Деревянный щит викингов. Щиты викингов. Изготовление щита. Поле щита

Щит викингов .

Доброго времени суток читатель! Сегодня я расскажу о том, как сделать простой круглый щит викинга. Это конечно не , но в сеже интересно и нужно!!

Немного истории: Щиты данного типа, то есть скандинавские, имели круглую форму, а размер варьировался от 65 до 90 см. По данным археологов.

Викинги делали свои щиты из разных пород дерева сосны, ясеня, клена, липы, дуба, в зависимости от того, где обитали в данный период. Наибольшее предпочтение отдавали щитам, сделанных из ясеня или дуба из за прочности этих пород, самым легким был щит из липы.Толщинащитов тоже зависела от породы дерева и варьировалась в приделах от 12 до 6 мм. В связи с такими данными я рекомендую для вас использовать, как самый простой и оптимальный вариант и кто муже дешевый, простую обычную фанеру толщиной 6 - 8 мм при диаметре до 90 см.

Приступим к изготовлению:

Материал:

Фанера толщиной 6 - 8 мм;

Клей(желательно ПВА) или казеиновый рыбный (при оклейке кожей); мешковина либо лён (рекомендую несколько слоёв) я брал мешок с под сахара;

Крепкие капроновые нити;

Кожа желательно по толще (можно сэкономить и подобрать другой подходящий материал);
Металл толщиной от 1 до 2 мм.;

Краски я использовал эмальные (это на выбор);

Гвозди для заклепок;

Морилка;

Лак;

Инструмент:

Молоток, карандаш, линейка, электро лобзик, болгарка с кругом толщиной 1.5 – 2 мм, наждачная бумага. Вроде ничего не забыл, ну вы сами, знаете какой, инструмент нужен именно вам!

Приступаем к изготовлению : Берем приготовленную фанеру и размечаем два круга один диаметром вашего щита возьмем приблизительно 800 мм. Другой по диаметру умбонга (немного больше чем ваш кулак).

Совет: для того чтобы получился хороший круг берем досточку длиной любой, шириной

3 – 4 см с одного конца насквозь закручиваю саморез, а на необходимом расстоянии просверливаю отверстие для карандаша. Таким способом рисования получаются ровные круги.

Сделав необходимое движение, мы получаем уже первый результат.

Следующее действие пропил на внутренней стороне щита под имитацию досок, а также вскрытие морилкой и лаком(не переборщите с тоном).

После того как все высохло, приступаем к изготовлению рукояти и двух боковых планок (материал берем - дуб, берёза, ясень) и приклёпываем их в соответствии с нанесенным вами рисунком на досках (в качестве заклёпок использовал гвозди, те которые выступают с другой стороны откусить кусачками и расклепать).

И вот проявляются уже первые намеки, что у вас именно щит, а не кусок фанеры.

Переходим к следующему действию: нужно с наружной стороны обклеить щит мешковиной (для амортизации ударов об щит). Берем клей и наносим на лицевую часть изделия, причем советую не жалеть. Берем мешковину и прилаживаем на щит, разглаживая, чтобы не было воздушных пробок, и разного вида неровностей. Ровно? Вот и замечательно ждем чтобы немного подсохло и повторяем операцию несколько раз не жалея клея. Когда все высохло, обрезаем мешковину по контуру щита.

Умбон выколачивают из металлической заготовки толщиной от 1,5 до 3 мм. Желательно стальной (так надежней).Если сталь толще 3 мм процесс происходит в два этапа с промежуточным отжигом газовой горелкой. Запомните умбон нужно сделать максимально удобен для вашего кулака в будущих боях.

Эта статья ознакомит вас с процессом создания своими руками лёгкой и прочной брони из материала под названием Wonderflex.

Wonderflex очень универсальный материал, но есть определенные ограничения на его применение.

В приведенных выше изображениях, все части брони, за исключением шлема, были сделаны из комбинации Wonderflex и Apoxie.

Шаг 1: Что такое Wonderflex?

Wonderflex представляет собой легкоплавкий термопластик (температура «активации» 150 ° -170 ° F), с тканой волокнистой подложкой на одной стороне. При нагревании материал может растягиваться, повторять форму заготовки.

Листы Wonderflex можно соединять вместе. Чем больше вы нагреете материал, тем сильнее будет связь. Для нагрева рекомендую использовать тепловые пушки, но вы также можете прогревать в микроволновой печи более мелкие куски.

Возьмем «по условию», что у большинства людей дома есть: маркеры, линейки, хорошо освещенные рабочие места. Хотелось бы предложить набор инструментов для работы с Wonderflex:

  • Тепловая пушка;
  • Травматологические ножницы (у них есть зазубренный край, который позволяет резать 3 слоя Wonderflex довольно легко);
  • Ручной пробойник (Wonderflex довольно плохо сверлить. Для чистых отверстий, пробойник лучше всего);
  • Ролик — для склеивания листов вместе;

  • Заготовки для формовки элементов брони;
  • Шлифовальные губки — для сглаживания текстуры материала;
  • Полиэстерный наполнитель и грунтовка;
  • Паяльник;
  • Респиратор, перчатки и защитные очки;

Для объемных деталей будем использовать материал под названием Apoxie Sculpt (глина), что твердеет в течение ночи, сохнет, почти без усадки и легко поддаётся шлифовке. При работе с Apoxie могут пригодиться некоторые инструменты для работы с глиной.

Шаг 3: Создаём шаблоны брони

Любой проект всегда начинается с чертежей. Есть множество способов, как их получить. В первую очередь, если изображение желаемой реплики находится в видеоигре, опытный мастер сможет извлечь файлы в виде 3D модели, с которыми можно проводить манипуляции.

У меня был манекен, который соответствовал размерам моего туловища. После распечатки набора шаблонов брони, соединим липкой лентой части вместе, чтобы визуализировать форму брони. Если куски не соответствуют друг другу и нужна дополнительная корректировка, внесите необходимые изменения в шаблон, а затем распечатайте новый кусок.

Бумага является хорошим аналогом для Wonderflex. Потратьте время на подгонку шаблонов. Если вы сможете настроить все элементы надлежащим образом, то в дальнейшем сможете сэкономить много времени и избежать больших разочарований, при попытках формовки Wonderflex.

Шаг 4: Увеличиваем толщину листов

После того, как шаблоны отсортированы, пришло время перевести их на Wonderflex.

Толщина одного слоя на самом деле довольно небольшая и материал не будет держать заданную форму при каком-либо воздействии на него. Кроме того, при формировании частей только из одного слоя, материал будет морщится вдоль тех областей, которые растягиваются. Для решения данной проблемы соединим вместе несколько листов, прежде чем формировать из них части костюма.

Для больших площадей, таких как грудь и спина, было решено использовать три слоя. Нагреем их тепловой пушкой, после чего прокатаем с помощью валика. Для того, чтобы предварительно скрепить листы вместе и они не сдвинулись во время прокатки, можете воспользоваться булавкой или аналогичным предметом. Однако рекомендую предварительно убедится в том, что нагретый Wonderflex не будет прилипать к поверхности валика. Мой ролик имеет силиконовый барабан, так что это не было проблемой.

Для других частей, которые не так интенсивно подвержены износу (плечи и бедра), используем по 2 листа, чтобы сделать предварительную основу для элементов брони.

Шаг 5: Основные составные части

После того, как листы уплотнены, пришло время вырезать заготовки.

Гораздо легче вырезать форму из заранее сформированного куска. Ведь если резать кусок, а затем растягивать его по форме, то в конечном итоге результат будет «кривоват».

На первой картинке показана «пустая» панель. Эта часть была выполнена из 2 слоёв Wonderflex. Воспользуемся старой пластиковой трубой (можно взять любой непористый и термостойкий материал) для достижение желаемой кривизны. Можете использовать крупные переходники из ПВХ труб — строгие линии и высокая термостойкость сделает их отличным инструментом для формовки Wonderflex. Для того, чтобы предотвратить прилипание, покроем часть листа металлизированным скотчем.

Для охлаждения простых форм воспользуемся ведром с холодной водой.

После нагрева листа, придаем ему нужную форму, затем погружаем его в воду. Для полного остывания достаточно около 5 минут (на воздухе), но с помощью метода «ведра» процесс занимает секунды.

После того, как получили нужную форму, возьмём выкройку и обведём её на заготовке. Используем небольшие зажимы, чтобы зафиксировать шаблон, во время прорисовки.

После перенесение контуров шаблона, просто вырежем нужную форму. Как писал раньше, для резки Wonderflex использовал травматологические ножницы. Хотя канцелярский нож, также отлично работает.

Шаг 6: Греем, формируем, выгибаем, повторяем…

Есть некоторые части брони, которые нельзя получить вышеописанным способом.

В отличие от предыдущего этапа, предварительно нужно перенести рисунок и только после этого постепенно формировать элемент костюма.

Начиная с голени, формировал основные детали используя ногу манекена. В то время, как это позволило мне добиться довольно точных основных форм, оставались мелкие морщинки и волнистые края. В этом случае, чтобы разгладить их необходимо сконцентрироваться на одной области, нагреть её, сформировать изгибы, а затем замочить в ведре с ледяной водой.

Шаг 7:

На рисунке 2 можете увидеть метод формирования секций спины и груди. Поскольку эти детали слишком большие, чтобы вместиться в ведре с ледяной водой, начинать процесс нагрева стоит с размещения сверху листа влажного полотенца. После завершения заготовка покрывается вторым полотенцем, смоченным в ледяной воде.

Этот процесс повторяем несколько раз, до тех пор, пока не достигнем желаемой формы. Потребовалось несколько проходов и растяжек по углам и краям, чтобы добраться до этой «точки».

На рисунке, можете видеть переднюю нагрудную пластину после формовки. Сделаем небольшие разрезы вдоль рук и шеи для того, чтобы растянуть форму вдоль краёв и увеличить кривизну. Затем покроем их тонкими полосками Wonderflex для укрепления швов. Если броня должна быть гладкой в этих областях, можете закрыть эти разрезы с обратной стороны, чтобы отделка имела плавный вид.

После того, как части сформированы, хорошей идеей будет примерить их на манекене, чтобы убедиться в том, что все швы совпадают.

Шаг 8: Добавляем накладываемые детали

Wonderflex отлично работает с большими поверхностями и широкими формами, но для более определенных областей и чётких деталей, вы должны будете использовать другой материал.

Предпочитаю использовать 2-х компонентную эпоксидную глину «Apoxie Sculpt». Все объемные детали, за исключением деталей наплечников, были вылеплены из неё.

Хотелось бы отметить, размещение дополнительных деталей (на голени) позволит скрыть линию шва между двумя половинами Wonderflex и сделает поверхность элемента брони единым целым. Apoxie довольно хорошо обрабатывается абразивом.

Для изготовления заклепок для брони, воспользуемся мебельными гвоздями. Предварительно просверлим отверстие, отрежем заостренный конец и суперклеем приклеим их на место.

Шаг 9: Шлифуем и сглаживаем поверхность

Предварительно не забудьте надеть респиратор. Все работы следует проводить на улице или в хорошо проветриваемом помещении.

Первым шагом будет обработка грубой наждачной бумагой сформированных деталей брони. В зависимости от того, насколько хорошо вы вылепили формы процесс может быть или очень коротким или очень длительным.

После того, как поверхность глины будет выровнена, покроем части автомобильной грунтовкой в три слоя. Все маленькие шишки и рябь нужно будет сгладить. Для небольших дефектов будем использовать замазку в качестве наполнителя. На детали, которые будут подвержены сгибам, важно наносить небольшие слои шпаклевки, потому что она может ломаться во время перегибов.

Для груди и спины, которые имеют много небольших вмятин используем метод шлифования губкой.

Если у вас есть области с глубокими дефектам или крупными вмятинами, можете использовать полиэфирный наполнитель. Данный наполнитель может немного гнутся, что позволяет Wonderflex не полностью становиться жестким.

После нанесения наполнителя, нанесём ещё пару слоев грунтовки. Если вы собираетесь состаривать поверхность брони, то можете оставить немного внешних дефектов.

Шлифуя Wonderflex вы можете получить края, с которых торчат волокна. Быстрый проход горячим ножом или паяльником исправить эту проблему.

Предисловие.

Большие круглые щиты викингов изготовлялись, судя по всему, в соответствии с некой особой традицией. Наиболее известные примеры целых образчиков - те, что располагались на бортах корабля из Gokstad, Норвегия (рис 1.) - датируются 905 г.н. э. (Bonde and Christensen 1993). Они сходны со щитами из Thorsberg (Raddatz 1987).

Конструкция и размеры.

Обычный размер щитов того времени - 80-90 см в диаметре (см. Табл.1). Для сравнения – щиты, найденные в языческих англо-саксонских захоронениях (23 экз.) – от 42 до 92 см; из Thorsberg– 7 экз., римский железный век – от 65 до 104 см диаметром; Välsgarde, Швеция – 3 экз., Вендельский период – от 84 до 110 см диаметром). Поле щита было плоским; изготавливалось из одного слоя планок (досок), сбитых(скрепленных) вместе. Щиты из Gokstad сделаны из семи или восьми сосновых планок (мягкая древесина хвойных пород, судя по всему, использовалась в большинстве случаев, но не всегда) различной ширины, причем вариант с меньшим количеством более широких планок, как кажется, более практичен; например, центральная планка щита вендельской эпохи из Välsgarde была шириной 52 см. Толщина планок обычно составляла 6-10 мм (Табл. 2); к краям уменьшалась(рис.1, Табл.2). Подтверждения гипотезам о существовании многослойных конструкций пока не найдено (Hдrke 1981).

Рис.1 – щит из захоронения в Gokstad, Вестфолд, Норвегия, 905 н.э. Диаметр 94 см (Nicolaysen 1882).
а. Вид спереди. Тип умбона - Rygh 564.
b. Обратная сторона; видны отверстия для прикрепления обода (обшивки) и одна деревянная планка, служащая рукоятью – остальные элементы усиления конструкции, видные на фото, являются современными добавлениями.
с. Разрез-вид сбоку; видно утоньшение к краям.

Планки по возможности приклеивались одна к другой. Кроме того, дополнительную прочность придавали умбон, рукоять и обод (обшивка края) (см. ниже), а также покрытие из кожи. На некоторых щитах из Birka было лицевое покрытие из тонкой кожи, а некоторые ранние английские щиты были покрыты ею с обеих сторон (Arwidsson 1986; Dickinson and Hдrke 1992). Тем не менее, планки гостадских щитов были раскрашены, что говорит о том, что покрытия из кожи на них не было (Lowe 1990). Можно даже предположить, что их форма и хрупкость конструкции предполагали только лишь использование в захоронении, для чего они и были сделаны; вряд ли это были боевые щиты. Интересно отметить, что щиты из Gokstad конструктивно похожи на щит, найденный в торфяном болоте в Tirskom, Латвия (Тирском торфянике) (рис.1.1).

Рис 1.1 – Щит 1, найденный в Tirskom, Латвия. Слева – найденный, справа- реконструкция.

Щит 1 . Этот щит, датированный 9м веком, был собран из шести еловых или пихтовых планок (Yrtan 1961). Диаметр щита – 85.5 см, толщина планок – 0.6 см. С обеих сторон щит покрыт кожей, и проложен спрессованной травой, возможно в целях смягчения удара. В некоторых местах на краю кожа зафиксирована (прибита (?) или пришита (?)).

Интересно, что умбон щита из Тирского торфяника сделан из дерева, хотя и идентичен по форме и размерам местным железным образцам (еще один деревянный умбон был найден на месте поселения славян в GrossRaden, Северная Германия). Умбон имеет размеры 13.1 на 10.5 см и закрывает отверстие в центре шириной 11.5 см. Приклепан 14-ю заклепками (которые не сохранились). Следы ударов на поверхности кожи и умбоне говорят о том, что щит использовался в сражении.

Щит 2. От второго щита, найденного в Tirskom, была найдена только средняя планка, а вернее, только ее часть. Она была изготовлена из какого-то вида хвойного дерева и имеет размеры 68 х 11.8 х 1.4 см. Четырехугольное отверстие для руки расположено (предположительно) в центре поля, предполагая таким образом ширину щита в 73 см. Интересно, что поле изогнуто, возможно это был выпуклый щит.

В центре щита делалось круглое отверстие (по крайней мере таким оно было в щитах из Gokstad; овальные, 8-и D-образные известны по материалам, относящимся к вендельскому и более ранним периодам. У второго щита из Tirskom отверстие было квадратным). Оно (отверстие) закрывалось полусферическим железным умбоном диаметр которого составлял около 15 см (вместе с полями) ; умбон прикрывал рукоять. Железо на куполе было довольно толстым (3-5 мм), хотя поля умбона были тоньше (Примечание С.К. : замеренные мною около десятка древнерусских умбонов дали толщину – ок.1,5 мм, так что 3-5 мм это явный перебор ).

Умбон был двух основных форм – ранний стиль (вариант) имел высокий купол и четкую «шею»(шейку, перехват)(рис.2-а) Поздний стиль (вариант) – низкий купол без «шеи»(рис.2-b), хотя полного вытеснения раннего стиля поздним не произошло. Менее распространенными были низкий вариант (рис.2-c), и сфероконический (рис.2-d), иногда с выступом на верхушке.

Рис. 2 – умбоны щитов.

Единственные примеры умбонов с зубчатыми краями известны из Telemark, Норвегия (рис. 3-а); Birka, Швеция и Ile de Groix, Франция (рис. 3-е). В последнем захоронении было найдено несколько уникальных умбонов с необычно сделанными фланцами (рис. 3-d,c,d,e), возможно, западноевропейского происхождения (Mueller-Wille 1978).

Обычно умбон прикреплялся железными гвоздями (заклепками), острия (концы) которых были либо загнуты, либо расклепаны с обратной стороны щита (рис. 3-d, h). (Примечание С.К. : наиболее распространено именно крепление гвоздями, заклёпки встречаются, но реже ). В найденных в Birka образцах обычно по 4 гвоздя, иногда шесть (как и в Gokstad). Встречаются и случаи крепления пятью заклепками, как в Cronk Moar, Man и Groix, Франция.

Поля некоторых умбонов были расположены под углом, возможно потому, что они крепились на выпуклое поле щита. Из Birka также происходят экземпляры умбонов, поля которых были украшены накладными пластинами из цветного металла (рис. 3-f,g), а шляпки заклепок были инкрустированными(?) или лужеными (Arwidsson 1986).

Рис.3 – умбоны щитов.
a - умбон с зубчатыми краями, Telemark, Норвегия
b-e - Ile de Groix, Франция. Концы гвоздей чаще расклепаны нежели загнуты.
f – Birka, показана аппликация лужением.
g – Birka, медная окантовка на фланце.
h – Birka, на виде сбоку заметен загиб заклепок.

По всей видимости была только деревянной, судя по в большинству захоронений, где остатков не так много, как в Gokstad; там тонкая планка приклепана к доскам от края до края и служит рукоятью (в месте где пересекает центральное отверстие) (см. рис.1). На более красиво сделанных щитах на деревянную сердцевину накладывалась выгнутая железная пластинка, обычно орнаментированная гравированным бронзовым листом или серебряной инкрустацией (рис.4-а)

Рис. 4 – рукояти щитов, 10 в.
a – два фрагмента украшенной серебром железной рукояти с деревянной сердцевиной из захоронения в Hedeby, Шлезвиг-Голштейн, Германия.
b - фрагмент «лопатовидного» окончания рукояти, Gokstad.
c-d – трехконечные бронзовые крепления для рукояти в форме человеко-животных образов, захоронения Hedeby и Birka.

Рукоять была длинной, часто пересекала весь диаметр щита и была утоньшалась к концам. К окончаниям рукояти могла быть приделана «лопатовидная» накладка, которая также приклепывалась (рис.4-b); либо все крепилось различными бронзовыми креплениями (накладками) (рис. 4-c, d). Иногда заклепки, державшие умбон, проходили и через рукоять. Рукоять могла быть обмотана кожей.

Усиление края.

Большинство находок не подтверждает наличия усиления края, что возможно говорит или о его (усиления) отсутствии, или об изготовлении из материала, который сравнительно быстро портится, и, следовательно, до нашего времени не сохранился. В щитах из Gokstad были просверлены маленькие отверстия на расстоянии около 2 см от края с интервалом в 3.5 см (рис. 1-a,b), возможно для того, чтобы крепить обод, все остальные следы которого не сохранились. Можно предположить, что по краю проходила полоса кожи, прихваченная стежками либо прибитая тонкими гвоздями.

Рис. 5 – Металлические фиксаторы от ободов щитов.
a – захоронение в Birka, Швеция. Тип А –простая U-образная скобка.
b – захоронение в Birka, Швеция. Тип В – с расширением для крепления кожаной полосы.
c – Lindholm Hшye 1112, Дания. Видны следы чеканки (?) вокруг заклепки.

В захоронениях иногда встречаются маленькие скобки,сделанные из железных или бронзовых пластинок (рис. 5). Скобки иногда украшались лужением, чеканкой или гравировкой (рис. 5-c). В Birka были найдены щиты, у которых скобки были пригнаны одна к другой непрерывно по краю (рис. 6); однако сохранились лишь фрагменты обода, что, возможно, означает умышленное (?)повреждение щита перед захоронением.

Рис. 6 – Захоронение в Birka Bj736, 10 в.
а – щиты, как они найдены при раскопках
b – реконструкция (Peter Beatson)

Иногда несколько скоб были распределены равномерно по ободу, возможно для закрепления по краю кожаной полосы, следы от которой иногда остаются. Скобы из захоронения Bj 850 были закреплены поверх каймы из кожи (рис. 7) хотя их небольшое количество и неравномерное распределение дают повод предположить, что это (крепление кожи)– не основное их предназначение. Они, например, могли укреплять стыки планок или поврежденный край.

Рис. 7 – Захоронение в Birka Bj850, 10 в.
a – щит, как от найден при раскопках (Arbman, 1943).
1 - умбон, 2 – скобки обода, 3 –окончание рукояти (возле остатков)
b – реконструкция щита (Peter Beatson)
c – разрез - участок с бронзовой скобой; показаны материал щита, кожаные облицовка и полоса по краю.

Другие металлические части

Все остальные металлические части, включая заклепки (рис. 8-а) попадались в основном случайно. В некоторые могилах в Birka находили по одному или два колечка, закрепленных в «ушках» кронштейнов (рис. 8-b, c), которые проходили через поле, а иногда и через рукоять щита, в то время как кольцо находилось с тыльной стороны. Возможно, они служили для того, чтобы вешать щиты, а возможно – чтобы крепить кожаную полосу (веревку) для удобства переноски.

Рис. 8 – металлические части.
a - захоронения в Birka Bj727, 10 в. Заклепка служила для крепления рукояти к щиту.
b - захоронения в Birka Bj407. Кольцо и крепление аналогичны всем остальным найденным в Birka
c – схематическое распределение кронштейнов с кольцами на тыльной стороне щитов из Birka, указаны номера захоронений.
a,b – из Arbman (1943)

В захоронении в Valsgarde, датирующимся 11 в., был найден щит, починенный путем приклепывания 13 тонких медных полосок (15-30 по 6-7 мм) по пролому (Museum of Norse Antiquities, Uppsala Sweden: pers. obs. 1994).

Украшения

Археологические, равно как и литературные и художественные источники показывают, что щиты часто раскрашивались. Лицевые части щитов из Gokstad были раскрашены в желтый (?аурипигмент =As 2 O 3) или черный (? древесный уголь) цвета; щиты разных цветов располагались по бортам поочередно (Lowe 1990; Nicolaysen 1882). Возможно, были распространены и красные щиты (красные пигменты, судя по всему, добывались из минералов, например красная охра (Fe2O3 как на статуэтке из Jelling (Marxen and Molkte 1981), или киноварь (HgS, как на щите из Illerup, 200 г н. э. (Forhistoriskmuseet, Moesgard Дания: pers. obs. 1994). На той же статуэтке был обнаружен темно-синий пигмент, изготовленный путем смешивания измельченного мела со жженым органическим материалом (? древесный уголь) и желтым компонентом (аурипигмент As2O3) на масляной основе). Красный щит был отмечен на Датском руническом камне (?) (Roesdahl 1992), а также существуют упоминания о таких щитах в сагах. Распределение пигментного слоя на щите на ЭВ из Va lsgarde показывет, что щит был красный (G. Hedlund, Uppsala Universitet: pers.comm. 1993). Щиты, относящиеся к римскому железному веку (из Thorsberg) были раскрашены в красный или голубой (Nationalmuseet, Copenhagen: pers. obs. 1994).

Фрагмент из Ballateare, Мэн, дает повод предположить, что кожаная облицовка щита была раскрашена черно-красными узорами по белому полю (см. рис.9). Предполагается, что было использовано gesso (органическая матрица, такая как желток яйца). Следы белой краски были найдены на деревянном фрагменте щита из Manx Cronk Moar (Bersu and Wilson 1966).

Рис. 9 – Фрагмент gesso с лицевой стороны щита. Ballateare, Мэн, 10 в.

Недавно обнаруженное захоронение 10 в. в Grimstrup, Дания, содержало круглое деревянное поле, которое закрывало тело с головы до бедра. Поскольку более никаких принадлежностей (например умбона) найдено не было, то предположили, что поле было ничем иным, как недоделанным щитом. Оно было раскрашено (фрагмент - см. рис. 10), общий рисунок толком не различим. Цвет фона – тёмно-голубой, рисунок – серо-зеленый, обведенный белыми линиями. Также видны фрагменты красных линий и белые точки.




Рис.10 – Два фрагмента раскраски щита из Grimstrup.

Довольно часто на щитах в изображениях викингов (рис. 11) можно видеть «заворачивающиеся» по спирали линии (рис 11 – a,b,c,d) (так называемое «сегнерово» колесо или «вихревая розетка»). Их можно интерпретировать как усиливающие металлические полосы (археологами не найдены), прошивку на кожаной облицовке, или границу между сегментами раскраски разных цветов, как показано в нескольких франкских манускриптах 10 века (рис. 13). Примером украшений для щитов могут также быть орнаменты на сохранившихся раскрашенных деревянных вещах (та самая статуэтка, про которую уже говорилось выше, доска со змеей из церкви Horning, Дания и разрисованный рунный камень из двора церкви святого Павла, Лондон, многочисленные раскрашенные вещи из Осеберга и Gokstad, Норвегия, раскрашенная доска из захоронения в Ladby, сундук (гроб) в захоронении в Birka (рис 12).

Рис.11 – щиты в современном искусстве
a,b - рисунки на камне, Готланд, 7-8 вв.
c, d - серебряные подвески в виде щитов, Birka, Швеция, 10 в.
e – бронзовая подвеска «валькирия», Hedeby, Германия, 10 в.
f - фрагменты гобеленов, Осеберг, Норвегия ок. 834 г.

Рис.12 – рисунки с маленького гроба из захоронения в Birka. Стиль имеет сходство с щитом из Ballateare.

Рис.13 – щиты со спиралевидным узором и сегментарной раскраской, Golden Psalter of St. Gall, Frankish, 10 в.

Украшения из металлических пластин в виде животных или птиц, прикреплепленные к лицевой части щита ограничиваются периодом, предшествовавшим эпохе викингов, хотя аппликация из деревянных полос и предполагается для щита из Cronk Moar (Bersu and Wilson 1966). О других украшаемых частях щита (умбонах, рукояти, скобках) было рассказано выше.

Техника боя.

Анализ показал, что основным применением больших круглых щитов была защита от метательного оружия, в то время как поединки осуществлялись клинок-на-клинок (SchloЯ Gottorf: Archдologische Landesmuseum der Christian-Albrechts Universitдt, Schleswig Germany: pers. obs. 1994). Тем не менее, использование щитов в рукопашной схватке тоже имело место быть. Железный умбон эпохи викингов (в отличие от тонкого бронзового Римского Железного Века) наводит на мысль о смене стиля рукопашного боя, когда стало возможным парирование ударов умбоном. Тонкое поле легко расщеплялось, что, возможно, так и задумывалось, для того, чтобы оружие противника застревало.

Литература.

ARBMAN, H. (1940). Birka I: Die Gräber. Untersuchungen und Studien. Tafeln. Kungl. Vitterhets Historie och Antikvitets Akademien (KVHAA): Stockholm.

ARBMAN, H. (1943). Birka I: Die Gräber. Untersuchungen und Studien. Text. KVHAA: Stockholm.

ARWIDSSON, G. (1986). "Schilde".
In: G. Arwidsson (ed.). Birka II: Systematische Analysen der Gräberfunde, vol. 2. KVHAA: Stockholm.

BERSU, G. and WILSON, D.M. (1966). "Three Viking graves in the Isle of Man". Society for Medieval Archaeology, monograph 1. Society for Medieval Archaeology: London.

BONDE, N. and CHRISTENSEN, A.E. (1993). "Dendrochronological dating of the Viking Age ship burials at Oseberg, Gokstad, and Tune, Norway". Antiquity 67, p. 573-583.

BRØNSTEAD, J. (1936). "Danish inhumation graves of the Viking Age". Acta Archaeologica 7, p. 81-228.

CHRISTENSEN, A.E. (1993). "Kongsgårdens håndverkere".
In: A.E. Christensen, A.S. Ingstad and B. Myhre (eds.). Oseberg Dronningens Grav: Vår arkeologiske nasjonalskatt i nytt lys. Schibsted: Oslo, p. 85-137.

DICKINSON, T. and HÄRKE, H. (1992). "Early Anglo-Saxon shields". Archaeologica 110, Society of Antiquaries of London: London.

DUBY, G. (1970). Histoire de la France: naissance d"une nation des origines à 1348, vol. 1. Libraire Larousse: Paris.

DU CHATELLIER, P. and LE PONTOIS, L. (1908-9). "A ship burial in Brittany". Saga Book of the Viking Club 6, p. l23-161.

DUCZKO, W. (1989). "Runde Silberblechanhänger mit punzierten Muster".
In: G. Arwidsson (ed.). Birka II: Systematische Analysen der Gräberfunde, vol. 3. KVHAA: Stockholm.

ELSNER, H. (1985). Wikinger Museum Haithabu: Schaufenster einer frühen Stadt. Karl Wachholz Verlag: Neumünster.

GRAHAM-CAMPBELL, J. (1980). Viking artefacts: a select catalogue. British Museum: London.

HÄRKE, H. (1981). "Anglo-Saxon laminated shields at Petersfinger - a myth". Medieval Archaeology 25, p.141-144.

HOUGEN, B. (1940). "Osebergfunnets billedvev". Viking 4, p.85-124. Oslo.

KARLSSON, U. (1993). "Medieval round shields". New Hedeby (January 1993), p.26-27.

LOWE, S. (1990). "Everything you wanted to know about Viking shields (and one helmet) but were afraid to ask". Varangian Voice (issue 17), p.24-25.

MAGNUSSON, M. (1979). Viking: hammer of the north. Orbis: London.

MARXEN, I. and MOLKTE, E. (1981). "The Jelling man: Denmark"s oldest figure-painting". Saga - Book of the Viking Club 20, p. 267-275.

MULLER-WILLE, M. (1976). "Das Bootkammergrab von Haithabu". Berichte über die Ausgrabungen in Haithabu 8. Karl Wachholtz: Neumünster.

MULLER-WILLE, M. (1978). "Das Schiffsgrab von der Ile de Groix: ein Exkurs zum Bootkammergrab von Haithabu". Berichte über die Ausgrabungen in Haithabu 12, p.48-84.

NICOLAYSEN, N. (1882). The Viking ship discovered at Gokstad in Norway. Christiana: Oslo (reprinted 1971 Gregg International Publ.: Westmead UK).

OWEN, O. and DALLAND, M. (1994). "Scar, Sanday: a Viking boat-burial from Orkney". Birka Studies 3, p.159-172.

RADDATZ, K. (1987). Der Thorsberger Moorfund Katalog: Teile von Waffen und Pferdegeschirr, sonstige Fundstücke aus Metall und Glas, Ton- und Holzgefuße, Steingeräte. Karl Wachholtz: Neumünster.

RAMSKOU, T. (1976). "Lindholm Höye gravpladsen". Nordiske Fortidsminder Ser.B, Bind 2. Lynge & Son: Copenhagen.

ROESDAHL, E. (1982). Viking Age Denmark. British Museum: London.

THORVILDSEN, K. (1957). "Ladby-skibet". Nordiske Fortidsminder, Ser.1 v.6. H.J. Lynge & Son: Copenhagen.

В.А.Уртан (1961). "Древние щиты на территории Латвийской ССР". Советская археология 1961, №1, стр.216-224.

В 1880 году в Норвегии фермеры в местечке Гокстад, что на берегу Балтийского моря, обрабатывали землю. На ней был расположен курган, который, как предполагали местные жители, мог содержать какие-либо древние захоронения. Говорят, курган даже прозвали «Королевским», но что там внутри, никто не знал. Когда же местечко попало в поле зрение археологов и начались раскопки, на месте кургана был обнаружен корабль викингов, который так и назвали — Гокстад. Драккар, датируемый 9−10 веком, прекрасно сохранился, как и некоторые вещи, найденные на нем. Так, на Гокстаде помимо рыболовецких крючков, конских сбруй, различных медальонов и даже, как говорят, игральной доски с фигурками, сохранилась одна из самых больших обнаруженных археологами коллекций щитов викингов.

Считается, что использовали щит не только для защиты, но и активно применяли для нападения: наносили удары кромкой, а также железным умбоном, расположенным в центре орудия. Тем не менее, сама конструкция щита была довольно проста.

Корабль викингов Гокстад 10 в. (dockyards.com)

Само орудие было достаточно крупным. В диаметре оно составляло около метра (если быть точнее от 90 до 100 см). В целом, как и оружие, каждый щит изготавливался адресно, то есть под конкретного воина, исходя из его габаритов. Основная цель — прикрыть большую часть тела от стрел, чтобы получить возможность приблизиться к противнику для рукопашной схватки. Собственно, размеры щитов наталкивают на мысль о том, что действительно могли применять знаменитую тактику, получившую название «стена щитов». Внешне она чем-то напоминает римскую черепаху, когда одни воины держат щиты перед собой, а другие — над головами, таким образом закрывая группу от града стрел.


Щиты. (dockyards.com)

Поле щита викингов было плоским в отличие от, например, древнегреческого гоплона (также круглый щит). Кроме того, оно состояло всего из одного слоя досок, скрепленных вместе. На том самом корабле в Гокстаде найденные щиты были сделаны из сосны. Считается, что преимущественно в изготовлении щитов викинги использовали именно мягкую древесину хвойных пород деревьев, хотя говорят, что в ходу у оружейников были и более твердые сорта деревьев. Впоследствии, в изготовлении стали использоваться не одна, а несколько пород.

Из-за внушительной площади поверхности удар оружия по щиту сглаживался, распределяясь по всему полю, и поэтому при защите воин не получал серьезных травм. Кроме того, благодаря тем самым мягким сортам древесины, как считается, оружие противника зачастую застревало, после чего защищавшийся мог воспользоваться моментом для контратаки.

Щит в музее. (dockyards.com)

Толщина щитов, например с того же Гокстада, равнялась в среднем 12 мм, при том что по краям она была вдвое меньше — 6 мм. В центре щита был железный умбон, который, как правило, составлял около 12−15 мм в диаметре при толщине 3−5 мм. Умбоны могли быть как цилиндрические, так и плоские. Ими в основном и старались встретить удар меча или топора: оружие соскальзывало, после чего воин мог атаковать в ответ. Внутренняя сторона укреплялась металлическими вставками, чтобы щит был более жестким. Металлом обрамляли в том числе и кромку щита. Снаружи же он обтягивался кожей. Ею, по сути, стягивали доски друг к другу, как можно плотнее. Изначально кожу прибивали к доскам, однако впоследствии стали использовать зажимы для того, чтобы было удобнее и быстрее чинить щит в случае повреждений.


Украшения щитов. (dockyards.com)

Подобно оружию щиты тоже украшали. Внешняя сторона обычно была раскрашена: основными цветами, ссылаясь на многочисленные европейские источники, историки называют называют красный и белый. Кстати, как отмечал отечественный исследователь А. Н. Кирпичников, найденный им скандинавский щит в Гнездове, также был окрашен в красный цвет. Как считается, наряду с ними при украшении использовали и черный, синий, а также желтый цвета. Кроме того, на внешнее поле орудия нередко наносился и какой-либо рисунок.

Щиты эпохи викингов - общий обзор и исторический экскурс

Большие круглые щиты викингов изготовлялись, судя по всему, в соответствии с некой особой традицией. Наиболее известные примеры целых образчиков - те, что располагались на бортах корабля из Gokstad, Норвегия (рис 1.) - датируются 905 г.н. э. (Bonde and Christensen 1993). Они сходны со щитами из Thorsberg (Raddatz 1987).

Конструкция и размеры.

Обычный размер щитов того времени - 80-90 см в диаметре. Для сравнения – щиты, найденные в языческих англо-саксонских захоронениях (23 экз.) – от 42 до 92 см; из Thorsberg– 7 экз., римский железный век – от 65 до 104 см диаметром; Valsgarde, Швеция – 3 экз., Вендельский период – от 84 до 110 см диаметром). Поле щита было плоским; изготавливалось из одного слоя планок (досок), сбитых(скрепленных) вместе. Щиты из Gokstad сделаны из семи или восьми сосновых планок (мягкая древесина хвойных пород, судя по всему, использовалась в большинстве случаев, но не всегда) различной ширины, причем вариант с меньшим количеством более широких планок, как кажется, более практичен; например, центральная планка щита вендельской эпохи из Valsgarde была шириной 52 см. Толщина планок обычно составляла 6-10 мм; к краям уменьшалась. Подтверждения гипотезам о существовании многослойных конструкций пока не найдено (Hдrke 1981).

Рис.1 – щит из захоронения в Gokstad, Вестфолд, Норвегия, 905 н.э. Диаметр 94 см (Nicolaysen 1882). а. Вид спереди. Тип умбона - Rygh 564. b. Обратная сторона; видны отверстия для прикрепления обода (обшивки) и одна деревянная планка, служащая рукоятью – остальные элементы усиления конструкции, видные на фото, являются современными добавлениями. с. Разрез-вид сбоку; видно утоньшение к краям.

Планки по возможности приклеивались одна к другой. Кроме того, дополнительную прочность придавали умбон, рукоять и обод (обшивка края) (см. ниже), а также покрытие из кожи. На некоторых щитах из Birka было лицевое покрытие из тонкой кожи, а некоторые ранние английские щиты были покрыты ею с обеих сторон (Arwidsson 1986; Dickinson and Hдrke 1992). Тем не менее, планки гостадских щитов были раскрашены, что говорит о том, что покрытия из кожи на них не было (Lowe 1990). Можно даже предположить, что их форма и хрупкость конструкции предполагали только лишь использование в захоронении, для чего они и были сделаны; вряд ли это были боевые щиты. Интересно отметить, что щиты из Gokstad конструктивно похожи на щит, найденный в торфяном болоте в Tirskom, Латвия (Тирском торфянике).

Рис 1.1 – Щит 1, найденный в Tirskom, Латвия. Слева – найденный, справа- реконструкция.

Щит 1. Этот щит, датированный 9м веком, был собран из шести еловых или пихтовых планок (Yrtan 1961). Диаметр щита – 85.5 см, толщина планок – 0.6 см. С обеих сторон щит покрыт кожей, и проложен спрессованной травой, возможно в целях смягчения удара. В некоторых местах на краю кожа зафиксирована (прибита (?) или пришита (?)). Интересно, что умбон щита из Тирского торфяника сделан из дерева, хотя и идентичен по форме и размерам местным железным образцам (еще один деревянный умбон был найден на месте поселения славян в GrossRaden, Северная Германия). Умбон имеет размеры 13.1 на 10.5 см и закрывает отверстие в центре шириной 11.5 см. Приклепан 14-ю заклепками (которые не сохранились). Следы ударов на поверхности кожи и умбоне говорят о том, что щит использовался в сражении.

Щит 2. От второго щита, найденного в Tirskom, была найдена только средняя планка, а вернее, только ее часть. Она была изготовлена из какого-то вида хвойного дерева и имеет размеры 68 х 11.8 х 1.4 см. Четырехугольное отверстие для руки расположено (предположительно) в центре поля, предполагая таким образом ширину щита в 73 см. Интересно, что поле изогнуто, возможно это был выпуклый щит.

Умбон.

В центре щита делалось круглое отверстие (по крайней мере таким оно было в щитах из Gokstad; овальные, 8-и D-образные известны по материалам, относящимся к вендельскому и более ранним периодам. У второго щита из Tirskom отверстие было квадратным). Оно (отверстие) закрывалось полусферическим железным умбоном диаметр которого составлял около 15 см (вместе с полями) ; умбон прикрывал рукоять. Железо на куполе было довольно толстым (3-5 мм), хотя поля умбона были тоньше (Примечание С.К.: замеренные мною около десятка древнерусских умбонов дали толщину – ок.1,5 мм, так что 3-5 мм это явный перебор).

Умбон был двух основных форм – ранний стиль (вариант) имел высокий купол и четкую «шею»(шейку, перехват)(рис.2-а) Поздний стиль (вариант) – низкий купол без «шеи»(рис.2-b), хотя полного вытеснения раннего стиля поздним не произошло. Менее распространенными были низкий вариант (рис.2-c), и сфероконический (рис.2-d), иногда с выступом на верхушке.

Рис. 2 – умбоны щитов.

Единственные примеры умбонов с зубчатыми краями известны из Telemark, Норвегия (рис. 3-а); Birka, Швеция и Ile de Groix, Франция (рис. 3-е). В последнем захоронении было найдено несколько уникальных умбонов с необычно сделанными фланцами (рис. 3-d,c,d,e), возможно, западноевропейского происхождения (Mueller-Wille 1978).

Обычно умбон прикреплялся железными гвоздями (заклепками), острия (концы) которых были либо загнуты, либо расклепаны с обратной стороны щита (рис. 3-d, h). (Примечание С.К.: наиболее распространено именно крепление гвоздями, заклёпки встречаются, но реже). В найденных в Birka образцах обычно по 4 гвоздя, иногда шесть (как и в Gokstad). Встречаются и случаи крепления пятью заклепками, как в Cronk Moar, Man и Groix, Франция.

Поля некоторых умбонов были расположены под углом, возможно потому, что они крепились на выпуклое поле щита. Из Birka также происходят экземпляры умбонов, поля которых были украшены накладными пластинами из цветного металла (рис. 3-f,g), а шляпки заклепок были инкрустированными(?) или лужеными (Arwidsson 1986).

Рис.3 – умбоны щитов. a - умбон с зубчатыми краями, Telemark, Норвегия. b-e - Ile de Groix, Франция. Концы гвоздей чаще расклепаны нежели загнуты. f – Birka, показана аппликация лужением. g – Birka, медная окантовка на фланце. h – Birka, на виде сбоку заметен загиб заклепок.

Рукоять.

По всей видимости была только деревянной, судя по в большинству захоронений, где остатков не так много, как в Gokstad; там тонкая планка приклепана к доскам от края до края и служит рукоятью (в месте где пересекает центральное отверстие) (см. рис.1). На более красиво сделанных щитах на деревянную сердцевину накладывалась выгнутая железная пластинка, обычно орнаментированная гравированным бронзовым листом или серебряной инкрустацией (рис.4-а)

Рис. 4 – рукояти щитов, 10 в. a – два фрагмента украшенной серебром железной рукояти с деревянной сердцевиной из захоронения в Hedeby, Шлезвиг-Голштейн, Германия. b - фрагмент «лопатовидного» окончания рукояти, Gokstad. c-d – трехконечные бронзовые крепления для рукояти в форме человеко-животных образов, захоронения Hedeby и Birka.

Рукоять была длинной, часто пересекала весь диаметр щита и была утоньшалась к концам. К окончаниям рукояти могла быть приделана «лопатовидная» накладка, которая также приклепывалась (рис.4-b); либо все крепилось различными бронзовыми креплениями (накладками) (рис. 4-c, d). Иногда заклепки, державшие умбон, проходили и через рукоять. Рукоять могла быть обмотана кожей.

Усиление края.

Большинство находок не подтверждает наличия усиления края, что возможно говорит или о его (усиления) отсутствии, или об изготовлении из материала, который сравнительно быстро портится, и, следовательно, до нашего времени не сохранился. В щитах из Gokstad были просверлены маленькие отверстия на расстоянии около 2 см от края с интервалом в 3.5 см (рис. 1-a,b), возможно для того, чтобы крепить обод, все остальные следы которого не сохранились. Можно предположить, что по краю проходила полоса кожи, прихваченная стежками либо прибитая тонкими гвоздями.

Рис. 5 – Металлические фиксаторы от ободов щитов. a – захоронение в Birka, Швеция. Тип А –простая U-образная скобка. b – захоронение в Birka, Швеция. Тип В – с расширением для крепления кожаной полосы. c – Lindholm Hшye 1112, Дания. Видны следы чеканки (?) вокруг заклепки.

В захоронениях иногда встречаются маленькие скобки,сделанные из железных или бронзовых пластинок (рис. 5). Скобки иногда украшались лужением, чеканкой или гравировкой (рис. 5-c). В Birka были найдены щиты, у которых скобки были пригнаны одна к другой непрерывно по краю (рис. 6); однако сохранились лишь фрагменты обода.

Рис. 6 – Захоронение в Birka Bj736, 10 в. а – щиты, как они найдены при раскопках. b – реконструкция.

Иногда несколько скоб были распределены равномерно по ободу, возможно для закрепления по краю кожаной полосы, следы от которой иногда остаются. Скобы из захоронения Bj 850 были закреплены поверх каймы из кожи (рис. 7) хотя их небольшое количество и неравномерное распределение дают повод предположить, что это (крепление кожи) – не основное их предназначение. Они, например, могли укреплять стыки планок или поврежденный край.

Рис. 7 – Захоронение в Birka Bj850, 10 в. a – щит, как от найден при раскопках (Arbman, 1943). 1 - умбон, 2 – скобки обода, 3 –окончание рукояти (возле остатков). b – реконструкция щита (Peter Beatson). c – разрез - участок с бронзовой скобой; показаны материал щита, кожаные облицовка и полоса по краю.

Другие металлические части

Все остальные металлические части, включая заклепки (рис. 8-а) попадались в основном случайно. В некоторые могилах в Birka находили по одному или два колечка, закрепленных в «ушках» кронштейнов (рис. 8-b, c), которые проходили через поле, а иногда и через рукоять щита, в то время как кольцо находилось с тыльной стороны. Возможно, они служили для того, чтобы вешать щиты, а возможно – чтобы крепить кожаную полосу (веревку) для удобства переноски.

Рис. 8 – металлические части. a - захоронения в Birka Bj727, 10 в. Заклепка служила для крепления рукояти к щиту. b - захоронения в Birka Bj407. Кольцо и крепление аналогичны всем остальным найденным в Birka c – схематическое распределение кронштейнов с кольцами на тыльной стороне щитов из Birka, указаны номера захоронений. a,b – из Arbman (1943)

В захоронении в Valsgarde, датирующимся 11 в., был найден щит, починенный путем приклепывания 13 тонких медных полосок (15-30 по 6-7 мм) по пролому (Museum of Norse Antiquities, Uppsala Sweden: pers. obs. 1994).

Украшения

Археологические, равно как и литературные и художественные источники показывают, что щиты часто раскрашивались. Лицевые части щитов из Gokstad были раскрашены в желтый (? аурипигмент =As2O3) или черный (? древесный уголь) цвета; щиты разных цветов располагались по бортам поочередно (Lowe 1990; Nicolaysen 1882). Возможно, были распространены и красные щиты (красные пигменты, судя по всему, добывались из минералов, например красная охра (Fe2O3 как на статуэтке из Jelling (Marxen and Molkte 1981), или киноварь (HgS, как на щите из Illerup, 200 г н. э. (Forhistoriskmuseet, Moesgard Дания: pers. obs. 1994). На той же статуэтке был обнаружен темно-синий пигмент, изготовленный путем смешивания измельченного мела со жженым органическим материалом (? древесный уголь) и желтым компонентом (аурипигмент As2O3) на масляной основе). Красный щит был отмечен на Датском руническом камне (?) (Roesdahl 1992), а также существуют упоминания о таких щитах в сагах. Распределение пигментного слоя на щите на ЭВ из Va lsgarde показывет, что щит был красный (G. Hedlund, Uppsala Universitet: pers.comm. 1993). Щиты, относящиеся к римскому железному веку (из Thorsberg) были раскрашены в красный или голубой (Nationalmuseet, Copenhagen: pers. obs. 1994).

Фрагмент из Ballateare, Мэн, дает повод предположить, что кожаная облицовка щита была раскрашена черно-красными узорами по белому полю (см. рис.9). Предполагается, что было использовано gesso (органическая матрица, такая как желток яйца). Следы белой краски были найдены на деревянном фрагменте щита из Manx Cronk Moar (Bersu and Wilson 1966).

Довольно часто на щитах в изображениях викингов (рис. 11) можно видеть «заворачивающиеся» по спирали линии (рис 11 – a,b,c,d) (так называемое «сегнерово» колесо или «вихревая розетка»). Их можно интерпретировать как усиливающие металлические полосы (археологами не найдены), прошивку на кожаной облицовке, или границу между сегментами раскраски разных цветов, как показано в нескольких франкских манускриптах 10 века (рис. 13). Примером украшений для щитов могут также быть орнаменты на сохранившихся раскрашенных деревянных вещах (та самая статуэтка, про которую уже говорилось выше, доска со змеей из церкви Horning, Дания и разрисованный рунный камень из двора церкви святого Павла, Лондон, многочисленные раскрашенные вещи из Осеберга и Gokstad, Норвегия, раскрашенная доска из захоронения в Ladby, сундук (гроб) в захоронении в Birka (рис 12).

Рис.11 – щиты в современном искусстве. a,b - рисунки на камне, Готланд, 7-8 вв. c, d - серебряные подвески в виде щитов, Birka, Швеция, 10 в. e – бронзовая подвеска «валькирия», Hedeby, Германия, 10 в. f - фрагменты гобеленов, Осеберг, Норвегия ок. 834 г.

Рис.12 – рисунки с маленького гроба из захоронения в Birka. Стиль имеет сходство с щитом из Ballateare.
Рис.13 – щиты со спиралевидным узором и сегментарной раскраской, Golden Psalter of St. Gall, Frankish, 10 в.

Украшения из металлических пластин в виде животных или птиц, прикреплепленные к лицевой части щита ограничиваются периодом, предшествовавшим эпохе викингов, хотя аппликация из деревянных полос и предполагается для щита из Cronk Moar (Bersu and Wilson 1966). О других украшаемых частях щита (умбонах, рукояти, скобках) было рассказано выше.

Техника боя.

Анализ показал, что основным применением больших круглых щитов была защита от метательного оружия, в то время как поединки осуществлялись клинок-на-клинок (SchloЯ Gottorf: Archдologische Landesmuseum der Christian-Albrechts Universitдt, Schleswig Germany: pers. obs. 1994). Тем не менее, использование щитов в рукопашной схватке тоже имело место быть. Железный умбон эпохи викингов (в отличие от тонкого бронзового Римского Железного Века) наводит на мысль о смене стиля рукопашного боя, когда стало возможным парирование ударов умбоном. Тонкое поле легко расщеплялось, что, возможно, так и задумывалось, для того, чтобы оружие противника застревало.

Поделиться: