затем выстроил храм и поставил епископа Платона.

Но все же население страны оставалось преимущественно языческим. Однажды, когда святой усердно молился об обращении эфиопов, ему явился Господь и вручил жезл. Посох предстояло водрузить в землю возле храма. На этом месте должно было вырасти дерево с необычными плодами, а из корней этого дерева — истечь источник. Как говорит легенда, эфиопам предстояло сначала омыться в этом источнике, а затем вкусить плод дерева. Эти символические действия привели бы людей не только ко внешней, но и внутренней перемене.

Как эфиопский князь стал святым

С жезлом в руках апостол Матфей отправился к храму, но на пути его встретили жена и сын эфиопского правителя Фулвиана. Мать и сын страдали от беснования, и евангелист исцелил их. Увидев чудо, Фулвиан вместо благодарности обвинил апостола в колдовстве и приказал его убить.

Святого закопали в хворост и подожгли. Но тело праведника осталось невредимым. Многие, увидев чудо, поверили и затем крестились. Но правитель не остановился, а приказал сверху на хворост вылить смолу, поджечь ее, кроме этого, со всех сторон окружить святого 12 идолами. К всеобщему удивлению и ужасу, апостол Матфей остался невредим, а огонь уничтожил всех божков и обжег Фулвиана. Правитель испугался и попросил святого остановить огонь. Святой так и сделал.

После пережитого евангелист мирно упокоился. Фулвиан же никак не мог преодолеть сомнения. Поэтому он приказал запечатать тело апостола в железный гроб и пустить по воде. Если не потонет, а пристанет к берегу — Фулвиан без сомнений поверит в Бога Матфея. На следующую же ночь епископу Платону явился евангелист Матфей. Он требовал забрать на берегу гроб с его телом. Епископ вместе с правителем и другими представителями власти отправились к морю. На берегу они нашли гроб.

После этого Фулвиан, как мог, раскаивался в своем грехе, просил у святого прощения. Господь и евангелист Матфей приняли его покаяние. Вскоре епископ Платон крестил Фулвиана. Интересно, что в таинстве князь получил новое имя — Матфей. Его жизнь полностью поменялась: он даже стал епископом и продолжил дело евангелиста — проповедовал эфиопам.

Все это очень напоминает выдумку, но оказывается, что правитель Фулвиан — отнюдь не легендарная личность. О его реальности свидетельствует даже… православный календарь. Церковь канонизировала святого и чтит его память в один день вместе с евангелистом Матфеем.

Где пребывают мощи евангелиста?

Многие верующие задаются вопросом: а где находятся мощи святого Матфея? По одной версии, могила апостола находится в Эфиопии. Существует и вторая версия, согласно которой евангелиста казнили на территории современной Грузии, в городе Гонио. Там якобы он и похоронен.

Но наиболее распространенным считается третий вариант: мощи святого были вывезены еще в Х веке в итальянский город Салерно, где пребывают и по сей день. Многие паломники специально приезжают в этот город, чтобы помолиться на гробнице праведника.

О чем молятся апостолу Матфею?

Сложилось ошибочное мнение, что святые имеют свою специализацию: один помогает от головной боли, второй — удачно выйти замуж, третий — найти работу, четвертый — родить здорового ребенка.

По такому бытовому принципу апостола Матфея назвали покровителем бухгалтеров и финансовых институций (он же был в земной жизни мытарем, имел дело с деньгами!). Так что это значит? Если вы врач или учитель, то не имеете права обращаться к этому святому?

Такой подход в корне не верный. Если вы хотите помолиться евангелисту Матфею, обязательно сделайте это. Святые не подвластны земным законам, они могут сделать все, что будет на пользу человеку, который к ним обращается.

А обратиться к евангелисту Матфею вы можете своими словами или текстом специальной молитвы, приведенной ниже.

Молитва апостолу Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Предлагаем вам также посмотреть видео о житии святого:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще



- Житие Святого Апостола и Евангелиста Матфея.


Введение.

29 ноября , во второй день Рождественского поста , Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея – одного из ближайших учеников Христа. Подробностей жития святого апостола Матфея до нас не дошли. Известно (Лк. 5:27-29 ), что Левий (еврейское имя Матфея) был сборщиком податей в Капернауме, то есть собирал налоги для Римской империи со своих соотечественниках. На чем и наживался. Услышав проповеди Христа, Матфей, осознав свои грехи, покаялся, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.


После Вознесения Христа и Сошествия Святого Духа в День Пятидесятницы , апостол Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. В Палестине Матфей написал обращенное к ее жителям Евангелие на арамейском (древнееврейском) языке и передал его апостолу Иакову, брату Господню. С еврейского на греческий язык Евангелие было переведено либо апостолом Иаковом либо апостолом Иоанном Богословом. Во 2 веке Пантен нашел Евангелие от Матфея, написанное на еврейском языке, у христиан Индии. Согласно свидетельствам святых отцов, подлинник хранился в Кесарийской библиотеке, устроенной в 3 веке мучеником Памфилом. Оригинальный текст Евангелия, написанного на еврейском языке, не сохранился. В канон Нового Завета, как первая его книга – Евангелие от Матфея , вошел греческий перевод с оригинала. Евангелие от Матфея благовествует, главным образом, о том, что Иисус Христос есть обетованный Богом Мессия, предвозвещенный в Ветхом Завете пророками и посланный от Бога, из рода Давида и Авраама.

Иконография.

Евангелист Матфей, автор первого Евангелия, широко почитался с древних времен. Он имел свою особую иконографию, где изображался за созданием Евангелия. Это изображение можно встретить в монументальных стенных росписях, в иконе, и в книжной миниатюре. При переписывании новозаветных текстов, Евангелия предваряли листом с изображением его автора. И первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея. Именно его Евангелие начинает новозаветные тексты, так как оно считается древнейшим. На миниатюрах апостол и евангелист Матфей изображается сидящими за столиком с необходимыми письменными приборами. Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV - начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа. У Матфея – это изображения ангела. Традиция изображения символов евангелистов - ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) - основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как "Спас в силах", где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.
В системе храмовых росписей изображения евангелистов помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах - четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса - подкупольный столб. Евангелисты представали как столпы христианской веры. В куполе изображался сам Христос. Эта система была позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Богослужение. Гимнография.

Тропарь апостола и евангелиста Матфея. Глас 3.

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, моли милостиваго Бога да грехов оставление подаст душам нашим.

Икона Матфея апостола имеется в каталоге нашего сайта.
Святой Матфей был одним из двенадцати апостолов. До этого Матфей был сборщиком податей для Рима, то есть служил мытарем. Когда к нему явился голос Господа и сказал: «Иди за мной», Матфей оставил свою работу и отправился вслед за Господом. Проповедовать святой Матфей начал в Палестине, после того как принял дары Духа Святого. Вначале своего проповеднического пути он написал Евангелие, по просьбе оставшихся в Иерусалиме иудеев. Новый Завет Евангелие от Матфея стоит в ряду первых книг. Книга была написана на еврейском языке. Матфей изложил в книге все деяния и речи Спасителя в трех сторонах служения – в роли Пророка и Законодателя, Царя над видимым и невидимым и Первосвященника, который принес жертву за грехи всех людей.

Святой Матфей с проповедью и благовестием обошел Персию, Мидию, Сирию и Парфию, а в Эфиопии его проповеднический труд был закончен из-за мученической кончины. В то время в стране жили племена каннибалов с жестокими обычаями. Проповедь святого Матфея повлияла на многих язычников, и они приняли христианскую веру. Он основал Церковь в городе Мирмены, где епископом был поставлен Платон. Апостол Матфей усердно молил о том, чтобы эфиопы приняли веру Господнюю, и ему во время молитвы явился Господь в образе юноши, который в руках держал жезл. Он повелел Матфею водрузить жезл у дверей храма. Господь сказал Матфею, что этот жезл превратится в дерево приносящее плоды, а у корней будет истекать источник воды. Когда эфиопы вкусят плоды и омоются этой водой, они станут кроткими и добрыми. Святой Матфей взял жезл и пошел к двери храма, чтобы посадить его. По пути ему встретились жена и сын императора, которые были одержимыми нечистым духом. Матфей их исцелил. Узнав об этом чуде, многие язычники обрели веру в Господа. Но император не желал, чтобы его народ перестал поклоняться языческим божествам, он отдал приказ схватить святого Матфея и казнить его.

Святого положили лицом вниз и на его тело насыпали хворост и подожгли. Все увидели, что огонь не вредит святому. Император Фулвиан сказал добавить еще хвороста. Матфея облили смолой и поставили вокруг него 12 идолов. Пламя разгорелось и опалило идолов и Фулвиана. Испуганный император кинулся с просьбой о пощаде к святому. Молитвой святой Матфей успокоил огонь и пламя улеглось. Тело святого не повредилось в огне. Вскоре он отошел к Господу и его тело положили в железный гроб и кинули в море по приказу императора. Фулвиан сказал, что если тело святого не повредилось в огне и не повредится в воде, то стоит все же верить в истинного Бога. Ночью епископу Платону явился святой Матфей и сказал, чтобы его тело обрели на берегу моря. Гроб вместе с телом был вынесен волной и его с почестями перенесли в храм. Император попросил у Матфея прощения и принял крещение с именем Матфей, после чего он стал просвещать народ Эфиопии.

Икона святой апостол Матфей отображает лик великомученика, который своей проповедью смог обратить в христианство много народа.

Левий Матфей/Апостол МАТФЕЙ ЕВАНГЕЛИСТ

Родился апостол Матфей 27 февраля 13 года до нашей эры.

Матфей был красивым человеком с тёмно-русыми волосами, голубыми глазами, ростом 1 метр 82 см. он был на девять лет старше Иисуса. Имел очень хорошее образование, которое получил в своей семье. Его отец был священником, но Матфей своё истинное происхождение скрывал от всех, опасаясь гонений на семью и отца. Матфей знал несколько языков, в том числе один из индийских. Любил читать. Посетил Тибет и Индию, где впервые и услышал об Иисусе Христе. Услышанное привлекло его, и Матфей захотел познакомиться лично с этим удивительным человеком. Поэтому, когда наконец-то состоялось это долгожданное знакомство, Иисусу было достаточно только сделать приглашение, и Матфей тут же всё бросил и последовал за учителем.
У Матфея были жена и двое мальчиков. Свою семью будущий евангелист оставил по своему усмотрению, так как считал, что семья будет только мешать его духовному росту.

Караваджо, «Призвание Апостола Матфея»

Иисус увидел сборщика налогов Матфея, сидящего у места сбора пошлин возле города Капернаума, и сказал ему: «Следуй за мной!» И Матфей, который сильно верил в Иисуса, встал и, оставив всё, последовал за ним. Он сделал у себя в доме большое угощение для Иисуса и других учеников. Также на этом пиру присутствовали другие сборщики налогов и богатые люди. Книжники и фарисеи роптали и говорили Иисусу: «Зачем вы едите и пьёте с грешниками и со сборщиками налогов?»
Иисус ответил: «Здоровым врач не нужен, врач нужен больным. Я пришёл призывать к покаянию не праведников, а грешников».
Через полгода после воскрешения Иисуса Христа, оставив христианскую общину, им организованную, и сложив все полномочия на совет общины, Матфей, как и все остальные апостолы, покинул Иудею. Он отправился в Рим с караваном из Индии, знание индийского языка помогло ему свободно общаться с караванщиками. По дороге, где бы они ни останавливались, он рассказывал об Иисусе, его вере, мученической смерти и чудесном воскрешении.
Пробыв в Риме и его окрестностях около трёх лет, Матфей отправился в Египет, где познакомился с египетскими пирамидами и верованиями народов, заселявших эту страну. В Египте апостол прожил больше шести лет, и здесь ему пришла мысль написать всё об Иисусе Христе. У Матфея были записи Филиппа, которые тот вёл ещё при жизни Иисуса Христа.
Поэтому все изречения Иисуса были самые точные. Многочисленные ссылки были внесены намного позже римлянами. Записи были на греческом языке, так как Филипп не хотел, чтобы их читал кто-то посторонний. Но Матфею язык был известен.
Около года писал Матфей свое Евангелие, и спустя восемь лет после распятия Сына Божиего эта книга в 37 году впервые увидела свет.
После написания Евангелия Матфей вместе со своим учеником, молодым человеком из Рима, отправился в Палестину. Этот парень был беженец, его преследовали за совершенное им воровство. Матфею он во всём признался, и тот взял над ним шефство, всячески опекал его и оберегал.
Они пробыли два года в Персии, проповедуя и исцеляя, и четыре года в Мидии. Затем Матфей перебрался в Африку, много путешествовал, многое узнал, познакомился с африканскими шаманами, посетил многие племена, некоторые смог обратить в веру Христову.

Умер Матфей от малярии в Эфиопии в возрасте шестидесяти трех лет, 25 мая 50 года.
Своё Евангелие, с которым он никогда не расставался, Матфей передал ученику, который вернулся в Иудею и передал записи одной из христианских общин.

Дни памяти

В православном церковном календаре: 16 ноября/29 НОЯБРЯ и 30 июня/13 июля (Собор Двенадцати апостолов);
- в католическом: 21 сентября;
- евангелическом и англиканском: 21 сентября.

Считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео); по одной из версий они были перевезены в Италию в X веке.


Фрески верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, роспись свода, сцена: св. Матфей, деталь.

Считается покровителем бухгалтеров, таможенников, всех финансовых служб .
Святое место - Россия, Магаданская обл., п. Ола (административное здание местного рыбзавода).
Покровительствует - всей территории, расположенной за Северным Полярным Кругом, Архангельской обл., Якутии, Камчатке, Чукотке, Магаданской обл., Аляске, провинции Юкон в Канада.
В молитвах апостола Матфея просято добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой.

Молитвы

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Тропарь
глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Тропарь апостола и евангелиста Матфея
глас 3

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.
Кондак апостолам
глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.
Ин кондак славных и всехвальных 12-ти апостолов
глас 2

Петра, вернии, каменя веры, похвалим/ и Павла Богомудраго,/ созывают бо всех праздновати верою,/ соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,/ просяща грехов оставления.
Кондак апостола и евангелиста Матфея
глас 4

Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Молитва ко Святому апостолу и евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков.
Аминь

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.


Ап. Матфей. Икона. Сербия. Конец XIII - начало XIV в. 105 х 56.5. Охрид. Македония.

Деисус со свв. Евангелистами (фрагмент). Миниатюра. Византия. XII в. Монастырь св. Екатерины на Синае.

Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк. 2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме 1 . Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря 2 . Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных.


Апостол Матфей и архидиакон Стефан . Икона . Середина XVI в. 68,5х58,3 см. Из собора Иоанно-Предтечинского монастыря; ранее была храмовой в церкви Стефановского монастыря “На Лугу“ (1480), упраздненного в XVIII веке. Псковский музей.

Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев 3 . И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы 4 Матфея. И сказал ему:

Иди за Мной!

Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников 5 и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:

Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

Господь же, услышав слова их, сказал им:

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию 6 .

С этих пор, Матфей, оставив всё свое достояние, пошел за Христом (Лк.5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3:13-19; Лк.6:13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала оставался в Палестине, вместе с другими Апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы из явили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом 6 .

Удалившись из Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедывал Евангелие во многих странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию Сирию, Персию, Парфию и Мидию и обошел всю Эфиопию 8 , на которую ему пал жребий, и просветил ее светом разума Евангельского. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в землю людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона и создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. И явился ему Господь во образе прекрасного юноши, имея в правой руке жезл, и приветствовал его. Протянув правую руку и отдавая святому жезл тот, Он повелел ему сойти с горы и водрузить жезл при дверях устроенной им церкви.

Жезл этот, - говорил Господь, - силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево то принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в воде источника, людоеды получать благолепие лица, и всякий, кто только вкусить от того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было повелено. У князя того города, именем Фульвиана, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами:

Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу?

Апостол запретил духам нечистым и изгнал их; исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром, и святой Матфей, вошедши в город и приблизившись к церкви, сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, - и тотчас, в виду всех, жезл сделался великим деревом, простирающим многолиственные ветви, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. Все видевшие это были поражены изумлением; весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой Апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям слово Божие на их языке; и тотчас все уверовали в Господа, и крестил их Апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, выходили из воды благолепные лицом и белые кожей; они получали не только телесную, но и душевную белизну и красоту, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового человека - Христа. Узнав о случившемся, князь сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Но в туже ночь Апостолу явился Спаситель, повелевая ему мужаться и обещая пребывать с ним в наступающей скорби. Когда наступило утро, и Апостол в церкви вместе с верующими воспевал хвалу Богу, князь послал четырех воинов взять его; но когда они пришли к храму Господню, тотчас объяла их тьма, и они едва могли возвратиться назад. Когда же их спросили, почему они не привели Матфея, - они отвечали:

Мы слышали, как он беседовал, но видеть и взять его не могли.

Еще сильнее разгневался Фульвиан. Он послал еще более воинов с оружием, повелев им силою привести Матфея, а если кто будет противиться и защищать Матфея, - тех убивать. Но и эти воины воротились ни с чем, ибо когда они приблизились к храму, небесный свет осиял Апостола, и воины, будучи не в состоянии смотреть на него, пришли в великий страх и, бросив оружие, прибежали назад полумертвые от страха и рассказали о бывшем князю. Страшно разъярился Фульвиан и пошел со всем множеством слуг своих, желая сам схватить Апостола. Но едва он успел приблизиться к Апостолу, как внезапно ослеп и сталь просить, чтобы ему дали проводника. Тогда он начал умолять Апостола простить ему согрешение его и просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста на очах князя, даровал ему прозрение. Князь прозрел, но только - телесными очами, а не душевными, ибо злоба ослепила его, и столь великое чудо он приписал не Божией силе, а волхвованию. Взяв за руку Апостола, он повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его, а в сердце лукаво замышляя сжечь Апостола Господня, как волхва. Но Апостол, провидя тайные движения его сердца и лукавые замыслы, обличил князя, говоря:

Мучитель льстивый! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил сделать со мною? Делай то, что сатана вложил в твое сердце, а я, как видишь, готов всё перенести за Бога моего.

Тогда князь повелел воинам схватить святого Матфея и растянуть на земле лицом кверху, а руки и ноги крепко прибить гвоздями. Когда это было сделано, слуги собрали, по повелению мучителя, множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и, положив всё это на святого Матфея, зажгли. Но когда огонь разгорелся великим пламенем и все думали, что Апостол Христов уже сгорел, внезапно огонь охладел и пламя угасло и святой Матфей оказался живым, невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Но Фульвиан еще более разъярился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он возводил на праведника беззаконное обвинение, называя его волхвом.

Волхвованием, - говорил он, - погасил Матфей огонь и остался в нем жив.

Затем он приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту и, положив на Матфея, - зажечь, а сверху поливать смолою; кроме того, приказал принести двенадцать своих золотых идолов и, поставив их кругом огня, призывал их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Апостол же в пламени молился Господу сил, чтобы Он показал непобедимую силу Свою, явил бессилие богов языческих и посрамил надеющихся на них.

И внезапно пламень огненный с ужасным громом устремился на золотых идолов и они растаяли от огня, как воск, и кроме того, были опалены и многие из стоявших вокруг неверных; а из расплавившихся идолов вышло пламя, в образе змея и устремилось на Фульвиана, угрожая ему, так что он не мог убежать и избавиться от опасности, пока не воззвал с смиренной мольбою к Апостолу об избавлении от погибели. Апостол запретил огню, и тотчас пламень угас и подобие огненного змея исчезло. Фульвиан хотел с честью извести святого из огня, но он, сотворив молитву, - предал святую свою душу в руки Божии 9 . Тогда князь приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Но он еще не имел совершенной веры, и потому велел выковать железный ковчег, плотно залить со всех сторон оловом и бросить в море, при чем сказал своим вельможам:

Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления в воде, то воистину Он есть Единый Бог, и Ему будем поклоняться, оставив всех богов наших, не могших себя избавить от гибели в огне.

После того как этот железный ковчег с честными мощами был брошен в море, святой ночью явился епископу Платону, говоря:

Завтра иди на морской берег на восток от княжеского дворца и там возьми мои мощи, вынесенные на сушу.

На утро епископ, в сопровождении множества верующих, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении.

Узнав об этом, пришел и князь с своими вельможами и, на этот раз уже вполне уверовав в Господа нашего Иисуса Христа, громогласно исповедал, что Он есть Единый истинный Бог, Который сохранил невредимым раба своего Матфея - как при жизни в огне, так и по смерти - в воде. И припадая к ковчегу, с мощами Апостола, просил у святого прощения в своих прегрешениях пред ним и из явил сердечное желание креститься. Епископ Платон, видя веру и усердие Фульвиана огласил его и, научив истинам святой вере, крестил. И когда возложил руку свою на голову его и хотел наречь ему имя, послышался свыше голос, говорящей:

Назови его не Фульвианом, а Матфеем.

Приняв, таким образом, в крещении имя Апостола, князь старался быть подражателем и жизни Апостола: вскоре он передав другому свою княжескую власть, отказался совершенно от мирской суеты, предался молитве в церкви Божией и епископом Платоном удостоен был пресвитерского сана. А когда, по прошествии трех лет, епископ умер, оставившему власть княжескую пресвитеру Матфею явился в видении святой Апостол Матфей и увещал его принять епископский престол после блаженного Платона. Приняв епископство, Матфей добре потрудился в благовестии Христовом и, отвратив многих от идолопоклонства, привел к Богу, а затем и сам отошел к Нему, после долгой богоугодной жизни, и, предстоя с святым Евангелистом Матфеем престолу Божию, молить о нас Господа, дабы и мы были наследниками вечного царствия Божия. Аминь.

Тропарь, глас 3:

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, тому последовав, Апостол избранный явлися еси, и благовестник Евангелия вселенней велегласен: сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве. Моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашым.

Кондак, глас 4:

Мытарства иго отверг, правды игу припряглся еси, и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, юже с высоты премудрость: отонудуже проповедал еси истины слово, и унылых воздвигл еси душы, написав час судный.

________________________________________________________________________

1 Капернаум - небольшой город на северо-западном берегу Геннисаретского озера или Тивериадского моря, принадлежащий Галилее. Ныне развалины этого города известны под названием Тель-Гум.

2 Мытарями назывались лица, назначаемый Римлянами для сбора податей с Иудеев. Они обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты языческой державы, мытари считались Иудеями за предателей и изменников своей стране и Господу Богу. Грешник, язычник и мытарь - у них значили одно и тоже; говорить, с ними почиталось грехом, обращаться с ними - осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.

3 Фарисеи - одна из сект Иудейских, появившихся во II и III в. до Р. Хр. Свое наименование фарисеи (особенные, отделенные) получили от того, что старались отличиться особенною ревностью к закону. С течением времени в качестве дополнений

4 Мытница - место сбора пошлин и податей с проходивших по приморской дороге караванов и по морю - лодок с товаром.

5 Книжниками назывались у Иудеев люди сведущие вообще в книжном деле, как-то ученейшие из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили и наставляли народ в законе, так называемые раввины и законоучители; законоведцы, занимавшиеся решением спорных вопросов, сомнительных случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности; писцы и нотариусы, служившие в синогогах и синедрионах. Ученые эти Иудеи представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным от фарисеев; но в тоже время часто соединяются с фарисеями, и поставляются в связь с архиереями. Большая

часть их были привязаны к одним преданиям и, не понимая духа Закона, ложно толковали его и были слепыми вождями народа, лицемерно лишь исполняя заповеди напоказ, ради славы человеческой, и возлагая на других тяжкие бремена, коих сами не исполняли.

6 Лк. 5:27-32. Мф. 9:9-13. Мрк. 2:14-17. Таким образом, Господь обличает здесь самомнение и самодовольство книжников и фарисеев, которые, держась только внешних обрядов закона и строго по внешности исполняя их, почитали себя праведниками и не чувствовали нужды в покаянии и исправлении. Господь дает им видеть, что внешние обряды и жертвы имеют значение только тогда, когда служат выражением внутреннего чувства, милости, любви к ближним, а без этого они теряют свое значение и могут только прогневлять Бога (Ис. 1:11-18).

7 Евангелие было написано Апостолом Матфеем около 41 г. по Р. Хр. Это - первая по времени священная книга из всех книг Нового Завета и занимает, потому, между ними первое место. Евангелие было написано на Еврейском языке или на употреблявшемся тогда Сиро-Халдейском, иначе Арамейском наречии, и было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Сообразно с этим, повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа, что особенно нужно было показать евреям, уверовавшим во Христа, неузнанного их соотечественниками и распятого. Посему в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, сносятся и сличаются события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами и прообразованиями и из всей истории Христа Спасителя избираются повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, и вообще в своем Евангелии говорит преимущественно о воплощении и человечестве Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его Евангелия.

8 Македония находилась к северу от Греции, от северо-восточной области ее Фессалии. Сирия - западная область Азии, тянувшаяся от Средиземного моря до Евфрата. Персия находилась в южной части Иранского плоскогорья, между р. Тигром, Персидским заливом и Каспийским морем. Мидия - западная часть Ирана, к югу от Каспийского моря, на границах к западу - с Ассирией и Великой Арменией, к югу - с Персией, к востоку с Парфией. Парфия - большая страна в Азии, к юго-востоку от Каспийского моря и далее на восток до Индейского моря. Эфиопия лежала в Африке на юг от Египта, где ныне Нубия и Абиссиния.

9 Кончина св. Апостола и Евангелиста Матфея последовала по преданию около 60 г. по Р.Х.

По месяцам: Январь Февраль Март Апрель

Поделиться: