Балтийская коллекция солдатиков (Интернет магазин оловянной миниатюры, Магазин оловянных солдатиков). Домашняя коллекция оловянных военно-исторических миниатюр

Оловянная миниатюра- это, попросту говоря, оловянные солдатики. Точнее, сегодня уже далекие потомки персонажа сказки Андерсена, порой совсем непохожие на своего пращура.

Людовик XIV де Бурбон, Король Солнце
Король Франции 1643-1715

Думаю, всякий кто видел хрупкую миниатюрную фигурку, словно сошедшую с полотна батального жанра, в гравированных доспехах, запыленном мундире или узорчатом японском кимоно, в видимой до мельчайшей пряжки и заклепки амуниции, с почти настоящим острым стальным оружием, вероятно в последнюю очередь решится отдать ее для детских игр

Влад III Цепеш (Граф Дракула)

Господарь Валахии, 1431-1476.

ВЛАДИМИР ПЕРВЫЙ, КРАСНОЕ СОЛНЫШКО И ДРУЖИННИК НИКИТА КОЖЕМЯКА.

Примерно в то же время начинается история оловянных солдатиков, как детских игрушек. В первую очередь это были полурельефные «нюренбергские» фигурки, выливавшиеся в гравированных формах. Исполнялись они довольно тщательно, и были обычно весьма недешевы…

Д олгий и трудоемкий процесс покраски образца, сравнимый только с работой скульптора. Фигурка покрывается грунтом и раскрашивается темперными и акриловыми красками. По существу, это ничем не отличается от обычной живописи, с той лишь разницей, что краска ложится не на холст, а на объемную поверхность: та же передача объема, светотени, портретная прорисовка лица (а размер миниатюры обычно не превышает 54- 60 мм!).

Боевой слон индийской армии царя Пора
Битва на реке Гидасп

Конечно, тут есть свои нюансы и секреты, которые лишь со временем осваивает даже опытный художник, не работавший прежде в этом жанре. Особая задача художника-имитация фактуры каждого материала в одежде и амуниции: кожа должна выглядеть кожей, а дерево деревом, парча должна отличаться от шелка, а шерсть от холстины, сапоги могут быть потертыми, а латы начищенными до зеркального блеска…

САМУРАЙ
И все это вместе должно заставить зрителя совершенно забыть о том материале, из которого отлит исторический персонаж, обретающий свою неповторимую индивидуальность!

РАМЗЕС ВТОРОЙ В БИТВЕ ПРИ КАДЕШЕ

Процесс создания каждой новой фигурки долгий, многоэтапный, требующий привлечения многих высококлассных специалистов. В фирмах, занимающихся оловянной миниатюрой, ему обычно предшествуют долгие консультации с экспертами по военной истории, изучения литературы, посещения музейных и архивных фондов, а иногда и исторических мест, где проходили сражения, которые предстоит воспроизвести…

Битва при Азенкуре


Французская армия

1415


Главный художник определяет общую композицию, и затем начинается работа скульптора миниатюриста, который создает полноценную скульптуру, выразительную и динамичную. Далее над ней работают модельщики и формовщики (часто сложная фигурка формуется и отливается по частям, причем оружие иногда вытачивается из более твердых металлов).

Сборщики обрабатывают и подгоняют друг к другу детали (а их для коллекционной фигурки может быть несколько десятков!), после чего фигурка снова возвращается к главному художнику.
Сегодня оловянная миниатюра делится, в основном,
на игровую (не путать с игрушечной!),
сувенирную
и коллекционную

КОРОЛЬ ФРАНЦИИ ФРАНЦИСК I

Первая служит для воспроизведения реальных (или же фантастических, в играх Мира Вархармера) сражений любителями военной истории и тактических игр.
Коллекционная миниатюра отличается от сувенирной (производство которой поставлено на поток) предельной исторической достоверностью и эксклюзивным исполнением.

Генерал Раевский

Совсем не игрушечную роль подобные замершие во всеоружии на вечном посту воины исполняли и в глубокой древности. Иногда такие же небольшие, а порой и в человеческий рост, эти изображения то охраняли гробницы властителей, то иллюстрировали могущество их армий перед послами и посетителями дворцов (вспомним погребенную глиняную армию Цинь Ши- Хуанди, шествие гвардии Бессмертных на стенах дворцов Ахеменидов, колонны войск, колесницами и осадными машинами на ассирийских рельефах, бронзовые фигурки этрусских, римских, карфагенских воинов)

Генерал Гродненского гусарского полка

Позже, уже в шестнадцатом-восемнадцатом столетиях, коллекции миниатюрных воинов часто пополняли сокровищницы королей и императоров. Порой они были исполнены из золота и драгоценных камней, как, например, двор и армия Великих Моголов, из коллекции курфюрста Саксонского Августа. Император Петр III уделял командованию своей оловянной армией почти не меньше времени, чем управлению реальной Империей…

ПОЛКОВОДЕЦ НА СЛОНЕ

РЫЦАРЬ В ПАРАДНОМ ДОСПЕХЕ, XVI век

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

РЫЦАРЬ В ТУРНИРНОМ ДОСПЕХЕ ШТЕХЦОЙГ

В зависимости от сложности, на роспись миниатюры уходит от нескольких дней, или недель, а то даже месяцев!.. Если фигура расписывалась по частям, то в конце работы они аккуратно склеиваются, а на подставке воспроизводится ландшафт окружающей среды или поля битвы. Бывают одиночные фигурки, но иногда делаются композиции, макеты и диорамы, воспроизводящие целые сцены, вписанные в пейзаж или исторический интерьер.

ПОЛЬСКИЙ ГУСАР

Роспись коллекционной миниатюры часто бывает индивидуальна и неповторима. Именно она определяет ценность фигурки, будет ли оловянная отливка дешевым сувениром, или неповторимой авторской работой, произведением декоративного искусства. И именно так_ сегодня во многих странах историческая миниатюра достигает столь высокого мастерства, сочетая ювелирное исполнение и реализм, что становится уже самостоятельным жанром искусства, сочетая в себе скульптуру, живопись, графику и дизайн…

Пеший воин

Но сама роспись это лишь вершина айсберга. Прежде чем приступить к ней, художник должен изучить культуру и быт, искусство и орнамент, геральдику и антропологический тип народа, к которому принадлежит персонаж, причем именно в его эпоху. Такая работа- прикосновение к истории цивилизаций, постоянное расширение кругозора, приобщение к культуре разных народов, всякий раз выходящее далеко за рамки необходимой для конкретной работы информации…


ЧИНГИЗХАН, ИМПЕРИЯ МОНГОЛОВ, 1215 год

Историческая миниатюра становится все более популярной в мире, не только среди коллекционеров. В разных странах выпускаются посвященные ей журналы и каталоги, проводятся регулярные международные выставки. Как предмет коллекционирования, она сейчас по-прежнему престижна и элитарна. Не столько даже из-за высокой стоимости миниатюры. Ведь всерьез увлекаться ей может не любой собиратель дорогих вещей, а лишь человек глубоко знающий и любящий историю, и одновременно ценитель искусства. Весьма перспективно это направление и для экспозиций исторических музеев макет или диорама не требуют большой площади для экспонирования, но где еще можно более наглядно и детально изучить бережно воссозданный облик людей далеких эпох!

ГЕРЦОГ БОРДЖИА ЦЕЗАРЬ
Италия 1507

ГЕНРИХ VIII

ОПРИЧНИК

Григорий СКУРАТОВ (Малюта)

Оловянная миниатюра- это, попросту говоря, оловянные солдатики. Точнее, сегодня уже далекие потомки персонажа сказки Андерсена, порой совсем непохожие на своего пращура. Думаю, всякий кто видел хрупкую миниатюрную фигурку, словно сошедшую с полотна батального жанра, в гравированных доспехах, запыленном мундире или узорчатом японском кимоно, в видимой до мельчайшей пряжки и заклепки амуниции, с почти настоящим острым стальным оружием, вероятно в последнюю очередь решится отдать ее для детских игр.


РЫЦАРЬ В ТУРНИРНОМ ДОСПЕХЕ XVI века

Совсем не игрушечную роль подобные замершие во всеоружии на вечном посту воины исполняли и в глубокой древности. Иногда такие же небольшие, а порой и в человеческий рост, эти изображения то охраняли гробницы властителей, то иллюстрировали могущество их армий перед послами и посетителями дворцов (вспомним погребенную глиняную армию Цинь Ши- Хуанди, шествие гвардии Бессмертных на стенах дворцов Ахеменидов, колонны войск, колесницами и осадными машинами на ассирийских рельефах, бронзовые фигурки этрусских, римских, карфагенских воинов).


РЫЦАРЬ В ПАРАДНОМ ДОСПЕХЕ, XVI век

Позже, уже в шестнадцатом-восемнадцатом столетиях, коллекции миниатюрных воинов часто пополняли сокровищницы королей и императоров. Порой они были исполнены из золота и драгоценных камней, как, например, двор и армия Великих Моголов, из коллекции курфюрста Саксонского Августа. Император Петр III уделял командованию своей оловянной армией почти не меньше времени, чем управлению реальной Империей…


ВИТЯЗЬ

Примерно в то же время начинается история оловянных солдатиков, как детских игрушек. В первую очередь это были полурельефные «нюренбергские» фигурки, выливавшиеся в гравированных формах. Исполнялись они довольно тщательно, и были обычно весьма недешевы…


ВАСИЛИЙ III

Сегодня оловянная миниатюра делится, в основном, на игровую (не путать с игрушечной!), сувенирную и коллекционную. Первая служит для воспроизведения реальных (или же фантастических, в играх Мира Вархармера) сражений любителями военной истории и тактических игр. Коллекционная миниатюра отличается от сувенирной (производство которой поставлено на поток) предельной исторической достоверностью и эксклюзивным исполнением.


БОРИС ГОДУНОВ

Процесс создания каждой новой фигурки долгий, многоэтапный, требующий привлечения многих высококлассных специалистов. В фирмах, занимающихся оловянной миниатюрой, ему обычно предшествуют долгие консультации с экспертами по военной истории, изучения литературы, посещения музейных и архивных фондов, а иногда и исторических мест, где проходили сражения, которые предстоит воспроизвести… Главный художник определяет общую композицию, и затем начинается работа скульптора миниатюриста, который создает полноценную скульптуру, выразительную и динамичную. Далее над ней работают модельщики и формовщики (часто сложная фигурка формуется и отливается по частям, причем оружие иногда вытачивается из более твердых металлов). Сборщики обрабатывают и подгоняют друг к другу детали (а их для коллекционной фигурки может быть несколько десятков!), после чего фигурка снова возвращается к главному художнику.


ИВАН ГРОЗНЫЙ

Начинается долгий и трудоемкий процесс покраски образца, сравнимый только с работой скульптора. Фигурка покрывается грунтом и раскрашивается темперными и акриловыми красками. По существу, это ничем не отличается от обычной живописи, с той лишь разницей, что краска ложится не на холст, а на объемную поверхность: та же передача объема, светотени, портретная прорисовка лица (а размер миниатюры обычно не превышает 54- 60 мм!).


ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Конечно, тут есть свои нюансы и секреты, которые лишь со временем осваивает даже опытный художник, не работавший прежде в этом жанре. Особая задача художника-имитация фактуры каждого материала в одежде и амуниции: кожа должна выглядеть кожей, а дерево деревом, парча должна отличаться от шелка, а шерсть от холстины, сапоги могут быть потертыми, а латы начищенными до зеркального блеска…
И все это вместе должно заставить зрителя совершенно забыть о том материале, из которого отлит исторический персонаж, обретающий свою неповторимую индивидуальность!


АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

В зависимости от сложности, на роспись миниатюры уходит от нескольких дней, или недель, а то даже месяцев!.. Если фигура расписывалась по частям, то в конце работы они аккуратно склеиваются, а на подставке воспроизводится ландшафт окружающей среды или поля битвы. Бывают одиночные фигурки, но иногда делаются композиции, макеты и диорамы, воспроизводящие целые сцены, вписанные в пейзаж или исторический интерьер.


ВЛАДИМИР МОНОМАХ

Роспись коллекционной миниатюры часто бывает индивидуальна и неповторима. Именно она определяет ценность фигурки, будет ли оловянная отливка дешевым сувениром, или неповторимой авторской работой, произведением декоративного искусства. И именно так_ сегодня во многих странах историческая миниатюра достигает столь высокого мастерства, сочетая ювелирное исполнение и реализм, что становится уже самостоятельным жанром искусства, сочетая в себе скульптуру, живопись, графику и дизайн…


КНЯЗЬ ИВАН III

Но сама роспись это лишь вершина айсберга. Прежде чем приступить к ней, художник должен изучить культуру и быт, искусство и орнамент, геральдику и антропологический тип народа, к которому принадлежит персонаж, причем именно в его эпоху. Такая работа- прикосновение к истории цивилизаций, постоянное расширение кругозора, приобщение к культуре разных народов, всякий раз выходящее далеко за рамки необходимой для конкретной работы информации.


ПЕТР I ВЕЛИКИЙ

Историческая миниатюра становится все более популярной в мире, не только среди коллекционеров. В разных странах выпускаются посвященные ей журналы и каталоги, проводятся регулярные международные выставки. Как предмет коллекционирования, она сейчас по-прежнему престижна и элитарна. Не столько даже из-за высокой стоимости миниатюры. Ведь всерьез увлекаться ей может не любой собиратель дорогих вещей, а лишь человек глубоко знающий и любящий историю, и одновременно ценитель искусства. Весьма перспективно это направление и для экспозиций исторических музеев макет или диорама не требуют большой площади для экспонирования, но где еще можно более наглядно и детально изучить бережно воссозданный облик людей далеких эпох!


ИМПЕРАТОР КАРЛ V


КАРДИНАЛ РИШЕЛЬЕ


КИТАЙСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ НА БОЕВОМ СЛОНЕ


БАРАБАНЩИК НА ВЕРБЛЮДЕ


КОННЫЙ СТРЕЛЕЦ (ЖИЛЕЦ)


КОРОЛЬ АНГЛИИ ГЕНРИХ VIII


КОРОЛЬ АНГЛИИ РИЧАРД I, 1190г


КОРОЛЬ ИСПАНИИ ФИЛИПП II, 1570г


КОРОЛЬ ФРАНЦИИ ЛЮДОВИК XIV


КОРОЛЬ ФРАНЦИИ ФРАНЦИСК I


НАПОЛЕОН БОНАПАРТ


БОРОДИНО 1812


ВИЗИРЬ


ОФИЦЕР


ПЕШИЙ ВОИН

Оловянная миниатюра- это, попросту говоря, оловянные солдатики. Точнее, сегодня уже далекие потомки персонажа сказки Андерсена, порой совсем непохожие на своего пращура. Думаю, всякий кто видел хрупкую миниатюрную фигурку, словно сошедшую с полотна батального жанра, в гравированных доспехах, запыленном мундире или узорчатом японском кимоно, в видимой до мельчайшей пряжки и заклепки амуниции, с почти настоящим острым стальным оружием, вероятно в последнюю очередь решится отдать ее для детских игр.

РЫЦАРЬ В ТУРНИРНОМ ДОСПЕХЕ XVI века

РЫЦАРЬ В ПАРАДНОМ ДОСПЕХЕ, XVI век

ВИТЯЗЬ

ВАСИЛИЙ III

БОРИС ГОДУНОВ

ИВАН ГРОЗНЫЙ

Совсем не игрушечную роль подобные замершие во всеоружии на вечном посту воины исполняли и в глубокой древности. Иногда такие же небольшие, а порой и в человеческий рост, эти изображения то охраняли гробницы властителей, то иллюстрировали могущество их армий перед послами и посетителями дворцов (вспомним погребенную глиняную армию Цинь Ши- Хуанди, шествие гвардии Бессмертных на стенах дворцов Ахеменидов, колонны войск, колесницами и осадными машинами на ассирийских рельефах, бронзовые фигурки этрусских, римских, карфагенских воинов). Позже, уже в шестнадцатом-восемнадцатом столетиях, коллекции миниатюрных воинов часто пополняли сокровищницы королей и императоров. Порой они были исполнены из золота и драгоценных камней, как, например, двор и армия Великих Моголов, из коллекции курфюрста Саксонского Августа. Император Петр III уделял командованию своей оловянной армией почти не меньше времени, чем управлению реальной Империей…

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

КНЯЗЬ ИВАН III

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ

Примерно в то же время начинается история оловянных солдатиков, как детских игрушек. В первую очередь это были полурельефные «нюренбергские» фигурки, выливавшиеся в гравированных формах. Исполнялись они довольно тщательно, и были обычно весьма недешевы…

ИМПЕРАТОР КАРЛ V

КАРДИНАЛ РИШЕЛЬЕ

КИТАЙСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ НА БОЕВОМ СЛОНЕ

БАРАБАНЩИК НА ВЕРБЛЮДЕ

КОННЫЙ СТРЕЛЕЦ (ЖИЛЕЦ)

Сегодня оловянная миниатюра делится, в основном, на игровую (не путать с игрушечной!), сувенирную и коллекционную. Первая служит для воспроизведения реальных (или же фантастических, в играх Мира Вархармера) сражений любителями военной истории и тактических игр. Коллекционная миниатюра отличается от сувенирной (производство которой поставлено на поток) предельной исторической достоверностью и эксклюзивным исполнением.

КОРОЛЬ АНГЛИИ ГЕНРИХ VIII

КОРОЛЬ АНГЛИИ РИЧАРД I, 1190г

КОРОЛЬ ИСПАНИИ ФИЛИПП II, 1570г

Процесс создания каждой новой фигурки долгий, многоэтапный, требующий привлечения многих высококлассных специалистов. В фирмах, занимающихся оловянной миниатюрой, ему обычно предшествуют долгие консультации с экспертами по военной истории, изучения литературы, посещения музейных и архивных фондов, а иногда и исторических мест, где проходили сражения, которые предстоит воспроизвести… Главный художник определяет общую композицию, и затем начинается работа скульптора миниатюриста, который создает полноценную , выразительную и динамичную. Далее над ней работают модельщики и формовщики (часто сложная фигурка формуется и отливается по частям, причем оружие иногда вытачивается из более твердых металлов). Сборщики обрабатывают и подгоняют друг к другу детали (а их для коллекционной фигурки может быть несколько десятков!), после чего фигурка снова возвращается к главному художнику.

КОРОЛЬ ФРАНЦИИ ЛЮДОВИК XIV

КОРОЛЬ ФРАНЦИИ ФРАНЦИСК I

НАПОЛЕОН БОНАПАРТ

БОРОДИНО 1812

Начинается долгий и трудоемкий процесс покраски образца, сравнимый только с работой скульптора. Фигурка покрывается грунтом и раскрашивается темперными и акриловыми красками. По существу, это ничем не отличается от обычной живописи, с той лишь разницей, что краска ложится не на холст, а на объемную поверхность: та же передача объема, светотени, портретная прорисовка лица (а размер миниатюры обычно не превышает 54- 60 мм!). Конечно, тут есть свои нюансы и секреты, которые лишь со временем осваивает даже опытный художник, не работавший прежде в этом жанре. Особая задача художника-имитация фактуры каждого материала в одежде и амуниции: кожа должна выглядеть кожей, а дерево деревом, парча должна отличаться от шелка, а шерсть от холстины, сапоги могут быть потертыми, а латы начищенными до зеркального блеска… И все это вместе должно заставить зрителя совершенно забыть о том материале, из которого отлит исторический персонаж, обретающий свою неповторимую индивидуальность!

ВИЗИРЬ

ОФИЦЕР

ПЕШИЙ ВОИН

РАНЕНЫЙ АРАБСКИЙ ВОИН, XIV век

В зависимости от сложности, на роспись миниатюры уходит от нескольких дней, или недель, а то даже месяцев!.. Если фигура расписывалась по частям, то в конце работы они аккуратно склеиваются, а на подставке воспроизводится ландшафт окружающей среды или поля битвы. Бывают одиночные фигурки, но иногда делаются композиции, макеты и диорамы, воспроизводящие целые сцены, вписанные в пейзаж или исторический интерьер.

ПОЛЬСКИЙ ГУСАР

РОБЕРТ МАМИНАС. ФРАНЦИЯ, XV век

Роспись коллекционной миниатюры часто бывает индивидуальна и неповторима. Именно она определяет ценность фигурки, будет ли оловянная отливка дешевым сувениром, или неповторимой авторской работой, произведением декоративного искусства. И именно так_ сегодня во многих странах историческая миниатюра достигает столь высокого мастерства, сочетая ювелирное исполнение и реализм, что становится уже самостоятельным жанром искусства, сочетая в себе скульптуру, живопись, графику и дизайн…

РЫЦАРЬ

РЫЦАРЬ, XIV век

РЫЦАРЬ

Но сама роспись это лишь вершина айсберга. Прежде чем приступить к ней, художник должен изучить культуру и быт, искусство и орнамент, геральдику и антропологический тип народа, к которому принадлежит персонаж, причем именно в его эпоху. Такая работа- прикосновение к истории цивилизаций, постоянное расширение кругозора, приобщение к культуре разных народов, всякий раз выходящее далеко за рамки необходимой для конкретной работы информации…

РЫЦАРЬ

РЫЦАРЬ

РЫЦАРЬ

РЫЦАРЬ

Историческая миниатюра становится все более популярной в мире, не только среди коллекционеров. В разных странах выпускаются посвященные ей журналы и каталоги, проводятся регулярные международные выставки. Как предмет коллекционирования, она сейчас по-прежнему престижна и элитарна. Не столько даже из-за высокой стоимости миниатюры. Ведь всерьез увлекаться ей может не любой собиратель дорогих вещей, а лишь человек глубоко знающий и любящий историю, и одновременно ценитель искусства. Весьма перспективно это направление и для экспозиций исторических музеев макет или диорама не требуют большой площади для экспонирования, но где еще можно более наглядно и детально изучить бережно воссозданный облик людей далеких эпох!

СУЛТАН САЛАДИН, XII век

СУЛТАН СУЛЕЙМАН ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ. 1530г

ФРЭНСИС ДРЕЙК, АНГЛИЯ, 1580г

ЧИНГИЗХАН, ИМПЕРИЯ МОНГОЛОВ, 1215 год

На сегодняшний день в мире стало очень популярно коллекционирование оловянных солдатиков, которые давно перестали быть игрушками, а превратились в настоящие произведения искусства. В последнее время в обиход вошли такие понятия как военно - историческая миниатюра, оловянная миниатюра, Большая миниатюра, Малая миниатюра, Шахматы.
Оловянные солдатики воплатили в себе многовековую военную историю человечества, и поэтому изготовление военно-исторической миниатюры требует от художника не только невероятного мастерства, но и глубоких исторических знаний.
Тематика военно-исторической миниатюры столь разнообразна, что среди оловянных фигурок вы можете найти воинов всех времен и народов, включая самых экзотических.
Родиной оловянных солдатиков считается Германия, но постепенно их производством занялись все ведущие страны, в том числе и Россия. После революции, в советский период, искусство производства оловянных солдатиков было забыто на долгие годы и возрождение началось только с приходом перестройки. Появилась возможность встретить оловянных солдатиков в Петербурге, тогда ещё Ленинграде, на Невском проспекте, на раскладных столиках вместе с картинами, матрёшками, шкатулками и другими изделиями художественных промыслов. В это же время начинает свое восхождение Студия Андрея Арсеньева, которая занялась изготовлением оловянных солдатиков и военно-исторических миниатюр. Сегодня самыми успешными производителями оловянных солдатиков, оловянных миниатюр, военно-исторических миниатюр по праву считаются Петербургские мастера
Историческая оловянная миниатюра. Студия Андрея Арсеньева «Русский Витязь»

Император Троян на триумфальной колеснице
Рим; II век
Скульптор: Наталья Алексеева
Художник:Виталий Пузенко

Течёт златая колесница
По расцветающим полям
Седящий, правящий возница,
По конским натянув хребтам
Блестящи вожжи, держит стройно,
Искусством сравнивая их,
И, в дальнем поприще спокойн
Осаживая скок одних,
Других же к бегу побуждая,
Прилежно взорами блюдёт;
К одной мете их направляя,
Грозит бичём, иль им их бьёт.



Индийский принц на колеснице
Битва на реке Гидасп, 326 год до н.э.
Скульптор: Михаил Польский
Художник: Ольга Блохина


Рамзес второй в битве при Кадеше
Египет, 1299 год до н.э.
Скульптор: Валерий Бызов
Художник: Мария Павлова

Персидская колесница

Индийская колесница с быками, IV век до н.э.
Скульптор: Михаил Польский
Художник: Надежда Ионова

Боевая колесница, Китай, IV век до н.э.
Скульптор:Валерий Бызов
Художник: Мария Павлова

Боевая колесница, Ассирия X век до н.э.
Скульптор:Михаил Польский
Художник: Нина Владимирская


Царская колесница, Ассирия, Х век до н.э.
Скульптор: Михаил Польский
Художник: Надежда Хлимендик

Боевой слон эпохи Птолемеев

Спартанцы
Гибель царя спарты Леонида в битве при Фермопилах, 480 год до н.э.
Скульптор:Виктор Грачёв
Художник: Галина Сычева

Гладиатор, Римская империя, II век

Юлий Цезарь, Древний Рим, 46 до н.э.
Скульптор: Виктор Грачев
Художник: Галина Сычева

Марк Крысобой Римский центурион, 33 год Империя Тамерлана, XIV
Скульптор: Виктор Грачёв Скульптор: Михаил Польский
Художник: Надежда Климентик

Олег Вещий, Русский великий князь, 912 год.
Скульптор: Виктор Грачев
Художник: Евгения Филимонова

Рыцарь в парадном доспехе Сулейман Великолепный
Италия. XV - XVI век
Скульптор: Валерий Бызов Скульптор: Виктор Грачев
Художник: Мария Павлова Художник: Юлия Мошура

Не знаю как сейчас, но во времена моего уже далёкого счастливого советского детства все мои знакомые мальчишки были страстно увлечены самыми разнообразными военными играми. До самозабвения мы часами играли тогда в танчики, самолётики и кораблики, но самой любимой была игра в солдатики . И хотя не наблюдалось тогда в нашей стране большого разнообразия игрушек, в том числе и этих маленьких фигурок, сражались мы и рыцарями и индейцами, греческими гоплитами и суворовскими чудо-богатырями, петровскими фузелерами и римскими легионерами. Просто мы сами делали для себя солдатиков – лепили из пластилина, тех воинов, которые были нам нужны, а позднее научились отливать их из свинцово-оловянного сплава. Конечно же, не мы первые придумали делать оловянных солдатиков , миниатюрные фигурки , изображающие воинов, были всегда, по крайней мере, известны такие скульптуры со времён Древнего Египта. Обаянию военной миниатюрной фигурки покорялись во все времена сердца не только мальчишек всех стран и народов, но и древнеегипетских фараонов, римских легионеров, китайских императоров, средневековых рыцарей, европейских королей и русских царей, а также и величайших полководцев современности: Фридриха II-го, Александра Суворова и Наполеона Бонапарта.

Изготавливались фигурки воинов в древности из самых разных материалов: дерева, кости, бронзы и свинца. Не все они предназначались для игры, выполняя зачастую сакральные функции. Лишь со временем, когда стала совершенствоваться технология изготовления, миниатюрные воины получили широкое распространение среди самых разных слоёв населения многих государств. В 17 веке, когда в Европе был бум оловянного производства, началось массовое изготовление фигурок предназначенных в первую очередь для детской игры. Законодателем моды стал тогда немецкий город Нюренберг, мастера которого придумали способ изготовления дешёвых плоских фигурок, отличавшихся в то же время высоким качеством и художественной выразительностью.

И в последующие столетия в европейских странах традиция производства миниатюрных солдатиков сохранялась и развивалась. Помимо игровых фигурок всё чаще многие мастера стали изготавливать настоящие произведения ювелирного искусства и скульптуры. Отметился в этом жанре даже знаменитый Карл Фаберже, мастерская которого изготавливала фигурки солдат русской армии из полудрагоценных и драгоценных камней и металлов.

И сегодня в мире продолжают существовать параллельно эти два направления: игровое и высокохудожественное, в изготовлении военно-исторической миниатюры, так теперь принято называть этот жанр современного искусства. А то, что лучшие миниатюрные фигурки являются настоящими произведениями искусства, не подлежит никакому сомнению.

Искусство военно-исторической миниатюры – очень трудоёмкое и кропотливое дело, требующее от мастера скрупулёзной точности не только в процессе лепки, формовки и отливки фигуры, но и, что самое главное, при её раскрашивании. Многослойная роспись, занимает не то что дни, а целые недели, и едва ли не месяцы кропотливого труда «на затаённом дыхании», пока, наконец, художником не будет подобрана для каждой фигурки реалистическая и исторически достоверная цветовая гамма мундира, кожи амуниции, человеческого лица и рук, и даже земли и травы.

Кроме того, что каждый мастер стремится добиться наибольшей художественной выразительности своей работы, он ещё обязан с максимально возможной точностью отобразить на фигурке мельчайшие детали обмундирования, вооружения и амуниции, в точности соответствующие реальным образцам, которые имели настоящие солдаты, настоящих армий самых разных стран и эпох. Поэтому, мастеру военно-исторической миниатюры, чтобы добиться исторической достоверности своих фигурок, приходится быть ещё и настоящим военным историком. Только тщательно изучив мундиры, награды, оружие, воинские уставы, тактику, традиции, и многие другие самые разные аспекты военной истории можно пытаться создавать реалистичную миниатюру.

В настоящее время почти во всём цивилизованном мире искусство исторической миниатюры переживает небывалый расцвет. Десятки и даже сотни выставок проводятся ежегодно, европейские и мировые конкурсы собирают тысячи участников, многие музеи основывают свои экспозиции исключительно на коллекциях исторических фигурок. Печатаются книги, выпускаются специализированные журналы десятков наименований, каталоги многочисленных фирм и фирмочек, тиражирующих тысячами фигурки самых лучших мастеров мира, работающих в бесконечно разнообразных жанрах этого искусства.

Всё это есть у них за рубежом, у нас же на Родине искусство военно-исторической миниатюры ещё живо только благодаря стараниям немногочисленных любителей-одиночек. Хотя приобщиться к этому творчеству сейчас может практически каждый, достаточно приобрести растиражированную промышленным образом фигурку, взять в руку кисть, обмакнуть её в краску, и … попытаться сотворить, в меру своей фантазии и терпения, что-нибудь ни на что не похожее.

Увлекаются собиранием солдатиков тысячи людей во всём мире, умеют их высокохудожественно расписывать уже только сотни, а создавать миниатюрные скульптуры, т.е. лепить в строгом соответствии с законами изобразительного искусства и военной истории, дано лишь единицам. Наши российские мастера по праву занимают далеко не последние места в этой мировой иерархии.

Нам остаётся только надеяться, что военно-историческая миниатюра , как жанр искусства, сочетающего в себе эстетическую и историческую значимость, возродится у нас по-настоящему, благодаря общим усилиям всех неравнодушных к истории и культуре своего Отечества.

Всё начинается с детства. Любовь к солдатикам тоже. Но они это всего лишь одна из составных частей более глобального увлечения человека историей своей Родины. Для кого-то солдатики всего лишь просто миниатюрные фигурки , облачённые в яркие мундиры , а для других – ещё и средство для более глубокого погружения в историю. Ведь создавая фигурки солдат далёких минувших эпох можно не только реконструировать материальную сторону их жизни, но и попытаться заглянуть во внутренний мир защитников Отечества.

Поделиться: