Еретик - это кто такой? Значение слова, определение термина в истории. Кто такой еретик

Ересь - это любое мнение, высказывание или вера, которая противоречит общепринятым верованиям или обычаям, а еретик - это тот, кто является сторонником таких утверждений.

Этот термин используется не только для обозначения нарушителя важных религиозных учений, таких как христианство, ислам и иудаизм, но и в отношении человека, придерживающегося взглядов, категорически противоположных общепринятым идеям.

В истории среди христианских, исламских и еврейских культур, люди, считающиеся еретиками, были подвергнуты не только наказанию, такому как отлучение, но и даже смертной казни.

Что значит еретик и ересь

Слово ересь в переводе с греческого αἵρεσις, значит «выбор» или «выбранная вещь». Еретик, значение слова, обычно используемое в христианском, еврейском или исламском контексте, подразумевает несколько разные значения в каждом. Основатель или лидер еретического движения называется ересиархом, а люди, которые поддерживают ересь или совершают ересь, известны как еретики.

Христианство

Отцы Церкви идентифицировали евреев и иудаизм с ересью. Они видели отклонения от ортодоксального христианства как ересь. Теолог Тертуллиан подразумевал, что именно евреи больше всего вдохновляли ересь в христианстве. Он говорил «От еврея еретик принял руководство в этой дискуссии о том, что Иисус не был Христом». Петр Антиохийский упомянул христиан, которые отказались поклоняться религиозным изображениям как еретиков.

Первое известное использование терминов произошло в 380 г. н. э. Вышел указ Феодосия I в результате чего церковь слилась с властью Римской империи. До выдачи этого указа у Церкви не было поддержки со стороны государства и какого-либо механизма для борьбы с тем, что она толковала как «ересь».

Этим указом было закреплено разделение государственных полномочий по обеспечению правопорядка с церковными властями. Усиление Церкви дало ей возможность фактически выносить смертный приговор тем, кого церковь считала еретиками.

Первым казённым еретиком был ересиарх Присциллиан. Он был осуждён в 386 году римскими за колдовство и казнён вместе с четырьмя последователями.

После Реформации протестанты также преследовали и казнили тех, кто, по их мнению, был, еретиками, включая католиков. Последним, кого казнила католическая церковь, был испанец Каэтано Риполь. Его казнили в 1826 году. До сих пор не известно точное количество людей, казнённых, как еретики.

Католицизм

В католической церкви упрямая и умышленная проявленная ересь считается духовно отрезанной от Церкви, даже до отлучения. Кодекс Юстиниана (1: 5: 12) определяет «всех, кто не посвящён католической церкви и православной святой вере» еретиком. Папа святой Григорий стигматизировал иудаизм и еврейский народ во многих своих писаниях. Он назвал евреев врагами Христа: «Чем больше Святой Дух наполняет мир, тем более извращённая ненависть доминирует над душами евреев». Он назвал всю ересь «евреем» , утверждая, что иудаизм загрязнит католиков.

Церковь жестоко обращалась с христианскими учениями , которые считались еретическими, но до XI борьба церкви, сосредоточивалась на отдельных людях или небольших нелегальных сектах, таких как:

  • арианство;
  • пелагианство;
  • донатизм;
  • марсионизм;
  • монтанизм.

Распространение секты павликиан на западе породило знаменитые еретические учения Западной Европы XI–XII века. К XI веку на юге Европы начали появляться большие организованные сообщества, такие как:

  • патарини;
  • дульчинцы;
  • вальденсы;
  • катары.

Ересь для церкви была тем обстоятельством что позволяло развязывать европейские религиозные войны.

Православие

В православии ересь относится к тем убеждениям, которые были объявлены таковыми для первых семи Вселенских соборов. С тех пор как произошли Великий раскол , православие также использовали эту концепцию в судебных процессах против людей и движений, которые считались еретическими.

Православная Церковь также отвергает ранние христианские ереси, такие как:

  • арианство;
  • гностицизм;
  • монтанизм;
  • иудаизм;
  • несторианство;
  • монофизитство;
  • иконоборчество.

Но нужно отметить что православие всегда терпимее относилось к еретикам чем другие религии. Охота, на ведьм в Европе почти не коснулась Православных земель. Были отдельные случаи сожжения на костре , но справедливости ради нужно отметить что в отличие от Европы где сжигали зачастую невинных женщин здесь казни были подвергнуты профессиональные ворожеи.

Католическая церковь считает что Православная Церковь является раскольническим (так как она отвергает авторитет Папы), но не еретическим учением. Это связано с тем что её учение почти аналогично учению католической церкви.

Ислам

Начиная с древних времён, мусульмане преследовали тех, кто противостоял исламу: обвинение наказывалось смертью. Даже сегодня в некоторых мусульманских странах ересь карается смертью.

Иудаизм

Иудаизм считает евреев, отошедших от традиционных еврейских принципов еретиками.

Бывший немецкий католический монах Мартин Лютер был назван еретиком папой Львом X в 1520 году. До сих пор Папский указ не был отменён, а лютеранство сегодня считается главенствующей религией в Германии.

Примером человека , имеющим отличное от церковного мнение, можно назвать знаменитого учёного Галилео Галилея, который нёс ответ пред судом инквизиции за ересь, но отрёкся от своих учений и провёл остаток жизни под домашним арестом.

Нерелигиозное использование

Слова «ересь» и «еретик» применялись и применяются не только в отношении религии, но и в науке и контексте политической теории.

В других контекстах это слово необязательно имеет уничижительный обертон и даже может быть дополнением при использовании в тех областях, где приветствуются идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии со статус-кво в любой практике и сферах общественной жизни.

Учёный / писатель Айзек Азимов считал ересь абстракцией.

Еретики: ударение

В слове «еретики» ударение следует ставить на слог с последней буквой «и» - еретики́, ерети́к.

В Средневековье церковь боролась с еретиками посредством пыток и уничтожения несогласных

Изначально ересью считался любой набор богословских идей, которые в чем-то противоречили общепринятым в церкви или общине канонам. При наличии серьезных противоречий нередко возникала новая община.

Значение слова «еретик» имеет древнегреческие корни. Его переводят как «направление, учение». Греческий термин «ересь» можно встретить и в библейских текстах, где уничтожение еретиков не приветствовалось. В официальном синодальном переводе Библии данный термин иногда переводится, как «разномыслие».

В новое время религиозная составляющая термина ушла на другой план, и ересью стало называться любое вольнодумство или малейшее отклонение от официального мнения.

Чему учили еретики?

Первые христианские ереси появились практически одновременно с официальным христианским вероучением. При всех расхождениях, они все-таки оказали определенное влияние на формирование канонического церковного вероучения.

Период расцвета еретических учений пришелся на 2-4 века н.э., когда появился целый ряд уникальных учений и течений. Некоторые из них сохранились в несколько измененном виде до наших времен.

  • Манихейство . До сих пор идут споры относительно того, что есть манихейство – ересь, ответвление от христианства, парсизм или самостоятельная религия, наравне с мировыми. Появилось манихейство в Месопотамии в 3 веке, затем распространилось по Средней Азии и части Запада. Среди наиболее известных приверженцев данной ереси выделяется Аврелий Августин, около десяти лет бывший сторонником манихейства, позднее обратившийся в официальное христианство и обличавший бывших сторонников.
  • Гностицизм . Данная ересь является смесью христианского и языческого мировоззрений. От язычников пришло неприятие исторических еврейских корней христианства, от христиан – использование некоторых христианских данных в создании собственной системы. Согласно исследованиям некоторых ученых нового времени, гностицизм также испытал определенное влияние буддизма .
  • Арианство – популярная ересь 4-6 веков. Основное отличие от традиционной церкви – неприятие догмата о единосущии. Впервые было признано еретическим учением еще при жизни основателя учения, александрийского священника Ария. Через некоторое время император Константин заинтересовался арианством и начал оказывать поддержку. Особенно распространенным стало арианство в различных германских племенах, представители которых составляли римскую армию. Окончательно учение было признано еретическим на Константинопольском соборе, после этого оно сохранялось в некоторых варварских государствах.
  • Несторианство . Основателем ереси был Константинопольский патриарх Несторий. Учение базировалось на арианстве. Оно было признано ересью в 431 году, патриарх Несторий был сослан, но само вероучение сохранилось до нашего времени, трансформировавшись в Ассирийскую церковь Востока.

Большинство других ересей имели в своей основе несколько основных, перечисленных выше.

Видео о еретиках в Средневековье

Однозначно сказать, в чем состояла суть идей, высказываемых еретиками, нельзя. Некоторые ереси отличались от общепринятой доктрины лишь в нескольких малозначительных нюансах. Другие вероучения развивались в течение нескольких веков, затрагивали глубинные проблемы и постепенно становились самостоятельными и независимыми религиями. Например, согласно православному вероучению последнюю тысячу лет (после Великого Раскола) еретиками являются католики , и наоборот.

Ереси в эпоху Средневековья

Еретики в Средневековье – это чаще всего странствующие монахи и проповедники, которые не относились к какому-либо определенному сословию. Такую прослойку называли вагантами, и туда входили беглые монахи и клирики, актеры и т.д. Зачастую еретическая проповедь того времени – это не теологический спор относительно того, кто более прав, а антицерковное выступление, отрицающее главенство церковной власти, высмеивающее официальное духовенство, обряды и таинства.

Нередко еретические идеи базировались на восточных мифах и учениях, которые приносились на Запад купцами и бродячими вагантами. В результате появлялись довольно причудливые верования.

У средневековых еретиков было мало общих черт. В основе альбигойской ереси лежит гностицизм, вальденсы основывались на своем собственном видении идеалов времен апостолов. Также существовало множество древних ересей, к примеру, антитринитариев.

Популярность средневековых ересей объясняется достаточно просто. Большинство людей не умели читать, и воспринимали то, что говорит ученый человек, как истину. Для светских властей это был лишь способ добыть новых земель и денег.

Борьба церкви с еретиками

Можно выделить несколько этапов борьбы церкви с еретиками: борьбу непосредственно с ересями и борьбу с индивидуальными еретиками. Борьба с ересями иногда доходила до конфликта европейского масштаба – так произошло с альбигойцами. Борьба с отдельными еретиками началась несколько позже, с появлением инквизиции.

Инквизиция появилась в 1215 году, в разгар войны с альбигойцами. Основными функциями нового института были обнаружение ересей, наказание еретиков и предотвращение их распространения.

Одним из самых известных средств борьбы было публичное сожжение еретика. С точки зрения официальной доктрины это было оправдано. Согласно самим инквизиторам, они боролись с ересями в любом их проявлении, а полное уничтожение ересей невозможно без уничтожения их сторонников.

Несмотря на то что казнь еретиков была прерогативой светской власти, невыполнение требований церковного суда было чревато обвинением в ереси и самой светской власти. Поэтому в большинстве случаев приговоры исполнялись.

Многие задаются вопросом, какие методы использовала инквизиция для выявления еретиков, ведь навскидку определить религиозные взгляды человека достаточно трудно. В то время активно использовались различные методы, некоторые из которых сохранились до последнего времени:

  • Пытки.
  • Допросы.
  • Доносы и т.д.

Инквизиторы имели довольно развитую систему пыток. В зависимости от конкретного случая, они могли как сломать волю потенциального еретика, чтобы он признался в том, что принадлежит к ереси, о которой впервые услышал только от инквизиторов, так и отправить особо крепких на дыбу или иное подобное приспособление.

Видео о том, как церковь боролась с еретиками

Допросы еретиков происходили относительно мирно. В процессе инквизитор определял необходимость применения к допрашиваемому пыточных мер. Примеры вопросов, которые задавали инквизиторы, приведены в ряде книг, описывающих историю инквизиции. Они сводились к определению, насколько хорошо возможный еретик осведомлен в официальных религиозных догматах, и следует ли им.

Жертвами активной борьбы с ересями становились как крупные религиозные деятели, так и ученые, чьи исследования противоречили официальным церковным канонам. Так, Галилей избежал костра только в результате отречения, и последние годы жизни прожил под прямым контролем инквизиции. Свою ошибку относительно Галилея церковь признала спустя 350 лет после его смерти.

Следует признать, что нетерпение было обоюдным. Периодически появлялись и новые ереси и секты. Так, в секте таборитов появилось небольшое общество адамитов. Его основатель, Беггард, называл себя Адамом, сыном Бога, воскресителем мертвых и предтечей Апокалипсиса. Приверженцы этой ереси считали, что они живут для уничтожения скверны. Ссылаясь на одну строчку из Библии, по ночам адамиты могли сжигать деревни и села. В результате эта секта была уничтожена по прямому приказу Яна Жижки.

Можно сказать, что вся история религии последних двух тысяч лет – это борьба официальной доктрины с многочисленными еретиками. В некоторых случаях все сводилось к вооруженному конфликту, в других все заканчивалось полюбовно.

Нельзя однозначно сказать, что проповедовали еретики. В каждом случае было свое учение, имеющее отдаленную связь с прочими. Единства у ересиархов не наблюдалось.

Многие учения, официально признанные ересями, сохранились и по сей день. В некоторых странах они получили довольно большое распространение, и нередко количество последователей превышает число прихожан официальной церкви. Сегодня активная борьба с еретиками на Западе практически не ведется.

Как Вы относитесь к церковным методам борьбы с еретиками? Расскажите об этом в

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин. ), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет. ), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал. ). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

Бытовое понятие термина

В разговорной речи «ересью» иногда называется любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным.

Богословское определение

Производные понятия

  • Ересиа́рх (греч. αἱρεσιάρχης ) - глава еретической религиозной общины, движения.
  • Ерети́к (греч. αἱρετικός ) - приверженец еретической идеологии, член еретической общины.

В христианстве

Ереси в исламе

В исламе любая религиозная ересь («бида ») строго осуждается. При этом ересью считается любое нововведение в религии. К сторонникам ереси применяются термины «мубтади» (еретик), «зиндик» (еретик), а также нередко «кафир» (неверный) или «мунафик» (тайный неверный).

Традиционно еретиками называли друг друга сунниты , ибадиты , шииты , а также шииты разных направлений. Но в настоящее время в связи с членством в Организации исламского сотрудничества , где представлены государства с доминированием каждого из всех трёх течений правительства мусульманских государств обычно признают все три течения мусульманскими, хотя часто и не одинаково истинными. В то же время вслед за салафитами экстремистские суннитские организации считают шиитов и суфистов как минимум еретиками; аналогичные организации есть и у шиитов. Ахмадия считается еретическим учением в Пакистане, но допустимым мусульманским (наряду с суннизмом и рядом направлений шиизма) в Иране, где официальная конфессия ислама - шииты-двунадесятники . Некоторые новые религии, выросшие из ислама (например, салафиты , сикхи , бахаи и Нация ислама), первоначально считались еретическими. В настоящее время чаще всего еретическими называют следующие исламские течения:

См. также

  • Кафир (= Гяур)

Напишите отзыв о статье "Ересь"

Примечания

Литература

  • Булгаков С. В. // Москва: Современник, 1994.
  • о религиях и конфессиях, вошедших в энциклопедию «Народы и религии мира »
  • прот. Иванцов-Платонов . «Ереси и расколы первых веков христианства» (Москва, 1878)
  • Генри Чарльз Ли, Николай Осокин, Лев Карсавин и др. История ересей. - М.: АСТ, 2007. - 576 с. - ISBN 978-5-17-023677-0
  • Барсов Н. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ересь

В Ростове, также как и во всей армии, из которой он приехал, еще далеко не совершился в отношении Наполеона и французов, из врагов сделавшихся друзьями, тот переворот, который произошел в главной квартире и в Борисе. Все еще продолжали в армии испытывать прежнее смешанное чувство злобы, презрения и страха к Бонапарте и французам. Еще недавно Ростов, разговаривая с Платовским казачьим офицером, спорил о том, что ежели бы Наполеон был взят в плен, с ним обратились бы не как с государем, а как с преступником. Еще недавно на дороге, встретившись с французским раненым полковником, Ростов разгорячился, доказывая ему, что не может быть мира между законным государем и преступником Бонапарте. Поэтому Ростова странно поразил в квартире Бориса вид французских офицеров в тех самых мундирах, на которые он привык совсем иначе смотреть из фланкерской цепи. Как только он увидал высунувшегося из двери французского офицера, это чувство войны, враждебности, которое он всегда испытывал при виде неприятеля, вдруг обхватило его. Он остановился на пороге и по русски спросил, тут ли живет Друбецкой. Борис, заслышав чужой голос в передней, вышел к нему навстречу. Лицо его в первую минуту, когда он узнал Ростова, выразило досаду.
– Ах это ты, очень рад, очень рад тебя видеть, – сказал он однако, улыбаясь и подвигаясь к нему. Но Ростов заметил первое его движение.
– Я не во время кажется, – сказал он, – я бы не приехал, но мне дело есть, – сказал он холодно…
– Нет, я только удивляюсь, как ты из полка приехал. – «Dans un moment je suis a vous», [Сию минуту я к твоим услугам,] – обратился он на голос звавшего его.
– Я вижу, что я не во время, – повторил Ростов.
Выражение досады уже исчезло на лице Бориса; видимо обдумав и решив, что ему делать, он с особенным спокойствием взял его за обе руки и повел в соседнюю комнату. Глаза Бориса, спокойно и твердо глядевшие на Ростова, были как будто застланы чем то, как будто какая то заслонка – синие очки общежития – были надеты на них. Так казалось Ростову.
– Ах полно, пожалуйста, можешь ли ты быть не во время, – сказал Борис. – Борис ввел его в комнату, где был накрыт ужин, познакомил с гостями, назвав его и объяснив, что он был не статский, но гусарский офицер, его старый приятель. – Граф Жилинский, le comte N.N., le capitaine S.S., [граф Н.Н., капитан С.С.] – называл он гостей. Ростов нахмуренно глядел на французов, неохотно раскланивался и молчал.
Жилинский, видимо, не радостно принял это новое русское лицо в свой кружок и ничего не сказал Ростову. Борис, казалось, не замечал происшедшего стеснения от нового лица и с тем же приятным спокойствием и застланностью в глазах, с которыми он встретил Ростова, старался оживить разговор. Один из французов обратился с обыкновенной французской учтивостью к упорно молчавшему Ростову и сказал ему, что вероятно для того, чтобы увидать императора, он приехал в Тильзит.
– Нет, у меня есть дело, – коротко ответил Ростов.
Ростов сделался не в духе тотчас же после того, как он заметил неудовольствие на лице Бориса, и, как всегда бывает с людьми, которые не в духе, ему казалось, что все неприязненно смотрят на него и что всем он мешает. И действительно он мешал всем и один оставался вне вновь завязавшегося общего разговора. «И зачем он сидит тут?» говорили взгляды, которые бросали на него гости. Он встал и подошел к Борису.
– Однако я тебя стесняю, – сказал он ему тихо, – пойдем, поговорим о деле, и я уйду.
– Да нет, нисколько, сказал Борис. А ежели ты устал, пойдем в мою комнатку и ложись отдохни.
– И в самом деле…
Они вошли в маленькую комнатку, где спал Борис. Ростов, не садясь, тотчас же с раздраженьем – как будто Борис был в чем нибудь виноват перед ним – начал ему рассказывать дело Денисова, спрашивая, хочет ли и может ли он просить о Денисове через своего генерала у государя и через него передать письмо. Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. Борис заложив ногу на ногу и поглаживая левой рукой тонкие пальцы правой руки, слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчиненного, то глядя в сторону, то с тою же застланностию во взгляде прямо глядя в глаза Ростову. Ростову всякий раз при этом становилось неловко и он опускал глаза.
– Я слыхал про такого рода дела и знаю, что Государь очень строг в этих случаях. Я думаю, надо бы не доводить до Его Величества. По моему, лучше бы прямо просить корпусного командира… Но вообще я думаю…
– Так ты ничего не хочешь сделать, так и скажи! – закричал почти Ростов, не глядя в глаза Борису.
Борис улыбнулся: – Напротив, я сделаю, что могу, только я думал…
В это время в двери послышался голос Жилинского, звавший Бориса.
– Ну иди, иди, иди… – сказал Ростов и отказавшись от ужина, и оставшись один в маленькой комнатке, он долго ходил в ней взад и вперед, и слушал веселый французский говор из соседней комнаты.

Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.

Образование христианства в начале новой эры стало основой как для создания новых догм, истин и законов, так и новых терминов. Сегодня мы рассмотрим, кто такие еретики, когда они появились и что из себя представляют.

Перед тем, как мы рассмотрим происхождение, историю и дальнейшую судьбу слова «еретик», следует изучить, на какой именно его слог стоит ставить ударение. Итак, в данном термине ударным слогом будет служить третий, а именно – еретИк.

При этом отметим, что данная норма касается исключительно единственного числа данного имени нарицательного. Если требуется произнести данное слово во множественном числе, то стоит перенести акцент на последний слог – еретикИ. Далее, давайте просклоняем данный термин в единственном числе по падежам:

И.п. – еретИк

Р.п. – еретикА

Д.п. – еретикУ

В.п. – еретиА

Т.п. – еретикОм

П.п. – еретикОм

Кстати, по статистике ударение в слове «еретики» знают не более 57% опрошенных.

Стандартная трактовка термина

Как утверждает википедия, еретики – люди, которые осознанно отклоняются от традиционных догматов религии и церкви, которые считаются единственно верными. Они могут как полностью опровергать существующие взгляды, так и предлагать собственный, отличный от «общепринятого» подход к изучению.

Получается, что представители двух различных религиозных течений или учений вполне могут обвинить друг друга в ереси, и данное замечание совсем не будет абсурдным.

В современном мире сложно судить о том, кто же это такой еретик, какими качествами он может обладать и как его опознать в обществе. Все дело в том, что такие понятия, как толерантность, плюрализм и космополитизм наложили весомый отпечаток на религиозный мир.

Значение слова «еретик» сильно изменилось, более того, оно практически выпало из ежедневного обихода современного человека. Однако так было далеко не всегда, и о том, как данный термин появился на свет мы сейчас и узнаем.

Этимология

О том, что значит слово «еретик» знали еще древние греки, и, собственно, это они придумали его. Записывалось оно таким образом: αἵρεσις, что в переводе означает: «школа, выбор, направление или же учение».

Позднее с данным термином начало отождествляться такое понятие, как «секта», но во времена эллинизма секта также имела несколько иной смысл, нежели сейчас.

Кто такой еретик в трактовке дохристианского периода: это человек, который зрит широко и разносторонне, принимает и понимает различные философские течения и учения, умеет сравнивать и анализировать, выводить из общей массы некую золотую середину, которая становится истиной.

Нелишним будет напомнить читателям, что в античный период мир жил по канонам, которые незнакомы даже нам. Государственные законы были строги, однако на их фоне не было религиозного гнета, людей не карали за открытия в области науки или за учение о магии, а всячески поощряли в этом и помогали. Это сложно сравнить даже с современным обществом, которое лишь на первый взгляд свободно, но на деле заковано в догмы, которые прививаются каждому с момента пребывания в утробе матери.

Новое определение тому, кто такие еретики, дали уже после того, как Иисус был распят и воскрес. Именно после его мучительной кончины слова «ересь» и «еретики» обрели новый смысл и впервые стали отождествлением всего нечестивого и злого.

Отступник от новой религии под названием христианство, не признающий Иисуса как единственного Бога, не принимающий новых догм и законов – вот кто такой еретик.

Вопросы об истреблении людей, которые не соглашались принимать христианство, поднимались на вселенских соборах, а также, после того, как христианская церковь срослась с властью при папе римском.

Обратите внимание! Основателей еретического течения, как в рамках одной религии, так и по отношению ко всем религиям (если речь идет об атеизме) называли ересиархами. Всех же остальных последователей, которые шли по стопам своего лидера – еретиками.

Примечательно, что христиане раннего периода давали крайне необъективное определение тому, кто такие еретики. Под данным словом они подразумевали, в первую очередь, иудеев, то есть всех евреев, а следом за ними представителей иных, малых религий, которые развивались преимущественно на востоке.

Гонения со стороны христиан были также направлены на ученых, философов и докторов. Всякого, кто опровергал божественное происхождение мира, полагаясь на научные факты, как мы знаем, казнили на костре.

Из-за таких прискорбных событий погибло множество блистательных ученых, которые сделали огромный вклад в развитие науки.

История христианства и ересь

Еще до наступления темного и жестокого средневековья, а именно в 380 году, значение слова «еретик» было утрировано до крайней степени. Этот ярлык вешали буквально на каждого первого встречного, который случайно мог сделать или сказать что-то не то относительно религии.

А все дело в том, что именно в этом году произошло слияние римской власти и христианской церкви. Ранее представители этой на тот момент молодой религии не имели законной поддержки, поэтому их деяния по истреблению еретиков носили варварский характер.

Воссоединение с Римом развязало руки церкви, и теперь на официальном уровне высшее духовенство имело право издавать указы о казни еретиков.

Впервые, согласно письменным источникам, определение по казни еретика вынесли в 386 году, и касалось оно ересиарха по имени Присциллиан. Он булл осужден за занятия магией, а вместе с ним на казнь пошли также четыре его последователя.

Из школьного курса истории мы знаем, что 16 июля 1054 году произошел Великий Раскол. Христианство поделилось надвое, образовав римско-католическую церковь и православную. Первая установила свое господство над европейскими землями, вторая же расположилась в уголке Восточной Европы, в славянских странах (в том числе и в России), а также в Византии (современная Турция). С этого момента две разные религии с единым корнем стали, так сказать, по различным схемам преследовать и истреблять еретические течения.

Их название:

  1. Католицизм.
  2. Православие.

В первой религии все было более, чем строго, вплоть до абсурда. Помимо того, что гонениям подвергались «секты», которые исповедовали веру в Христа не по католическим канонам (донатизм, монтанизм, марсионизм, арианство), была также объявлена охота на ведьм. Печально, что в руки палачей попадали невинные люди, которые были оклеветаны и обвинены в колдовстве. Аналогичная судьба приключалась и с деятелями науки, докторами и даже некоторыми творческими людьми.

В рамках нашей родной религии — православия — дела обстояли менее жестко и абсурдно. Преследования, конечно же, имели место в истории, однако касались они лиц, которые реально были уличены в колдовстве и чернокнижие, более того, этот факт доказывался неопровержимыми уликами и свидетелями. Только лишь после справедливого суда происходила казнь. В ереси могли обвинить такие течения в рамках христианства, как иконоборчество, гностицизм, иудаизм, несторианство.

Дополнительно отметим, что католическая церковь всегда полагала, что в православии для еретиков было предначертано слишком мягкое наказание, более того, они полагали, что патриархи попросту закрывают глаза на реальных преступников. Тем не менее, католики считали православие раскольнической религией, но не ересью, в отличие от иудаизма.

Парадоксальный факт. Иудаизм – одна из старейших религий, как и сам еврейский народ. Она стала стартом для зарождения ислама, зороастризма, а самое главное – христианства. Да что уж там говорить – Иисус был евреем! Так что с полной уверенностью можно заявить, что претензии Папы римского относительно иудеев были крайне возмутительными и глубоко ошибочными.

Кто подвергся гонениям

На сегодняшний момент крайне сложно сказать, скольких людей казнили за ересь и кем они были. Можно быть уверенным в том, что это были миллионы человек, среди которых большая часть – невиновные. Также отметим, что примеры еретиков чаще всего встречаются в рамках католицизма.

Обратите внимание! Именно в Европе были казнены известные личности, которых обвинили в колдовстве, иносказании и прочих эфемерных грехах.

Главным образом, упомянуть стоит Джордано Бруно. Был он мистиком и поэтом, который однажды познакомился с трудами Николая Коперника.

Узнав из записей почившего уже астронома о том, что Земля – вовсе не центр вселенной, а лишь одна из тысяч ей подобных планет, он начал трубить об этом на весь мир, что крайне возмутило церковь. За подобные «проповеди» его сожгли на костре.

Следующим оказался Галилео Галилей. Он, опять-таки отталкиваясь от наработок Коперника, сделал новое открытие – Земля крутится. За это он провел в заточении более 8-ми лет и в неволе умер.

Мартин Лютер – имя, которое стало основой для рождения нового религиозного течения в рамках христианства – лютеранство. Именно эта ветвь протестантства ныне господствует в Германии, а также имеет свои «филиалы» в иных странах мира. Лютера католики преследовали всю жизнь, но казнить его так и не удалось.

Полезное видео

Подведем итоги

Становление христианства было одним из самых жестоких этапов в истории человечества. Гонениям подверглись как ученые, которые веками трудились в античном мире, так и европейские племена, которые проживали в «своей атмосфере», поклоняясь своим богам и тотемам.

Времена насильственной пропаганды веры в Христа сменились мрачным средневековьем. И даже в это время ересь по-прежнему оставалась главным врагом церкви и истреблялась самым нечеловечным образом.

Еретик, Даниил Романович Даниил Романович Еретик 1916(1916) 10 октября 1941 Место рождения Павловка, Машевский район, Полтавская область, Украинская ССР Место смерти … Википедия

еретик - еретик, род. еретика и устарелое еретик, еретика. В поэзии XIX века нередко встречалось ударение еретик. Например, у А. К. Толстого: «[Инквизитор]: Сомненья нет. Преступник был Маранья, Еретик он, святого братства враг» (Дон Жуан) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

еретик - а, м. hérétique <гр. 1. Последователь ереси 1. Еретичка женщина е. Крысин 1998. 2. обл. Бранное слово. От он мой еретик рябой идет. Еретник а, м. То же, что еретик. Еретница ы, ж. Сл. Урала Доп … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Архиеретик, богоотступник, николаит, инакомыслящий, отступник, катар, маркионит, вероотступник Словарь русских синонимов. еретик сущ., кол во синонимов: 10 архиеретик (1) … Словарь синонимов

Приверженец ереси … Большой Энциклопедический словарь

ЕРЕТИК, еретика, муж. (церк. и книжн.). Последователь ереси. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

I ерет ик, ер етик м. Приверженец ереси [ересь I]. II ерет ик, ер етик м. Тот, кто решительно отступает от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ЕРЕТИК, а, муж. Последователь ереси (в 1 знач.). | жен. еретичка, и. | прил. еретический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Ересь (еретик) отщепенство (отступник) Ср. Про еретиков в писании сказано: и тати, и разбойницы, и волхвы, и человекоубийцы, и всякие другие грешники внидут в царство небесное, только еретикам, врагам Божиим, нет места в горних обителях... П.И.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Еретик , Мигель Делибес. Мигель Делибес, корифей и живой классик испанской литературы, лауреат всех мыслимых литературных премий давно и хорошо известен в России ("Дорога", "Пять часов с Марио", "У кипариса длинная…
  • Еретик , Алекс Нагорный. Осознать собственное предназначение и следовать ему – это ли не главная цель всей нашей жизни? Так было тысячи лет назад, так будет и впредь. Одни ищут ответы на вопросы рядом, в ближнем…
Поделиться: