«Былое» А. Плещеев. Родная природа в стихотворениях Образ весны в творчестве плещеева

Создание стихотворения относится к 1858 году, когда происходит возвращение домой из ссылки Плещеева. В Москве он полностью занялся литературой. Плещеев пишет стихи, поэмы, также переводит тексты.

В этот же год у него был выпущен сборник стихов. Тема его – это люди, прозревшие и отказавшиеся от безобразного существования в жизни. Все его стихи проникнуты переживанием за порабощенную родную сторону, а также веру в правом деле. Само стихотворение вызывает чувства волевые, свободные и расцвета. Кроме того «птичка» вызывает грусть и жалость, а

Также то, что она маленькая и беззащитная.

Начинает свое повествование автор с вопроса к этому маленькому существу «для чего…ты так рано прилетела?». Сразу не понятно, когда это все происходит. Но одно ясно, что время прилета наступило раньше. И события происходящие в настоящее время не соответствуют действительности.

В это время еще природа не проснулась от зимы. В самом стихотворении присутствует легкость и тепло, но потом происходит нарушение этой гармонии темные облака заволокли все небо, солнце исчезло. А погода стала ветреной, даже тростник сильно склонен до земли. В этой части произведения у читающих

Появляется тревожное чувство, беспокойство. А тона краски меняются на противоположные.

И все заставляет задуматься, просто нет понятия о каком времени года поэт рассказывает. Но слова о тростнике желтом и сухом все-таки дают ответ на поставленный вопрос. Так как только весной он бывает высохшим и потрескавшимся. А кучевые облака появляются во время грозы.

И как подтверждение этому автор повествует «Вот и дождик, посмотри-ка, Хлынул словно из ведра». Здесь показано противостояние стужи и жары, зимы и лета. А цитата «Скучно, холодно…» говорит, что сам поэт находится в печали, скуке. На душе у него пусто и одолевает грусть.

На протяжении Плещеев описывает состоянии природы, которые говорят о неблагоприятном времени для прилета птиц. В произведении имеется диалог, который создает вид события и повествования. И в конце стихотворения птичка отвечает на поставленный вопрос, что она прилетела раньше не для веселья и радости. У нее есть другая цель для прилета.

Тема урока: «Родная природа в стихотворениях ».

Цели урока:

а) образовательные: исследование художественных особенностей поэзии; поиск средств создания художественного образа, приобщение учащихся к литературно-художественному творчеству; отрабатывать навык комплексного анализа текста;

б) развивающие: развивать эстетический вкус учащихся, чувство слова; развивать умение видеть, чувствовать и понимать природу родного края;

в) воспитательные: бережное отношение к малой родине, родному краю.

Участники: учащиеся 7-ого класса.

Подготовительная работа: оформление презентации к содержанию урока, рисунки детей по теме «Мир вокруг меня», подготовка индивидуального сообщения, распечатка текстов стихотворений, музыкальное оформление («Вокализ», карточки для групповых заданий.

Оборудование: муз. оформление («Вокализ»), магнитофон, презентация, карточки для групповой работы, выставка книг, чистые листы бумаги (для работы в группах и парах), работы учащихся (рисунки) на партах, распечатки с текстами стихотворений на партах.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

– Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье… И ничего прекраснее природы не существует. Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого.

Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.

III. Основное содержание урока:

а) активная беседа, анализ репродукции картины;

– Перед вами рисунки, которые выполнены учащимися нашей школы. Они наивны, несовершенны, но искренни. На них природа такая, какой ее увидели ребята.

– А это репродукции картин известных художников: Федора Алексеевича Васильева «Пейзаж с облаками», Алексея Кондратьевича Саврасова «Зимний пейзаж», Исаака Ильича Левитана «Весна – большая вода». Первые две репродукции мы уже рассматривали и анализировали с вами на уроках русского языка , с творчеством Исаака Левитана нам предстоит встреча в следующем учебном году.

Но позволим себе несколько минут сказать о творчестве этого, по словам , «лучшего русского пейзажиста».

– Кто такой пейзажист?

Это художник, рисующий пейзажи.

– Алексей Константинович Саврасов – мастер-живописец, который с удивительной точностью изображал все, что видел и чем любовался: старую деревушку, весенний снег, голые деревья… Саврасов учил молодых художников живописи. Он страстно любил природу. Весной, когда прилетали грачи, он переносил свои занятия из мастерской на природу. Алексей Константинович умел наблюдать и понимать природу, находить в ней очарование.

Среди учеников Саврасова был Исаак Левитан. Выехав на природу, учитель с учениками целые дни проводили в лесу, где они по долгу смотрели на талый снег, на ручьи, журчащие по оврагам, на сияющее голубизной весеннее небо.

Левитан садился со своим мольбертом поближе к учителю и следил за ходом его работы. Годы ученичества не прошли для Левитана бесследно.

Картина «Весна – большая вода»… Что вы видите на переднем плане?

Мы видим стоящие в воде березки, вода залила их во время весеннего половодья.

– Что видим на заднем плане?

Виднеются сельские постройки, некоторые из них тоже залиты водой.

– Обратите внимание, что это сельский пейзаж. – Какие краски использует художник?

Коричневые и голубые.

– Коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. Голубой у Левитана – это цвет надежды на лучшее.

– Какое настроение выражает художник?

Радостное, восторженное, светлое, эмоционально-приподнятое.

– Какое чувство хотел передать нам Исаак Левитан?

Надежду или ожидание.

– Молодцы, от картины веет спокойствием и радостью, зрителя согрет ожиданием тепла, солнца.

На фоне музыки – «Вокализ». Вот как выразил свое чувство от этой картины знаток и ценитель русской живописи Алпатов: «Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят как те самые березы, которые исконно воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение; они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветки сливаются с голубизной неба…»

Такое впечатление, что это рассказ не о картине, а о лирической песне.

– – это любимый художник Сергея Васильевича Рахманинова, композиция его музыки звучала сейчас. Композитор почти каждое лето и начало осени проводил в своем имении Ивановка, которое располагалось в ста верстах от Тамбова. Как и Левитан он восхищался великолепными русскими пейзажи. И даже когда ему придется уехать из России в Америку, он часто будет вспоминать родные поля и степи, леса и степи.

– Русский пейзаж…, что в нем должно быть обязательно?!

https://pandia.ru/text/78/431/images/image005_53.gif" align="left" width="156" height="120 src=">

– Как вы думаете, чему будут посвящены стихотворения, которые мы проанализируем?! С каким временем года нам вновь предстоит встретиться?!

в) чтение и анализ стихотворений;

Стихотворение «Весна»

Как вы думаете, почему все живое ждет весны с нетерпением? Чем так привлекательно это время года?

Выступление учащейся:

+ Весна… Медленно тает снег, постепенно обнажая землю. То оттепель, то заморозки по утрам. Небо ясно-голубое. Легко дышится! Деревья еще не распустились, но уже набирают силы, меняется цвет почек. Зацветают первые весенние цветы и в лесу, и по оврагам в городе.

На снежных полянах рыжие пятна – проталины. Они похожи на веснушки . День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Стихотворение наизусть читает учитель:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!» – читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Конспект урока по региональной литературе в 7 классе

Тема: « Родная природа в стихотворениях ».

Конспект составлен учителем русского языка и литературы МОУ ОО школы №4 им. Ф.Н. Красовского Быковой Еленой Сергеевной

Галич

Литература:

1. , Золотарев разработки литературы. 7кл. М., 2002.

2. В мире литературы. 7кл. Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений

/ Авт. – сост, . – М.: Дрофа, 1999.

3. Литература. 5 – 11 классы : нестандартные уроки / авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Коровина, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. пособ. по лит. для учащихся 7 кл. – М.: Просвещение,1998.

5. , Тураев словарь литературоведческий терминов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕНИЯ И ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА П.И. ЧАЙКОВСКОГО И А.Н ПЛЕЩЕЕВА

Выполнила студентка II курса ОД

Никонова Татьяна

Преподаватель: Александров М.А.

Пётр Ильич Чайковский (25 апреля 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя -- 25 октября 1893,Санкт-Петербург) -- русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 800 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Биография

Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец -- Илья Петрович Чайковский (1795--1880) -- выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка Полтавского полка, близ г. Полтавы.

Чайковский происходил от православных шляхтичей Кременчугского повета и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек, получивших свое прозвище от типа казачьей лодки, использовавшейся запорожцами для набегов. Семейное предание утверждало, что его прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695--1767) участвовал в Полтавской битве, и умер в чине сотника «от ран», хотя фактически он умер уже в старости в екатерининское время. Дед композитора, Пётр Федорович, был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены Анны (1717-?). Он учился в Киево-Могилянской академии, откуда в 1769 г. перевелся в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь; в Киеве он «облагородил» свою фамилию, начав зваться Чайковским. С 1770 года на русско-турецкой войне (ученик лекаря, подлекарь, затем лекарь); в 1776 г. определен городовым лекарем в Кунгур, Пермского наместничества; в 1782 году переведен в Вятку, два года спустя произведен в штаб-лекари и затем пожалован дворянским званием. Впоследствии вышел в отставку, в 1795 г. назначен городничим в город Слободской, вскоре переведен оттуда в Глазов, где и занимал пост до смерти в 1818 году. В 1776 году он женился на 25-летней Анастасии Степановне Посоховой, незадолго перед тем лишившейся отца (ее отец, подпоручик, погиб под Кунгуром в стычке с пугачевцами; семейное предание назвало его комендантом Кунгура, якобы повешенным Пугачевым). У них было 11 детей. Илья Петрович, отец композитора, был 10-м ребёнком. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака, в 1833 году женился на 20-летней Александре Андреевне Ассиер (1813-1854), внучке французского скульптора Мишеля-Виктора Асье, моделиста фарфоровой мануфактуры в Мейсене (Саксония), и дочери крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича (Михаэля-Генриха-Максимилиана) Ассиера, приехавшего в Россию в качестве учителя французского и немецкого языка и в 1800 г. принявшего русское подданство. В 1837 году Чайковский с молодой женой переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году -- сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган -- оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году -- в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы -- увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов Ї членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

В том же году познакомился с Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и, как утверждается, закодировал её имя в текстах «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» и симфонической поэмы «Фатум». Они планировали пожениться, но 15 сентября 1869 года Дезире неожиданно вышла замуж за испанского певца-баритона Мариано Падилью-и-Рамоса. Спустя 19 лет, в октябре 1888 года, Чайковский по просьбе Дезире написал Шесть романсов Op. 65. биография творчество чайковский плещеев

1870-е годы в творчестве Чайковского Ї период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского; она была впервые исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).

С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Брату он писал, что одной из целей женитьбы является избавление об обвинений в гомосексуальности: «я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким». Однако, гомосексуальность композитора стала причиной того, что брак через несколько недель распался, по мнению ряда искусствоведов этот факт биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876Ї1890 годы вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода Ї Четвёртая симфония (1877). В 1880 году за увертюру «1812 год» Чайковский получил орден Святого Владимира I степени.

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей П. И. Чайковского.

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых Ї Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины Ї 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Вынос тела и погребение состоялись 28 октября; все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Творчество

В 1866 году дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой F-dur.; начал Первую симфонию;

1867 год -- исполнение Andante и скерцо из Первой симфонии в Русском музыкальном обществе в Санкт-Петербурге.

1866--1867 годы -- написаны увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес: «Воспоминание о Гапсале».

1867 год -- начата работа над оперой «Воевода»; в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из неё.

1868 год -- в симфоническом собрании в Москве русского музыкального общества с большим успехом исполнена Первая симфония. С недовольством относился Ч. к своему симфоническому произведению: «Фатум» (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге.

30 января 1869 года в Большом театре в Москве -- премьера оперы «Воевода». Либретто -- композитора и А. Н. Островского по его пьесе («Сон на Волге»). Дирижёр -- Мертен. В ролях: Нечай Шалыгин -- Финокки, Влас Дюжой -- Радонежский, Настасья -- Анненская, Марья Власьевна -- Меньшикова, Прасковья Власьевна -- Кроненберг, Степан Бастрюков -- Раппорт, Дубровин -- Демидов, Олёна -- Иванова, Резвый -- Божановский, Шут -- Лавров, Недвига -- Розанова, новый Воевода -- Корин). В 1870-х годах Чайковский уничтожил оперу, сохранив только небольшую часть материала.

В 1869 году закончена опера «Ундина», которая не ставилась. Она уничтожена автором в 1873 году, за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения. Осенью написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Написано шесть романсов, из которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой».

1871 год -- первый квартет D-dur.

1870--1872 годы -- сочинена опера «Опричник», собственное либретто по повести И. И. Лажечникова.

31 мая 1872 года -- состоялась премьера кантаты «В память 200-летия рождения Петра Великого», написанной по заказу и специально к открытию Политехнической выставки 1872 года.

1873 год -- симфоническая фантазия «Буря». А также музыка для весенней сказки «Снегурочка» А. Н. Островского в Большом театре.

12 апреля 1874 года в Мариинском театре премьера оперы «Опричник» (дирижёр Направник; Жемчужный -- Васильев 1-й, Наталья -- Рааб, Митьков -- Соболев, Морозова -- Крутикова, Андрей -- Орлов, Басманов -- Васильев 2-й, Вязьминский -- Мельников, Захарьевна -- Шредер).

4 мая 1875 года в Большом театре постановка оперы «Опричник» (дирижёр Мертен; Жемчужный -- Демидов, Наталья -- Смельская, Морозова -- Кадмина, Андрей -- Додонов, Вязьминский -- Радонежский, Басманов -- Аристова).

1875 год -- на конкурсе русского музыкального общества опере «Кузнец Вакула» присуждена первая премия.

1876 год -- постановка в Петербурге оперы «Кузнец Вакула», позднее переделанной в «Черевички».

20 февраля 1877 года -- постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» по либретто В. Бегичева и В. Гельцера. (Одетта-Одиллия -- Карпакова, Зигфрид -- Гиллерт, Ротбарт -- Соколов; балетмейстер Рейзингер, дирижёр Рябов, художники Вальц, Шангин, Гроппиус).

1878 год -- на всемирной выставке в Париже под управлением Н. Г. Рубинштейна исполнялись Второй фортепианный концерт, «Буря», серенада и вальс для скрипки. Рост известности в Европе. Написана «литургия св. Иоанна Златоуста».

«Детский альбом» Op. 39 -- сборник пьес для фортепиано, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.

17 марта 1879 года -- первое представление оперы «Евгений Онегин», силами учащихся московской консерватории на сцене московского Малого театра.

1879 год -- написана опера «Орлеанская дева» с либретто самого композитора по драме Ф.Шиллера в переводе В. А. Жуковского, драме Ж. Барбье «Жанна д"Арк» и по либретто оперы «Орлеанская дева» О. Мерме.

13 января 1880 года возобновлена постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» балетмейстер Ганзен, дирижёр Рябов, художник Вальц, Шангин, Гроппиус. В ролях Одетта-Одиллия -- Калмыкова и Гейтен, Зигфрид -- Бекефи.

7 ноября 1880 года -- в Каменке закончена Торжественная увертюра «1812 год», написанная по заказу Н. Г. Рубинтштейна. На титульном листе партитуры написано: 1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский

13 февраля 1881 года -- премьера оперы «Орлеанская дева» в Мариинском театре (дирижёр Направник; Карл VII -- Васильев 3-й, Кардинал -- Майборода, Дюнуа -- Стравинский, Лионель -- Прянишников, Тибо -- Корякин, Раймонд -- Соколов, Иоанна д"Арк -- Каменская, Агнесса -- Рааб).

За год до освящения храма Христа Спасителя, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки 8 августа (20 августа) 1882 года, была впервые исполнена Торжественная увертюра «1812 год», написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном (дирижер И. К. Альтани).

28 октября 1882 года возобновлена постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» балетмейстер Ганзен, дирижёр Рябов, художник Вальц, Шангин, Гроппиус. В ролях Одетта-Одиллия -- Калмыкова и Гейтен, Зигфрид -- Бекефи.

Апрель 1883 года -- опера «Евгений Онегин» исполнена в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике. Опера «Мазепа».

3 февраля 1884 года -- в Большой театре (Москва) премьера оперы «Мазепа», либретто В. П. Буренина по поэме Пушкина «Полтава». (дирижёр Альтани, режиссёр Барцал, художники Шишков и Бочаров, балетмейстер Иванов; Мазепа -- Корсов, Кочубей -- Борисов, Мария -- Павловская, Любовь -- Крутикова, Андрей -- Усатов, Орлик -- Фюрер, Искра -- Григорьев, Пьяный казак -- Додонов).

1885 год -- опера «Мазепа» поставлена в Тифлисе. Подготовлена новая редакция оперы «Кузнец Вакула» под названием «Черевички».

20 октября 1887 года в Петербурге в Мариинском театре премьера оперы «Чародейка» (либр. И. В. Шпажинского по его же одноимённой трагедии). Дирижёр Чайковский, худ. Бочаров; князь Курлятев -- Мельников, Княгиня -- Славина, Юрий -- Васильев 3-й, Мамыров -- Стравинский, Настасья -- Павловская).

1887 год -- опера поставлена в Тифлисе (дирижёр Ипполитов-Иванов; Настасья -- Зарудная),

19 января 1887 года в Москве в Большом театре поставлена опера «Черевички», переработка оперы «Кузнец Вакула», либретто Я. П. Полонского по повести «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, с добавлениями композитора. (дирижёр Чайковский, художник Вальц; Вакула -- Усатов, Оксана -- Климентова, Солоха -- Светловская, Чуб -- Матчинский, Пан Голова -- Стрелецкий, Бес -- Корсов, Школьный учитель -- Додонов, Светлейший -- Хохлов, Панас -- Григорьев).

1888 год -- император Александр III назначил Чайковскому пенсию в 3 тыс. руб.

3 января 1890 года -- премьера в Мариинском театре балета «Спящая красавица» по либретто И. А. Всеволожского. (Аврора -- Брианца, Дезире -- П. Гердт, фея Сирени -- М. М. Петипа, Карабос -- Чекетти; балетмейстер М. И. Петипа, дирижёр Дриго, художник Бочаров, Левот, Андреев и Шишков, костюмы Всеволожского).

1890 год -- в Большом театре (Москва) поставлена опера «Чародейка».

7 декабря 1890 года в Мариинском театре поставлена опера «Пиковая дама» (либретто брата композитора Модеста с участием композитора, по повести Пушкина, с использованием стихов К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, П. М. Карабанова и К. Ф. Рылеева), (дирижёр Направник, постановка Палечека, режиссёр Кондратьев, художники Васильев, Янов, Левот, Иванов и Андреев, балетмейстер Петипа; Герман -- Н. Фигнер, Томский -- Мельников, Елецкий -- Яковлев, Чекалинский -- Васильев 2-й, Сурин -- Фрей, Чаплицкий -- Кондараки, Нарумов -- Соболев, Распорядитель -- Ефимов, Лиза -- М. Фигнер, Графиня -- Славина, Полина -- Долина, Гувернантка -- Пильц, Горничная -- Юносова, Прилепа -- Ольгина, Миловзор -- Фриде, Златогор -- Климов 2-й).

19 декабря 1890 года -- опера «Пиковая дама» поставлена в Киеве артистами оперной антрепризы И. П. Прянишникова (дирижёр Прибик; Герман -- Медведев, Томский -- Дементьев, Елецкий -- Тартаков, Графиня -- Смирнова, Лиза -- Мацулевич).

1891 год -- написана опера «Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме X. Герца «Дочь короля Рене»). Опера «Пиковая дама» поставлена в Большом театре (дирижёр Альтани, художники Вальц и Лебедев, балетмейстеры Петипа и Иванов; Герман -- Медведев; Томский -- Корсов, Елецкий -- Хохлов, Лиза -- Дейша-Сионицкая, Полина -- Гнучева, Графиня -- Крутикова); музыка к «Гамлету», поставленному в Михайловском театре (Петербург).

6 декабря 1892 года -- премьера в Мариинском театре в Петербурге оперы «Иоланта» (дирижёр Направник, декорации Бочарова; король Рене -- Серебряков, Роберт -- Яковлев, Водемон -- Фигнер, Эбн-Хакия -- Чернов, Альмерик -- Карелин, Бертран -- Фрей, Иоланта -- М. Фигнер, Марта -- Каменская, Бригитта -- Рунге, Лаура -- Долина) вместе с балетом: «Щелкунчик». (либретто М. И. Петипа по сказке Э. Т. Гофмана; в переделке А. Дюма-сына). (Клара -- Белинская, Фриц -- В. Стуколкин, Щелкунчик -- С. Легат, фея Драже -- Дель-Эра, принц Коклюш -- П. Гердт, Дроссельмейер -- Т. Стуколкин; балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы -- Всеволожский и Пономарёв).

А.Н. Плещеев

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский поэт. Родился в обедневшей дворянской семье. Учился в Петербургском университете. За участие в кружке М. Петрашевского приговорён в 1849 году к смертной казни, заменённой ссылкой в Оренбургские линейные войска.

Как поэт Плещеев начал печататься в 1844 году. Стихи поэта «Вперёд! Без страха и сомненья…», «По чувствам братья мы с тобой…» из первого сборника «Стихотворения» (1846) стали революционными песнями. После ссылки Плещеев примкнул к революционным демократам, сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки». На 60-е годы падает расцвет творчества поэта: он опубликовал 3 сборника стихов (1858, 1861 и 1863), 2 тома «Повестей и рассказов».

В стихах Плещеева, посвящённых народной жизни («Скучная картина», «Родное»), и в сатире на либералов заметно влияние Н. Некрасова. В любовную и пейзажную лирику Плещеева вторгаются гражданские мотивы («Летние песни»). Писал Плещеев стихи и для детей (сборник «Подснежник»,1878). Поэтом переведены произведения европейской литературы: немецкой (Г. Гейне, М. Гартман, Р. Пруц), французской (В. Пого, М. Монье), английской (Дж. Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур), венгерской (Ш. Петефи, Я. Арапь), итальянской (Дж. Леопарди) и славянской (Т. Шевченко, А. Сова, В. Сырокомля). Многие стихи Плещеева положены на музыку («Ни слова, о друг мой…» П. Чайковского, «Ночь пролетала над миром» Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Стихотворение

Был у Христа-младенца сад,

И много роз взрастил он в нем;

Он трижды в день их поливал,

Чтоб сплесть венок себе потом.

Когда же розы расцвели,

Детей еврейских созвал он;

Они сорвали по цветку,

И сад весь был опустошен.

«Как ты сплетешь теперь венок?

В твоем саду нет больше роз!»

- «Вы позабыли, что шипы

Остались мне»,- сказал Христос.

И из шипов они сплели

Венок колючий для него,

И капли крови вместо роз

Чело украсили его.

Историко-стилистический анализ

Это чувственное стихотворение на библейский сюжет очень чисто передаёт печальное настроение мрачных моментов жизни Иисуса Христа. Кажется, будто в этом стихотворении заключена вся жизнь Христа: его характер, поступки, дружба и предательство… Но, тем не менее, оно носит название «Легенда» неспроста: язык этого трогательного стихотворения понятен по-своему и ребенку, и взрослому.

Музыкально-теоретический анализ

Музыка миниатюры «Легенда » по своему эмоциональному развитию неразрывно связана с лирическим текстом стихотворения. Поэтические приёмы придают исполнению нежность, ласку, а то напряженную окраску. Композитор выбрал для своего произведения тональность E moll (ми минор), которая создает открытую, свободную, не угнетающую атмосферу. Тональность хорошо чувствуется на протяжении всего произведения. В произведении используются: отклонение в тональность VII ступени (ре мажор), ходы по основным гармоническим функциям, мелодический и гармонический минор. Голосоведение плавное, удобное, технически очень сложных скачков не наблюдается, звуки перетекают один в другой. Ритмика произведения связана с естественным произношением слов. Склад произведения - гомофонно-гармонический. Размер - , простой двухдольный метр. Произведение написано в простой двухчастной куплетной форме. В произведении 67 тактов, начинается с сильной доли. Темповая характеристика - Moderato , фактически темп не быстрый, около 50 четвертных долей в минуту. Динамика произведения довольно подробно расписана автором и очень разнообразна - от pp до ff . Дыхание цепное на протяжении всего произведения, общее дыхание берется во время пауз. Фразировка идет за поэтическим текстом.

Благодаря одновременной артикуляции и отсутствию ритмических пересечений между партиями создается ансамбль. Несмотря на характеристику legato на протяжении всего произведения, слова должны произноситься четко и выразительно, важно при этом избежать «дробления».

Вокально-хоровой анализ

Хоровая партитура написана для смешанного хора а-капелла, состоящего из четырёх партий: S, A, T, B. D ivisi встречается в двух местах: в начале второй страницы у басов

и в заключительном аккорде. Максимальное количество одновременно звучащих голосов - 5.

Общий диапазон произведения - от ми большой октавы до соль второй.

Сопрано : от ре первой октавы до соль второй.

Альты : от ля малой октавы до до второй.

Тенора : от ми малой октавы до соль первой октавы.

Басы : от ми большой октавы до ре первой.

Все тесситуры довольно удобны, и даже в местах, где тесситура граничит с высокой, динамический оттенок - forte , fortissimo , что значительно облегчает пение высоких нот. Здесь необходима большая аккуратность и прикрытие звука во избежание «писклявости»; важно придать звуку благородный тембр и не срываться на «крик». За счет общей однородности динамики и одновременной артикуляции тесситурный ансамбль создается естественным путем. Как и в любом смешанном хоре, важно свести к минимуму тембральные различия.

Вокально-хоровые трудности

Интонационные:

Интонационные трудности возникают, начиная с 16 такта: появляются разнообразные скачки и ходы, украшающие мелодию и добавляющие звучанию ритмики:

Наблюдаются скачки на ч. 4, ч. 5, ч. 8, м. 6, ум. 4. В мелодике встречаются хроматические проходящие и вспомогательные звуки.

Ритмические:

Сложных ритмических фигур в произведении нет, важно очень четко показывать каждую из долей, снятия и ауфтакты. Также очень важны точность произношения (особенно раскатистое «Р»), артикуляция, ритмическая пульсация. Практически все произведение исполняется на цепном дыхании и очень связно. Вообще вся ритмика произведения очень связана с естественным произношением слов в стихотворении, сильные доли совпадают с ударением в словах. Необходимо уделить внимание распеванию гласных и немного утрированному, но короткому произнесению согласных. Главными трудностями являются чёткие, одновременные вступления, снятия, паузы.

Динамические:

Задача руководителя хора - добиться равномерного, единообразного звучания на протяжении всего произведения, на длительных нотах - аккуратное взятие и небольшое нарастание звучания к концу длительности. Очень важно для хориста слушать другие партии, ощущать себя частью ансамбля. Как правило, чем ниже звук, тем хуже его слышно; т. о. в случае деления басов сопрано необходимо кое-где прикрывать звук во избежание их заглушения. Устойчивый уровень громкости способствует динамическому объединению, а резкие смены звука - членению. Резкие смены силы и громкости звука представляют собой определённую исполнительскую трудность, особенно в случае отсутствия цезуры.

Введение цезуры поспособствует более четкому динамическому и интонационному переходу, а её отсутствие в свою очередь может привести к смазанности при переходе от одного нюанса к другому. Важная задача дирижёра - ярко показать границы всех нюансов.

Вокальные:

Так как произведение исполняется в спокойном темпе и на legato , очень важно уделить внимание одновременному проговариванию слов: согласные должны проговариваться немного утрированно, чётко и довольно быстро, а гласные - быть распевными и округлёнными. В начале каждой фразы нужно очень осторожно слушать других певцов и подстраиваться под общее звучание, а на следующий аккорд ни в коем случае не «набрасываться». Очень важно аккуратно и чисто вступить в самом начале произведения в унисон всего хора. Также при исполнении скачков необходимо аккуратно переходить на исполняемый звук, заранее его внутренне услышав. Особенных дикционных сложностей не наблюдается.

Дирижёрские:

В произведении встречаются различные динамические характеристики, поэтому дирижёрский жест должен сочетать в себе плавность, пластичность, гибкость, в то же время размах, чёткость, силу. Движения дирижёра следуют за характером музыки: при увеличении громкости и эмоционального напряжения амплитуда движения руки увеличивается и наоборот. На характер жеста оказывает влияние уровень т.н. дирижёрской плоскости: высота рук не остаётся неизменной на протяжении всего исполнения. На её положение влияют сила звучания, динамические изменения, характер звуковедения и другое.

Очень важно обозначить в жесте «вилочки» и добиться их органичного звучания:

Наиболее подходящая для «легенды» дирижёрская схема - двухдольная. Везде нужны довольно большие ауфтакты. Движением важно выразить нарастающую и убывающую динамику, темп, эмоциональное напряжение (движения рук шире, взмах крупнее), активное снятие. Также очень важно органично показать динамический спад на piano после достаточно напряженного forte . В заключении - жест становится значительно глубже в связи с fortissimo , аккуратное, но обозначенное снятие заключительного аккорда на первую долю.

Исполнительские:

Так как фразировка и строение хорового произведения зачастую зависит от строения литературного текста, основной задачей является необходимость установления взаимосвязи и равновесия между стихотворением и музыкой. После установления границ фраз нужно найти кульминацию каждой фразы - выразительную точку; также другой важной задачей является установление связи между фразами. Ни одна частная кульминация не должна звучать так ярко, как заключительная, все выразительные музыкальные моменты должны быть подчинены главной смысловой вершине произведения.

Миниатюра «Легенда» очень нежная, трогательная, чувственная, в то же время печальная и романтическая.

Основной сложностью этого произведения является эмоциональное развитие и раскрытие.

Очень важно при разучивании придать значение самому стихотворению, лирике, нарисовать в воображении художественные образы и передать их хору, т.к. без искренних эмоций исполнение в корне теряет свой смысл.

Использованная литература

1. Самарин В. А., «Хороведение»

2. Чесноков П. Г., «Хор и управление им»

3. «Википедия», свободная энциклопедия

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Музыкально-теоретический, вокально-хоровой, исполнительский анализ произведения для хорового исполнительства "Легенда". Ознакомление с историей жизни и творчества автора музыки Чайковского Петра Ильича и автора текста Плещеева Алексея Николаевича.

    краткое изложение , добавлен 13.01.2015

    Биография композитора, дирижёра и музыкально-общественного деятеля П.И. Чайковского. Музыкально-теоретический анализ хора "Соловушко". Лирический характер, ладогармонические и метроритмические особенности запева. Вокально-хоровые и дирижерские трудности.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Изучение биографии величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Музыкально-теоретический анализ произведений. Вокально-хоровой анализ. Фактура произведения "Пиковая дама", гомофонно-гармонический склад и развернутый ладотональный план.

    реферат , добавлен 14.06.2014

    Творческая биография композитора Р.К. Щедрина. Основные черты стиля написания музыки. Музыкально-теоретический анализ произведения "Я убит подо Ржевом". Вокально–хоровой анализ и характеристика сочинения с точки зрения художественного воплощения.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2016

    Краткие биографические сведения о жизненном пути великого русского композитора, дирижёра, педагога П.И. Чайковского. Характеристика личности и особые черты творческой индивидуальности Чайковского. Произведения, написанные известным композитором.

    презентация , добавлен 15.03.2011

    Общие сведения о произведении "Тебе поем" П.И. Чайковского, входящем в состав сочинения "Литургии святого Иоанна Златоуста". Анализ поэтического текста "Литургии". Музыкально-выразительные средства произведения "Тебе поем". Его вокально-хоровой анализ.

    реферат , добавлен 22.05.2010

    Творческий портрет композитора Р.Г. Бойко и поэта Л.В. Васильевой. История создания произведения. Жанровая принадлежность, гармоническая "начинка" хоровой миниатюры. Тип и вид хора. Диапазоны партий. Сложности дирижирования. Вокально-хоровые трудности.

    реферат , добавлен 21.05.2016

    Биографии авторов литературного и музыкального текстов произведения "Осень" композитора Цезаря Кюи и писателя Алексея Плещеева. Разбор пейзажно-лирической зарисовки, написанной для детского и женского хора с сопровождением в тональности d-moll.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2014

    Биография Моцарта, философско-эстетический анализ его творчества. Сочетание романтического, сентиментального характера сочинений композитора с их внутренней сложностью и глубиной. Вокально-хоровой анализ и дирижерское воплощение мессы Brevis D-dur.

    реферат , добавлен 24.04.2016

    Оперно-хоровое творчество М.И. Глинки. Творческий портрет композитора. Литературная основа оперы "Руслан и Людмила", роль инструментального сопровождения в ней. Анализ партитуры в вокально-хоровом отношении. Исполнительский план данного произведения.

Весенняя тематика очень распространена в мировой литературе. Поэты разных эпох описывали это время года, не остался в стороне и А. Плещеев. Стихотворение «Весна» относится к позднему периоду творчества поэта. В нем автор мастерски переплел пейзажные и психологические зарисовки.

Тема анализируемого стихотворения – весеннее пробуждение природы, радость людей, вызванная весенними переменами. Автор показывает, что все в природе циклично: после холодов обязательно наступают теплые деньки, а горе и уныние сменяется радостью. А. Плещеев утверждает, что человеку нужно научиться разделять радость, царящую в природе, чтобы быть счастливым.

В начальных строфах поэт описывает наступление теплого времени года. В пейзажах важную роль играют не только визуальные образы, но и звуковые, помогая выразительно передать весеннюю атмосферу. За переменами в природе с восторгом наблюдает лирический герой. Первые вестники весны – теплый ветерок и веселые ручейки. Они подсказывают, что лес скоро облачится в новый наряд и наполнится свистом соловья. Герой радуется чистому, высокому небу и яркому солнышку, ведь «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала».

После пейзажной зарисовки автор описывает внутреннее состояние лирического «Я». Герой замечает, что его сердце начало стучать сильнее, ожидая чего-то. Мужчине кажется, что впереди ждет только счастье, а все заботы унесла зима. В последних двух катренах психологическая зарисовка обобщается. А. Плещеев рассказывает, что весне рады все, даже те, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Завершается стихотворение своеобразным выводом. Автор утверждает, что больше всего весеннему пробуждению радуются дети и птицы. Это слышно по их голосах.

Композиция стихотворения А. Плещеева простая. По смыслу оно делится на две части: пейзажная зарисовка, описание внутреннего состояния лирического героя и людей в общем. Формально «Весна» состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Строки в четверостишиях объединены перекрестной рифмовкой. Написаны строфы четырехстопным ямбом.

Инструментом для создания пейзажа и передачи эмоций служат средства выразительности. В наборе тропов отобразились как традиционные представления о весне, так и авторские ассоциации. Главную роль в произведении играют метафоры: «в окно повеяло весною», «лес оденется листвою», «пора метелей злых и бурь», «унесла зима заботы», «все лица радостно глядят». Эпитеты – вспомогательное средство: «метели злые», «теплее и ярче солнце», «тяжкий труд», «звонкий смех», «беззаботные птички».

Радость лирического героя, людей и природы выражается посредством восклицательных предложений. В некоторых строчках автор использовал аллитерацию. Например, свист соловья воспроизводится при помощи слов с согласными «с», «щ»: «засвищут скоро соловьи», невеселый оттенок придают согласные «ж», «з», «ш», «ч»: «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе».

Поделиться: