Духовный подвиг александра невского. Александр Невский — краткая биография

В связи с этим хотелось бы представить вниманию участников сообщества небольшой очерк, посвященный Св. Александру Невскому и смыслу его христианского подвига. Собственно - тому, за что мы почитаем его не только как политика и воина, но и как святого.

ПОДВИГ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО


Святой благоверный великий князь Александр Невский занимает совершенно особое место в ряду русских святых князей и в самосознании русского народа и Русской Церкви. Это первый в русской истории государь, смысл святости которого был усмотрен Церковью не в обращении язычников, не в мученической христианской кончине, и не в иноческих подвигах благочестия, а в военно-политической деятельности, причем деятельности, имевшей общенациональный масштаб.
Именно такая оценка смысла христианского подвига св. Александра преобладала и при его жизни и с самой его кончины, постепенно занимая все большее место в национальном сознании, - императором Петром Великим, совершившим символический акт переноса мощей св. князя из Владимира в Санкт-Петербург. Был установлен национально-религиозный культ Александра, ставший одной из агиополитических основ Российской Империи.
Даже в советский период именно почитание св. Александра, после периода раннебольшевистского нигилизма, возродилось первым, хотя и в чисто светском, атеистическом ключе, не как святого князя, но как защитника Земли Русской. Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна даже представляет Александра как носителя «языческого» русского начала в противоположность христианству, представленному немцами, что, разумеется, исторической действительности не соответствует. Показательно, что орден Александра Невского был единственной наградой, которую, независимо друг от друга, ввели Российская Империя и Советский Союз. Сейчас национальному почитанию Св. Александра возвращается его церковный, религиозный смысл.
Жизнь и подвиги св. Александра достаточно хорошо известны, поэтому имеет смысл не пересказывать их в хронологическом порядке, а указать на те смыслы, которые и послужили основой для церковного культа князя.
Первостепенное значение в почитании св. Александра имела героическая составляющая его подвига. Вопреки распространенному заблуждению, православная оценка героизма очень высока - культ святых воинов-мучеников органически дополнялся преданиями об их подвигах, - победах над врагами, змеями и драконами. В героизме видится духовная добродетель, которая и приводит воинов-мучеников к их последнему подвигу и последней победе, смерти за имя Христово. Невская битва и Ледовое побоище, составившие воинскую славу Александра, были примером именно героической победы, требующей дерзости, воинского хитроумия и личного мужества. Эти победы понимались как проявление особой добродетели князя и знак Божия благоволения к нему, и не случайно в Житии св. Александра рассказывается о прямо небесной помощи свв. князей Бориса и Глеба в ходе Невской битвы и о воинстве Божием, помогающем русским полкам на Чудском озере. В Житии воинские подвиги Александра последовательно сопоставляются с подвигами воинов ветхозаветных времен – Иисуса Навина, Самсона, Давида.
Однако авторы житий сопоставляют Александра и с античными героями – Александром Македонским, Ахиллесом, Веспасианом Флавием (хорошо известным русским книжникам по славянскому переводу «Иудейской войны» Иосифа Флавия). Особенно значимо первое сопоставление, - в лице Александра Невского Русь обрела своего Александра Македонского, непобедимого юного героя, «затворившего врата» от варваров. Здесь мы видим второй аспект подвига св. Александра - стояние за Русскую Землю. Формула что князь Александр «потрудися за всю Русскую Землю» уникальна в летописной оценке князей этого периода, бывших, обычно, правителями с удельными интересами. Военно-политическая деятельность Александра отразила опасность для всех русских земель на основных угрожающих направлениях, - шведском, немецком-прибалтийском, литовском, - где вторжения были отражены лично князем, и, наконец, татарском, где за все время княжения Александра не было ни одного набега.
Именно св. Александр признавался потомками создателем Русской Земли как целостного хотя бы в теории государственного образования (точнее, - воссоздателем после Батыева разорения). Александр закрепил за своими потомками Владимирское великое княжение, а за князьями Владимирскими исключительное право на княжение в Новгороде. Тем самым были очерчены границы той государственной территории, которая позднее была объединена и укреплена под властью Москвы. Именно очерченные Александром границы стали первоначальными границами новой Руси. Эта Русь постепенно осознала себя как Святая, как царство благочестия и как ковчег спасения для православных христиан после разорения латинянами Царьграда, запустения Киева и постепенного ослабления иных православных земель. Соответственно и сопоставление подвигов Александра с подвигами ветхозаветных героев приобрело и более глубокий смысл, - он предстает как защитник Святой Земли, подобный Самсону, Гедеону или Давиду, а не просто как политик и государственный деятель.
Эта трактовка, безусловно, не имела бы места, если бы современники считали справедливыми возводимые последующими историками клеветы на Александра как на мнимого виновника нашествия «Неврюевой рати», разорившей Владимир и заставившей бежать его брата Андрея. Александр не наводил на Русь татарской рати, но уже после нашествия был назначен Ордой великим князем на место Андрея, дабы восстановить Русь. Церковное сознание вообще не видело проблемы в отношениях Александра с татарами той проблемы, которую преувеличивают современные историки. По представлению автора Жития Александр своей личностью внушил Батыю глубокое уважение и добился установления для Руси достаточно привилегированных отношений с Ордой, а после разорения «Неврюевой ратью» земли Суздальской восстановил её: «воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их». При этом не следует излишне драматизировать политику св. князя, - он не делал «глобального геополитического выбора против Запада в сторону Евразии и Орды». Св. Александр был охранителем и попечителем святой Русской Земли и готов был к союзу и с римским папой (с которым вел переписку, закончившуюся, впрочем, решительным отвержением всех папских предложений), и с Ордой, но главное – не в ущерб интересам Русской Земли и безопасности ее людей. Заботу о людях и о земле, кротость, смирение и приветливость церковное Предание считает еще одной характерной чертой христианского подвига Александра.
Наконец, закат жизни св. Александра освящен жертвенным подвигом, последним путешествием в Орду с целью «отмолить» русских людей от татарского «налога кровью», участия в ордынских войнах. Кончина Александра, с принятием перед смертью монашества и схимы, как высшей формы отречения от мира, представляется автору жития наградой Божией за труды князя. Св. митрополит Кирилл – верный помощник св. Александра во всех церковных делах, характеризует его кончину в своем надгробном слове образом заката солнца: «Чада моя, разумейте, яко уже заиде солнце земли Суздальской!». Перед погребением Александра его святость обозначается знамением, очевидцами которого были церковные служители – рука князя сама раскрылась, принимая вкладываемую в нее разрешительную грамоту, а затем сжалась вновь.
Почитание св. Александра складывается на Руси сразу же по его кончине, - на его гробнице во Владимире служатся по важным случаям молебны и панихиды, велкий князь Московский Иоанн Иоаннович оставляет в завещании своему сыну Димитрию икону св. Александра. Однако церковное прославление св. князя совершается после Куликовской битвы. Накануне битвы пономарю церкви Рождества Богородицы, в которой покоилось тело князя, было видение - свечи в церкви сами собой загорелись, ко гробу подошли два старца и призвали князя на помощь его правнуку Димитрию Ивановичу, одолеваемому иноплеменниками. Св. Александр поднялся от гроба и стал невидим. Вскоре гроб св. князя был открыт и его мощи, пролежавшие в земле 117 лет, оказались нетленными. Мощи были положены в открытой раке, князю составлена служба и установлено местное почитание во Владимире, подтверждаемое происходящими у мощей многими чудесами. В 1547 году Стоглавый собор утверждает общецерковное почитание св. Александра и устанавливает днем его памяти 23 октября.
С этого участия св. Александра в Куликовской битве укрепляется его агиополитическая роль в качестве военного покровителя Русской Земли. В 1552 году перед походом на Казань Иван Грозный совершает молебен перед мощами св. Александра, один из спутников великого князя исцеляется и в этом очевиден Божий знак успеха похода. В 1571 году, во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея повторяется видение подобное Куликовскому, - свв. Борис и Глеб призывают св. Александра поспешить на помощь Москве. Интересно, при этом, что вслед за св. Александром свв. Борис и Глеб направляются к его предкам свв. страстотерпцам Андрею Боголюбскому и Георгию Всеволодовичу (павшему в бою с татарами на реке Сити) и Всеволоду Большое Гнездо и Ярославу Всеволодовичу, официальное почитание которых Церковью не было установлено, а также к св. Петру – царевичу Ордынскому. Знаменательно то, что в посмертных своих трудах как защитника Руси св. Александр берет своеобразный «реванш» за то, что невозможно было ему при жизни, подействует победе над восточными врагами Руси.
Петр Великий существенно реформирует церковный культ св. Александра, сведя его прежде всего к военному аспекту и ранним подвигам, совершенным на Северо-Западных рубежах Руси. Мощи святого в 1723-1724 гг. переносятся сперва в Шлиссельбург, а затем в Санкт-Петербург, основанный на месте Невской Битвы, в специально построенную для этой цели Александро-Невскую Лавру, становящуюся северным сакральным центром России. День перенесения мощей – 30 августа, одновременно – день заключения Ништадтского мира со Швецией, устанавливается в качестве дня празднования святому князю. Петр издает специальное распоряжение, запрещающее изображать св. Александра в одеянии схимника, отныне иконография св. Александра – это обязательно иконография святого воина, причем воина-монарха. В обычай входит изображение св. Александра по образу Всероссийских императоров – в горностаевой мантии, доспехе и с мечом в руках. Святой князь становится покровителем созданной Петром русской армии и того своеобразного «сакрального милитаризма» одушевлявшего военную идеологию императорской России. Однако за счет усиления этих черт в восприятии духовного облика св. князя, политическое и духовное значение его подвига было оттеснено на второй план и современной России имеет смысл возвратиться к более цельному видению деяний св. Александра, как одного из основателей Русского государства и защитника Русской Земли как земли святой.

Основные даты жизни и деятельности св. Александра Невского
1219, 30 мая - Рождение в Переяславле Залесском – уделе отца, князя Ярослава Всеволодовича.
1231 - Ярослав Всеволодович оставляет Александра с братом на Новгородском княжении.
1236 - Ярослав Всеволдович становится великим князем Киевским, а Александр Ярославич – самостоятельным князем Новгородским.
1237-38 - Батыево нашествие на Русь. Татарская рать не доходит до Новгорода
1239 - Брак Александра с полоцкой княжной Александрой
Лето 1240 - Шведский десант в устье Невы. Князь Александр с дружиной совершает стремительный рейд к месту высадки неприятеля и наносит неожиданный удар. 15 июля в ходе Невской битвы Александр наносит шведам сокрушительный удар, сам лично побеждает в поединке шведского предводителя и ранит его копьем в лицо.
Зима 1240 - Поссорившись с новгородцами Александр с женой и двором покидает Новгород. Тем временем немецкие рыцари из Ордена Меченосцев захватывают русские города Изборск и разбивают псковскую рать.
1241 - Возвращение Александра в Новгород, захват орденской крепости Копорье. Немцы захватывают Псков.
1242 - Поход Александра на земли Ордена, освобождение Пскова, битва на Чудском озере 5 апреля. Полный разгром войск Ордена. Меченосцы просят о мире и отказываются от любых претензий на русские земли.
1245 - Набег литовцев. Битва под Торопцом и разгром Александром литовского войска. Ссора с новгородцами, не желавшими продолжать поход на Литву. Александр с одной дружиной совершает поход в Литовские земли и наносит противнику несколько поражений. Прекращение на долгий срок литовских набегов.
1246 - в Монголии отравлен отец Александра вел. князь Ярослав.
1247 - Александр после перераспределения «столов» получает Тверь и вместе с братом Андреем едет в Золотую Орду, а затем в Монголию, к Великому Хану в Карокорум.
1249 - Великий Хан признает Александра старейшим из русских князей и поручает ему Киев, младшему брату Андрею передан Владимир.
1250 - Александр возвращается на Русь и селится в Новгороде. Первая болезнь Александра.
1252 - Нашествие на Владимирскую землю «Неврюевой рати» в наказание за неповиновение и антитатарский союз с Даниилом Галицким. Бегство Андрея. Разорение Переяславля. Александр получает ярлык на Владимирское княжение. Торжественный въезд Александра во Владимир.
1252-1263 - Княжение Александра во Владимире, восстановление разоренных русских земель. Сотрудничество со св. митрополитом Кириллом в деле укрепления Русской Церкви.
1255 - Приведение к покорности новгородцев, изгнавших старшего сына Александра – Василия.
1256 - Отражение попытки шведов построить город на реке Нарове и поход в Финляндию.
1258 - Поездка в Орду с неудачной попыткой отклонить проведение переписи населения.
1259 - Перепись в Новгороде. Татарский отряд под охраной дружины Александра входит в город. Александр не допускает столкновений.
1262 - Истребление сборщиков дани от Великого Хана во многих русских городах. В некоторых источниках сообщается, что это сделано по тайному повелению князя Александра. Поездка Александра в Орду с попыткой предотвратить посылку русских войск на подмогу хану Берке.
1263, 14 ноября - На обратном пути из Орды Александр умирает в Городце на Волге.

«Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися»
Тропарь св. Александру Невскому

«Слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться».
Житие Александра Невского XIII века

Нерсесов Дмитрий 15.07.2016 в 19:51

15 июля 1240 года состоялась Невская битва, в которой новгородский князь Александр Ярославич со своей немногочисленной дружиной разбил шведское войско, шедшее к Великому Новгороду. Именно после этой победы князь Александр получил имя Невского.

Значение победы, одержанной Александром и его новгородцами на берегах Невы, трудно переоценить. В ту эпоху без преувеличения решалась судьба русского народа и государства. Незадолго до этого Русь подверглась очередному страшному нашествию татаро-монголов хана Батыя. Обширные земли были разорены дотла, большая часть населения погибла или была угнана в рабство. Были разрушены Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов.

Но до северо-западных окраин Руси татаро-монголы не дошли. Великий Новгород, Псков, некоторые смоленские города остались невредимы. И именно они показались желанной добычей для немецких и шведских рыцарей.

Их манили богатства Новгорода - древнейшего торгового центра на пути "из варяг в греки", монополизировавшего торговлю (прежде всего, мехами) с племенами и народами, жившими на Севере и Востоке - по берегам Ледовитого океана и вплоть до Северного Урала. Расчет немцев и шведов был прост: они были уверены, что после Батыева нашествия Новгороду и Пскову неоткуда ждать помощи, а собственные их силы были ограниченны.

К тому же они полагали, что новгородский князь Александр еще молод (ему было 19 лет), не слишком опытен и не пользуется авторитетом среди свободолюбивых новгородцев. Дело в том, что в Великом Новгороде, как и во Пскове, сильны были "партии" сторонников "мира любой ценой" с европейскими торговыми партнерами. Ради сохранения весьма прибыльной торговли они были согласны идти на любые уступки и даже на предательство.

Так и произошло во Пскове, на который был направлен удар немецких отрядов. Хотя жители города мужественно оборонялись и выдержали осаду, его ворота открыли врагу тогдашние любители "западных ценностей" - свободной торговли и единения вероучений. Ведь немцы и шведы шли не просто завоевывать русские земли - они намеревались обратить русский народ в католичество. Поэтому в летописях того времени их называли "римлянами" - представителями воли Римского папы. Заметим при этом, что при всей своей жестокости татаро-монголы никогда не требовали обращения православных с иную веру…

Вполне вероятно, что именно угроза потери святой отеческой веры сплотила новгородцев. Среди них не оказалось предателей. И они не стали настаивать на созыве веча, которое должно было "санкционировать" набор ополчения и начало военного похода. Это позволило Александру быстро собрать силы сразу после получения донесений разведки о высадке шведов на месте впадения в Неву реки Ижоры. Справедливо рассудив, что быстрота и натиск решают все, он скрытно подошел к лагерю противника и нанес молниеносный удар.

Шведы были ошеломлены: они совершенно не ожидали нападения, будучи уверены, что новгородцы не покинут своих стен. Они предвкушали капитуляцию в ответ на посланный Александру ультиматум.

Внезапное нападение новгородской дружины застало шведов врасплох. По свидетельству летописцев, они не успели "опоясать мечи на чресла свои". Лишенное возможности построиться для боя, их войско не могло оказать организованного сопротивления. Смелым натиском русская дружина прошла через неприятельский лагерь и погнала шведов к берегу. Пешие ополченцы, продвигаясь вдоль берега Невы, не только рубили мостки, соединявшие шведские корабли с сушей, но даже захватили и уничтожили три неприятельских судна.

Новгородцы сражались "в ярости мужества своего". Александр "изби множество бесчисленное римлян (то есть шведов) и самому королю возложи печать на лице острым своим мечом", т. е. нанес удар в смотровую щель забрала на шлеме предводителя шведов Биргера - будущего короля.

Летописи описывают подвиги и других русских воинов. Так, княжий подручник Гаврило Олексич погнался за шведами, уносившими раненного Биргера с поля боя на ладью, верхом ворвался на корабль, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой, уложив на месте епископа и другого знатного шведа по имени Спиридон.

Другой новгородец, Сбыслав Якунович с одним лишь топором в руке смело врезался в самую гущу врагов, косил их направо и налево, очищая путь, точно в лесной чаще; за ним размахивал своим длинным мечом княжий ловчий Яков Полочанин. За этими молодцами наступали прочие дружинники.

Княжий отрок Савва, пробившись к центру лагеря противника, подрубил высокий столб шатра самого Бигрера; шатер повалился, что усилило панику в рядах шведов.

Остатки разбитого войска Биргера бежали на уцелевших кораблях. Потери новгородцев были незначительными, составив только 20 человек, тогда как шведы нагрузили три судна телами убитых знатных рыцарей, а прочих оставили на берегу.

В 2008 году Александр Невский стал "Именем России", но споры о его роли в русской истории не стихают и сегодня. Образ Невского создавался веками, князь приобрел черты былинного героя, культовой фигуры.

Невское побоище

Первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил своё прозвище - легендарное Невское побоище. Дружина Невского разбила шведов в устье реки Ижоры. Князь лично участвовал в битве и "самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь", то есть нанёс копьём тяжкие телесные шведскому предводителю Биргеру. Считается, что победа Невского предотвратила потерю Русью берегов Финского залива и остановила шведскую агрессию на новгородско-полоцкие земли. Стоит признать, что битва не отличалась масштабностью, скорее это была спецоперация, в которой дружина князя захватила стратегическое и тактическое преимущество, неожиданно напав на шведов.

Александр vs немцы

После возвращения с Невской битвы Александр вернулся в Новгород, но поссорился с боярами и вынужден был отбыть в Переславль-Залесский. Тем временем необычайную агрессию проявляли немцы, взявшие Изборск, Псков, землю вожан и Копорье. Когда супостаты приблизились к Новгороду, пришло время обратиться за помощью к Ярославу. Ярослав хотел отправить на помощь младшего своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре Александра. В 1241 году Александр очистил новгородские земли от немцев. в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь (во главе с Андреем), освободил Псков.

Ледовое побоище

Решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, зимой 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию. Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли "свиньёй" и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии.

Невский vs литовцы

В 1245 году литовское войско под предводительство Миндовга напало на Торжок и Бежецк. Александр с новгородским войском взял Торопец, где убил почти десять литовских князей. После взятия Торопца Александр отпустил новгородцев домой и уже своими силами (силами своего двора и дружины) догнал и полностью уничтожил литовские войска у озера Жизца. На обратном пути Невский разбил ещё один литовский отряд по Усвятом. Дружина Невского была грозной силой, одно упоминание о нём наводило на недругов страх. Такая слава не могла не дойти до великого хана. Отец Невского, Ярослав, был отправлен в Каракоруме, и Невского "вызвали " в Орду к Батыю.

Невский vs католики

Александр Невский был причислен к лику святых не столько за свои ратные подвиги и неоднократное проявление преданности интересам Руси, сколько за то, что пресёк попытку католиков насадить свою веру. Папа Иннокентий IV послал к Невскому своих кардиналов, которые,в итоге, ушли от Невского не солоно хлебавши, прослушав пламенную речь, не лишённую риторических оборотов: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».

Невский-дипломат

Александр Невский был не только успешным полководцем, но и хорошим дипломатом, заключавшим важные договора. Около 1251 года Александр заключил договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Между 1259 и 1262 годами, Александр заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году).

Невский святой

Кроме своих ратных подвигов, Невский совершал и подвиги духовные. Он укреплял православную веру, активно способствовал распространению православия на Север, среди поморов. После страшного Неврюева разорения Невский позаботился о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», - свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.

18 апреля в нашей стране отмечается День воинской славы России. В этот день войска святого благоверного князя Александра Невского одержали в 1242 г. победу над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).

Не в силе Бог, а в правде!

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, мать – Феодосия – рязанская княжна, дочь Мстислава Удалого.

С малых лет Александра воспитывали как будущего князя – не только воина, но и политика: знакомили с летописями, переводами византийских хроник. Отрок читал знаменитую «Александрию» – повествование о походах Александра Македонского, но главной его книгой была Библия – Александр хорошо ее знал и нередко цитировал.

«От юного возраста и от младых ногтей всякому делу благо научен быстро»,

Семилетним мальчиком будущий великий князь впервые приехал в вольный Новгород, так непохожий на его родной Переславль. На Торговой стороне огромного города вели шумный торг заморские и русские купцы. У пяти пристаней Волхова стояли русские ладьи, шведские и норвежские шнеки, немецкие и датские суда. У купцов был свой торговый суд, без совета которого Новгород не заключал ни одного внешнеторгового договора. Внутри городских укреплений проживало более 20 тыс. горожан. В самом городе и вокруг него действовали 21 мужской и женский монастырь – втрое больше, чем в столице русских земель Владимире.

По обширности своих владений Новгород превосходил такие вольные города, как Любек, Бремен, Венеция и Генуя. От Финского залива до Уральских гор стекалась в Новгород богатая дань – меха, мед, воск, моржовый клык, рыба.

В центре этой торговой державы Александр обучался государственным делам – присутствовал на вече, слушал беседы отца, постигая искусство политики и защиты своих княжеских прав от внутренних и внешних посягательств. В 16 лет он стал князем-наместником Новгорода. То было трудное время.

К нападению на Псков и Новгород готовились Ливонский и Тевтонский духовно-рыцарские ордены. С начала XII в. на Эстонию упорно посягала Дания. Подписанный в июне 1238 г. немецко-датский договор о союзе предусматривал совместное нападение датских крестоносцев на Новгород. Папа призывал шведских рыцарей выступить с оружием в руках против Финляндии, где Новгород укрепил свое влияние после походов Ярослава.

В 1237–1238 гг. Русь постигла настоящая катастрофа – вторжение в ее пределы татаро-монголов: гибель Рязани, Коломны, Владимира, Торжка, что в свою очередь усилило натиск католического Запада.

Летом 1240 г. шведские феодалы вторглись в пределы Новгородской земли. По Неве на множестве кораблей они достигли устья речки Ижоры. Здесь остановились на отдых. Разведка донесла Александру Святославичу о вторжении иноземцев и месте расположения их лагеря.

Юный князь действовал смело и решительно. Во главе своей дружины и небольшого отряда новгородцев он выступил в поход на врага. Перед этим он вошел в храм Святой Софии и со слезами молился о даровании победы. Окончив молитву, вышел из храма, осушил слезы и, обращаясь к дружине, сказал:

«Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!»

С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Ободренный Александр повел с молитвой войско на шведов.

15 июля 1240 г., в День святого Владимира, новгородцы неожиданно появились перед шведским лагерем, бросились на неприятеля и стали их рубить топорами и мечами. Сам князь Александр Ярославич копьем «возложил печать» на лицо шведского предводителя Биргера (зятя шведского короля).

В этой битве шведы потерпели сокрушительное поражение, а Александр за мужество был назван Невским. Победа Александра сохранила для Руси берега Финского залива, ее торговые пути в страны Запада, остановила шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси.

Но уже осенью к Новгороду подступила новая опасность: немецкие рыцари из Ливонского ордена и их союзники датчане взяли крепость Изборск, пал Псков. Александр потребовал от новгородского боярства расходов для срочной подготовки к войне. Те воспротивились властному князю. Тогда Александр со всем своим «двором» ушел в Переславль-Залесский.

Но немцы с датчанами уже разбойничали на Русском Севере и даже построили свой замок на Копорском погосте. Испуганные натиском врага, новгородцы умолили Александра вернуться. Князь не стал чиниться и уже весной 1241 г. со вновь сформированными суздальскими полками вошел в город.

Набрав новгородское ополчение, Александр взял штурмом Копорье.

Зимой 1242 г. Александр Ярославич вместе с братом Андреем, приведшим владимирские полки, захватили Псков. Ливонцы, собрав все свои силы, выступили им навстречу. Решающее сражение произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера – это было Ледовое побоище, вошедшее во все учебники военного искусства.

Боевой строй рыцарей русские называли «свиньей» – тупой клин и острие, стороны которого составляла закованная в броню конница. Клин разбивал строй противника, а находившиеся внутри него пешие воины завершали разгром.

Александр Невский встретил рыцарей на Узмени, неширокой протоке между Чудским и Псковским озерами, близ обрывистого Вороньего камня. Нарушив традиционное построение войска, князь Александр разместил пешее ополчение против острия клина, а основные силы сосредоточил на флангах. Ополченцы мужественно вступили в бой и, как и ожидалось, не выдержали удара. В это время с флангов ударила конница, а с тыла – отборная дружина Александра.

Летописец дает такую картину сражения:

«И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью… И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство…»

Ливонский орден поспешил заключить мир. Приехавшие в Новгород послы-крестоносцы клялись:

«Что зашли мы с мечом… от того от всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите».

За русский город Юрьев, который был завоеван рыцарями в 1214 г. и переименован в Дерпт, ливонцы обещали «юрьевскую дань» (ее платили и в XVI в.).

Наши историки, как правило, высоко оценивают военные достижения Александра Невского. Сергей Михайлович Соловьев писал:

«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

«Мы знаем истинное учение Церкви»

После своих великих битв Александр Ярославич жил и трудился на благо Руси еще два десятилетия: управлял Великим Новгородом, много сил отдал укреплению северо-западных рубежей Руси. В частности, в 1253 г. он отразил немецкое нападение на Псков, в 1256 г. в суровых условиях зимы совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю.

Между тем Ярослав Всеволодович был вызван в Караком и отравлен там 30 сентября 1246 г. После смерти отца, Александр с братом Андреем впервые (в 1247 г.) поехали в Орду на поклонение к Батыю, а отсюда по воде Ярославичам пришлось совершить далекое путешествие в Монголию к великому хану. Два года употребили они на эту поездку и возвратились в 1250 г. с ярлыками на княжения: Андрей, хотя и младший брат, получил по воле хана первый по значению Владимирский стол, Александр же – Киев и Новгород. Александр не поехал в разоренный татарами Киев, а жил то в Новгороде, то в Переславле-Залесском, Андрей обосновался во Владимире.

Желая сыграть на чувствах сына, в 1248 г. Папа Римский прислал к Александру Нев¬скому послов – кардиналов со своей буллой. Они уверяли, что еще отец Александра хотел подчиниться римскому престолу, но смерть помешала этому. Поэтому сыну следует выполнить волю отца. Взамен Папа предлагал союз для борьбы с Ордой. Александр Невский не поддался на уловку:

«Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не принимаем и знать не хотим».

Тем временем между братьями нарастали серьезные разногласия. Андрей склонялся к мысли об освобождении от Ордынской зависимости силой оружия. Александр полагал, что у Руси нет сил бороться за независимость, и поэтому поддерживал добрые отношения с Ордой (даже побратался с сыном Батыя Сартаком). Когда во Владимире и еще нескольких городах вспыхнули восстания, Андрей возглавил повстанцев.

Решающая битва произошла в июле 1252 г. Силы были слишком неравны, дружины Андрея и его брата Ярослава разгромлены, а сам он чудом спасся и убежал с семьей в Швецию. Для наказания восставших на Русь была направлена карательная экспедиция под началом царевича Неврюя («Неврюева рать»). Северо-Восточные земли Руси были разграблены и разорены, множество людей убито или увезено в плен, сожжен Переславль-Залесский, уничтожено много сел и деревень.

После этого сражения Батый передал ярлык на великое княжение Владимирское Александру Ярославичу Невскому. В том 1252 г. князь с триумфом вернулся во Владимир. Его встретил «у Золотых ворот митрополит и вси игумени, и граждане и посадили на столе отца его Ярослава… И бысть радость велика в граде Володимери и во всей земли Суздальской» («Лаврентьевская летопись»).

Власть князя распространялась не только на Владимир и Новгород, он оказывал свое влияние на политику Полоцкого, Витебского и Смоленского княжеств.

Великий князь Владимирский

Великокняжеский стол Александр Невский занимал 10 лет. Что сделал князь за это время? Прежде всего, продолжая дело своего отца, восстанавливал разрушенные города, собирал в них жителей, строил церкви. Более того, в 1261 г. стараниями святого Александра и митрополита Кирилла епархия Русской Православной Церкви была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды. Характеризуя благочестие своего героя, автор «Жития» пишет:

«И умножились дни жизни его в великой славе. Ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу».

Эти 10 лет были временем тишины, спасительной для истерзанной страны. В многочисленных княжеских делах Александр Невский не забывал дел христианской любви: немало золота и серебра передавал он в Орду на выкуп русских полоненных, многих вывел из татарской неволи…

Беспокойства причинял лишь вольный Новгород. В 1257 г. началась перепись населения с целью упорядочить сбор дани и Новгород восстал. Александр сурово расправился с восставшими, а от Орды добился отсрочки от проведения переписи, откупившись богатыми дарами. Через год переписчики снова явились в Новгород, и под угрозой применения силы жители согласились дать «число». Князь лично участвовал в организации переписи, а его дружина обеспечивала безопасность переписчиков. С тех пор Новгород не видел у себя татарских чиновников, хотя и выплачивал дань…

В 1262 г. в городах Ростове, Ярославле, Владимире, Суздали, Устюге начались стихийные восстания. Они были вызваны бесчинствами бесермен-купцов, которым хан отдал на откуп сбор дани и от коих была «великая пагуба». Восставшие повсюду убивали или изгоняли откупщиков… В Орде объявили сбор полков, чтобы наказать мятежников.

Александр Невский незамедлительно отправился в Сарай, чтобы умолить хана Менгу-Тимура не посылать на Русь карательную экспедицию. И ему удалось это сделать! Кроме этого, князь добился освобождения от дани Православной Церкви, передачи сбора дани в руки самих русских князей, а также отмены такой тяжелой повинности, как предоставление русскими полков для участия в татарских военных походах.

Последние переговоры в Сарай-Бату шли трудно, хан удерживал Александра Невского почти год. И отпустил его на родину поздней осенью 1263 г., когда князь тяжело заболел (существует версия, что он был отравлен, как и отец). Добравшись до Нижнего Новгорода, он совсем занемог. В Городце-на-Волге, чувствуя приближение смерти, князь принял схиму с именем Алексия. 14 ноября 1263 г. Александр Ярославич скончался. Митрополит Кирилл, получив известие о смерти князя, сказал: «Солнце наше закатилось!»

В «Житии» рассказывается, как провожали его в последний путь: «Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия».

Уже в XIII в. Русская Православная Церковь причислила князя к лику святых. Тогда же была создана первая редакция его «Жития». Общероссийское празднование святому было установлено на церковном соборе 1547 г., который провел митрополит Макарий.

Русская Православная Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского 23 ноября/6 декабря и 30 августа/12 сентября.

А.Г. Глухов, заслуженный работник культуры
И.В. Воробьева, историк

12 сентября - День памяти Александра Невского. В 2008 году легендарный князь стал «Именем России», образ Невского создавался веками, приобретая черты былинного героя, культовой фигуры. В день памяти князя вспомним 7 его подвигов.

Невское побоище

Первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил своё прозвище - легендарное Невское побоище. Дружина Невского разбила шведов в устье реки Ижоры. Князь лично участвовал в битве и »самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь», то есть нанёс копьём тяжкие телесные шведскому предводителю Биргеру. Считается, что победа Невского предотвратила потерю Русью берегов Финского залива и остановила шведскую агрессию на новгородско-по лоцкие земли. Стоит признать, что битва не отличалась особой масштабностью, скорее это была спецоперация, в которой дружина князя захватила стратегическое и тактическое преимущество, неожиданно напав на шведов.

Александр vs немцы

После возвращения с Невской битвы Александр вернулся в Новгород, но поссорился с боярами и вынужден был отбыть в Переславль-Зал есский. Тем временем необычайную агрессию проявляли немцы, взявшие Изборск, Псков, землю вожан и Копорье. Когда супостаты приблизились к Новгороду, пришло время обратиться за помощью к Ярославу. Ярослав хотел отправить на помощь младшего своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре Александра. В 1241 году Александр очистил новгородские земли от немцев. в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь (во главе с Андреем), освободил Псков.

Ледовое побоище

Решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, зимой 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию. Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли «свиньёй» и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии.

Невский vs литовцы

В 1245 году литовское войско под предводительст во Миндовга напало на Торжок и Бежецк. Александр с новгородским войском взял Торопец, где убил почти десять литовских князей. После взятия Торопца Александр отпустил новгородцев домой и уже своими силами (силами своего двора и дружины) догнал и полностью уничтожил литовские войска у озера Жизца. На обратном пути Невский разбил ещё один литовский отряд по Усвятом. Дружина Невского была грозной силой, одно упоминание о нём наводило на недругов страх. Такая слава не могла не дойти до великого хана. Отец Невского, Ярослав, был отправлен в Каракоруме, и Невского «вызвали » в Орду к Батыю.

Невский vs католики

Александр Невский был причислен к лику святых не столько за свои ратные подвиги и неоднократное проявление преданности интересам Руси, сколько за то, что пресёк попытку католиков насадить свою веру. Папа Иннокентий IV послал к Невскому своих кардиналов, которые,в итоге, ушли от Невского не солоно хлебавши, прослушав пламенную речь, не лишённую риторических оборотов: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».

Невский-диплом ат

Александр Невский был не только успешным полководцем, но и хорошим дипломатом, заключавшим важные договора. Около 1251 года Александр заключил договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Между 1259 и 1262 годами, Александр заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецки х отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году).

Поделиться: