Есенин поёт зима аукает анализ. Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения "Поет зима - аукает". «Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Анализ стихотворения «Поет зима – аукает»

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения : «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды.

Ответы на вопросы, заданные ученику:

1. Вспомни главную особенность стихотворений Есенина - одушевление природы. Чей образ создаёт Есенин в стихотворении? (образ зимы)

2. Выпиши из стихотворения эпитеты, метафоры и олицетворения, которые характеризуют зиму.

Олицетворения : зима поёт, аукает, мохнатый лес баюкает, вьюга с рёвом бешеным стучит, злится всё сильней,

Эпитеты : вихри снежные, мёрзлое окно

Метафоры: метелица ковром шелковым стелется,

3. Меняется ли этот образ на протяжении стихотворения? (сначала зима предстаёт как ласковая мать, которая убаюкивает дитя, но постепенно она превращается в злую ведьму вьюгу).

4. В стихотворении Есенина используется приём противопоставления, когда один образ или явление противопоставляется другому по какому-либо признаку. Кому противопоставляется злая зима в стихотворении? Каким эпитетом характеризуется весна? (Красавица-весна)

5. Где часто встречаются использованные Есениным эпитеты:

шелковый ковер

седые облака

бешеный рев

ясная весна?

В народной поэзии.

6. Есть ли в этом стихотворении сравнения? Найди и выпиши их.

Сравнения:

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Стихотворение «Поет зима – аукает» было написано Есениным в 15-летнем возрасте (1910). Опубликовали его позже, так как автор считал, что в нем нет сюжета, а видение природы наивное. Сегодня же произведение занимает одно из главных мест в творчестве писателя: исследователи считают, что молодому Есенину удалось создать яркий и многогранный образ холодной красавицы.

Тема стихотворения – красота и суровость зимней поры. Автор показывает прелесть зимы и изменения, которые она приносит природе, ее суровость не могут победить деревья и птицы, все, что им остается – ждать весны.

Главный образ произведения – зима. В первых строках стихотворения она напоминает заботливую мать, которая с любовью «мохнатый лес баюкает». Но первое впечатление обманчиво: далее зима показывает свое истинное лицо. Она держит природу в плену вьюг и стужи. Угрюмое настроение природы передают седые облака. От описания леса автор плавно переходит к описанию двора, укрытого снежным ковром. Он замечает, что покров красивый и нежный, но при этом отмечает: он «больно холодный».

Поэт подмечает и поведение птиц. Голодные, озяблые и усталые – к такому зимнему образу птичек мы привыкли еще с детства. С. Есенин изображает пернатых посреди бешеной вьюги, которая с неистовой силой стучит по ставням. Птиц он называет нежными. Такой прием помогает вызвать у читателей жалость.

В конце произведения «Поет зима – аукает» Сергей Александрович создает образ весны. Она приходит к птичкам во сне. Образ теплого времени года традиционный для русской культуры. Она красивая, купается в «улыбках солнца». Изображение весны очень лаконичное, но описание насколько контрастное зимним пейзажам, что этого хватает, чтобы передать ее атмосферу.

Стихотворение «Поет зима – аукает» соткано из художественных средств, каждому из которых отведена своя роль. Метафоры помогают оживить природу, показать характер разных времен года: зима «мохнатый лес баюкает», «ковром шелковым стелется», «вьюга…злится все сильней». Завершающие штрихи наносятся при помощи эпитетов («мохнатый лес», «тоска глубокая», «страна далекая», «седые облака»), кроме того, это художественное средство служит для донесения идеи («пташки малые, голодные, усталые») и создания контраста («рев бешенный» - «пташки нежные»). В палитре художественных средств произведения есть как банальные, так и оригинальные тропы, сплетаясь, они создают новый образ зимы.

Стихотворение состоит из четырех шестистиший с параллельной и кольцевой рифмой. Строчки объединены по смыслу. Стихотворный размер – трех- и четырехстопный ямб с пиррихием. Трех- и четырехстопные строки чередуются последовательно. Интонация спокойная, автор не употребляет восклицательные или вопросительные предложения. Ровная интонация передает зимнюю тоску и угрюмость.

Стихотворение «Поет зима – аукает» – одна из первых проб пера С. Есенина, но благодаря оригинальным образам, передающим особенности русской культуры и авторского видения, произведение занимает почетное место в творчестве поэта.

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает», об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.


Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» - безусловно, чисто есенинская метафора. Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты, в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, а весна - ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.


Поделиться в социальных сетях!

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Поет зима - аукает"

Мастерски владея словом, гениальный поэт Сергей Есенин передает в скупых, но красочных мазках всю прелесть и в то же время ужас суровой русской зимы. Ведь людям, жившим в России в то время, неоднократно приходилось слышать, как путники, заблудившись в метели, садились и засыпали, чтобы уже никогда не проснуться. Эту смертельную песню, которую вьюга, насвистывает зима, лирик передает мелодикой колыбельной, используя ритмику двухсложного четырехстопного ямба: «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает…». Опасные объятия снегового покрывала передают звуки веток сосняка, которые карильоном звенят под порывами ледяного ветра. Драматический настрой подчеркивают тяжелые тучи, которые «с тоской глубокою» плывут в дальние края.

Но поэт показывает и иную, прекрасную, сторону буйства этой опасной для жизни стихии. Он сравнивает метель с шелковистым ковром, и всякий, кто хоть раз в жизни видел стелющуюся по земле порошу, может представить себе это подвижное, прям как змея, снежное покрывало. Чтобы еще больше «перенести» читателя в реалии произведения, Есенин добавляет: «Но больно холодна». Да, вьюгой лучше всего любоваться из окна теплого жилья. А вот и оно - жилье. Следующий образ Есенина - это именно окно. Наверняка из него льется ровный, теплый свет, за ним тепло и уютно.

Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.

Есенин, усиливая напряженность, придает стихиям человеческий образ. Вьюга не просто разгулялась - она пытается убить все живое, злится «с ревом бешеным». В своем стремлении добраться и до обитателей избы, она стучит по ставням, чуть ли не срывает крышу. Что могут противопоставить этой «Снежной королеве» люди и воробьи? Лишь надежду на скорый приход весны. Стихотворение заканчивается на оптимистической ноте: даже если пташки нежные и замерзнут насмерть под колыбельную песню вьюги, последнее, что им приснится, будет «прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».

Мелодика этого произведения как будто просится, чтобы его положили на музыку. Наверное, именно по этой причине вдохновленный колыбельной, которую напевает вьюга, композитор Георгий Свиридов создал кантату «Поёт зима - аукает».

«Поёт зима – аукает»

Анализ стихотворения

С. А. Есенин


Поет зима - аукает,

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

Мохнатый лес баюкает

И жмутся поплотней.

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

А вьюга с ревом бешеным

Плывут в страну далекую

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Седые облака.

А по двору метелица

И дремлют пташки нежные

Ковром шелковым стелется,

Под эти вихри снежные

Но больно холодна.

У мерзлого окна.

Воробышки игривые,

И снится им прекрасная,

Как детки сиротливые,

В улыбках солнца ясная

Прижались у окна.

Красавица весна



Сергей

Александрович

Есенин

Русский поэт еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает» , об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.


Действительно, образ зимы , появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый» : наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы.

Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи , которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.


Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется» , но «больно холодна» . А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней» , своей суровостью противостоит «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.


Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна , который видят несчастные замерзшие воробышки.


Метафоры: зима поёт, аукает, баюкает лес; стозвон сосняка; облака плывут с тоской глубокою; метелица стелется шёлковым ковром; воробышки прижались; пташки озябли; вьюга стучит и злится; дремлют пташки; снится весна

Эпитеты: мохнатый лес; глубокая тоска; седые облака; метелица холодна, воробышки игривые; пташки голодные, усталые; бешеный рёв; пташки нежные; вихри снежные; прекрасная, ясная красавица весна; шёлковым ковром

Неологизм: стозвон

Сравнение: как детки сиротливые

Антитеза: пташки – вьюга; вихри - весна


Олицетворения: зима аукает и баюкает; метелица ковром шелковым стелется; а вьюга злится все сильней .

Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.


Понятие о

Лирический герой - субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.


Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

Поделиться: