Берёза весной. Сочинение на тему: “Береза весной”. Чего следует остерегаться при выборе этого растения для озеленения

Русская красавица: картины и стихи о березах

Русские березы

Сергей Андропов

Люблю красоту я российских плакучих берез,
Чарующий запах их почек и листьев весенних,
Блестящие слезы на ветвях от утренних рос,
И золото крон в подмосковных пейзажах осенних.

Мой предок далекий, когда-то бумаги не знал,
И в жизни ему помогали березы родные.
На их бересте он в историю нашу вписал
Послание древней Руси для Великой России.

Как дед говорил мне, и это не просто слова
В березах родных находилась вся русская сила,
Их быт украшали березовые кузова,
И кашей березовой* в голод береза кормила.

Осколком пробит белоснежный березовый ствол,
А рядом отец мой был ранен в боях под Москвою,
И если бы смерть он у этой березки нашел,
То не было б нас в этом мире с моею сестрою.

Но капал березовый сок и на рану бойца,
И в каску солдата, как слезы вдовы у могилы.
Сестра медсанбата нашла у березы отца,
И соком березовым жажду его утолила.

И я не забуду как ветер мне кудри трепал,
Когда я в березовой роще любимую встретил,
Мы пили берёзовый сок, я ее обнимал,
И пел величальную песню нам ласковый ветер.

Я русской березе до самых корней поклонюсь,
В стихах воспою ее чудные рощи лесные,
Я вспомню её, и тотчас же развеется грусть,
В чужих городах далеко от любимой России.

Архип Куинджи Берёзовая роща, 1879

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошёл внезапный дождь косыми полосами -
И снова глубоко синеют небеса
Над освежёнными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли мёдом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в берёзах у межи.
Беспечно иволги болтают

И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.


Архип Куинджи, «Берёзовая роща», 1901

Печальная берёза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

А. Фет. 1842.


Архип Куинджи Солнечный свет в парке

Под оскудевшим солнцем,
Осенней, позднею порой,
Их каждый лист блестит червонцем
Над серебристою корой.



Шишкин Около дачи

Олег Шестинский

"Без берёзы не мыслю России... "

Без березы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена.

Под берёзами пели, женили.
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах.

Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.


Иван Иванович Шишкин. Берёза и рябинки. 1878.

Николай Рубцов

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и с дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают следы
На глаза, отвыкшие от слез...



Иван Иванович Шишкин. Ручей в берёзовом лесу. 1883.

Александр Прокофьев

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнется, и не ломится!


Иван Иванович Шишкин. Летний пейзаж с берёзой.

Всеволод Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.



Левитан "Березовая роща"

Михаил Матусовский
Березовый сок

Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок —
То плачут березы, то плачут березы.

Как часто, пьянея от светлого дня,
Я брел наугад по весенним протокам,
И Родина щедро поила меня

Священную память храня обо всем,
Мы помним холмы и проселки родные,
Мы трудную службу сегодня несем
Вдали от России, вдали от России.

Где эти туманы родной стороны
И ветви берез, что над заводью гнутся?
Сюда мы с тобой непременно должны
Однажды вернуться, однажды вернуться.

Открой нам, Отчизна, просторы свои,
Заветные чащи открой ненароком
И так же, как в детстве, меня напои
Березовым соком, березовым соком.


Игорь Грабарь. Абрамцево. Плетень, 1944

Михаил Матусовский

С чего начинается Родина? (отрывок)

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А, может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.


Игорь Грабарь. Березовая аллея, 1940

Сергей Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.


Игорь Грабарь. Майский вечер, 1905

Генрих Ужегов

Белоснежным символом России...

Белоснежным символом России
Вдоль дорог стоят ряды берез,
Днем над ними - купол неба синий,
Ночью - трепетанье ярких звезд.

Легкие березовые тени
С детства на судьбу мою легли,
Как ложится легкий лист осенний
На ладони теплые земли.

И когда в чужом холодном море
Наплывет о Родине печаль
Вижу я ромашки в чистом поле
И лесов березовую даль.

В этот миг мне хочется невольно,
Чтобы ветерок сюда принес
Песню величавости спокойной
Белоствольных ласковых берез.


С. Панасенко Май. Березки

Татьяна Герасимова

Березоньки ранимые

Берёзоньки, ранимые,
Россиею хранимые,
Стоят и в пояс клонятся
Пшеничным колоскам,

А нива-то волнуется
И волнами красуется,
Что друг за другом гонятся
К берёзовым лескам.

Прошли тысячелетия,
Пройдут ещё столетия,
А Вы, родные, будете
Поклоны бить земле.

Вы людям всё прощаете,
Просторы освещаете
И долго путь России
Сиять будет во мгле!

Подруженьки, берёзоньки,
Росиночки, как слёзоньки,
Роняете задумчиво,
Ах, как душа болит!

Простите нас, коль сможете,
Ведь нету Вас дороже-то,
Храните Русь заветную,
А Русь Вас сохранит!
С. Панасенко Весна. Березы

Как-то шёл июнь через речонку
И берёзку принял за девчонку.
Подошёл к ней, сел на берегу
Белая ты … будто вся в снегу.
Вот тебе зелёный лист в подарок,
Как взмахнёшь им — день не будет жарок.
Вот другой — расправишь на весу,
Полной горстью примет он росу.
Третий лист — шумливее, чем эти!
Будет петь он песни на рассвете,
Голову синице закружит,
Солнышко к тебе приворожит…
И пошёл июнь зелёным бродом,
И растаял в дымке зоревой…
А берёза, перед всем народом,
Ранним утром вспыхнула листвой.

С. Островой


П. Семячкин Березовая роща

В лесу еловом всё неброско,
Приглушены его тона.
И вдруг белым-бела берёзка
В угрюмом ельнике одна.

Известно, смерть на людях проще.
Видал и сам я час назад,
Как начинался в дальней роще
Весёлый, дружный листопад.

Владимир Солоухин


В.Поленов Березовая роща

Острою секирой ранена берёза,
По коре сребристой покатились слёзы.
Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй,
Рана не смертельна, вылечишься к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана, -
Лишь больное сердце не залечит раны!

А. К. Толстой.
Лето 1856.


В. Александров Береза

Северная береза

Над озером, над заводью лесной -
Нарядная зелёная берёза…
«О девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!»

То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце, блеск, лазурь и водопады…
«О девушки! Как весел лес и луг!
Как радостны весенние наряды!»

Опять, опять нахмурилось, - опять
Мелькает снег и бор гудит сурово…
«Я вся дрожу. Но только б не помять
Зелёных лет! Ведь солнце будет снова».

Иван Бунин.




Когда, лазурью светозарной
Рождённая, сочилась лень


Кипучих волн озёрных.
Тянул, смеясь, весёлый Лель
Лучи волосьев чёрных.

Сергей Городецкий



Андрей Шильдер. Берёзовый лес. 1908

Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рождённая, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.

Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озёрных.
Тянул, смеясь, весёлый Лель
Лучи волосьев чёрных.

Сергей Городецкий


из инета

Весной природа оживает. Первые лучи солнца и молодые зелёные листочки на деревьях - её первые вестники. Интереснее всего наблюдать за берёзами - они похожи на девушек, которым не терпится примерить новый наряд. Сначала на ветках набухают почки. Потом они начинают постепенно раскрываться, появляются первые листья. Не успеешь и глазом моргнуть, как красавицы берёзки уж стоят полностью одетые в свои зелёные платья.

Берёзы встречаются во многих сказках, песнях и стихотворениях. Многие писатели, поэты и художники прославляли их красоту. Это единственные деревья с белым стволом, похожим на свадебный наряд невесты. Когда берёза надевает своё платье из листьев, она становится ещё прекраснее. Ни одно дерево в лесу не сравнится с её красотой.

А ещё весной собирают берёзовый сок. Это абсолютно прозрачный, чуть сладковатый напиток. Берёзовый сок очень вкусный, нужно только уловить момент, когда его можно собирать: до того, как начнут распускаться листья.Бутылки или банки привязывают к стволу дерева и ждут несколько часов, пока они наполнятся. Очень важно знать, как правильно делать надрез на стволе. Нельзя брать много сока от одного дерева, иначе оно может засохнуть. Также необходимо заделать отверстие, тогда растение останется целым и невредимым.

Берёзу можно назвать первым вестником весны в лесу среди деревьев, ведь она начинает зеленеть одной из первых. Как только видишь первую листву, сразу хочется выйти на улицу, вдохнуть полной грудью тёплый воздух и отправиться на прогулку в берёзовую рощу. Даже если в городе весь снег уже растаял, в лесу ещё можно кое-где встретить небольшие сугробы. А недалеко от них уже пробивается молодая трава. Идёшь по тропинке, слушаешь пение птиц, смотришь на белые стволы деревьев, на едва распустившиеся нежные листочки и понимаешь: «Весна пришла!»

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
  • В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») - -
  • Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») - -
  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») - -
  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
Пшеничная Ольга Эдуардовна, старший воспитатель.
Место работы: МДОБУ № 7 «Ласточка» ст.Прочноокопской муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края.
Описание материала: предлагаю вам конспект интегрированного занятия на весеннюю тематику. Конспект рассчитан для детей в возрасте 6 - 7 лет. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Конспект интегрированного занятия для детей 6 – 7 лет «Весенняя берёзка»

Цель: формировать у старших дошкольников представления о характерных особенностях берёзы.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе.
- Расширять знания и представления о берёзе.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
- Продолжать знакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.
- Научить изображать конкретное дерево с характерными особенностями строения ствола и кроны.
- Учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.
Развивающие:
- Развивать умение замечать изменения в живой природе.
- Продолжать развивать детское творчество.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту.
Демонстрационный материал:
- репродукция картины К.И. Горбатова «Весна в берёзовой роще».
Раздаточный материал:
- батик (размер А4);
- простой карандаш;
- набор гуашевых красок;
- кисти № 1, № 4;
- стаканчик с водой;
- салфетка.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в путешествие по весеннему лесу. Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Оживает лес, молодые зелёные ростки так и тянутся к самому небу, чтобы коснуться своими листочками лёгких облачков. Вслушайтесь внимательно – и вы услышите то лёгкое дуновение ветерка, то хрустальный звон капели. На смену зиме спешит весна. Какие изменения в природе происходят весной? (На деревьях набухают почки, верба покрывается пушистыми шариками, греет солнце, слышатся голоса птиц, появляются первые проталины, звенит капель).
Воспитатель: Давайте вспомнит пословицы и поговорки о весне.
- Февраль строит мосты, а март их ломает.
- Март не весна, а предвесенье.
- Иногда и март морозом хвалится.
- Март – заря весны.
- Грач на горе – весна на дворе.
- Март весне брат и зиме не рад.
Пальчиковая гимнастика «Иди, весна, иди, красна».
Иди, весна, иди, красна,
Дети «ходят» пальцами по столу.
Принеси ржаной колосок,
Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого.
Овсяной снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край!
Воспитатель: Послушайте загадки, что это:
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
Или:
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
Правильно, все эти загадки о красавице – берёзке. Ни в одной другой стране нет столько берез, как в России. Поэтому россияне считают это дерево символом своей Родины. Посмотрите, перед нами лесная опушка. (Дети рассматривают репродукцию картины К.И.Горбатова «Весна в берёзовой роще». Звучит лирическая пьеса Эдварда Грига «Весной»).
Воспитатель: Как называется этот лес? (Берёзовая роща).
Воспитатель: Светло и празднично весной в берёзовой роще. Берёзки принарядились в белые шёлковые сарафаны. Как вы думаете, ребята, почему шёлковые? (Слетает верхний слой бересты, кора становится гладкой и шелковистой).
Воспитатель: На белой бересте чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через которые берёза дышит. Едва повеет теплом, как берёзы окутываются изумрудно-зелёным облаком. Это свёрнутые почки разворачиваются в пахучие берёзовые листики. Весной на кончиках берёзовых ветвей появляются длинные серёжки. На одних деревьях они жёлтые, а на других – зеленоватые.
Воспитатель: Немало стихов и песен сложено про белоствольную красавицу. Люди сложили про её достоинства такую загадку:
Стоит дерево, цветом зелено.
В этом дереве четыре угодья:
От тьмы – свет, разбитому – связь,
Больному - здоровье и людям некопаный колодец.
Давайте разберём отгадки. Первая – в старину изба освещалась берёзовой лучиной. При её свете женщины занимались рукоделием, мужчины плели лапти, корзины. Вторая – разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Третья – Из берёзовых почек и бересты готовили отвары, а берёзовыми веничками парились в банях – выгоняли хворь. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной берёза угощает людей и животных. Чтобы дерево не истекло соком, отверстие замазывают глиной или землёй. А вы когда-нибудь пробовали берёзовый сок? (Ответы детей).
Физкультминутка
Дети по показу воспитателя выполняют музыкально-ритмические движения под музыку Р. Рустамова «Березка» (сл. А. Матлиной).
Воспитатель : Наверное, нет ни одного живописца, который не воспевал бы берёзу, восхищаясь её красотой, изящным силуэтом. Художники пишут свои картины на холсте, имеющем тканевую основу. Мы сегодня с вами тоже будем рисовать на ткани. Давайте вспомним, как называется этот способ изображения? (Батик).

Воспитатель: Рисуем простым карандашом контур ствола берёзы – стройный, заострённый кверху. Начиная с середины ствола, с обеих сторон дерева, рисуем контуры веток (длинные снизу и короткие наверху). Концы веток плавно округляем с наклоном вниз. К основным веткам дорисовываем короткие боковые веточки. Контур рисунка обводим концом тонкой кисти гуашью чёрного цвета. Концом кисти изобразить длинные линии сверху вниз в нижней части ствола, оставляя между ними незакрашенные промежутки, и короткие горизонтальные штрихи внутри нарисованного ствола. При выполнении листвы используем способ тычка концом кисти, используя оттенки светло зелёного цвета. На кончиках веток, приёмом примакивания кисточки, прорисовываем жёлтые серёжки.
Дети выполняют работы и по окончании вывешивают их на выставку.
Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная у нас получилась роща.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, лёгкой стайкой,
Словно девочки подростки,
Белоствольные берёзки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод!
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали сегодня? (Почему про берёзу говорят, что в ней четыре угодья. Берёза выделяет целебный сок. Что изготавливают люди из бересты). А что вы ещё хотели бы узнать? (Ответы детей).
Релаксация «Путешествие в волшебную рощу».
Воспитатель:
Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в роще, где много берёз и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё.
Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах берёз. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим ощущением, захватите это с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день».

Практическая часть

Воспитатель демонстрирует приёмы изображения.
Рисуем простым карандашом контур ствола берёзы – стройный, заострённый кверху.

Начиная с середины ствола, с обеих сторон дерева, рисуем контуры веток (длинные снизу и короткие наверху). Концы веток плавно округляем с наклоном вниз.


К основным веткам дорисовываем короткие боковые веточки.


Контур рисунка обводим концом тонкой кисти гуашью чёрного цвета. Концом кисти изобразить длинные линии сверху вниз в нижней части ствола, оставляя между ними незакрашенные промежутки, и короткие горизонтальные штрихи внутри нарисованного ствола.


При выполнении листвы используем способ тычка концом кисти, используя оттенки светло зелёного цвета.


На кончиках веток, приёмом примакивания кисточки, прорисовываем жёлтые серёжки.

Береза (Betula)

Береза повислая (Betula pendula) и береза пушистая (Betula pubescens) - два близких вида, поэтому мы рассматриваем их вместе, не разделяя, и называем одним словом "береза".

Береза - самое популярное дерево в нашей стране и, пожалуй, самое красивое. Трудно найти другое дерево, равное ей по красоте.

Весенние изменения заметны у березы довольно рано. На тонких, свешивающихся вниз веточках дерева начинают распускаться почки, появляются маленькие нежные листья. Береза словно одевается в тонкое зеленое кружево. Очень красив в это время березовый лес. Кроны берез прозрачные, бледно-зеленые, тонкоажурные. На деревьях еще не листва, а словно нежный зеленый пух.

Если дотянетесь до ближайшей ветки березы, сорвите несколько юных листочков. Вы почувствуете, какие они клейкие, липкие. Подержите их в руке подольше. На пальцах после этого останется крепкий приятный запах, пряный, чуть смолистый. Молодые листья березы душистые, ароматные.

Цветет береза как раз в то время, когда у нее еще совсем маленькие листья. Приглядитесь к кроне дерева - вы заметите желтоватые длинные сережки, свисающие вниз с ветвей. Они немного похожи на сережки орешника. Ветер свободно раскачивает их из стороны в сторону. Это мужские соцветия, состоящие из многих очень мелких тычиночных цветков. В сережках образуется пыльца, похожая в массе на тонкий желтый порошок. После созревания легкая сухая пыльца высыпается и далеко разносится ветром во все стороны.

"Пылит" береза очень обильно. Если в это время пройдет дождь, вы увидите на ступеньках крыльца, на крышах домов, расположенных поблизости от деревьев, светло-желтые пятна и разводы. Обилие пыльцы - характерная особенность ветроопыляемых растений, к числу которых относится и береза. Процент пыльцы, попадающей по назначению, у ветроопыляемых растений ничтожен. Вся остальная масса пылинок погибает.

Женские сережки березы выглядят совершенно иначе, чем мужские, и не так заметны. Чтобы их рассмотреть, надо подойти к дереву совсем близко и найти какую-нибудь веточку, спускающуюся до уровня вашей головы. Только тогда вы увидите то, что нужно. Женские сережки березы похожи на маленькие мышиные хвостики зеленого цвета, длина их не больше половины спички. Эти сережки не висят, как мужские, а, напротив, поднимаются прямо вверх. Каждая такая сережка состоит из очень многих пестичных цветков, плотно смыкающихся друг с другом. Отдельные цветки настолько мелкие, что рассмотреть их простым глазом совершенно невозможно.

Береза - растение однодомное; на одном и том же дереве развиваются как мужские, так и женские сережки. Обычно сережки разного пола располагаются на одной и той же веточке, совсем рядом. Благодаря этому, как нетрудно догадаться, облегчается опыление - перенос пыльцы с одних сережек на другие.

После цветения мужские сережки засыхают и опадают на землю. Женские же остаются на дереве и сильно разрастаются, превращаясь в небольшие зеленые цилиндрики толщиной с карандаш. В конце лета эти цилиндрики делаются бурыми и затем рассыпаются на отдельные части - мелкие трехлопастные чешуйки и крохотные перепончатые плодики.

Плоды березы начинают опадать с деревьев уже в начале августа. Если возле вашего окна растут березы, то к вам в комнату непременно попадут эти крохотные рыжеватые плодики. Их приносит ветер.

Березовые плодики настолько малы, что едва видны простым глазом. Отдельный плод-малютка, когда на него смотришь под лупой, чем-то напоминает по форме бабочку с широко раскрытыми крыльями: в центре располагается вытянутое семя, по бокам - два овальных крылышка, представляющие собой тончайшие пленки. Благодаря своему ничтожному весу и пленчатым крылышкам плод березы может распространяться ветром на значительное расстояние.

Мелкие плоды березы нередко называют семенами. Но с ботанической точки зрения это неправильно: каждый из них образуется из пестика чрезвычайно мелкого березового цветка.

Листья на березе появляются весной довольно рано. Многие другие деревья в это время еще не начинают зеленеть. Полностью одевается листвой береза тоже прежде многих своих соседей по лесу. Крона дерева становится пышной, по-летнему зеленой задолго до наступления лета. Однако даже летом кроны берез никогда не бывают плотными. Они всегда довольно рыхлые, пропускают много света. Это характерно для светолюбивых древесных пород. Береза как раз относится к их числу.

Береза в нашей стране имеет исключительно широкое распространение, она встречается почти повсеместно. Площадь березовых лесов очень велика. В европейской части Союза, например в Московской и других центральных областях, березняков, пожалуй, больше, чем всех остальных типов леса.

Березу называют деревом-пионером. Она первая из древесных пород захватывает любой свободный клочок земли: заброшенные пашни, обнаженные откосы у дорог, пожарища и т. д. Это первый поселенец на всяких освободившихся от леса участках. Березу можно встретить даже на таких местах, которые кажутся совершенно непригодными для растений вообще: на карнизах старых каменных домов, разрушающихся от времени кирпичных стенах и т. д.

Широкое распространение березы объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что ее крохотные крылатые плоды легко переносятся ветром и часто оказываются очень далеко от материнского дерева. А во-вторых, береза - неприхотливая древесная порода. Она может расти почти на любых почвах, начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болотами, где избыток воды и много питательных веществ. Но береза очень светолюбива и совершенно не выносит затенения. Поэтому обычно в лесу ее рано или поздно вытесняют другие деревья.

Что полезного дает береза человеку, на что она пригодна?

Хозяйственное использование этого дерева широко и разнообразно. Березовые дрова дают много тепла и в этом отношении уступают, наверное, только дубовым. Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, разнообразные токарные изделия. Большую ценность для поделок имеют болезненные разрастания на стволах берез - капы. Эти наплывы под названием "карельская береза" широко используются для изготовления шкатулок, отделки мебели и т. д. Из березы получают превосходный уголь, вырабатывают деготь. Большим спросом пользуются и березовые метлы. Береста - хорошее средство для разжигания печей и костров, когда нет под рукой бумаги или керосина. Наши предки использовали бересту как материал для письма. Нельзя не сказать и о березовом соке. Ранней весной, если поранить ствол, эта прозрачная, чуть сладковатая жидкость сочится по каплям. Но такое "кровопускание" для дерева вредно. Растение истощается: оно лишается запасов питательных веществ, необходимых для образования молодых побегов и листвы (ведь сок несет "строительный материал" для этих органов). Через ранку в живые ткани попадают микроорганизмы, которые вызывают разнообразные заболевания дерева. Сама рана долго не заживает, покрывается розовой слизью и имеет крайне неопрятный вид. Лучше уж отказаться от удовольствия отведать березового сока и не калечить наших зеленых друзей.

старшая разновозрастная группа, Первомайская средняя школа,

апрель 2017 г.

Организованная образовательная деятельность «Берёзка весной» (познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность).

Цель : Формирование у детей представлений о берёзе.

Задачи :

Развивающие:

    Развивать коммуникативные навыки: способность слушать и слышать друг друга, умение общаться, договариваться.

    Развивать любознательность, наблюдательность, память, внимание, логическое и образное мышление, связную речь.

    Развивать способность делать собственные умозаключения.

Образовательные:

    Дать детям новое название апреля – березозол.

    Расширить представления о берёзе, о значении берёзы в жизни русских людей.

    Учить детей подбирать однокоренные слова, прилагательные к существительному.

    Формировать умение составлять описательные рассказы о весне и берёзе с помощью мнемотаблиц в малых группах, употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых предложений (средний возраст) и сложноподчинённые предложения, правильно используя языковые средства для соединения их частей (старший дошкольный возраст).

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к берёзе.

    Воспитывать самостоятельность, творчество, умение работать в парах, тройках.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Г. Скребицкий «Раненая берёза»; заучивание детьми стихотворений о берёзе наизусть, слов хоровода «Берёзка» и физкультминутки «Берёзка». Рассматривание картин: И. Левитан «Весна. Большая вода», А. Куинджи «Берёзовая роща». Рисование картин «Берёзка», используя разные материалы.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, иллюстрация «Берёза весной», мнемотаблицы, картины: «Берёза у дома», «Берёза у реки»; презентация о берёзе (видео), аудиозапись песни «Во поле берёза стояла»; предметы: берёзовый веник, берёзовый туес, лапти, деревянные ложки, уголёк, берёзовое полено, берёзовые почки, береста, медальки по возрастам, поднос с берёзовым соком.

Этапы организованной образовательной деятельности.

Включаю аудиозапись русской народной песни «Во поле берёза стояла».

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно песню.

О чём поётся в этой песне? (В ней поётся о том, что кудрявая берёзка одиноко стояла в поле).

Почему много песен написано о берёзе? (Берёза считается символом нашей Родины).

Показ иллюстрации с изображением берёзы.

Где мы можем встретить берёзку? (В лесу, в роще, в городе, на территории детского сада).

Как мы можем узнать берёзку?

Как называется кора берёзы? (Береста).

Для чего берёзке нужны чёрные полосы? (Через них она дышит).

Что происходит с берёзкой весной? (Просыпается).

Какие красивые слова вы можете сказать о берёзе?

Игра «Какая» (кудрявая, белоствольная, русская, красивая, нарядная, высокая, стройная, тонкая).

С кем на Руси сравнивали красавицу – берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой).

Назовите похожие слова к слову берёза? (берёзка, берёзонька, берёзовый, береста, подберёзовик).

Воспитатель: Ребята, берёза не только красивое дерево. Берёза приносит много пользы человеку.

За что мы любим берёзку? (На столе лежат предметы: лапти, берёзовый веник, деревянные ложки, берёзовый туес, уголёк, берёзовые почки, берёзовое полено). Дети составляют рассказы из личного опыта.

Вывод: Берёза людей кормит, лечит, обогревает и радует своей красотой.

2 этап. Определение цели, задачи образовательной деятельности,

На интерактивной доске иллюстрация берёзы весной.

Какой сейчас весенний месяц? (апрель).

Воспитатель: Народное название апреля – березозол. Зол – злой, злится.

На что же берёза может злиться в апреле?

Отгадайте мою загадку вместе с другом, в паре.

3 этап. «Открытие удивительного рядом».

Парное взаимодействие: дети спрашивают, выслушивают друг друга, находят одну общую отгадку или каждый свою.

Работа фронтально: каждая пара детей называет свои отгадки. Осуществляю их перебор и для уточнения побуждаю детей обратиться к разным культурным источникам, например, к гостям: к учителю начальных классов Соколовой Ирине Михайловне.

Воспитатель : Отгадки получились у вас разные.

Где мы можем найти правильный ответ на мою загадку?

Рассказ учителя (видео «Как правильно нужно собирать берёзовый сок).

«Ранней весной собирают сок берёзы. Сделав надрез на берёзе и собрав сок, люди уходят, не поблагодарив берёзку, не залечив ранку. Сок продолжает течь – это берёзка плачет. Постепенно будет усыхать ствол и берёзка увянет. Сок у берёзы можно брать, но очень осторожно. Сделав маленькую дырочку, набрать сока и замазать ранку глиной или землёй, тогда дерево не погибнет. (показ видео).

Воспитатель: Чья же отгадка оказалась верной?

Что мы узнали интересного?

Вывод: Набрав весной берёзового сока, нужно замазать ранку глиной или землёй, тогда берёзка не погибнет.

4 этап. Проживание представлений в творческой познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатель: Ребята, как мы можем порадовать наших гостей? (ответы детей).

Ребята, а хотите составить рассказы о весне и берёзке.

На каждом столе есть метка: на 1 столе – картинка берёзового листочка, на 2 столе – картинка берёзовой веточки, на 3 столе – картинка берёзы.

У каждого из вас есть медальки. Подходите каждый к своему столу. Будьте внимательны.

На столах лежат мнемотаблицы. Ребята, вам нужно составить описательный рассказ по таблицам. Дети средней группы составляют рассказ о весне, дети старшей и подготовительной группы про берёзку (у дома и у пруда).

Творческая познавательно-исследовательская деятельность.

Физкультминутка «Берёзка»

Мы берёзку посадили, Имитация посадки деревьев

Мы водой её полили, Имитация полива дерева из лейки

И берёзка подросла, Потянуть руки вверх

К солнцу ветви подняла,

А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.

И ребят благодарила. Поклоны головой.

5 этап. Самоанализ, анализ деятельности и её продукта.

Побуждаю детей к самоанализу. Провожу анализ. Отмечаю оригинальные развёрнутые рассказы, правильность и быстроту составления рассказа.

Дети выбирают смайлики – понравилось, не понравилось, и говорят: почему?

Угощаю детей и гостей берёзовым соком.

Прогулка: экскурсия в берёзовую рощу. Хоровод «Берёзка»

2 половина дня: чтение стихотворений о берёзе наизусть. Свободная изобразительная деятельность детей: «Как я понимаю название: апрель – берёзозол».

Анализ прожитого дня:

Что нового сегодня узнали?

Что доброго сегодня сделали?

Как себя при этом чувствуем?

Взаимодействие с родителями: предлагаю родителям почитать дома рассказы Сергея Воронина «Моя берёза».

Поделиться: