Что характерно для экспрессионизма. Экспрессионизм в литературе. Определение - экспрессионизм

Экспрессионизм возник одновременно в различных городах Германии, как ответ на распространенное мнение о дисгармонии между человечеством и окружающим миром. Экспрессионизм был вдохновлен искусством символистов, но выступал против академизма и импрессионизма в живописи.

Наиболее ощутимым было влияние на экспрессионизм творчества В.Ван Гога, Э.Мунка, Дж.Энсора – художники переняли методику использования цвета и света, искаженную передачу форм и линий для усиления впечатлений от картины.

Классическая фаза экспрессионизма длилась с 1905 до 1920 года, но влияния на многие более поздние направления живописи Германии оставались ощутимы практически до конца 70-80-х годов 20 века. В 80-х годах развилось течение неоэкспрессионизм, наследующее идеалы и эстетические нормы авангардных направлений 20 века.

Корни искусства экспрессионизма исследователи находят в творчестве У.Тернера. Его уникальный стиль предшествовал появлению первых работ в стиле экспрессионизм. Также творцом-основателем направления называют В. Ван Гога.

Ключевые идеи

Экспрессионизм — художественный стиль и направление в развитии культуры, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а субъективные эмоции и реакции, возникающие у человека в ответ на события в мире. Художник достигает этой цели путем искажения, преувеличения, примитивизма или фантазии, через яркие оттенки и выразительные мазки.

Термин

Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Импрессионисты пытались найти способ отобразить действительность по-новому, экспрессионисты критиковали их за ограниченность, выходя за рамки традиционного восприятия реальности. Импрессионисты пытались передать свет и цвет особенными, именно эти черты делали картины импрессионистов уникальными. Экспрессионисты отодвинули на второй план реальные объекты, остановив внимание на выражении чувств.

В широком смысле понятие отображает одно из главных течений искусства конца 19 — начала 20 веков, особенности которого можно выразить в трех словах: субъективность, яркость, эмоциональность.
Экспрессионизм рассматривают в качестве стабильной тенденции в развитии искусства Скандинавии и Германии в периоды духовного кризиса, социальных, перемен. Направление демонстрирует уход от норм классицизма и рационализма в сторону отображения внутреннего мира художника.

Переосмысление

Формирование экспрессионизма породило новые стандарты в области создания и осмысления искусства. Живопись больше не ограничивалась реалистической передачей объектов окружающего мира. Целями художников была передача эмоций и чувств при помощи изобразительного искусства, использование абстрактных фигур для передачи объектов. Для этого использовали яркие оттенки, динамичность сюжета, не выявляя интереса к перспективе и объемности изображения.

Передача эмоций

Особенностью стиля является использование плавных линий для изображения объектов, преувеличенных мазков, выглядящих грубо. Выразительные черты произведений живописцев передают эмоциональное состояние художника, который реагирует на перемены окружающего мира.

Особое место в творчестве занимали идеи социальной борьбы, роли человека в мире, последствия урбанизации. Художники пытались обратить внимание общественности на одиночество человека в большом городе, на эмоциональную отстраненность, на место которой пришел капитализм и новые идеалы мира.

Художники представители

Стиль развивался не только в Германии. Репрезентативные картины известны в творчестве русских, французских, итальянских художников первой половины 20 века. В межвоенный период экспрессионизм оказывал серьезное влияние на течения авангардного искусства.

Винсент Ван Гог

Творчество Ван Гога служит примером экспрессионизма и абстрактного искусства. Большинство его картин автобиографичны, передают хронику его мысли, чувства и душевное равновесие, композиции и оттенки, особые мазки передают тонкое душевное состояние художника. Характерной чертой его работ можно назвать использование символов, аллегорий.

Поль Гоген

Французский художник Поль Гоген опирался на цвет, чтобы выразить свои эмоции. Использовал тона разной интенсивности, чтобы передать душевные переживания и состояние. Абстрактные работы считаются репрезентативными для характеристики стиля.

Мунк

Третьим великим художником в стиле экспрессионизм является Э.Мунк — норвежский живописец и гравер. Художник страдал неврозами, а его лучшие картины были написаны до нервного срыва, изменившего его восприятие мира и передачу эмоций. Наиболее известная картина художника – «Крик» — является ярким примером экспрессионизма. Предвестниками появления экспрессионизма были художники-символисты Ходлер и Энсор.

Сообщества

Центрами развития стиля стали немецкие города Дрезден, Берлин, Мюнхен. Наиболее известные сообщества, объединяющие представителей экспрессионизма:

Die Brucke (1905 — 1913)

Основана в Дрездене, представители сочетали традиционное немецкое искусство с африканскими, картины постимпрессионистов и фовистстов. Художники: Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт, Эмиль Нольде, Отто Мюллер и Пехштейн.

Синий всадник (1911 — 1914)

Группа основана в Мюнхене, названа в честь картины Кандинского. В состав группы входили авангардисты: Явленский, Кандинский, Клее, Марк и Маке.

Die Neue Sachlichkeit (1920-е годы) («Новая Объективность»)

Основана в Берлине, группа исследовала новую форму реализма с социалистическим и абстрактным оттенком. Характерна сатира и яркая критика социальных проблем, политической и экономической жизни Германии после Первой мировой войны. Представители: Джордж Грос, Отто Дикс, Макс Бекман, Кристиан Шад.

Париж не был крупным центром развития экспрессионизма, но многие из художников связаны с Парижской школой живописи. Четыре величайших экспрессиониста в Эколь де Пари: Франк Купка, Амедео Модильяни, Хаим Сутин и Пабло Пикассо.

Нью-Йорк вытеснил Париж как центр инноваций в современном искусстве, стиль возродился в форме абстрактного экспрессионизма в начале 1940-х годов. Наиболее яркие представители: Джексоа Поллока, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Барнетт Ньюмана и Клиффорд Стилл.

Значение

Снижение влияния экспрессионизма было ускорено из-за расплывчатых идей стиля, доминирования субъективной абстрактной философии, которая была понятна не каждому. Поскольку стиль возник и развился в связи с кардинальными переменами в мире и обществе, стабилизация ситуации в политической и экономической сферах сделала лозунги и идеи экспрессионизма не актуальными.

В связи с формированием социального реализма и прочих стилей 20 века, экспрессионизм теряет влияние. Но черты эмоциональной немецкой живописи присутствуют в работах живописцев других направлений. В

Германии стиль был поддан критике и запрещен с приходом к власти нацистов в 30-е годы 20 века. Работы художников были названы несовершенными, пропагандирующими антиискусство, неэстетичность. Художники-экспрессионисты массово выехали из страны, продолжили развитие идей в США, странах Западной Европы.

Последнее возрождение экспрессионизма произошло в 1980-х годах в Америке, Великобритании, Германии, Италии и Франции в форме неоэкспрессионизма. Стиль стал ярким проявлением абстрактных направлений 20 века.

Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Богатейшие традиции Франции довели до того, что там зародился кубизм, а вот мирный островок спокойствия в Швейцарии оказался родиной дадаизма. Германия также не осталась в стороне. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм ».

Зарождение экспрессионизма в живописи необходимо искать в многообразии и богатстве немецкой культуры, послужившей основой этому направлению в искусстве.

Ту точку зрения на творчество, оказавшейся ключевой для экспрессионизма , в большей мере определил Фридрих Ницше. Книга «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871 г.) выделяет древнегреческое искусство. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Философ указывает на 2 типа эстетического начала, называющиеся им дионисическим и аполлиническим. Ницше излагает новый взгляд в этой книге и во многом оспаривает обычный немецкий подход, трактирующий древнегреческое искусство оптимистически, воспринимая его светлое – аполлиническое начало. Автор показывает другую Грецию – опьяненную мифологией, трагическую – дионисическую Грецию, и в этом он видит ее схожесть с современной ему Европой.

По Ницше дионисическое начало– это опьянение, хаос, забвение, экстатическое растворение идентичности в массе.

Художники экспрессионисты

Невзирая на то, что Ницше является основным фактором, спровоцировавшим появление экспрессионизма, это не было единственной причиной рождения нового течения в искусстве. Всё дело в том, что немецкое изобразительное искусство характерно поиском эстетики уродства. Еще во времена средневековья художники Германии могли находить красоту в безобразном и прекрасное – в отвратительном. Экспрессионизм во многом опирался на опыт мастеров прошлого, таких как Грюневальд, Кранах и Дюрер.

Творчество готических мастеров, таких как Питер Брейгель Старший и Эль Греко, оказало влияние на живопись экспрессионизма.

Художественное достоинство экзотического искусства Дальнего Востока, Африки и Океании, во многом, открывалось заново. Это все замысловато смешивалось и превращалось в чрезвычайно самобытные картины экспрессионизма .

Экспрессионизм стал такой спорной культурой. С одной стороны, экспрессионисты не выпускали какой угодно возможности для громкой декларации на тему рождения нового течения, с другой стороны, — рекомендовали отказаться от реальности ради углубления в субъективное переживание. Поклонение индивидуализму в экспрессионизме в живописи удивительным образом совмещается с непрерывным стремлением объединяться.

Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Ими были студенты-архитекторы, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. Они были недовольны своим архитектурным образованием, они начали сходиться для коллективных сеансов рисования с натуры. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Члены «Моста» вместе и жили, и работали.

Экспрессионизм в живописи также раскрыл такие особенности изобразительного искусства, как завышенное напряжение цветового контраста, укрепление энергетики формы благодаря деформации и употребления открытых кричащих цветов.

Купальщицы в Морицбурге, Эрнст Кирхнер Девушка под японским зонтиком., Эрнст Кирхнер

Кирхнер обнародовал «Хронику художественного объединения «Мост»» в1913 г. Она вызывала сатирическое несогласие других «мостовцев», которые посчитали, что автор чересчур превысил оценку личной роли в функционировании группы. В итоге объединение официально завершило свою деятельность.

Содержание статьи

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. еxpressionismе, от лат. expressio – выражение, выразительность) – направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии; а также тенденция, периодически возникающая в изобразительном искусстве, литературе и кино, характеризующаяся стремлением к деформации или стилизации форм, динамизму, экзальтации и гротеску ради создания мощной выразительности художественного образа и отражения мировоззрения автора.

Экспрессионизм в искусстве.

В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычной силой, мощью и энергией в работе с различными материалами и техникой, а также яркими, резко контрастирующими друг с другом цветами, использованием грубой, шероховатой поверхности, искажением естественных форм и пропорций предметов и человеческих фигур. До 20 в. художники не стремились специально работать в такой манере, но тем не менее значительное число произведений прошлого могут быть названы экспрессионистическими. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т.ч. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки, или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы, и т.п.

В 20 в. художники, особенно немецкие, сознательно стремились передавать при помощи искусства свои чувства и ощущения. На них оказали глубокое влияние произведения примитивного и средневекового искусства, африканская пластика, а также в высшей степени эмоциональная живопись голландского художника Винсента ван Гога и его норвежского современника Эдварда Мунка . В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер , Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн , считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т.е. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи.

Позднее, в 1911–1914, в Мюнхене существовала группа «Синий всадник» («Blauer Reiter»). В 1912 вышел альманах «Синий всадник». Члены группы – Василий Кандинский , Франц Марк , Пауль Клее , Лионель Файнингер (1871–1956) и др. – оказали значительное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма. Программные позиции членов объединения были основаны на мистических установках: «внутренние закономерности» и трансцендентные сущности природы художники пытались выразить с помощью отвлеченной красочной гармонии и структурных принципов формообразования.

Среди других выдающихся экспрессионистов – Оскар Кокошка , Макс Бекманн (1884–1950), Жорж Руо и Хаим Сутин . Это направление развивалось также в искусстве Норвегии (Эдвард Мунк), Бельгии (Констан Пермеке), Голландии (Ян Слёйтерс).

В Америке эскпрессионизм возник в конце 1940-х. Несмотря на то, что представители абстрактного экспрессионизма, такие, как Клиффорд Стилл (1904–1980), Джексон Поллок и Ханс Хофманн , совершенно отказались от изобразительного, их приемы работы в технике живописи создают ощущение такой личностной эмоциональности и энергии, что это оправдывает их причисление к экспрессионизму.

Понятию экспрессионизм нередко придается более широкий смысл, им обозначают различные явления в изобразительном искусстве, выражающие тревожное, болезненное мироощущение, присущее различным историческим периодам.

К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Некоторые из работ позднего периода творчества Микеланджело, с искаженными пропорциями и участками необработанного камня, могут быть названы экспрессионистическими. Французский скульптор 19 в. Огюст Роден также деформировал некоторые черты лица или тела модели, свободно обращался с материалом, передавая плоть или складки ткани, и часто отдельные части фигур в его работах выступали из блока необработанного камня. Среди скульпторов 20 в., работавших в экспрессионистической манере, – Эрнст Барлах , использовавший грубо высеченные фигуры с массивными драпировками, и Альберто Джакометти , известный своими непомерно вытянутыми фигурами, оставляющими ощущение одиночества, даже когда они составляют скульптурную группу.

В архитектуре влияние экспрессионизма выразилось в использовании криволинейных, неправильных форм, нетрадиционных углов и драматического освещения. В отличие от живописцев и скульпторов, архитекторы-экспрессионисты интересовались созданием формальных эффектов больше, чем выражением своего личного индивидуального мировоззрения.


Экспрессионизм в литературе и кино.

Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910–1925. Черпая вдохновение в психоанализе Зигмунда Фрейда, с его приматом подсознательных эмоций, в философии Анри Бергсона , подчеркивавшей значение интуиции и памяти, и в работах таких писателей, как Достоевский и Стриндберг, писатели-экспрессионисты стремились донести до читателя реальность субъективных ощущений и своего внутреннего мира. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887–1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883–1914).

Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии. Драматурги-экспрессионисты отвергли театральные условности, несущественные для выражения главных идей своих пьес. Декорации и реквизит сводились к минимуму и часто выполнялись не в реалистическом ключе, сжатые диалоги давались в телеграфном стиле, действие развивалось не хронологически, а движения актеров были условны и стилизованы. Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего», или были персонификацией абстрактных идей. Наконец, неодушевленным предметам приписывалась собственная воля и сознание, а человек, напротив, изображался как механическое устройство или существо, подобное насекомому. Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс , писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества. Например, в драме Чапека R.U.R. (1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей. Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества. Например, в пьесе Юджина О"Нила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя.

Как формальное течение в литературе экспрессионизм закончился в середине 1920-х годов, однако он оказал глубочайшее влияние на авторов последующих поколений. Его элементы можно обнаружить, например, в пьесах Серебряный кубок (1928) и За оградой (1933) Шона О"Кейси, Убийство в соборе (1935) Т.С.Элиота, Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942) Торнтона Уайлдера. Такие черты экспрессионизма, как акцент на внутреннем сознании и прием «реорганизации» реальности для отражения точки зрения этого сознания, также характерны для творчества Вирджинии Вулф , Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера, Сэмюэла Беккета и Джона Хоукса (род. в 1925).

В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме Кабинет доктора Калигари (1919). В этой картине странно искаженная обстановка является выражением мировосприятия главного героя – сумасшедшего. Для немецкого экспрессионистического кино 1920-х и 1930-х годов характерно использование необычного угла съемки и подвижной камеры, что подчеркивает важность субъективной точки зрения. В кино все, что сделано путем искусственных манипуляций – угол съемки, убыстренное или замедленное движение, медленные наплывы, быстрая смена кадров, слишком крупный план, произвольное использование цвета, специальные световые эффекты, – относится к экспрессионистическим приемам.

Экспрессионизм - одно из наиболее сложных и противоречивых направлений в художественной культуре первых десятилетий XX столетия. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии.

Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. В это время в Дрездене студенты архитек-турного факультета Высшего технического училища образо-вали творческое объединение «Мост». В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. К немецким участникам объединения вскоре присое-динились иностранцы, среди которых были и русские художники. В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер.

Примерно в то же время появляются и первые литературные объединения экспрессионистов. В Берлине начинают издаваться журналы «Штурм» («Буря») и «Акцион» («Действие»), представляющие противоположные течения в экспрессионизме.

Единственной устойчивой реальностью экспрессионизм провозгласил субъектив-ный мир человека, воплощение которого стало его главной целью. Само название этого направления (от лат. expressio , франц. expression - выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией. Все остальное - хаос, сплетение случайностей. Экспрессионизм стремился предать напряженность человечес-ких эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. При этом он радикально разрывал связи с традиционным искусством, смело нарушая пропор-ции, сознательно искажая изображаемые предметы.

Художники-экспрессионисты создавали внутренне напря-женные, упрощенные формы, они использовали либо кричащие яркие краски, либо наоборот, мрачноватые грязные тона, беспокойные и небреж-ные движения кисти.

В экспрессионизме отразилось трагическое мироощущение европейской интеллигенции, связанное с событиями Первой мировой войны. Предчувствие надвигающейся мировой катастрофы, потеря чувства безопасности придавали ему сгущённо-мрачный, подчас истерический оттенок.

После Первой мировой войны в творчестве экспрессионистов обостряется внимание к социальным проблемам эпохи. Сюжетами произведений становятся сцены войны с ее ужасами, напуганные пере-житым одинокие люди, раненые, калеки, нищие, притоны больших городов. Однако не только отрицание, но и поиски новых гуманистических ценностей свойственны этому направлению. Унаследовав от романтиков страстный критический пафос, неприятие дегуманизированных общественных отношений, экспрессионисты вступили в борьбу за подлинно человеческое.

К экспрессионизму относят творчество Франца Верфеля, Георга Тракля, Эрнста Штадлера, Франца Кафки (в литературе), Вальтера Хазенклевера, Георга Кайзера, Оскара Кокошки (в драматургии), Ф.В. Мурнау (в кинодраматургии).

Экспрессионизм в музыке

Высшим достижением музыкального экспрессионизма признаётся опера Альбана Берга «Воццек» (1925).

Музыкальный экспрессионизм был преемственно связан с поздним романтизмом. Зловеще-мрачные образы нередко встречаются в произведениях Малера (поздние симфонии), Р. Штрауса (оперы «Саломея», «Электра»), Хиндемита (оперы «Убийца - надежда женщин», «Святая Сусанна»), Бартока (балет «Чудесный мандарин»). Хронологически их сочинения стоят рядом с экспрессионизмом в живописи и литературе, однако в целом творчество этих композиторов опирается на традиции романтизма, как и ранние произведения Шёнберга и Берга.

Постепенно идейно-художественное содержание позднего романтизма переосмысливалось: некоторые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (романтическая мечта).

Творчество нововенцев демонстрирует характерный для экспрессионизма отказ от традиций. Пересмотру и переоценке подвергаются все элементы музыкального языка: лад и тональность, гармония, форма (как процесс и как целое), мелодика, ритм, тембр, динамика, фактура.

Принцип свободной атональности, утвердившийся в музыке Шёнберга в 1910-е годы, в начале 1920-х сменяется . Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. При этом творчество каждого из трех представителей Новой венской школы исключительно своеобразно. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Для Веберна же чрезвычайно существенным оказался творческий опыт мастеров строгого стиля, а также философско-поэтическое наследие Гёте.

Типичный для музыкального экспрессионизма комплекс выразительных средств

  • замена традиционной мажоро-минорной системы атональностью; через свободную атональность экспрессионисты приходят к организации звукового материала на основе додекафонии ;
  • отсутствие связей с бытовыми жанрами;
  • предельная диссонантность гармонии;
  • прерывистость, «разорванность» мелодики; инструментальная трактовка вокальных партий, возбуждённая речитация;
  • использование «речевого пения» (Sprechgesang);
  • нерегулярная акцентность в ритме, часто меняющиеся темпы.

Всё это создает чрезвычайно накаленную эмоциональную атмосферу, впечатление непрерывно возрастающего напряжения. Определение «драма крика», связанное с экспрессионистской драматургией, можно отнести ко многим жанрам экспрессионистского искусства, в том числе музыкального.

Герой экспрессионистского искусства постоянно пребывает в критическом эмоциональном состоянии. В его восприятии доминирует трагически искаженный облик распадающегося мироздания. Природа его внутренней жизни во многом определяется стихией бессознательного.

Достаточно редко он выступает как конкретная личность, зачастую у него нет имени, это абстрактный человек: отец, сын, человек, мужчина, женщина. Характерными примерами являются оперы «Счастливая рука» Шёнберга, «Убийца - надежда женщин» Хиндемита (1919) по пьесе Кокошки.

XX век - век опустошительных мировых войн и катастроф - создал почву для того, чтобы экспрессионистские тенденции получили продолжение в разных стилях и индивидуальных манерах. У экспрессионистов многому научились Хиндемит, Барток, Шостакович, Онеггер, Мийо, Бриттен. Экспрессионистский тонус ощущается почти во всех «военных» симфониях крупнейших симфонистов XX века.

Лозунгом «Штурма» стал чисто эстетический тезис борьбы за новое искусство, «свободное от политических, моральных, общественных идей времени». С этим изданием были связаны художники группы «Синий всадник», в нем печатались Гийом Аполлинер, Марк Шагал, Оскар Кокошка. Журналом «Акцион» с самого начала была заявлена гражданственная позиция, определившая его антимилитаристскую, социально-критическую направленность. Еженедельник стал платформой левого экспрессионизма.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (франц. expression – выражение) – авангардистское течение в литературе и искусстве начала ХХ в. Основной предмет изображения в экспрессионизме – внутренние переживания человека, выраженные предельно эмоционально – как вопль отчаяния или безудержно-восторженное утверждение.

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») - течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905-1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

Экспрессионизм является одним из самых влиятельных художественных движений XX века, сформировался на немецких и австрийских землях. Экспрессионизм возник как реакция на острейший кризис первой четверти XX века, Первую мировую войну и последующие революционные движения, уродства современной буржуазной цивилизации, что вылилось в стремление к субъективному восприятию действительности и в стремление к иррациональности.

Изначально он появился в изобразительном искусстве (группа «Мост» в 1905 году, «Синий всадник» в 1912), однако обрел свое имя лишь по названию группы художников, которые представлялись на выставке Берлинского сецессиона. В это время понятие распространилось и на литературу, кино и смежные области, везде, где идея эмоционального воздействия, аффектации была поставлена в противовес натурализму и эстетизму. На становление экспрессионизма оказало влияние творчество Энсора Джеймса. Социальный пафос отличает экспрессионизм от авангардистских параллельно развивающихся движений, таких как кубизм и сюрреализм.

Подчеркивалась субъективность творческого акта. Были использованы мотивы боли, крика, так что принцип выражения стал преобладать над изображением

Считается, что экспрессионизм зародился в Германии, и важную роль в его становлении сыграл немецкий философ Фридрих Ницше, привлекший внимание к незаслуженно забытым ранее течениям в античном искусстве.

Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии, хотя определенное влияние это направление имело и в других европейских странах: Польше, Чехословакии и др.

В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914-1924 годы. При этом предвоенное время (1910-1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). В основном, это связано с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами, и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль).

Временем расцвета литературного экспрессионизма считаются 1914-1925 годы. В это время в этом направлении работали Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн и др.

Поделиться: