Авиценна история жизни. Биография авиценны

Ибн Сина жил в неспокойную эпоху, и такой же переменчивой была его жизнь: годы благополучия сменялись годами скитания. В силу гениального дарования в различных областях и, прежде всего, медицины, он пользовался благосклонностью власть имущих, был видным государственным деятелем и советником крупнейших правителей, а при переменах во власти и политических потрясениях вынужден был спасаться от преследований то пешком, то верхом, и скитаться в поисках убежища по различным городам Средней Азии и Ирака; порой он кормился только врачеванием. Многие свои работы он писал в седле во время долгих переездов. Не раз его бросали в тюрьму, где он также написал часть своих сочинений.

В жизнеописании Ибн-Сины приводится история о пребывании его в заточении в крепости Фарджан, возведенной на высокой скале неподалеку от Хамадана для защиты подступов к столице. Комендант крепости страдал от глухоты, и глухота его все усиливалась. На третий день заключения Ибн-Сина осмотрел его уши, промыл их и вытащил серные пробки, после чего старик стал различать привычные звуки. В благодарность за исцеление он приказал освободить ученого от цепей, даже принес узнику бумагу из собственной канцелярии, чернильницу и тростниковое перо, и в заключении Ибн-Сина написал «Книгу о правильном пути», переделал «Книгу о коликах».

Ибн Сине пришлось побывать при дворах нескольких султанов и эмиров того времени, он был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане, поселился затем в Исфахане, но нигде не знал полного покоя, безопасности и умиротворения.

Так, в 1030 году, после захвата Исфахана Масудом Газневи все вещи Ибн-Сины были разграблены. Исчезла огромная энциклопедия, озаглавленная Китаб аль-Инсаф («Книга беспристрастных суждений», 28000 вопросов и ответов в двадцати томах), где он противопоставлял свою собственную философию, назаванную им «восточной философией» (хикмат машрикийа) произведениям других мыслителей, изобилующим трудностями и неувязками. Ему удалось восстановить лишь несколько фрагментов этого колоссального труда.

Преследуемый до конца жизни врагами и завистниками, он не имел семьи, и с подорванным здоровьем нашел смерть в пути – во время похода эмира Алаед-Дауда – в Хамадане в 1037 году, в возрасте 57 лет. Перед смертью он приказал раздать все свое имущество беднякам. Похоронен в Хамадане (Иран), где и сейчас находится его могила .

Трактаты Ибн-Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе. Всего произведений Ибн Сины насчитывается более двухсот.
Основной труд Ибн-Сины – энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 книгах) – обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, где изложена его система медицины, в главных чертах имеющая много общего с системой Галена.
«Канон врачебной науки» – одна из самых знаменитых книг в истории медицины. Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, «Канон...» оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст «Канона врачебной науки» был издан впервые в 1473 году, а арабский – в 1593 году (в 4-х томах в Риме). Существует множество переводов «Канона…» на латинский язык. Самый тщательный из них принадлежит Племию (Львов, 1658).
«Канон…» много веков был обязательным руководством для врачей, в том числе – в средневековой Европе, и выдержал около 30 латинских изданий.
Точная дата завершения работы над «Каноном...» не установлена. Предположительно, это 1020 год.

Свои медицинские открытия Ибн Сина изложил и в стихотворной форме в виде поэмы, причем сделал это с умыслом: в форме стиха наставления лучше воспринимаются и запоминаются потомками.
«Поэма о медицине» (Урджуза) , написанная рукой Ибн Сины, жива и сегодня. Она находится в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана (г. Ташкент). Это второй по объему и значимости медицинский труд Ибн Сины после знаменитого «Канона врачебной науки».

Из «Поэмы о медицине»: О пище и питье
« Хвалы достойна пища, если вновь
Она заменит и очистит кровь.
Полезна рыба непременно тем,
Кто обессилен, истощен совсем.
Остры и терпки лук, чеснок, горчица,
Но польза в них великая таится».

В «Трактате о пульсе» Ибн-Сина описывает боле 60 разновидностей простого и 30 видов сложного пульса, а также говорит об их диагностическом значении.

Любая книга, написанная Авиценной, содержит отдельные главы, посвященные вопросам частной и общей фармакологии. Он рассматривает свыше 3000 простых и сложных лекарственных средств, более 80% из них – растительные.

Ибн-Сину и поныне называют «бессмертным великим мыслителем Востока». Его открытия относятся не только к медицине, но и к философии, математике, поэзии и литературоведению.

В латинском переводе изданы и его философские сочинения. Особенное внимание схоластиков обратило на себя сочинение Авиценны о метафизике (служащее комментарием к метафизике Аристотеля). Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и другие – содержат также естественнонаучные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины.

Афоризм Авиценны: «О мудрости твердят: она бесценна,
Но за нее гроша не платит мир».

И еще один афоризм: «О том, что у тебя болит живот,
Больному говори – здоровый не поймет».


Об Ибн-Сине слагают легенды, рассказывают сказки, передают из уст в уста притчи.
Мы приводим здесь некоторые из них, напоминая на всякий случай, что народные сказания и предания обычно имеют мало общего с реальностью и не могут использоваться как факты биографии великого Учителя...

Ибн Сина краткая биография и интересные факты из жизни средневекового персидского ученого, философа и врача, представителя восточного аристотелизма изложены в этой статье.

Авиценна краткая биография

Ибн Сина, латинизированное имя которого Авиценна, родился в 980 году в селе Афтана. Свое первое образование он получил путем изучения богословия. Позже будущий ученый увлекся светскими науками – математикой, медициной и философией. Уже в возрасте 20 лет Авиценну знали как известного ученого.

После того как пали Сасниды в его родной стране, Ибн Сина путешествовал по дворам персидских князей, служа придворным лекарем. Он пользовался авторитетом среди европейских коллег-врачевателей. Итогом его врачебной деятельности стала фундаментальная работа, энциклопедия по медицине в 5 томах — «Канон медицины». Она вмиг стала популярной и переводилась на иностранные языки, на латыни он переиздавалась целых 30 раз.

Опасаясь стремительно развивающейся популярности Авиценны, мусульманские богословы все время пытались уличить его в атеизме и ереси. Кроме медицинского труда он писал естественно-научные и философские трактаты, стихи на фарси и на арабском языке. Основной темой его творчества были гимн просвещению, вечность материи, гимн науке.

Ибн Сина оказал огромное влияние на классическую иранскую, узбекскую, арабскую и еврейскую средневековую литературу. Самой знаменитой его повестью была повесть «Живой, сын Бодрствующего». Некоторые исследователи утверждают, что она влияла на создание Данте «Божественной комедии». Умер великий ученый в 1037 году.

Авиценна интересные факты

Родной язык Ибн Сины — фарси-дари. Это язык местных жителей Средней Азии. На нем философ и ученый писал газели – восточные четверостишья. Он говорил, что писал их для себя, для души.

Уже в возрасте 10 лет он понял, что в школе делать ему уже нечего. Авиценна полностью овладел арабским языком и фарси, грамматикой, стилистикой, поэтикой. Он обучался в гуманитарном классе. И это мальчик еще не начал изучать математику и медицину. А когда он приступил к их изучению, понял, что медицина – это легкая наука и что до 16 лет он освоит ее полностью.

В 10 лет мальчик знал священную книгу Коран наизусть.

Ибн Сина является создателем кружка, который назвал Академией Мамуна.

Авиценна открыл процесс перегонки эфирных масел.

Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане.

За свою жизнь он написал больше 450 книг. Из них 29 о науке, а вот остальные о философии и медицине. Но до наших дней дошли только 274 его трудов.

Самый влиятельный и известный в средневековом исламском мире персидский ученый Абу Али ибн Сина знаком миру под более простым и звучным именем - Авиценна. Современники на Востоке называли его духовным наставником, мудрецом. И это вполне объяснимо. Авиценна воспитал целую плеяду философов, был визирем. Сочетая в себе две эти ипостаси, он казался идеалом ученого.

Он полагал, что уйдет в небытие физически, со всеми своими свойствами, в том числе и внешним обликом, но тлена избежит разумная часть души. Слова оказались отчасти пророческими. Его труды из самых различных областей науки изучают по сей день, о нем снимают фильмы и пишут книги. Однако в одном он ошибся, ученым удалось воссоздать и его внешность по сохранившемуся черепу. Результат вы видите на фото.

Родился будущий философ и общественный деятель, врач и ученый в небольшом селении вблизи города Бухары (территория современного Узбекистана). Раннему раскрытию в мальчике интеллектуальных способностей способствовал отец (чиновник, проявляющий интерес к философии и науке). К десяти годам он настолько хорошо знал Коран, что, по словам из первоисточников, «ему диву давались».

Затем он овладел основами математики и мусульманского права. Дальнейшее обучение мальчик продолжил под контролем приехавшего в Бухару ученого Абу-Абдаллахома ан-Натили, поселившегося в их доме. Абу Али ибн Сина, биография которого может быть почерпнута из его книг, в скором времени удивил учителя и уже сам растолковывал ему некоторые понятия. Вскоре он принялся за самостоятельный штурм книг по метафизике и физике, и, по словам самого ученого, «в нем пробудилась тяга к медицине». Она не казалась ему сложной, и уже в 16 лет он консультировал опытных докторов и сам помогал пациентам, «открывая для себя новые способы лечения, ранее нигде не описанные». Слава о талантливом лекаре распространялась быстро, в 18 лет ибн Сина попал в эмирский дворец и получил открытый доступ к богатой библиотеке.

Странствия ученого

Годы активного учения сменились временем странствий, в которые окунулся Абу Али ибн Сина. Биография ученого в трудах историков указана в приблизительных датах. Так, он покинул Бухару после смерти своего отца в период между 1002 и 1005 годами. Он переезжает в город Гургандж, переживавший тогда в стороне от политических событий расцвет. Вся научная жизнь была сконцентрирована вокруг одного заведения - академии Мамуна, объединившей множество ученых. Именно к этому обществу и примкнул Авиценна. Известно, что он и его коллеги были абсолютно обеспеченны в мирском плане и жили дружно, наслаждались перепиской и научными дискуссиями.

В 1008 году ибн Сина был вынужден покинуть город. Причина крылась в отказе лекаря прибыть ко двору султана для проживания. Поступок молодого ученого привел его в ярость. Он дал приказ размножить его портрет и разослать во все края с предписанием о розыске и последующей доставке бунтаря в его дворец. Успеха предприятие не имело. Как известно, Авиценна завершил свои скитания в Джурджане (1012-1014 гг.). В этот период он создавал свои трактаты, начал работу над «Каноном врачебной науки».

Спустя время султан вновь предпринял попытки найти его, и ученый продолжил свои странствия дальше.

Жизнь в Хамадане

Абу Али ибн Сина, биография которого связана с постоянными странствиями, в попытке скрыться от поползновений султана оказался в городе Хамадане (современная территория Ирана). Здесь ученый провел почти десять лет, с 1015 по 1024 г. Это были весьма насыщенные событиями годы. Он активно занимался не только наукой, а также политическими и государственными делами. На пост визиря его привело знакомство и успешное лечение правителя Шамсада-Даули. Впрочем, в скором времени он вступил в конфликт с военной верхушкой и был свергнут. От казни его спас эмир, приняв компромиссное решение о высылке ибн Сины за пределы владений. В течение 40 дней лекарь скрывался. Однако случившийся с эмиром очередной приступ заставил его пересмотреть свое решение: срочно найти ученого, извиниться и вновь назначить на пост министра.

После смерти правителя к власти пришел его сын. Он предложил Авиценне вновь занять пост визиря, но тот отказался и вступил в тайную переписку с эмиром Исфахана, предложив ему свои услуги.

Жизнь в Исфахане

Расположенный на берегу реки Заянде и ныне иранский город Исфахан стал последним местом, в котором поселился Авиценна (Абу Али ибн Сина). Биография этого периода (1024-1037 гг.) богата на научные работы. Годы, проведенные при дворе эмира, являются наиболее плодотворными. Способствовало этому во многом увлечение наукой самого правителя. Именно в этот период философ и ученый написал, пожалуй, свой самый емкий труд - «Книгу справедливого разбирательства», насчитывавшую двадцать томов. Однако она исчезла во время одного из вражеских нашествий.

Свой жизненный путь Авиценна окончил в Хамадане, где и был похоронен. Умер он в возрасте 56 лет, после продолжительной болезни, в источниках упоминающийся как «колики».

Труды по медицине

Медицина - это основная сфера деятельности, в которой прославился еще при жизни Абу Али ибн Сина. «Канон врачебной науки» (на фото ниже) - серия книг (всего пять томов), написанная им в 1023 году, является одной из самых знаменитых. Именно по ней многие доктора Запада и Востока в 12-17-м веках изучали основы медицины.

В книге Авиценна предположил, что многие заболевания могут быть вызваны мельчайшими существами, которые в том числе портят воду и пищу, являются разносчиками. Он изучил ряд болезней, различив чуму и холеру, описал проказу и подчеркнул заразность оспы, а также осветил вопросы, связанные с хирургическими операциями, раскрыл тему «сложных» лекарств (более половины из них - растительного происхождения).

Ибн Сина также известен такими трудами, как «Трактат о пульсе», «О пользе и вреде вина», «Лекарственные средства», «Кровеносные сосуды для кровопускания», «Поэма о медицине», и многими другими (в общей сложности - 274 ценные рукописи).

Химия и астрономия

Известно, что Авиценна открыл процесс перегонки эфирного масла, а также умел получать серную, азотную и соляную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Ученый критиковал взгляды Аристотеля в области астрономии, утверждая наперекор о том, что звезды и планеты светятся своим собственным светом, а не отражают его от солнца. Он написал собственную книгу, которая содержала в том числе комментарии к труду Птолемея.

Образы в книгах и кино

Неудивительно, что для своих книг и фильмов многие писатели и режиссеры выбирают центральным персонажем такую личность, как Абу Али ибн Сина. Биография известного философа и врача богата трагическими событиями и поистине значимыми открытиями. Наиболее известным произведением является книга Ноя Гордона «Ученик Авиценны», опубликованная в 1998 г. и экранизированная в 2013-м Филиппом Штёльцлямом (кадры из фильма - на фото ниже).

К теме жизни ученого обратился и испанский писатель Э. Теодоро. Его роман называется «Рукопись Авиценны» и повествует об отдельных эпизодах жизни ибн Сины.

Могло ли быть что-то ценнее и полезнее в средневековом мире, чем то, что открыл медицине Абу Али ибн Сина? Биология, астрономия, механика, философия, литература, медицина, психология - науки, в которых он был блестяще осведомлен и образован. Кроме того, он обладал острым умом, и по словам современников, феноменальной памятью и наблюдательностью. Все эти качества и многочисленные работы увековечили память о персидском ученом в веках.

Ибн Сина -интересные факты биографии

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи
Авиценна

Его имя Ибн Сина, но в Европе зовут его Авиценна. Не злодей, не герой. Можно сказать: интеллектуальное чудо. А его жизнь – будто просматриваешь страницы «1001 ночи». Родился он в 980 г., умер – в 1037-м. Много ездил, жил в различных местах. Скончался где-то в Иране, там его и похоронили. Чем прославился этот человек в истории?

Великий медик, которого можно сравнить с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. А еще он занимался теорией музыки, и его познания в этом пригодились в эпоху Ренессанса. Трудно перечислить все его таланты. Порой природа являет свои чудеса, чтобы не забывали о ее могуществе, и тогда рождаются такие как Авиценна.

Микеланджело говорил, что «лучше ошибиться, поддерживая Галена и Авиценну, чем быть правым, поддерживая других». Такая оценка, скорей морального свойства, из уст великого гуманиста дорогого стоит. У специалистов ведется спор о количестве трудов Авиценны, при этом называются цифры и 90, и 456.

Вероятно, ему приписываются подделки, подражания – талантам всегда подражают. Самая гениальная из его книг – «Канон врачебной науки». Но и другие труды вошли в историю, стали классикой – «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Книга справедливого разбирательства»…

Он был предвестником гуманизма, ибо его учение о человеке – это учение о единстве тела и души. И когда – в XI столетии! Писал Авиценна как правило на арабском языке. Но это совсем не означает, что он – часть арабской культуры. Наверно, с самого своего рождения он принадлежал всему миру, труды его стали достоянием всех цивилизаций.

И все-же по сей день спорят, чей он. Туркестан, на территории которого он родился, Узбекистан, Турция – все эти страны считают Авиценну своим достоянием. В Турции вышла сравнительно недавно монография «Ибн Сина – великий турецкий ученый». Персы в ответ заявляют: «Он наш. Он у нас похоронен. Он был при дворах эмиров». Его присутствие ощущается и в европейской культуре – уже с XII столетия о нем шла молва. Это был человек с всемирной известностью. И таким он остается сегодня. Когда в 50-е годы XX века отмечалось тысячелетие со дня его рождения, весь мир участвовал в праздновании. О нем написаны огромные тома, ученые и сейчас пользуются его мыслями, а обычные люди учатся у него мудрости.

Откуда нам известно о человеке, жившем больше 1000 лет назад? От него самого и его любимого ученика. И это, как кажется скептикам, дает почву для сомнений в его гениальности. Совершенно беспочвенный скептицизм! Потому как молва, начиная с XI столетия бережно хранила память о его талантах, что и дало основание называть его гениальным ученым. До наших дней дошли рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним более 20 лет жизни.


Он сопровождал своего учителя, ведь Авиценна был бесконечный странник. Нигде не задерживаясь долго, он шел по земле, пытаясь как можно больше увидеть, узнать и понять. Гудящая, волнующая, одуряющая красками, запахами, звуками, безотчетно меняющаяся жизнь притягивала его, становясь не только мукой, радостью или печалью, но и предметом изучения. Он рассматривал ее будто под увеличительным стеклом и видел то, что не видели другие. Попробуем понять, почему в X столетии могло появиться такое чудо, как Авиценна.

Напомним, что X столетие – это время крещения Руси, на престоле Владимир Святославич, четвертый русский князь. А там, на Востоке, – Возрождение. Что возрождалось? Да примерно то же, что и в Европе во времена Каролингского Возрождения IX–X веков. Тогда при дворе Карла Великого, при дворе германских императоров Оттонов впервые после войн и хаоса Великого переселения народов интеллектуальная элита обратилась к истокам своей культуры, к античности, к рукописям – греческим, римским.

И приблизительно то же самое было на Востоке. В том культурном контексте, который породил Авиценну, сплелись местные традиции с наследием античным, образуя особый эллинистический вариант синтетической культуры. Авиценна родился близ Бухары.

Известно, что по этим местам, чуть северней, прошел великий . Именно в Согдиане он устроил знаменитые 10 000 браков своих полководцев и воинов с местными восточными женщинами. Любопытно, что лишь Селевк, один из сподвижников Македонского, сохранил свой брак и именно ему досталась самая большая часть державы. Вот эта держава Селевкидов и стала в IV столетии до н. э. носительницей эллинистической культуры, впитав античность.

С 64 года н. э. эти края стали римской провинцией. А Рим, как известно, – прямой наследник античной греческой или эллинистической культуры. С III века стала формироваться Восточная Римская империя – Византия, которая находилась в тесном торговом и культурном взаимодействии с Востоком. Так сплетались различные культурные корни, но получалось, что все они испытали влияние античности. Как результат именно здесь и оказались истоки будущего восточного Возрождения.

Авиценна был не один. Персидский Восток – родина Фирдоуси, Омара Хайяма, Рудаки. В действительности в поэзии, литературе, архитектуре и медицине людей выдающихся, знаменитых было много.

Авиценна (его полное имя – Абу Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина) появляется на свет в богатой семье. Отец, Адаллах ибн-Хасан, был сборщик податей. Не самая уважаемая профессия, так сказать, мытарь. Но при этом богат, образован, видимо, неглуп. Известно, что умер отец Авиценны своей смертью, никто его не убил, не зарезал за злодеяния. Мать Ситара (что означает «звезда») родом из небольшого селения близ Бухары Афшана. В этом селении и родился Авиценна. Так звезда родила звезду.

Его родным языком был фарси-дари – язык местного населения Средней Азии. На фарси он писал четверостишья – газели, как их называли на Востоке, – по его выражению, для «отдохновения души».

Городок, где он родился, был оживленный, с большим шумным базаром, куда стекалась уйма народа. Там были больницы и школа, в которой мальчик начал учиться, вероятно, лет с пяти, потому как к его 10-ти годам выяснилось, что в школе ему уже делать нечего. Там изучали языки – фарси и арабский, грамматику, стилистику, поэтику, Коран, который Авиценна к 10 годам выучил наизусть. Это был так называемый гуманитарный класс. Мальчик еще не приступил к изучению ни математики, ни тем более медицины. Позднее он скажет: «Медицина – очень нетрудная наука, и к 16-ти годам я ее освоил полностью».

Конечно, в его словах возможно усомниться – мало ли что говорит о себе человек? Но 17-ти летнего Авиценну ко двору призывает сам эмир, прося исцелить от серьезной болезни. И Авиценна ему на самом деле помог. Необыкновенный был мальчик.

В доме его отца собирались ученые люди, исмаилиты – представители одного из течений в исламе. Их рассуждения были очень похожи на ересь, в последствии их и признали еретиками. Они хотели очистить Коран от невежественных наслоений, призвав на помощь философию. Опасное занятие. Маленький Авиценна присутствовал при этих беседах, но повзрослев, не принял исмаилитский образ мышления. А вот его брат увлекся этими взглядами. Авиценна же официально остался в рамках ортодоксального ислама, хотя ортодоксом никогда не был.

Итак, к 10-ти годам в школе ему делать было особо нечего. И вот – счастливый случай! Отец узнает, что в Бухару приезжает известный ученый тех времен Патолли, тут же поехал к нему и уговаривает поселиться в его доме. Он обещает кормить его, хорошо содержать и вдобавок платить ему жалованье с условием, что ученый будет заниматься с мальчиком. Патолли дал свое согласие, и занятия начались.

Очень точно сказал о годах своей учебы сам Авиценна: «Я был лучшим из задающих вопросы». И опять ему можно верить, занятия с Патолли это подтверждают. Очень скоро ученик стал задавать седобородому учителю такие вопросы, на которые тот ответить уже не мог. А в скором времени Патолли сам начал обращаться к Авиценне, к маленькому Хусейну, за разъяснениями самых трудных мест из Евклида и Птолемея, и они уже вместе искали ответы.

В 15–16 лет юноша начал учиться сам. Его озадачила книга Аристотеля «Метафизика», которую там, в далекой Средней Азии, перевели на несколько языков и неоднократно прокомментировали. Авиценна рассказывал, что он не мог постичь эту книгу, хотя, читая много раз, почти смог выучить ее наизусть. Судя по его рассказам, а после по воспоминаниям его учеников, чтение и письмо были основными занятиями его жизни, и он наслаждался ими, являя собой тип высочайшего интеллектуала, которых временами порождает человечество.

Об аристотелевском сочинении молодой человек узнал абсолютно случайно. Как-то раз на базаре, рассказывает сам Авиценна, когда он бережно перебирал свитки, книги, рукописи, книготорговец вдруг сказал ему: «Возьми вот это замечательное произведение, комментарии к “Метафизике” Аристотеля некоего Фараби, восточного мыслителя, философа. Посмотришь, какое это сокровище».

Юноша схватил эту книжку, это было то, что он подсознательно желал найти. Авиценна был поражен, ему открылось то, над чем он сам тщетно бился. Тогда-то он и назвал Аристотеля своим учителем, проникся его представлениями о мире, мыслью о единстве и целостности бытия, сознания и духа, воспринял аристотелевские идеи о форме нашей земли, ее устройстве.

И 16-ти летний парень стал заниматься… медициной. Разумеется, напрямую «Метафизика» Аристотеля к этому не толкала, а косвенно – да. Может быть, мысль Аристотеля о единстве материального, телесного и духовного оказалась для Авиценны определяющей, до такой степени важной, что привела его к делу всей жизни.

Когда Авиценна смог вылечить эмира Бухары, тот позволил ему пользоваться своей библиотекой. Надо заметить, что Авиценна лечил бесплатно, и награды более ценной для него не было. Книги, рукописи и свитки хранились в сундуках, в каждом – по какому-то одному предмету или науке. И сундуки эти занимали много комнат. В городе поговаривали, что он попросту с ума сошел от счастья.

В своих воспоминаниях Авиценна писал, что «видел такие книги, которые потом не видел никто». Почему? В скорости библиотека сгорела. И злые языки распускали слухи, что это он, Авиценна, сжег библиотеку, что бы никто больше не прочел эти книги и не мог сравниться с ним в мудрости. Трудно придумать большей глупости! Книги были для него святыней. Как мог он сжечь их!

С 18-ти лет Авиценна абсолютно осознанно посвятил свою жизнь занятию наукой. Он много писал, и слава о нем крепла. В 20 лет его приглашают на постоянную службу к хорезм-шаху Мамуну II в Хорезм. Мамун II был одним из лучших представителей сильных мира сего и, безусловно, лучший из тех, кого на своем пути повстречал Авиценна. Этого правителя возможно сравнить, пожалуй, с Лоренцо Великолепным. Он тоже собирал при дворе выдающихся людей, приглашал их отовсюду и не скупился в деньгах, считая развитие культуры и науки делом первостепенным.

Он, так же как Лоренцо, создал кружок, который назвали Академией Мамуна. Там проходили постоянные диспуты, в которых принимали участие многие, в том числе и Бируни, но побеждал как правило Авиценна. Слава его росла, он много работал, его почитали, признавая во всем его авторитет. Он был счастлив.

И вот тут на его жизненном горизонте появилась роковая фигура – султан Махмуд Газневи, создатель Газневийского султаната. По происхождению он был из числа гулямов, так называли рабов-воинов тюркского происхождения. Вот уж действительно из рабской грязи – в большие князи! Такие люди отличаются особой спесью, обостренным честолюбием, своеволием, распущенностью. Узнав, что в Бухаре собран цвет культуры, Махмуд пожелал, чтобы весь этот ученый круг был отдан ему. Правитель Хорезма получил приказ: «Немедленно всех ученых ко мне» – туда, в Персию, в нынешний Иран – ослушаться было нельзя.

И тогда правитель Хорезма сказал поэтам и ученым: «Уходите, бегите с караваном, ничем больше я не смогу вам помочь…» Авиценна со своим другом тайком ночью бежали из Хорезма, решив перейти через Каракумскую пустыню. Какое мужество, какое отчаяние! Ради чего? Чтобы не пойти в услужение к Махмуду, чтобы не унизиться и показать: ученые не прыгают по команде, как дрессированные обезьянки.

В пустыне его друг умирает от жажды – не перенеся перехода. Авиценна смог выжить. Теперь он вновь оказался в Западном Иране. Некий эмир Кабус, сам блестящий поэт, собравший вокруг себя замечательное литературное созвездие, радостно принял Авиценну. Как похожи между собой деятели Возрождения, будь то в Италии или на Востоке! Для них главное – жизнь духа, творчество, поиски истины. На новом месте Авиценна стал писать свой величайший труд «Канон врачебной науки». Жил он в купленном для него доме – казалось бы, вот оно, счастье!

Однако жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он снова ушел, вновь начал странствовать по землям нынешнего Центрального Ирана. Почему не остался у Кабуса? Среди своего круга людей, в своем доме, не зная нужды и гонений?

Около 1023 года он останавливается в Хамадане (Центральный Иран). Вылечив очередного эмира от желудочного заболевания, он получил неплохой «гонорар» – его назначили визирем, министром-советником. Вроде бы, о чем еще можно мечтать! Но ничего хорошего из этого не вышло.

Дело в том, что к службе он отнесся честно, тщательно вникал в детали и, как человек чрезвычайно умный и образованный, начал делать реальные предложения по части преобразования системы правления и даже войска – вот что поразительно! Но предложения Авиценны оказались абсолютно не нужными окружению эмира. Там были свои министры обороны! Среди придворных начали плести интриги. Появилась зависть и злоба – ведь врач всегда так близок к правителю!

Дело начало принимать плохой оборот, стало понятным, что он в опасности. Какое-то время он скрывался у друзей, но ареста он избежать не смог. А тут сменился правитель, и сын нового правителя захотел иметь Авиценну около себя – слава его была очень велика, а практические медицинские умения хорошо известны. Он провел в тюрьме четыре месяца. Заточение его не было безнадежно тяжким, ему было разрешено писать. Выйдя на свободу, он вместе с братом и своим преданным учеником снова пустился в путь. И оказался в глубинах Персии, Исфахане.

Исфахан – крупнейший город того времени с населением около 100 000 человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Опять его окружает культурная среда, вновь проводятся диспуты, снова течет сравнительно спокойная жизнь. Тут он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, временами освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина…

Авиценна торопился. Как врач и мудрец он знал, что ему немного осталось жить и потому спешил. То, что он постигал тогда, в те давние времена, кажется невероятным. К примеру, писал о роли сетчатки глаза в зрительном процессе, о функциях головного мозга как центра, куда сходятся нервные нити, о влиянии географических и метеорологических условий на человеческое здоровье. Авиценна был убежден, что существуют невидимые переносчики болезней. Но каким зрением он мог их увидеть? Каким?

Он говорил о возможности распространения заразных болезней через воздух, сделал описание диабета, впервые отличил оспу от кори. Даже простое перечисление того что он сделал вызывает изумление. При этом Авиценна сочинял стихи, написал несколько философских произведений, где ставил проблему соотношения материального и телесного. В поэзии Авиценны очень емко выражено его стремление видеть мир единым, целостным. Вот его четверостишие в переводе с фарси:

«Земля есть тело мироздания, душа которого – Господь. И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть. Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь. Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире – ложь».

Какие удивительные, глубокие и серьезные мысли! И какие грешные. Бога он понимал по-своему. Бог – творец, Он этот мир сотворил. И на этом, как считал Авиценна, Его миссия закончилась. Думать, что Господь повседневно следит за мелочной суетой людей, принимает участие в их жизни, – это варварство. В этом были убеждены древние греки. Но Авиценна высказывает и еще более еретическую мысль: творение Бога было предначертано некой сверхбожественной силой. Что это за сила? Что имел в виду Авиценна?

Может быть, уже тогда он задумывался о космосе? Таким людям, как он, подобные глубокие мысли были свойственны.

После того как Авиценне удалось бежать через пустыню, он долго скрывался от султана Махмуда. Правитель упорно разыскивал беглеца и даже разослал в 40 экземплярах что-то вроде листовки или предписания с рисунком, изображающим Авиценну. А судя по тому, что удалось реконструировать по его черепу, он был красавец, без каких-то особо ярко выраженных восточных, азиатских или европейских черт. Махмуд так и не смог вернуть Авиценну (Ибн Сина).

Преемник султана Махмуда Масуд Газневи в 1030 г. послал свое войско к Исфахану, где был Авиценна, и учинил там полный погром. Авиценна пережил настоящую трагедию: был уничтожен его дом, пропали многие его труды. В частности, навсегда исчез труд в 20 частях «Книга справедливости». Это была одна из последних его книг. Возможно, как раз в ней содержались его итоговые, самые глубокие мысли. Но мы о них, как видно, уже никогда не узнаем.

Не станут нам известны и обстоятельства его личной жизни – об этом нет упоминаний в воспоминаниях учеников или просто современников. Он писал о женщинах стихи, воспевающие красоту, гармонию и совершенство. И это – все.

Умер Авиценна (Ибн Сина) в военном походе, сопровождая эмира и благодетеля своего Алла Аддаула. Как врач, он знал, что его организм исчерпал себя, хотя ему было только 57 лет. Раньше он неоднократно лечил себя и излечивал. На этот раз Авиценна знал, что умирает, и потому сказал ученикам: «Лечить бесполезно». Похоронен он в Хамадане, там сохранилась его гробница. В 50-е г. XX века она заново была отстроена. Вот слова Авиценны перед смертью, переданные нам, потомкам, его учениками:

«Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали»

И это сказал человек, с восторгом посвятивший познанию всю свою жизнь, энергию, молодость и здоровье.

О мудрости твердят: она бесценна, Но за нее гроша не платит мир.

Авиценна (Абу Али ибн Сина).

Персидский врач, учёный, философ и поэт Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (латинизированное имя - Авиценна) родился в с. Афшана, близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране, изучал в Бухаре математику, астрономию, философию и медицину, занимал должности врача и везира при различных правителях.

Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца — чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида, медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг «Академии Мамуна», объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-1024 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла.

Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой «Теологии Аристотеля» (извлечения из 4-6 разделов «Эннеад» Плотина). Главная философская работа Ибн Сины - энциклопедический труд «Книга исцеления» - состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). В сокращенном изложении философские идеи «Книги исцеления» содержатся в «Книге спасения». «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел «Канон врачебной медицины». Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи).

Симптомы общие определить есть средство

Одно – исследовать мозг, печень, сердце.

Из благородных органов они

Важнейшие – и важность их цени.

Авиценна. Из книги "Поэма о медицине".

Поделиться: