Если хочешь быть здоровым (2 класс). Вы становитесь более внимательным

Смирнова Наталия Анатольевна

учитель начальных классов

ГБОУ школы №57

Приморского района

г. Санкт – Петербурга.

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Название урока: Что такое состояние?

Образовательная программа: УМК - Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова

Педагогическая мастерская. Тема: «Что такое состояние?»

Цель:

показать учащимся: что такое состояние объекта,

что любой наблюдаемый объект может быть в разных состояниях; определить, что состояние объекта будет зависеть от того, когда за ним наблюдали – это может происходить в прошлом, настоящем и будущем.

Оборудование:

1) карточки с заданиями для каждой группы и для каждого участника мастерской, фломастеры, карандаши; карточки для оформления доски;

2) компьютер, экран с проектором для показа презентации;

3) аудиозапись песни;

Ход мастерской.

1 Индукция.

Дети сидят в группах по 5-6 человек. На партах перед каждым ребенком лежат листочки.

Учитель: Ребята, положите, пожалуйста, перед собой листочки с № 1 и посмотрите на наши линеечки. (Слайд 2)

Итак, на линеечках: грустный человек - веселый человек

усталый человек - бодрый (активный) человек

Подумайте, как вы себя сейчас чувствуете и оцените себя карандашом синего цвета.

Теперь я попрошу отложить эти полоски, но не потерять их. Мы к ним еще вернемся.

2 Самоконструкция .

Учитель: Возьмите листочки под цифрой 2, переверните их и положите перед собой. Вам надо при помощи цветных карандашей «одеть» человека по тому признаку, который указан рядом с рисунком. (Слайд 3)

Подписи к рисункам:

Для 1 и 2 групп детей - жарко, солнечно;

Для 3 и 4 групп - мороз;

Для 5 и 6 групп - дождь и ветер;

3 Социоконструкция.

Учитель: Обсудите с соседом, что у вас получилось. Сравните свою работу с работами всех ребят в вашей группе. Обсудите и решите, кто от вашей группы сможет объяснить нам, почему все ваши рисунки получились похожими.

4 Афиширование, социализация .

Ребята из 1 и 2 групп, давайте вывесим ваши рисунки на доску и объясним, почему рисунки получились похожими.

5 Подготовка разрыва .

Учитель: Вы одели своих человечков так, как «велели» погодные условия, или изменения погоды: менялась погода, менялась и одежда людей. Могу я записать это одним словом – ИЗМЕНЕНИЯ?

(вывешиваю это слово на доску)

6 Социоконструкция, социализация .

А теперь я прошу вас взять лист под номером 3 и выполнить задание всем вместе в каждой группе.

Подумайте, какие чувства можно определить по выражению лица или мимике лица этого человека? Назовите и запишите их. Выберите того, кто от вашей группы назовет эти чувства у экрана. (Слайд 3)

Дети обсуждают задание в группах, а затем от каждой группы выходит представитель и называет то чувство, которое, по мнению их группы, отражено на лице изображенного человека.

Ответы групп:

Мимика менялась; сначала человек выглядел спокойным;

потом удивленным;

Хмурым, мрачным;

Сосредоточенным;

Веселым;

7 Подготовка разрыва .

А можно ли стрелочками соединить все эти изображения? Получится ли последовательность? Могут ли меняться чувства этого человека – от радостного к грустному и наоборот?

Человек испытывает разные чувства: (Слайд 4)

РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ОБИДА, УДИВЛЕНИЕ, ВОСТОРГ, ГНЕВ, СТРАХ

(таблички с этими словами вывешиваю на доску)

Как можно назвать выражение эмоций – чувств – человека? Что менялось у этого человека?

НАСТРОЕНИЕ

(табличку вывешиваю рядом со словом изменения )

А можно ли изменить – «поднять» - настроение? Что для этого нужно? Что можно сделать каждому из вас, чтобы людям рядом с вами стало теплее, уютнее?

В этом помогает и песня.

Песня детского коллектива «Барбарики» - « Что такое доброта?»

(Дети подпевают, а некоторые даже танцуют.)

Изменилось ли ваше настроение?

8 Разрыв .

Теперь я попрошу вас встать. Вы хорошо себя чувствуете? Вы не устали? Тогда я попрошу вас сделать по 20 приседаний. А как чувствуете

себя сейчас? Немного устали? (А если бы еще сделали 30 приседаний?)

Можем ли мы добавить, что наше настроение будет зависеть и от нашего САМОЧУВСТВИЯ?

Итак, ИЗМЕНЕНИЯ

НАСТРОЕНИЕ

САМОЧУВСТВИЕ (тоже вывешивается табличка),

все это влияет на человека.

Как бы мы могли одним словом назвать такие изменения, происходящие с человеком?

СОСТОЯНИЕ

Оформление доски:


ИЗМЕНЕНИЯ

НАСТРОЕНИЕ СОСТОЯНИЕ

САМОЧУВСТВИЕ

А состояние бывает только у человека?

Презентация.

Слайды со 2 по 4 и 11 используются в ходе урока.

С 5 слайда мы начинаем наблюдать за состоянием различных объектов:

5 слайд

Звенит звонок на урок. Учащиеся занимают свои места в классе. Начинается урок. Создается рабочая обстановка в процессе урока. Но стоит снова прозвенеть звонку и настроение детей меняется. Они общаются, играют, готовятся к следующему уроку; следовательно, отдыхают.

6 слайд
В окружающем нас мире мы постоянно можем наблюдать за сменой состояния природы. На смену лету приходит осень. Осенние дни сменяются зимними. Затем начинает таять снег, с каждым днем все теплее пригревает солнышко – приходит весна. И снова летние деньки. Одно время года сменяется другим.

7слайд

В природе мы можем наблюдать за ростом и развитием растений: из бутонов через какое – то время раскроются прекрасные цветы; значит, состояние растений будет постоянно меняться – вчера, сегодня, завтра.

8 слайд

Состояние водоемов – тоже непрерывный процесс. Когда – то в прошлом, состояние воды было намного лучше, чем сейчас. С вмешательством человека в окружающую среду, к сожалению, изменилось и состояние рек и озер.

9 слайд

У вещей, которые нас окружают, тоже постоянно изменяется состояние. Рассматривая новые книги, нельзя не отметить их замечательный внешний вид. Но с годами они приходят в негодность: портятся обложки, выпадают страницы. Их состояние ухудшается.

10 слайд

Наблюдать за состоянием объектов мы можем и на примере воздушных шариков. Так выглядят шары в сдутом состоянии, а так, когда они надуты.

12 и 13 слайды предназначены для коллег – учителей. На слайдах объясняются понятия (термины), которые используют при проведении педмастерской.

Вывод:

Все мы и всё, что нас окружает, постоянно находимся в определенном состоянии.

9 Рефлексия.

Возьмите листочки – линеечки, с которыми мы работали в начале урока. Если у вас изменилось ваше состояние , отметьте это на линеечках зеленым карандашом. (Слайд 11)

А теперь давайте оценим свое состояние на нашем рисунке («маятник настроения»)

Если у вас бодрое, активное состояние, вам было интересно работать, то вы прикрепляете свой магнит на правую часть доски, где нарисовано солнышко.

Если ваше состояние соответствует дождливому (на доске прикреплен рисунок, изображающий дождливую погоду) – вам было скучно; вы ничего нового не узнали, то - на левую часть доски.

Список использованных источников:

    Е.В.Чудинова., Е.Н. Букварева Окружающий мир. 1 класс: Методические рекомендации для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2001г. – 112с.

    Е.В.Чудинова., Е.Н. Букварева Окружающий мир: Учебник для 1 класса – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012г. – 96с.:ил.

Список использованных иллюстраций:

    Е.В.Чудинова Окружающий мир: Рабочая тетрадь для 1 класса начальной школы (система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова) – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012г.

    Е.Н.Дерим – Оглу., Н.А.Фролова Природоведение и экология: Учебник для 3 класса. – СПб: «Специальная литература»,1998г. – 208с.: ил.

    Е.Н.Дерим – Оглу., Н.А.Фролова Природоведение и экология: Учебник для 2 класса. – СПб: «Специальная литература»,1997г. – 176с.: ил.

(К фотографиям, которые я использовала из интернета, к сожалению, я не смогла найти адрес и сделать ссылку на использованные изображения, т.к. прошло достаточное количество времени, когда я готовила эту презентацию. Сейчас я не смогла обнаружить эти изображения. Это слайды № 4, 5 и 10. В дальнейшем, теперь я знаю, что необходимо указывать ссылку, я постараюсь выполнять эту работу правильно.)

Нет, мы не призываем вас есть яичницу с беконом, сосисками и хлебом, как на картинке, которую вы видите. Мы лишь просим вас не пропускать завтрак - самый важный приём пищи. Сейчас расскажем, почему нужно завтракать, а все диетологи мира готовы легонько бить по голове тех, кто это ненавидит.

1. Завтракая, вы повышаете метаболизм

К утру, когда вы проснётесь, вероятнее всего, в вашем желудке не было еды уже более восьми часов. В течение этого времени метаболизм замедляется. Поэтому проснувшись, нужно завтракать, чтобы ответить только ударом на удар. Вы можете воспользоваться этим моментом и съесть здоровый и правильный завтрак, и тогда ваш организм будет функционировать естественно. Это нормализует метаболизм и поможет держать индекс массы тела постоянным.

2. Вы стабилизируете ваш вес

foodnavigator.com

Конечно, со стабильным ИМТ (индексом массы тела) и ваш вес тоже будет оставаться относительно сбалансированным. Есть здоровую еду на завтрак - это фактически стратегия, которая поможет вам начать терять вес. Благодаря этому вы не будете чувствовать жуткий голод, когда придёт время обеда, а следовательно, не будете переедать и перехватывать на ходу дополнительные сладости и прочую нездоровую еду (вроде любимого многими фастфуда).

3. Вы поддерживаете здоровый рацион питания

foodnavigator.com

Конечно, есть некоторые продукты для завтрака, которые не совсем полезны, поэтому если вы решили обязательно ежедневно завтракать, убедитесь, что действительно выбираете питательные и здоровые продукты. Правильный завтрак - это хлопья (с молоком или соком разумеется), яйца и свежие фрукты. Все эти продукты содержат разнообразные витамины и минералы, которые помогут сохранять бодрость в течение дня. Один совет: если решили съесть на завтрак кашу быстрого приготовления, то проследите, чтобы в её состав не входил шоколад и прочие сладости. Пользы от неё будет не очень много - с таким же успехом вместо подобной каши можно съесть целую коробку пончиков.

4. Вы становитесь более внимательным

Когда мы были маленькими, наши школьные учителя всегда советовали есть правильный завтрак в день сложной контрольной. Они знали, что это поможет оставаться сосредоточенным на протяжении всего времени, которое мы должны были провести за партой. Еда - то, что заряжает организм энергией, поэтому логично, что и наши мозги тоже будут более внимательными и функциональными, когда мы будем сыты. Как уже упоминалось выше, вы долго были без еды во время сна. Как только проснётесь, сразу нужно поесть, чтобы стабилизировать уровень сахара в крови. Несоблюдение этого правила приводит к вялости и сонливости. Также учёными было доказано, что витамины, минералы и жирные кислоты, которые содержатся в здоровых продуктах для завтрака, улучшают функционирование мозга. Не пренебрегайте утренним приёмом пищи, если надеетесь на хороший старт дня и выполнение всей запланированной работы.

Закрепить знания детей о погодных явлениях, научить детей объяснять причины их происхождения; уметь определять температуру с помощью термометра; развивать наблюдательность; обогащать словарный запас, описывая погоду в разное время года; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Планируемые результаты: запомнить погодные явления; научиться работать с термометром.

Оборудование: иллюстрация госпожи Погоды, конверт с вопросами, самодельный термометр, глобус, картинки «времена года».

Предварительная работа: подготовить иллюстрации, конверт с вопросами, термометр, глобус.

План урока:

I . Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала. Проверка дом. задания.

III. Оповещение темы и целей урока.

IV. Новый материал.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление.

VII . Итог урока.

VIII. Дом. задание.

Ход урока

I. Организовать внимание детей. Приветствие. Прочитать стихотворение.

Дождик землю поливает
И деревья умывает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.

II. Закрепить знания прошлого материала, проверить домашнее задание.

III . Постановка темы урока. Дорогие ребята, сегодня к нам в гости пришла гостья - госпожа Погода (на доске вист изображение госпожи Погоды). Она хочет проверить, насколько хорошо вы её знаете. У меня есть вопросы которые она мне передала (вопросы в конверте), давайте попробуем ответить на них, а самые активные получат от неё призы.

IV. Изучение нового материала. Учитель задаёт вопросы от госпожи Погоды:

1. Что означает моё имя?

(Состояние атмосферы в данный момент )

Правильно, планету Земля окружает воздушная оболочка - атмосфера.

Все мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси, а также вокруг Солнца. Соответственно и прогревается планета не везде одинаково (показать на примере глобуса). Именно от солнечных лучей зависит температурный показатель воздуха, который измеряется термометром.

Давайте вспомним обозначения температуры (учитель показывает самодельный термометр с двигающейся шкалой, выставляя температуру дети учатся её читать)

2. Какой я могу быть?

(Ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной )

3. Какие атмосферные явления вы знаете?

(Мороз, жара, облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег )

4. Где можно получить сведения обо мне на ближайшие несколько дней?

5. Будет ли зависеть мое состояние от температуры?

(Будет )

На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки.

6. Какие осадки вы наблюдали в тёплое время года? Какие в холодное?

Загадка

Неизвестно, где живёт,

Налетит - деревья гнёт,

Засвистит - по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь. Что это?

7. Что такое ветер?

(Движение воздуха )

8. Какими словами можно выразить силу ветра?

(Безветрие, слабый, умеренный, сильный, ураган)



Необходимо определить где какая пора и объяснить почему вы так считаете (к доске вызываются 4 учащихся, они выбирают картинку и внизу пишут правильный ответ, затем устно описывают и приводят примеры признаков своего времени года, описывают погоду, добавляют какие осадки ещё могут быть в этот период) Оценить учащихся.

* В помощь для подготовке к уроку будет интересен раздел на сайте: Погодные явления природы

V. Физкультминутка «Тучки»

У тучек сегодня

Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)

Тучки рыдают,

Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)

А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)

Ивушки плачут,

Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)

С листиков капают,

Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)

А-а-а! А-а-а!

(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)

Грустно на свете,

Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)

Плачут деревья,

Тучки и ветер:

(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!

(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)

VI. закрепление пройденного материала на уроке. Сегодня вы узнали от нашей гостьи много нового и теперь она хочет вас проверить. Она предлагает разгадать кроссворд.

  • Как зовут нашу гостью?
  • (Погода )
  • С помощью чего измеряется температура воздуха? (Термометр )
  • Движение воздуха - это..?
  • (Ветер )
  • Как можно по другому назвать сильный ветер?
  • (Ураган )

Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит -

Я смогу пойти во двор.

(Дождь )

Он с утра уже метет,

Бьется в окна спаленки.

Ваня погулять идет -

Надевает валенки.

(Снег )

Он спустился утром рано,

Белый-белый и густой.

Воздух вымазал сметаной.

Отгадай, кто он такой.

(Туман )

Страшно выйти на крылечко -

Он сегодня просто лют.

Льдом сковал и нашу речку,

И большой соседний пруд.

А теперь задам вопрос -

Кто зимой нам щиплет нос?

(Мороз )

Град она крупой бросает,

И грохочет, и гремит,

Снопы молний выпускает,

Словно в небе динамит.

(Гроза )

VII. Подвести итог. Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и за это госпожа Природа хочет подарить вам подарки (дарятся небольшие сувениры). Она говорит вам большое спасибо и обещает вам и дальше дарить солнечные дни летом, урожайные осенью, морозные зимой и цветущие весной. Давайте попрощаемся с ней.

VIII. Домашнее задание. Нарисовать госпожу Погоду.

Рабочая тетрадь "Окружающий мир" за второй класс, часть вторая, УМК "Перспектива", авторы тетради - Плешаков, Новицкая. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради.

Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных.

Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.

Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс

Кликайте по номерам страниц, чтобы посмотреть ответы на задания.

Зима

Страница 3-5. Зимние месяцы

Задание 1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев и древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

1 столбец: децембер, януариус, фебруариус.

2 столбец: декабрь, январь, февраль. Названия по звучанию похожи на римские.

3 столбец: студень, сечень, снежень.

2. Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с


2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать варианты вы можете на страничке Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей >>

Задание 3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.

Зима на Урале и в Сибири – самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в этих краях в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.

Зима в Европейской части России примерно совпадает с календарной: с начала декабря по конец февраля.

Зима в Краснодарском крае короткая, в ноябре еще может стоять плюсовая температура. Зима начинается в середине декабря, а к началу февраля уже уступает место весенним явлениям природы.

Задание 4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице-зиме. Запиши.

Белая вата весь лес согрела. (Снег).

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).

Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве!
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.

Задание 5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.

Городской сад зимой

Площадь Ленина зимой

Храм Василия Блаженного зимой

Храм Христа Спасителя зимой

Страница 6-7. Зима - время науки и сказок

Задание 2 . Запиши народные приметы на урожай в твоем крае.

Ответ: Если в Сретение (15 февраля) по дороге несет снег – жди хорошего урожая.
При большом снеге и хлеба будет много, а при малом и хлеба мало.
Ясный новогодний день - к богатому урожаю хлеба, к нему же на Новый год сильный мороз и снегопад.
Если лед на реке ровный, значит хлеба будет мало, а если лед становится грудами – хлеба будет много.

Выбрать еще приметы вы можете со странички Народные приметы на урожай >>

Задание 3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.

Вспомним сказку "Зимовье зверей". Рисунок:

Задание 4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.

Пословица: Готовь сани летом, а телегу зимой.

Страница 8-9. Зима в неживой природе

Задание 1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни свой выбор.

Ответ: самый крайний рисунок справа, потому что на нем солнце ниже всего и видны признаки зимы: снег, деревья без листьев.

Задание 2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Солнце в небе поднимается низко. Короткий день. Мороз. Снегопад, метель. Лед на водоемах. Оттепель и гололедица. Изморозь на деревьях.

Задание 3. Запиши даты:

Задание 4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт архив погоды сайта гисметео (gismeteo.ru), на нем есть дневник погоды для школьников. Выписываем погоду за нужные дни и перерисовываем те же условные обозначения.

Страница 10-11. Звездное небо зимой

Задание 1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши ее. Объясни (устно), как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.

Полярная звезда - самая яркая звезда созвездия Малая Медведица (малый ковш), находится на конце ковша.

Задание 2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Далеко далеко от земли жила Полярная звезда, которая хотела очень многое узнать о Земле. И задумавшись, не удержалась она на небе и упала в лес, да не просто в лес а прямо на хвост медвежонку - маленькой медведице, которая гуляла по лесу. Медведица удивилась и спросила:
- Кто ты?
- Я - Полярная звезда! Я упала с неба - ответила гостья.
- Зачем ты прилетела сюда?
Звезда не задумываясь ответила:
- Чтобы посмотреть, что такое земля.
Тогда маленькая медведица с восторгом предложила ей всё показать, и они отправились гулять по лесу. Они любовались замечательными красивыми растениями и не менее красивыми животными. Звёздочке всё понравилось и она пригласила медведицу в гости к себе на небо. Они в миг очутились на небе, и гостье так там понравилось, что она решила остаться на небе. Теперь они неразлучные друзья и называются Малая медведица и Полярная звезда.

Задание 3. Впиши названия сторон горизонта.

Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади - юг, слева - запад, справа - восток.

Задание 4. С помощью иллюстрации учебника соедини звезды на рисунке (с.11) так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши ее. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.

Если по поясу Ориона провести прямую справа налево, то первая яркая звезда на этой прямой и будет Сириус.

Задание 5. Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на зимнем небе.

Созвездия: Орион, Большой и Малый пес, Телец, Близнецы, Единорог, Рак.

Звезды: Полярная звезда, Сириус, Капелла, Бетельгейзе.

Страница 12-13. Зима в мире растений

Задание 1.

Ответ слева направо: липа, ясень, клён, рябина, вяз.

Задание 2.

Ответ слева направо: ель, лиственница, сосна.

Задание 3. Догадайся, какое растение изображено на фотографии.

Ответ: можжевельник.

Задание 4. Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки, по которым вы определили эти растения.

Примеры рисунков:

Рябину можно определить по плодам, собранным в грозди.

Шиповник определим по красным вытянутым плодам.

Березу определим по белому стволу.

Ясень определим по вытянутым семенам, собранным в метелки.

Страница 14-15. Зимние праздники

Задание 1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядкой.

Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова-города.
Как искала коляда Машенькиного двора.
Нашла коляда Машин двор.
Машин двор не мал, не велик,....
Счастья, радости тебе, Машенька!

Задание 3.

Ответ: закрашиваем кружок у ангелочка, лебедя и лимона. Можно отметить шишку на ваше усмотрение.

Страница 16-17. Растения в домашней аптечке

Задание 2. Практическая работа "Лекарственные растения".

Название растений - Какие части используются

шиповник - плоды
зверобой - цветки, листья, стебель
цикламен - клубни
ромашка аптечная - цветы
можжевельник - плоды
календула - цветы

Задание 2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.

1. Валериана

3. Календула
4. Липа
5. Подорожник
6. Тысячелистник

Задание 3. Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.

Ответ: шиповник, зверобой, мята, ромашка, тысячелистник, шалфей, календула.

Страница 18-19. Зимняя жизнь птиц и зверей

1. Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия.

Задание 2. Узнай зверей по описаниям. Напиши названия.

Задание 3. Что изменилось в поведении птиц, за которыми вы наблюдали осенью?

Птицы все чаще стали прилетать к жилью человека. Синички даже могут залететь на балкон, если открыть окно. Они ищут корм.

Каких еще птиц вам удалось увидеть?

Синицы, снегири.

Понаблюдайте за птицами у кормушки.
По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком.

Мы смастерили из дощечек кормушку. Папа повесил ее на дереве в парке. Мама насыпала в нее семечки и зернышки. Но птицы долго не прилетали. Наконец, однажды мы обнаружили, что корм исчез! Это означало, что птицы нашли наш подарок! Мы стали приходить чаще и приносить свежий корм.

Страница 20-21. Невидимые нити в зимнем лесу

Задание 1. Как связаны между собой ель и лесные животные?

Клест, дятел, белка, мышь, заяц кормятся семенами ели и распространяют их. Весной семена, которые уронили эти животные, прорастут, из них вырастут новые ели.

Задание 2. Прочитайте в учебнике рассказ "Как животные друг другу помогают". Соедините рисунки стрелками так, чтобы показать связи в зимнем лесу.

Страница 22-23. В феврале зима с весной встречается впервой

1. Составь короткий устный рассказ о феврале, используя в нем слова "межа", "граница", "рубеж".

Рассказ о феврале.

Февраль - последний месяц зимы, межа между зимой и весной. Между февралем и мартом проходит граница или рубеж между холодом и теплом. Говорят, что в феврале зима с весной встречаются. Это значит, что становится теплее, и ощущаются первые признаки весны. Снег еще не сошел, но солнце пригревает, образуются проталины.

Нарисуй картинку к своему рассказу.

Задание 2. Отгадай загадку.

Висит за окошком кулек ледяной.
Он весело плачет и пахнет весной.

Отгадка: СОСУЛЬКА.

Задание 3. Узнай домашний рецепт приготовления блинов, запиши его и расскажи о нем одноклассникам.

2 яйца, 3 столовые ложки сахара, 1 литр молока, половина чайной ложки соли, муки столько, сколько вберет тесто (оно должно получиться жидким), растительное масло.

Смешать яйца с сахаром, добавить муку, соль, молоко. Хорошо размешать тесто, чтобы не было комочков. В тесто можно добавить 3-4 ложки растительного масла.

Жарить на горячей сковороде, смазанной растительным маслом.

Задание 4. Подбери и приклей фотографию зимнего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Сретение означает встреча. Этот праздник пришел к нам с Библейских страниц. Одному старцу по имени Симеон было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию (Христа). И вот однажды, когда он был в храме, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса, чтобы исполнить закон. Симеон взял Младенца Иисуса на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.". В честь этого события и празднуют праздник Сретение.
Считается, что в Сретение зима с весной встречается.

Страница 24-25. Зимний труд

Задание 1. Расскажи (устно) о старинном женском труде в зимнюю пору.

Зимой женщины занимались рукоделием, пряли пряжу, ткали, шили и вышивали. Еще они ухаживали за домашними животными.

Задание 2. Заполнить пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.

Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах - элеваторах.
Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины.
После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком.
Комнатные растения зимой поливают редко.

Задание 3.

Ответ слева направо: лук, фиалка, декабрист, лимон.

Страница 26-27. Будь здоров

Задание 1.

Задание 2. Подумай и запиши, какие качество развивают игры, в которые ты любишь играть зимой.

Зимние игры на снегу закаляют мое здоровье, развивают выносливость, ловкость и силу. А при строительстве фигур из снега - фантазию.

Задание 3. Зимняя игра народов вашего края.

Приз на столбе

У многих народов, в том числе и у русских, была такая зимняя забава. Посреди площади устанавливали большой столб. Его обливали водой. На морозе вода превращалась в лед, и столб становился очень скользким. На верхушке столба вешали ценный приз, например, красные сапоги. Вот тут и начиналась игра! Любой парень или мужчина мог попробовать взобраться на самый верх и снять сапоги. Но подняться по скользкому столбу удавалось только самым сильным и ловким.

Качества, которые развивает эта игра: ловкость, силу, сообразительность, смелость.

Страница 28-29. Охрана природы зимой

1. Нарисуй кормушку, в которой ты подкармливаешь птиц. Можно наклеить фотографию.

2. Напиши, какие еще пернатые гости бывали в твоей "столовой".

Ответ: Голуби, сорока, ворона.

3. Напиши, каким кормом ты подкармливаешь птиц.

Ответ: просо, семечки, сухарики.

4. С помощью учебника раскрась животных из Красной книги России и подпиши их названия.

Амурский тигр, филин.

5. Напиши рассказ о каком-либо животном, внесенном в красную книгу России (желательно живущем в твоем крае). Можно дополнить рассказ рисунком.

Ласка - самый маленький хищник, обитающий в нашем крае. Ласка уничтожает огромное количество мышей. Она живет в полях и лесах, а также по берегам рек и озер. Этот зверек ценится своим мехом. Летом у ласки шубка коричневая с белой грудкой, а зимой полностью белая.

Страница 30-31. Зимняя прогулка

Задание 1. Рассмотри фотографии. Подумай, в каких регионах России зимой людям требуется такая теплая одежда.

Ответ: в северных регионах России.

Задание 2.



Весна и лето

Страница 32-33. Весенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце...

Узнай у старших и запишт в третий столбец названия весенних месяцев в языках народа твоего края.

1 столбец: мартиус, априлис, майус
2 столбец: март, апрель, май
3 столбец (на украинском): зимобор, снегогон, травень.

2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы -
б) с явлениями живой природы -
в) с трудом людей -

3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.

4. Вернись к с.6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения:

Народный прогноз оправдался.

С. 34-35. Весна в неживой природе

1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца весной. Объясни свой выбор.

Ответ: рисунок справа, потому что на нем солнце выше, в природы видны признаки весны: ледоход на реке, прилет птиц.

Составь список весенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: потепление, таяние снега, ледоход, полноводие рек, половодье, первая гроза

3. Запиши дату.

4. Понаблюдайте за погодой весной...

Актуальные данные для вашего города можно взять на сайте гисметео ру, в дневнике погоды для школьников.

Страница. 36-37. Весна - утро года

1. Запиши даты прихода весны по старинным календарям твоего края.

2. В отрывном календаре посмотри, насколько прибавился день. Запиши долготу дня:

Благовещение

Стр. 38-39. Звездное небо весной

2. ... Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на весеннем небе. Нарисуй одно из созвездий на с. 39.

Созвездия: Кассиопея, Лев, Большая Медведица, Малая Медведица.

Звезды: Регул, Полярная звезда, Сириус.

Созвездие, которое удалось увидеть на весеннем небе: Весы

3. Напиши рассказ об одном из созвездий весеннего неба.

Созвездие льва

Лев – это главная фигура ночного весеннего неба. Расположение ярких звёзд напоминает лежащего льва, голова и грудь которого представляют известный астеризм «Серп», похожий на зеркально отражённый вопросительный знак. Созвездие Льва очень богато на разные интересные объекты, которые очень легко рассмотреть в небольшой телескоп и даже невооруженным глазом. Его можно наблюдать с февраля по март в южной части ночного неба. Самые яркие звезды созвездия Льва: Регул, Денебола, Альгейба.

Регул - является самым главным объектом созвездия Льва. Звезда находится почти в центре созвездия и часто ассоциируется с сердцем. Это очень яркое светило, яркость которого в 160 раз выше, чем у нашего Солнца. Эта звезда располагается в 85 световых годах от нас, чем и объясняется ее высокий видимый блеск.

Денебола – второй по яркости объект, который относится ко Льву. Это крайняя звезда, которая часто именуется хвостом.

Альгейба – двойная звезда, одна из самых красивых на небе. Обозначает величественную гриву. Если присмотреться, то у слегка оранжевой звезды заметный золотистый спутник. Период обращения этой двойной системы примерно 510 лет.

4. Придумай сказку о созвездиях весеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Жил был в Африке могучий царь зверей - лев. Все его боялись и в страхе разбегались, когда он издавал свой грозный львиный рык. Но вот однажды ночью лев поднял вверх голову и увидел множество созвездий - там были и заяц, и медведи. Он громко зарычал на них, но ни одна звездочка не пошевелилась. Он зарычал еще громче, но никто на звездном небе не бросился от него наутек. Тогда лев захотел проучить звезды. Он прижался к земле и подпрыгнул так высоко, что попал прямиком на небо, но, посмотрев с высоты на Землю, так испугался, что замер и забыл, зачем он сюда забрался. Так и превратился могучий лев в созвездие Льва.

Страница 40-43. Весеннее пробуждение растений

Слева направо: ветреница, печёночникца, мать-и-мачеха, медуница, чистяк, хохлатка, гусиный лук.

2. Раскрась цветы. Назови их.

Слева направо: Хохлатка, медуница, гусиный лук

3. ... Соедини линиями рисунки и названия. Сделай это самостоятельно или с помощью учебника.
Названия деревьев подчеркни зелёным карандашом, кустарников - красным.

4. Понаблюдайте и запишите, когда в этом году зацвели:

Мать-и-мачеха - конец марта
Одуванчик - в мае
Ландыш - в начале мая
Черёмуха - в начале мая
Вишня - конец мая
Яблоня - конец мая, начало июня
Тополь - июнь
Берёза - в апреле
Ольха - в мае

5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья орешника, яблони, берёзы, дуба.

Орешник: начало апреля - май.
Яблоня: конец апреля - середина мая.
Береза: конец апреля - середина мая.
Дуб: середина апреля - конец мая.

7. Напиши рассказ об одном из расцветающих растений. Воспользуйся для этого книгой "Зеленые страницы" или другой литературой (по своему выбору).

Черемуха

Это растение в народе ласково называют красавицей-невестой. Это связано с тем, что весной черемуха одевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо.

Черемуха - это кустарник из семейства розоцветных. Ее ствол полностью покрыт корой темно-серого цвета, на котором встречаются ржаво-бурые пятна. Листья у черемухи обратнояйцевидной формы. Цветки хоть и небольшие, но очень пахучие. Они белые и собраны в очень красивую кисть.

Черемуха является санитаром леса. У цветков и листьев есть специальный аромат, поэтому и обладает фитонцидным свойством. Это и сделало дерево особенным, так как это наделило его способностью убивать насекомых и микробов. Дерево беспощадно даже для комаров и клещей.

Про черемуху написано много стихов и песен.

Стр. 44-45. Чудесные цветники весной

1. Вырежи из приложения фотографии и приклей каждую в свое окошко.

2. Раскрась цветы. Назови их (устно)

Слева направо: тюльпаны, анютины глазки, нарциссы

3. Определите несколько растений весенних цветников. Нарисуй 2-3 растения или наклей фотографию.

Примула

Ландыш

4. Напиши рассказ об одном из растений весеннего цветника, о связанных с ним поверьях, легендах.

Примулы не зря называют первоцветами – весной они зацветают раньше всех.

В скандинавских сагах примулы называли ключами богини весны Фреи. Как только сойдет снег, приходит юная прекрасная богиня на землю, чтобы украсить ее цветами и травами. И где касается ее разноцветное ожерелье - радуга земли, там и вырастет первоцвет.

Примулы - многолетние растения и цветут только один раз в году - весной.

Страница 46-47. Весна в мире насекомых

1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.

3. Найдите в учебнике сведения о том, чем питаются насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые ущерб человеку

Гусеница крапивницы - листья крапивы.
Гусеница траурницы - листья березы, осины.
Стрекоза - личинки комаров.
Личинка стрекозы - личинки комаров.
Муравей - насекомые.

Эти насекомые не наносят ущерб человеку.

4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.

Страница 48-49. Весна в мире птиц и зверей

1. С помощью текста учебника пронумеруй рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев.

2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть грача - начало марта, скворца - конец марта, зяблика - конец марта, ласточку - конец мая.

3. В тексте учебника найди сведения о том, чем питаются разные звери. Запиши.

Ёж - насекомые, жабы.

Медведь - ягоды, насекомые, корни растений, рыба, крупные животные (лось, олень)

Летучая мышь - насекомые.

Закрасить кружок рядом с текстом "летучие мыши" - они просыпаются позже всех, потому что питаются только летающими насекомыми, а те начинают летать поздно.

4. Наблюдение за птицами.

Недалеко от нашего дома ласточки свили гнездо. Оно находилось под крышей магазина. Каждую весну ласточки возвращаются в своё гнездо и выводят птенцов. В конце лета они покидают свое жилище и улетают в теплые края.

Я не раз видела, как ласточки кормили своих птенцов. Когда мама или папа подлетали к гнезду, птенцы высовывали свои раскрытые клювы и начинали пищать, требовать корм. Мне очень нравится наблюдать за птицами.

Страница 50-51. Невидимые нити в весеннем лесу

1. С кем дружит ива?

3. Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

4. В дополнительной литературе найди сведения о жизни кукушки. В гнезда каких птиц она откладывает яйца? Напиши небольшой рассказ о кукушке.

Кукушка - перелётная птица. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, таких как: трясогузка, горихвостка, зарянка, зяблик, вьюрок. Кукушки поедают мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. У кукушек кукует самец, а не самка.

Страница 52-53. Весенний труд

1. Отгадай загадки о мужском весеннем труде и его старинных орудиях. Запиши отгадки.

С края на край режу черный каравай... Рогожка в окошках всё поле покрыла.

2. Отгадай загадки о женском весеннем труде. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.

Гром гремит, молния сверкает, с одного берега тает, с другого замерзает (ткут полотно).

Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет (вышивание)

3. Загадка.

Клочьями рвали, по полю вязали,
Били меня, колотили меня,
Крутили, ткали,
Под ключ запирали, на стол сажали.

Отгадка: лён.

4. Подбери и приклей фотографию весенних работ в твоей семье.

Страница 54-55. Старинные весенние праздники

1. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Проверь себя по Приложению.

Лежит мост
На семь верст,
В конце моста -
Золотая верста.

Отгадка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ПАСХА.

2. Прочитай текст песни, которой поздравляли молодоженов.Вместо пропусков запиши пожелания.

Еще дома ли хозяин,
Во дому ли господин?
Поздравляем с молодцом,
С Алексеюшкой!
Со вьюницей-молодицей,
Со Татьянушкой!
Сколько в лесу пеньков -
Столько желаем вам сынков!
Сколько в лугу кочек -
Столько желаем дочек!

3. Прочитай текст русской песни о берёзке. Подчеркни в тексте песни все ласковые слова. Запиши слова со значением цвета.

Ласковые слова (их надо подчеркнуть): березонька, ветерок, дождичек.

Слова со значением цвета: зеленое, зеленеть, белая, русые.

4. Подбери и приклей фотографию весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Светлая Пасха - Христос воскрес!

Стр. 56-57. Будь здоров!

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть весной. Вместо рисунков здесь можно поместить фотографии.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть весной.

Ответ: Творческие способности, дружелюбие, терпение.

3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из игр народов вашего края.

Городки - русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» - фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».

Для игры в городки используются 15 фигур. Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала - городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города.

Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

Подумай и запиши, какие качества развивает эта народная игра.

Ответ: Ловкость, силу, глазомер, умение сосредоточиться.

Стр. 58-59. Охрана природы весной

2. С помощью учебника раскрась этих представителей Красной книги России. Подпиши их названия.

3. Напиши рассказ о каком-нибудь грибе, растении или животном, внесенном в Красную книгу России.

Гриб баран (грифола курчавая)

Гриб - баран – редкий и очень интересный вид. Обычно он выбирает для своего местообитания леса с широколиственными деревьями. Он любит селиться на кленах и дубах, реже выбирая за своего хозяина каштаны и бук. Собирают же эти грибы только в августе и сентябре, а вес одного гриба иной раз может достигать десяти килограммов.

Стр. 60-61. Весенняя прогулка

Фото с прогулки:

Грачи прилетели

Верба цветет

Первоцвет

Стр. 62-65. Лето красное

1. Названия летних месяцев.

1 столбец: юниус, юлиус, августус
2 столбец: июнь, июль, август
3 столбец (на украинском): червень, липень, серпень

2. Запишите названия летних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с

1) с явлениями неживой природы;
2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать можно со странички: Названия месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей

3. В разных краях великой нашей Родины у лета свой срок. Запиши даты, когда лето приходит в ваш край и когда уходит.

Подсказка: здесь не надо искать даты праздников в старинных календарях, ведь того не требует вопрос. Просто, напишите, когда в вашем краю становится тепло. Например, в Краснодарском крае лето часто наступает в середине мая, а уходит в начале октября. На Урале и в Сибири лето приходит в июне, уходит в августе.

4. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные летом. Придумай и напиши подпись.

Парк летом

5. С помощью отрывного календаря узнай, сколько длится светлое время суток в дни летнего солнцестояния, летнего солнцеворота и в Петров день. Запиши свои наблюдения.

Примечание: Долгота дня записана для Москвы.

6. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца летом.

Ответ: на крайнем рисунке справа. Солнце на нем расположено выше всего, деревья одеты в листву.

7. Запиши даты:

8. Понаблюдайте за погодой летом. Ведите наблюдения, результаты заносите в таблицу.

* Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт Гисметео - дневник погоды для школьников, где нужно выбрать город и дату и увидеть данные о погоде.

Страница 66-67. Летние праздники и труд

Согнута в дугу, Летом на лугу, Зимой на крюку - КОСА

Зубастые, а не кусаются - ГРАБЛИ.

3. Вырежи из приложения рисунки даров лета. Наклей их в окошки слева направо так, как идут друг за другом праздники трех Спасов в августе.

МЕД ЯБЛОКИ ОРЕХИ

Даты праздников:

4. Нарисуй условный знак к выражению "круглый год".

Стр. 68. Летняя прогулка

Поместите любые свои фотографии летом.

Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.

Проектная задача

Данная проектная задача рассчитана на учащихся 2 классов и проводится в течение 2-3 часов во I V четверти учебного года после изучения на уроках окружающего мира раздела «В гости к весне» и изучения на уроках литературного чтения раздела «Люблю природу русскую Весна».

Название проектной задачи

Весна – утро года.

Предмет

Окружающий мир, литературное чтение

Класс

Тип задачи

Межпредметная проектная одновозрастная

Цели и педагогические задачи

Цель:

Создать условия для осознания, осмысления и применения изученной информации в новой учебной ситуации; проверки уровня применения системы знаний и умений.

Задачи урока:

Предметные:

расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой природе, углубление знаний о жизни растений, животных, птиц

Метапредметные:

Личностные:

Формирование адекватной позитивной самооценки;

Формирование картины мира как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека;

Оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи;

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

Оценка правильности выполнения действий.

Познавательные:

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Осуществление смыслового чтения;

Анализ объекта с выделением существенных признаков;

Осуществление синтеза, как составление целого из частей.

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;

Умение задавать вопросы;

Контроль действий партнёра;

Умение слышать и слушать.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Знания о признаках времени года – весна. Умение работать в малой группе,

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися усвоения межпредметного материала, охватывающего курс литературного чтения и окружающего мира 2 класса и возможностей переносить известные способы действий к условиям приближенным к реальным.

Способ и формат оценивание результатов работы

    Наблюдение за взаимодействием групп непосредственно во время выполнения работы (экспертный лист).

    Умение анализировать данные, представленные в разных формах.

    Публичная презентация результатов (выступление и оформление стенда).

Основной замысел проектной задачи.

Центральным действием при решении проектной задачи «Весна – утро года» является создание макетов из Lego «Март», «Апрель», «Май» и создание комиксов. Для того чтобы прийти к конечному «продукту» учащимся необходимо создать коллаж «Весна - утро года. Март (Апрель, Май)» в соответствии с инструкцией. В каждой работе должно быть представлены признаки неживой и живой природы, стихи, загадки и пословицы о данном месяце весны, картины художников.

По завершению работы над коллажем учащимся необходимо представить результат своей деятельности, обосновать выбор признаков весны.

Придумать историю о весне, которая найдет свое отражение в комиксе.

Конспект урока.

    Организационный момент урока

У: - Доброе утро всем! У меня сегодня хорошее настроение. А какое настроение у вас? Покажите сигналы.

    Актуализация знаний учащихся.

Гонимы вешними лучами.

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

Эти строчки из стихотворения А.С. Пушкина. О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Д: Весна.

У: Мы завершаем работать над разделом: “В гости к весне” и темой сегодняшнего урока будет: “Весна – утро года!”

У: Какой вы представляете себе весну?

(Высказывания детей)

У: Весна – это прекрасное время года, когда вся природа просыпается после зимнего сна.

Ребята, а как можно изобразить красоту весенней природы?

Д: Нарисовать картину.

Д: Можно написать стихотворение ли рассказ.

У: Ребята, а можно ли написать музыку о весне?

Д: Ответы детей.

У: А как называется человек, который пишет музыку?

Д: Композитор.

У: Сегодня у нас необычный урок. Сегодня «балом» на уроке будет править музыка. В этом году исполняется 175 лет со дня рождения великого русского композитора П.И.Чайковского.

Одно из произведений П.И. Чайковского называется «Времена года». «Времена года» - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке…

Сегодня мы с вами послушаем только некоторые пьесы из этого альбома на тему «Весна», и расскажем о них.

Просмотр видеороликов «Март», «Апрель», «Май».

3. Организация практической деятельности.

У. - Для выполнения задачи мы будем работать по группам. В каждой группе будет свой руководитель. А я буду вашим научным консультантом. Работать будем по плану. Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в группе.

Д . Вспомним правила работы в группе:

1. Обращайтесь друг к другу только по именам.

2. Своё мнение должен высказать каждый.

3. Умей выслушать товарища.

4. Терпеливо и уважительно относитесь к чужому мнению.

5. Не кричите, старайтесь договариваться по всем спорным вопросам.

6. Работай тихо, чтобы не мешать другим.

7. Рабочее место содержи в порядке.

8. Закончив дело, помоги другу.

У. - Руководители, получите план действий и пакет с раздаточными материалами

План

1. Прочитать текст (загадка), отгадать загадку и записать название месяца .

2. Прочитать текст и выделить, что происходит с неживой природой весной . Определить по словарю, что такое проталина, ледоход, половодье.

3. Прочитать текст и выделить, что происходит с растениями весной . Прочитать текст и определить название первоцветов (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш)

4. Прочитать текст и выделить, что происходит с птицами весной .

5. Прочитать текст и выделить, что происходит со зверями весной .

6. Выберите загадки, стихи, пословицы об этом дереве, вырежьте их и наклейте.

7. Из набора LEGO сложить макет «Весна в природе».

7.Подготовь рассказ на тему «Весна – утро года». (Комикс)

8. Оцени работу своей группы

- трудно ли было работать (почему?)

- какие источники информации оказались полезными (бесполезными) и в чем.

4. Осуществление практической деятельности. Самостоятельная работа в группах.

5. Публичное представление «продукта»

Каждая группа представляет свой «продукт».

6. Обсуждение результата

Каждая группа задает вопросы другим группам.

7. Рефлексия «Смайлики»

Приложение 1

Лист умений

Отметьте умения, которые были применены на занятии.

Умение участвовать в диалоге.

Умение строить речевое высказывание.

Умение договариваться, находить общее решение.

Умение работать в группах.

Умение ориентироваться в дополнительной информации.

Умение радоваться успехам одноклассников.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Умение слушать и отвечать на заданный вопрос.

Умение работать в соответствии с алгоритмом.

Самооценка группы

Имя ученика

Оценка

Общая оценка группы

Приложение 2

Группа 1

Задание 1

Загадка

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц, кто узнает?

Задание 2

В тени ещё зима, а на солнцепеке уже капель завела свою звонкую песню. Снега осели и потемнели, наполнившись талой водой. Морозы ещё заставляют нахохлиться воробьёв. Но Солнце поднимается выше. Дни становятся длиннее. Появляются первые проталины. Как ни грозит зима солнышку сосульками, но уже журчат ручьи – гонцы весны.

Задание 3

РАСТЕНИЯ тоже просыпаются и оживают после глубокого зимнего сна. Первыми начинают оживать травы. Уже на первых проталинках с темной, влажной землей, когда вокруг ещё лежит снег, появляются первые яркие травинки, которые несмотря на холод, на ночные заморозки. Упрямо тянутся к солнышку. Самым храбрым оказался ПОДСНЕЖНИК , потому что он среди снега распускает свои нежные и белоснежные цветы.

Задание 4

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица ….

Задание 5

В ЛЕС тоже пришла весна. Елочки, сосны отряхнулись от снега и стоят зеленые. БЕЛКИ оживились, забегали, переговариваются, подсвистывают. Под старой елью столько шишек нашелушили. Заворочалась МЕДВЕДИЦА в берлоге, заворчала. Наверное, подмочила капель ей шубу, да и МЕДВЕЖАТАМ сырость не по вкусу. Скоро уже выйдут они из берлоги.

Группа 2

Задание 1

Загадка

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришёл?

Задание 2

ЛЁД на реках трескается, крошится и начинается ЛЕДОХОД . Снег тает так быстро, что реки не успевают унести воду дальше, к морю и вода заливает всё вокруг – начинается НАВОДНЕНИЕ . Вспомните сказку Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Народное название апреля – СНЕГОГОН , ВОДОЛЕЙ , месяц говорливой воды. «НЕ БУДЕТ ВОДЫ, НЕ БУДЕТ И ТРАВЫ»

Задание 3

Ранней весной, когда ещё веет зимним холодом, прямо посреди прошлогодней травы можно увидеть жёлтые цветки на мохнатых стебельках. Они, как сигнальные лампочки, подают знак: весна пришла.

ДЕРЕВЬЯ и КУСТАРНИКИ тоже проснулись. Почки стали большими, набухли. В них идёт невидимый нашему глазу рост ЛИСТОЧКА . Зацвели барашками – пуховками ИВА , ВЕРБА . Распустились серёжки на БЕРЕЗЕ . Ветер качает сережки, вокруг них появляется желтые облачка пыльцы.

Задание 4

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни.

Задание 5

Земля прогревается, и просыпаются все те, кто крепко спал под землей в своих норках: ЕЖИ , ШМЕЛИ, ЗМЕИ . Зазвенели первые КОМАРЫ , порхают бабочки КАПУСТНИЦЫ.

Группа 3

Загадка

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят

Гром грохочет.

Задание 2

Федор Тютчев

«Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,

Задание 3

И. Соколов-Микитов

Май

Не успеешь оглянуться - распустился, зелёною нежною дымкой накрылся лес.

Душистыми белыми гроздьями зацвела на опушках черёмуха.

Закуковали в зелёных рощах кукушки, а над рекою в росистых цветущих кустарниках громко защёлкал, запел соловей.

Хорошо зверям и птицам в лесу!

На зелёной полянке собрались ранним утром зайчишки. Радуются тёплому солнышку, прыгают, играют, лакомятся молодой сочной травою.

Зверям и птицам весной в лесу хорошо.

Задание 4

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Задание 5

Звери начинают выбираться из своих нор (просыпаются). Весной у многих зверей начинается линька – зимняя густая шерсть меняется на более лёгкую. Ранней весной рождаются зайчата, бельчата, лисята и другие зверята.

Приложение 3

"Песня жаворонка". Март:
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"

"Подснежник". Апрель:
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков

"Белые ночи". Май:
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"

Март - не весна, а предвесенье.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Пришел марток - надевай семеро порток.

В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде.

Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.

Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

Апрельские ручьи землю будят.

Апрель с водою - май с травою.

Когда цветет черемуха - всегда живет холод.

Особенно бывает холодно, когда дуб развернется.

Где в апреле река, там в июле лужица.

Играй пока, матушка Ока, - апрель на дворе.

Мокрый апрель - хорошая пашня.

Первый апрельский дождь воза золота стоит.

Ай да месяц май: и тепел, и холоден.

Месяц май - коню сена дай, а сам на печь полезай.

Май - доху надевай и на печь полезай.

«Март»
С.Маршак

Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.

«Март»
В.Алфёров

Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят,
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!

«Апрель»
Автор стихов: Ирис Ревю

Небо ясное, нет стужи,
Комья снежные - долой!
Под ногами – просто лужи,
И совсем тепло порой.

Ветер что-то заигрался
С нежным солнечным лучом,
А берёзки отряхнулись,
Шепчутся они о чём?

Горихвостка прилетела,
И с утра звенит капель,
И малиновка запела,
Здравствуй, звонкий друг, Апрель!

«Апрель! Апрель!»
Автор стихов: Самуил Маршак

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

«Май» С.Маршак

Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая
Распускается сирень.

«Месяц май»
А.К.Толстой

Теперь в ветвях берёзы
Поют и соловьи,
В лугах поют стрекозы,
В полях поют ручьи.
И много, в небе рея,
Поёт пернатых стай –
Всех месяцев звончее
Весёлый месяц май!

Приложение 4

«Сирень и незабудки» Художник И.Грабарь

«Весна» Художник А.Саврасов

«Грачи прилетели» Художник А.Саврасов

Приложение 5

Поделиться: