Что надо делать в день святых Косьмы и Дамиана. Что нельзя делать в этот день

Святые Косма и Дамиан прославлены Церковью в одном из наиболее редких чинов святости - как бессребреники. Это означает, что, имея право получать за свой труд плату, они добровольно отказались от этого, и тот дар целительства, который дал им Господь, в полной мере направили на помощь нуждающимся. Таким образом, своим служением святые братья явили идеальный образец христианской любви и самопожертвования по отношению к ближнему.

Начиная рассказ о святых Косме и Дамиане Асийских, следует сразу же заметить, что точного времени их жизни мы не знаем. Предание Церкви и исторические свидетельства говорят нам о том, что они жили в Асии (Малая Азия) не позднее четвертого века. Свидетельством этого является тот факт, что первые храмы во имя святых Космы и Дамиана стали строиться только в первой половине пятого века, при императоре Феодосии.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями. Их отец был язычником, а мать - Феодотия - христианкой. Правда, отец их умер, когда Косма и Дамиан еще были детьми, поэтому воспитанием занималась мать, которая постаралась, чтобы ее дети получили достойное образование и стали истинными служителями Господа. Сама она, когда лишилась мужа, приняла решение остаться вдовой и по христианским обычаям той эпохи стала совершенствоваться в молитве и делах милосердия. Когда братья подросли, Феодотия отдала их в обучение к одному праведному мужу, который не только занимался с ними изучением Священного Писания, но и дал им вполне конкретную профессию. Именно у него Косма и Дамиан обучались лекарскому делу, узнавали о целебных свойствах трав и о том, как и в каких случаях их применять. Таким образом, когда братья возмужали и окончили учебу, они стали не только лекарями, но и настоящими христианами.

Удивительно, но буквально сразу же, как только они стали заниматься медицинской практикой, Господь сподобил их дара целительства и чудотворения. Как в свое время делал Сам Господь Иисус Христос, святые Косма и Дамиан стали ходить из одного города в другой. Они исцеляли всех, кто к ним обращался за помощью. А приходило к ним действительно много людей: слепые, хромые, бесноватые, друзья и родственники приносили расслабленных. В каждом городе братьев окружали толпы людей, прося помощи и исцеления от недугов. И вот здесь важно отметить, что за свои труды святые Косма и Дамиан совершенно не брали денег, хотя как врачи они имели право на оплату своего труда.

В древнем мире врач вообще был фигурой знаковой, таких людей было немного, и они в основном служили при дворах правителей или крупных чиновников. Однако совершенно не такими были Косма и Дамиан. Помня слова Самого Господа: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте», святые братья никогда не брали денег или какого-то иного вознаграждения. Именно поэтому Церковь прославила их в чине бессребреников, то есть не берущих плату за труд, который по закону должен был быть оплачен. Единственное, что делали братья прежде чем исцелить человека, - они напоминали ему, что исцеление дарует Господь Иисус Христос, именно Его надо благодарить и веровать в Него.

Предание Церкви сообщает нам, что святые Косма и Дамиан заботились не только о людях - также они исцеляли любое животное, которое мучилось от боли или недуга. Святые всегда были вместе, они никогда не расставались.

Некая женщина по имени Палладия много лет страдала тяжелым недугом. Однажды она услышала о том, какие чудеса совершают Косма и Дамиан. Женщина сразу же попросила их прийти к ней дом. Братья откликнулись на ее просьбу и пришли. Как только они вошли в дом. Палладия сразу же исцелилась. На радостях женщина готова была отдать им все, что у нее было, но, как известно, бессребреники не брали платы за свои труды. Однако Палладия не успокоилась. Желая хоть как-то вознаградить братьев, она обратилась к одному из них - святому Дамиану - с просьбой взять три яйца во имя ее обета и во славу Святой Троицы. Дамиан долго отказывался принять даже такой скромный дар, однако ради имени Святой Троицы наконец согласился его взять. И вот в этом моменте мы видим то испытание, которое Господь послал Своим служителям, - ведь без испытаний не бывает святости и совершенства. Узнав о том, что святой Дамиан взял от Палладии дар, святой Косма сделал завещание, в котором указал, чтобы после отхода братьев ко Господу их не хоронили вместе.

Несомненно, что такое решение было очень тяжелым и для самого Космы: ведь они с братом с самого рождения всегда пребывали вместе, как одно целое: вместе росли, учились, шли на проповедь веры, исцеляли людей, молились Богу. Видя такое внутреннее мучение Космы, в ту же ночь, после тот как тот сделал свое завещание, ему явился Сам Христос и сказал: «Косма! Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…»

Явление и слова Господа сняли камень тяжести с души святого Космы, однако он никому не сказал о том, что видел и слышал. Через некоторое время после этого он отошел ко Господу. Святой Дамиан прожил несколько лет больше, но через некоторое время почил и он. Не зная о явлении Христа и боясь нарушить завещание святого Космы, люди долго не могли придумать, где положить тело его брата - святого Дамиана.

Здесь произошло еще одно удивительное чудо. Когда люди в недоумении стояли рядом с телом святого Дамиана, к ним подошел верблюд. В свое время святые братья исцелили это животное от беснования, так как в его теле пребывал злой дух. И вот, подойдя к людям, верблюд произнес человеческим голосом: «Человецы Божни, много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их». Пораженные самим фактом речи животного, а также тем, что они услышали, люди восприняли это как знак свыше. Возблагодарив Господа Бога, они положили мощи святых братьев вместе, в одну могилу. Место, где были похоронены святые Косма и Дамиан, называлось Ферсман. К сожалению, впоследствии оно было разрушено турками. Однако до разрушения, здесь долгое время находилась церковь во имя святых бессребреников. Поток людей, приходящих помолиться в эту церковь, никогда не ослабевал…

В житии святых Космы и Дамиана, в частности, говорится о том, что легче измерить море и пересчитать звезды, чем рассказать обо всех совершенных братьями чудесах. Но, наверное, в этом и нет большой необходимости, ведь даже одно чудо, совершенное праведным человеком по воле Божией и силой Его имени, гораздо ценнее многочисленных «чудес», лишенных какого бы то ни было смысла. Святые братья всей своей жизнью, своим подвигом бессребреничества, своей проповедью Христа показали, что значит быть христианином. Чудеса же здесь - только лишь Божие благословение их веры и служения.

На иконе Святые братья Косма и Домиан изображены вместе, в полный рост, и обращены липом к молящемуся. Прямой взгляд святого, обращенный на человека, является традиционной формой изображения угодников Божиих, которые слышат наши молитвы и сами молятся за нас пред Господом Богом.

Фигуры святых Космы и Дамиана пишутся не статичными, а в условном движении. Братья изображаются вполоборота, одна из ног каждого святого выставлена несколько вперед - это символическое изображение готовности идти на проповедь, на служение людям и Богу.

Какой церковный праздничек

Денек святых Косма и Дамиана.

14 ноября по православному календарю отмечается денек святых Косьмы и Дамиана. КУЗЬМА-ДЕМЬЯН – РУКОМЕСЛЕННИКИ, КУРЯТНИКИ. КУЗЬМИНКИ СВЯТЫЕ КОСМА и ДАМИАН были родом из Малой Азии. Их отец-язычник погиб, когда они были еще малыми детками. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мама, Феодотия. Пример мамы и чтение святых книжек сохранили их в безгрешной жизни по закону Господню, Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных. Образованные и качественные докторы, они стяжали благодатный дар Духа Святого силою молитвы лечить духовные и телесные недуги людей, вылечивать даже животных. С нездоровых, которых вылечивали святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: “Даром получили, даром давайте”. Слава о Косме и Дамиане прошла по всей окружении, и люди окрестили их бессребренниками.

В один прекрасный момент святых позвали к тяжело нездоровой даме, вылечивать которую отказались все докторы из-за ее безвыходного состояния. По вере Палладии (так звали хворую) и по усердной молитве братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра собственного совсем здоровой. Исполненная благодарности к докторам и желая, чтоб они приняли от нее хоть какой-либо дар, Палладия потаенно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яичка и произнесла: “Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы – Отца, Отпрыска и Святого Духа”. Услышав Имя Святой Троицы, бессребренник не посмел отрешиться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он поразмыслил, что брат его нарушил их серьезный обет. Скоро исполнилось Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтоб брата не хоронили рядом с ним. Через маленькое время погиб и Дамиан. Все оказались в затруднении: где же будет его могила? Но здесь пришел верблюд, которого братья когда-то вылечили от бешенства, и проговорил человечьим голосом, чтоб, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, так как не ради мзды принял Дамиан дар дамы, а ради имени Божьего. По погибели святые бессребренники сделали много чудес. Жил в Ферсмане, близ храма Лохмы и Дамиана, некто Малх. В один прекрасный момент, собираясь в дальний путь и оставляя свою супругу навечно одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А неприятель рода людского, вселившись в 1-го из друзей Малха, замыслил убить даму. -Придя к ней домой, он произнес, что послан Малхом, чтоб проводить ее к нему. Дама поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и возжелал надругаться над ней и уничтожить. Дама, лицезрев, что ей угрожает опасность, воззвала к Богу. Тогда явились два суровых супруга, и коварный человек отпустил даму, ринулся бежать, но свалился в пропасть. Мужи отвели даму домой, и на вопрос ее: “Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?” отвечали: “Мы рабы Христовы Косма и Дамиан” – и стали невидимы. С того времени святые братья почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, организаторами брачной жизни. С незапамятных времен всераспространено их почитание на Руси. Смотрите также все церковные празднички в ноябре и удачный календарь, где все церковные празднички распределены по месяцам. Комфортно глядеть какой сейчас церковный праздничек, что можно, а что не нужно делать в сей день.

14 ноября праздничек

Что нужно делать в денек святых Косьмы и Дамиана:

  • Заниматься рукоделием и другими ремеслами, как женскими, так и мужскими
  • Начинать резать кур, выращенных за лето
  • Приготовить блюдо из курицы и пригласить гостей
  • Знакомиться с новыми людьми и встречать со старенькыми друзьями
  • Читать и заниматься самообразованием

Что нельзя делать в сей день:

  • Не стоит затевать длительных проектов и суровых дел
  • Отказывать в милостыне

церковный праздничек 14 ноября

Приметы на 14 ноября 2014 года:

  • Кузьминки – об озари одни поминки.
  • Кузьминки – встреча зимы.
  • Снежный денек обещает будущей весной большой разлив.
  • Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз.
  • Обыкновенны на эту пору умеренные морозы: Демьянов путь – не путь, а только перепутье.
  • Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.
  • Закует Кузьма-Демьян, до весны красноватой не расковать.
  • Не заковать реку зиме без Козмодемьяна.
  • Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом. Кузьма закует, а Михаило раскует (нередко 21 ноября бывает оттепель).
  • Косма и Дамиан числятся в народе покровителями ремесел, приемущественно кузнечного искусства и дамского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна дамы впритирку принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, требуют посодействовать не отстать в работе от тех, кто начал ее ранее: “Батюшка Козьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранешними”.
  • Косма и Дамиан – праздничек кузнецов.
  • На Кузьму и Демьяна – куриная погибель (режут кур).
  • На Козьмодемьяна курицу на стол.
  • Курицу на стол, цыпленка попку.
  • С этого денька лупят кур на продажу.
  • Воронежские фермеры 14 ноября непременно поджаривали кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.
  • Кузьминки всюду слыли девичьим праздничком. В неких местах существовал даже обычай, в силу которого девушка-невеста считается в денек Лохмы и Дамиана вроде бы хозяйкой дома, она приготавливает для семьи кушанья и угощает всех, при этом в качестве знатного угощения подается куриная лапша.
  • На три денька Кузьминок девицы снимали помещение (если еще не начинались постоянные посиделки), устраивали ссыпчину и воспринимали мужчин. Полагалось каждой девице принести из дома что-либо съестное в сыром виде, часто они обходили дома и выпрашивали запасы для Кузьминок.
  • Собрав продукты, девицы все вкупе готовили пиршество, неотклонимым блюдом которого была каша.
  • “Много девкам чужое пиво варить, пора свое затевать”, – гласили, имея в виду женщин на выданье.
  • Кузьминки длилось “до света”, при этом мужчины, расправившись с приготовленным угощеньем, отчаливали красть соседских кур. “К покражам такового рода фермеры относятся достаточно снисходительно, и если ругаются, то только для порядка”.


14 ноября день памяти святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана Асийских. Православная церковь почитает три пары святых врачей-бессребреников с такими именами, живших, как считается, в разное время и разных местах: Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября), Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля), Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября). С течением времени произошла некоторая историческая путаница, жития этих святых слились друг с другом, факты из жизни всех трех пар переплелись между собой, что не умаляет великих божественных заслуг святых врачей ни перед Богом, ни перед людьми.
В святцах зачастую указывалось: «Ведомо же буди всем, творящим памяти святых Космы и Дамиана, яко три суть версты (иначе говоря, пары. - прим. ред.) святых, но теми же имены нарицаемы, и врачевскую хитрость умевающи, нареченныя безсребреники». Их считают покровителями врачей, а более всего в этой профессии - хирургов.

Рядом с мощами святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана многие века и по сей день происходят чудеса исцеления. Множество, множество людей по вере своей обращающихся к Косьме и Дамиану, даже не различая происхождения братьев, получают в молитве, все чего просят. Главное, чтобы молитва была искренней и настойчивой, а сердце молящегося - чистым. Святые братья непременно ее услышат и донесут Господу вместе со своей горячей и праведной молитвою за нас, и просимое непременно сбудется.

Косьма и Дамиан Асийские родились в Малой Азии, ни место их рождения, ни время точно неизвестны, кроме того, что они родились не позднее IV века после Р.Х. и жили приблизительно в одно время с Римскими братьями, отчего и произошла некоторая историческая путаница, в результате которой агиография их слилась с агиографией римской пары.

Мы воспользуемся, тем не менее, действующей легендой о них, раз она принята Православной Церковью. Святые Косьма и Дамиан Асийские рано осиротели. Оставшись вдовой в молодости, их мать Феодотия воспитала своих сыновей в христианском благочестии. Хотя муж ее грек был язычником, Феодотия исповедовала христианство, церковь причислила ее к лику святых в сане преподобных и на некоторых иконах мы видим ее вместе с ее святыми сыновьями.

Основным занятием братьев было врачебное дело, в котором они весьма преуспели, и также, как многие святые, прославившиеся бессребреническим целительством, целомудрием и стяжавшими Дух святой, Господь и их наградил даром исцеления молитвой. Они ходили по городам и селениям, сами заходили в дома болящих и исцеляли их, так же, по велению своего занятия, они исцеляли и больной скот.

Есть легенда, по которой их позвали к тяжело больной женщине по имени Палладия, лечить которую отказались все врачи, сочтя ее недуг смертельным. По молитве Косьмы и Дамиана, по вере своей Палладия излечилась и, придя к Дамиану, в знак благодарности принесла ему три яйца. Зная, что целители не принимают какой-либо платы, но желая выразить всю благодарность за сохранение ей жизни, женщина попросила Дамиана принять подношение во Имя Живоначальной Троицы - Отца и Сына и Святого духа. Услышав такое пожелание, врач-бессребреник не мог найти причин для отказа.

Косьма же, узнав о принятии братом подношения, сильно огорчился, поскольку решил, что брат нарушил обет. Когда пришло время ему уйти из жизни, он завещал, чтобы, когда настанет этот срок для Дамиана, его не хоронили рядом с ним. Срок настал, и люди не знали, где хоронить Дамиана, не решаясь, нарушить волю Косьмы. И тогда случилось чудо: к ним пришел исцеленный ранее братьями верблюд и, заговорив человеческим голосом подтвердил, что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане в Месопотамии.

Косьма и Дамиан Ассийские известны как хранители кур, отчего праздник их 1 ноября ст.ст./14 ноября н.ст. называют еще Куриным праздником или Куриными именинами. С давних пор им молились о прозрении ума к учению, особенно у малых детей, известно, что еще в Греции их почитали как помощников в постижении книжной грамоты. В одном из первых толковых словарей XVII века - по-старому азбуковнике - пишется: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». К этим же святым - подобно как к Флору и Лавру - обращаются с просьбами о сохранении и исцелении скота.

14 ноября день памяти святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана Асийских – престольный праздник нашего храма ст. Родниковской.

Предлагаю познакомиться с жизнеописанием святых.

Святые безсребреники Косьма и Дамиан были родные братья. Отечество их - Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Жили они в IV веке. Отец их был грек и язычник, умер, когда они были ещё малыми детьми. Воспитанием братьев в христианской вере занималась их мать - Феодотия. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу.

Святая Церковь причла её к лику святых, наименовала преподобною и творит память её вместе с её детьми. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их учиться грамоте одному богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.
Господь благословил их благое намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косьма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество больных всякого рода.
Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не тяготились. Мало того, чтобы быть доступнее для больных, они сами искали их и поэтому переходили из города в город, из села в село, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.
И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния.
Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали её. Об одном только просили они исцелённых ими: чтобы те твёрдо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные болезни, они в то же время врачевали и болезни душевные.
За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления неизлечимых болезней Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.
Святые Косьма и Дамиан лечили также и животных. Они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников.
Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от неё хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косьма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет - обещания ни от кого ничего не брать за исцеления. Когда Косьме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришёл верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Косьмой, потому что «не ради мзды (награды) принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).
В нашем Отечестве святые бессребреники Косьма и Дамиан преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвой при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.
Их почитают и покровителями скота. Косьма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин.

Тропарь Косме и Дамиану Асийским
Святии безсребреницы и чудотворцы,

Поделиться: