Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Зима. И.З. Суриков "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении " план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему Иван захарович суриков зима описание
Иван Захарович Суриков (1841 - 1880)
К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова. Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…» Под редакцией Зубаревой Е.Е. - М. Просвещение, 1989, - с.139 и другие. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сих пор входит в репертуар певцов. Художественному мастерству Суриков учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Шевченко, Никитина. Вместе с этим Суриков использует неисчерпаемые богатства образов и языка из русского поэтического народного творчества, придавая народным песням новое поэтическое оформление, ритмичность и звучность.
Пейзаж в стихотворении «Зима»
Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи. Такое стихотворение «Зима». Оно было написано в начале 1880 года, уже в конце творчества поэта. Название стихотворение определяет его тему - о зиме, описывается прекрасная пора.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
Эпитеты, сравнения создают удивительную картину зимнего дня. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и другие), не усложняют поэтической картины. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима.
Шипящие звуки («пушистый», «кружится») помогают услышать, как падает снег, затем наступает полная тишина. Как будто все замерло, умерло, заснуло. Все части речи представлены в стихотворении в равной степени: глаголы создают имитацию движения, существительные и прилагательные - состояние покоя.
Предложения с однородными членами показывают быстро сменяющуюся картину: только что было все черным-черно, а теперь пошел снег. Он укрыл поле, лес. Мы понимаем, что скоро наступит зима. Многоточие предполагает длинную паузу.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Сначала когда читаешь это стихотворение настроение спокойное, безэмоциональное, а затем радостное. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку - особенно ждут снега дети.
В этом стихотворении герой радуется зиме:
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Лирическому герою не страшны морозы, ведь его изба теперь защищена, «он теперь покоен».
Зима - это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым.
Пейзаж в стихотворении «Детство»
В конце 1865 года Суриков написал стихотворение «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»). Поэт нарисовал картину детских зимних забав: ребятишки катаются на санках, слушают сказки. Поэту дороги далекие годы, и он с добрым чувством припоминает подробности своих детских игр.
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья- мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
пейзажная лирика русский поэт
Очень смешная, но в то же время грустная картина. Когда «поднялась вьюга», он весь прозяб и идет домой. Лирический герой сидит на печке и слушает бабушкины сказки «Как Иван-царевич птицу-жар поймал…».
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепк Сладкий сон смежит.
Вот какая типичная интересная история из детства. С каждым такая была, наверное. Здесь изображается природа в отношении с ребенком. Чувство, с каким написано стихотворение, понятно детям.
В стихотворении поэт использовал много средств художественной выразительности: «… уж село солнышко давно…», «руки не согнешь,…», «зимний вечер длится, длится без конца…», «сердце так и мрет» и другие.
Помогите сделать Письменный анализ стихотворения ко стихотворению И. З. Суриков зима
- Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Вс стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Вс его одело... Тмный лес, что шапкой принакрылся чудной Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. .Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы. - Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Вс стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Вс его одело... Тмный лес, что шапкой принакрылся чудной Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. .Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы. - 4 благиатора собрались вместе. сами ничего не можете придумать
- красивая у вас получился анализ из стихотворении
- Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Вс стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Вс его одело... Тмный лес, что шапкой принакрылся чудной Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. .Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы. - Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Вс стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Вс его одело... Тмный лес, что шапкой принакрылся чудной Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. . Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы. - 2 плагиата вот так ржака
- Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Вс стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Вс его одело... Тмный лес, что шапкой принакрылся чудной Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. .Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы.
Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Зима»;
развивать навык правильного выразительного чтения, умение анализировать стихотворение;
обучать пониманию поэтической речи, правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворении; находить рифмующиеся слова.
Оборудование : карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Сурикова, его портрет, аудиозапись.
Ход урока
I .Организационный момент
II .Речевая разминка
Умные совята
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
И. Котляр
Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)
Прочитайте с интонацией удивления (еще: с вопросительной интонацией, сердито, радостно).
III . Проверка домашнего задания
Проверить план к стихотворению И. Сурикова «Детство», чтение понравившихся эпизодов.
IV .Введение в тему .
Сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение Ивана Сурикова.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни взглянешь,
Все кругом светло,
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы,
Дремлет лес:
Ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит,
Да взмахнет порою
Птичка под кустом,
Да, жужжа, повьется
Пчелка над цветком,
Да золотокрылый
Жук лишь прошуршит, -
И опять все тихо,
Все кругом молчит.
Хорошо!.. И если б
Пруд не призывал,
Долго бы весною
В поле простоял.
Понравилось стихотворение? Стало вам тепло? Суриков писал о поздней весне. Если вам захотелось прочитать другие его стихи, найдите их в библиотеке или дома. Обязательно почитайте.
V. Физкультминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
VI .Подготовка к восприятию стихотворения.
1. Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.Сурикова «Зима», но сначала давайте посмотрим на слова, которые будут встречаться в тексте, и объясним их значение.
Пелена, крестьянин, стужа, изба.
2.Чтение стихотворения учителем.
3. Работа над анализом стихотворения.
Памятка для анализа.
Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?
Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого стихотворения?
В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
Какие строчки показались тебе наиболее образными?
Какие рифмы показались самыми необычными?
Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
Как ты думаешь при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
Прочитайте, как крестьянин готовился встретить зиму.
Почему поэт называет сани - санишки?
Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении.
4.Выразительное чтение стихотворения
5. Сравнение в стихотворении
С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что дает нам такое сравнение?
Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение,метафоры, эпитеты.
Олицетворение (олицетворить ) - выразить, представить в образе живого существа.
Метафора - оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения, метафоры, эпитеты.
VII . Рефлексия
Прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года. Зима».
VIII .Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима».
Ответ оставил Гость
Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело... Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной… Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. . Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Анализ стихотворения И.З.Сурикова «Зима» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе
2 слайд
Описание слайда:
проверить уровень знаний творчества И.З.Сурикова, степень понимания стихотворения «Зима», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:
3 слайд
Описание слайда:
К числу авторов, которые в своих произведениях воспевали сельскую жизнь, можно отнести и Ивана Захаровича Сурикова (1841 – 1880), имя которого в наши дни, к сожалению, незаслуженно забыто. Творческое наследие этого поэта, который родился в семье крепостного крестьянина, невелико, однако многие его произведения до сих пор на слуху у читателей, так как отличаются простотой слога, особой мелодичностью и удивительной яркостью образов. В русской литературе 19-20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Александрович Есенин и Николай Алексеевич Некрасов. Иван Захарович Суриков (1841 – 1880)
4 слайд
Описание слайда:
Настоящим шедевром является стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти Сурикова, который скончался в нищете, однако до самого последнего момента не утратил способности восхищаться окружающим миром и находил его совершенным даже вопреки тому, что судьба не проявляла к этому автору особой благосклонности. Тем не менее, поэт никогда не жаловался на жизнь и был убежден в том, что ему выпал счастливый жребий – быть поэтом. Иван Захарович Суриков (1841 – 1880)
5 слайд
Описание слайда:
Иван Захарович Суриков «Зима»(1880) Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы - И зима настала.
6 слайд
Описание слайда:
К какому типу лирики относится данное стихотворение? тема природы Какая тема стихотворения является ведущей?: пейзажная лирика снегопаду Какому природному явлению посвящены первые стихотворные строки?
7 слайд
Описание слайда:
Снегопад укрывает землю белым и пушистым одеялом, преображая мир, делая его чище и светлее. От этих строк веет спокойствием и умиротворением, а также предвкушением праздника, который обязательно настанет уже хотя бы потому, что зима вступает в свои законные права. Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Всё его одело.
8 слайд
Описание слайда:
В какой строчке стихотворения автор показывает торжество наступления зимы? Приход зимы поэт описывает весьма просто и лаконично – «вот пришли морозцы - и зима настала». Однако в этой простой фразе заключена философская мудрость бытия, смысл которого сводится к тому, что все мы подчиняемся законам природы. Поэтому любые перемены в окружающем мире следует воспринимать с радостью и получать удовольствие от каждого мгновения жизни, которое наполнено удивительным очарованием для тех, кто умеет ценить простые человеческие радости. Вот пришли морозцы - И зима настала.
9 слайд
Описание слайда:
На сколько частей можно композиционно разделить данное стихотворение? В первой части раскрываются отношения зимы и природы Стихотворение чётко делится на две части Во второй части раскрываются отношения зимы и человека Наступления зимы ждала природа, люди. Для природы зима – время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза.
10 слайд
Описание слайда:
Какие изобразительные средства языка использует автор в своём стихотворении? СРАВНЕНИЯ: Эпитеты: ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: «божьи дни», «заснул крепко, непробудно» «снег кружится», «лес принакрылся» «точно пеленою», «что шапкой» Каким размером стихотворение? трёхстопный ямб
11 слайд
Описание слайда:
Настроение вызывает стихотворение Сурикова? Стихотворение «Зима» вызывает грусть – природа заснула, и голоса птиц затихли до весны, солнышко дарит все меньше тепла – оно тоже словно впало в спячку.
12 слайд
Описание слайда:
Иван Суриков, который большую часть своей жизни провел в деревне, не перестает удивляться красоте «тёмного леса», который за одну ночь обзавелся роскошной и пышной шапкой из снега, белым полям и коротким дням, на смену которым приходят длинные зимние вечера, наполненные особым очарованием. Иван Захарович Суриков «Зима»(1880)
13 слайд