Бальмонта: из опыта анализа текста. «Снежинка» К.Д. Бальмонта: из опыта анализа текста Снежинка белая какая чистая смелая

К. Д. Бальмонт (1867 - 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика.

Первые 10 лет жизни провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.

Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.

Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта.

Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.

Снежинка

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Попробуем разобраться, как поэту удалось создать эту хрупкую красоту. Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста:

Бурною - резкий, стремительный.
Лазурную - цвет лазури, светло синий.
Веющим - дуть, обдувать дуновением.
Взметается - подниматься высоко кверху.
Лелеющем - нежить, заботливо ухаживать за кем-то.
Утешена - успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.
Звезда - геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае «звезда кристальная» - построенная в форме кристалла).

Данное произведение относится к роду - лирика, это пейзажная лирика. Главные образы в этом стихотворении - это образы природы. Автор использует характерный для пейзажной лирики психологический параллелизм , сравнивая снежинку с чем-то чистым, прекрасным. При прочтении стихотворения возникает ассоциация снежинки с душой новорожденного или ребенка раннего возраста, так как дети еще не успели в своей жизни нагрешить - они чисты.

Обращает на себя внимание, что Константин Бальмонт смог увидеть снежинку в потоке снега, индивидуализировав неодушевленный предмет, используя такое выразительное средство языка как олицетворение .

Главной героиней явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ. Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром. Ветер не только помогает снежинке достичь цели - земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая:

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Само стихотворение имеет неоднозначную эмоциональную окраску : проследив путь снежинки, читатель переживает за главную героиню, ведь вот-вот она может растаять, и улыбается, когда, достигнув цели, снежинка остается «пушистой», «смелой», «белой».

Название стихотворного произведения «Снежинка» наталкивает на мысль о том, что Бальмонт переживал в процессе написания прекрасное чувство , которое можно соотнести (сравнить) с чувством любви.

Чтение и анализ стихотворения Бальмонта вдохновили меня написать собственные строки:

Какие синонимы взяты…
Просты и красивы слова,
Ведь вроде снежинка - обычна,
Но здесь и смела, и чиста.

Прочитав у Бальмонта «Снежинку»,
Захотелось стихи написать,
Как чудесная белая льдинка
Пожелала на землю попасть….

С душою сравнима, кристальна звезда,
И ведь у Бальмонта бела и чиста…

Такая душа есть не у каждого в мире,
Ведь годы прошли - мы ее загрязнили.
В младенчестве чистой считаем ее,
Поэтому снежинкой ее назовем.

Для данного анализа пользовалась определениями из книг:
1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. - М: Рольф, 2000,
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок.60 000слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. - 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2008. - 976с.

3. Урок из газеты «первое сентября»

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальная,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Анализ стихотворения «Снежинка» Бальмонта

К. Д. Бальмонт родился в усадьбе Гумнищи, первые 10 лет жизни прожил в деревне. Отец поэта привил сыну любовь к русской природе, а мать обучила пониманию красоты музыки. Стихотворение «Снежинка» было написано в 1903 году. Именно в этот период написаны произведения, которые признаны самыми лучшими, которые создали ему имя.

Стихотворение «Снежинка» — это попытка автора погрузится в мир переживаний и ностальгии от увиденного зимнего пейзажа. Данные ощущения всегда вызывают восторг и чувство гармонии. Бальмонт эмоционально характеризует частицу зимнего пейзажа, спускающуюся на землю. Он выбирает одну из снежинок, придавая ей признаки, которые присущи живому миру. В этих моментах проявляется его внимательность и любовь к родному краю.

С самой первой строчки заметно особое отношение автора к частице снега. Он с особо нежностью и сочувствием изображает ее падение с неба. Благодаря поэтому, мы наблюдаем легкость и светлые оттенки снежинки. За счет пушистой поверхности объект стихотворения кажется мягким, структура напоминает звезду. Благодаря этим деталям взгляд останавливается на объекте стихотворения. Частица снега проделала большой путь, препятствием для нее была сила зимнего ветра. Зародившись высоко в небесах, она «дорогой бурной» медленно спустилась на землю. Ее хаотичные движения, неорганизованное направление зависит от потока ветра. Но автор наделяет снежинку смелостью, которая помогает ей «крутиться бешено».

При прохождении через неблагоприятные условия, она занимает положение на земле в первозданном виде.

Образу присущ прозрачный символизм. Ее можно прировнять к другим образам, которые преодолевают многие препятствия. В конце наблюдается покой и умиротворенность, что указывает на достижение цели.

В произведении преобладают олицетворения, с их помощью автор придал снежинке человеческие качества. Это выделило ее из массы подобных. Также проводится сравнение со звездами, имя в виду особенности геометрии снежинки. Также подчеркивается и легкость при падении. В стихотворении преобладают светлые тона и лазурные цвета.

К.Бальмонт с помощью образа снежинки передал свое отношение к наблюдаемому пейзажу и родному краю. Он подчеркнул неповторимость природы зимой. Благодаря яркому изображению непогоды в стихах, поэт превратил обычное явление в необычное событие. Вьюга из унылого явления становится предметом восхищения.

Стихотворение «Снежинка» написано К. Д. Бальмонтом в 1903 году. Это произведение литературы вошло в сборник «Только любовь», что позволяет предположить, что стихотворение не стоит рассматривать исключительно как пейзажное даже на уроке в 5 классе. Возможно, автор хотел показать, как чистая и прекрасная душа человека стремиться вниз, к другим людям (не зря автор использует эпитет «смелая»): «Не в высь лазурную – на землю просится». Ее цель – учить людей любви и чистоте. В этом и заключается ее смелость – упасть на землю, но остаться светлой и прекрасной.

Вглядываясь в текст стихотворения Бальмонта «Снежинка», поневоле удивляешься, как на первый взгляд странные сочетания слов дают выразительный эффект. Мы словно бы видим эту ослепительно-белую сверкающую и легко летящую снежинку, чувствуем ее радость, ее восторг. Этого поэт достигает использованием необычных эпитетов («светло-пушистая» и т.п.), метафор («звезда хрустальная»), восклицаний. Стремительность полета снежинки, ее кружения поэт показывает, используя очень короткие строки. Ее чистую и сияющую красоту автор подчеркивает почти в каждой строфе.

Светло-пушистая,
‎Снежинка белая,
Какая чистая,
‎Какая смелая!

Дорогой бурною
‎Легко проносится,
Не в высь лазурную,
‎На землю просится.

Лазурь чудесную
‎Она покинула,
Себя в безвестную
‎Страну низринула.

В лучах блистающих
‎Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
‎Сохранно-белая.

Под ветром веющим
‎Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,

Его качелями
‎Она утешена,
С его метелями
‎Крутится бешено.

Но вот кончается
‎Дорога дальная,
Земли касается
‎Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
‎Какая белая!

Поделиться: