Вышивание полукрестом и крестом. Вышивка крестом и полукрестом

Полукрест — очень популярный стежок в современных схемах для вышивания. Его используют для отделения основного изображения от фона, для придания воздушности и невесомости объектам.

Вышивальщицы тоже любят полукрестик, ведь выполнять его в два раза быстрей, чем крест обычный. Но за этой расслабляющей простотой скрывает и коварство.

Сразу оговоримся, что речь идет именно про полукрестик, а не гобеленовый стежок, хоть и выглядят внешне они одинаково.

В технике вышивания полукрестом нет ничего сложного — вам нужно выполнить ряд диагональных стежков. Как правило, заполнять область удобней по горизонтали и тогда на изнанке должны появиться ровные вертикальные ряды.

Сейчас все больше рукодельниц и дизайнеров схем склоняются к мысли, что направление полукреста должно совпадать с направлением нижнего стежка в соседних крестиках. Но в любом случае перед началом работы вам стоит изучить инструкцию к конкретному набору для вышивания , чтобы понять, как автор схемы решил этот вопрос.

К сожалению, в этой технике очень заметны неаккуратные стежки, поэтому не гонитесь за идеальной изнанкой, больше внимания посвятите лицевой стороне. При переходе из ряда в ряд следите за внешним видом первого и последнего стежков. Объяснить это трудно, но вы сразу увидите, если эти стежки будут выглядеть не так красиво, как их старшие братья.

Чтобы мулине не скручивалось, чаще давайте игле свободно повисеть на нитках, используйте «метод рельс» railroading . Для больших работ очень полезным окажется стежкоукладчик Laying Tool.

На изнанке стежки не такие толстые, как при выполнении классического крестика, концы нитей стоит крепить под бо льшим количеством ниток.

Зашив не плотный, поэтому крепеж нити контрастного цвета на изнанке может оказаться виден на лице. Допустим, вам надо выполнить темный полукрест в два сложения в окружении светлых полукрестиков. В этом случае лучше взять одинарную нить мулине и сделать два стежочка по одному и тому же месту. Да, изнанка потеряет в своей красоте, но мы ведь договорились о концентрации внимания на «лице» ;)

Стежки очень нежные и легко деформируются пяльцами или q-snap. Откажитесь от их использования в пользу больших рам или освобождайте вышивку каждый раз после окончания работы.

Не затягивайте стежки, особенно при работе с равномерными тканями — в местах проколов могут появиться некрасивые дырки.

Многие рукодельницы отмечают, что вышивки деформируются при заполнении больших объемов полукрестиками, вместо прямоугольной формы приобретают форму параллелограмма. В хорошей багетной мастерской при натягивании это непременно учтут и исправят.

Интересный эффект дает вышивание полукрестом по канве с цветными разводами или выполнение меланжевых стежков на канве однотонной. Все зависит только от творческой задумки!

Одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эти техники известны издавна, но широко распространились во второй половине прошлого столетия. Вышивать этими швами можно по счету нитей на ткани полотняного переплетения, по канве и по контурам, обозначенным точками. Можно вышивать по выдернутым из ткани поперечным и продольным ниткам, образующим квадраты. В каждом квадрате вышивают по одному стежку полукреста или одному крестику. Во время работы необходимо следить за отсчетом нитей ткани и одинаковым направлением верхних стежков, чем меньше размер крестика, тем изящнее вышивка.

Вышивка крестом и полукрестом бывает нескольких видов. К ним относятся: полукрест, или роспись, крест прямой и косой, удлиненный и расширенный, одинарный (из двух перекрещивающихся стежков), двойной (болгарский) и трехстежковый.

Полукрест, или роспись, - двусторонний шов, состоящий из тонких линий, образуемых равномерными прямыми (горизонтальными и вертикальными) и косыми (диагональными) стежками.

Выполняется в два приема. Сначала слева направо шьют ряд прокладочных стежков, обозначающих контур узора и мелкие детали на внешней и внутренней стороне контура. Один стежок ложится с лица, другой с изнанки. После того как ряд пройден до конца, рабочей ниткой в обратном направлении (справа налево) заполняют промежутки между стежками и вышивают детали узора, расположенные внутри. Пунктир на рисунках показывает направление хода стежка с изнанки. В народных вышивках полукрест, один из наиболее древних швов, применяется и как самостоятельный, и как дополнительный в сочетании с другими швами. К разновидностям полукреста относятся ступенчатые стежки,


чешуйка (рис а), клетка(рис б) , шашечка (рис в), кустик (рис г), птичка (рис д) и многие другие.

На основе шва «роспись» создано много декоративных узоров, выполняемых одним или несколькими цветами ниток. Стежками полукреста вышивают обводку отдельных мотивов узора, выполненных другими швами: гладью, выкалыванием, крестиком и др.

Шов «пилочка», или «кривулька», выполняется как в два хода, так и одним ходом.

Она может быть в один (рис а), два (рис б) и три (рис в) ряда, с украшением.

Шов «мудреный» выполняется стежками полукреста в два хода.

Сначала вышивается контур фигуры, а затем при обратном ходе заполняется площадь узора. В народных вышивках женских рубах встречаются небольшие прямоугольники такого шва, вышитые белыми нитками и расположенные вертикальными полосами по длине рукава.

Косая стежка - глухой односторонний счетный шов.


Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины (рис а). Удлиненные стежки выполняют на четном количестве нитей ткани, где количество нитей по горизонтали (4-8-12) в два раза больше, чем по вертикали (2-4-6). Наклон отдельных стежков и наклон всего ряда зависят от количества нитей ткани, взятых под стежок как в вертикальном так и в горизонтальном направлениях. Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы.
Для первого стежка (1 -2) наклонного ряда, который шьют снизу вверх, от края контура узора, то есть места закрепления рабочей нити (1), отсчитывают слева направо по горизонтали четыре нити ткани и две вверх по вертикали. Вводят иглу с лица в ткань (2) и выводят с изнанки справа налево через две нити (3). .Второй стежок (3-4) делают снова слева направо на две нити выше первого, третий (5- 6) - на две нити выше второго и т.д. (рис б).
Для начала второго ряда, который шьют сверху вниз, последний стежок первого (или предыдущего нечетного) ряда на изнанке заканчивают слева направо (6-7), а косой стежок кладут сверху вниз справа налево, вводя иголку в верхние проколы стежков предыдущего ряда (рис в,г).
В зависимости от рисунка можно изменить направление стежков, делая крестообразный поворот и переходя на правую сторону (рис д), или начать вышивание с центра фигуры (рис е). Последовательность вышивания орнаментальной полосы показано на рисунке Ж. Ход работы напоминает одностороннюю счетную гладь.

Этот вид вышивания встречается у многих народов и имеет свои местные названия, колорит, богатство орнаментальных мотивов. В народных вышивках Белоруссии, России, Украины косыми стежками выполнялись двух- и трехрядные диагональные полосы, дополняющие узоры гладью, крестом, выколом, вырезыванием. Иногда они носят местные названия - «куриный» или «сорочий брод».

Поддевчатый шов - глухой односторонний шов, который выполняется по счету нитей вертикальными стежками, поддетыми короткими поперечными.


С изнанки образуются горизонтальные стежки. В России выполняется красными, белыми и желтыми нитками по синей крашенине или черному бархату; по кумачу оранжевыми, желтыми и черными шерстяными или льняными нитками.
Сочетается с косой стежкой, крестом, мишурой, блестками и золотным шитьем.
Узоры, выполненные поддевчатым швом, состоят из ажурных полос разной ширины, треугольников, ромбов. Этим швом подчеркивали орнаментальные полосы других швов и заполняли плоскости геометризованных фигур. Узкая полоса шириной в один ряд выполняется в два приема (рис а). Сначала по счету нитей ткани кладут вертикальные стежки ряда слева направо. В последнем стежке рабочую нить выводят на одну нить выше нижнего конца стежка. На иглу слева направо, снизу вверх поддевают предыдущий (предпоследний) стежок и протягивают рабочую нить. Справа налево сверху вниз поддевают предпоследний стежок и вводят иголку с ниткой сверху вниз слева направо под предыдущий (третий) стежок. Поочередно обвивая вертикальные стежки рабочей ниткой то сверху, то снизу, вышивают декоративную полоску любой длины.

Ряд из отдельных звездочек делают на двух рядах вертикальных стежков в четыре хода (рис б). При переходе от одной фигуры к другой делают длинный горизонтальный стежок с изнанки. Сначала кладут верхний ряд вертикальных стежков слева направо, а затем справа налево - нижний. Далее перевивают верхние стежки рабочей ниткой слева направо, а нижние, возвращаясь, справа налево. Более сложный узор поддывчатого шва представлен на рисунке В.

Украинский «верхоплут» выполняется в один, два и более рядов, создавая ажурные фигуры из ромбов и треугольников, которые используются как самостоятельная вышивка или как дополнение к другим швам.

Эстонские «торн» и «кюла», украинский «бегунец» созданы на основе перевива наклонных стежков и очень красочны.

Крест косой односторонний выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Вышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема


в старинных народных вышивках и в один прием


в современных.

Удлиненный косой крест вытянут в высоту (рис а) или в длину (рис б),

то есть вышивается по прямоугольнику, стороны которого не равны. Применяется в декоративных вышивках.

Крест разреженный (рассыпной) был очень популярен в вышивках первой четверти нашего столетия.


Ажурные узоры, вышитые черными нитками на белом полотне, очень напоминали кружево и назывались «обманка» или «фальшивое кружево». Выполняется двумя способами: в один прием и в два приема. Второй способ - двусторонний, применяется в вышивке блузок из прозрачных тканей, на рушниках и занавесках, где просматривается изнаночная сторона.

Крест двухрядный (косой) представляет собой два ряда косых крестиков (рис а),

расположенных в шахматном порядке. Применяется в оформлении краев изделий (подшивка манжет, салфеток), может дополнять узор в сочетании с другими швами. Таким же способом выполняется и крест трехрядный (рис б).

Крест прямой состоит из двух взаимно перпендикулярных стежков.

Вышивается в один и два приема. Применяется как самостоятельный или в сочетании с косым крестом.
До середины XIX в. вышивали в основном двусторонним крестиком, одинаковым и с лица, и с изнанки ткани. Он встречается в старинных вышивках и на изделиях, изнанка которых должна выглядеть так же красиво, как лицевая сторона: на рушниках, занавесках, блузках.

Крест двусторонний в четыре хода (рис а-г — последовательность выполнения).

Сначала шьют «пилочку» в два хода слева направо и справа налево, а затем перекрывают ее стежки перекрестными стежками третьего хода слева направо и заканчивают ряд, перекрывая пропуски с лица и изнанки справа налево. Можно заканчивать ряд полустежками.

Крест двусторонний в один прием вышивается каждый отдельно слева направо с помощью дополнительных полустежков.

Начинают работу с середины будущего крестика, закрепляя кончик нитки (1 - 2), затем прокладывают первый диагональный двусторонний стежок из левого нижнего угла в правый верхний (2-3) и выводят иглу в начале стежка (3-4). Ко второму диагональному стежку переходят с помощью полустежка из нижнего левого угла в середину крестика (4-5) и выводят иглу в правый нижний угол (5-6). Второй двойной диагональный стежок прокладывают из правого нижнего угла в левый верхний (6-7), а иглу выводят с изнанки в нижний правый угол креста (7-8). Второй крестик и все последующие начинают двойным диагональным стежком слева направо (8-9-10). Затем с помощью полустежка (10-11) и изнаночного полустежка (11-12) переходят ко второму диагональному стежку (12-13-14) и всем последующим.

Способ этот немного кропотливый и требует внимания и аккуратности при прокладывания, стежков.

Крест двойной, или болгарский выполняется четырьмя стежками:

двумя диагональными и двумя взаимно- перпендикулярными в один прием. Сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки (рис а). Второй способ показан на рисунке Б. Применяется болгарский крест в вышивке салфеток, подушек, панно, ковров, дорожек. Встречается в народных вышивках, дополняя узоры, вышитые мелким косым крестом. В народных вышивках Полесья очень часто встречается косой крест «в три стежка» (рис в).

Косичка - разновидность косого креста, является дополнением к другим счетным швам и маскирует соединительные швы.


Вышивают косичку слева направо равносторонними или удлиненными крестиками. Сначала делают косой крест, а потом из нижнего левого угла прокладывают направо вверх косой стежок на расстоянии в один крест. Иголку прокалывают в верхний правый угол креста и перекрывают крестик длинным стежком (рис а,б). Набирая на иголку нитки ткани то вверху, то внизу, шьют косичку нужной длины и направления (рис в-д). Плетенка выполняется из скрещенных стежков одинаковой длины (рис е,ж) и применяется как дополнение к другим швам.

Конечно, большая часть пространства вышивки заполняется простым счетным крестом. Однако иногда встречаются случаи, когда необходимо делать не полный крест, а например ½ крестика, ¾ и так далее. Определить, где необходимо сделать ½, а где ¼ крестика просто. В этом случае на схеме в одной клеточке будет расположено сразу два символа.

Их изображают друг напротив друга. Цвета стежков зависят от цвета заполнения фона вокруг этой клетки. Если слева цвет фона желтый, а справа синий, то и неполный крестик слева будет желтым. Количество стежков будет зависеть от контура рисунка.

По технике исполнения все неполные крестики – это простые крестики с отсутствием какой-либо части. Чаще всего их применяют для придания рисунку легкости и более сглаженных контуров изображения.



Хоть канва и считается наиболее удобной тканью для вышивки крестом, но для вышивки, в которой необходимо использование неполных крестиков лучше использовать счетные ткани. Сложность исполнения на канве заключается в том, что иглу необходимо ввести ровно в середину клетки. Для этого подойдут тоненькие иглы номера, которых 26 или 28. При выполнении вышивки на льняной ткани, можно обойтись и простой иглой. Она легко будет входить в ткань между волокнами, раздвигая их в разные стороны.

При выполнении стежка в одну четверть, иглу выводят из угла и направляют в центр.

Крестик в три четверти выполняют немного иначе. Его начинают со стежка в одну четверть, а затем сверху дополняют половиной крестика из угла в угол. Правда, иногда, что бы достичь нужного эффекта от смены цветов, его выполняют наоборот: сначала прошивают половину крестика, а затем стежок в одну четверть. В этом случае направление верхнего стежка может не совпадать с направлением всей работы.

Несмотря на то что в большинстве ситуаций с определением цвета все более или менее понятно, бывает случаи, когда решение о вышивке того или иного стежка определенным цветом, остается за мастерицей. В этом случае следует обратить внимание на несколько моментов.


Первым из них может стать наличие обратного шва, проходящего ровно посередине клетки. В этом случае выполняются только стежки в одну четвертую клетки, а стежок из угла в угол выполняется обратным швом.


Чаще всего стежки в три четверти выполняются тем цветом, который расположен на первом плане и является частью основного рисунка. Здесь вышивать рисунок лучше сразу двумя нитями и двумя иглами. Вначале выполняем одну четвертую стежка, его цвет не имеет значения. Далее приступаем к выполнению трех четвертей. В нашем случае мы делаем два раза по три четверти и этот крестик как бы возвышается над всей работой.


Помимо выполнения крестиков в одну четвертую или три четверти встречается ситуация, когда требуется выполнить и ¼ крестика. С определением их цвета все намного проще. Их цвет соответствует цвету указанному в схеме. Направление стежка зависит от вашего вкуса. Если сомневаетесь в правильности выбора, просто присмотритесь к направлению наклона основного рисунка.

Шов полукрест или, как его еще называют, неполный крест, широко используется в технике вышивания. Особую популярность он приобрел после появления блочных, плотных тканей. Вышивка полукрест используется сама по себе в отдельных картинах, фрагментах и сюжетах изображений. Стежки ложатся на полотно красиво и ровно. Вышивка выполняется с минимальным расходом ниточек.

Вышить картину крестом или полукрестом?

На этот вопрос нет однозначного ответа, потому что оба варианта хороши и, более того, прекрасно сочетаются между собой. Объединение даст эффект трехмерного изображения, позволит выделить рельеф картины.

Обычно полукрестом берутся вышивать фон, тень, затеняющие элементы, оттенки. Такой рисунок выглядит легче, прозрачнее и отлично «разбавляет» картинку, придает невесомости вышитому объекту.

Как вышивать полукрестом начинающим рукодельницам?

Все мастерицы любят его за легкость выполнения, его сделать гораздо быстрее, чем обычный крестик. А для начинающих он будет легким примером для тренировки. Сейчас речь пойдёт именно о полукресте, а не о схожем гобеленовом стежке. У техники такой вышивки нет ничего сложного и непонятного, вам нужно просто выполнить ряд стежков по диагонали.

Считается, что заполнять объект гораздо удобней горизонтально и тогда изнанка покроется ровными вертикальными рядами. То есть название техники говорит само за себя. Вы просто выполняете половину обычного крестика - одну диагональ.

Сначала нужно поднять иглу на лицевую сторону рисунка на левый нижний угол. Потом выполним стежок по диагонали в правый верхний угол и вкалываем иглу на изнаночную сторону в левый нижний угол клетки. Опять делаем диагональный стежок. Таким образом делаем ряд диагональных стежков слева направо. Не очень привычно делать проколы не к себе, поэтому для удобства можно перевернуть работу, пока рука не привыкнет к такой технике.

В какую сторону надо вышивать полукрест?



Направление вышивки может быть в любую сторону: как справа налево, так и наоборот. Автор или производитель схемы обычно указывают в инструкции к вышивке, в какую сторону должны быть уложены рядочки. Читать инструкции разработчика важно, потому что от направления часто зависит общий смысл картины, ее очертания и логика рисунка. Полезным будет научиться вышивать во всех направлениях, чтобы не сбиваться при вышивании разных картин.

Если в схеме присутствуют и крестик, и полукрест, то схема стежков должна быть в ту же сторону, в которую проходит верхний стежок крестика. Это будет выглядеть правильно и аккуратно.

Как правильно сделать вышивку полукрестом

Заметим еще один важный факт. Если один ряд вышит снизу вверх, то следующий непременно наоборот - сверху вниз. Это нужно для того, чтобы предотвратить провисание ниток с изнанки. При этом выбранное направление остается всегда без изменений. Техника состоит в том, что одна клетка равняется стежку. Схема вышивания должна обязательно соблюдаться. По описанию этого принципа становится понятно, как вышить нижний полукрест - просто закрепить последний шов в конце ряда.

Если сравнивать участки, которые выполнены крестом и полукрестиком, то невооруженным глазом видно, что крестик выглядит намного темнее. Плавный переход к светлым тонам может быть достигнут при помощи уменьшения сложений с 3-4 до 2-1.

Часто вышивку полукрестом путают со схемами «петит » или так называемой гобеленовой вышивкой. Внешне эти два вида не отличаются, а вот техника их вышивания принципиально разная. Отличия в вышивании заметны с изнанки, именно по причине разной техники. При всем этом их схема может быть абсолютно идентичной.

Полукрестик имеет стежок с изнаночной стороны, который делает самое минимальное расстояние между двумя нитями лицевой стороны. Вышивка петит с изнаночной стороны выглядит как косая диагональная вышивка, которая проходит по большим отрывкам между следами выхода нитки.

Частое применение петит находит при общей зашивке любой поверхности. Этим способом достигается достаточная плотность и равномерность зашивки. Если нужно сделать эффект гобелена, его идеально заменит наш шов. В этом случае используем технику, когда вышить нужно крестик и полукрест с чередованием по очереди.

Петит обычно вышивют на специальных гобеленовых тканях: кордова, страмин и ткани, у которых плетение через нить. Это - корзинное плетение. Полукрест делается на тканях блочного плетения. Эта ткань - Аида. Можно воспользоваться и тканью через две нитки основы, а иногда и через нить основы.

Можно выделить основные плюсы вышивания полукрестом:



  • высокая скорость вышивания, по сравнению с другими техниками (особенно петит или обычные крестики);
  • малый расход ниточек для вышивания;
  • внешний вид отличается глубиной тона и позволяет играть с насыщенностью цвета путем изменения количества сложенных ниток.

Минусом техники является только неаккуратность по сравнению с крестиками, особенно с изнаночной стороны. Однако этот минус легко убирается с приобретением опыта вышивания.

Сколько бы техник и способов не придумывали рукодельницы, производители и авторы при выборе того, как вышить полукрестами, решать только вам. Не бойтесь пробовать новые техники - только так вы можете придумать свой личный способ, и ваши творения приобретут неповторимую индивидуальность!

Ручная вышивка - один из непременных участников почти каждого модельного показа. Приобретя популярность столетия назад, этот вид декоративного рукоделия остается на пике до сих пор. Украшают вышивкой практически все - от одежды до предметов интерьера. Применяют многочисленное количество стежков. Модельеры и талантливые швеи тратят не один день на то, чтобы разобраться, как вышивать. Полукрестом, крестом, гладью, рококо, навивкой или стежками - каждая методика требует большой усидчивости, внимания и терпения.

Допускать ошибки в подобных работах нельзя - каждая техника специфична тем, что даже маленькая ошибка будет бросаться в глаза не только специалистам, но и простым потребителям. Например, техника полукрестов при неравномерном и неправильном расположении наклонных черт может существенно испортить внешний вид изделия. Вместо аккуратного ровного рисунка будет получаться путаница, работа будет смотреться неаккуратно.

Виды стежков

В вышивании иглой есть масса разновидностей стежков. Большая часть полотна обычно заполняется классическим равносторонним крестом. Однако есть схемы, в которых кроме стежков классических присутствуют неполный крест, бекстич, 1/4 и 3/4 креста, а еще французские узелки. Каждый из видов стежков имеет непосредственно отношение к вышивке крестиком, потому освоить большинство их них со временем приходится каждой вышивальщице. Разбираться с тем, как вышивать полукрестом, необходимо подробно и внимательно. Малейшие ошибки в вышивке будут стоить часов переделывания полотна.

Технология вышивания крестиком

Вышивка крестиком знакома большинству еще из детства - у многих бабушек висел на стене ковер с оленями, вышитый вручную. Это невероятно кропотливый труд, оценить который по достоинству может не каждый. Чтобы научиться вышивать крестиком, необходимо освоить навык прокладывания нитей.


Для работы потребуется канва ("Аида" или "Лен-32"). Канва - это вид основы для вышивания. Она плотная и прочная, отверстия, в которые вводится игла, хорошо видны. Некоторые мастера для работы с мелкотканной материей используют канву, которую мотом вытягивают из работы. Так работают, например, с белой тканью и белыми нитками - канва используется контрастного цвета, чтобы белое на белом не утомляло глаз.

Направление движения иглы

Для выполнения традиционного креста необходимо взять иглу для вышивания (она тоньше классической и острее) и нитку. Вышивают нитками, специально предназначенными для этого. Их можно приобрести в магазинах для рукоделия. Легко разобраться, как вышить полукрест. Техника проста.

На выбранной канве делается первый стежок. Для этого иглу с нитью с изнаночной стороны вкалывают в левый нижний угол квадратика. Затем острие иглы вводится с лицевой стороны на изнанку в верхний правый угол. На лицевой части получается диагональный стежок, направленный слева направо. Из этой точки с изнаночной стороны игла выводится в нижнюю правую точку на лицевую сторону. Затем прокладывается очередной диагональный стежок - из правой нижней точки в верхнюю левую. Игла выводится наружу. В результате получается крестик традиционный.

Вышивание ряда крестиков

Если необходимо вышить ряд крестиков, то сначала выполняется необходимо число наклонных линий, например, до места смены цвета, а затем сверху в обратном порядке прокладываются стежки в другом направлении.


При такой технике вышивания на изнаночной стороне будут видны только ровные палочки с редкими более длинными переходами - так будут отображаться смены рядности. Большинство мастеров со временем приходят к мысли, что можно иногда пожертвовать красотой изнанки ради того, чтобы лицевая часть выглядела красиво. Особенно это может быть актуально для вышивания полукрестов.

Техника вышивания полукреста

По сути, полукрест получается в том случае, когда вышивают первую палочку для полного креста. При движении иглы из нижнего левого угла в верхний правый получается наклонная палочка, которая и является полукрестиком. Рукодельницы всего мира согласны, что каждая методика может быть изменена под нужды мастера. Для того чтобы разобраться с вышивкой и не напутаться в узоре, необходимо внимательно читать описание к схеме.

Особенности полукреста

Недостаточно разобраться с тем, как вышивать полукрестом. Для начинающих часто становится непонятной методика работы. Вышивка такой техникой имеет много особенностей и технологических нюансов, знать которые полезно перед тем, как приступать к работе.

Как правильно вышивать полукрестом, чтобы работа смотрелась красиво:

  • Для разных частей схемы могут применяться разные углы наклона стежков. Перед началом работы важно внимательно прочесть инструкцию. Считается основным наклон слева направо, это низ полного крестика. Однако есть рисунки, в которых применяются разные наклоны одновременно.
  • Данная методика вышивания показывает недостатки лицевой стороны очень четко. Непозволительно допускать огрехи. Первый и последний стежки должны быть вышиты особенно аккуратно.


Определенные нюансы связаны с движениями иглы:

  • Из-за частого движения иглы могут возникать перевивы. Для того чтобы нитка не перекручивалась, необходимо иногда отпускать иглу свободно повисеть. Так раскрутится накрученная нить, и вышивка будет смотреться красиво.
  • Для закрепления нити с изнаночной стороны потребуется большее количество стежков, чем при классической вышивке.

Вышивать в этой технике можно не только по прямой, однако есть нюансы:

  • Вышивка может просвечиваться. Для того чтобы вышить один темный крест в окружении светлых, лучше сделать несколько стежков в одном и том же месте, но нить взять в более тонком сложении. В этом случае конец нити, которой затем будет пропускаться под светлыми, не будет заметен и не испортит рисунок.
  • Разобраться с тем, как вышивать полукрестом, несложно. Важно следить, чтобы результат работы не испортился пяльцами. При перерывах или прекращении процесса нужно снимать рамку, пяльца и любой вспомогательный инструмент. Даже неаккуратно рукой можно сдвинуть нитку.
  • Работа может менять форму в зависимости от наклона стежка. В багетной мастерской это могут откорректировать.
  • При использовании канвы следует избегать слишком сильного натяжения полукрестика. В противном случае появятся дырочки в местах проколов ткани.

Направление вышивания

Разобраться с тем, в какую сторону вышивать полукрест, сможет каждый. Главное, чтобы лицевая часть была ровной.


Для того чтобы продвигаться полукрестиками по диагонали, необходимо иглу выводить не по прямой, а под углом, немного сдвигаясь в диагональном направлении. Тогда будет получаться ровная линия из направленных в одну сторону полукрестиков.

Частичный крестик

Кроме понятия крестика существует еще комбинированный полукрестик. Он вышивается легко, но требуется некоторая сноровка. В зависимости от того, верхний будет полукрестик или нижний, вводится игла, и делается первый стежок. Рассмотрим, верхний полукрест. Как вышивать его, понять легко. Могут быть левонаправленные и правонаправленные верхние или нижние крестики. Первый стежок делается из верхнего левого угла. Острие иглы вкалывается в правый нижний угол. Затем вышивают часть крестика. Для этого кончик иглы выводится в верхний правый угол и вводится в середину клетки.

Верхние и нижние полукрестики должны, как и любой крестик, иметь одинаковое направление верхнего стежка. Если первый длинный стежок делается из нижнего угла, то все стежки должны в этом ряду начинаться так же. Часто стараются первой вышить маленькую часть, а только потом перекрывают ее длинной стороной. Для этого сначала делают так, как вышивать полукрестом. Для верхнего комбинированного крестика игла сперва с изнаночной стороны вводится в верний левый угол. Вкалывается острие не в нижнюю точку, а в середину квадрата, в место переплетения четырех прядей, из которых состоит клеточка канвы. Затем иголка выводится с изнаночной стороны в левый нижний угол. Входит игла после этого в правый верхний угол и выводится в середину или нижний левый угол следующего элемента.

Большая часть тканей, которые используются как канва, позволяют не слишком пристально следить за тем, какая часть вышивается в комбинированном крестике. За счет движения волокон получается так, что пряди сдвигаются, а большая и маленькая черточки оказываются встык. Важный момент: необходимо следить, чтобы большая черта перекрывала маленькую и не было пробелов. Если вколоть иглу слишком далеко от пересечения волокон клетки канвы, то в середине может образоваться выступ, который будет виден. Таким образом, в одной клетке, из которой получается один традиционный крест, можно вышить 4 маленьких.

Применение методик

Разобравшись, как вышить крест и полукрест, можно браться за работу над картинами с частичной вышивкой. Данные виды стежков применяются для того, чтобы более реалистично передать фактуру на изображении, качественно прорисовать черты лица или переход от одного цвета в другой сделать плавне.

Очень красиво смотрится комбинированный полукрест. Как вышивать его, можно посмотреть на схемах. В сочетании с традиционными техниками такие работы смотрятся нетривиально и реалистично.

Поделиться: