Древнейшая икона христа. Древнейшая русская икона

Специально к этому дню предлагаем подборку древнейших икон «первого из рожденных женами». Вы также узнаете о символике икон Иоанна Крестителя, почему его называют «ангелом пустыни», а также о том, где именно в Киеве находится самый древний в мире образ Предтечи Господня.

Почитание Иоанна Крестителя в православии обусловлено его исключительным статусом «первого из рожденных женами». А потому неудивительно, что его образ мы встречаем среди первых христианских изображений.

Впрочем, в первые века христианства – время когда иконопочитание и иконографический канон только формировался, мы встречаем изображение Иоанна в сюжетных композициях, например, «крещение Христа». Самым первым таким изображением, скорее всего, можно считать роспись катакомб Каллиста (III век). Почти сразу в росписях катакомб и в рельефах на саркофагах, на пластинках из слоновой кости и мозаиках, образ Предтечи имеет все основные, узнаваемые и в наше время признаки – это человек средних лет с длинными темными волнистыми волосами и бородой. Он облачен во власяницу (хитон из верблюжьей шерсти) .

Крещение Господне. Италия. Равенна. Баптистерий ариан. VI в.

Что до моленных образов Иоанна (собственно икон), то самой древней из дошедших до нас можно считать икону, происходящую из знаменитого монастыря св. Екатерины на Синае. Некогда ее вывез известный востоковед, византолог и археолог XIX века владыка Порфирий (Успенский).

Он завещал свою коллекцию древних рукописей и икон (в том числе и икону Иоанна Крестителя) церковно-археологическому кабинету Киевской духовной академии (с 1940 года иконы находятся в собрании Киевского музея западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко , где ныне эта икона пребывает).

Увы, мало кто из киевлян знает, что древнейшая икона Иоанна Крестителя хранится именно в их городе .

Иоанн Креститель. Византия. VI в.

Это довольно древний (VI век) образ, выполненный в технике энкаустики, где красочный пигмент замешивался на воске. Энкаустика была наиболее распространенной техникой живописи в античном мире и первые иконы были выполнены именно в ней. Большая часть восковых энкаустических икон была утрачена в иконоборческое гонение. Тем больше уникальна киевская икона Предтечи.

На этом образе Иоанн предстает в полный рост. Он традиционно облачен во власяницу и гиматий (античное верхнее одеяние). В руке он держит свиток с надписью по-гречески «се Агнец Божий», что подчеркивает функцию Иоанна, как Предтечи Спасителя и свидетеля Его явления.

Со временем образ Иоанна Крестителя прочно вошел в деисусный чин , где Христу в молитвенных позах предстает сонм святых и ангелов. Наиболее близкими к Престолу Господнему неизбежно оказываются «честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов» Богородица и больший из рожденных женами - Иоанн.

Деисус (деисис). Мозаика. София Киевская. ХІ в.

Единоличный же образ Крестителя со временем получает различные дополнения, подчеркивающие те или иные акценты его проповеди.

Так, сразу после 7-го Вселенского Собора и окончательной победы Православия над иконоборчеством, получает распространение композиция «Моление Иоанна Предтечи в пустыне» .

Иоанн изображается в молитвенной позе среди пустынного пейзажа. В его руке обычно присутствует свиток с призывам к покаянию: "Покайтеся, приближи бо ся царствие небесное" (Мф.3: 2). Нередко этот призыв представлен аллегорически в виде древа с топором, что является иллюстрацией продолжения слов Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк.3:9).

Также часто в этот сюжет добавляется глава Иоанна, что напоминает о его мученическом конце.

Иоанн Предтеча в пустыне со сценами жития. Византия. XIII в.

С течением времени эта иконография продолжает развиваться, приобретая все новые символические детали. Так, в 13 веке Предтечу начинают изображать с крыльями , что является графическим отображением пророчества: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал. 3. 1), которое относится именно к Иоанну.

Также эти крылья символизируют аскетическую жизнь Пророка, которую можно сравнить с ангельской (собственно здесь имеем параллель с монашеством («равноангельское бытие»), духовным родоначальником которого можно по праву считать Иоанна Крестителя).

Это иконографическое изображение называется «ангел пустыни» .

Иоанн Предтеча ангел пустыни. Русь. Владимир. XVI в.

Москва. Музей им. Андрея Рублева

Этот извод получил наибольшее распространение на Руси. Предтеча изображается чаще всего фронтально. Правая рука представляет ораторский жест, символизирующий проповедь Крестителя. В левой – свиток, раскрывающий суть этой проповеди, либо вмещающий призыв к покаянию («Покайтеся…») или проповедь о Мессии («се Агнец…»). В образе присутствуют и секира у корней неплодного древа и голова самого Крестителя в чаше. Иногда Иоанн держит эту чашу в руке.

Впрочем, эта чаша имеет разные варианты изображения с разной смысловой нагрузкой. Помимо головы Крестителя, в чаше может изображаться ягненок, символизирующий Христа («се Агнец Божий…») и в таком случае, икона приобретает евхаристический оттенок. Агнец в чаше (иногда на блюде) намекает на евхаристического Агнца на дискосе.

Иоанн Креститель. Фрагмент триптиха. Византия. XIII в.

Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

На русской почве после XVI века этот евхаристический намек (агнец на дискосе) сменился явным изображением Младенца Христа в чаше:

Иоанн Креститель. Старообрядческая икона. Невьянск. Кон. XIX в.

Одновременно с этим развивался более простой и менее перенасыщенный символикой изначальный сюжет «Иоанн в пустыне». Предтеча изображается с тем же «проповедующим» жестом и свитком. Но дополнительно на иконе появляется посох, увенчанный процветшим крестом.

Иоанн Креститель. Византия. XIV в. Афон, монастырь Хиландар

Житийная иконография Иоанна Крестителя ещё более разнообразна, и мы в дальнейшем посвятим ей отдельный очерк.


Код для вставки у блог / сайт

Древнерусская икона была открыта для общества всего около 100 лет назад. Еще в XIX в. древние образа приравнивались к предметам быта, наряду с глиняными горшками, ухватами, серпами, крестьянскими одеждами. Коллекционеры интересовались в основном иконами XVI—XVII вв. с ярко выраженными декоративными элементами (т. н. Строгановского письма, или царских изографов XVII в.), составляя из них на выставках так называемые «молельни» (большие киоты с множеством икон). И вдруг, после экспозиций 1911 и 1913 гг. во всей своей красе открылась древнерусская икона — настоящее «умозрение в красках», прорыв в горний мир, с чистыми палитрами, золотоносными фонами и кристальной простотой, граничащей с откровением. Именно тогда, в 1904—1905 гг. впервые реставратором В. П. Гурьяновым были сняты поздние записи XVII и XVIII вв. на знаменитой «Троице» Андрея Рублева. Окончательно же от записей она освободилась в 1919—1920 гг. Удивительные и противоречивые явления наблюдались в начале XX в. С одной стороны, богоборцы и осквернители уничтожали древние национальные святыни (самый яркий пример — кража и уничтожение в 1904 г. древнего Казанского образа Божией Матери), с другой — возникали из небытия во всей своей красе древние образа потрясающей силы.

Икона обладает своим особым языком, который надо уметь читать. При том, что иконография весьма традиционна, иконы разных эпох несут совершенно особый дух, идеи, приметные и важные только для данного времени. Я попытаюсь дать обзор икон, связанных с Подмосковьем, и имеющих датировку до 1400 г. Разумеется, это условный рубеж, поскольку средневековые памятники иконописи имеют иногда весьма широкую дату.

Московская земля занимала особое место в Древней Руси. Это было в XII—XIII вв. пограничье нескольких княжеств: Владимиро-Суздальского, Рязанского, Черниговского, Смоленского и Новгородской земли. Самой древней иконой, дошедшей до наших дней и достоверно связанной с одним из древних городов является «Димитрий Солунский» конца XII — начала XIII вв. Она была вывезена в Государственную Третьяковскую галерею из Дмитровского музея. Происходила из нижнего храма Успенского собора города Дмитрова, куда, в свою очередь предположительно попала из древней деревянной церкви Димитрия Солунского.

Мы видим образ воина — мудрого, уравновешенного, дышащего внутренней силой. Сдержанный, полный достоинства великомученик Димитрий Солунский наполовину извлек меч из ножен. Он был небесным патроном владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо (1176—1212 гг.), который родился на берегу реки Яхромы. В память об этом событии отец князя Юрий Долгорукий основал город Дмитров. Именно Всеволод и был заказчиком иконы. Мастер-иконописец прославлял через образ Димитрия Солунского и своего заказчика, что подчеркнуто изображением на седалище тамги — лично-родового знака князя. Всеволод, как и изображенный на иконе Димитрий Солунский, воплощал для современников идею сильной княжеской власти, заботившейся о благоденствии подданных. Он принял титул «великого князя всея Руси», подчинив своему влиянию Рязанское, Черниговское княжества и Новгородскую землю. Для легитимной передачи власти своему второму сыну (с первым Константином вышел конфликт), Всеволод Большое Гнездо созвал «совет всея земли» — совещание земской и политической элиты княжества, в котором историки видят прообраз земских соборов XVI—XVII вв.

Вторая по древности икона происходила с территории Рязанского княжества. С нею неразрывно связана история города Зарайска. Это знаменитая икона Николы Заразского, перенесенная из Корсуни через Новгород в 1225 г. В этом драгоценном памятнике многое сплелось.

Святитель Мир Ликийских Николай — любимейший русский святой, широкое почитание которого началось еще в XI в. и постоянно усиливалось. «Правило веры и образ кротости, воздержания учитель», скоропомощник для бедных и убогих, «простецов», покровитель путешествующих, особенно по воде, — вот как воспринимали его на Руси. О широком распространении Никольских храмов свидетельствовала пословица: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы». Корсунь, откуда происходила икона, — древнерусское название Херсонеса (на окраине современного Севастополя), византийского города, бывшего местом крещения св. равноапостольного князя Владимира. В силу данного обстоятельства он стал одним из центров паломничества русичей. Корсунские святыни (церковные врата, каменные и литые из цветного металла кресты, иконы) пользовались поэтому особым авторитетом. Иконография стоящего святителя с разведенными руками, в левой из которых он держит символ благовестия — Евангелие, в Византии не получила большого распространения. Зато зарайская святыня, не сохранившаяся до наших дней, породила сразу же множество списков и подражаний в мелкой пластике. Судя по современным исследованиям, в XII—XV вв. города Зарайска еще не было, а был погост Красный, в храме которого перед чудотворной иконой служил один священнический род. Туда и устремились многочисленные паломники, желавшие получить списки с чудотворного образа. В качестве примера можно привести новгородскую икону первой половины XIV в. необычной формы (она либо примыкала верхним правым краем к бревну стены, либо была частью средника большого резного креста типа Людогощинского). Почитание этой иконы привело в XVI в. к возникновению города Зарайска вокруг храма с этим чудотворным образом.

К сожалению, древнейшие иконы собственно Москвы просматриваются с большим трудом. Дело в том, что в конце XIV—XVI вв. в Москву специально свозили множество древних икон из разных княжеств и земель Руси. Понятно, что в таком пестроцветье выделить иконы XII—XIII вв. именно Москвы почти невозможно. Лишь с XIV в. можно достоверно говорить о становлении московской школы иконописания. Самые ранние ее иконы: «Спас» и «Спас Ярое Око» первой половины XIV в. вводят нас в атмосферу первых десятилетий собирания русских земель Москвой. То было грозное и тревожное время, совпавшее по времени с максимальным расцветом Золотой Орды в правление ханов Узбека и Джанибека. Русь находилась под тяжелым игом. От одного появившегося татарина, как свидетельствуют летописи, бежало десять русичей. Атмосфера животного страха поддерживалась карательными экспедициями и расправами над непокорными князьями (св. Михаил Тверской). Далеко не случайно, что Спаситель являлся для человека этого времени как Господь взыскующий, страшный, яростный и карающий, как Бог-ревнитель, дающий тем не менее надежду. Ведь само иноземное иго воспринималось как наказание за грехи. Чтобы избегнуть его, надо было исправиться, стяжать святость, быть достойными милости Божией.

Но вот наступает новый период — эпоха Куликовской битвы, когда настроения в обществе, а вслед за ним и стиль иконописцев меняются. Классический пример иконописания данного времени — деисусный чин Благовещенского собора Московского Кремля, созданный, вероятно, Феофаном Греком и художниками его круга. При сопоставлении двух упомянутых выше икон с центральным образом деисуса — «Спасом в силах» проясняются разительные отличия. Перед нами на золотом фоне — Христос торжествующий, Христос — праведный Судия. Суд Его, еще не Страшный, но очень важный, земной, уже свершился. Безбожные агаряне побеждены в битве на Дону 1380 г., время скорбей и тесноты закончилось. Наступила «великая ослаба всему православному христианству».

Пусть спустя два года хан Тохтамыш обманом захватил и сжег Москву, восстановив иго. Даже в этих обстоятельствах зародилась и крепнет надежда на лучшую жизнь, на конечное избавление, к которому приведет Божий промысел.

К той же эпохе Куликовской битвы относятся пять замечательных икон из Коломны. Прозрачные, чистые, светлые краски, удивительная гармония, внутреннее духовное напряжение и какой-то общий оптимизм — вот их характерные черты. Обзор их мы начнем с двух житийных икон. Кажется далеко неслучайным, что именно в XIV столетии по периметру иконных досок стали помещать иллюстрации из житий святых. В условиях падения грамотности и культурного регресса эти картины были доступным для неграмотных «простецов» повествованием о благочестивой жизни. Житийные иконы как бы призывали: «Да тихое и безмолвное житие поживен во всяком благочестии и чистоте!». Мощный образ «Николы в житии» имеет неповторимые утрированные черты лица — непропорционально большой лоб, резко контрастирующий с небольшим ликом с близко посаженными глазами, подчеркивающими духовное сосредоточение. Середина и вторая половина XIV в. — время распространения нового духовного течения — византийского исихазма. Опыт «умного делания» благодаря святителю Алексию, митрополиту Московскому и игумену земли Русской преподобному Сергию Радонежскому получает широкое распространение.

В этом контексте и надо воспринимать этот оригинальный образ святителя Николая Чудотворца.

Другая важная тема эпохи Куликовской битвы — военный подвиг, доблесть на поле брани, противостояние «безбожным агарянам» (ордынцам). Еще одна житийная икона страстотерпцев Бориса и Глеба, первых русских святых, вводит нас в эту плоскость переживаний. Святые князья-воины почитались и как защитники Русской земли, и как покровители князей — потомков князя Владимира Крестителя. Важны типично славянские этнические черты в ликах Бориса и Глеба, что как бы подчеркивало их враждебность всему степному, ордынскому. Для современников безошибочно прочитывалась аллюзия братьев Бориса и Глеба с победителями на Куликовом поле — также братьями (но двоюродными) Дмитрием Донским и Владимиром Храбрым.

Исключительно гармонична икона из Коломны «Воскресение Христово — Сошествие во ад». Тема Воскресения, Возрождения всей Русской земли и каждого ее обитателя в широком смысле этого слова также была исключительно важна. Уже современники чувствовали совершенно необычное воодушевление, духовное движение, соединенное с политическими переменами. О княжении святого благоверного князя Димитрия Донского говорили так: «и вскипе земля Русская в дни княжения его». Воскресение Христово — центр нашей веры, что так точно выражено в пирамидальной композиции иконы, где все и всё устремляется ко Христу. Первыми освобождаются от уз ада прародители Адама и Евы, затем праотцы, пророки, праведники. Это воскресение возможно благодаря внутреннему очищению, стяжанию святости, добродетелям. Мастер иконы поместил в мандорле (сиянии вокруг фигуры Христа) белые сферы, где были подписаны эти добродетели: любовь, мир, долготерпение и другие.

Выдающийся по своим художественным достоинствам памятник иконописания и второй (после Богоматери Владимирской) русский национальный палладиум — также происходящий из Коломны образ «Богоматери Донской», приписываемая Феофану Греку. По преданию, впрочем малодостоверному, она была привезена казаками святому Димитрию Донскому на Куликово поле. Это выносная (процессионная) двусторонняя икона Коломенского Успенского собора. Традиционная иконография Умиления трактована мастером совсем иначе, чем в «Богоматери Владимирской». На первое место выходит нежная любовь Матери к своему Младенцу. Одновременно Богородица осмыслялась и как предстательница за всю Русскую землю. Символически последняя также была как бы ее ребенком. Замечательные слова по этому поводу сохранились в «Задонщине» — произведении, написанном по горячим следам Куликовской битвы. «Как милый младенец у Бога Русская земля! Он за добрые дела его милует, а за злые розгой сечет!». Вряд ли без них мы смогли бы адекватно понять ментальность эпохи Куликовской битвы и особенности Донской иконы Богоматери.

Последняя из серии коломенских икон — большой храмовый образ кисти византийского иконописца «Иоанн Предтеча — Ангел Пустыни» . Предтеча был строгим аскетом и подвижником, символом монашеского пустынножития и покаяния. И это тоже приметы времени. Ведь в XIV в. благодаря преподобному Сергию Радонежскому начался расцвет русского монашества. Стяжание личной святости, личное покаяние подвижников, к которым тянулись тысячи людей, были в понимании современников залогом прощения от грехов всей Русской земли. Потому-то так важно было благословение, данное Сергием Димитрию Донскому перед битвой с Мамаем. Отмолят эти святые люди грехи, за которые попустил Господь нашествие иноплеменных и иго, и будет даровано прощение. Победа внутренняя приведет потом и к победе внешней, силой оружия.

Крупным городским центром Московского княжества был Серпухов, основанный в 1374 году. Вместе с постройкой дубового кремля и городского собора, неподалеку от города по просьбе князя Владимира Храброго Сергий Радонежский основывает богомолье — Высоцкий монастырь. Первый его игумен Афанасий, желая познакомиться с византийским православием, спустя несколько лет уехал в Константинополь. Оттуда в качестве дара в свою обитель он прислал написанный греческим мастером комплект из 7 икон (так называемый «Высоцкий чин», одна икона сейчас хранится в ГРМ, а 6 — в ГТГ). Обычно этот роскошный комплекс, рисующий перед нами греко-русские связи, относят к 1387—1395 гг. Центральная икона Спаса Вседержителя имеет удлиненные пропорции, сдержанно-благородный, классический лик с близко посаженными глазами. Весь деисусный чин можно охарактеризовать как типичный образец позднепалеологовского искусства.

Редчайшие святыни сохранились в Троице-Сергиевой лавре. Это, согласно преданию, моленные иконы Сергия Радонежского: «Одигитрия» (многократно поновлялась, Никон и Сергий, закрыта басмой) и Никола. Первая из них многократно поновлялась, о чем неопровержимо свидетельствуют фигуры предстоящих Сергия и Никона Радонежских. Впоследствии образ был закрыт серебряной с позолотой басмой (также не изначальной). Икона Николая Угодника, которую обычно относят к ростовской школе живописи, производит впечатление более древней. Возможно, она относится еще к иконам родителей преподобного. И «Одигитрия» и «Никола» позволяют нам приоткрыть завесу тайны над сокровенным духовным миром Сергия Радонежского. В Троице-Сергиев монастырь была вложена также «Малая Богоматерь Донская» — список с коломенской иконы конца XIV в.

Реликвией похода на Дон великого князя Димитрия Ивановича является сохранившаяся икона из Николо-Угрешского монастыря — «Никола в житии». По преданию, именно ее нашел на дереве во время привала великий князь. На месте обретения образа, который согрел («сия вся угреша») сердце князя и укрепил его в предстоящей брани, был потом воздвигнут монастырь.

Наконец, надо назвать святыню из города Можайска — ростовую деревянную скульптуру Николы Можайского XIV в. (может быт начала XV в.). Статуя стояла на крепостных воротах города под открытым небом. Она дала начало новому иконографическому типу изображения Николая Чудотворца — с раскинутыми руками, в одной из которых святитель держит меч, а в другой — модель града.

Таким образом, несмотря на все потрясения, бытовые пожары, нашествия интервентов, внутренние усобицы, до нас дошли бесценные реликвии Московской земли — более десятка произведений древнерусского искусства XII—XIV вв. В некоторых случаях это знаковые, этапные памятники русского иконописания, случайно уцелевшие из многих тысяч. Следует отметить особое почитание в XII—XIV вв. святителя Николая Чудотворца. При этом «Никола Зарайский» и «Никола Можайский» дали жизнь новым иконографическим изводам. Огромную ценность имеют для нас личные святыни Сергия Радонежского и «Донская Богоматерь» (вторая, после Владимирской, по почитанию, вплоть до явления Казанской, Богородичная икона на Руси).

А. Б. Мазуров,
ректор МГОСГИ, профессор

Икона есть живописный образ самого Бога, Божьей Матери, Святых угодников или сцен из Священного Писания. Изображение иконы окропляют святой водой, а после зачитывают специальные молитвы. Только после обряда освящения икона приобретает благодатную энергию и духовное признание.

Икона является проводником между Богом и человеком. Любая молитва будет услышана Господом, просто благодаря иконе она вознесется к нему значительно быстрее.

«Спас Вседержитель» занимает главенствующий образ в православной иконописи, поэтому его всегда располагают в центральном куполе каждого православного храма – на самое почетное место. На иконе изображен сын Божий Иисус Христос в образе судьи и Небесного царя, поэтому икону иначе еще называют «Пантократор», что переводится с греческого как «властитель всего». Главный врачеватель душ и тел, знающий обо всем. Именно к Всевышнему в первую очередь должны быть обращены наши молитвы. Иногда уныние и отчаяние проникают в самое сердце, но Спаситель всегда подает руку помощи, и снова оживают вера и надежда.

На Руси икона появилась примерно в 12 веке и служила молельной иконой русских князей. Иконы «Спаса Вседержителя» не редко мироточили и излечивали от многих болезней.

Икона «Святая Троица» (Ветхозаветная)

Икона Святой Троицы ценится как один из важнейших образов, который обязан присутствовать в каждой православной церкви. Троица – величайшая и таинственная икона человечества. Живописный образ был написан по всем канонам иконописи в мастерской при храме. Он рассказывает о единении Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Икона «Троица» была создана, чтобы каждый верующий мог наглядно представить трисолнечный свет православия. Господь един в трех лицах – это сложно для осмысления и понимания, но в это нужно искренне веровать, принимая сие как данность. Для Руси образ Троицы является исповедальным, и перед ним каются о прощении содеянных грехов.

Одна из самых ключевых святынь русской православной церкви – чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Господь через этот образ посылает всем верующим помощь в укреплении веры, в исцелении душевных и телесных страданий, в умягчении злых сердец, в освобождении от вражеских вторжений, в примирении враждующих и о сохранении единства России.

Согласно благочестивого предания, этот образ был написан евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы. На Русь святыню привезли из Византии в подарок Юрию Долгорукому. Икона не раз прославлялась своими чудесами. Например, находившись в Киеве, она не единожды сходила в церкви со своего места и оказывалась висеть в воздухе. Не раз исцеляла и даже воскрешала. К ней обращались за помощью перед важными сражениями полководцы и воины. И она не оставляла их, являя казалось бы в самых безвыходных ситуациях свои чудеса. Однажды после выигранной битвы против Булгарии, когда Богородице отслужили благодарственный молебен, от ее иконы воссиял свет, озаривший весь изумленный полк. Еще одна чудесная история с это иконой случилась сразу после принесения ее в Москву для защиты города от нашествия Тамерлана. Именно в тот день, когда икона была доставлена в город, Тамерлан неожиданно приказал своему войску отступить.

Эта чудотворная икона Божией Матери появилась после пожара в Казани в 16 веке довольно загадочным образом. Девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, сказавшая отыскать ее икону на пепелище. Этот сон повторялся снова и снова, пока девочка не решилась с матерью пойти на поиски иконы. И действительно, святыня была там найдена.

Этот образ Божией Матери самый почитаемый и любимый, он является «Великой заступницей России». Икона не раз помогала народу в самые тяжелые времена. Своим появлением она символизирует победу над Смутным временем. Именно ее благодарят от избавления Москвы от нашествия поляков. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим войском молился образу Казанской Богородице. Икона была главной покровительницей династии Романовых. В годы Великой Отечественной войны эта икона была духовной водительницей русского народа.

Начиная с Крещения, все самые значимые события в жизни проходят вместе с ней. Она дает благословение на брак, помогает в работе, в житейских проблемах.

Икона Николая Чудотворца (Угодника)

Святитель Николай Чудотворец или иначе Николай Угодник, как стали его называть на крещеной Руси, в Православии едва ли не самый почитаемый святой после Богоматери. Судьба этого святого не была легкой, возможно именно благодаря жизненным испытаниям и трудностям, он избрал религиозный путь. Будучи еще ребенком, он уже увлекался чтением Божественного писания, а, повзрослев, стал архиепископом. Тогда Николая и стали называть Чудотворцем. За всю жизнь ему приписывали много чудес и деяний. По одной из легенд он воскресил моряка, упавшего с мачты, по другой, - спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственный отец как единственный способ расплатиться с многочисленными долгами. И таких историй не счесть. Николай всегда был олицетворением справедливости и благородства.

Перед иконой Святителя Николая молятся при любых, казалось бы, даже самых неразрешаемых проблемах. Он помогает и странникам, и морякам, и роженицам, и даже студентам. Икона способна исцелять от любых недугов, ограждать от неблагоприятных событий и недоброжелателей, защищать от искушений и творить настоящие чудеса. Обращаясь к Николаю с искренностью и верой, люди не раз замечали, что в их жизни все случалось именно так, как они просили.

«Семистрельная» икона – мощнейшая защитница дома и его обитателей. Богородица, изображенная на этой иконе, пронзена семью мечами, символизируя сердечные муки, которые Святая ведала при жизни. Семь мечей – главные смертные людские грехи, приносящие Божьей Матери душевные страдания.

Впервые икона появилась в 17 веке. Однажды одному крестьянину, больному хромотой и жаждущему выздоровления от этой болезни, во сне Божественный голос велел найти в ближайшем монастыре чудесное изображение и с верой помолиться перед этим образом. Оказалась, что деревянная доска с ликом Богородицы служила ступенью лестницы, ведущей в колокольню. После того, как образ отмыли и восстановили, ей отслужили молебен, после чего крестьянин был полностью исцелен.
Икона Пресвятой Божией Матери Семистрельной имеет в жизни каждого верующего большое значение. Перед этой сильной иконой молятся о защите своего дома, от недоброжелателей, от ссор внутри семьи, об умягчении сердца. Икону обычно располагают напротив входной двери, чтобы Семистрельная могла видеть глаза входящих. Перед тем, как разместить икону, нужно прочесть молитву. Если кто-то из близких или знакомых перестал вас посещать, то можно сделать вывод о том, что его помыслы были не чисты по отношению к проживающим членам этого дома. Так, Пресвятая Божья Мать Семистрельная рождает в душах верующих милосердие и доброту.

Образ Иверской Божьей Матери также считается одним из самых чтимых в православии. и его появление сплошь опутано мистикой.

В 19 веке, когда начались гонения на православные иконы, одна благочестивая вдова втайне хранила икону Богородицы. Но в ее дом однажды ворвались солдаты и, один из них, увидев образ Божьей Матери, проткнул его копьем. Но тут на глазах испуганных очевидцев из ланиты Богородицы полилась кровь. Обезумевши от страха, солдаты, упав на колени, стали молить о прощении за свой грех, а после, спасая святыню, пустили по волнам. И тут вновь произошло чудо. Икона встала и поплыла. Спустя некоторое время, постояльцы Иверского монастыря заметили светящийся столп над морем. Приблизившись к нему, они обнаружили святой образ Богородицы, плывший по воде и испускающий свечение. Икону решено было поместить в часовне, но на утро она была найдена над монастырскими воротами. Попытки отнести ее на прежнее место каждый раз были тщетны, пока однажды во сне старцу Гавриилу не привиделась Пресвятая Дева, рассказавшая, что не хочет быть охраняемой, она сама должна быть Хранительницей. Так, икону на долгие годы поместили над воротами обители, и стали называть Вратарницей. Она много раз чудесным образом уберегала монахов от пожаров, врагов и голода.

Пресвятая Богородица Иверская и до сегодняшних дней являет людям свои чудеса. Перед ее иконой молятся о раскаянии в грехах, об излечении от недугов, об избавлении от скорбей и печалей. Богородица Иверская хранит семейный очаг, покровительствует всем женщинам и является заступницей перед Всевышним. При помощи этой иконы снимают также «венец безбрачия».

Святая блаженная Матрона – самая почитаемая московская святая. Матронушка, как ее ласково называют многие, прожила тяжелую жизнь, полную лишений. Она родилась в бедной крестьянской семье и с рождения была абсолютно слепой. Уже с восьми лет она начала предсказывать и лечить всех страждущих, а с наступлением 18 лет, потеряла способность ходить. В революционные годы ей пришлось немало скитаться по Москве, не имея своей крыши над головой.

Всю свою жизнь она помогала всем нуждающимся. Это именно она предсказала начало Великой отечественной войны, и сказала, что русский народ одержит победу. Она предсказала свою смерть за три дня, но продолжала принимать людей. Матронушка и сегодня помогает всем верующим, обращающимся к ней с молением в исцелении от недугов, в финансовых вопросах, в сохранении семьи, в благополучии детей и много другого.

Вся жизнь этой сильной женщины стала образцом великого духовного подвига любви, терпения, и самоотречения.

Ксения Петербургская – одна из самых любимых русских святых. Икона с ее изображением не является редкостью в православном доме. Дар предвидения и исцеления к ней пришел после смерти ее мужа. Рано овдовев, Ксения впала в глубокое отчаяние. Она раздала все свое имущество бедным, подарила дом своей знакомой, надела одежды покойного мужа и стала называть себя его именем. Эти странности отнюдь не связаны с потерей рассудка, просто Ксения решила полностью посвятить себя служению Богу, оградив себя от земных радостей и благ. Начались годы скитания. Большую часть своего времени она проводила около Церквей. Ночевала она под открытым небом в горячих молитвах, обращенных к Богу, нарочно не одевала теплых одежд, заставляя свое тело страдать от стужи. Поначалу люди подсмеивались над Ксенией, но вскоре стали замечать, что после общения с ней, даже мимолетного, их жизнь начинала меняться к лучшему. Местные торговцы старались угостить ее съестным, тогда товар весь быстро распродавался. Если Блаженная целовала детей, то они росли здоровыми. За свою праведность Ксения обрела дар предвидения. Она предсказала смерть Елизаветы I за день до кончины. Свою знакомую она однажды отправила на кладбище, сказав, что там она обретет ребенка. Та, испуганная побежала в указанное место и на пути увидела, как беременную сбила лошадь. Роженица скончалась, но успела родить младенца, которого и усыновила подруга Ксении. И таких случаев предвидения было великое множество. Даже после своей кончины она являлась в видениях людям, находившимся в трудных жизненных обстоятельствах, предупреждая их об опасности. Молитва, обращенная к ней, всегда находит отклик и помогает даже в самом трудном деле.

«Ангел» с греческого языка переводится как посланник, вестник». Служа проводником между человеком и Господом, Ангел-Хранитель призван выражать безусловную любовь Бога к людям через свою заботу. Церковные служители уверяют, что своего Ангела человек получает, только после таинства Крещения. Так у человека появляется свой защитник, который всегда рядом. Чем больше веры в человеке, тем ближе к нему Ангел-Хранитель.

Каждый элемент иконы с изображением Ангела имеет свою символику. Слегка наклоненная голова Святого означает готовность помочь своему подопечному в любой момент, зеленый хитон и розовая рубаха – служение людям во имя добра, меч и крест – способность видеть и предупредить об опасности, крылья – возможность перемещаться из реального мира в божественный.

Чудесное спасение людей, уцелевших в катастрофах, интуитивные озарения или пророческие сны – так Ангелы невидимо принимают участие в жизни людей, оберегая каждый своего подопечного.

Икону Ангела-хранителя необходимо иметь в доме, молиться перед ней нужно в уединенном месте с искренностью в сердце. Люди обращаются к этому образу, когда им нужны духовные силы для преодоления трудных периодов в жизни. Молитвенное обращение к Ангелу-хранителю стоит делать всегда, когда оставляете свой дом, чтобы Божий Посланник уберег вас от неожиданной беды и недоброго умысла людей.

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» - живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ - есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь - Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь - Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи - Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Дмитрий Марченко

Поделиться: