Экскурсия в Собор Святого Петра в Риме — что смотреть. Собор Святого Петра: история и как посетить

Собор Святого Петра - главная достопримечательность не только Ватикана, но и Рима. Свое название он получил от могилы апостола Петра, предположительно находящейся на этом месте. Это грандиозный собор, внутри которого могут поместиться крупнейшие храмы Европы. Высота купола собора - 136 м. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра.

Собор строился около 50 лет и был почти полностью завершен в 1607 году. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади.

Обычно посещение собора Святого Петра является продолжением экскурсии по музеям Ватикана. После осмотра Сикстинской капеллы мы спускаемся во внутренний дворик, и переходим в собор Святого Петра.

Группы идут одна за другой непрерывным потоком

По пути я снимаю скульптуру в нише зданий

В источнике можно бесплатно попить святую воду

Источник «Святой воды»

Известно, что в Собор Святого Петра ведут 5 дверей. Одна из дверей, ведущих в Собор, особенная. Это Святая дверь, она замурована бетоном. Открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и Папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой yobel, откуда и произошло слово «юбилей».

Нам повезло, что нынешний папа Франциск решил сократить этот срок до пятнадцати лет. Последний Юбилей был в 2000 году, а новый начался в декабре 2015 года, и поэтому до 25 декабря 2016 года дверь открыта. Поторопитесь, кто хочет ее увидеть

Фрагмент Святой двери.

16 прямоугольных панелей Святой двери разделены гербами 36 римских пап, праздновавшие очередные юбилейные годы. Основная тема сюжетов, изображенных на панелях, это искупление грехов человека по милости Божией. Господь стучит в дверь каждого и ждет, что мы откроем ему.

Снимать приходится над головами, идет сплошной поток, и останавливаться нельзя. Поэтому показываю только несколько верхних панелей.

Вверху: Благовещение.

Внизу: Возвращение блудного сына (слева) и Исцеление расслабленного (справа).

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

По всему периметру Собора Св. Петра идут многочисленные капеллы, каждая из которых по-своему прекрасна. В первой капелле правого нефа рядом со Святой дверью находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà).

Скульптура была высечена из единого блока белого каррарского мрамора, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец”. Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына – Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром. Микеланджело был первым мастером, который полировал свои мраморные скульптуры. В результате они гладкие и блестящие, до него этого никто не делал. Лет тридцать назад, когда я здесь был первый раз, к Пьете можно было подойти вплотную. После того, как какой-то вандал набросился на статую с молотком и повредил ее, теперь она находится под специальным стеклом. У ограждения, за которым находится Пьета, всегда стоит много народу. Мы тоже долго стояли там, разглядывая детали и восхищаясь тем, насколько точно гений Микеланджело смог передать тончайшие эмоции скорбящей матери и детали тела и одежд.

Собор Святого Петра хранит бесконечное множество знаменитых памятников, в том числе бронзовую статую XIII века Св. Петра Благословляющего, которой приписываются чудодейственные свойства.

.

Статуя Святого Петра Благословляющего

Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

В левой руке Святой апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором Св. Петра. Буквы выполнены из меди. Чтобы отметки были видны, их огораживают от туристов бордовыми барьерами.

Знаменитый купол, сконструированный Микеланджело, составляет в диаметре 42,5 метра.

Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором. Стоять, задрав голову кверху, и разглядывать купол Собора и детали его декора можно часами.

В самом центре купола изображен Бог-отец. Вокруг надпись по-латински: "S. PETRI GLORIAE SIXTUS PP. V.A. MDXC PONTIF. V." ("К славе Св. Петра, папа Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата")

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 4-этажному зданию.

Считается, что под ним и находится место, где был похоронен апостол Пётр. Лестница отсюда ведёт вниз, в ватиканский некрополь.

Сквозь балдахин видна созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло Св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.

Внутри собора множество капелл, где находятся статуи и скульптуры, надгробия и гробницы римских пап и императоров. Богатство внутреннего убранства просто поражает своим великолепием!

Все папы похоронены в некрополе под Собором Святого Петра. Надгробия лишь самых достойных из них установлены в самом соборе.

Одним из таких был папа Бенедикт XIII

Ангелочки, держащие сосуд со святой водой. В разных местах они разные

Гробницы, выполненные итальянскими мастерами, уже сами по себе - произведения искусства.

Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII

Блаженный Иоанн XXIII (25 ноября 1881 - 3 июня 1963), римский папа с 1958. Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Итальянцы называли его "Добрый папа".

Алтарь Непорочного зачатия в капелле хора. Мозаика 1744-47 гг. по картине Bianchi с изображением Непорочной Девы в славе, окруженная ангелами. 8 декабря 1854 г. в день установления догмата Непорочного зачатия папа Пий IX украсил изображение Марии короной, через 50 лет папа Пий X добавил 9 звезд,

Роскошь и грандиозность

Конная статуя императора Карла Великого, первого кого короновали в соборе (старом)

Карл Великий преклонил колени, когда в 800 в рождество он был коронован папой Львом III императорской короной.

Выходим из Собора Святого Петра и направляемся к площади

Площадь Святого Петра

Вход и выход из Ватикана охраняется швейцарской гвардией.

Швейцарский гвардеец

Бросается в глаза пестрая форма, восходящая еще к XVI веку. С тех пор она почти не изменилась: шлем или берет, белый воротник, камзолы и панталоны в красно-желто-голубую полоску. По преданию, форму папских гвардейцев придумал Микеланджело.

Единственным оружием швейцарских гвардейцев на протяжении многих веков была двухметровая средневековая алебарда.

Гвардия официально была основана в 1506 году, и в ней насчитывается чуть более 100 человек. Гвардейцы выстраиваются в почетный караул во время приемов и государственных визитов в Ватикан. Гвардейцы отвечают также за личную безопасность Папы, сопровождая его во время выездов на площадь Святого Петра на специальной бронированной машине (так называемом «папамобиле»).

Два швейцарских гвардейца - представители вооружённых сил государства Ватикан. Им запрещено жениться, носить усы и бороду, иметь рост ниже 174 см и возраст меньше 19 и больше 30 лет. Кстати, в гвардию принимают только холостяков. Жениться они могут только по специальному разрешению, которое выдаётся тем, кто прослужил более трёх лет и имеет звание капрала, причём их избранницы обязательно должны придерживаться католического вероисповедания.

Пройдя несколько метров, мы попадаем на Площадь Святого Петра - самую большую римскую площадь, ее размеры - 340 на 240 метров. Площадь была спроектирована Джованни Лоренцо Бернини в 1656-1667 гг.

Вид на собор Святого Петра со стороны площади.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра. Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.

В заключение несколько фото самой площади

Площадь Святого Петра двумя дугами окружают величественные колоннады, украшенные великолепными скульптурами из 140 статуй. В центре находится древнеегипетский обелиск, доставленный сюда по приказу императора Калигулы в 37 г.

В левой части фото над колоннадой видна часть резиденции Папы Римского. Отсюда Папа читает воскресную проповедь.

Площадь Святого Петра

Собор Святого Петра и площадь неоднократно описаны во множестве источников, но ни один из них не может передать то священное и почтительное чувство, которое возникает при его непосредственном зрительном восприятии.

Мы прощаемся с Собором Святого Петра и с Ватиканом, и говорим Италии: «До свидания!»

Апрель, 2016

Более подробно с музеями Ватикана и с наиболее интересными экспонатами в них можно познакомиться в книге:

ВАТИКАН

Что можно увидеть за один день в Ватикане, какие музеи осмотреть, на что обратить внимание и как лучше подготовится к такой экскурсии? Книга снабжена большим количеством фотографий, и может служить своеобразным путеводителем по музеям Ватикана, а также виртуальным гидом для тех, кто готовится к такой поездке.

Цена книги 100 рублей

Свои первые знания о Ватикане я получила из уроков географии. Запомнился он мне как самое маленькое государство, а ещё тем, что находится он на территории итальянской столицы. Символом Рима по праву считается , ну а центром Ватикана, бесспорно, – Собор Святого Петра.

Купол самой значимой в мире католической церкви возвышается над городом и виден из многих точек Рима. Здесь всегда много как паломников, так и простых туристов. Но, благодаря своим масштабам, ни на площади, ни в самом Соборе нет ощущения скученности.

Немного истории

Если вы, как и я, сторонник пеших прогулок, что крайне желательно в Риме, то сюда можно дойти от других исторических мест. Например, от Фонтана ди Треви дорога займет полчаса, а по пути можно еще раз полюбоваться и Замком Святого Ангела.



От площади Испании также не более 30 минут пешком.


Однако, ввиду близости я бы объединила осмотр Собора и посещение Ватиканских музеев. Но на это лучше выделить целый день, так как от переизбытка прекрасного мозг перестает воспринимать новые красоты. Билеты в музеи следует заказать по интернету заранее, выйдет чуть дороже, но зато избежите длинной очереди и тем самым сэкономите пару часов.

Архитектурные особенности Собора Святого Петра

Архитектурный стиль собора определила эпоха Возрождения и самые именитые мастера барокко. В 1506 году начались работы Донато Браманте, который в оснуву проекта положил свой план храма Темпьетто в Риме. И только в 1626 году собор был освящен папой Урбаном VIII.

Фасад собора

Насколько мне известно, современный вид фасад приобрел в 17 веке, работы велись архитектором Карло Мадерна. Его ширина 118, а высота 48 метров. По карнизу фасада расположены статуи Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов.


В кафедральный собор ведут пять дверей: Дверь Смерти открывается только для похоронных процессий, Дверь Добра и Зла, Дверь Филарете, Дверь Таинств и Святая Дверь, которую размуровывают раз в 25 лет перед Рождеством.

Убранство собора

В длину собор 211 метров, внутри он разграничен на три нефа. Центральный отделен от боковых арочными сводами, и здесь находится алтарь с погребением апостола Петра.


Над ним на высоте 29 метров выстроен бронзовый балдахин работы Бернини.


Рядом установлена бронзовая фигура Петра. По поверью, если подержаться за его стопу, то исполнится задуманное. По истертости стоп можно понять, как часто верующие прикладываются к ним.


Внутри собора насчитываются многочисленные колонны и статуи, алтари и гробницы понтификов, которые, я считаю, сами по себе являются предметами искусства в исполнении Джотто, Бернини, Микеланджело, Торвальдсена.

В правом нефе внимание приковывает скульптура «Оплакивание Христа» (Pieta’) – шедевр молодого Микеланджело, высеченный из единого куска мрамора. На ленте Мадонны надпись гласит «Микеланджело – Флорентиец». Теперь, после серьезных повреждений от рук маньяка в 1972 году, скульптура стоит в корпусе из пуленепробиваемого стекла.


В соборе хранится наконечник копья Лонгина, пронзившего Христа уже на распятии.

Купол

Купол собора – одна из выдающихся работ Микеланджело Буонаротти. Именно он задумал венец собора таким, какой он есть. После его смерти Джакомо Делла Порта внес некоторые изменения, слегка вытянув. Но основная идея – шестнадцатигранное основание – принадлежит Микеланджело.


Посетителям предлагают подняться на смотровую площадку, чтобы посмотреть с высоты на Рим и . Внешняя высота купола составляет 133 метра, внутренняя – 117 метров, внутренний диаметр – 42 метра. На купольном фризе начертаны слова Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою…»

Соборная площадь

Соборная площадь являет еще один пример гениальности Бернини, над которой он трудился с 1656 по 1667 годы. По форме напоминая овал, она, мне кажется, словно заключает в объятия всех пришедших сюда. Сто сорок статуй святых венчают два полукруга, а четыре ряда колонн имеют две геометрические точки – белые круги рядом с обелиском, откуда колонны визуально выстраиваются ровно друг за другом.


Обелиск, доставленный из Египта в I веке, еще служит солнечными часами, благодаря разметке на земле. На площади установлены два идентичных фонтана, один – работы Бернини.

Часы работы Собора Святого Петра

В зимний период с 1 октября по 31 марта Собор открыт с 7.00 до 18.30.
В летний период с 1 апреля по 30 сентября с 7.00 до 19.00.
Вход для всех свободный.

По информации на официальном сайте подъем на купол в зимний период открыт с 8.00 до 17.00, в летний с 8.00 до 18.00. Но в действительности часы работы могут незначительно отличаться. Часть пути можно преодолеть на лифте за 8 €, оставшиеся 320 ступенек придется пройти пешком. Полностью пеший подъем в 551 ступень стоит 6 €. Для смотровой площадки ограничений по одежде нет, но после спуска вас могут попросить сразу выйти без посещения собора, если одежда слишком открытая.

Малоизвестно о ресурсах для сооружения Собора Святого Петра и о том, что связывает его с Санкт-Петербургом:

Бронзу и мрамор для строительства и убранства собора специально никто не добывал. Необходимый материал просто извлекали из античных зданий, в том числе из . У римлян ходит поговорка «Что не сделали варвары, сделали Бернини и Барберини».
По велению императора Павла I именно Собор Святого явился прототипом для создания плана строительства Казанского собора в Петербурге. Конечно, у Воронихина получился свой проект, но внешнее сходство очевидно. И каждый раз, проходя мимо, я вспоминаю Basilica di San Pietro.


И напоследок

На мой взгляд самое оптимальное время для поездки в Рим - это апрель и октябрь. Уже/еще достаточно комфортная погода для прогулок и экскурсий в легкой одежде, не дождливо, гораздо меньше туристов. А в октябре море, что плещется в 30 км от Рима, еще довольно теплое. Но какое бы время года вы не выбрали, своды Собора даруют прохладу жарким летом, укрывают от дождя и ветра зимой, а в душе оставляют ощущение покоя и величия одновременно.

Главный храм Рима, Собор святого Петра, построен на месте захоронения апостола Петра, распятого в 64 или 67 году нашей эры. Могила святого Петра всегда была очень почитаема последователями Иисуса Христа. Первым римским императором, который повелел возвести над могилой святого Петра храм, стал Константин Великий.

Строительство главного храма католического мира, начавшееся в начале IV столетия, длилось несколько десятилетий и завершилось в 349 году. Надзор за ходом строительства был поручен папе Сильвестру I. Этот храм назвали Константиновой базиликой. Могила Петра быстро стала местом паломничества христиан.

В 846 году Константинова базилика была разграблена арабскими пиратами. Папа Лев IV дает указание окружить ее и прилегающие здания оборонительной стеной. Так и возник прототип папского города-государства, современного Ватикана.

Больше чем за тысячу лет базилика сильно обветшала, и ее реставрация стала считаться неоправданно дорогим проектом. Папа Юлий II в начале ХVI столетия отдает распоряжение о постройке на том же месте новой церкви. Автором нового проекта стал Донато Браманте. Нужно отметить, что строительство нового собора не нашло понимания и поддержки у горожан, а автора проекта стали называть мастером-разрушителем. Строительство же нового храма заняло больше ста лет. Все это время он уточнялся и дополнялся. В разное время строительством собора святого Петра в Риме руководили такие великие мастера как Микеланджело и Рафаэль. Микеланджело, основываясь на идеях предшественников, создал новый план отдельных деталей собора. Но до 1564 года, когда смерть остановила его, он успел возвести только основание купола собора.

Главный храм Рима, Собор святого Петра, фото с воздуха.

Главный фасад.

С начала ХVII столетия строительство возглавил Карло Мадерно. По проекту Мадерно базилика формирует в плане, вместо изначально предполагавшегося греческого, латинский крест. За счет этого храм святого Петра в Риме вмещает 60 тысяч человек.

Главный алтарь в центре храма, под куполом, который спроектирован Микеланджело, поставлен прямо над могилой апостола. Над алтарем возносится спроектированный Лоренцо Бернини огромный балдахин. Он ограждает место, где покоится прах апостола Петра. Для воплощения проекта по указанию Папы Урбана VIII были переплавлены бронзовые балки из портика Пантеона. Сзади, накрытый балдахином трон из дерева и слоновой кости. Ученые уверены, что именно на этом троне и сидел святой Петр в то время, когда был папой Римским.


Статуя апостола Петра находится справа от алтаря и является особо почитаемой реликвией с того времени, как папа Пий IX в середине XIX столетия объявил о пятидесятидневном отпущении грехов за целование стопы святого Петра после исповеди. К нашему времени эта деталь стопы на скульптуре почти стерлась от прикосновений миллионов верующих.

Интерьер главного храма Италии выдержан в стиле барокко. Автором многих деталей является Лоренцо Бернини. Им же спроектирована и просторная площадь перед Собором святого Петра.

Обелиск, что стоит на площади святого Петра, высокая каменная стела ХIII столетия до нашей эры, был привезен из Египта. Почти 1500 лет он простоял в цирке Нерона. И только в 1586 году по указанию папы Сикста V архитектор Доменико Фонтане переносит обелиск на площадь возле собора. И уже Лоренцо Бернини, позднее делает его центром овальной площади.

Собор святого Петра в Риме украшает знаменитая «Пьета» Микеланджело. На облачении божьей матери высечено на латыни: «Микеланджело Буонарроти, флорентинец, сделал это». «Пьета» — единственное произведение великого итальянца, на котором он оставил свою подпись. Ни до, ни после этого великий художник никогда не подписывал свои работы.

«Пьета» Микеланджело.

В подземелье собора святого Петра в Риме находится могилы 148 умерших пап и могила последнего папы Римского, Иоанна Павла II.

Архитектурный шедевр, собор святого Петра в Риме – главный храм католического мира уже увидели и, надеемся, еще увидят миллионы паломников и туристов со всего мира.

Видео про Собор святого Петра:

ПС: можно увидеть больше красивых фото.

Собор святого Петра на карте:

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

В течение полутора столетий множество архитекторов принимали участи в строительстве собора Святого Петра, нередко в корне меняя замыслы своих предшественников. Несмотря на это, храм производит удивительно целостное впечатление, всей своей архитектурой и внутренним убранством излучая невероятное достоинство. Ансамбль собора и площади Св. Петра образуют великолепную сцену для выхода папы римского и репрезентации христианства.

Свести значение собора Святого Петра исключительно к его архитектурным достоинствам - значит позабыть о его статусе христианской святыни и той роли, которую он сыграл в судьбоносном повороте, ознаменовавшем новый этап развития западного искусства, архитектуры и культуры в целом. Этот храм - не просто историко-архитектурный памятник. В стенах главной святыни Римской католической церкви в полной мере проявили себя мировое искусство, история и духовное развитие.

Собор посвящен апостолу Петру, первому епископу Рима, преемниками которого считаются все папы римские. Вплоть до начала 1990-х гг., когда в Республике Кот-д"Ивуар была построена еще более крупная церковь, собор Святого Петра был самой большой христианской сакральной постройкой.

Время работы:
ежедн. 9.00 - 18.00;
вход бесплатный.

История

Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине - пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.

Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями - всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.

В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».

Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем - да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.

В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.

Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет - за это время успело смениться 20 пап - от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.

Внутреннее убранство собора

Внутри собор Святого Петра потрясает своими масштабами: длина 186 м, высота в центральном нефе - 45 м, а с куполом - и все 119 м. В центре главного нефа напольные плиты содержат размеры самых значительных кафедральных соборов мира, позволяющие сопоставить их с размерами собора. На красной порфировой плите Главного портала, там, где находился прежний алтарь, папа Лев III в Рождество 800 г. возложил корону римского императора на голову Карла Великого. У четвертого столба справа - бронзовая статуя сидящего св. Петра (XIII в.), чья правая ступня отполирована поцелуями верующих.

В дополнение к главному куполу и восьми боковым интерьер собора Святого Петра украшают 800 колонн и 390 колоссальных статуй из туфа, мрамора, гипса и бронзы. Здесь имеется 45 отдельных алтарей. Посетители попадают в базилику через массивные бронзовые двери. Рядом имеются «Святые двери», которые открываются только для того, чтобы папа провозгласил праздник или святой год.

Купол собора

Двойной купол собора диаметром 42, 2 м над папским алтарем опирается на мощные столбы, а между ними в нишах стоят статуи св. Елены, св. Вероники, св. Лонгина и св. Андрея. На кольце купола латинская надпись: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою... И дам тебе ключи Царства Небесного». Над галереей внутри тамбура между двумя слоями купола лестницы ведут к фонарю, откуда открывается грандиозный вид на площадь Святого Петра, на Ватикан и Рим (вход в левом боковом нефе или справа в притворе).

Папский алтарь

Над Папским, или Главным, алтарем на четырех витых позолоченных колоннах - огромный бронзовый балдахин (киворий), созданный в 1633 г. Бернини по заказу папы Урбана VIII. Перед алтарем двойная лестница ведет вниз, к Confessio - месту, где предположительно находится гробница апостола Петра. Еще один шедевр Бернини - кафедра Св. Петра в апсиде. Четыре Отца Церкви поддерживают епископское кресло Петра, над спинкой которого два путти держат ключи и тиару - символы папской власти, а над ними парит символ Святого Духа.

Апсида

В первой капелле правого бокового нефа хранится великое творение Микеланджело - скульптурная группа «Пьета», созданная по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола (тогда ему было 24 года) для его будущего надгробия (1498-1499). Юная Мария держит на коленях снятого с креста Христа. Микеланджело оставил свою подпись на ленте на груди Марии. Из множества папских надгробий в боковых нефах особенно впечатляет барочное надгробие папы Александра VII - величайшее драматичное творение Бернини (1672-1678). Окруженный четырьмя фигурами добродетелей папа взирает на свою смерть.

Ватиканские гроты

Ватиканские гроты (Sacre Grotte Vaticane), туда спускаются от колонн на пересечении продольного и поперечного нефов; они представляют собой крипту, построенную при возведении новой базилики. Тогда уровень пола был поднят на 3,5 м. Под Главным алтарем - рака со святыми мощами, здесь похоронены папы Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI и Иоанн Павел I. Эти гроты к немецкому кладбищу Ватикана, что слева от собора.

Одежда:

Не допускается посещение в шортах, одежда с открытыми плечами и мини-юбки. Правила одинаково строгие как для мужчин, так и для женщин. Даже, если Вы прошли через представителей охраны на Площадь Святого Петра, смотрители Вас могут не пустить внутрь музеев и в Собор.

Факты

  • Статус: Поскольку это парадный собор Папы Римского, вряд ли будет правильно называть его кафедральным.
  • Размеры: Базилика длиной 211 м, шириной 1 32 м и высотой 1 38 м.
  • Размеры купола: Диаметр купола 42,34 м. Высота от нижнего края до креста ок. 43 м.

Хронология

  • 324: По приказу императора Константина на горе Ватикан построена базилика Святого Петра с пятью алтарями.
  • 18 апреля 1506: Заложен первый камень нового храма.
  • 1514: Умер первый руководитель работ, архитектор Браманте.
  • 1515-1546: Работами руководят Рафаэль, да Сангалло и Перуцци.
  • 1547-1564: За строительство собора берется Микеланджело.
  • 18 ноября 1623: Папа Урбан VII освятил собор Святого Петра, строившийся 120 лет.

Его называют «сердцем Ватикана» и «Белой жемчужиной». Сегодня Собор является главной резиденцией Папы Римского, одним из главных католических храмов мира. Размеры Собора Святого Петра в Риме просто потрясают – огромный белый купол под синим небом Рима…

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра . Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Нерон согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан , которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов , пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций , но все равно к 15 веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела . Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то базилике, то центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным , а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо дела Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше , чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале 17 века центральная часть была увеличена , таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карлом Модерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с виа Делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джиованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в 1 веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима – ! Чем знамениты античные бани и почему так притягивают туристов?

Описание достопримечательности

По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест , который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).

Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными , которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Входов в Basilica di San Pietro имеется аж пять: Врата смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла и Святые врата. Через Врата смерти Ватикан провожает в последний путь умерших понтификов.

Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год , что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.

Перед центральным входом в Собор в Риме расположены скульптурные фигуры святых апостолов Петра и Павла.

Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.

Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (13 век) , которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.

Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело . От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.

Еще один шедевр Бернини – балдахин (кеворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.

Алтарь стоит на месте прежнего, только реконструированный и укрепленный. В полу проделано специальное «окно», через которое прихожане могут увидеть гробницу святого Петра.

На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты , гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с 15 века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.

Часы работы, стоимость билетов

Время работы собор Святого Петра в Риме ежедневно, с 9 до 19 часов (с октября по март – с 9 до 18 часов). Исключение составляет утро среды – каждую среду с утра Собор закрыт по причине проходящих в нем папских приемов.

Поделиться: